ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).599-608 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 070.1
ГРНТИ 19.41.41
Шашкова Е. В.
ИНТЕРВЬЮ-РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ЖАНРОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ
Аннотация. В системе жанров журналистики интервью занимает особое место. Начав свою историю с печатных СМИ, интервью сегодня стало неотъемлемой частью не только телевизионного, но и цифрового контента. Современные телевизионные интервью требуют больше свободы и диалогичности, что позволяет установить личный контакт с гостем; кроме того, они достигли нового уровня взаимодействия с аудиторией, что является положительным фактором развития современного медиапространства. Трансформация телевизионного интервью позволяет ему приспосабливаться к современным требованиям и ожиданиям зрителей. Именно данным фактором обусловлена актуальность исследования. Объект исследования - программа «Интервью» (телеканал «ТВ-3»). Предмет - особенности жанровой модификации интервью (на примере обозначенной программы). Цель - выявить специфику применения метода реконструкции в телевизионном интервью как способа подачи информации и взаимодействия с аудиторией. В связи с этим были поставлены следующие исследовательские задачи: проанализировать особенности интервью на ТВ в рамках жанровой палитры интервью; описать трансформацию жанра телевизионного интервью в современный период; выявить специфику метода реконструкции в интервью на примере программы «Интервью» («ТВ-3»); провести контент-анализ программы «Интервью» («ТВ-3»).
Ключевые слова: интервью, реконструкция, телевизионное интервью, жанр, телепроект.
Для цитирования: Шашкова Е. В. Интервью-реконструкция как жанровая модификация // Ученые записки НовГУ. 2024.4(55). 599-608. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).599-608
Интервью является сегодня одним из популярнейших жанров. Новую жизнь ему подарили различные цифровые платформы (например, видеохостинги) [Шигабетдинова, Шиндязова, 2022, с.12]. Вместе с тем отметим и удивительную способность интервью к трансформации и модификации в условиях современного медиапространства [Беликова, 2019, с.10]. В современной журналистской жанрологии представлены самые разные вариации интервью: информационное и протокольное, оперативное и исповедальное, интервью-расследование и креативное интервью и пр. [Лукина, 2012, с. 67].
Телевизионное интервью в системе жанров имеет свои особенности, главной из которых является непосредственная диалогичность в сочетании со зрелищностью и эмоциями, которые получает зритель, становящийся как бы его соучастником. В интервью традиционно принимают участие: журналист-интервьюер и гость-интервьюируемый. Третьим участником коммуникации оказывается аудитория. Интервью журналиста с собеседником представляет не простой обмен сведениями или мнениями двух людей, но является публичным информационным продуктом, целью которого оказывается создание актуального, общественно значимого и интересного для аудитории СМИ материала, способного повлиять на нее. Цель интервью - удовлетворение информационных и рекреативных потребностей общества. А, значит, главная задача журналиста - выстроить его таким образом, чтобы интервьюируемая персона могла развернуто ответить на вопросы и коснуться
потенциально интересующих аудиторию тем.
Одним из важнейших аспектов развития интервью на современном телевидении стало использование новых технологий (различные инструменты визуализации, интерактивные сервисы и пр.). Если раньше на телевидении зрители могли лишь наблюдать за беседой журналиста и его гостя, то сегодня аудитория имеет возможность влиять на контент (например, через социальные сети и онлайн-платформы), становясь так называемым «третьим участником беседы», к которому журналист может обратиться, и ради которого задумывается передача.
Важным фактором развития интервью стала его адаптация к разным телевизионным форматам (от документальных программ до ток-шоу), что позволяет донести ту или иную идею до максимально широкой аудитории, делая информацию доступной и понятной.
Интервью на телевидении подвергается трансформации значительно больше, чем, например, в печатных СМИ [Сахнова, 2013, с.98]. Прежде всего благодаря цифровым технологиям доставки контента, телевизионное интервью приобретает черты аналитичности, креативности, интерактивности. Одним из фундаментальных изменений этого процесса является сдвиг акцента с традиционного формата интервью на более свежую и динамичную подачу материала. Вместо того, чтобы предлагать зрителям стандартные беседы, новая эра интервью на телевидении ставит перед собой задачу адаптироваться к стремительно меняющимся вкусам аудитории. Одним из путей, которым телевизионные интервью стараются удивить зрителей, является использование новых форматов и технологий [Куницына, 2021, с.141]. Вместо традиционного интервьюера и гостя, телевизионные шоу все чаще выводят на передний план нестандартные формы коммуникаций, такие, как интерактивные игры, викторины или даже импровизированные спектакли. Это оригинальное и энергичное обновление не только привлекает внимание зрителей, но и создает атмосферу, которая более доступна современной аудитории. С другой стороны, инновационные технологии смогли продвинуть традиционные интервью на новый уровень [Яблоновская, Езык, Мустафаева, 2020, 226]. Оцифрованные форматы телевизионных программ позволяют редакторам создавать образы главных действующих лиц, что придает интервью новый визуальный облик. Графические эффекты, анимация и визуальные вставки помогают удерживать внимание зрителей и делают процесс интервью более интересным и запоминающимся.
Создатели телевизионных программ в жанре интервью сегодня вынуждены еще более тщательно подходить к выбору героя интервью, потому что от этого зависит, будут смотреть программу или нет. Важно, что зритель сегодня оценивает масштаб личности в интервью, авторитет, которым обладает герой интервью, и исходя из этого принимает решение о просмотре. «В визуальных форматах потребитель информации не только слышит и видит то же, что и журналист, но и получает информацию не в обработке интервьюера, а от того, кто является носителем или источником этой информации» [Шестакова, 2019, с. 98].
Эмпирический материал - выпуски телевизионного проекта «Интервью», представленного в 2019 году на телеканале «ТВ-3». Для анализа были применены следующие методы исследования: методы наблюдения и описания, исторический
метод, типологический метод, контент-анализ и методика жанрового анализа.
«Новое шоу «ТВ-3» - это переосмысление жанра интервью, который сейчас переживает ренессанс и в Интернете, и на ТВ. Кажется, что интересных современников, которые ещё не ходили в гости к кому-либо из прославленных интервьюеров, осталось не так и много. Так почему бы не обратиться к другим эпохам?» - данная характеристика концепции проекта предложена на сайте (Прим.1).
Программа «Интервью» выходила на канале «ТВ-3» в 2019 году. Производитель - компания «Амурские волны». Продюсер проекта - А. Уржанов, режиссер - Н. Мещанинова, автор сценария - Р. Штыль-Битыньш, автор идеи - И. Садреев, главный редактор Интернет-журнала «The Village».
Переосмысление жанра интервью в этой программе заключается в том, что героями являются «ожившие» исторические личности, которые могут поговорить с ведущим о современных политических и социальных событиях, выразить свое отношение к происходящему. Подобный прием не совсем новый, его уже использовали в исторических и педагогических науках, для лучшего усвоения материала учащимися. Процесс интервью превращается в изучение той или иной личности, ее действий, чтобы потом задать правильные вопросы и получить такие же «правильные» ответы, которые можно взять из автобиографических книг или научных источников. Данный метод всегда рассматривался как эффективный в аспекте закрепления изученного материала.
Интервью-реконструкция в журналистике, в частности, на телевидении, преследует иные цели. Во-первых, зритель имеет возможность смотреть и слушать реальное историческое лицо с проявлением определенных эмоций, а также наблюдать динамику беседы. Не следует банально воспринимать формат данного интервью как «интервью с умершим человеком», как пишут в отзывах на программу. Не следует также путать интервью-реконструкцию на канале «ТВ-3» со сгенерированным искусственным интеллектом «оживлением» Стива Джобса, который генерировал ответы бизнесмена на основе его прижизненных речей и интервью.
Интервью-реконструкция на канале «ТВ-3» преследует цель не просто показать зрителю историческую личность, воссозданную актером с помощью грима, но и продемонстрировать мнения, взгляды, принципы данной личности, чтобы сформировать у самого зрителя некоторое представление по определенным вопросам современности. Зритель при просмотре такого интервью получает хороший объем познавательной информации, которая заключена в формат живой беседы.
Второе важное отличие «Интервью» - это его содержание. Ведущий программы задает гостю интересные и неожиданные вопросы, чтобы раскрыть новые и неизвестные факты из его жизни. Интервьюируемому предоставляется возможность для откровенности, что делает программу еще более привлекательной для аудитории.
Еще одна интересная особенность «Интервью» - это возможность создания напряжения и интриги. Ведущий может использовать различные приемы, чтобы удерживать внимание зрителей и вызывать у них интерес к продолжению просмотра программы. Для этого могут быть использованы такие приемы, как задержка информации, неожиданные повороты сюжета или резкие смены темы разговора. Эти приемы придают интервью динамику и поддерживают интерес зрителей на
протяжении всего эфира.
Телевизионный проект телеканала «ТВ-3» «Интервью» представляет собой специально организованные беседы, цель которых - знакомство зрителей с важными и интересными историческими личностями. Основная особенность жанра интервью в данном случае заключается в его модификации, которую можно классифицировать как интервью-реконструкцию.
Рассмотрим значение термина «реконструкция» (лат. «сonstшctю» -«построение»). Согласно данным словаря С. И. Ожегова, выделяются два значения: 1. «Коренное переустройство чего-либо»; 2. «Восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям» [Ожегов, 1994, с. 348]. Сейчас, например, на российском ТВ популярна реконструкция советского времени, она используется как в документальных и художественных фильмах, так и в программах. Реконструкция любого события на ТВ зависит от объема исторической информации, которая содержится в кадрах документальной хроники, либо в архивах ТВ, которые сегодня, благодаря Интернету, становятся общедоступными. Метод реконструкции исследователи связывают преимущественно с документальным кинематографом. Первым, кто использовал историческую реконструкцию событий Первой мировой войны, был легендарный оператор Дзига Вертов, который монтировал эпизоды исторической хроники, объединяя их в целый фильм [Муратов, 1983, с. 36]. На сегодняшний день специфика применения метода реконструкции изменилась: с помощью воспроизведения какого-либо конкретного случая из общественной или личной жизни появляется возможность получить новую информацию. Метод реконструкции определил основные видовые дефиниции, которые учитываются при рассмотрении телевизионного продукта: воссоздание события в реальном месте; реконструкция места событий; компьютерная реконструкция.
Телевизионная реконструкция неоднородна и включает в себя следующие вариации. Во-первых, художественная реконструкция, детализировано воссоздающая элементы материальной или духовной культуры определенных эпохи, региона, использующая различные источники (археологические, изобразительные, письменные) для вовлечения аудитории в исторические события. «Необходимо сохранить историческую достоверность, но при этом внести элементы удивления и остроты, которые подчеркнут авторскую идею и передадут атмосферу прошлого» [Сарина, 2012, с. 23]. Во-вторых, «мокьюментари» (от соединения двух английских слов «tomock» («подделывать», «издеваться») + «documentary» («документальный») -кинематографический и телевизионный жанр, объединяющий две цели: развлечение зрителя, с одной стороны, и обогащение его культурного опыта, мировоззрения, с другой. [Хохлова, 2013, с. 296]. В-третьих, докудрама - вид фильма, основанного на реальных событиях, что позволяет зрителю полностью погрузиться в историю, пережить эмоции реальных людей, но предполагающего реконструкцию исторических или социальных событий с определенной долей авторского вымысла, для чего используют, например, синтез документальных материалов и актерской игры, интервью с реальными участниками событий и воссоздание ключевых моментов через драматические сцены. Также стоит отметить, что докудрама имеет большой образовательный потенциал. Она способна донести до сознания зрителя важные
исторические события и вызвать необходимость задуматься о них. Посредством документальной основы и драматургического построения докудрама позволяет изучить историю через призму ощущений героев, что делает события прошлого более близкими и помогает зрителю лучше понять себя и окружающий мир.
Трансформация жанра интервью в анализируемом нами проекте сочетает в себе черты художественной реконструкции и докудрамы, пусть и не в самом полном виде. Речь идет о художественном приеме, который используют создатели программы для привлечения интереса аудитории - воссоздания на экране реальных исторических личностей прошлого, с которыми беседуют наши известные современники - журналисты, телеведущие, актеры, и др. Баланс вымысла и фантазии здесь соблюдается, однако иногда авторы позволяют себе развлекать зрителя такими приемами, как использование современного языкового сленга, юмористической визуализации.
В роли ведущих-интервьюеров выступили К. А. Собчак, Я. А. Чурикова, М. Э. Виторган. Героями-гостями стали вождь мирового пролетариата В. И. Ленин, писатель А. П. Чехов, композитор П. И. Чайковский и поэт-футурист В. В. Маяковский.
Стоит подчеркнуть, что выбор ведущего для конкретного выпуска словно бы не случаен. Прослеживаются некоторого рода параллели между биографиями двух собеседников каждого из эпизодов шоу «Интервью». Например, беседу с революционером Лениным ведёт Ксения Собчак, которая является политическим деятелем и экс-кандидатом в президенты. Интересен факт, что К. Собчак негативно высказывалась о нахождении тела Ленина на главной площади страны и назвала это «средневековьем», предложив его захоронить. В роли Ленина -актер Евгений Стычкин.
Первый выпуск создатели проекта приурочили к годовщине Октябрьской революции 1917 г., поэтому закономерно, что в качестве исторически значимой фигуры выступил В.И. Ленин, интервьюировала которого Ксения Собчак. «Я обожаю безумные идеи! Если есть безумная идея - зовите Собчак! Ленин - это, безусловно, огромный бренд, и интересно узнать о нем больше. К тому же, сегодня это совершенно забытый исторический персонаж: молодежь уже не очень помнит, кто этот человек на самом деле, а в школе о нем почти не говорят» (Прим.2).
Первый выпуск программы отвечал на вопрос: «Живо ли дело Ленина?» Интервью Ксении Собчак с Владимиром Лениным начинается с личного вопроса:
Собчак: Здравствуйте, Владимир Ильич!
Ленин: Здравствуйте, Ксения Анатольевна!
За кадром: «Живой Ленин? Серьезно? Как видите. Уж точно живее, чем бетонные истуканы, которые стоят в каждом городе. Все, что он скажет в интервью -правда, все это было написано самим Лениным».
Такой закадровый текст в каждом выпуске программы выполняет роль «перебивки» между вопросами ведущего. В этом тексте содержится в основном информация для современного зрителя, который должен эмоционально погрузиться в атмосферу разговора.
Собчак: Как вам у нас здесь?
Ленин: Светло, красиво, интересно.
Собчак: Похоже на светлое будущее?
Ленин: Светлое будущее - это коммунистическое общество, всеобщее благосостояние и прочный мир. Вы мне скажите - похоже?
Собчак: По-моему, не очень....
Ленин: Значит, нет. Как писали Маркс и Энгельс, коммунисты могут выразить свою теорию лишь одним положением - уничтожение частной собственности.
Собчак: Значит, я точно не коммунистка, я с вашим Марксом и Энгельсом не согласна, значит я...
Ленин: ..раб, не осознающий своего рабства, холоп....
Собчак: Слушайте, а почему вы решили, что можете учить меня жить? Раб, холоп...Я свободный человек, дееспособный, у меня есть право выбора...
Ленин: Ваши слова о свободе выбора - заученные фразы, модная болтовня, а то и вовсе - лицемерие, размалеванная вывеска. Знаете, Ксения Анатольевна, вся эта ваша культурность..
Собчак: (перебивает) Давайте остановимся, выдохнем, Владимир Ильич! О коммунизме и свободе мы еще поговорим. Давайте для начала спрошу: как вы отдыхаете?
Ленин: Как все. Охота, купанье, прогулки. Мы с Надеждой Константиновной из партии «прогулистов», в Европе забирались в такие глухие места, что невозможно представить...
За кадром: «Еще бы! За границей Ленин гулял почти 15 лет. Вот отдых на Капри (фото), Лондон (фото), Париж и Берлин. Один раз Ленин в Лондоне Ленин чуть не попал под автомобиль. Чертовы буржуи!» (Прим.3).
Из данного фрагмента видно, что последовательность вопросов четко прописана сценаристом, а Собчак добавляет в эти вопросы эмоции и некоторую провокацию. Собственно, это всегда было характерно для стиля журналистки, так что беседа воспринимается вполне живо и естественно.
Показательны употребления цитат из произведений В.И. Ленина. Актер Евгений Стычкин, исполняющий в программе роль Ленина, старается представить цитаты в виде живой беседы с корреспондентом, и это ему удается хорошо. Очевидно, это связано с тем, что ранее Е. Стычкин уже воплощал на экране роль вождя мирового пролетариата, поэтому для него не составляет труда говорить с легкой «картавостью», хитро прищуривать глаза и разговаривать, слегка наклонив голову вперед, демонстрируя внимание и заинтересованность. Иногда зритель сосредотачивается именно на мимике Ленина, отвлекаясь от того, что он говорит. Однако это длится недолго, потому что Собчак, будучи опытным интервьюером, быстро «возвращает» своего героя к основной мысли.
В интервью используются фразы и понятия, которыми герой апеллировал при жизни (например, называет находящееся на Енисее село Шушинское «Шу-шу-шу»).
Характерность манеры общения героя отчётливо видна в интервью в моментах, когда политик отвечает на вопросы, используя фразы известных личностей. «Государство - это область принуждения», - подчёркивает Ленин, ссылаясь на понятия марксизма. Доказанный факт, что политик действительно любил цитировать, а его
фаворитами в этой области были Маркс и Энгельс.
Еще одной характерной речевой чертой Владимира Ильича были слова с приставкой «архи». Этому аспекту тоже было дано воплощение в интервью-реконструкции: персонаж заявляет, что войны - вещь «архипестрая», на что ведущая обращает внимание, подмечая присущий персонажу аспект речи.
Что касается визуального ряда - он весьма скромен. Вся драматургия диалога прослеживается в разговоре. Лишь изредка на экране демонстрируются фото или фрагменты переписки Ленина с супругой Н.К. Крупской, или французским революционным деятелем И. Арманд, о которых спрашивает Собчак.
Собчак: Владимир Ильич, я прекрасно знаю, как неприятно, когда лезут в личную жизнь. И все же давайте о ней поговорим. Я не буду спрашивать о ваших отношениях с супругой, об этом загадочном «любовном треугольнике» с Инессой Арманд...
Ленин: Простите, что? А может быть, о ваших треугольниках поговорим?
Закадровый голос: Подождите, что у него было с Арманд? Никто не знает. В архиве сохранилось странное письмо: «Расстались мы, дорогой, с тобой, и это так больно», - пишет Арманд Ленину. В конце подпись: «Крепко тебя целую, твоя Инесса». В шутку это или по-настоящему - решайте сами».
Собчак (смеется): Хотела спросить о Вашем отношении к женщинам. Товарищ Коллонтай - революционерка, феминистка, декларировала равноправие женщин.
Ленин: Да, кроме советской России нет ни одной страны, где женщина была бы равна в правах с мужчинами.
Далее Ленин рассуждает о свободе и равноправии женщин, а также о том, что брак по любви лучше и чище, чем буржуазный брак по расчету, цитируя строки из статьи Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Собчак: В заключение хочу Вам кое-что рассказать. Я сама родом из Петербурга. На Волковском кладбище похоронены ваша мама, Мария Александровна и ваши две сестры. А вы не похоронены нигде. После вашей смерти тело ваше забальзамировали, а мозг разрезали на 30 тысяч кусочков. Вы были яростным противником религиозных культов, но именно такой культ создали возле вашего трупа. Его положили в Мавзолей, куда тысячами стояли люди, чтобы зайти внутрь и увидеть вас. Прошло почти 100 лет, никакого коммунизма не случилось, страна, которую вы строили, развалилась, а вы все также лежите в своем хрустальном гробу на Красной Площади...» (Собчак уходит).
Финальные титры оставляют двойственное впечатление. Ведущая уходит и оставляет своего героя в одиночестве. Ленин сидит на стуле, ссутулившись и даже как бы став еще меньше ростом. Этот ход будет использован во всех программах «Интервью», когда в финале ведущий будет рассказывать историческому персонажу о том, что произошло после его смерти.
Авторы применяют здесь в качестве инструмента реконструкции актерскую игру: перед телевизионной аудиторией - как в спектакле на театральной сцене или в художественном фильме - выступает не реальный исторический персонаж, а воссозданный (с помощью грима, соответствующей эпохе одежды, характерных
манер, поведения и речи) актером персонаж.
Образы исторических личностей во всех выпусках воссоздаются довольно реалистично: Ленин предстаёт перед нами в качестве первоклассного демагога и ярого приверженца марксизма; Маяковский - лирик-бунтарь, острый на язык; Чехов -
V V ■ ■ V V и
скромный активист, аккуратный в своих высказываниях; Чайковский - истинный патриот и человек искусства. Мы наблюдаем своего рода «внедрение» актера в ткань истории, «проживание» им судьбы героя [Манскова, 2010, с. 289].
Отметим особый приём, использованный в программе «Интервью», подразумевающий столкновение ценностей прошлого и настоящего. Развитие этого конфликта достигается путём диалога исторической личности и современного журналиста. Именно принцип диалогичности помогает вынести на поверхность разницу в ценностях и культуре: не только персонаж отвечает на вопросы интервьюера, но и журналист, наш современник, рассказывает герою что-либо о нынешнем ходе вещей. Примером тому может служить эпизод с Лениным и Собчак, где персонаж достаточно резко выражается относительно религии; происходит это после того, как К. Собчак показывает ему фотографии Г. Зюганова, нынешнего лидера коммунистической партии России, при посещении церкви и на встрече с Патриархом всея Руси. После негативных высказываний в адрес религии Собчак предлагает закончить обсуждение данной темы и объясняет, что в нынешних реалиях такие речи называются оскорблением чувств верующих и являются противозаконными.
Ввиду большой конкуренции современных медиа авторам телевизионного контента приходится искать новые формы и методы проведения интервью для привлечения интереса аудитории. Трансформация интервью на телевидении может включать в себя различные технические и творческие приемы для достижения определенных целей и эффектов передачи. В зависимости от целей программы беседа ведущего и гостя может быть срежиссирована для достижения определенного эффекта или реакции от зрителей. Именно такой прием был рассмотрен в программе «Интервью» на канале «ТВ-3». Трансформация жанра интервью в этой программе сочетает в себе черты художественной реконструкции и докудрамы, пусть и не в самом полном виде. Речь идет о художественном приеме, который используют создатели программы для привлечения интереса аудитории - воссоздания на экране реальных исторических личностей прошлого, с которыми беседуют наши известные современники - журналисты, телеведущие, актеры, и др. Баланс вымысла и фантазии здесь соблюдается, однако иногда авторы позволяют себе развлекать зрителя такими приемами, как использование современного языкового сленга, юмористической визуализации. Зритель не только получает интересную информацию, но и сопереживает герою, слушая факты его биографии и высказывания по определенным темам. Но реконструкция здесь - это не просто воссоздание образа. Если смотреть шире, весь формат программы подразумевает собой интервью-реконструкцию. Беседа ведущего с героем, по сути своей, есть воссоздание того интервью, которое могло бы быть дано гостем, будь у современников возможность с ним пообщаться. Именно то, что ответы каждого героя - не плод фантазии сценариста, а действительно однажды сказанные и написанные известной личностью фразы, позволяет отнести
данную программу к интервью-реконструкции. Речь гостей выпусков воссоздана, составлена, реконструирована на основе имеющихся фактов и высказываний. Сочетание новых форматов и технологий, а также интерактивного участия зрителей делают интервью на телевидении увлекательным способом получения информации и развлечения. Эта эволюция позволяет жанру интервью сохранять актуальность и способствует развитию и росту телевизионной креативной индустрии в целом.
Примечания
1. https://tv3.ru/proiect/intervvu; (Дата обращения: 22.01.2024).
2. https://kino.mail.ru/person/445118 ksenija sobchak; (Дата обращения: 13.01.2024).
3. https://www.voutube.com/watch?v=iyvi1VuRTTw (Дата обращения: 13.01.2024).
Литература и источники
Беликова А. И. (2019). Трансформация аналитических жанров современного отечественного
телевидения. Медиасреда, 2, 10-15. Куницына Н. В. (2021). Интервью - ток-шоу - подкастинг: классика жанра в контексте медийных
трансформаций. Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева, 2 (35), 140-147. Лукина М. М. (2012). Технология интервью. Москва: Аспект Пресс, 99.
Манскова Е. А. (2010). Жанровая иерархия современной телевизионной документалистики. Вестник
НГУ. Серия. История, филология, 6, 49-57. Муратов С. А. (1983). Диалог. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Москва, 159. Ожегов С. И. (1994). Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Москва: Азъ.
Сарина О. С. (2012). Метод исторической реконструкции в современных телевизионных
документальных драмах. Журналистский ежегодник, 1, 23-26. Сахнова Е. Б. (2013). Жанр интервью и его модификации. Известия Саратовского университета.
Серия. Филология. Журналистика, 4, 98-103. Хохлова Е. В. (2013). Мокьюментари: синтез документального и художественного. Вестник
Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, 6, 296-300. Шестакова П.С. (2019). Применение жанра интервью в интернет-пространстве. Медиасреда, 1, 98-102. Шигабетдинова Г. М., Шиндязова А. В. (2022). Жанр интервью в новых медиа. Вестник Ульяновского
государственного технического университета, 3 (99), 11-15. Яблоновская Н. В., Езык А. В., Мустафаева Н. Д. (2020). Жанр интервью на платформе русскоязычного сегмента YouTube: трансформации и медиатехнологии. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки, 4, 225-238.
References
Belikova A. I. (2019). Transformatsiya analiticheskikh zhanrov sovremennogo otechestvennogo televideniya
[Transformation of analytical genres of modern domestic television]. Mediasreda, 2, 10-15. Kunitsyna N.V. (2021). Interv'yu - tok-shou - podkasting: klassika zhanra v kontekste mediynykh transformatsiy [Interview - talk show - podcasting: classics of the genre in the context of media transformations]. Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, 2(35), 140-147. Lukina M.M. (2012). Tekhnologiya interv'yu [Interview technology]. Moscow: Aspekt Press, 192. Manskova Ye. A. (2010). Zhanrovaya iyerarkhiya sovremennoy televizionnoy dokumentalistiki [Genre hierarchy of modern television documentaries]. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 6, 49- 57. Muratov S.A. (1983). Dialog.Televizionnoyeobshcheniye v kadrei za kadrom [Dialogue. Television communication on-screen and off-screen.]. Moscow, 159.
Ozhegov S. I. (1994). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language: 72,500 words and 7,500 phraseological expressions.]. Moscow: "Az", 907. Sarina O. S. (2012). Metod istoricheskoy rekonstruktsii v sovremennykh televizionnykh dokumental'nykh dramakh [The method of historical reconstruction in modern television documentary dramas. Journalist yearbook, 1, 23-26. Sakhnova Ye. B. (2013). Zhanr interv'yu i yego modifikatsii [Interview genre and its modifications]. Izvestiya
of Saratov University. Philology. Journalism, 4, 98-103. Khokhlova Ye.V. (2013). Mok'yumentari: sintez dokumental'nogo i khudozhestvennogo [Mockumentary: synthesis of documentary and fiction]. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 6, 296-300.
Shestakova P. S. (2019). Primeneniye zhanra interv'yu v internet-prostranstve [Application of the interview
genre in the Internet space]. Mediasreda, 1, 98-102. Shigabetdinova G. M., Shindyazova A.V. (2022). Zhanr interv'yu v novykh media [Interview genre in new
media]. Vestnik of Ulyanovsk State Technical University, 3 (99), 11-15. Yablonovskaya N.V., Yezyk A.V., Mustafayeva N.D. (2020). Zhanr interv'yu na platforme russkoyazychnogo segmenta YouTube: transformatsii i mediatekhnologii [Interview genre on the platform of the Russian-language segment of YouTube: transformations and media technologies]. Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philology, 4, 225-238.
Статья публикуется впервые.
Поступила в редакцию 13.08.2024.
Принята к публикации 10.10.2024.
Об авторе
Шашкова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского»; ORCID: 0000-0002-8063-7671; [email protected]
Shashkova E. V. INTERVIEW RECONSTRUCTION AS A GENRE MODIFICATION
Abstract. Interviews occupy a special place in the system of journalism genres. Having started its history with print media, interviews today have become an integral part of not only television, but also digital content. Modern television interviews require more freedom and dialog, which allows one to establish personal contact with the guest; in addition, they have reached a new level of interaction with the audience, which is a positive factor in the development of the modern media space. Therefore, the transformation of the television interview allows it to adapt to modern requirements and expectations of viewers. It is this factor that determines the relevance of the presented research. The object of the study is the program "Interview" ("TV-3" TV channel). The subject is the features of the interview genre modification (using the example of the designated program). The purpose is to identify the specifics of using the reconstruction method in a television interview as a way of presenting information and interacting with the audience. In this regard, the following research tasks were set: to analyze the features of interviews on TV within the framework of the genre palette of interviews; to describe the transformation of the television interview genre in the modern period; to identify the specifics of the reconstruction method in interviews using the example of the program "Interview" (TV-3); to conduct a content analysis of the program "Interview" (TV-3).
Keywords: interview, reconstruction, television interview, genre, TV project.
For citation: Shashkova E. V. Interview reconstruction as a genre modification. Memoirs of NovSU, 2024, 4(55), 599-608. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.4(55).599-608