Научная статья на тему 'Драйверы модернизации российской национальной инновационной системы(часть 2)'

Драйверы модернизации российской национальной инновационной системы(часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / ИННОВАЦИИ / УНИВЕРСИТЕТ / NEW ECONOMY / ECONOMY OF KNOWLEDGE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INFORMATION ECONOMY / INNOVATIONS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думная Н. Н., Сергеева А. Е.

В статье рассматриваются проблемы становления и особенности формирования национальной инновационной системы (НИС) в России. Выявляется роль университетов в развитии НИС и объясняется, какие барьеры мешают им выполнять свои функции. С этой целью сравниваются две модели университета с позиций их внутреннего устройства.Также автор в своей статье поднимаетострейшую проблемууниверситетской науки и российской науки в целом -старение научныхработников при слабом притоке молодежи -и намечаетпути ее решения,приводя примеры успешныхпроектов и компаний.Одна из главныхролей в становлении НИСотводится компаниям,основанным на знаниях. В качестве примера российской компании, основанной на знаниях, а также использующей кластерный подход, приводится инженерно-технологический центр «СКАНЭКС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION DRIVERS OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF RUSSIA(PART 2)

The article addresses the foundation problems and formation particularities of the national innovation system (NIS) of Russia. The role of universities in NIS development is highlighted and the barriers impeding their functioning are explained using the comparison of the two models of university internal facilities. The author also draws attention to the most urgent problem of university science and Russian science as a whole the aging of researchers amidst the weak inflow of young scientists and outlines of ways of solving the situation, giving examples of successful projects and companies. One of the main roles in NIS foundation is assigned to knowledge based companies. As an example, the author describes Russian knowledge based company using cluster method, an engineering technology centre «SCANEX».

Текст научной работы на тему «Драйверы модернизации российской национальной инновационной системы(часть 2)»

Драйверы модернизации российской национальной инновационной

системы* (часть 2)

ДУМНАЯ Н.Н.

Заслуженный работник высшей школы РФ, д-р экон.наук, профессор, зав. кафедрой «Микроэкономика» Финансового университета, Москва E-mail: [email protected]

СЕРГЕЕВА А.Е.

канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Микроэкономика» Финансового университета E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления и особенности формирования национальной инновационной системы (НИС) в России. Выявляется роль университетов в развитии НИС и объясняется, какие барьеры мешают им выполнять свои функции. С этой целью сравниваются две модели университета с позиций их внутреннего устройства. Также автор в своей статье поднимает острейшую проблему университетской науки и российской науки в целом - старение научных работников при слабом притоке молодежи - и намечает пути ее решения, приводя примеры успешных проектов и компаний. Одна из главных ролей в становлении НИС отводится компаниям, основанным на знаниях. В качестве примера российской компании, основанной на знаниях, а также использующей кластерный подход, приводится инженерно-технологический центр «СКАНЭКС».

ключевые слова: новая экономика, экономика знаний, информационно-коммуникационные технологии, национальная инновационная система, информационная экономика, дистанционное зондирование Земли, инновации, университет.

Modernization drivers of National innovation system of Russia (part 2)

DUMNAYA N.N.

PhD in Economics, Professor, Head of Microeconomics Chair of Financial University Under the Government of The Russian Federation, Honoured University Worker of Russia Prize of The Government of Russia laureate

SERGEEVA A.E.

Candidate of Economics, senior lecturer of Microeconomics Chair of Financial University Under the Government of The Russian Federation

Abstract. The article addresses the foundation problems and formation particularities of the national innovation system (NIS) of Russia. The role of universities in NIS development is highlighted and the barriers impeding their functioning are explained using the comparison of the two models of university internal facilities. The author also draws attention to the most urgent problem of university science and Russian science as a whole - the aging of researchers amidst the weak inflow of young scientists - and outlines of ways of solving the situation, giving examples of successful projects and companies. One of the main roles in NIS foundation is assigned to knowledge based companies. As an example, the author describes Russian knowledge based company using cluster method, an engineering technology centre «SCANEX». Keywords: new economy, economy of knowledge, information and communication technologies, national innovation system, information economy, remote sensing of the Earth, innovations, university

* Исследование подготовлено в рамках научно-исследовательской работы по теме: «Формирование и удержание конкурентных преимуществ компаниями среднего бизнеса в инновационной экономике» (основание — Государственное задание Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Утверждено заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 09.02.2013 г. № 574п-П17).

особенности формирования национальной инновационной системы в россии

Как обстоят дела с формированием НИС в России? Не претендуя на анализ всех особенностей российской НИС, остановимся на некоторых особенностях современного этапа.

В развитых НИС налажено взаимодействие ее трех основных элементов: система образования (наука) — бизнес — государство. Причем образование в лице университетов, исследовательских лабораторий и т. п. играет роль важнейшего драйвера всей системы. Другие драйверы НИС — компании, основанные на знаниях.

российские университеты в нис

Роль университетов в становлении и развитии национальной инновационной системы может быть реализована в следующих видах деятельности: образовательной, научно-исследовательской и прикладной. Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов сегодня реализована в Италии и ФРГ. Основой НИС США является примерно 150 университетов, значительная часть из которых занимает первые места в мировых рейтингах. Именно в университетах сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты имеют большие финансовые ресурсы, обладая земельными владениями и значительными финансовыми фондами, которые регулярно пополняются. Кроме того, отдельным направлением государственной поддержки в США является стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР, полученных в университетах и государственных структурах.

В России одним из препятствий к созданию новых знаний и технологий является недостаточно эффективное взаимодействие коммерческого сектора НИОКР с государственным. Отсутствие стимулов у научных работников, занятых в структурах Российской академии наук (РАН) и федеральных университетах, не способствует коммерциализации результатов их исследовательской работы. Именно слабым взаимодействием между частными фирмами и научным сектором можно отчасти объяснить невысокие результаты вложений в инновационное

развитие. Показателем этих проблем является тот факт, что на сегодняшний день за границей получено малое число патентов. При этом большая часть патентов, которые ученые получили за рубежом, принадлежат иностранным лицам, а не находится в собственности россиян.

Одна из особенностей формирующейся российской НИС заключается в том, что университеты у нас не играют той роли, какую они играют в западных НИС.

Почему так происходит? Какие барьеры мешают университетам выполнять свои функции в НИС?

Согласно Д. Норту, мы наблюдаем эффект зависимости от траектории предшествующего развития (path dependence). Как мы уже отмечали в своих публикациях [1], традиционные российские вузы, исторически сложившиеся на основе немецкой системы образования, по це-леполаганию, инфраструктуре, качеству кадрового состава и т.п. в корне отличаются от исследовательского университета англо-саксонской системы.

Чтобы понять характер и содержание этих трудностей, т. е. определить барьеры, которые нужно преодолеть, следует сначала сравнить две модели не с позиций конечного результата — развития научных исследований, а с позиций их внутреннего устройства, подобно тому, как в микроэкономике мы изучаем фирму.

Проведем сравнение их «внутренних механизмов». Основное действующее лицо — преподаватель-исследователь. Основная деятельность преподавателя в учебном университете традиционного для нас типа — учебная, методическая, воспитательная и т.п. Наука для преподавателя в некотором смысле вторична. Хотя лучшие из преподавателей являются хорошими известными учеными, а то и величинами мирового масштаба.

Весьма незначительна дифференциация профессоров, доцентов, ассистентов по их задачам и месту. Изначально система не задает параметров дифференциации с ориентацией на группировку вокруг руководителей научных направлений. Напротив, задается неправильная самостоятельность и самостийность зачастую незрелых исследователей, и ее приходится преодолевать дополнительными мерами, которые годами не приживаются (например: наставничество, контроль, методические разработки

и т.п.). Ведь сверхзадача для каждого — перейти на другой уровень и стать самодостаточным.

А что же в исследовательском университете? На первый взгляд это все то же учебное заведение. Однако это не так. Акцент смещается в сторону научной работы. Преподаватель теперь — это ученый, который преподает. Лицо университета и двигатели науки — известные ученые.

Сверхзадача здесь другая — перейти на другой уровень на основе учебы у мэтров. Таким образом, существует четкая иерархия. Молодежь работает вместе и под руководством опытных ученых. Это та самая англо-саксонская система, к которой мы стремимся.

Научная направленность исследовательского университета на Западе задается несколькими определенными факторами:

• фундаментальные исследования — наличие известных научных школ, под которые получают бюджетное финансирование и т.п.;

• прикладные исследования на основе заказов со стороны, когда темы предлагают заказчики;

• поиск фондов: сам университет предлагает свои темы, специальные люди ищут заказчиков.

Университеты на Западе специализируются на определенных направлениях, которые складываются естественным образом на основе имеющихся наработок и конкурентных преимуществ. Упрощая, можно сказать, что определить, насколько вуз исследовательский, можно по следующим параметрам (что и делается, например, в США):

• наличие в нем известных в стране и мире научных школ и известных лидеров науки;

• количество заказов на исследования;

• привлекаемые средства по фундаментальным и прикладным исследованиям.

В настоящее время в России идет процесс развития исследовательских университетов, в котором государство играет роль драйвера.

В университетской науке, как и во всей российской науке, существует еще одна острейшая проблема — старение научных работников при слабом притоке молодежи. Поэтому остро стоит вопрос преемственности в развитии научных школ, передачи их традиций, навыков и приемов исследований. И дело не только в самой науке. Создается угроза формирования экономики, которая не способна обеспечить производство

новыми источниками экономического роста — научными знаниями, новыми технологиями [2].

Основательной статистики не существует. Однако о масштабах проблемы можно судить по критическому для российской науки периоду. За период с 1990 по 2005 г. общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

В целом ситуацию можно оценить следующим образом.

В научных организациях образовался дисбаланс, выраженный в общем «старении» научных работников.

Неблагоприятная кадровая ситуация наблюдается в средних возрастных группах 30-39 лет и 40-49 лет.

После падения наблюдается некоторый прирост числа исследователей до 29 лет. Однако ростом числа молодых исследователей не стоит обольщаться, так как они часто переходят в сферы бизнеса, политики, информационного обслуживания, уезжают в зарубежные научные центры.

Обобщая, можно сказать, что в научных школах образовался разрыв поколений.

Научное сообщество в России существует в деформированном виде, но его возможности пока сохранились и не утратились в основном за счет старшего поколения исследователей. Между тем имеются важнейшие предпосылки взаимодействия различных поколений в науке, которые состоят в том, что молодежь способна лучше ориентироваться в потоках информации, быстрее реагировать на возникающие проблемы и быть более адаптивными к изменениям, более смело браться за изучение трудных и острых проблем.

При сохраняющихся тенденциях через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической.

Проблема научных кадров, разрыва поколений ученых осознана в России на государственном уровне. Рядом вузов Российской Федерации на конкурсной основе был присвоен статус «национальный исследовательский университет» (НИУ). Целью проведения конкурса являлся отбор университетов, которые могли бы не только организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями вуза. Следует упомянуть и такие

Использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства

Г >

Внедрение продукции

с новыми свойствами

V

Типы нововведений

т

Открытие новых источников сырья

Изменения в организации производства и его материально -техниче ском обеспечении

Освоение новых рынков сбыта

Рис. 1. Приоритетные направления наукоемких разработок

Источник: составлено автором

проекты Министерства образования и науки, как конкурсы для привлечения ведущих ученых, на получение грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых, поддержка ведущих российских вузов, развитие инновационной инфраструктуры, различные федеральные целевые программы и пр.

В целях развития исследований, разработок, коммерциализации их результатов и поддержки инициатив ученых и изобретателей был создан инновационный центр «Сколково». Миссией фонда «Сколково» стало создание Экосистемы, формирующей благоприятные условия для инновационного процесса. Ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня по следующим приоритетным направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение [3] (рис. 1).

Инновационный Центр «Сколково» не являлся молодежным проектом, тем не менее молодые ученые—участники проекта также возлагают на него большие надежды. Все это должно поставить университеты в центр развития НИС.

компании, основанные на знаниях в нис

Как отмечалось выше, другой драйвер НИС — компании, основанные на знаниях.

Государство само по себе без частного сектора экономики не в состоянии обеспечить динамичное экономическое развитие ни в период подъемов, ни в период кризисов. Это в основном результат инициативы частного предпринимательства. Именно здесь заложены микроэкономические факторы экономической динамики, новые шансы инициирования экономического развития. Эти факторы лежат на уровне компаний и рынков.

Именно данная группа компаний является лидером внедрения и распространения инноваций в широком смысле слова. Все более проявляется правота Й. Шумпетера, который считал предпринимательством не любой бизнес, а только инновационный, обеспечивающий новое сочетание факторов производства.

Шумпетер отличал новаторскую деятельность предпринимателя от внедрения технологических инноваций и тем более от изобретательства. Инновационная активность предпринимателя вполне может носить не только технологический, но и маркетинговый или управленческий характер.

Он описывает пять изменений в развитии.

На практике инновации долгое время рассматривались почти исключительно как создание новых технологий. Более того, степень инновационности той или иной фирмы или отрасли сводилась только к легко измеримым сторонам их технологической активности: уровню НИОКР или числу зарегистрированных патентов. Появление конкретных количественных рекомендаций ОЭСР (OECD, 1996; 2002; 2005) по отнесению различных отраслей экономики к разряду «high-tech», «medium-tech» или «low-tech» в зависимости от соотношения затрат на НИОКР к объему выпуска продукции можно считать логическим завершением этой тенденции1.

Вместе с тем в ряде случаев было установлено, что сущность инноваций не сводима к технологической активности фирмы. Например, применительно к «low-tech» сектору было показано, что главным содержанием инноваций в нем часто бывает использование в производимом продукте не собственных технологических достижений, а достижений других отраслей, их адаптация к конкретным запросам потребителей. Особую роль при этом играют динамичные компании — газели (идея Дэвида Берча — D. Birch). Предприниматели в таких фирмах находят малейшие шансы, новые «ниши» для развития, обладая предпринимательской бдительностью по Кирцнеру (I. Kirzner).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что компании, основанные на знаниях, это, с одной стороны, те, которые основаны на новых и новейших технологиях, а с другой стороны, те, которые являются новаторскими по Шумпетеру, Берчу и Кирцнеру [4, 5, 6].

В России компании, основанные на знаниях, становятся важнейшей составляющей, «ядрами» экономических кластеров [7]. От успешного развития кластера зависит не только его ближнее окружение. Кластеры выполняют функции «точек роста» внутреннего рынка и базы международной экспансии для всей национальной экономики. Высокая конкурентоспособность страны держится именно на сильных позициях отдельных кластеров. Напротив, за их

1 К low-tech относятся отрасли, использующие традиционные технологии. Medium-tech — отрасли, основанные преимущественно на базовых технологиях, но имеющие некоторые новые разработки. High-tech отрасли используют новые технологии.

пределами даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что два важнейших элемента НИС: университеты и компании, основанные на знаниях, — активно развиваются. Однако потоки знаний, которые между ними должны циркулировать, еще только формируются. Причем нами выявлены интересные особенности их формирования, которые могут быть полезны в различных отраслях национальной экономики.

case-study: компания «сканэкс»

Примером российской компании, работающей на передовых технологиях, т. е. основанной на знаниях, а также использующей кластерный подход, может служить инженерно-технологический центр «СКАНЭКС» (ООО ИТЦ «СКАНЭКС») — лидирующая на рынке российская фирма, предоставляющая полный комплекс услуг: от приема до тематической обработки изображений Земли из космоса, опираясь на сеть наземных станций собственного производства. «СКАНЭКС» — компания, основанная на знаниях, чья деятельность строится вокруг определенных технологий, которые недоступны отдельным предпринимателям без решающей и ведущий роли ученых, инженеров и программистов.

ООО ИТЦ «СКАНЭКС» более 20 лет занимается созданием и внедрением в практику технологий, связанных с дистанционным зондированием Земли (ДЗЗ). Организация существует как независимая коммерческая компания с 1989 г. Вобрав все лучшее, что могла дать российская образовательная и научная школа, специалисты центра предлагают самые передовые и экономичные решения в сфере оперативного спутникового мониторинга. Открыв свою историю работы с космическими данными с создания простейших антенных систем для приема информации с метеорологических спутников, ИТЦ «СКАНЭКС» стал источником технологических и маркетинговых инноваций, в том числе и на мировом рынке. Для отрасли ДЗЗ создание малоразмерных станций приема космической информации «УниСкан» в середине 90-х годов стало революционной концепцией, аналогичной переходу к персональным компьютерам в истории IT-индустрии.

ИТЦ «СКАНЭКС» занимается разработкой персональных наземных станций для приема

спутниковой информации. Это такие комплексы, как «Алиса» и «УниСкан», которые позволяют проводить регулярный мониторинг и контроль состояния территории России и стран СНГ в реальном времени с пространственным разрешением от сотен до единиц метров и более. Компания не просто реализует наземные комплексы, но и обеспечивает их бесперебойную поддержку и обслуживание, а также предоставляет необходимые сублицензии на прием данных владельцам наземных станций в России и странах СНГ.

Следующим направлением деятельности ИТЦ «СКАНЭКС» является предоставление графической информации о конкретной территории или ее состоянии, в рамках данного направления компания также занимается разработкой геопорталов «под ключ».

Третье направление деятельности — создание программных продуктов для предварительной обработки, расширенного анализа и тематической интерпретации спутниковых снимков. Данные программные пакеты имеют широкие функциональные возможности, позволяя эффективно и оперативно решать большой круг различных прикладных задач.

«Космоснимки» — проект ИТЦ «СКАНЭКС» по созданию единой основы спутниковых снимков для всей территории России. Проект складывается из этапов создания отдельных мозаик спутниковых снимков по городам и областям РФ. Единая пространственная основа создается с целью использования в качестве базовой в геоинформационных и веб-картографических сервисах. От аналогичных проектов «Google Maps» и «Яндекс.Карты» отличается предоставлением доступа к несколько иному набору ресурсов, что востребовано достаточно широким слоем пользователей, которые привычны к использованию спутниковой съемки.

Множество проектов компании направлено на защиту окружающей среды и реализуется в рамках некоммерческого партнерства «Прозрачный мир». Цель проектов — использование изображений Земли из космоса в научных и прикладных исследованиях, образовании, дизайне, туризме и краеведении. На сегодняшний день уже составлен атлас малонарушенных лесных территорий России, завершен проект сохранения последних массивов малонарушенных лесов Карелии, ведется анализ экологических

последствий добычи нефти и газа в Российской Федерации.

Характерными чертами «СКАНЭКС», на наш взгляд, являются следующие моменты: развитие сетевой формы организации бизнеса с ее лавинообразной динамикой; структурная перестройка рыночной экономики в плане возможностей формирования кластерной «кустовой» организации экономического пространства, т. е. особым образом организованный фрагмент рынка. О продвижении к кластерной организации свидетельствует специализация компании на реализации снимков для геопорталов. Так, снимки «СКАНЭКС» являются частью популярного сервиса «Яндекс. Карты». Для подготовки специалистов по работе со станциями «УниСкан» в России и странах СНГ был создан Учебный центр.

Перечисленные характеристики компаний, основанных на знаниях, являются наиболее весомыми в смысле последствий для экономической динамики и наиболее революционизирующими как для фирм, так и для рынков. В современных условиях фактором экономического развития является сама структурная организация рыночной экономики. Компании, подобные ИТЦ «СКАНЭКС», выполняют функции «точек роста» внутреннего рынка и базы международной экспансии для всей национальной экономики.

ИТЦ «СКАНЭКС» с первых дней своего существования пришел к пониманию необходимости взаимодействия с учреждениями образования и научными организациями. Так, начиная с 1991 г. школы, вузы и научно-исследовательские институты России и зарубежья получили возможность использовать разработанный в ИТЦ «СКАНЭКС» автоматизированный метеокомплекс (станция погоды), с 1992 г. — станцию «Лиана», с 1994 г. — станцию «Скан-Экс», а с 2002 г. — станцию приема и обработки спутниковой информации «Алиса» в образовательном процессе и осуществлении научно-исследовательских проектов в области метеорологии. С помощью таких станций изображения, передаваемые со спутников метеорологического назначения, могут приниматься непосредственно на компьютер в режиме реального времени, причем бесплатно. Работать с программами приема и обработки изображений может любой учитель и ученик, поскольку работа со станцией не требует специальной профессиональной

подготовки. Комплекты станций содержат подробные руководства по работе, а также методические пособия, которые включают как теоретические материалы, показывающие основные возможности использования космических снимков в образовательном процессе, так и разработку практических занятий.

Сегодня ИТЦ «СКАНЭКС», создав распределенную сеть наземных точек приема космической информации в РФ (на основе собственных приемных комплексов), стал одним из крупнейших, если не самым крупным центром по работе с подобной информации в мире.

Центром созданы, поддерживаются и развиваются ведомственные сети станций приема спутниковой информации Росгидромета, МЧС, МПР России, а также региональные центры космического мониторинга на базе образовательных и научных учреждений. На технологиях ИТЦ «СКАНЭКС» основаны центры дистанционного зондирования Земли в Испании, ОАЭ, Вьетнаме, Нигерии, Иране, Казахстане. Имея подписанные лицензионные соглашения с операторами программ дистанционного зондирования Земли, ИТЦ «СКАНЭКС» обладает правами на предоставление сублицензий на прием данных владельцам наземных станций в России и странах СНГ, а также на поставку станций за рубеж. На основании дистрибьюторских и партнерских соглашений с мировыми операторами космических программ ИТЦ «СКАНЭКС» распространяет данные высокого и сверхвысокого разрешения с иностранных спутников.

Учитывая, что современное стремительное развитие и внедрение средств космического наблюдения Земли и ГИС-технологий требует подготовки современных высокопрофессиональных специалистов, ИТЦ «СКАНЭКС» за последние несколько лет обеспечил наземными станциями «УниСкан» более 20 вузов в России, Казахстане и Испании. На базе этих станций созданы научно-образовательные центры космического мониторинга, которые обеспечивают подготовку и переподготовку специалистов, обладающих современными знаниями в области дистанционного зондирования Земли и геоинформационных систем, обучение технологиям для поддержки принятия управленческих решений на основе спутниковой съемки в реальном времени. Такие специалисты будут с каждым годом все более востребованы как федеральными и региональными

структурами управления, так и на уровне отдельных предприятий (сейчас таких квалифицированных специалистов в России крайне мало). Другое направление деятельности на базе центров космического мониторинга — реализация фундаментальных и прикладных исследований по профильным направлениям научно-исследовательской деятельности. Кроме того, подобный центр позволяет максимально эффективно вести регулярное наблюдение за территорией своего и прилегающих регионов в режиме, близком к реальному времени, и отображать принятую станцией информацию на геопортале для ее дальнейшего анализа и принятия управленческих решений хозяйствующими субъектами в сфере природопользования, аграрном секторе, земельно-имущественных отношений, градостроительной практике, дорожном строительстве, создании инфраструктуры и др. Стоит отметить, что никакие данные, доступные через Интернет, не могут быть получены в таком режиме.

Так, по инициативе ИТЦ «СКАНЭКС» в Московском университете геодезии и картографии (МИИГАиК) при факультете прикладной космонавтики и фотограмметрии создан Инновационный научно-образовательный центр (ИНЦ) «Геомониторинг». В рамках работы ИНЦ предполагается разработка и внедрение широкого спектра образовательных программ, курсов, специальностей, адаптированных к актуальным потребностям субъектов инновационного бизнеса в квалифицированных кадрах в области геоинформатики, обработки данных дистанционного зондирования, фотограмметрии на основе современных технических средств и компьютерных технологий, а также создание и внедрение наукоемких технологий обработки данных дистанционного зондирования, изучения природных ресурсов, логистики, цифровой картографии и геоинформационных технологий.

В настоящее время компания продолжает работу еще над одним крупномасштабным проектом — планируется создать собственный микроспутник. Для этого предприятие зарегистрировало отдельную дочернюю компанию «Спутникс», которая в 2011 г. стала резидентом фонда «Сколково», и, таким образом, работает в рамках государственно-частного партнерства (частные инвестиции со стороны ИТЦ «СКАНЭКС, государственные со стороны фонда «Сколково»).

Таким образом, вопросы взаимодействия государства, бизнеса и образования в свете обсуждения организационных моделей развития России в последнее время вышли на первый план. Корректировка программ научных школ, федеральных и национальных исследовательских университетов, создание бизнес-инкубаторов на базе вузов — все это призвано дать возможность создания необходимой институциональной среды, в рамках которой будет развиваться национальная инновационная система. Сложность развития и внедрения отечественных технологий в области дистанционного зондирования Земли из космоса в систему образования обусловлена множеством проблем переходного периода, который пришелся как раз на последние 20 лет. В настоящее время, благодаря правильно расставленным руководством страны акцентам, начинаются прямой диалог и взаимодействие государства и бизнеса, в связи с чем у России появляется уникальный шанс реального построения экономики, основанной на знаниях, — человеческий и образовательный потенциал нашей страны, несмотря на все реформы, неисчерпаем.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Думная Н.Н. Два университета // Мир новой экономики. 2012. № 1-2.

2. Думная Н.Н. Проблема смены поколений в российской науке // Мир новой экономики. 2011. № 1.

3. Инновационный Центр «Сколково», официальный сайт — http://community.sk.ru/.

4. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство; пер. с англ./под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) пер. с нем.

B.С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982.

C. 212.

6. Birch D., Medoff J. (1994): Gazelles. In: «Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation» L. Solomon, A. Levenson (Eds.). Westview: Boulder, Co. P. 159-168.

7. Думная Н. Н. Компании, основанные на знаниях, как новые точки экономического развития // Банковские услуги. № 5. 2012.

книжная полка

новинки издательства финуниверситета

Организационно-экономические аспекты управления инвестиционным потенциалом организаций промышленности региона: монография / А.М. Руденко, М.Е. Кулагина. М.: Финансовый университет, 2014.116 c. ISBN 978-5-7942-1177-1.

В данной монографии рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности организаций, исследуется сущность инвестиционно-инновационной системы региона, приводится комплексная оценка инновационного и инвестиционного потенциала промышленности края, предлагаются направления развития инновационного и инвестиционного потенциала промышленности в субъекте Российской Федерации на основе совершенствования организационно-экономических аспектов управления региональными инвестициями. Издание предназначается для практикующих работников в области экономики и финансов, работников в области государственного и муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.