Автаева Наталия Олеговна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Электронный адрес: [email protected]
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10202
А. И. Беликова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме размывания жанровых границ в аналитических жанрах. Интересы аудитории меняются, появляется необходимость менять и формат подачи информации. Особое внимание автор уделяет жанру интервью и ток-шоу: рассматривает их на примере современных российских программ, показывает сходства и отличия, а также трансформацию жанров. Для того чтобы сделать материал интересным, зачастую смешиваются несколько жанров или же выкупается готовая идея и адаптируется под свою аудиторию.
Ключевые слова: трансформация, жанр, формат, интервью, ток-шоу.
Современная журналистика, в том числе и отечественное телевидение, находится в процессе постоянных изменений. Деятельность средств массовой информации тесно связана с окружающим миром и, если он имеет тенденцию изменчивости, значит, и журналистике перемен не избежать. Несмотря на то, что существует теория жанров, сегодня жанры практически невозможно увидеть «в чистом виде».
Одну и ту же информацию можно изложить по-разному, и помогают в этом три группы жанров: информационные, художественные и аналитические. Что же такое жанр? А. А. Князев дает определение жанру как «исторически определившемуся типу отображения реальной действительности, обладающему набором относительно устойчивых признаков» [8. С. 178]. А. А. Тертычный того же мнения: он утверждает, что журналистские жанры - это устойчивые типы публикаций, которые объединены похожими содержательно-формальными признаками [10. С. 3].
Как же происходит выбор жанра для того или иного материала? С. М. Гуревич пишет, что выбор жанра обуславливается объективными и субъективными факторами: «К первым относятся тип и уровень издания, особенности его читательской аудитории, периодичность выхода номеров и состав творческого коллектива. Ко вторым -профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы над текстом: редакционное задание или самостоятельный выбор» [3. С. 178]. Другой исследователь, В. В. Захаров, напоминает, что журналистика удовлетворяет потребность человека в получении информации. Он говорит о более конкретных потребностях: потребности в анализе, потребность в духовном осмыслении событий и другие. В зависимости от потребностей аудитории и выбирается жанр, ведь у каждого свои задачи и своя цель (например, проинформировать, проанализировать, спрогнозировать, развлечь, навязать свою точку зрения и так далее) [4. С. 5].
Говоря о телевизионной журналистике, не стоит забывать, что аудитория, помимо текста, потребляет звуко- и видеоряд. Соответственно, появляются дополнительные способы воздействия на аудиторию. В связи с этим на телевидении рождаются новые жанры, а также форматы подачи информации.
Что же такое формат? И. Н. Кемарская определяет его как систему договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, как то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя [6. С. 40]. Это некая «упаковка» программы. На современном телевидении распространена тенденция перекупа форматов у других стран: приобретается готовая идея, тем самым снижаются риски провала, адаптируется под особенности национального менталитета и целевую аудиторию.
Остановимся на аналитических жанрах. В их основе - анализ, оценка событий. Здесь автор может показать собственную позицию, даже спорить по какому-то вопросу с экспертами. Сравнение, обобщение, систематизация - эти и другие методы не только допустимы, но и приветствуются в аналитических жанрах. В народе это называют словом «телепередача». Ее сценарий зависит только от замысла самого автора.
К аналитическим жанрам тележурналистики можно отнести: комментарий, обозрение, аналитическое интервью, беседу и дискуссию, пресс-конференцию, аналитический репортаж, корреспонденцию и ток-шоу.
В последнее время все чаще появляются развлекательные элементы в материалах, а «строгие» жанры отмирают. Даже в аналитике, где много цифр, статистики, фактов и анализа, находится место инфотейменту, о чем писала М. А. Мясникова [9. С. 250]. Е. Л. Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, считает, что трансформация журналистских жанров связана с появлением в медиа элементов постмодерна [2. С. 1]. Под постмодерном понимается преобладание индивидуального над коллективным. А С. Н. Ильченко отметил: «От объективного отражения действительности медиа <...> медленно, но неуклонно дрейфуют в сторону зрелищности» [5. С. 134]. Теперь журналисты стремятся сделать аналитику не только познавательной, но и интересной. Что называется, «образовываем, развлекая».
Например, в последнее время часто применяется клиповый монтаж, что позволяет в сжатое время показать максимум с применением видеоэффектов. Элементы сторителлинга облагораживают материалы в любом жанре: о том, как живут другие люди, слушать всегда интересно. Если это передача на сложные для восприятия темы, появляются танцы, шутки (например, «Жить здорово», «Галилео»). Аналитические интервью разбавляются «видеоиллюстрациями», а в ток-шоу нередко приглашают «фриков» или скандальных людей, для того чтобы шокировать публику или разжечь в студии конфликт.
Повлияло на тележурналистику и развитие Интернета. Сейчас в программах мы можем часто наблюдать контент, снятый зрителями на мобильный телефон: это видео очевидцев, личный архив и так далее. Находчивые журналисты применяют телефоны теперь и сами, даже снимают на них сюжеты. Например, селфи-репортажи: автор играет роль одновременно и репортера, и оператора.
Метод включенного наблюдения лайф-ту-тейп также дает авторам программ разнообразие в выборе способа подачи информации. При съемке лайф-ту-тейп журналист постоянно находится в кадре и принимает участие в происходящих событиях. Часто используется в информационных жанрах, но с помощью этого метода могут быть сняты целые документальные фильмы. К слову, у исследователей нет единого мнения, что же такое лайф-ту-тейп: метод или отдельный жанр. Е. Ю. Агамян считает его самостоятельным жанром, цельным драматургически выстроенным произведением [1. С. 45]. А вот Л. Н. Кислая полагает, что лайф-ту-тейп - лишь метод[7. С .220].
В любом случае лайф-ту-тейп персонифицирует информацию: зритель потребляет ее с позиции репортера. И здесь мы приходим к тому, что роль ведущего/корреспондента очень важна, а в некоторых случаях является главным элементом программы (например, в ток-шоу).
Для того чтобы более наглядно рассмотреть, как происходит жанровая трансформация в журналистской практике, остановимся подробнее на разговорных жанрах: аналитическом интервью и его трансформации - ток-шоу.
Итак, аналитическое интервью - разновидность информационного жанра интервью. Это получение информации путем общения, беседы. Интервью как жанр используется в телепередачах, где идет непрерывное общение журналиста с интервьюируемым в формате «вопрос-ответ».
Главное отличие аналитического интервью от информационного: ответ на вопросы «Почему?», «Что это значит?». Информационное же отвечает лишь на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». В аналитических жанрах, как говорилось выше, важен анализ. Автору важно задать разговору правильный ход. Как в драматических произведениях, здесь должна прослеживаться завязка, конфликт, кульминация и развязка.
Рассмотрим аналитическое интервью на примере программы «Познер». Авторская программа Владимира Владимировича Познера выходит на «Первом канале» уже более десяти лет. К нему приходят политики, актеры, деятели культуры, науки и спорта. В течение пятидесяти минут идет диалог на актуальную или просто интересную для общественности тему. Программа выходит один раз в неделю, в ночь с понедельника на вторник. Эти интервью интересны в первую очередь людям с высшим образованием, людям, которые сами так или иначе связаны с политикой/культурой/наукой, людям среднего и старшего возраста.
В целом беседа проходит достаточно мирно, ведь у ведущего нет задачи «топить» собеседника. Познер может перебивать, если гость ушел от темы; может переспросить несколько раз одно и то же, если собеседник не ответил на вопрос, но он всегда остается спокойным, как и его гости. Владимир Владимирович часто задает провокационные вопросы, любит поговорить о политике, обсудить, например, насколько хорошо живется в России.
Познер очень часто обращается к статистике, приводит много цифр. Также ссылается на чужие высказывания, а чаще - на высказывания самих спикеров. Перед встречей он тщательно изучает героев, находит интересные цитаты из их прошлых интервью и просит прокомментировать это. Иногда находит и противоречия в словах интервьюируемых. Интересно, что Владимир Познер часто использует закрытые вопросы («Скажем так, упрек, на ваш взгляд, несправедливый?»; «И вы являетесь инициатором этого?»), но получает на них развернутые ответы.
Стоит отметить, что Владимир Познер использует достаточно длинные формулировки вопросов. Говорит он медленно, чтобы и гость, и зритель смогли вникнуть в суть. Часто он высказывает собственное мнение, которое временами отличается от мнения спикера, вступает с ними чуть ли не в равный диалог, обращается к собственному жизненному опыту. Беседа имеет очень неторопливый и размеренный характер.
Если говорить о монтаже, то можно отметить обилие крупных планов: особенно операторы делают акцент на руки и лицо. Планы меняются достаточно редко, что связано с размеренным характером программы.
Программа «Познер» - пример классического аналитического интервью.
Трансформацией жанра интервью можно считать современные ток-шоу. Это аналитическое интервью, только в развлекательном ключе.
Ток-шоу дословно переводится как «разговорное представление». Его успех во многом зависит от ведущего. Внешний вид, манеры, ум, находчивость, юмор и харизма ведущего и определяют успех или провал программы. И это несмотря на то, что в студии, помимо ведущего, находятся гости (как правило, известные люди), эксперты и «простые зрители».
До записи программы заранее продумывается сценарий: завязка, развитие, кульминация и возможная развязка. Предугадать и заранее прописать каждое слово невозможно, потому приходится «плыть по течению». Именно здесь как никогда нужна находчивость ведущего: он должен направить разговор в необходимое русло, чтобы прийти к развязке (особенно если она четко обозначена в сценарии).
Рассмотрим ток-шоу на примере программы «Привет, Андрей!». Это вечернее шоу Андрея Малахова на телеканале «Россия». Программа длится два часа и выходит в субботу вечером. Ток-шоу рассчитано на среднюю и старшую возрастную категорию со средним и высшим образованием. Целевой аудиторией будут преимущественно женщины, потому как они чаще интересуются новостями светской жизни.
Гости программы - знаменитые люди: актеры, певцы и музыканты. Каждую субботу Андрей Малахов собирает в студии большую компанию, с которой обсуждает актуальные события прошедшей недели. Программа может быть посвящена отдельной личности, конкретной программе, празднику, актуальному событию или же включать в себя все сразу (например «Главное и интересное»).
За одну программу в студию может прийти до трех десятков звездных гостей. Однако мест за столом около пятнадцати, поэтому во время рекламного блока состав меняется. Интересно, что звезды нередко берут с собой детей; дети также принимают участие в общей беседе.
Ток-шоу напоминает посиделки друзей: встреча проходит очень весело (за исключением выпусков, посвященных трагедии), гости делятся своими историями из жизни и подшучивают друг над другом. Ведущий Андрей Малахов выступает в роли модератора: задает наводящие вопросы, подключает к беседе новых спикеров. Но может высказывать и собственное мнение в случае разногласий. Общение очень неформальное: гости могут задавать вопросы ведущему, а ведущий может спрашивать гостя о самом себе (в выпуске 2 февраля 2019 года Малахов спросил у певца Тимы Белорусских: «Когда ты узнал об Андрее Малахове?»)
«Привет, Андрей!» в какой-то степени можно считать «желтой прессой»: в программе нередко обсуждают сенсации и скандалы, жизнь знаменитых людей. Однако все факты, как правило, подкреплены доказательствами, поэтому в недостоверности программу обвинить нельзя. Когда доказательства предъявить невозможно (например, в выпуске 2 февраля 2019 года Катя Лель призналась, что в детстве НЛО похитил у нее зубы), есть гости, которые не верят этому, в открытую заявляя, что это ложь, соответственно, завязывается «добрый» спор.
В студии нередко устраивают концерты: поют приглашенные звезды. Все это сопровождается перфомансом: подтанцовка, яркое освещение и красивые костюмы. Здесь активно используется клиповый монтаж: планы очень короткие, происходит их резкая смена, используются эффекты «дрожания камеры» и резкого приближения, заваливается горизонт. При этом здесь, как в «Голубом огоньке», обязательно показывают гостей, которые веселятся и подпевают артисту.
Что касается «разговорной» части программ, здесь монтаж также напоминает клиповый: из-за обилия спикеров планы сменяются достаточно часто. Также отметим, что в программе есть много видеовставок: личный архив, видео из Интернета, сюжеты новостей, отрывки из фильмов и сериалов. В это время экран часто делится на два окна: в первом - видеоряд, во втором - реакция гостей на него.
В студии есть ансамбль, который исполняет джингл программы. С этого и начинается ток-шоу, после чего выходит ведущий, здоровается со зрителями и сразу переходит к теме программы. Завершается выпуск пожеланием хорошего вечера и анонсом следующей программы. Часто закрывает выпуск выступление артистов.
Обе программы («Привет, Андрей!» и «Познер») целиком строятся на беседе двух или нескольких людей. В качестве дополнительной рубрики Владимир Владимирович использует опросник Марселя Пруста, для того чтобы лучше понять сущность собеседника. В шоу Андрея Малахова, помимо полилога, есть песни, танцы и многочисленные видеовставки (возможны и интервью, записанные вне студии).
Владимир Познер предстает серьезным задумчивым человеком; Андрей Малахов -веселым «заводилой». В шоу «Привет, Андрей!» есть зрительный зал, который
периодически проявляет эмоции. У Познера же эта беседа всегда тет-а-тет, что создает ощущение доверительного разговора.
Интересно, как обращаются ведущие к своим гостям: если у Познера это всегда обращение на «Вы», то Малахов часто общается со звездами по-свойски, говоря им «ты» (обусловлено это тем, что многие гости - его близкие знакомые).
У Владимира Владимировича в студии расположен монитор, где на протяжении всей беседы размещаются фотографии спикера. Во время интервью полностью отсутствует музыкальное сопровождение. Нет его и в программе «Привет, Андрей!». Но зато возле кулис располагается экран, где часто появляются «видеоиллюстрации».
Благодаря непринужденному характеру беседы шоу Андрея Малахова легко воспринимается зрителями на протяжении двух часов, транслируется в прайм-тайм. Программа Владимира Познера более глубокая, соответственно, для восприятия она более сложна: длится пятьдесят минут и идет в ночное время.
Программы «Познер» и «Привет, Андрей!» рассчитаны на совершенно разную аудиторию и преследует разные цели: если у Владимира Владимировича это - заставить зрителя подумать, то для Андрея Малахова главное - развлечь аудиторию. Поэтому и так отличается формат этих передач.
Мы рассмотрели две программы и можем сделать вывод, что ток-шоу - это трансформированное интервью: с шутками, спорами, песнями и танцами. Ток-шоу прежде всего преследует цель развеселить зрителя, сделать потребление информации как можно более легким и приятным процессом, в то время как интервью заставляет думать.
Таким образом, мы видим, что жанровая система тележурналистики находится в процессе постоянной трансформации. На телевидении всегда будут востребованы развлекательные передачи, потому и «строгие» аналитические жанры перевоплощаются в веселый и легкий для восприятия контент.
Список литературы
1. Агамян, Е. Ю. L2t как жанр современной медиасферы [Текст] / Е. Ю. Агамян // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2014. - № 6. - С. 42-49.
2. Вартанова, Е. Л. Editorial [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова. - URL: http:// mediaalmanah.ru/upload/iblock/cca/2014_1_editor.pdf (дата обращения: 25.03.2019). - Загл. с экрана.
3. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст] : учеб пособие / С. М. Гуревич. - М. : Аспект-Пресс, 2004. - 289 с.
4. Захаров, В. В. Жанры радио- и тележурналистики [Текст] : методические указания /
B. В. Захаров. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 16 с.
5. Ильченко, С. Н. Телевидение по мотивам реальности: от «Общества спектакля» к «Шоу-цивилизации» [Текст] / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ Язык и литература. -2007. - №4-1. - С. 132-137.
6. Кемарская, И. Н. Формат и телесценарий [Текст] / И. Н. Кемарская // Журналист. -2009. - № 6. - С. 40-41.
7. Кислая, Л. Н. Метод включенного наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп [Текст] / Л. Н. Кислая // Вестник Челябинского государственного университета. -2015. - №5 (360). - С. 219-224.
8. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] : учеб. пособие / Кыргызско-Российский Славянский университет. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.
9. Мясникова, М. А. Специфика жанров телевидения [Текст] / М. А. Мясникова // Вестник Сакт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2009. - № 1-2. -
C. 250-260.
10. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
Беликова Анна Игоревна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна - заведующий Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10203
К. Е. Васильченко
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ЖАНР ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА
Жанр портретного интервью дифференциален в зависимости от медийной площадки. Наиболее очевидны различия подходов интервьюирования на телевидение и в интернет-пространстве. Сравнение специфик портретного интервью на данных медиаплощадках в статье рассматривается на примере авторской программы Владимира Познера и шоу на канале YouTube Юрия Дудя.
Ключевые слова: портретное интервью, телевизионная программа, Интернет-передача, В. В. Познер, Ю. Дудь.
Интервью занимает особое место среди современных медиажанров. За последние несколько десятилетий данная форма приобрела большую популярность, что, вероятно, связано с усилением личностного начала в коммуникации. Среди разновидностей интервью большой интерес вызывает портретное интервью медийной личности [8. С. 105]. Портретное интервью - это специфический тип телевизионной программы, основанный на диалогической форме общения. Автору при внешней статичности важно добиться динамики мысли, он поддерживает, стимулирует разговор, дает гостю возможность высказаться до конца [13. С. 11]. Интервью может «оживляться» при помощи фотографий и видеозаписей: поскольку для интервьюера важно создать непринужденную атмосферу.
В центре внимания портретного интервью находится человек (как правило, имеющий определенную известность в медиапространстве). Целью портретного интервью является обсуждение значимых событий жизни и деятельности этого человека, открытие читателям или зрителям его внутреннего мира, ценностей, личностных качеств. Среди основных видов портретного интервью следует выделить [7. С. 244]:
1. Событийное - опирается на какой-то факт из жизни гостя; цель - информирование общественности о действиях человека.
2. Биографическое - направлено на создание целостного образа интервьюируемого через раскрытие значимых эпизодов биографии, оказавших влияние на его судьбу.
3. Юбилейное - приурочено к празднованию юбилея известного человека.
4. Политическое - основано на признаниях известных политиков по поводу их политических позиций.
Е. И. Голанова, опираясь на характер коммуникативных позиций участников, выделила три типа интервью [6. С. 432]: