ИНТЕРВЬЮ С ТЕМНОГОРОМ (АЛЕКСЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ТЕМНОГОРОМ) 29 июля 2017 года. Нижний Новгород - Барнаул
Биография, присланная респондентом
Родился 14 февраля 1984 г., в городе Барнауле Алтайского края. Окончил техникум по специальности «программист». Далее учился в Алтайском государственном университете на геофаке. Но на четвёртом курсе пришлось покинуть вуз, так как стоял выбор - карьера или учёба. Я выбрал первое. Работал ландшафтным дизайнером, бригадиром ландшафтного строй-отдела. Далее ушёл в театр (АГТМК) и полтора года был помощником художника по свету и, по совместительству, сисадмином. Далее мне всё это надоело и в 2004 г. я стал заниматься строительным бизнесом, вместе со своим другом. Этому делу я отдал много лет. Далее я отучился на камнереза, и какое-то время занимался ювелирно-поделочной резьбой и гравюрой. Ещё параллельно работал связистом. Ну и, конечно, с раннего детства я видел мир немного более развёрнуто, чем обычные люди. Изучение оккультизма, психологии, психиатрии, философии, культуры разных народов - это являлось моим постоянным занятием. К славянской традиции я пришёл в 2008 г. и окончательно утвердился в ней к 2012 г., когда и получил своё имя в день Кощея - 29 февраля. С тех пор я мыслю как язычник, и не представляю для себя другого образа жизни и видения окружающего мира. В начале своего пути я пришёл в уже доживающую свои дни языческую общину, название которой я не стану сейчас упоминать без одобрения тех, кто её когда-то создал. И после получения самого главного обрядового опыта, я уже стал далее развиваться самостоятельно, исходя из личных умозаключений, накопленных знаний, мистических откровений и, конечно, верных людей, которые были рядом и в жизни, и в практике. Сейчас я уехал из Барнаула и живу в республике Алтай. Тут я вижу гораздо больше возможностей для личного духовного развития. Я сейчас женат второй раз. От первого, крайне недолговечного брака имею сына. Не пью и не курю. Веду здоровый образ жизни. Идейный мясоед. Из хобби - игра на флейте, клавишных, варгане.
Что такое «язычество» в Вашем понимании?
В моём понимании язычество - это индивидуальное мироощущение и духовно-социальное воззрение отдельно взятой личности. Это метод выстраивания взаимоотношений человека с Природой, её стихиями, энергиями, с окружающими людьми и с самим собой. Язычество для меня не имеет канонов и правил, кроме тех, которые индивид получает через собственные мистические откровения, социальный опыт и личностное осмысление смысла своего существования в этом мире.
Когда, по Вашему мнению, началось возрождение язычества?
Полагаю, что возрождения как такового не было, поскольку язычество никуда не исчезало, а лишь видоизменялось и подстраивалось под исторические обстоятельства. Так же как и не изменяется естество человека - меняются лишь способы его выражения. В постперестроечной России появились люди, желающие воскресить старинные методы взаимодействия с силами Природы через осмысление образов славянских богов. Но на мой субъективный взгляд то, чем мы занимаемся - не есть полная реконструкция традиционных верований, но здоровая эволюция общеславянских духовных ценностей, основанных на идеях гуманизма, неагрессивного национализма, науки и философии, мистического и религиозного (в изначальном понимании) опыта всех славянских народов и каждого славянина в отдельности.
В какой религиозной общине Вы состоите (название религиозной организации, её численность, социальный и возрастной состав)?
Я являюсь руководителем и духовным наставником Народной Общины «Круг Ящера», которая имеет несколько немногочисленных филиалов в разных городах России. Нас очень немного и именно это для нас важно - качество, а не количество. Также мы («Круг Ящера») входим в союз общин «Волжский Рубеж».
Связана ли Ваша община с какими-то другими языческими организациями в Европе?
Наша община не связана с организациями, находящимися на нероссийской территории.
Какие события повлияли на становление современного состояния язычества?
Думаю, что к самым важным событиям можно причислить: 1) несостоятельность христианской церкви, как духовного и социально-нравственного института; 2) политические изменения девяностых (развал СССР, безвластие и отвратительное экономические состояние страны); 3) возможность получать информацию и общаться посредством интернета. Данная возможность существенно помогла консолидироваться языческим малым группам из разных регионов и даже стран, выработать общие идеи и методы проведения обрядов, праздников и духовных практик.
Существует ли в Вашей общине иерархическая лестница (глава, верховный волхв, старейшина, князь, воевода и т. п.)? Если существует, то каковы основные функции «выборных» членов общины?
В нашей общине есть духовный наставник и жрецы, которые выполняют функции и руководителей региональных отделений, и собственно жреческие. Есть один казначей, который назначается на жреческом вече, сроком в 2 года. Остальные иерархические регалии мы считаем неуместными. Решения принимаются на жреческом вече или на общинном вече, в регионах. Общинниками считаются люди, прошедшие один обрядовый годовой круг вместе с общиной и зарекомендовавшие себя как честные, идейные и порядочные люди.
Расскажите о религиозном учении Вашей общины:
- представление об этапах становления мироздания (происхождение Вселенной, богов, людей и т. д.);
О происхождении Вселенной и богов мы, к нашему счастью, стараемся не рассуждать. Данная тема, так или иначе, будет лишь субъективным осмыслением бытия, не имеющим ничего общего с реальностью. Безусловно, нам интересно узнать, откуда появился человек и как была создана Вселенная, но в этих вопросах мы опираемся скорее на молекулярную физику и астрофизику, чем на «предания старины глубокой». Единственное, что я могу тут сказать, так это то, что мы не верим в теорию Дарвина (которую он и сам отверг на склоне лет).
- основные божества (духи, демоны, силы), их функции;
Наши покровители - это Велес (бог мудрости и духовного развития, владыка Нави и хранитель Природы) и Марена - (богиня смерти и перерождения, женская энергия и богиня луны). Также мы почитаем Рода - демиурга, создателя всего сущего, как и все славяне. Род -это непостижимое изначальное, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что это первопричина всей жизни. Остальных богов мы рассматриваем, как проявления наших качеств (плохих и хороших).
- священные места (рощи, озера, холмы, родники и т. п.);
Обряды мы проводим на капищах и требищах, которые выбираются индивидуально каждым региональным отделением, исходя из их личных пожеланий и возможностей. Особо почитаемы курганы - могилы предков и аномальные зоны, археологические памятники (которые мы нередко восстанавливаем и производим уход) и, конечно, места личных радений, где работают только жрецы и их потворники.
- праздники: основные, второстепенные (их функции, значение);
Наши основные праздники не отличаются от общепринятых сегодня кологодних праздников и обрядов всех традиционных славянских языческих общин. Также мы сейчас
разрабатываем обряды по лунному и астрономическому календарям, подсчитывая благоприятные и неблагоприятные точки активности тех или иных форм энергии. Эта совместная работа не только нашей общины, но и многих других заинтересованных организаций и отдельных практиков.
- перечислите и охарактеризуйте наиболее значимые обряды;
Наиболее значимые обряды - это День Марены, день Велеса, день Кощея и четыре основных кологодних обряда, связанных с солнцестояниями и равноденствиями.
Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) используемые в Вашей общине.
Личных священных текстов у нас нет. Мы в своей практике ориентируемся на личный мистический опыт, учения философов (от Аристотеля до Шеллинга, Фихте и Гегеля), археологию, этнографию, физику и биологию. Также мы изучаем религиозные литературные памятники других народов мира, тем самым более широко формируя свои личные духовные воззрения. Я пришёл к выводу, что архетипы божественных проявлений в разных культурах так или иначе имеют общие знаменатели и в конечном итоге описывают одни и те же образные формы божественного. И парадигма каждого отдельного религиозного учения может отличаться от остальных лишь методологически, но не базисно. Вот, например шаманизм народов Сибири предметно очень похож на духовные традиции славянского и скандинавского язычества.
Есть ли в Вашей общине свой календарь?
Это как посмотреть. Если имеется в виду календарь обрядовый, то сейчас он как раз формируется, как я и говорил уже выше. Если календарь памятных исторических дат, то такого мы не имеем и цели иметь пока не ставим.
Имеет ли община свою символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.
Символика нашей общины - герб с изображением Ящера, то есть водного духа. Для нас это одно из проявлений Велеса. Ящер - бог тёмной воды, опасный и могучий владыка, повелитель всех водных духов, змей и жаб, рыб и самой воды. Но он же и хранитель мудрости и тайн самой Природы, ведь именно вода является неотъемлемой составляющей любого живого организма и именно вода лучше всех других химических составов сохраняет и передаёт информацию. Сейчас идут споры об исторической несостоятельности Ящера как божества. Многие считают, что славяне никогда не молились ему и этот образ придуман в двадцатом веке. Я не исключаю этого, но и не поддерживаю сей теории. А мы избрали его своим главным покровителем не претендуя на древность и архаичность. Мы исходили из личного мистического опыта и практической работы, которая для нас всегда ставится выше любых этнографических осмыслений, ведь описания без практики не имеют никакой духовной ценности, кроме самоутверждения отдельных научных сотрудников.
На Ваш взгляд, какая перспектива у славянского язычества?
Перспектива, на мой взгляд, не очень хорошая (как бы сейчас не обиделись на меня ваши читатели, верящие в светлое будущее языческой Руси и в «Утро Сварога»). Во-первых, 90% тех, кто называет себя язычниками, даже не осознают, что такое язычество, и, уйдя от христианства, остаются в нём, просто заменив Христа на Перуна, а Богоматерь на Ладу. То есть у них в мышлении остается христианская парадигма, не дающая человеку выйти за рамки религиозной убеждённости. Язычество же - это личная нравственная ответственность перед миром и перед собой, которая не может быть массовой. «Язычество» - это удел думающих единиц, а вот «языческая религия» - это уже удел толпы. И именно она имеет отличные перспективы развития. А язычество как было, так и будет в тени, в тайных практиках и учениях, в знахарях, колдунах, шаманах, магах, травниках. Эти люди были, есть и будут хранителями живой традиции. Остальные люди пойдут за жрецами-академиками, которые стремятся упорядочить, утвердить, отрегулировать и канонизировать то, что всегда будет им непонятно и недосягаемо. И однажды мы увидим отлично работающую организацию, со своим уставным капиталом, со своим священным текстом и своим штатом сотрудников. Она
станет весьма успешной и влиятельной. Но вот только не будет в этом русского духа и русской души. И совести не будет. Уже сегодня многие так называемые волхвы и жрецы искусно паразитируют на доверчивости и непросвещённости простых прихожан, собирая под богоугодными предлогами средства на личные нужды. Уже сегодня массовое язычество превратилось в религию, способную зарабатывать на обывателях. И именно поэтому мы не ставим перед собой цели расти количественно, не призываем всех желающих вступить в нашу организацию. Нас интересуют только те люди, которые имеют своё мнение и совесть. И в них мы видим перспективы для настоящего, непродажного Язычества.
Беседовала Екатерина Суровегина