Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЛЕОНИДОМ БОРИСОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ'

ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЛЕОНИДОМ БОРИСОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грушин Федор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЛЕОНИДОМ БОРИСОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ»

УДК 34-057

ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: fedor062@yandex.ru

ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЛЕОНИДОМ БОРИСОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ

Для цитирования

Грушин, Ф. В. Интервью с доктором юридических наук, профессором Леонидом Борисовичем Смирновым / Ф. В. Грушин // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4), № 1. - С. 106-110. - DOI : 10.33463/2687-122X.2022.17(1 -4).1.106-110.

Краткая биографическая справка Смирнов Леонид Борисович родился 13 апреля 1958 г. в с. Шлёмово Курганской области в семье рядовых колхозников. В 1975 г. окончил сельскую среднюю школу, в которой до призыва на срочную службу работал лаборантом кабинета физики и химии. Уже в школьные годы у Леонида Борисовича появилась тяга к наукам. Однако сфера его интересов не ограничивалась наукой, привлекала перспектива стать учителем, офицером. На выбор таких интересов в определенной мере повлияла советская система воспитания, связанная с будущей профессиональной ориентацией.

С 1976 по 1978 год Л. Б. Смирнов проходил службу в пограничных войсках КГБ СССР. По окончании обучения в школе подготовки младшего начальствующего состава в г. Шимановске Амурской области в звании младшего сержанта был направлен командиром отделения на пограничную заставу на р. Амур, где охранял рубежи СССР.

После демобилизации из пограничных войск в 1978 г. по предложению кадрового аппарата УВД г. Кургана и Курганской области поступил в Уфимскую среднюю специальную школу подготовки начальствующего состава МВД СССР, которую окончил с отличием в 1980 г. Ему было присвоено звание лейтенанта внутренней службы. Таким образом сбылась мечта стать офицером.

Леонид Борисович продолжил службу в Ныробском управлении лесных исправительно-трудовых учреждений, располагавшемся в Чердынском районе Пермской области (управ© Грушин Ф. В., 2022

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ления лесных исправительно-трудовых учреждений организационно входили в Главное управление лесных исправительных учреждений МВД СССР). В составе каждого такого управления было несколько десятков исправительно-трудовых колоний разных видов, которые, в свою очередь, входили в составы отделений исправительно-трудовых колоний (ОИТК). Лесные исправительно-трудовые учреждения являлись составной частью лесопромышленного комплекса СССР.

По прибытии к своему первому месту службы был назначен на должность начальника отряда ИТК строгого режима, располагавшейся в пос. Русиново. Через год службы был назначен заместителем начальника колонии-поселения по политико-воспитательной работе ОИТК в пос. Бубыл.

В 1983 г. направлен на обучение в Высшее политическое училище МВД СССР имени 60-летия ВЛКСМ на факультет юристов-политработников ОВД. В 1987 г. с отличием окончил названное училище. С 1987 по 1992 год занимал должности начальствующего состава в системе ИТУ-ИУ Ленинграда - Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В 1992 г. Леонид Борисович реализовал свою другую мечту - заняться наукой и будучи в звании майора внутренней службы поступил в очную адъюнктуру Санкт-Петербургского института МВД России, где в 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юридическая ответственность осужденных в пенитенциарных учреждениях (теоретико-правовой аспект)».

По окончании адъюнктуры реализовалась третья мечта - стать педагогом, когда Леониду Борисовичу была предложена должность старшего преподавателя в этом же институте на кафедре уголовного права и криминологии. Основным предметом для преподавания стало исправительно-трудовое право.

Таким образом, все три мечты Леонида Борисовича (офицер ОВД, преподаватель и ученый) сбылись.

В 1998 г. было присвоено ученое звание «доцент по кафедре уголовно-исполнительного права и криминологии».

В 2004 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «Уголовно-исполнительная политика в сфере совершенствования правового регулирования исполнения уголовных наказаний» по специальности 12.00.08. В 2007 г. присвоено ученое знание «профессор».

В 2008 г. в возрасте 50 лет в звании полковника милиции Леонид Борисович ушел на пенсию и стал преподавать в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В разное время был заведующим кафедрами уголовно-правовых дисциплин в Санкт-Петербургской юридической академии, Санкт-Петербургском институте внешнеэкономических связей, экономики и права, Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина.

В настоящее время Леонид Борисович является профессором кафедры правоведения и руководителем магистерской программы по специальности 12.00.08 - уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология в СЗИ РАНХ и ГС при Президенте РФ и профессором кафедры уголовного права РГПУ имени А. И. Герцена. Преподает учебные дисциплины и спецкурсы: уголовно-исполнительное право; криминология; история возникновения развития и актуальные проблемы уголовно-исполнительного права; пенитенциарная криминология; международное и российское законодательство о правовом положении осужденных; политическая криминология.

Область научных интересов: пенитенциария; пенитенциарная криминология; политическая криминология. Леонид Борисович является членом совета по защите дис-

сертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями по специальности 12.00.08 - уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология. Выступает в качестве эксперта, оппонента и рецензента по докторским и кандидатским диссертациям.

Интервью

Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, как Вы пришли в юриспруденцию, в правоохранительные органы?

Смирнов Л. Б.: Желание и осознание глубокого изучения уголовно-правовых наук у меня сформировалось в учебных заведениях МВД СССР.

Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете систему профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы и что бы Вы предложили для ее совершенствования?

Смирнов Л. Б.: Я полагаю необходимым вернуть в систему профессионального образования средние специальные школы подготовки начальствующего состава. Они отличались прекрасной методикой преподавания. Стараниями преподавателей прививалась любовь к юриспруденции. В своем большинстве преподаватели этих школ не обладали учеными степенями и званиями, но они имели богатейший опыт правоприменительной практики и были хорошими педагогами.

Средние специальные учебные заведения занимали достойное место в системе профессионального образования и системе социальных лифтов сотрудников МВД. Как правило, в них поступали лица, отслужившие службу в Вооруженных силах СССР или уже послужившие в ОВД. Многие выпускники этих школ прошли долгую службу в ОВД или УИС. За время службы они продолжали профессиональное обучение. Некоторые из них стали генералами, кандидатами и докторами наук.

Служба в УИС - это служба, а не предоставление каких-либо услуг. Молодое поколение при выборе своей будущей профессии это плохо осознает. Особенно это касается молодых людей, которые со школьной скамьи поступают в высшие специальные учебные заведения не только ФСИН России, но и других силовых ведомств.

Молодой человек, отслуживший службу в армии по призыву, уже знал, что значит служить государству, а не оказывать кому-либо услугу. Для таких лиц средняя специальная школа давала шанс освоить первую ступень профессионального образования. Для тех, кто отслужил три-пять лет, не разочаровавшись в службе, была хорошая возможность получения высшего специального профессионального образования.

Подобная система образования позволяла не принимать на обучение за казенный счет случайных людей и лиц, у которых другие интересы, нежели служба государству. Такой подход актуален в части подбора кадров для учебных заведений ФСИН России. Если преподаватель пришел в вуз, имея ученую степень, но не имея достойного пенитенциарного опыта и практики, то и учить он будет фактически теории, которую сам получил в период обучения.

Грушин Ф. В.: Кто из Ваших учителей (педагогов, ученых или близких) повлиял на Ваше становление как одного из ведущих ученых в юриспруденции?

Смирнов Л. Б.: В 1992 г. я, будучи сотрудником уголовно-исполнительной системы, в звании майора внутренней службы поступил в очную адъюнктуру Санкт-Петербургского юридического института МВД РФ. Первоначально моими учителями были известные специалисты в области теории государства и права - доктора юридических наук,

профессора Я. И. Бельсон, Д. И. Луковская, В. П. Сальников. В дальнейшем моими научными консультантами стали доктора юридических наук, профессора Д. В. Ривман, Н. А. Беляев, М. П. Мелентьев, являющиеся видными учеными в области уголовно-правовых наук, в том числе пенитенциарии.

Грушин Ф. В.: Что повлияло на то, что Вашим основным профилем стало именно уголовно-исполнительное право, а не, например, уголовное или какое-то другое?

Смирнов Л. Б.: По образованию и своей дальнейшей службе я был пенитенциарист. Мои научные интересы были связаны с исследованием возможностей изменения пенитенциарной системы к лучшему. Наука должна постоянно заниматься разработкой эффективных правовых и организационных механизмов исполнения наказаний с учетом современных и перспективных аспектов развития общества.

Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, какие направления в современном уголовно-исполнительном праве сейчас наиболее актуальны? Что требует более детального изучения?

Смирнов Л. Б.: Полагаю актуальным изучение эффективности действующей уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства. Я давно пришел к выводу о том, что действующая ныне пенитенциарная модель, несмотря на попытки ее реформирования, устарела морально и физически. Она не отвечает требованиям времени, в особенности безопасности. Вижу необходимость разработки новой исправительной и безопасной пенитенциарной модели. Наряду с безопасностью представляется актуальным исследование вопросов правовой регламентации исправления и исправительного воздействия. Уголовно-исполнительное законодательство не дает глубоких и четких показателей и критериев исправления осужденных. Параметры исправления, как показатели исправления осужденных, необходимо подробно и четко определить в нормах уголовно-исполнительного права.

Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете современное состояние уголовно-исполнительной науки?

Смирнов Л. Б.: Наука оказалась заложницей современной модели потребительского либерального общества. Она обслуживает пенитенциарную систему как составную часть этого общества, которое находится в состоянии глубокого системного кризиса. Кризис имеет глобальный характер и касается не только России, но и мира в целом, который зашел в цивилизационный тупик. Юридические науки не являются исключением. Они обслуживают потребности существующей модели и ограничены ее рамками.

Грушин Ф. В.: Как Вы оцениваете действующий УИК РФ? Требует ли он обновления или необходимо принять новый Кодекс?

Смирнов Л. Б.: Новый Уголовно-исполнительный кодекс целесообразно принимать вслед за новым Уголовным. Новый Кодекс - это новые возможности и пути в науке. Законы и основные подзаконные акты, содержащие нормы, регулирующие исполнение наказаний, целесообразно включить в содержание УИК РФ.

Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, что можно позаимствовать в зарубежных странах для нашей уголовно-исполнительной системы?

Смирнов Л. Б.: Западная атлантическая цивилизация достигла пика развития еще в XX веке и встала на путь самоуничтожения. Брать у Запада или копировать что-то нужно крайне осторожно и продуманно. Например, в Белоруссии и Китае многое взято от СССР и получило развитие. Можно посмотреть, что полезного для нас они успели наработать.

Грушин Ф. В.: Как Вы считаете, следует ли нам продолжать сотрудничество с ЕСПЧ или все-таки необходимо прекратить взаимодействие?

Смирнов Л. Б.: Россия находится с Западом в состоянии гибридной войны, которая может перерасти в горячую фазу. Считаю необходимым не только прекратить сотрудничество с ЕСПЧ, но и выйти из состава Совета Европы со всеми вытекающими последствиями, включая отмену моратория на смертную казнь. Кроме того, это позволит освободиться от многих других ненужных и даже вредных самоограничений. Также я поддерживаю идею включения в систему наказаний лишение гражданства и высылку за пределы России.

Грушин Ф. В.: Как Вы относитесь к перспективам введения в России системы про-бации?

Смирнов Л. Б.: В целом положительно, но это перспектива на отдаленный мирный период. Предвижу, что государство в условиях гибридной войны перейдет на мобилизационный путь развития и будет экономить ресурсы, которые необходимы для других целей, в том числе в социальной сфере, образовании и науке. В сложившейся ситуации необходимо вернуть УИС в состав МВД.

Грушин Ф. В.: Что бы Вы могли посоветовать молодым ученым, которые только начинают свой научный путь? Как им пройти вот эти все стадии с учетом современных трудностей, связанных с защитой диссертации?

Смирнов Л. Б.: Трудности были во все времена и связаны они в первую очередь с обнаружением своих способностей и талантов заниматься наукой. Далее их необходимо реализовать и готовить качественные диссертации. Не секрет, что уровень образования упал, как упали в целом разного рода выпускные квалификационные работы обучающихся. Но требования к кандидатским диссертациям намного выше, чем даже к магистерским диссертациям. Однако в условиях потребительского общества это многим сложно осознать. Таким образом, проблемы прежде всего в «головах» и связаны с переоценкой своих способностей и недооценкой требований к научным работам. Других проблем я не вижу.

Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, последний вопрос, как Вы боретесь с плохим настроением?

Смирнов Л. Б.: Есть много способов, правда, далеко не все представляется использовать. Если у молодого человека плохое настроение, значит, наука не для него. Нужно сменить вид деятельности. Если есть возможность, я иду в библиотеку к своим старым друзьям - книгам. Смена города на дачу и наоборот дает новый импульс в работе. Хорошая работа обеспечивает хорошее настроение.

Грушин Ф. В.: Леонид Борисович, спасибо Вам большое!

Смирнов Л. Б.: Спасибо Вам!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.