Научная статья на тему 'Интервью с В. П. Крапивиным и комментариями Л. А. Крапивиной'

Интервью с В. П. Крапивиным и комментариями Л. А. Крапивиной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КАРАВЕЛЛА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с В. П. Крапивиным и комментариями Л. А. Крапивиной»

АНКЕТА ДЧ

Мы публикуем интервью с Владиславом Петровичем Крапивиным, известным писателем, организатором и многолетним руководителем отряда «Каравелла» (создан в 1961 году и существует до настоящего времени в Свердловске-Екатеринбурге). Комментарии к интервью сделаны Ларисой Александровной Крапивиной, командором отряда «Каравелла», кандидатом педагогических наук, автором диссертации «Воспитательная система разновозрастного объединения как средство социального развития личности подростков (на материале отряда «Каравелла» и движения разновозрастных объединений России)».

— Что возникло раньше — отряд «Каравелла» или повести?

В. К.: Сначала, конечно, были повести. Первая — в 1957 г. Отряд же возник в 1961. Не думаю, что это как-то взаимосвязано: независимо от того, стал бы я писателем или нет, был бы дворником или астрономом, все равно я работал бы с детьми. Некоторые ребята, с которыми начинал работать, были достаточно агрессивны даже в играх. Стоило большого труда отучить их от привычки во время игры нападать сзади, валить человека на землю, бить лежачего. Приходилось перестраивать все мировоззрение. А на основе чего можно было это сделать? Только на основе показа других норм, других отношений, другого понимания жизни. Они должны были ощутить разницу, почувствовать ее, захотеть жить по-другому. А как это сделать? Ни в каких книгах об этом не рассказывалось. Вот и искал все интуитивно. Раз я был писатель, то начал рассказывать сказки и сочинять истории про других ребят, которые, конечно же, были похожи на настоящих. А ребятам понравилось. Они увлеклись, включились, поддержали. Дальше сказка стала явью, потому что мы верили, что «рождены, чтоб сказку сделать былью».

Л. К.: Поскольку в педагогику и литературу Владислав Крапивин пришел почти одновременно (в начале 1960-х гг.), постольку, на наш взгляд, педагогические идеи командора В. Крапивина неразрывно связаны с его литературно-публицистическим наследием и результатами практической педагогической работы

как создателя и руководителя разновозрастного объединения отряда «Каравелла». Авторы первых критических статей, такие, как Ю. Дюжев, Э. Бояршинова, Л. Юнина, Е. Спехов, Н. Кузин неоднократно отмечали неразрывную связь литературного труда молодого писателя с его педагогической деятельностью. На подобное объединение обращали внимание многие, кто встречался с В. Крапивиным. В частности, писатель С. Баруздин одним из первых обратил внимание на то, что, организованный в 1961 г. детский юнкоровский отряд, который с 1968 г. носит название «Каравелла», стал реальным воплощением в жизнь педагогических идей автора (Баруздин С. Заметки о детской литературе. М.: Дет. лит., 1975. С. 258). Добавим, что у командора всегда хорошо получалось писать воспитывающие книги и воспитывать реальных детей при помощи художественных образов своих героев.

— Создавался ли отряд как организация, альтернативная школе?

В. К.: Конечно же, нет. Организация как таковая не создавалась вовсе. Просто собрались вместе ребята, постепенно возникли свои принципы, правила. Никогда не было мысли создать организацию, нам просто было интересно собираться на чердаке, делать записи в вахтенном журнале, фехтовать. Как-то не до школы было, если честно. О ней вообще почти не думали. Тексты же возникли сами по себе. Мне просто было интересно писать книги для ребят без противопоставления школьной литературе, и уж точно без полемики с ней.

Л. К.: «Каравелла» — это не альтернатива школе. Это новая школа. Иное бытие. Место, где сказка, романтика, мечта объединяются с реальностью. Своеобразное параллельное пространство, противопоставленное серой обывательской действительности. Школа жизни, основанная на гуманистическом мировоззрении, социальном творчестве и гражданской ответственности. Потому что гуманизм признает ценность человека как личности, независимо от возраста, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В период, когда шло становление отряда, сами идеи, которые транслировались автором, воспринимались, как утопические, альтернативные, непривычные, революционные иллюзии. Именно поэтому появлялись мифы, что отряд противопоставлен школе. Школу и отряд не стоит сравнивать, потому что это разные социальные институты. школа — институт социализации, а «Каравелла» — институт самореализации.

— На какой жанр, тип текстов Вы опирались, чтобы воспитать набор определенных качеств в воспитанниках?

В. К.: Ни на какой тип текстов никогда не опирался. Ну просто не было такой задачи: воспитать юное поколение по каким-то канонам, по жестокой системе. Показателем для меня была реакция читателей: главное, чтобы им было интересно, чтобы им нравилось. А что должны при этом воспитывать эти книги — об этом я не думал. Просто писал так, как чувствую и думаю сам. А из литературных наставников, пожалуй, стоит выделить Паустовского. Мне всегда нравилось восприятие им окружающего мира: природы, людей, поступков. Я учился у него писать.

Л. К.: В «Каравелле» книги Владислава Крапивина всегда значили очень много. В то же время, они никогда не были какой-то догматической литературой по воспитанию или педагогике. Это не методические указания, а живая проза, в которой герои в чем-то очень похожи на ребят, которые занимаются в отряде, а в чем-то принципиально отличаются. Кроме того, В. Крапивин — мастер высокого уровня, поэтому автор очень комфортно чувствует себя в жанровом пространстве романа, повести и рассказа.

— Чем Вы объясняете свою популярность?

В. К.: Если она вообще есть, значит, читателям просто нравится мое творчество. Многие из них говорят, что мои книги помогают им жить в трудных ситуациях. Это не может не радовать.

Л. К.: Во-первых, Владислав Крапивин — выдающийся талантливый прозаик, поэт и педагог. Герои его книг вселили надежду многим миллионам читателей, поверившим, что «чудеса делают люди», что «в детстве летают многие» а «параллельные пространства существуют рядом». Во-вторых, его многочисленные хобби и увлечения (яхтинг, фехтование, кино-фотосъемка, рисование, дизайн помещений и др.) показывают, что при желании в любом из названных направлений автор смог бы достигнуть не меньших успехов, чем в педагогике или литературном творчестве. В-третьих, и в жизни, и на страницих своих книг он всегда отстаивал принципы гуманизма, сострадания и подвижничества. Особо важно подчеркнуть, что за все время активного руководства разновозрастным отрядом «Каравелла» (1961-1991) В. Крапивин никогда не стремился занять какие-либо официальные статусные должности, осуществляя воспитательную работу с ребятами, как волонтер (на общественных началах), не получая никакой заработной платы от государства. Показывая всей своей работой пример альтруизма и меценатства. Неоднократно

248

интервью с в. п. крапивиным

автор вкладывал часть своих заработанных личных гонораров и сбережений в обеспечение жизни детского сообщества, делал это исключительно по долгу совести, как гражданин своей страны. Без пафосной напыщенности, ожидания благодарности, стремления к почестям или наградам. Конечно, такая позиция кого-то напрягала и настораживала, кого-то восхищала и вдохновляла. Одно точно: никого, кто знал и знает Крапивина, она не оставляла равнодушной.

Интервью взяла Д. Крапивина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.