ГУЛЬПМ CtMHH*. Z«14
Интервью с Е.Н. Шапинской в связи с выходом ее новой книги
Аннотация: публикуется интервью с Е.Н. Шапинской, где рассматривается ее понимание роли музыки, в особенности оперы в раскрытии философской концептосферы, а также взгляд ученого на проблему Другого и отношение к нему в обществе и культуре.
Ключевые слова: культура, опера, слово, нарратив, музыка, «режопера», Другой, эпоха, Герой, интерпретация, постмодернизм, переходный период.
«Мы живем в лиминальный период, когда возникает потребность создания новых пространств освоения мира, образовавшихся в результате пересмотра и стирания границ областей человеческого опыта, сконструировавших универсум человека Нового времени».
Е.Н. Шапинская
В серии «Академическая библиотека российской культурологии» вышла книга доктора философских наук, профессора Е.Н. Шапинской «Избранные работы по философии культуры». Под общим заголовком «Философия культуры в новом ключе» автор объединила две работы: «Музыка как проблемное поле человеческого бытия» и «Другой с тысячью лиц: культурные репрезентации». Автор - известный ученый, культуролог, выпустивший много книг, зам. руководителя экспертно-аналитического Центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им Д.С. Лихачева - Екатерина Николаевна Шапинская дала интервью Татьяне Глазковой.
Т.Г.: Екатерина Николаевна, первый вопрос, который, на мой взгляд, выведет нас на проблематику всей книги, касается ее названия: о каком новом ключе идет речь?
Е.Ш.: Здесь имеет место пример постмодернистского цитирования. В данном случае я имею в виду отсылку к книге известного американского философа XX века Сюзанны Лангер «Философия в новом ключе» («Philosophy in a New Key», 1942).
Т.Г.: Как опера вписывается в современное пространство культуры?
Е.Ш.: Интерпретация классических текстов в современной культуре имеет чрезвычайно большое значение. Как прочитывается классика? Как расставлены акценты? Каждое новое обращение к классическому произведению призвано по-своему ответить на эти вопросы. И опера - не исключение. Сочетание слова и музыки, помещенное в пространство режиссерской интерпретации, создает порой неожиданные смыслы. Сегодня существует три подхода к постановке классического произведения: «аутентичность», модернизация классики и обращение к универсальным сюжетам «вне времени и пространства». Оперная сцена, будучи пространством активных экспериментов в области переосмысления сюжета (в особенности в современной «режопере»), помогает лучше видеть тенденции «посткультуры» в отношении интерпретации оперного нарратива.
Т.Г.: Оперные сюжеты, к которым Вы обращаетесь в книге, достаточно разнообразны. Их объединяет только Ваша авторская воля или можно говорить о том, что они играют друг с другом?
Е.Ш.: Конечно, эти сюжеты играют друг с другом. Я выстраиваю исследовательский материал по проблемам. Поэтому обращение к каждому конкретному сюжету имеет цель проанализировать ту или иную культурную проблему: будь то проблема властных отношений или проблема свободы, проблема выбора жизненного пути и постижения смысла жизни или проблема кризиса идентичности в искусстве модернизма...
Т.Г.: Почему Вы решили объединить в одном издании работы, посвященные опере и проблеме Другого в культуре?
Е.Ш.: Я обратилась к двум темам, которые кажутся мне очень важными сегодня. Во-первых, это тема Другого как важнейшей фигуры современной культуры, вобравшей в себя все ее сложности и противоречия. Во-вторых, это тема музыки, которую я люблю всю свою жизнь и считаю, что она не раз помогала мне в самых трудных ситуациях. Поскольку я давно занимаюсь различными аспектами этих тем, то считаю возможным претендовать на философское осмысление их различных аспектов, основанное на многолетнем изучении культурных текстов и репрезентаций.
Эти темы нередко пересекались, как это было в анализе «Евгения Онегина» Чайковского, представленного через взгляд Другого, или в обнаружении всех черт Экзистенциального Другого в «Воццеке» Албана Берга. Поэтому я не рассматриваю обе части этой книги как нечто раздельное - скорее, это взгляд на мир с позиции Другого, попытка понять этого Другого, понять свое место в мире «других», столь ярко заявивших о себе в великих музыкальных произведениях - ведь они все об этом, о человеке в мире, который всегда был и останется миром Других. Как найти возможность примирения своей субъективности с миром вокруг нас, где границы реальности, где мы погружены в мир репрезентации, строящийся по своим законам, как искусство трансформирует этот мир и что оно говорит каждому из нас? На все эти вопросы я пыталась ответить, размышляя над образами и сюжетами музыкальных, литературных, кинематографических текстов.
Т.Г.: Что дальше?
Е.Ш.: Я не думаю возвращаться к любимым мною произведениям, поскольку мысль хочет вырваться за пределы ею же очерченного круга, и пути ее ведут меня к другим сюжетам и к другим культурным формам, хотя не к другим героям - ведь «герой с тысячью лиц» еще далеко не исчерпан, а культура нуждается в Герое.
Я собираюсь сделать еще один шаг по пути исследования искусства и его места в нашей жизни, обращаясь на этот раз к теме музыки и слова, их взаимодействию, формам, в которых оно выражается и возможностям этих форм в создании эстетической культуры и художественного мира современного человека.
Я хочу изучить эстетическое воздействие музыки и слова на слушателей, исполнителей, культуру в целом в определенной культурной ситуации через такой жанр, каким является романс в немецкой и русской культуре. Для этого я сейчас занимаюсь исследованием двух циклов: «Зимнего пути» Ф. Шуберта и «Прощания с Петербургом» М. Глинки. Думаю, что меня, а в дальнейшем, надеюсь, и моих читателей, ждет на этом пути много открытий.
Т.Г.: В Институте наследия Вы занимаетесь вопросами образования в сфере культуры. Решение какой образовательной проблемы в культуре, на Ваш взгляд, требует наибольшей концентрации усилий специалистов?
Е.Ш.: Прагматические образовательные тенденции приводят к обеднению эмоциональной сферы. Обновление, возврат к некоторым традициям, изучение великих возможностей, которые дает нам наследие нашей культуры, - это те задачи, которые предстоит решать как практикам, так и теоретикам культуры, а от их решения будет зависеть, какой будет культура нашего века.