Научная статья на тему 'Интервью с Ахмадом Али Нурбалой'

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тони Пфаннер, Андреас Виггер, Мостафа Мохагег

Др Ахмад Али Нурбала является президентом Национального общества Красного Полумесяца Исламской Республики Иран и преподает психиат рию на медицинском факультете Тегеранского университета. Иранский Красный Полумесяц был создан в 1922 г., вначале эта организация называ лась обществом Красного льва и солнца, но с 1980 г. она именуется обще ством Красного Полумесяца. В его состав входят 30 провинциальных ко митетов и 330 местных отделений. Иранское общество Красного Полумесяца насчитывает 7 тыс. штатных сотрудников и более 2 млн. добровольцев, членами его молодежной организации являются, в основ ном, учащиеся старших классов и студенты. По этому показателю Иран ский Красный Полумесяц – одно из самых крупных национальных обществ Красного Креста или Красного Полумесяца. Наряду со своей основной дея тельностью по оказанию помощи при стихийных бедствиях и подготов ке к действиям в чрезвычайных ситуациях, Иранский Красный Полумесяц осуществляет активную гуманитарную деятельность в таких облас тях, как оказание медицинской помощи и реабилитация, обучение и ро зыск. Иранцы испытывают чувство глубокого уважения по отношению к своему национальному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Ахмадом Али Нурбалой»

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой*

Д-р Ахмад Али Нурбала является президентам Национального общества Красного Полумесяца Исламской Республики Иран и преподает психиатрию на медицинском факультете Тегеранского университета. Иранский Красный Полумесяц был создан в 1922 г, вначале эта организация называлась обществом Красного льва и солнца, но с 1980 г. она именуется обществом Красного Полумесяца. В его состав входят 30 провинциальных комитетов и 330 местных отделений. Иранское общество Красного Полумесяца насчитывает 7 тыс. штатных сотрудников и более 2 млн. добровольцев, членами его молодежной организации являются, в основном, учащиеся старших классов и студенты. По этому показателю Иранский Красный Полумесяц - одно из самых крупных национальных обществ Красного Креста или Красного Полумесяца. Наряду со своей основной деятельностью по оказанию помощи при стихийных бедствиях и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях, Иранский Красный Полумесяц осуществляет активную гуманитарную деятельность в таких областях, как оказание медицинской помощи и реабилитация, обучение и розыск. Иранцы испытывают чувство глубокого уважения по отношению к своему национальному обществу.

Иранский Красный Полумесяц осуществляет свою деятельность в Исламской республике, где религия не ограничивается сферой частной жизни, но и проникает в политику и общественную

* Интервью состоялось 26 апреля 2005 г. в Женеве. Вопросы г-ну А. Али Нурбале задавали Тони Пфаннер, главный редактор «Международного журнала Красного Креста», Андреас Виггер, заместитель директора управления оперативной деятельности МККК, и Мостафа Мохагег, координатор оперативной деятельности Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

13

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

жизнь. Какие задачи стоят перед вашим обществом в этих условиях?

Со времени основания Иранского Красного Полумесяца 83 года тому назад в нашей стране сменилось три политических режима: общество начало функционировать в период Каджарской династии, затем работало при режиме Пехлеви, а теперь осуществляет свою деятельность в Исламской республике. Во время каждого из этих политических периодов нам приходилось приспосабливаться к новой политической системе и новым условиям работы. Сегодня, как и в прошлом, одна из главных стоящих перед нами задач заключается в том, чтобы добиться гармоничного сосуществования религиозных мусульманских ценностей и принципов, по которым живет наш народ, с основополагающими принципами и гуманитарными ценностями, которые провозгласило Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Как вам удалось сохранять независимость в период существования этих различных политических систем?

Постепенно мы становимся все более независимыми, все меньше зависим от властей, хотя на нас и возлагают как никогда большую ответственность при осуществлении деятельности в области оказания помощи во время катастроф. Вопрос в том, как и в каком объеме независимая неправительственная организация может отвечать на национальном уровне за действия по ликвидации последствий катастроф. Бывают случаи, когда правительственные учреждения выполняют ту же работу, что и национальное общество. Еще одна проблема состоит в быстром росте числа неправительственных организаций, что сказывается на ресурсах национального общества, особенно на привлечении к нашему делу добровольцев и добровольных пожертвований. Однако, защищая свои гуманитарные ценности и принципы и тесно взаимодействуя с государственными и общественными структурами, в том числе, с другими НПО, Иранскому Красному Полумесяцу удается сохранить свои позиции в гуманитарной сфере на национальном уровне.

Иран является исламским государством, в котором религия играет главенствующую роль и проникает во все сферы повседневной жизни, включая деятельность Иранского Красного Полумесяца. Какое место, по вашему мнению, занимает ваше национальное общество в этом контексте? Можно ли или следует ли его также воспринимать как религиозную организацию?

Мы можем применять два подхода. Следуя различным изменениям, происходящим в стране, общество Красного Полумесяца может полностью интегрироваться в существующий социально-политический контекст. Второй подход заключается в том, чтобы отстаивать основополагающие принципы

14

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

и сохранять свою независимость, одновременно проводя активную разъяснительную и информационную работу, особенно с правительством, помогая ему тем самым понять, чем отличается независимое национальное общество от других организаций и какую огромную пользу оно может принести стране. Я выбрал второй подход, потому что верю в то, что у нашего национального общества есть особый путь.

И что же это за особый путь?

Наше национальное общество существует уже 83 года. Всякий раз, когда мы поддерживали очень тесные отношения с правительством, это сотрудничество приводило так или иначе к отрицательным последствиям. С другой стороны, когда общество явно дистанцировалось от правительства, возникали трудности с получением средств. Иными словами, мы считаем, что общество очень выигрывало в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной его зависимость от властей оборачивалось для него большими трудностями. Поэтому нам следует найти какое-то промежуточное решение. Мы должны твердо придерживаться соблюдения принципа независимости и в то же время стремиться к добрым отношениям с правительством.

А что вы думаете о религиозном и гражданском обществе?

Действительно, необходимо проводить различие между правительством как органом исполнительной власти и государственной системой в целом, включающей религиозные власти и весь гражданский сектор. Иранский Красный Полумесяц всегда тесно сотрудничал и поддерживал добрые отношения со всеми государственными структурами. Мы пытаемся довести до сознания каждого верующего и представителя гражданского общества, что гуманитарные принципы и ценности, а также деятельность национального общества Красного Полумесяца не противоречат религиозным ценностям и культуре иранцев.

Какие соответствия существуют между принципами Красного Полумесяца и Красного Креста и мусульманскими ценностями? Понимают ли люди значение этих принципов, например, принципа беспристрастности?

Нам необходимо принять и, как следствие, разъяснять значение, в частности, двух принципов - беспристрастности и нейтральности. Изучая соответствующую литературу по вопросам исламских ценностей, я пришел к выводу, что эквивалентом термина «беспристрастность» является арабское слово «ихлас», которое означает «чистосердечие и искренность». Это значит, что если мы хотим совершить какое-либо доброе дело - это нужно будет делать исключительно во славу Господа и ради Его удовлетворения.

15

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

Иных соображений быть не должно. Поэтому я считаю, что принцип беспристрастности имеет глубокие корни в исламе и его наставлениях и некоторым образом находит свое выражение в «ихласе».

Следует ли проводить различие между мусульманами и немусульманами?

На этом вопросе, возможно, следует остановиться более подробно. Здесь мы можем говорить о двух различных аспектах: с одной стороны, речь идет о применении этого принципа в чрезвычайных ситуациях, то есть, при осуществлении деятельности, обычно называемой оказанием помощи. С другой, - о его применении в ходе действий, предпринимаемых в интересах некоторых групп, таких как раненые, перемещенные и гражданские лица и все те, кто не принимает никакого участия в войне или вооруженном конфликте. Все они рассматриваются просто как люди, которые имеют право на удовлетворение своих гуманитарных потребностей. Эта деятельность основывается на наших духовных ценностях и предписаниях, и здесь нет противоречия с принципом беспристрастности, провозглашенным Движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

Например, в предписаниях ислама подчеркивается, что во время войны следует позаботиться вначале о военнопленных, захваченных в плен неприятельских солдатах, а уж потом помогать нашим собственным воинам. Эти конкретные правила подтверждают тот факт, что принципы нашего Движения совпадают с мусульманскими ценностями. Таким образом, оказание гуманитарной помощи не должно основываться на том, какую религию исповедует человек, эта помощь должна обуславливаться исключительно потребностями людей, даже если относятся к неприятельскому лагерю.

Проявление нейтральности также можно проследить в истории мусульманского мира (абиссинцы, нубийцы, киприоты). Но можно ли быть нейтральным в религиозных вопросах? Иногда существует противоречие между политическими интересами, преследуемыми правительством, и тем, что вы считаете необходимым сделать, исходя из гуманитарных соображений. В этом случае вы применяете «нейтральный» подход при проведении операций помощи или встаете на защиту своих идеалов? Прежде всего, мы обращаемся к официальным лицам от имени большого числа получателей нашей помощи и пытаемся убедить представителей властей, что незащищенным группам населения, например, беженцам, необходимо помогать, потому что они нуждаются в нашей

16

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

помощи, независимо от политической обстановки и политических соображений. Мы стараемся им показать, что как гуманитарная организация мы должны выполнить свою часть работы и что они, руководители исламского государства, стоящего на защите мусульманских гуманитарных ценностей, должны сделать даже больше, чем мы и поддержать наши усилия. Когда мы убеждаем их в этом и получаем положительный ответ, тогда мы стараемся эффективно работать, осуществляя операции помощи. Здесь мы даже пытаемся получить помощь со стороны правительства.

Вы можете привести конкретные примеры?

Я приведу два примера: речь идет об Афганистане и Ираке. Несмотря на то, что отношения между правительством Ирана и афганским руководством не были дружественными в период правления талибов, а с иракским режимом во время иракско-иранской войны и того хуже, наше общество постаралось убедить правительство в необходимости оказания помощи как афганским, так и иранским беженцам. В конце концов, правительство поддержало наши усилия по оказанию помощи этим лицам. Следует также сказать и о том, что в Иране было много политических и религиозных деятелей, которые придерживались жесткой линии и, исходя из политических соображений, выступали против осуществления каких-либо операций помощи в интересах афганцев и иракцев. Более того, сотрудничая с МККК в Афганистане и Ираке, Иранский Красный Полумесяц стал одной из первых гуманитарных организаций, которые приступили к оказанию помощи населению на территории этих стран.

Мусульманские организации, как и организации, представляющие другие религии, активно участвуют в благотворительной деятельности. Очевидно, вам приходится конкурировать с крупными исламскими фондами и неправительственными организациями, число которых неуклонно растет.

Мы предприняли ряд шагов в этом направлении. Прежде всего, мы постарались сделать так, чтобы все сегменты иранского общества были представлены в структурах Иранского Красного Полумесяца. В состав Высшего совета нашего общества, функционирующего аналогично органу управления в других учреждениях, входят четыре представителя, кандидатуры которых утверждаются президентом Республики, обеспечивающих тесные отношения национального общества со всеми государственными структурами. Один из них отвечает за деятельность в области оказания гуманитарной помощи, другой - за меди-

17

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

ко-социальную помощь, третий - за соблюдение гуманитарных принципов, четвертый - за работу с молодежью. С другой стороны, наше общество принимает активное участие в работе различных учреждений, форумах и совещаниях. Например, Красный Полумесяц является членом Высшего национального совета по предотвращению катастроф и ликвидации их последствий, Высшего национального совета по здравоохранению, Иранского высшего совета по делам молодежи, Национального совета по социальным вопросам. Все это - важные государственные органы, работая в которых, мы знакомим их членов с нашими принципами и деятельностью. Некоторые из этих органов возглавляет президент, другие - министры. Тем самым, мы пытаемся обеспечить участие и поддержку со стороны правительства при принятии важных решений в нашей стране, а также свое представительство в ключевых органах управления, имеющих важное значение для осуществления нашего мандата и деятельности.

Ваше общество финансируется правительством или же средства поступают к вам в виде заката - пожертвований, предусмотренных исламом?

Материальную основу национального общества составляют, прежде всего, членские взносы, которые должен платить каждый член Красного Полумесяца. Многие добровольцы нашего общества жертвуют свое имущество, деньги и прочее, передавая эти средства на благотворительные цели (вакф). Кроме того, в соответствии с национальным законодательством небольшая часть ежегодно собираемых налогов поступает в распоряжение национального общества и позволяет ему покрывать расходы, связанные с его деятельностью в стране. Красный Полумесяц и сам получает доходы от деятельности собственных перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. В чрезвычайных ситуациях правительство иногда выделяет нам материальную помощь, благодаря которой общество решает поставленные перед ним задачи. В случае крупномасштабных стихийных бедствий, таких как землетрясение в Баме в декабре 2003 г., финансирование нашей деятельности осуществляется в рамках различных международных проектов. В отличие от религиозных неправительственных организаций, мы не рассчитываем на пожертвования в виде заката и не получаем их.

Вам приходится позиционировать себя по отношению к исламским гуманитарным организациям, которые выполняют религиозную миссию и занимаются прозелитизмом, а также к политико-религиозным объединениям.

18

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Тут следует выделить несколько моментов. Прежде всего, гуманитарная деятельность поощряется всеми пророческими религиями, включая ислам. Поэтому она не противоречит религиозной деятельности в целом. С политическими же организациями все не так просто, особенно когда речь идет о различных тенденциях, выражающихся в подходе политико-религиозных объединений к вопросу о благотворительности и гуманитарной деятельности и их участии в ней. Есть сферы, которые мы избегаем любой ценой и в которые стараемся не быть втянутыми. Благодаря своей популярности и положительному опыту в осуществлении гуманитарной деятельности, Иранский Красный Полумесяц сохраняет прочные позиции в нашем обществе. Если появляются новые организации, занимающиеся гуманитарной деятельностью, мы не рассматриваем их как нечто, представляющее для нас угрозу.

Ваше общество и другие организации, которые используют эмблему красного полумесяца, участвуют в международных программах, с другой стороны, национальные общества Красного Креста работают в мусульманских странах. Нередко красный крест и красный полумесяц воспринимаются как религиозные символы.

Мы предпринимаем большие усилия, чтобы добиться понимания того, что эмблема красного креста не несет религиозного значения, а красный полумесяц не имеет отношения к исламу. Насколько я знаю, эмблема красного креста используется в Индонезии и во многих мусульманских странах Африки. Даже в Иране смена эмблемы красного льва и солнца на красный полумесяц произошла, скорее всего, не по религиозным соображениям, а в целях сокращения количества эмблем для более эффективного обеспечения единства. Население других стран, в которых мы работали вместе с другими национальными обществами как часть Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, могло убедиться, что, действуя под знаком красного полумесяца, мы не намеревались заниматься политической и религиозной пропагандой. Так же обстоят дела и с обществами Красного Креста, которые работают в Иране: нам удается убеждать население, что эмблема красного креста не означает принадлежность к христианской религии.

В западном мире, особенно в рамках так называемой «войны с терроризмом» мусульманские благотворительные организации, в том числе, некоторые из них, которые пользуются поддержкой со стороны Ирана, воспринимаются как организации,

19

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

которые занимаются не гуманитарной деятельностью, а поддерживают «терроризм» под прикрытием гуманитаризма.

Как вы отметили, это, прежде всего, вопрос восприятия. В некоторых случаях оно не основывается на реальных фактах - именно это сейчас и происходит. Мы не можем отрицать, что некоторые организации -некоторые так называемые исламские объединения и учреждения -совершают недопустимые действия, как и другие политико-религиозные группы делают это в других контекстах. Но мы, сотрудники национального общества Красного Полумесяца, глубоко убеждены, что всякое действие, направленное на то, чтобы нанести вред людям, не принимающим участия в военных действиях, и заставить их страдать, противоречит принципам и предписанием любой религии. Мы также стремимся разъяснять, в чем состоит цель гуманитарной деятельности, и тем самым содействовать ее правильному восприятию. Это - одна из наших задач, и мы, сотрудники национального общества, работаем над тем, чтобы эту цель лучше понимали не только в нашей стране, но и в других частях света.

Дебаты по вопросу о нераспространении ядерного оружия привели недавно к росту напряженности. Какую позицию занимает ваше национальное общество в подобных ситуациях?

Как психиатр, я считаю, что профилактическим мерам следует всегда отдавать предпочтение. Мы должны делать все возможное, чтобы предотвращать напряженность, конфликты, войны и военные действия и не допускать их. Именно поэтому наше национальное общество выступило с серьезной инициативой содействовать диалогу, терпимости и установлению дружественных отношений внутри страны и за ее пределами. Если же кризис произойдет и будет развиваться, и начнутся, несмотря ни на что, военные действия, пострадает не только иранский народ, но и много людей в других странах. Поэтому не только Иранский Красный Полумесяц, но все составные части Движения должны сделать все возможное, чтобы не допустить нового конфликта в этом регионе.

Иран пережил десятилетнюю войну с Ираком, ваша страна испытала и продолжает испытывать на себе отрицательные последствия войн в Афганистане и Ираке.

Мы знаем, что люди пострадали на разных планах. Это как айсберг. Вы видите только верхушку айсберга, возвышающуюся над водой - это та небольшая часть людей, которые непосредственно пострадали от войны, это раненые и убитые. Но большая часть айсберга находится под

20

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

водой - это как раз те люди, которые пострадали в психологическом плане. Психологические аспекты войны сильнее и значительно более длительно отражаются на населении. Именно поэтому мы включили в нашу систему оказания помощи программы психологической поддержки лиц с посттравматическими нарушениями.

Вам приходится набирать новых членов общества и привлекать людей к участию в вашей деятельности. С какими словами, по вашему мнению, следует обращаться кмолодежи? Почему добровольцы желают работать в Красном Полумесяце, а не в другой организации?

Как я уже говорил, Иранский Красный Полумесяц существует давно и накопил богатый опыт работы в гуманитарной сфере. Он является крупнейшей организацией по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях и единственной, которая работает в этом направлении в масштабах всей страны. В том, что касается готовности действовать в чрезвычайных ситуациях и оказания помощи жертвам этих ситуаций, наше общество занимает особое место и является практически единственной организацией такого профиля, поэтому любой, кто хочет участвовать в такого рода деятельности, должен вливаться в наши ряды. Национальное общество пользуется также большой популярностью в Иране, и молодежь, а также добровольцы из числа представителей самых широких слоев населения таким его и воспринимают, рассматривая Красный Полумесяц как привлекательное место для работы. Если говорить об операциях по оказанию помощи, то у нас нет конкурентов в Иране.

Но в том, что касается социально-бытовой помощи и оказания услуг социального характера незащищенным группам населения, мы испытываем конкуренцию со стороны как исламских организаций, так и НПО. Главное в нашем подходе - и это помогло Иранскому Красному Полумесяцу стать более активным и деятельным - та поддержка, которую мы оказываем добровольцам из числа молодых людей в организации и осуществлении собственной проектов. Иными словами, мы поощряем их инициативы в социально-бытовой сфере и содействуем реализации их идей и управлению молодежным добровольческим движением. Но мы ограничиваемся поддержкой и вовсе не руководим их деятельностью. Таким образом, молодые активисты находят свое место в нашем обществе и реализуют свои планы через различные виды деятельности. Это относится и к международному сотрудничеству, области, где действия национальных обществ должны быть как можно более согласованными. И последнее, что, по нашему мнению, приносит большую пользу Иранскому Красному Полумесяцу - это уже упоминавшая-

21

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

ся широкомасштабная кампания, направленная на распространение идей мира, дружбы и терпимости в обществе с целью предотвращения насилия, конфликтов и войн в целом.

Эта кампания проводится только внутри страны или является частью вашей международной деятельности?

И то, и другое. Внутри страны в ней участвуют молодые добровольцы национального общества - как юноши, так и девушки. Они объединяются в молодежные гуманитарные группы в составе молодежного Красного Полумесяца. При осуществлении одной из своих программ участники этих групп встречаются с представителями различных политических партий, знакомят их с общими гуманитарными принципами и распространяют идеи терпимости и отказа от насильственных действий в отношениях между политическими объединениями. Это очень популярный вид деятельности. В международном плане эта концепция распространения идеалов мира и дружбы и предотвращения конфликтов и насилия была представлена на Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца в 1999 и 2003 годах. Эти идеи были очень хорошо восприняты.

Как, по-вашему, взаимосвязаны исламские нормы и ценности и гуманитарное право и его принципы?

Лично я считаю, что в этом смысле все религии можно сравнить с деревом, и это сравнение приводится также в Коране. Любую религию можно рассматривать как трехуровневую структуру: первый уровень - это корни дерева. Это универсальное понятие, и у всех религий общие корни. Поэтому на этом уровне между религиями не существует серьезных различий. Второй уровень - это уровень поведенческий, и я сравниваю его с листвой. Именно на этом уровне мы наблюдаем различия между религиями и культурами. Если говорить об исламе, то здесь бы я привел в качестве примера две обязанности, которые должен исполнять каждый мусульманин - молитва и пост. На третьем уровне находятся моральные ценности, и в нашем примере их можно сравнить с различными плодами. Одним из них являются преданность и доверие, другой -это умение держать слово или выполнять обещание, уважение человеческого достоинства и т.п. Представители всех религий, всех гуманитарных течений провозглашают и отстаивают эти принципы. В разных регионах и культурах поведенческие элементы, то есть, листья, отличаются друг от друга. Но корни и плоды (или ценности) остаются неизменными. Мораль и моральные нормы одни и те же во всех религиях.

22

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

То есть различия наблюдаются на уровне поведения?

Да, но мы считаем, что общества Красного Креста и Красного Полумесяца должны думать, в первую очередь, о плодах этого дерева. Эти ценности существуют во всех религиях и культурах, но нет единых норм поведения. Еще Пророк говорил: «Я пришел, чтобы воплотились в жизнь светлые помыслы». Поэтому мы должны представлять цели, которые преследуют национальные общества, в виде плодов этого дерева. И Иранский Красный Полумесяц ставит перед собой цели, основываясь на этих ценностях. Первая цель - облегчить человеческие страдания. Вторая цель - способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям. Третья - помогать людям воспитывать в себе терпимость, жить в мире и дружбе с другими людьми. Четвертая - защищать жизнь и здоровье человека, его благополучие.

Если мы будет сосредотачивать свои усилия на том, чтобы соблюдались эти принципы, в обществе будет меньше конфликтов и нам не придется заниматься вопросами, связанными с поведением людей. Я думаю, что каждый пророк, появлявшийся на земле, одаривал людей древами мира, и ни один человек не может выразить неудовольствие их плодами. Проблема в том, что некоторые садовники показывают народу только верхушки веток, а не плоды.

Применительно к ситуациям вооруженного конфликта в исламском праве содержатся те же нормы, что и в международном гуманитарном праве, а именно, требование проведения различий между комбатантами и гражданскими лицами, недопустимость бессмысленных разрушений, гуманное поведение, соблюдение принципа соразмерности - и это только наиболее важные из них. Эти принципы необходимо соблюдать потому, что того требует религия, или потому, что к этому обязывает международное право?

Несомненно, нормы международных договоров и соглашений должны соблюдаться, тем более, когда они совпадают с религиозными предписаниями и принципами. Люди могут выражать различные точки зрения по тем или иным вопросам, но мы считаем, что если сегодня мусульмане будут отстаивать религиозные понятия и ценности, то от этого будет большая польза для всего мусульманского мира.

Взаимность имеет большое практическое и психологическое значение в том, что касается гуманитарного права. И хотя она в значительной степени отвергается международным гуманитарным правом, исламское право рассматривает ее как

23

Интервью с Ахмадом Али Нурбалой

весомый аргумент, когда одна из сторон считает, что нарушаются основополагающие нормы нравственного поведения. Не думаете ли вы, что нападения на лиц, не принадлежащих к вооруженным силам, и гражданских лиц или действия, предпринимаемые смертниками, могут быть оправданы при чрезвычайных обстоятельствах?

В целом, что мы можем и должны сделать, так это попытаться понять первопричину всей проблемы, постараться разобраться, почему эти вещи происходят. В данном случае, если верующий человек совершает действия, которые противоречат нормам и предписаниям, принятым во всем мире, нам необходимо не спеша установить причины этих противоправных деяний. Анализируя ситуацию, мы можем лучше понять, почему это происходит. Например, завеса молчания, которым окутано безысходное положение людей, может вызвать у них чувство разочарования, которое способно подтолкнуть их на совершение еще других действий, запрещенных международными нормами. Оправдание своим действиям они могут находить даже в религии, что только придаст большую силу их аргументам.

Я считаю, что как гуманитарная организация мы можем вести диалог с обеими сторонами, старательно их выслушивая, а также выявлять глубинные и мнимые причины, приведшие к таким действиям. Конечно, не нам судить об этих действиях, но то, что мы можем сделать, отбросив политические соображения, так это определить их главные причины, а затем попытаться перевоспитать нарушителей. У каждого человека - свой образ мыслей, который определяет его отношение к другим. Если это мышление искажено, у человека зарождаются различного рода подозрения, что приводит к неправильному или иллюзорному восприятию действительности, что, в свою очередь, ведет к конфликту или даже самоубийству. Поэтому нам необходимо работать над тем, чтобы люди исправляли свой образ мыслей.

Религия - очень мощный фактор в деле предотвращения войн и примирения, но одновременно она может инициировать военные действия. Обладая абсолютным характером, она может даже вызвать вражду между различными сообществами и приводить к эскалации насилия.

Я думаю, что мы всегда должны сосредотачивать внимание на общих ценностях, а не на различиях в поведении людей, исповедующих различные религии, особенно в условиях нарастающего конфликта. Если бы мы больше внимания уделяли плодам - подлинным плодам религии - и пользе, которую они приносят, в мире было бы меньше разно-

24

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖУРНАЛ

Красного Креста

гласий, больше взаимопонимания и терпимости. Было бы очень полезно заниматься популяризацией этих ценностей и норм в условиях любого конфликта или войны, и тогда бы проведение людей на войне и их действия больше бы соответствовали предписанным правилам, а соблюдение минимальных гуманитарных норм было бы обеспечено даже при самых ужасных обстоятельствах.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.