Научная статья на тему 'Интервью с ИТЦ «СканЭкс» (ScanEx)'

Интервью с ИТЦ «СканЭкс» (ScanEx) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с ИТЦ «СканЭкс» (ScanEx)»



ИНТЕРВЬЮ С ИТЦ «СКАНЭКС» (SCANEX)

Интервью взял А. А. АХМЕТОВ

аспирант кафедры «Микроэкономика» Финансового университета при Правительстве РФ

В «новой» экономике вперёд вырываются современные высокотехнологичные компании, основанные на знаниях. Одной из таких компаний на российском рынке является инженерно-технологический центр «СканЭкс» (ИТЦ СканЭкс) - лидирующая на рынке российская фирма, предоставляющая полный комплекс услуг: от приема до тематической обработки изображений Земли из космоса. Сегодня Центр СканЭкс является единственной в России компанией, подписавшей лицензионные соглашения с ведущими мировыми операторами программ дистанционного зондирования Земли на прямой прием данных с ИСЗ серий IRS, SPOT, EROS, RADARSAT, ENVISAT на наземные станции УниСкан™ собственного производства. Это впервые дало возможность регулярного обзора территории России и стран СНГ в реальном времени с пространственным разрешением от сотен до единиц метров и лучше.

Важным направлением деятельности компании является кооперация с российскими высшими учебными заведениями по реализации комплексных проектов в рамках совместных научно-образовательно-производственных центров. Другой специализацией компании является реализация снимков для геопорталов. Так, снимки «СканЭкс» являются частью популярного сервиса «Яндекс. Карты».

Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью с руководителем отдела стратегического развития ИТЦ «СканЭкс» Андреем Потаповым.

- Добрый день, Андрей! Для начала хотелось бы больше узнать о Вас. Как давно вы в компании и где работали до этого?

Я работаю в компании 4 года, до этого я закончил экономический факультет МГУ, проработал на государственной службе, получил второе образование по психологии. В ИТЦ «Сканэкс» меня пригласили знакомые, я согласился и сейчас не жалею об этом.

- Расскажите, пожалуйста, об истории создания ИТЦ «СканЭкс». Вы сразу начинали как компания, занимающаяся дистанционным зондированием Земли?

Компания была основана в конце 80-х годов группой выпускников Московского физико-технического института. Компания начала свою деятельность с разработки автоматизированного метеокомплекса для школьного образования. Как оказалось, потребность в таких станциях была

не только у российских школ, но и у зарубежных школ и компаний образовательного рынка. Тогда, в начале 90-х годов мы осознали, что т.н. персональные станции приёма спутниковой информации могут быть востребованы не только в школах, но и организациях гидрометеорологического профиля. Затем мы пришли к идее реализации персонального доступа к данным космической съёмки в системах различных ведомств. Следующим шагом стало создание на базе университетов страны центров приёма спутниковой информации, аналогов которым по функциональным возможностям нет даже у многих национальных центров по дистанционному зондированию Земли.

- За чей счет организована компания, кто выступал инвестором? Окупились ли вложения?

Инвесторов не было, компания изначально была организована как кооператив за счет взноса участников. Как видите, вложения оправдались, а первые сотрудники до сих пор работают у нас.

- Какими проектами занимается компания сегодня?

Прежде всего, мы занимаемся разработкой персональных наземных станций для приема спутниковой информации. Это такие комплексы как «Алиса» и «УниСкан». Они позволяют проводить регулярный мониторинг и контроль состояния территории России и стран СНГ в реальном времени с пространственным разрешением от сотен до единиц метров и лучше. Наша компания не просто реализует наземные комплексы, но и обеспечивает их бесперебойную поддержку и обслуживание. Кроме того мы предоставляем необходимые сублицензии на прием данных владельцам наземных станций УниСкан™ в России и странах СНГ. Для подготовки специалистов по работе с такими станциями при нашей компании был создан Учебный центр.

Следующим направлением нашей деятельности является предоставление графической информации о конкретной территории или её состоянии. То есть, мы оперативно предоставляем снимки из космоса за определенный промежуток времени через Интернет. В рамках данного направления мы также занимаемся разработкой геопорталов «под ключ».

Наконец, нами была создана линейка программных продуктов для предварительной обработки, расширенного анализа и тематической интерпретации спутниковых снимков. Данные программные пакеты имеют широкие функциональные возможности, позволяют эффективно и оперативно решать большой круг различных прикладных задач.

В дополнение к основной деятельности мы занимаемся образовательными проектами по космической тематике, а также осуществляем поддержку ряда некоммерческих сайтов, таких как «Кос-моснимки».

- Каковы масштабы деятельности компании на сегодняшний день? Вы работаете только с российскими клиентами или осваиваете также и зарубежные рынки?

В сегменте продажи наземных станций для приема космической информации это в основном российские клиенты, но зачастую бывают заказы от зарубежных организаций. А что касается продажи снимков через сеть, то тут у нас нет привязки к определенному рынку, Интернет глобален. То же справедливо и в отношении нашего программного обеспечения.

- Кто является вашими основными клиентами?

Во-первых, это университеты. Наши персональные наземные станции установлены в более чем 20 вузах по всей стране. Во-вторых, это государственные структуры и ведомства: МЧС, Министерство природных ресурсов и экологии, - для них мы поддерживаем и развиваем ведомственные сети станций приема спутниковой информации. В-третьих, это частные компании, которые чаще всего заказывают снимки отдельных территорий.

- Есть ли у вас конкуренты в такой специфической нише?

Всё зависит от того, какой сегмент рассматривать. Если брать производство наземных станций, то положение нашей фирмы практически монопольное. Если же рассматривать распространение снимков со спутников, то в данном сегменте мы не одни - здесь наблюдается жесткая конкуренция.

- Каким образом вы рекламируете свои услуги и продвигаете компанию на рынке?

Ввиду специфичности нашей продукцию мы достаточно редко занимаемся прямой массовой рекламой, чаще мы ведём соответствующие переговоры с потенциальными клиентами, участвуем в профильных мероприятиях. Кроме того, мы организуем международные конференции, на которых продвигаем свои продукты. Ближайшая такая конференция состоится в конце этого года. Вообще, рекламой и продвижением у нас занимается отдел маркетинга.

- Как организовано взаимодействие фирмы с операторами космических станций?

С космическими операторами мы заключаем контракты на право приёма и использования сигналов со спутников. Как правило, это довольно крупные и долгосрочные для нас контракты. Условия контракта различаются от миссии конкретного спутника. О том, насколько важны для нас эти контракты, говорит один лишь факт, что более половины расходов в структуре затрат приходится на оплату услуг операторов космических аппаратов.

- Какие совместные проекты вы ведете с другими организациями?

Смотря что считать совместными проектами. В той или иной степени, тот же проект «Яндекс. Карты» является совместным. То же касается и сайтов по мониторингу экологической обстановки для МЧС и природоохранных ведомств.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте «Космоснимки» и других онлайн-проектах.

«Космоснимки» - проект ИТЦ «СканЭкс» по созданию единой основы спутниковых снимков для всей территории России. Проект складывается из этапов создания отдельных мозаик спутниковых снимков по городам и областям РФ. Единая пространственная основа создается с целью использования в качестве базовой в геоинформационных и веб-картографических сервисах. От аналогичных проектов «Google Maps» и «Яндекс.Карты» отличается предоставлением доступа к несколько иному

набору ресурсов - что востребовано достаточно широким слоем пользователей, которые привычны к использованию спутниковой съемки.

Множество наших проектов направлено на защиту окружающей среды и реализуется в рамках некоммерческого партнерства «Прозрачный мир». Цель проектов - использования изображений Земли из космоса в научных и прикладных исследованиях, образовании, дизайне, туризме и краеведении. На сегодняшний день нами уже составлен атлас малонарушенных лесных территорий России, завершен проект сохранения последних массивов малонарушенных лесов Карелии, ведется анализ экологических последствия добычи нефти и газа в Российской Федерации.

- Известно, что ваша компания оперативно реагирует и помогает со съёмкой местности в случае чрезвычайных и природных катастроф. Вы сами предлагаете свою помощь или к вам обращаются представители соответствующих ведомств? Это делается на бесплатной основе?

МЧС является одним из наших основных клиентов. Мы стараемся максимально оперативно и полно реагировать на любые их запросы в подобных случаях.

- Насколько я знаю, в вашей компании существует учебный центр. В каких направлениях он работает и для кого предназначен?

Изначально учебный центр был предназначен для обучения наших клиентов пользованию персональными наземными станциями по приёму спутниковой информации. Впоследствии, в связи с ростом штатной численности, появилась необходимость обучать новых сотрудников азам работы в нашей фирме.

- Сколько человек трудится в ваших офисах на сегодняшний день? Какие специалисты составляют большинство в персонале?

На сегодняшний день это 200 человек в ИТЦ «СканЭкс» и 30 человек в некоммерческом партнёрстве «Прозрачный мир». Это в основном географы и технические специалисты.

- Пара вопросов о кадровой политике. Каков средний возраст сотрудника «СканЭкс»? Тяжело ли попасть к вам на работу?

Средний возраст определять бессмысленно, т.к. это будет как «средняя температура по больнице: у одного 17, у другого 40, а в среднем 36». Есть инженеры, которые работают с основания компании - разумеется, это немолодые люди. А есть программисты, пришедшие к нам не так давно - их возраст 26-28 лет.

Попасть на работу к нам вполне реально. Мы охотно берём выпускников вузов - как правило, это выпускники географических факультетов, т. е. те, кто способен работать с картографической информацией.

- Ваша компания ощутила на себе влияние финансово-экономического кризиса? Какая ваша основная проблема на сегодняшний день?

Кризис мы пережили успешно, сокращения персонала и оборота не было. Наверное, во многом это обусловлено тем, что наши основные клиенты связны с государственным бюджетом.

Главная проблема на данный момент - это неопредеоленность государственной политики в задачах развития отрасли космической съемки. Пример - государственная тайна на снимки с разрешением лучше 2 метров. В правительстве вопрос о снятии секретности для таких снимков уже обсуждается 4 года, но до сих пор нет открытых документов, в которых содержится подобное решение.

- На сегодняшний день для многих компаний, основанных на знаниях, становится немаловажным вопрос защиты интеллектуальной собственности от неавторизованного использования. Насколько актуальна данная проблема для ИТЦ «СканЭкс»? Как вы с ней боретесь?

С нашим программным обеспечением таких проблем ещё не было - я полагаю, ввиду его специфичности. А вот изображения с нашего ресурса «Космоснимки» мы часто находим на других сайтах. Чаще всего мы ограничиваемся письменным предупреждением, после чего вопрос решается сам собой. Но один раз дело чуть не дошло до суда...

- Сейчас в России строится инновационная модель развития экономики. Движущей силой нового хозяйства станут наукоемкие компании. А как вы оцениваете соотношение «знания» - «физический труд» в вашей фирме? Если можно, то скажите пару слов об инновационной активности.

Фактически всё наше производство основано на знаниях. Поэтому физического труда в чистом виде почти нет, если не считать монтажников, которые прикручивают антенны.

Если говорить об инновационной активности, то у нас зарегистрировано больше десятка авторских свидетельств на программное обеспечение. С патентами сложнее: наши наземные комплексы тяжело описать как единое устройство, и получить авторство на изобретение нам еще не удалось. Впрочем, вряд ли кто-то способен скопировать наши персональные станции с такими же издержками.

- В Сколково вас ещё не приглашали?

Нам бы хотелось, чтобы некоторые наши проекты стали участниками «Сколково» в рамках космического кластера или, например, кластера информационных технологий.

- Андрей, что, по-вашему, ждёт отрасль космического зондирования в ближайшие годы?

Поскольку основной ресурс - спутники - находится в собственности государства, то и положение в отрасли целиком зависит от правительственных решений. В настоящее время, благодаря правильно расставленным руководством страны акцентам, начинается прямой диалог и взаимодействие государства и бизнеса, в связи с чем у России появляется уникальный шанс реального построения экономики, основанной на знаниях. Надеюсь, именно сейчас будут найдены механизмы реализации неограниченного и максимально дешевого доступа к лучшим информационным ресурсам различных спутниковых программ для совершенствования системы образования и развития гражданского общества.

- Какие планы у вашей компании на будущее?

Помимо расширения оборотов компании, это, прежде всего, продвижение наших сервисов в Интернете, облегчение доступа к ним. В перспективе любой желающий и имеющий возможность получить оперативную информацию о территории из космоса сможет быстро это сделать, не выходя из дома. Что касается существующих проектов «Яндекс-Карты» и «Космоснимки», то мы хотим их усовершенствовать, существенно повысив оперативность обновления карт. В том же GoogleMaps, к примеру, фотографии некоторых территорий не обновлялись несколько лет. Если мы достигнем оперативности - это будет нашим существенным конкурентным преимуществом.

- Андрей, большое спасибо за интервью! Побольше бы нам таких компаний как ваша, и переход к «новой» экономике России обеспечен.

Пожалуйста! Спасибо вашему журналу за интерес, проявленный к нашей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.