Научная статья на тему 'Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия'

Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1190
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ СТЕРЖЕНЬ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ НЕВИДИМЫХ АКТИВОВ / ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ / ДОБРОВОЛЬНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ДИСЦИПЛИНА / СВОБОДА ВЫБОРА / МАССОВАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крапивина Лариса Александровна

Статья посвящена пятидесятилетнему периоду существования детской организации, созданной известным писателем Владиславом Крапивиным. На примере деятельности экспериментального пионерского отряда «Каравелла» обозначены способы системного включения подростков в жизнедеятельность большого разновозрастного сообщества людей – носителей определенных нравственно-этических идей и ценностей. Показан процесс эволюции воспитательной системы в «Каравелле», которая нацелена на создание условий для развития в человеке активности, эмпатии, креативности, самостоятельности, чувства собственного достоинства, эмоциональной и интеллектуальной независимости, включенности в настоящее. Представлены скрытые и явные факторы, влияющие на создание духа организации. Проанализированы сложившиеся за долгие годы система психологической поддержки детей и взрослых; формы организации жизни, включающие романтически приподнятые, пафосно-героические, гражданско-патриотические знаково-символические ряды; система карьерного роста, связанная с иерархией званий и должностей; система коллективного законодательства и совместного управления; программно-методическое и методологическое обеспечение, а также система подготовки собственных педагогических кадров и др. Программы «Каравеллы» основаны на том, что для подростков ценным является прежде всего личностно-значимое знание. В подростковом и юношеском возрасте велика потребность в самоактуализации. Только благодаря собственному опыту, обретенному в реальных жизненных условиях, подросток формируется как личность. Результаты многолетней работы уникальной детской организации актуальны и показательны для тех, кто занимается эмоционально-нравственным воспитанием и социализацией современного подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Крапивина Лариса Александровна

к.п.н.,

руководитель детско-молодежной общественной организацией «Каравелла» МБОУ ДОД ОД и ПК «Социум»

г Тюмень

E-mail: [email protected]

J ^

ПИОНЕРСКИЙ ОТРЯД «КАРАВЕЛЛА»:

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ

Л_______________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена пятидесятилетнему периоду существования детской организации, созданной известным писателем Владиславом Крапивиным. На примере деятельности экспериментального пионерского отряда «Каравелла» обозначены способы системного включения подростков в жизнедеятельность большого разновозрастного сообщества людей - носителей определенных нравственно-этических идей и ценностей. Показан процесс эволюции воспитательной системы в «Каравелле», которая нацелена на создание условий для развития в человеке активности, эмпатии, креативности, самостоятельности, чувства собственного достоинства, эмоциональной и интеллектуальной независимости, включенности в настоящее. Представлены скрытые и явные факторы, влияющие на создание духа организации. Проанализированы сложившиеся за долгие годы система психологической поддержки детей и взрослых; формы организации жизни, включающие романтически приподнятые, пафосно-героические, гражданско-патриотические знаково-символические ряды; система карьерного роста, связанная с иерархией званий и должностей; система коллективного законодательства и совместного управления; программно-методическое и методологическое обеспечение, а также система подготовки собственных педагогических кадров и др.

Программы «Каравеллы» основаны на том, что для подростков ценным является прежде всего личностно-значимое знание. В подростковом и юношеском возрасте велика потребность в самоактуализации. Только благодаря собственному опыту, обретенному в реальных жизненных условиях, подросток формируется как личность. Результаты многолетней работы уникальной детской организации актуальны и показательны для тех, кто занимается эмоционально-нравственным воспитанием и социализацией современного подрастающего поколения.

Ключевые слова: воспитательная система, эмоционально-нравственный стержень личности, потенциал невидимых активов, диалог поколений, добровольность, демократия, дисциплина, свобода выбора, массовая детская организация, пионерское движение.

Виюле 2011 г. отряду «Каравелла» исполнилось пятьдесят лет. На волне многочисленных торжественных речей, поздравлений, публикаций в который раз обсуждались причины каравелльской устойчивости. Весьма значимо, что верность отрядным традициям всегда сохранялась не только внутри организации, но и среди выпускников. Задумаемся, что же помогло уральской «Каравелле» в начале 90-х гг., когда на пионеров начались настоящие гонения и, казалось, одномоментно рухнуло все, успешно продолжать работу по своим программам, не спрятавшись в возрожденном скаутинге, кружковой работе, культуре или спорте.

Насколько реальна «Каравелла»? Правда ли то, что о ней пишут? Что она собой представляет? Утопический идеал, миф, иллюзию, сказку, воплощенную

в быль? Или это канувший в Лету, давно забытый, известный лишь благодаря личности его создателя в 70-80-х гг. ХХ в. пионерский отряд из Свердловска? В чем секрет популярности детского объединения на протяжении столь значительного периода? Быть может, в необычности условий появления и работы -внешкольном, экспериментальном варианте существования пионерского отряда по месту жительства? А может, в том, что его вожаком и командором-руково-дителем на протяжении тридцати лет был известный детский писатель Владислав Крапивин? Да нет, скажут скептики, изощренные в освоении новых технологий: скорее всего, дело в пресс-центре и грамотно выстроенной пиар-кампании. А нам кажется, что секрет достаточно прост: воплощение идей «новой педагогики» [9,10].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Миф, который нам чаще всего приходится развеивать: пионерский отряд «Каравелла» не возник в один миг по мановению волшебной палочки. Это была кропотливая, трудоемкая, многолетняя работа. Сегодня, оглядываясь назад, видим, что инициатива дворовой детской группы была поддержана взрослым молодым энтузиастом. Все ребята жили по соседству, вместе играли и никогда не страдали от скуки в одном из дворов на городской окраине. Вокруг были запыленные лопухи на обочине дороги, обыденная жизнь, обремененная бытовыми трудностями и огородными работами. А ребятам хотелось тайн, приключений, романтики. История отряда отсчитывается со 2 июля 1961 г. Именно в этот день была сделана историческая запись в вахтенном журнале придуманного корабля «Бандерилья».

«Каравелле», несомненно, здорово повезло, что ее создал писатель-сказочник, энергетически и духовно очень сильный, творческий человек. Однако, анализируя опыт работы других разновозрастных отрядов и коммунарских объединений России, мы видим, что духовность как возвышенная потребность людей может воспитываться в любом коллективе, где проявляются внимание к другому человеку, самоотдача, чуткость, доброта [10].

Создавая «Каравеллу», писатель Владислав Крапивин воплотил в жизнь иную реальность. Как сказали бы философы, инобытие. Жизнь, устроенную по законам гуманизма, коллективизма и гражданственности. В России такую систему стремились построить давно: Л. Толстой, С. Шацкий, И. Жуков, А. Макаренко, В. Сухомлинский, И. Иванов и многие другие [2,12-15]. Как известно, труд великих учителей не был напрасным. Многие их последователи не раз стремились повторить результаты передового опыта. К сожалению, они либо были одиноки в своей инициативе, либо пытались ввести новый тип отношений между людьми в рамках официальной системы образования. Их усилий не всегда хватало даже на десять лет. Официальная система все равно побеждала, хотя их вклад в развитие гуманной педагогики, несомненно, огромен [1,3,11].

Крапивина и «Каравеллу» тоже не раз пытались уничтожить как непонятное, а следовательно, вредное явление. Но всегда упирались в сложный вопрос неподотчетности писателя официальным структурам:

- А где он работает?

- Нигде официально не работает, он писатель, дома книги пишет.

- И что, читают?

- Еще как. Почтальоны пачки писем от читателей приносят.

- Ну и чего ему тогда не хватает? Зачем он тогда лезет воспитывать детей?

- По долгу совести. Как гражданин своей страны. На общественных началах.

- Чего-чего? Это он с утра до вечера детей воспитывает и денег за это не получает? Он вообще нормальный?

- Абсолютно.

- Непонятно. А почему он нигде не числится?

- Деньги государству экономит. А если серьезно, не хочет, чтобы кто-либо ходил и приказывал ему заполнять журналы, писать формальные бумаги, проводить непонятные мероприятия, от которых скулы сводит...

- И что же он тогда делает?

- Яхты строит, помещение ремонтирует, фильмы детские снимает, турниры фехтовальные проводит, спектакли ставит, книжки детям читает.

- А где его трудовая книжка?

- Дома лежит.

- И как же ему будут пенсию платить?

- А почему вас вдруг стала волновать его пенсия?

- Так это всех волнует. Что он к концу жизни иметь-то будет?..

На сегодняшний день отличник народного просвещения, лауреат множества литературных премий, кавалер нескольких орденов, Почетный гражданин города Екатеринбурга, член Союза российских писателей Владислав Петрович Крапивин только по итогам своей педагогической деятельности в отряде имеет более 15 000 учеников, которые работают в самых различных сферах промышленности, бизнеса, управления, государственной защиты,образования, здравоохранения, юриспруденции, творческих союзов и т.д. В июле и ноябре 2011 г. (одна из традиций - праздновать день рождения два раза в году) на сборах, посвященных 50-летию, было множество гостей и подарков. А еще были полные залы, еле вместившие всех желающих приобщиться к каравелльскому сообществу.

Летом в день юбилея мы все вместе вышли на яхтах на нашем родном Верх-Исетском водохранилище. Как будто проверяя флотилию на прочность, ветер дул сильнейший. Но мы все равно вооружили яхты и бросили вызов стихии смешанными разновозрастными экипажами - каравелльцы разных времен и поколений. Во время летних юбилейных выходов на яхтах на базе Екатеринбургской морской школы ДОСААФ побывали более 500 человек. На ноябрьском юбилейном сборе в Уральском федеральном университете, где «Каравеллу» поздравляли официальные лица города, области и страны, в двух залах собралось более 1100 человек.

Что же все-таки было и остается главным в экспериментальном пионерском отряде «Каравелла» все эти пятьдесят лет? Принципы, предложенные еще 90 лет назад писателем, скульптором И. Н. Жуковым, который был одним из первых идеологов пионерской организации СССР. Эти принципы достаточно просты: добровольность участия детей, разновозрастность состава, демократическое управление, внешколь-ность существования отрядов. Такой подход позволяет достаточно быстро сделать нормой человеческие отношения, благодаря которым понятия доброты к миру, чести, порядочности, смелости, независимости поступков, самостоятельности суждения, ответственности за людей, которые рядом, и за дело, которое

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

мы вместе делаем, не декларируются, а реализуются в действии. Именно внешкольный вариант существования «Каравеллы» во многом определил ее независимость и самостоятельность, что в 60-х гг. было серьезной альтернативой атмосфере школьных одновозрастных пионерских отрядов [10].

Как сказал академик Р Соколов, ««Каравелла» самим фактом своего существования уже изменяет действительность и ежедневно доказывает правильность выбранного создателем пути». И еще важно отметить, что «Каравелла» никогда не боялась идти своим маршрутом, каким бы трудным он ни был.

Начало

Первое десятилетие жизни «Каравеллы» можно смело назвать поиском. Искали и определяли: имя, форму одежды, направления работы с ребятами, программы, методы управления, законодательную базу, способы организации жизни разновозрастного сообщества и др. И в последующие сорок лет отряд находился в состоянии постоянного развития и изменения, сохраняя все лучшие наработки, основополагающие нравственные ценности, форму, ритуалы, традиции.

Для примера рассмотрим, как изменялось имя отряда. Окончательно название «Каравелла» утвердилось лишь в 1968 г., через семь лет после начала плавания. До этого детская разновозрастная группа называлась «БВР», «Мушкетер», «Ветер». Каждое название символизировало определенный жизненный период. Аббревиатура «БВР» имела две расшифровки: «Берег Веселых Робинзонов» и «Братство Веселого Роджера» (название пиратской команды). Первое было для официальных проверяющих, второе - для внутреннего пользования.

Рассматривая процесс развития воспитательной системы в «Каравелле», мы увидели, что четыре года ушло на то, чтобы разношерстная ребячья вольница постепенно переросла в дисциплинированный пионерский коллектив, где понятия об ответственности, товариществе и взаимовыручке перестали быть пустыми словами. Только в ноябре 1965 г. дворовая компания стала отрядом, получив официальное удостоверение самостоятельного корпункта журнала «Пионер» и статус отдельной экспериментальной дружины. Дальше началась длительная борьба с формализмом школьной пионерии, которая целенаправленно игнорировала вопросы воспитания самостоятельной личности. Но информация об опыте отряда распространялась по стране. «Каравелла» своей ежедневной кропотливой работой с ребятами показывала, что такое возможно. В результате подобные отряды начали создаваться на всей территории бывшего Советского Союза.

В конце 80-х их было более сорока. После упразднения пионерской организации подобно «Каравелле» сохраниться смогли лишь десять. Однако с конца 90-х гг. начало развиваться и стремительно набирать обороты новое движение, получившее название кра-пивинских разновозрастных отрядов. К концу первого

десятилетия XXI в. подобных объединений насчитывалось в России более тридцати.

Пионеры или...

Если посторонний наблюдатель посмотрит на «Каравеллу» как на классический пионерский отряд, то исконно пионерского найдет в нем немного. В отряде есть два красных знамени, которые бережно хранятся вместе с двумя другими знаменами: синим (морским) и оранжевым (объединенным) и выносятся на всех торжественных сборах. Красное знамя с надписью «Пионер» было вручено редакцией одноименного журнала в марте 1967 г. после выполнения первой крупной юнкоровской программы в обмен на Большой Флаг отряда «Ветер». Второе знамя, Синее - морское, было принято в январе 1968 г., когда отряд решил начать формировать флотилию и стал активно развивать морскую программу. Третье знамя дружинного образца, подтвердившее статус отдельной пионерской дружины, отряд получил в сентябре 1969 г. в знак принадлежности «Каравеллы» к Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. А к началу XXI в. у отряда появилось четвертое знамя, Оранжевое -символ объединенной детско-молодежной общественной организации.

До сих пор в «Каравелле» сохранены красные галстуки, хотя с середины 90-х гг. ХХ в. на них появилась синяя полоса. Есть высокие барабаны - нестандартные, суворовские, бело-красно-синий цвет которых напоминает о российском флаге. Однако появление с конца 70-х в «Каравелле» барабанов черного цвета с синими крабами вызывало множество недоуменных вопросов представителей власти и общественности. «Знаем, знаем, у кого такие барабаны!». На самом деле, к счастью для отряда, знать они ничего не знали, потому что первые фотографии с барабанщиками гит-лерюгенда появились в Интернете только в конце 90-х гг. Забавно то, что и каравелльцы, и сам Владислав Крапивин не подозревали об этом. Просто в момент изготовления черных барабанов в городе невозможно было купить краску другого цвета, да и период жизни отряда был «кризисным».

Барабаны мы клепали не для сказки,

Мы их сделали для вахты и для строя. Только жаль, что в это время черной краски Было больше, чем других, пожалуй, втрое...

В. Крапивин

Традиции барабанщиков бережно сохраняются и передаются от старших младшим «из рук в руки».

Большие сомнения вызывал цвет формы: черная (зимняя) и оранжевая (летняя) рубашки, синие шорты с широким флотским ремнем, синий или черный берет. Странный цвет рубашек опять же никак не перекликался с цветом привычной пионерской формы. Однако на самом деле в разновозрастном отряде «Каравелла» главное заключалось и заключается совсем не во внешней стороне.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Обучение и воспитание

Стоит отметить, что все направления занятий вводились постепенно. «БВР» просуществовал три года. В это время ребята активно занимались пешим туризмом, лесным патрулированием, играми на природе. С 1964 г. появилось новые направления - фехтование и киносъемка. Тогда же название сменили на «Мушкетер». Через год, в 1965-м, всерьез увлеклись корреспондентской работой, и появился пресс-центр «Ветер». А еще через три года пришло морское дело и название «Каравелла». Каждое направление деятельности давало толчок для развития собственных ресурсов: укрепления материальной базы и обучения квалифицированных кадров [9].

Система карьерного роста в «Каравелле» включает два периода. Первый - матросский, когда ребята учатся отвечать за свои действия, слова, поступки. Второй - командирский, во время которого они берут ответственность за дело и других людей. Во время каждого периода подростку присваиваются определенные звания, что существенно помогает ему самостоятельно видеть перспективу дальнейшего роста.

Владислав Крапивин учил только тому, в чем сам хорошо разбирался, а если начинал осваивать новое направление, то стремительно обучался вместе с ребятами. Как Учитель он удивлял своей доступностью, признанием равенства себя и ребенка и внимательным отношением к каждому человеку, который находился рядом. Школьных педагогов более всего поражало то, что В. Крапивин никогда не боялся признавать правоту детей и учил их - и в жизни, и в книгах - не бояться открыто спорить с учителями, отстаивая собственную точку зрения.

В результате, прозанимавшись в отряде всего лишь месяц, ученик вдруг становился независимым в делах и суждениях, самостоятельным в действиях и поступках. Это, конечно, напрягало, удивляло, настораживало. Постичь методы Крапивина, узнать загадку его педагогического мастерства стремились многие. Не скроем, что были и такие, кто с нескрываемой радостью услышал о том, что Командор уходит в отставку.

Организационно вся работа воспитательной системы разновозрастного отряда «Каравелла» выстроена по методике «погружения в дело». Суть ее состоит в том, что в определенный период года весь основной состав ребят и инструкторов отряда занимается какой-то общей деятельностью. Учитывая специфику подросткового возраста, в отряде не предлагают «долгоиграющих» занятий. Каждый проект рассчитывается по времени не более чем на два месяца и всегда завершается вполне конкретным ощутимым результатом. Все внутренние изменения личности воспитываются без плакатов и лозунгов. Постоянными являются лишь требования соответствия званию кара-велльца.

Например, все могут месяц углубленно заниматься спортом для подготовки к фехтовальному

турниру, на три месяца превратиться в съемочную группу и снять, смонтировать, озвучить детский фильм или освоить профессию кораблестроителей, поработав еще месяц на стапеле, чтобы построить новую яхту. Затем месяц учить танцы, чтобы подготовиться к литературному балу. И так весь год. В словаре каравелльцев практически отсутствует слово «игра», здесь есть слово «дело». Необходимость каждого дела целенаправленна и подробно объясняется ребенку и взрослому. Так в общей цели определяется личная цель каждого и его вклад в общий результат. Когда результат достигнут, это становится предметом гордости, как всей команды, так и каждого человека в отдельности.

С 70-х гг. на палубе нашего корабля объединились фехтовальная секция, яхт-клуб, школа пионерского актива, пресс-центр и киностудия. При этом ни одно из направлений работы не является кружком детского клуба, в традиционном понимании системы дополнительного образования, где педагог отвечает за ограниченную группу детей, не взаимодействуя с остальными ребятами и преподавателями.

В воспитательной системе «Каравеллы» рабочий процесс организован таким образом, что все ребята и взрослые знакомы и активно участвуют в общих делах.

Данная организационная форма удивляла многих:

- Как же они у вас постигают глубины мастерства?

- Так они же не за глубинами сюда приходят.

- А зачем тогда?

- Видимо, за чем-то другим...

«Каравелла» не готовит специально в моряки, врачи, журналисты, преподаватели, менеджеры, актеры, режиссеры, редакторы, литераторы, научные работники, военнослужащие. Хотя многие выпускники предпочитают выбирать именно названные профессии. Воспитательная система отряда нацелена на создание условий для развития в человеке активности, эмпатии, креативности, самостоятельности, чувства собственного достоинства, эмоциональной и интеллектуальной независимости, включенности в настоящее.

Смелость в принятии решений

Подростковый возраст - период «мечтаний и хотений», когда очень хочется попробовать свои силы в самых разных областях. Необходимо учитывать гиперактивный деятельный характер подростков. Словесные увещевания помогают слабо. Большую роль играют действия и поступки взрослых и ровесников. В отношениях с подростками не стоит врать. Если мы хотим, чтобы молодые люди стали ответственными, самостоятельными, то научить их этому возможно только создавая ситуации, в которых смогут проявиться названные черты характера.

Очень часто педагоги спрашивают, как такое возможно, если существует масса запрещающих инструкций, ограничивающих подростковую деятельность как

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

таковую. Здесь выбор всегда за самим педагогом. Это еще один воспитательный момент, на который следует обратить внимание ребят: персональная ответственность взрослого за безопасную организацию работы. Чаще всего именно такая ответственность останавливает преподавателей. Но учить подростков смелости мы можем, лишь совершая смелые поступки сами. И хорошо, когда смелость имеет позитивный социальный характер.

Все направления работы «Каравеллы» связаны с соблюдением правил техники безопасности (ТБ). Парусная практика на яхтах - следование правилам ТБ на воде и на берегу, эксплуатация судна во время плавания, ответственность за безопасность команды; строительство яхт - работа с инструментами; фехтование, стрелковые соревнования - занятия со спортивным и пневматическим оружием; журналистика, киносъемка - использование дорогостоящего оборудования и техники. По каждому направлению с ребятами проводятся инструктажи, которые подтверждают личные росписи в специальном журнале. И здесь появляется уже персональная ответственность подростка за безопасное участие в общей деятельности - об этом каждый из них достаточно серьезно предупреждается. Нарушение правил ТБ никогда не остается безнаказанным. Здесь обучают и воспитывают не слова, а действия экипажа, история отряда, культура организации. Конечно, умения и навыки приходят не сразу, но тренировка воли, выдержки, самоуважения, ответственности начинается с первых трудовых усилий.

Программы «Каравеллы» составлены с учетом того, что ценным для подростков становится такое знание, которое они воспринимают как личностно-значимое. Принимая во внимание психолого-педагогические доминанты подросткового и юношеского возраста и потребность в самоактуализации как ведущем мотиве психически здорового человека, отметим, что только в реальных жизненных условиях осуществляется процесс нравственного выбора. Благодаря полученному опыту подросток приходит к пониманию «личной истины». Для человека любого возраста «личной истиной» становятся только те знания, которые он познал, прочувствовал, испытал сам. Накапливаясь и откладываясь в долговременной памяти, мысли, чувства, стереотипы поведения, нравственные ценности, морально-этические установки составляют важную личностную характеристику, которую мы обозначаем как эмоционально-нравственный стержень личности.

Самостоятельность выбора

Одним из фактов, удивляющих гостей отряда, является очень высокий уровень детской самостоятельности. Действительно, ребятам «Каравеллы» многое разрешается делать. От них не прячут дорогостоящего инструмента и не закрывают двери на ключ. В помещении, где занимается разновозрастный состав, все пространство открыто в буквальном смысле слова, но

на входной железной двери, как противовес и доводчик, висит на толстом швартове настоящий тяжелый корабельный якорь, который как будто предупреждает каждого входящего, что занятия в отряде предполагают решение самых разных, в том числе и непростых вопросов. Один из родителей признался однажды: «Почему-то нам, взрослым, трудно иногда бывает открывать вашу дверь, а дети проделывают это лихо, с удивительной легкостью».

Жизнь «Каравеллы» - это не игра в детство, а серьезное участие в общем не только радостном, но и трудном деле. Причем о трудностях предупреждают сразу, чтобы не было иллюзии о жизни в какой-то нереальной придуманной сказочной стране с непременным «счастливым концом». Задумаемся, зачем нужны какие-то ограничения личности и преодоления трудностей, как только подросток открыл дверь и переступил порог отрядного помещения? Может быть, наоборот, сначала следует обеспечить комфортные условия приема, максимально расположить к себе, а уж потом постепенно вводить нормы, требования, правила?

Ребята к нам приходят из разных семей, дворов, школ. Вместе с собой каждый подросток приносит социальный опыт, освоенный им ранее. Когда новичок входит в незнакомую группу детей, первое, что он пытается сделать,- определить свое место, занять наиболее выгодную для себя позицию. Кто-то выжидает, кто-то стремится как можно быстрее привлечь к себе внимание других людей.

Противоречие возникает тогда, когда подросток понимает, что в отряде есть правила, которые ему не всегда хочется выполнять. Например, ему трудно избегать работы, когда вокруг все носятся с дрелями, стамесками и шурупами. Не хочется мерзнуть на ветру во время ремонта яхт. Но очень хочется на этих яхтах походить, особенно после просмотра документального видеофильма или захватывающих воображение рассказов «бывалых» двенадцатилетних «морских волков» о незабываемых летних приключениях под парусами.

Новичок осторожен в инициативе, потому что мало что умеет делать сам. Поэтому на первом этапе знакомства старшие и более опытные ребята активно помогают ему принять участие в деятельности. Далее, если начинаются капризы, отказ от коллективной работы, девиантное поведение, то подростку дают понять, что здесь очень трудно бездельничать, но если он все-таки хочет, то сможет это делать, если не будет мешать всем остальным. Новичок (иногда впервые в жизни) оказывается в ситуации нравственного выбора: или начать фехтовать, выпускать газету, строить яхту, монтировать фильм, иллюстрировать альманах, прибирать вместе со всеми помещение во время аврала, или сесть на стул посреди этой всеобщей суматохи и смотреть, как остальные самоотверженно трудятся. Можно еще встать и уйти (членство в организации добровольное), но отрядная жизнь очень необычна, взрос-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

лые не похожи на родителей или учителей. Кроме того, возрастные потребности в лидерстве, коммуникации, групповой идентификации, личной самореализации берут верх, начиная вытеснять привычные способы общения и защиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период привыкания к иным коллективным отношениям новичок, конечно, больше наблюдатель, чем деятель. Чаще всего ему сначала просто хочется побыть рядом со взрослыми и ребятами, которые показывают неизвестный ему стиль общения. Через некоторое время, когда появляется устойчивое желание быть здесь и заниматься в отряде, начинается период интенсивного принятия коллективных норм, традиций и правил.

Чтобы избежать напряжения в общении между ребятами основного состава и новичками, на первых этапах вхождения в организацию новых детей всегда сопровождает весь старший состав разновозрастного сообщества. Весь первый месяц, пока ребятам не закроют кандидатский стаж, идет упорная, кропотливая работа по разъяснению законов, правил, отношений, стиля поведения. Все это время новички не имеют формы. Они лишь кандидаты в организацию. И если им захочется здесь остаться, придется сделать выбор в пользу порядка, дисциплины и ответственности.

Дисциплина

Новичка предупреждают с порога, что в отряде есть высокие дисциплинарные требования, но нет муштры. Ибо все эти шеренги, команды, перестроения, если непонятно их предназначение, вызывают вполне естественное человеческое раздражение и сопротивление, кроме того, утомляют ребят физически и психологически. Но общие построения, на которых вахтенные сообщают порядок работы, а инструкторы делают все необходимые объявления, служат неотъемлемой частью каждого дня организации, поэтому присутствовать на них обязаны все, начиная от командора и заканчивая кандидатами. Эти построения бывают в начале и в конце занятий.

Внешняя символика, особая форменная одежда, стиль отношений, ориентация на здоровый образ жизни подчеркивают, что носителями норм, правил, законов организации являются все участники независимо от возраста, стажа участия, звания, статуса, должности. При этом постоянно отмечается, что основной состав детей -из самых обычных школ, семей, дворов, а все командиры и инструкторы тоже когда-то начинали свою карьеру с матросов. Как они всего добились? Выполняя законы, правила, соблюдая традиции, подчиняясь иерархии званий и дисциплинарным требованиям. Каковы эти требования?

Прежде всего, это равноправие всех людей в отряде, начинающееся с личного обращения и приветствия. Здесь не называют друг друга обидными кличками или по фамилии. Принято обращение на «ты» и по имени ко всем, включая взрослых-ин-

структоров. При встрече обязательно рукопожатие, как для мальчиков, так и для девочек. Это правило очень симпатично новичкам, потому что полностью соответствует их потребности быть быстро принятым в коллектив. С точки зрения психологии, несомненно, важно то, что регулярные тактильные контакты очень сближают людей в организации.

Еще одна черта отрядной жизни - доверие к человеку. Погрузившись в отрядную деятельность, подросток чувствует, видит, понимает, что ему доверяют настоящие, а не игрушечные дела: выпуск стенгазеты, подготовку авторского материала, ответ на звонок из солидного столичного издательства, встречу приезжего гостя, осуществление уборки помещения, сборку книжного стеллажа вместе со старшими ребятами, помощь в процессе выпуска альманаха, ремонт яхты, постановку театральной сценки и др. Отвечать за результат тоже приходится самому. Здесь нельзя спрятаться за спины старших и более опытных.

Через два месяца (максимальный период кандидатского стажа) новичок становится каравелльцем. А еще через год (после прохождения летней парусной практики, своеобразного финала первого года обучения) - полноправным представителем отряда. Его можно, не боясь, отправлять на специализированные смены во Всероссийский детский центр «Орленок», на международные форумы, всероссийские слеты, сборы разновозрастных отрядов и др. При этом на внешнем плане меняются нашивки на форме, на внутреннем - подрастающий человек приобретает опыт стратегического планирования собственной жизни и жизни своей организации; работы в команде с незнакомыми людьми разного возраста; организации и участия в коллективных творческих делах; грамотных действий в экстремальной ситуации; радости в достижении победы общими усилиями через преодоление индивидуальных и групповых затруднений; анализа ошибок и видения позитивного результата даже в ситуации неудачи.

Воспитательная система

Когда в начале 90-х гг. Владислав Крапивин окончательно передал управление в другие руки, то обнаружилось, что «Каравелла» так и осталась островом независимости как в пионерском движении, так и в общей системе образования. Тогда же было сделано и еще одно открытие: приезжая на форумы, слеты, фестивали самого разного уровня и направленности, каравелльцы достигают высоких результатов, легко вступают в коммуникацию с совершенно разными людьми и организациями, в нестандартных, а иногда и экстремальных ситуациях способны быстро оценить ресурсы и найти способ решения задачи [9]. Появились и новые вопросы представителей педагогического Олимпа, которых всегда интересовало создание устойчивой воспитательной системы.

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Специфика воспитательной системы «Каравеллы» заключается в том, что изначально в ее структуре был запущен механизм самосохранения организации в любые, даже самые кризисные моменты. В результате отряд оказался достаточно жизнестойким и смог развиваться независимо от политической конъюнктуры и ценностных ориентаций общества. На первых порах роль защитника и пропагандиста выполнял руководитель, но вскоре и сами ребята начали отстаивать интересы своего коллективного сообщества.

Устойчивость организационной системы обеспечивают:

• люди, обладающие определенными нравственными ценностями;

• форма организации жизни разновозрастного сообщества;

• методы передачи знаний, умений, навыков;

• внутриорганизационные системы:

о психологической поддержки людей; о скрытых и явных факторов, влияющих на создание духа организации;

о карьерного роста каждого человека; о совместного управления взрослых и детей; о программно-методического обеспечения; о законодательная;

о сохранения исторической информации; о защиты организации и каждого, кто в нее входит.

Именно система создает особое воспитательное пространство, формирующее внутренний эмоционально-нравственный стержень человека, его духовное наполнение,а в дальнейшем обеспечивает энергетической поддержкой на протяжении всей жизни. Что особо важно, в отряде никогда не декларировали, что воспитывают юных коммунистов. В отряде всегда гордились, что отсюда выходят порядочные люди [10].

В рамках данной статьи мы не можем рассматривать подробно все системообразующие компоненты, связи и процессы. Напомним только, что системный объект неразложим на отдельные элементы и отношения между ними. Его нельзя познать, если выделить только ту или иную составляющую. Специфика такого объекта состоит в наличии взаимозависимости связей, и исследование этой взаимозависимости становится главной и первоочередной задачей логико-методологического анализа.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2003.- 64 с.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 144 с.

3. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.296 с.

4. Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива. М.: Знание, 1978.

5. 5. Крапивин В. П. Струна и люстра. М.: Эксмо, 2007.-С.317-454.

6. Крапивина Л. А. Идея ценности детства в литературном и педагогическом творчестве писателя Владислава Крапивина // Изв. Урал. Ун-та.- 2009.- № 1.- С.216-220.

7. Крапивина Л. А. Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале ХХ века // Педагогика.- 2010.- № 3.- С.62-70.

8. Крапивина Л. А. Организация межвозрастной коммуникации подростков в воспитательной системе разновозрастного объединения // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: Культурное разнообразие во имя диалога и развития: материалы междунар. симпозиума. Франция, Париж, 3-9 окт. 2010 г,- С.275-282.

9. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях позитивной направленности // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2011.- № 4 (83).- С.123-133.

10. Крапивина Л. А. Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия // Образование и наука.-2012.- № 4.- С.128-135.

11. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.- 125 с.

12. Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. М.: Изд-во акад. пед. наук, 1958. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики.- 560 с.

13. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М: Педагогика, 1990.- 288 с.

14. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 16.- С.7-105.

15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.- 304 с.

16. Krapivina L. Pedagogical support for multi-age groups of young people in the information world // ICERI 2011, materials of 4th international conference on education, scientific studies and innovations. Madrid, Spain, 14-16. 11.2011. С. 003199003203. URL: http://www.iated.org/concrete2/paper_detail. php?paper_id=20018 (Request data: 1.07.2013).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№4, 2013

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.