Научная статья на тему '«Интервью с митрополитом Агафангелом»'

«Интервью с митрополитом Агафангелом» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каплин П. В.

Публикуемый документ представляет собой изложение двух разговоров с митрополитом Агафангелом (Преображенским), состоявшихся во время его спора о местоблюстительстве с митрополитом Сергием (Страгородским) в мае-июне 1926 года. Изложение ведется от имени священника, посланного к митрополиту Агафангелу православными епископами Украины для выяснения ему их позиции. Документ позволяет прояснить ряд важных деталей произошедшей коллизии. Однако следует иметь в виду, что появился он в среде активных сторонников одного из участников спора (митрополита Сергия) и по этой причине не может восприниматься как в полной мере объективное свидетельство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Каплин П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Интервью с митрополитом Агафангелом»»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2005. Вып. 1. С. 105-115

«Интервью с митрополитом Агафангелом»

Публикуемый документ представляет собой изложение двух разговоров с митрополитом Агафангелом (Преображенским), состоявшихся во время его спора о местоблюстительстве с митрополитом Сергием (Страгородским) в мае-июне 1926 года. Изложение ведется от имени священника, посланного к митрополиту Агафангелу православными епископами Украины для выяснения ему их позиции. Документ позволяет прояснить ряд важных деталей произошедшей коллизии. Однако следует иметь в виду, что появился он в среде активных сторонников одного из участников спора (митрополита Сергия) и по этой причине не может восприниматься как в полной мере объективное свидетельство.

При свидании моем с М[итрополитом] А[гафангелом] он осведомился, откуда я.

Я ответил.

М[итрополит] А[гафангел]: Садитесь. По какому делу?

Я: Привез частное письмо еп[ископа] Василия [Зеленцова] При-лукского с решением православных епископов Украины. Так как Епископы Украины все связаны подписью о невыезде и ни один не мог приехать к Вам с этим важным делом, то поручили мне немощному вручить Вам это решение. Прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне расписку в получении Вами переданного.

М[итрополит] А[гафангел]: Прошу кратко изложить сущность дела.

Я: Православные епископы Украины признают м[итрополита] Петра Патриаршим Местоблюстителем, а Ваше Высокопреосвященство просят оставить свое начинание (я встал).

М[итрополит] А[гафангел]: Садитесь. Я хочу с Вами побеседовать. В ссылке мне было хорошо, я не нуждался, добрые люди меня

От редакции. Предлагаемый читателю документ был выявлен и любезно предоставлен для публикации екатеринбургским исследователем П.В. Каплиным. Документ обнаружен в в архивно-следственном деле протоиерея Крестовоздвиженского собора г.. Екатеринбурга Сергия Конева, ныне хранящемся в Государственном архиве административных органов Свердловской обл. (ГААОСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 47561. Л. 28—33). Документ представляет несомненный интерес, хотя и, безусловно, требует серьезного исторического комментария. В значительной мере таким комментарием может служить публикуемая выше статья диакона Александра Мазырина «Митрополит Ярославский Агафангел и спор о местоблюстительстве в 1926 году». Археографическая обработка текста осуществлена И.Г. Меньковой при участии диакона А. Мазырина.

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

поддерживали. Возвращаясь из ссылки, я приехал в Пермь. Там меня встретили с любовью и оказали мне материальную помощь. Получено ли Вами мое послание оттуда?

Я: Архиепископ Григорий [Лисовский] Полтавский получил в Великую Субботу, а также получили в Киеве и Харькове. Были смущены, что Вы сами объявили себя Местоблюстителем без сношения с м[итрополитом] Петром и м[итрополитом] Сергием.

М[итрополит] А[гафангел]: Послание это я писал при свидании и совместном обсуждении с Тучковым и разослал с его ведома. Я с ним говорил откровенно прямо. Он между прочим сказал мне, что в первый раз встречает епископа, который говорит прямо. Другие хитрят, уклоняются и не хотят говорить. А я ведь самый лояльнейший по отношению к власти. При обсуждении послания первым вопросом было восстановление Патриаршего Синода 1917—18 гг. «Это для меня новое, — говорит Т[учков]. — Этого никто не предлагал». Я указал прежний состав Синода и назвал первым митр[ополита] Арсения. «Приемлемо», — сказал Т[учков]. Второго — м[итрополита] Михаила [Ермакова]. «И это можно», — ответил Т[учков]. Третьего — м[итрополита] Сергия. «Согласен», — был ответ Т[учкова]. Остальные члены Синода Антоний Храповицкий, Евлогий [Георгиевский ]и другие эмигрировали за границу, но мы с ними считаться не будем. Есть еще кандидаты — м[итрополит] Кирилл. Т[учков] на это пожал плечами и не ответил ничего. Константин [Булычев] Могилевский, но он в расколе ВВЦС. Больше кадровых нет, и остальной состав добавим из округов, которые были распределены в 1917 г. по 10—17 епарх[ий] согласно положению Собора 1917 года. Правда, у меня еще списков нет, и я не знаю теперь новых епископов. Это будет черносотенный Синод, который был при Керенском. После этого будет собран Собор.

Я: Ваше Высокоп[реосвященст]во, Собор будет такой, какой был в 1923 г., когда еще с вечера потребовали заполнить анкеты об осуждении Патриарха и заранее были заготовлены резолюции. Такой собор поставит в тяжелое положение Церковь. Правда ли, что Вы присоединились к [В]ВЦС и приезжал ли в Пермь арх[иепископ] Григорий [Яцковский]?

М[итрополит] А[гафангел]: Да, распространяют ложно, что я соединился, говор[ят], его предприятие не имеет успеха. Он ответил, что не может возвратиться, что даны большие обещания власти, которая зарегистрировала нас, и отказ будет равносилен плевку в лицо. Отступления для нас нет. После этого свидания с Т[учко-вым] мне разрешено было возвратиться в Ярославль. Из Ярославля меня вызвали в Москву для свидания с митр[ополитом] Сергием.

Интервью с митрополитом Агафангелом

Я ехал свободно, а м[итрополит] Сергий, кажется, под охраной. Мы обменялись с м[итрополитом] Сергием телеграммами, где бы могли встретиться. Знакомых у меня в Москве не было, и я остановился в указанной мне гостинице. Туда ко мне явился епископ Амвросий [Смирнов] Сергиевский и просил меня идти на свидание с митр[ополитом] Сергием. В то время, когда мы собирались идти, явился агент ГПУ и спросил меня, кто я такой, я назвался. «Прошу пожаловать Вас в ГПУ», — сказал агент. Спросил и епископа Амвросия, кто он, и его также пригласил в ГПУ. Когда мы вышли, он предложил нам сесть на извозчика и указал крыльцо на Лубянке, к которому нужно подъехать, а сам пошел вперед. В ГПУ нас разъединили в отдельные комнаты, где я пробыл часа полтора. Когда меня позвали, я вошел в комнату, где находился Т[учков] с митр[ополитом] Сергием, и стояли две стенографистки с письменными принадлежностями в руках. Я увидел, что отступления нет, и перешел прямо к делу. Предложил митр[ополиту] Сергию признать меня Местоблюстителем, согласно ст. 8 Соборн[ого] определения 1917 года. Митр[ополит] Сергий, ответил, что он не помнит такой статьи, но не возражал. У меня, хотя и имелось это определение, но в то время не было с собой. В это время Т[учков] не вмешивался в разговор наш, но давал нужные бумаги и разъяснения. Я спросил, получил ли м[итрополит] Сергий письмо, в котором м[итрополит] Петр пишет, что сохраняет за собой Местоблюс-тительство до окончания дела. Он ответил, что не помнит. Тогда я посмотрел на Т[учкова], и он достал мне сфотографированное письмо м[итрополита] Петра к нему (м[итрополиту] Сергию). Прочитав, м[итрополит] Сергий согласился, что было. Я задал вопрос, как понимать слова м[итрополита] Петра: «оставляю за собой Мес-тоблюстительство до окончания моего дела». И мы начали обсуждать этот вопрос. Митр[ополит] Сергий согласился, что до осуждения. Тогда я дальше задал вопрос: «А Вы знаете, что м[итрополит] Петр уже осужден на пять лет в кон[цен]трац[ионный] лагерь?» М[итрополит] Сергий ответил, что нет. Тогда Т[учковым] дается дело м[итрополита] Петра, и начал читать заключительное обвинение.

Я: Ваше Высок[опреосвященст]во, если он читал заключительное обвинение, то это не есть еще осуждение, а только заключение следователя, который вел дело.

М[итрополит] А[гафангел]: Чтение обвинения на меня произвело потрясающее впечатление. Он обвиняется в таких поступках, как попытка к отравлению епископа Бориса [Рукина]. Сначала купили одно средство, а потом решили, что это очень сильно действу-

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

ющее и решили купить более слабое. Это подтверждает своими показаниями и м[итрополит] Петр. Далее обвиняется в воровстве 700 р[ублей], присвоении 2000 руб., которые он якобы израсходовал на погребение Патриарха, а между тем, должников отправлял к почитателям Патриарха, которые расплачивались по распискам. Кроме того, обвиняется в к[онтр]-рев[олюции], в сношениях с Саблером и Самариным, которые имели на него сильное влияние, что и м[итрополит] Петр в своем показании подтверждает, в организации монархической ячейки и связи с заграницей. Обвинение в к[онтр]-рев[олюции] занимало восьмую листа. После этого я предложил м[итрополиту] Сергию написать текст послания о передаче мне власти. М[итрополит] Сергий отказался написать послание и согласился сделать его в форме письма. После этого мы стали детально обсуждать текст письма. Т[учков] предложил ему бумаги и чернила писать это письмо, но м[итрополит] Сергий отказался, ссылаясь на неподходящую обстановку. Тогда предложили ему написать это письмо сегодня же по выходе из ГПУ, но митрополит] Сергий сказал, что ему сегодня в Нижний [Новгород] и пришлет оттуда. На просьбу м[итрополита] Сергия отсрочить вступление в должность Местоблюстителя, я сказал, что недельку отдохну, осмотрюсь и не буду принимать.

Я: Как же Вы можете вступить в должность Местоблюстителя, если М[итрополит] Петр не осужден церковным судом?

М[итрополит] А[гафангел]: Митр[ополит] Петр передал свою власть коллегии, а поэтому я, как старейший, вступаю.

Я: Но, ведь, м[итрополит] Петр своей резолюцией передавал условно, если это нужно для блага Церкви, и коллегии этой никто не признает.

М[итрополит] А[гафангел]: А разве Вы знакомы с резолюцией?

Я: Да.

М[итрополит]А[гафангел]: Но раз он передал, то он ее утерял.

Я: Но ведь за это его никто не осудил, и без суда церковного нельзя обвинять м[итрополита] Петра.

М[итрополит] А[гафангел]: Вы знаете, что раскольников можно не признавать и раньше суда над ними. М[итрополит] Сергий передал мне власть, и это уже зафиксировано, хотя Т[учков] и говорит, что это хитрый старик, и может и отказаться от своих слов. Вот уже от пятницы будет пятый день, и до сих пор еще ничего нет. Подчинятся ли Епископы и признают ли меня Местоблюстителем?

Я: Нет, голословному распоряжению не подчинятся.

М[итрополит] А[гафангел]: Но ведь это зафиксировано. А если м[итрополит] Сергий напишет об этом?

Интервью с митрополитом Агафангелом

Я: Если даже м[итрополит] Сергий и передаст, тогда будет подлежать обсуждению Епископов.

М[итрополит] А[гафангел]: После окончания нашего разговора, когда М[итрополит] Сергий ушел, Т[учков] предложил мне помещение в Москве в одном из монастырей: в Богоявленском, Заиконоспасском, Страстном, Донском или же в Сокольниках, в квартире М[итрополита] Петра. Я попросил Т[учкова] помещение в Троицком подворье. Он пожал плечами и сказал, что занято. После этого я поехал сначала в Донской монастырь для осмотра помещения. Когда мы вошли в ворота, мне указали на бывшие патриаршие покои. Я послал туда иеродиакона узнать, что там помещается. Ему ответили, что архиеп[ископ] Григорий [Яцковский]. Когда увидел, что не туда попал, извинился и сказал, что пойду на могилу Патриарха Тихона и на обратном пути загляну. Возле могилы Патриарха меня встретила толпа человек 25, которые начали спрашивать, с кем я: с Сергием или с Григорием. Я ответил, что с Сергием, а что будет с Григорием, я не знаю, если покается, то будет принят. После этого из толпы послышались протесты, что Григория нельзя никак принимать. Я их успокоил, помолился, и они взяли у меня благословение. Оттуда я отправился в Сокольники осмотреть помещение м[итрополита] Петра. Воздух там очень хорош; это и Т[учков] говорил. Помещение большое и светлое, но две главных комнаты запечатаны. Т[учков] отпечатает их. Там дела все. Живут там два келейника митрополита] Петра. Пол в кухне выложен плитками. (Тут м[итрополит] А[га-фангел] взялся за голову и сказал: «Чего-нибудь не забыть сказать Вам».) Да вот, Т[учков] мне сообщил, что в Москве живут 62 епископа. А это все от несогласованности. Я его не понял, как это от несогласованности? «А вот так, — сказал Т[учков], — предположим, Иоанна без нас посылают в Тулу, власть его на месте принять не может, и берут с него подписку о невыезде. А туда можно было бы послать Феодора. Вот такому епископу некуда деваться, и он едет в Москву. Там он пристраивается к церкви, обрастает, его кормят, он [нрзб.] и не хочет никуда ехать. А если бы с нашего согласия назначался, то этого бы не было.

Я: Ваше Высокопр[еосвященст]во! Ведь есть епископы и священники секр[етные] сотр[удники]. Таких Т[учков] будет посылать на места, а православных ссылать.

М[итрополит] А[гафангел]: Но ведь было в старое время, когда епископы назначались по желанию обер-прокурора, а придворные сферы выдвигали всегда кандидатов. Разве не все равно, раньше был обер-прокурор.

Я: Ваше Высокопр[еосвященст]во! Ведь Т[учков] враг Церкви, он желает, как бы разрушить ее, поэтому и устраивает всевозможные расколы: Лубенский, [В]ВЦС и сейчас опять.

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

М[итрополит] А[гафангел]: А что это за Лубенский раскол?

Я: В Лубнах был самочинный собор, который объявил себя высшей властью на Украине и автокефалию, — и за это особым деянием собора правосл[авных] епископов раскольники были лишены сана и отлучены от Церкви.

М[итрополит] А[гафангел]: Да, мне писал архиеп[ископ] Григорий о каком-то деянии, но я не понимал.

Я: Ваше Высокопр[еосвященст]во, Вы ведь были в ссылке три года и не знаете, какие страдания пережила за это время Правосл[ав-ная] Церковь. Зовут епископов и требуют, чтобы были сотрудниками, а если же не подчиняются, их высылают.

М[итрополит] А[гафангел]: Кого же?

Я: Так звали епископа Филарета. Архиеп[ископа] Никодима [Кроткова] Тавр[ического] за то, что порвал такую предлагаемую подписку, выслали.

М[итрополит] А[гафангел]: Скажите пожалуйста, Вы, видно, знаете мнение епископов, признают ли они завещание Патриарха подлинным или нет?

Я: Епископы этого послания не получали, а оно только было напечатано в газете, поэтому послание это не имеет обязательной силы.

М[итрополит] А[гафангел]: Но ведь его препроводили в редакцию своими подписями два митрополита.

Я: Но ведь там могли половину добавить.

М[итрополит] А[гафангел]: Мне Евг[ений] Алекс[андрович] (Т[учков]) говорил, что писалось оно в присутствии 4 епископов, даже указывал, кто писал: Новочеркасский и Донской... не помню. У меня где-то было записано, но сейчас не найду — все разбросано. И там есть выгодные для нас пункты, как условия, что будет выполнено, если разрешат преподавание Закона Божия. С этим посланием придется считаться. Я думаю проводить его в жизнь.

Я: Да, но там есть пункты осуждения заграничных епископов.

М[итрополит] А[гафангел]: Патриарх было создал такую комиссию.

Я: Нет, это не Патриарх, а какой-то корреспондент «Известий» спрашивал М[итрополита] Петра, и тот будто бы сказал, что будет создана такая комиссия. Но об этом спрашивали М[итрополита] Петра верующие, и он ответил: «Мало ли, что там напечатают».

М[итрополит] А[гафангел]: Но ведь признают же все епископы распоряжения Патр[иарха] Тихона?

Я: Патриарху Тихону верили, но его писание церковное сознание не воспринимало.

Интервью с митрополитом Агафангелом

М[итрополит] А[гафангел]: Кто не подчинится восстановленному мною Синоду, тот пусть отделяется от Православия.

Я: За м[итрополитом] Сергием все пойдут.

М[итрополит] А[гафангел]: [У] митрополита Сергия есть противники.

Я: Кто работает с ГПУ, за тем не пойдут.

М[итрополит] А[гафангел]: Я получил журнальное постановление [В]ВЦС за подписью Григория [Яцковского], в котором просят меня рукоположить одного протоиерея во епископы1. Просят об этом и верующие. Я бы очень хотел его хиротонисать, так как я был в молодости в этом городе. Но я сказал о[тцу] протоиерею, что не могу без выполнения некоторых с его стороны условий.

[Нрзб.] мне предложил, чтобы я написал м[итрополиту] Арсению, чтобы он подал заявление Т[учкову] о сокращении ему срока ссылки. Вы знаете, как м[итрополит] Петр принял Местоблюститель-ство. Когда вскрыли завещание Патриарха, то епископы утвердили Петра, так как он сохраняет Патриаршество, хотя он был совсем не популярен.

Я: Это верно, что Церковь за личностями не идет, а за тем, кто сохраняет чистоту Православия.

М[итрополит] А[гафангел]: Подчинятся ли мне Украинские Епископы?

Я: Нет, не подчинятся.

М[итрополит] А[гафангел]: Как же быть?

Я: Просят Вас оставить свое начинание. (В это время вошла племянница.) М[итрополит] А[гафангел] поднялся и сказал: «Позвольте познакомить с племянницей, она была три года со мной в ссылке».

Я начал просить расписку о вручении решения Украинских Епископов. Он и написал частное письмо и [фразу:] «решение Православных Украинских епископов получил. М[итрополит] А[гафан-гел] 6/19-го мая 1926 г.». Прошу Вас передать мой разговор святителям — скажите, что ответ на это письмо пришлю, когда вступлю в исполнение обязанностей. Затем записал мой точный адрес на обороте письма карандашом. Мы поднялись. М[итрополит] А[гафангел] спросил: «Как же будет дальше?» Я ответил ему: «Господь умудрит Вас» и после благословения вышел.

При втором моем свидании с м[итрополитом] А[гафангелом] ему было вручено второе открытое письмо еп[ископа] Василия Прилукс-кого с подписями епископов Украины под ним и бумаги от митрополита] С[ергия] с письмом и подсудной мерой. В письме еп[ископа]

1 Речь, вероятно, идет о челябинском протоиерее Петре Холмогорцеве. — Примеч. П.В. Каплина.

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

Василия затрагивались два вопроса: 1) о передаче м[итрополитом] П[етром] его резолюцией от 1-го февраля власти Коллегии и 2) о единоличном управлении Церковью. М[итрополит] А[гафангел] просил меня кратко ознакомить его с содержанием этого письма еп[ископа] Василия. Я передал ему содержание кратко.

М[итрополит] А[гафангел]: Я ведь не защищал м[итрополита] П[етра] и говорил, что он раскольник. А по второму вопросу: как это [понимать:] о замене ли патриаршества Коллегией или об отмене патриаршества?

Я: Нет, в докладе содержится об единоличном управлении Церковью в настоящее тяжелое время.

М[итрополит]А[гафангел]: Как это, значит и без Синода, но ведь это будет нарушением постановления Собора 1917—18 гг., это будет игра в чехарду — передача от одного к другому. Ведь могут арестовать М[итрополита] С[ергия], там меня, и так далее.

Я: Но ведь в Синод могут ввести безответственных лиц, а верных убрать.

М[итрополит] А[гафангел]: Я ведь, помнится, говорил Вам, что предполагаю созвать с согласия Т[учко]ва старый Синод.

Я: Да, я помню, Вы говорили, что м[итрополита] Сергия, Митрополита] Михаила, м[итрополита] Арсения. Ваша телеграмма с Вашим отказом была нами получена, но после Епископы, когда узнали, что Вы приняли канцелярию, были смущены.

М[итрополит] А[гафангел]: Да, я послал телеграмму м[итрополи-ту] С[ергию], что я предполагаю отказаться. Я ведь вызывал митрополита] С[ергия], но он почему-то не приехал.

Я: Вероятно, не имел возможности.

М[итрополит] А[гафангел]: Я уже от местоблюстительства отказался и сообщил об этом м[итрополиту] Петру и ГПУ, а митр[ополиту] Сергию не писал, потому что на посланную ранее телеграмму он не ответил, и я не знаю, на свободе ли он, и какой церковной власти сообщить об этом. Когда меня вызвали в ГПУ, Т[учко]в предложил мне собрать совещание епископов старого рукоположения. Но я не хотел собирать одних епископов старого рукоположения, т. к. скажут, что подобранное совещание, а нового рукоположения я не знаю. Т[учков] предложил мне собрать всех, т. к. он знает их адреса. Я просил непременно вызвать и митрополита] С[ергия], так [как без] него дело не окончится. Т[учков] предложил мне дать телеграмму. Я послал и ждал целых три дня. Митрополит] С[ергий] не приехал. Жизнь в Москве обходилась мне очень дорого. За один № [в гостинице] приходилось платить 7 руб. в сутки, и дольше я не мог. Т[учков] сообщил мне, что комнаты

Интервью с митрополитом Агафангелом

м[итрополита] П[етра] уже отпечатаны. Я пошел посмотреть в Сокольники; там агент ГПУ предложил мне принять канцелярию. Там оказалась небольшая кипа бумаг с наградными списками; еще и в столе что-то было, но я не смотрел. Я предложил живущему там монаху положить это в сундук и закрыл маленьким замочком. Фактически я ее не принимал. Т[учков] меня все уговаривал, чтобы я не отказывался. Возвратившись домой 29 мая, я совершил крестный ход. Было жарко. Со мною в дороге случился солнечный удар. По мнению врача, все обошлось благополучно только потому, что верующие мочили платочки и клали мне на голову. Дойдя до следующей церкви, я впал даже в обморочное состояние. После этого я почувствовал себя плохо. Начали дрожать руки и ноги. Сердце стало скверно работать.

После этого я послал Евг[ению] Александровичу] через Ярославское] ГПУ бумагу, что со мной случился удар, здоровье расстроилось, и я отказываюсь от местоблюстительства. На другой день после этого явился ко мне агент из Ярославского ГПУ с предложением Т[учкова] явиться в Москву. Я начал отказываться, говоря, что я больной, служить нужно; да и, подумал себе, дорого обходится эта поездка. Но если отказаться добровольно, — повезут; и я решил ехать. В субботу я явился к Т[учкову]. Т[учко]в меня встретил словами: «Будете ли вступать в управление Церковью, митрополит Агафан-гел?» Я ему ответил: «Ведь я послал вам вчера заявление об отказе». Т[учков] ответил: «Я не получал Вашего отказа». При этом вручил мне запечатанное письмо м[итрополита] П[етра] (при этом митрополит] Агаф[ангел] иронизировал: «запечатано в конверте»...). В этом письме м[итрополит] П[етр] мне пишет, что он признает меня Местоблюстителем, просит оставить его митрополитом Крутицким, наградив трех епископов саном архиепископа, одного за богословские труды, двух — за твердость в Православии; кается перед Церковью и просит прощения за содеянный грех передачи резолюцией [от] 1/ІІ власти Коллегии и просит оставить [ему] не верхние, а нижние комнаты. — И после этого письма я отказывался. Т[учков] спросил меня: «Кого же теперь оставить для управления Церковью Божиею?» — «Можете вызвать м[итрополита] Кирилла, митрополита] Арсения», — сказал я. Т[учков] говорит: «Нельзя ли без митрополита] Кирилла?» — «Нет, нельзя, он первый кандидат в Местоблюстители, без него все будет незаконно». Я попросил разрешения написать м[итрополиту] Петру. Мне сейчас же по распоряжению Т[учкова] агент принес бумагу и чернила. В письме я подчеркнул «Патриаршему Местоблюстителю», поблагодарил и написал, что отказываюсь по своему нездоровью, и добавил, чтобы он передал

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви

власть или м[итрополиту] Кириллу, или м[итрополиту] Арсению. Об остальном я умолчал, т. к. я отказался. Т[учков] сказал мне: «Зачем Вы отказываетесь. Вы можете сами передать власть. Ведь если царь отречется от престола, то он теряет власть». — «Нет, не могу», — сказал я. — «Но ведь у Вас будет Синод, Вы только будете возглавлять и работать Вам не придется», — сказал Т[учков]. — «Нет, мне придется принимать всякие делегации; а я стал инвалидом и работать не могу».

Уже кончая разговор, кто-то позвонил к телефону [так в тексте]. Не знаю, что он говорил, но Т[учков] ответил: «Хорошо». После этого Т[учков] попросил у меня письмо от м[итрополита] П[ет-ра] для начальника ГПУ, который хочет познакомиться с ним, и обещал через 2 часа возвратить. Через 2 часа я послал своего келейника, но письма не дали и сказали «завтра». В воскресенье мы оставаться не могли: куплены были билеты, а в понедельник я послал келейника в Москву, но ему назначали сроки, но письма так и не дали. Я жалею, что не имею его; успел только один раз пробежать его глазами.

Я: Получали ли Вы письмо с подписью «Я, Митрополит Петр Московский»?

М[итрополит] А[гафангел]: Нет, не получал.

Я земно поклонился и просил м[итрополита] А[гафангела], чтобы для блага Церкви он послал м[итрополиту] С[ерги]ю свой отказ от Местоблюстительства. Он на это мне ответил: «Вы полагаете, в этом будет благо для Церкви, если я откажусь? Вспомните мое слово, что это не ко благу Церкви. Когда Вы уезжаете?»

Я: В 9 ч. вечера.

М[итрополит] А[гафангел]: Прошу Вас зайти в 7 ч. вечера. Не будет поздно.

Вечером встретил меня радушно и сказал: «Не понимаю первого письма Еп[ископа] Василия — кому оно адресовано. М[итрополита] П[етра] я не защищал, а о единоличном управлении вполне согласен. Если бы оно не было адресовано на мое имя, я бы под ним подписался. Об этом я пишу еп[ископу] Василию.

Я: Плохо, что Вы без канонической связи с м[итрополитом] С[ер-гием] и м[итрополитом] П[етром] послали первое послание.

М[итрополит] А[гафангел]: Я написал в послании, что вступаю в должность с согласия м[итрополита] С[ергия] и м[итрополита] П[етра], но Т[учков] вычеркнул. Да, меня обошли; я не знал положения Церкви и настроение масс. Я отказываюсь от местоблюсти-тельства и пишу об этом м[итрополиту] Сергию; прошу дать мне расписку

Интервью с митрополитом Агафангелом

По его требованию я дал расписку и, т. к. конверт был запечатан, то он его распечатал и позволил снять копию для Украины. На

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прощание он сказал, что это только цветочки, а ягодки впереди. ГААОСО Ф. 1 Оп. 1. Д. 47561. Л. 28-33. Рукопись.

Публикация П.В. Каплина

Interview with Metropolitan Agaphangel

The publication represents a document containing two conversations with Metropolitan Agaphangel (Preobrazhenskiy) concerning his argument about Locum Tenency with Metropolitan Serguii (Stragorodskiy) in May-June of 1926. The interview is narrated by the priest, sent by orthodox bishops of Ukraine to find out Agaphangel's standpoint concerning the controversy. The document reveals some important details of the collision. However, one should bear it in mind, that the document appeared among the ardent proponents of Metropolitan Serguii (Stragorodskiy). Therefore, it can't be considered absolutely unbiased.

-e

-e-

*

Отточие документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.