Научная статья на тему 'ИНТЕРВЕНЦИИ СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ УРОВНЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ'

ИНТЕРВЕНЦИИ СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ УРОВНЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕРВЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СТРЕСС / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / СТРЕССОГЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю.

Актуальной является разработка комплекса первичных, вторичных и третичных интервенций стресс-менеджмента, учитывающих специфику как моделей трудовой и организационной культуры, так и нормативных рекомендаций по реализации кадровых и воспитательных мероприятий в таможенном органе. Предметом данного исследования выступают методы интервенций стресс-менеджмента на организационном уровне в таможенных органах. В работе реализованы диагностические инструменты: тест Шкала организационного стресса Маклина, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS MANAGEMENT INTERVENTIONS AT THE ORGANIZATIONAL LEVEL IN CUSTOMS

It is urgent to develop a complex of primary, secondary and tertiary interventions for stress management, taking into account the specifics of both the models of labor and organizational culture and regulatory recommendations for the implementation of personnel and educational activities in the customs authority. The subject of this study is the methods of stress management interventions at the organizational level in the customs authorities. The work implements diagnostic tools: the McLean Organizational Stress Scale test, the “Coping behavior in stressful situations CISS” technique.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЕНЦИИ СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТА НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ УРОВНЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ»

интервенции стресс-менеджмента на организационном

уровне в таможенных органах

STRESS MANAGEMENT INTERVENTIONS AT THE ORGANIZATIONAL LEVEL IN CUSTOMS

ПОЛУЧЕНО 13.01.2021 ОДОБРЕНО 18.01.2021 ОПУБЛИКОВАНО 25.02.2021

ТРУБИЦЫН К.В. Канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

TRUBITSYN K.V.

Candidate of Economic Sciences, Samara State Technical University, Samara

УДК 331.109 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-1-80-!

КАЛМЫКОВА О.Ю. Канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

KALMYKOVA O.YU. Candidate of Pedagogical Sciences, Samara State Technical University, Samara

e-mail: Trubitsyn .KV@samgtu .ru

e-mail: oukalmiykova@mail .ru

Аннотация

Актуальной является разработка комплекса первичных, вторичных и третичных интервенций стресс-менеджмента, учитывающих специфику как моделей трудовой и организационной культуры, так и нормативных рекомендаций по реализации кадровых и воспитательных мероприятий в таможенном органе. Предметом данного исследования выступают методы интервенций стресс-менеджмента на организационном уровне в таможенных органах. В работе реализованы диагностические инструменты: тест Шкала организационного стресса Маклина, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS».

Ключевые слова: стресс-менеджмент, интервенции, производственный стресс, таможенный орган, стрессогенность организационной среды, служебная дисциплина.

Abstract

It is urgent to develop a complex of primary, secondary and tertiary interventions for stress management, taking into account the specifics of both the models of labor and organizational culture and regulatory recommendations for the implementation of personnel and educational activities in the customs authority. The subject of this study is the methods of stress management interventions at the organizational level in the customs authorities. The work implements diagnostic tools: the McLean Organizational Stress Scale test, the "Coping behavior in stressful situations CISS" technique.

Keywords: stress management, interventions, production stress, customs authority, stressfulness of the organizational environment, service discipline.

ВВЕДЕНИЕ

Специалистам в области управления персоналом следует уделять большее внимание изучению источников производственного стресса и методов интервенции стресс-менеджмента. Как указывают многие ученые, исследующие организационное поведение работников, стресс-менеджмент в организациях не носит системный характер [1, 2]. Актуальной является разработка комплекса первичных, вторичных и третичных интервенций стресс-менеджмента, учитывающих специфику как моделей трудового и организационного поведения должностных лиц, так и нормативных рекомендаций по реализации кадровых и воспитательных мероприятий в таможенном органе.

Высокий уровень психологической напряженности и стрессогенности организационной среды таможенных органов вызывает повышение уровня производственного стресса должностных лиц, что приводит к снижению производительности труда, формированию неблагоприятной психологической атмосферы в трудовом коллективе и возникновению кадровых рисков. Бычков А.В. выделяет следующие причины возникновения деструктивных конфликтных проявлений и стрессовых ситуаций в таможенных органах:

- нарушения производственной и служебной дисциплины, этики профессионального поведения должностными лицами;

- невысокий уровень управленческой и конфликтологической компетентностей отдельных сотрудников и должностных лиц;

- ролевая дисфункция (ролевая перегрузка);

- проблемы, связанные с профессиональным развитием и карьерным ростом;

- отклонения от оптимальной количественной и качественной рабочей нагрузки;

- подверженность риску и аварийным ситуациям;

- организационные изменения в таможенной системе;

- недостаточный уровень реализации кадровых программ и мероприятий по минимизации кадровых рисков таможенного органа;

- снижение уровня общей культуры государственных служащих и др. [3].

Способность своевременно и качественно диагностировать факторы и причины повышения уровня производственного стресса должностных лиц, реализовывать мероприятия профилактической работы (первичные, вторичные и третичные интервенции) — важные компоненты конфликтологической компетентности руководителей кадровой службы и структурных подразделений (психологов) таможенного органа. Функция управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами входит в обязанности руководителя (стратегический, тактический, оперативный уровень управления) и специалистов кадровой службы, психологов таможенного органа. Предметом данного исследования вы-

ступают методы интервенций стресс-менеджмента на организационном уровне в таможенных органах. Эффективная реализация предупредительных и воспитательно-профилактических мероприятий стресс-менеджмента позволит специалистам кадровой службы сформировать социальную технологию управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами в таможенных органах.

Методологической основой исследования явились: концепции, подходы, принципы в изучении социальных конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, Л. Ко-зер, Г.И. Козырев, А.Я. Кибанов, Н.И. Леонов, А.И. Ши-пилов и др.); исследования зарубежных ученых о природе и структуре конфликтов, стилях поведения в конфликтных ситуациях (Ф.Глазл, М. Дойч, Х. Корнелиус, Кэри Л. Купер, К. Левин, К. Томас, Р. Фишер, К. Хорни, Ш. Фэйр, и др.); концепции управления кадровыми рисками (А.А. Алавердов, Е.Н. Буланова, М.И. Берсенева, А.Я. Кибанов, А.Е. Митрофанова, Т.О. Соломанидина, О.Л. Чуланова и др.).

Накопленные к настоящему времени результаты научных исследований создают основу для совершенствования методов стресс-менеджмента в таможенных органах (табл. 1).

основная часть

Вопросы исследования

В управленческой практике таможенных органов недостаточно эффективно реализуются интервенции стресс-менеджмента на организационном уровне. Формирование мероприятий, направленных на профилактику производственного стресса должностных лиц предусматривает реализацию потенциальных стратегических направлений:

1. На уровне Самарского государственного технического университета — разработка и реализация методов формирования конфликтологической компетентности студентов, обучающихся по образовательной программе специалитета «Таможенное дело»:

- совершенствование методики обучения управленческим дисциплинам по специальности «Таможенное дело»;

- реализация системы конфликтологического консультирования (на базе научно-технического образовательно-консалтингового центра «Таможенное дело») и др.

2. На уровне организации — реализация мероприятий стресс-менеджмента:

- проведение первичных (снижение интенсивности стрессоров), вторичных (формирование стресс-компетентности) и третичных (конфликтологическое консультирование) интервенций [1];

- совершенствование структуры, содержания и методики образовательных тренингов (конфликтменеджмент, стрессменеджмент, управление кадровыми рисками);

- введения в штатное расписание таможенного органа дополнительной ставки психолога;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику и минимизацию кадровых рисков таможенного органа.

Методы исследования

В работе использовались методики: оценка уровня стрес-согенности организационной среды [15]; диагностика комфортности поведенческого пространства организации; оценка кадровых рисков организации, экспертные опросы, тест Шкала организационного стресса Маклина, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» [16, 17, 18, 19].

Авторами статьи проведен комплексный стресс-мониторинг должностных лиц таможенного органа (2019 г.). Как показал анализ первой части стресс-мониторинга (характеристика условий труда), стрессовая нагрузка находится на критическом уровне. Результаты второй части стресс-мониторинга:

- степень эмоционального истощения — 23,3;

- деперсонализация — 10,6;

- редукция личных достижений — 28,4;

- итоговый балл: 62,3 — высокая степень стрессовой нагрузки.

Уровень комфортности организационной среды определялся в результате проведения опроса среди должностных лиц (количество респондентов — 25) таможенного органа [16]. Каждый участник опроса заполнил бланк, состоящий из 24 параметров. Изучение организационного поведения показало, что индекс комфортности поведенческой среды таможенного органа составляет 27,2 — близко к среднему положительному значению, т.е. поведенческая среда относительно комфортная.

На следующем этапе исследования (2020 г.) был проанализирован уровень стрессоустойчивости к организационному стрессу должностных лиц. Количество должностных лиц, прошедших тест — 35. Среди респондентов преобладает тип АВ, для которого характерны четко поставленные цели и рациональные стратегии их реализации (рис. 1).

По результатам теста «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (респонденты — 35 сотрудников) было определено процентное соотношение доминирующих копинг-стра-тегий (2020 г.) [18].

Анализ данных (рис. 2) показывает, что в наибольшей степени у должностных лиц таможенного органа выражена копинг-стратегия, ориентированная на решение задачи, далее представлена эмоционально-ориентированная стратегия, в наименьшей степени — «избегание».

На третьем этапе исследования на основе анкеты «Пространство организационных проблем», адаптированной под специфику таможенных органов, были изучены факторы, препятствующие более эффективной работе должностных лиц на организационном уровне (рис. 3).

В исследовании приняло участие 35 представителей таможенного органа.

На рис. 3 представлены организационные стресс-факторы, которые, по мнению респондентов, являются наиболее значимыми:

а) высокий уровень интенсивности труда (45,5%);

б) проблемы в области организации труда (45,5%);

в) неблагоприятные условия и низкий уровень охраны труда (9,1%);

г) дисбаланс прав и обязанностей (36,4%);

д) отсутствие оперативности и точности передачи информации (18,2%);

е) отсутствие эффективной обратной связи (9,1%);

ж) принятие неэффективных решений (27,3%);

з) ошибки в оценке результатов деятельности (36,4%);

и) несвоевременное обеспечение ресурсами (9,1%);

к) нечеткость в определении ответственности организационных единиц (18,2%);

л) дезорганизация функциональных взаимосвязей (18,2%).

В качестве стратегических кадровых мероприятий, необходимых для создания благоприятного психологического климата в таможенном органе (рис. 4) респондентами были названы следующие:

а) реализация образовательных тренингов (стрессменедж-мент) (54,5%);

Таблица 1

Анализ публикаций российских ученых в области управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами в таможенных органах

Название Содержание Практическое значение

«Причины социально-экономических конфликтов в таможенных органах и методы их преодоления» [4] Выявлены факторы и причины конфликтов, возникновение которых связанно со спецификой деятельности должностных лиц . Сформированы методы урегулирования конфликтов: мониторинг причин социально-трудовых конфликтов в коллективе; оказание психологической помощи должностным лицам; совершенствование кадровой политики таможенного органа в области стресс-менеджмента. 1. Мониторинг существующих в таможенном органе методов технологии управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами. 2. Диагностика: уровня этичности организации, уровня лояльности персонала и тд .

«Конфликтологическая компетентность руководителей таможенных органов и подразделений таможенной службы (социологический ракурс)» [5] По мнению автора для эффективного разрешения конфликтных ситуаций необходимо повышать уровень конфликтологических компетенций должностных лиц: осуществлять своевременную диагностику уровня конфликтности; проводить обучающие и корпоративные тренинги по сплочению коллектива и т.д . 1. Картографирование конфликтного противостояния . 2. Формирование модели конфликтологических компетенций руководителей и должностных лиц . 3. Определение структуры и состава документов в области управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами.

«Социологический анализ конфликтов в таможенных органах России» [6] Автором предложены организационные методы управления трудовыми конфликтами с учетом специфики деятельности таможенных органов (высокие профессиональные требования и уровень персональной ответственности) . В процессе исследования установлена природа и причины конфликтов в таможенных органах (функционально-организационные, структурные и ситуативно-управленческие причины конфликтов), а также их особенности . 1. Диагностика и анализ источников проявления конфликтов в коллективе 2. Разработка программ профилактики производственного стресса и синдрома эмоционального выгорания должностных лиц . 3. Совершенствование методов технологии управления трудовыми конфликтами и производственными стрессами в таможенных органах . 4 . Совершенствование методов профилактики ад-диктивного поведения должностных лиц .

«Факторы развития производственного стресса сотрудников правоохранительных органов» [7] По результатам проведенных опросов авторами идентифицированы стресс-факторы по силе влияния и частоте возникновения (высокий уровень ответственности, недостаточная оснащенность техническими средствами для работы, отсутствие возможности для непродолжительного отдыха; большая нагрузка в работе с документами) . Авторы исследования рекомендуют применять комплекс мер в целях предупреждения стрессовых ситуаций . Организационные методы: тренинги по методике копинг-стратегий; формирование благоприятного психологического климата . Индивидуальные методы: оказание психологического консультирования и др . 1. Картографирование конфликтного противостояния . 2. Совершенствование стратегии медиативной деятельности психолога таможенного органа .

«Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов» [8] По мнению автора к задачам совершенствования системы управления в таможенных органах относятся: четкое делегирование полномочий и разделение ответственности между руководством и подчиненными; совершенствование организационных структур управления и др . Совершенствование принципов и методов стрес-сменеджмента должностных лиц .

«О необходимости совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов» [9] Разработали практические рекомендации по реализации педагогического обеспечения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов . 1. Реализация образовательных программ стрес-сменеджмента должностных лиц таможенной службы . 2. Совершенствование модели конфликтологических компетенций должностных лиц .

«Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах» [10] Авторы выделяют параметры, характеризующие эффективность управления — достижение цели, качество функционирования организационной структуры управления и экономичность . В качестве внутреннего фактора воздействия на эффективность рассматривается проблема совершенствования таможенного администрирования [27]. 1 .Анализ стратегического управления персоналом и кадровой политики . 2 . Реализация программ стрессменеджмента должностных лиц таможенной службы .

«Понятие управленческого решения в деятельности таможенных органов: правовой и организационный аспект» [11] Авторами обсуждается проблематика принятия управленческих решений как фундамента эффективно функционирующей организации . Одной из ключевых компетенций выделяется компетенция по управлению конфликтными ситуациями и профессиональными стрессами . Формирование модели конфликтологических ком-петентностей и стресс-компетентности должностных лиц .

«Проблемы совершенствования кадрового обеспечения в таможенных органах» [12] Авторы анализируют проблемы в области кадрового обеспечения таможенного органа: отсутствие заинтересованности молодых специалистов в поступлении на таможенную службу. Для решения проблемы авторы предлагают создать план и программу мероприятий в области кадрового планирования . 1. Анализ стратегического управления персоналом и кадровой политики. 2 . Совершенствование методов профилактики коррупционного поведения должностных лиц .

«Оценка эффективности деятельности как основа управления таможенными органами» [13] Осуществляет теоретический анализ разных подходов к понятию «эффективность» и анализирует систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов . Анализ стратегического управления персоналом и кадровой политики.

«Элементы организационно-управленческой работы как показатель эффективности служебной деятельности таможенных органов» [14] Авторы разрабатывают метод оценки необходимых с профессиональной точки зрения качеств должностных лиц таможенных органов, который позволит структурировать и стандартизировать подход к кадровой работе в таможенных органах . Формирование модели конфликтологических компетенций должностных лиц .

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

57%

29%

14%

предрасположенность к поведению типа «А»

предрасположенность к поведению типа «AB»

предрасположенность к поведению типа «В»

Рис. 1. Шкала организационного стресса Маклина (на примере таможенного органа)

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Решение задачи Эмоции Избегание

Рис. 2. Анализ эмпирических данных, полученных по тесту копинг-стратегий

50,0% 45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

45,5% 45,5%

АБВГДЕЖЗИКЛ Рис. 3. Факторы производственного стресса на организационном уровне

б) разработка кадровых мероприятий по управлению конфликтами и профессиональными стрессами в таможенном органе (81,8%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) создание дополнительной ставки должности психолога (27,3%);

г) осуществление социально-психологических мероприятий, направленных на сплочение коллектива (45,5%);

д) разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику производственного стресса, синдрома эмоционального выгорания и кадровых рисков (63,6%);

е) реализация программ повышения квалификации по теме «Формирование стресскомпетентности должностного лица» (9,1%).

Для определения уровня конфликтности в таможенном органе была применена методика диагностики конфликтов в подразделении [19]. Из полученных данных можно сделать вывод, что необходимо разрабатывать профилактические программы, реализация которых позволит снизить уровень производственного стресса.

Следующий этап исследования заключается в рассмотрении данных проблем и разработке практических рекомендаций по профилактике производственного стресса

и регулированию конфликтов. Проблема профилактики производственного стресса, приводящего к эмоциональному истощению должностных лиц таможенного органа, может быть решена путем введения в штатное расписание дополнительной ставки психолога. Профилактическая работа будет более четко распределена между двумя психологами, способными в эффективной команде предотвратить большее количество деструктивных конфликтных ситуаций и снизить уровень производственного стресса работников. Осуществление системы конфликтологического консультирования на базе научно-технического образовательно-консалтингового центра «Таможенное дело» СамГТУ также может помочь в решении данной проблемы. На базе данного центра можно создать платформу коммуникаций по проблемам управления конфликтами и производственными стрессами с привлечением к сотрудничеству ведущих спикеров, руководителей и иных заинтересованных сторон. Предлагаемый проект преследует следующие цели:

1. Повышение уровня конфликтологической компетентности должностных лиц и руководящего звена таможенных органов.

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Рис. 4. Кадровые мероприятия, необходимые для формирования благоприятного психологического климата

в таможенном органе

2. Проведение тематических тренингов, направленных на диагностику существующих проблем в области стресс-менеджмента и разработка профилактических мероприятий.

3. Разработка практических рекомендаций по преодолению психологических барьеров, препятствующих эффективной работе сотрудников в условиях реорганизации.

4. Формирование системы конфликтологического консультирования.

В современных условиях для сотрудников таможенных органов необходимо систематическое проведение обучающих тренингов по развитию таких навыков, как лидерство, коммуникации, навыки межличностного общения, работа в качестве члена команды, стрессоустойчивость, эмоциональная компетентность и др.

Результаты

В целях совершенствования методов стресс-менеджмента в таможенных органах проанализируем предлагаемые мероприятия с помощью метода анализа иерархий. На первом этапе определили цель исследования — выбор эффективной меры в качестве ключевого мероприятия стресс-менеджмента в таможенных органах. Далее структурируем проблемы в виде иерархии (рис. 5).

Выявим приоритеты, которые представляют относительную важность или предпочтительность элементов построенной иерархической структуры, с помощью процедуры парных сравнений [20]. Сформируем матрицу попарного сравнения критериев (табл. 2).

Если разделить ИС на число, соответствующее случайной согласованности матрицы того же порядка, получим отношение согласованности (ОС):

ИС

ОС =

СС

ОС = 002 = 0,02. 0,9

(8)

Представим обозначения для предлагаемых мероприятий:

- введение в штатное расписание еще одной ставки психолога — мера № 1;

- внедрение практики ведения паспортов риска во всех отделах таможенного органа — мера № 2;

- разработка регламента взаимодействия отделов таможенного органа — мера № 3;

- создание системы конфликтологического консультирования на базе научно-технического образовательно-консалтингового центра «Таможенное дело» СамГТУ

Цель: выбрать оптимальную меру в качестве мероприятия стресс-менеджмента в таможенных органах

Снижение уровня производственного стресса

Урегулирование конфликтных ситуаций

и формирование конфликтологических компетенций

Минимизация возникновения кадровых рисков

Создание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе

Введение в штатное расписание еще одной

ставки психолога

Внедрение практики ведения паспортов риска во всех отделах Самарской таможни

Разработка регламента взаимодействия отделов таможенного органа

Создание системы конфликтологического консультирования на базе научно-технического образовательно-консалтингового центра «Таможенное дело»

Проведение обучающего тренинга «Формирование конфликтологической

компетентности и стрессоустойчивости руководителей и персонала таможенных органов»

Рис. 5. Структура проблемы

А

Б

В

Г

Д

Е

Таблица 2

Матрица попарного сравнения значимости критериев

Матрица парных сравнений Компоненты собственного вектора Нормированные оценки Расчет \rnax

Критерий Уменьшение уровня производственного стресса Урегулирование конфликтных ситуаций и формирование конфликтологических компетенций Минимизация возникновения кадровых рисков Создание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе

Уменьшение уровня производственного стресса 1,00 1,00 2,00 2,00 1,41 0,33 1,00

Урегулирование конфликтных ситуаций и формирование конфликтологических компетенций 1,00 1,00 2,00 2,00 1,41 0,33 1,00

Минимизация возникновения кадровых рисков 0,50 0,50 1,00 2,00 0,84 0,20 1,08

Создание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе 0,50 0,50 0,50 1,00 0,59 0,14 0,98

I 3,00 3,00 5,50 7,00 4,26 1,00 4,05

с привлечением ведущих спикеров, руководителей и иных заинтересованных сторон — мера № 4; - проведение обучающего тренинга «Формирование конфликтологической компетентности и стрессоустойчи-вости руководителей и персонала подразделений таможенных органов» — мера № 5. В табл. 3 показана схема расчета приоритетов по критерию «Уменьшение уровня производственного стресса».

Таблица 3

Расчет приоритетов по критерию «Уменьшение уровня производственного стресса»

Матрица парных сравнений Компоненты собственного вектора Нормирован- ные оценки Расчет \rnax

Критерий Мера № 1 Мера № 2 Мера № 3 Мера № 4 Мера № 5

Мера № 1 1,00 0,50 0,33 0,25 0,33 0,44 0,07 0,94

Мера № 2 2,00 1,00 0,50 0,33 0,50 0,70 0,12 1,01

Мера № 3 3,00 2,00 1,00 0,33 0,50 1,00 0,17 1,16

Мера № 4 4,00 3,05 3,00 1,10 2,00 2,34 0,40 0,96

Мера № 5 3,00 2,00 2,00 0,50 1,00 1,43 0,24 1,05

I 13,00 8,50 6,83 2,42 4,33 5,91 1,00 5,11

ИС = 5И-5 = 0,03, ОС = » = 0,02.

4

1,12

В табл. 4 показана схема расчета приоритетов по критерию «Урегулирование конфликтных ситуаций и формирование конфликтологических компетенций».

Таблица 4

Расчет приоритетов по критерию «Урегулирование конфликтных ситуаций и формирование конфликтологических компетенций»

Матрица парных сравнений Компоненты собственного вектора Нормирован- ные оценки Расчет \rnax

Критерий Мера № 1 Мера № 2 Мера № 3 Мера № 4 Мера № 5

Мера № 1 1,00 2,00 2,00 0,25 0,33 0,80 0,14 1,24

Мера № 2 0,50 1,00 2,00 0,33 0,50 0,70 0,12 1,02

Мера № 3 0,50 0,50 1,00 0,33 0,50 0,54 0,09 0,91

Мера № 4 4,00 3,05 3,00 1,10 2,00 2,34 0,40 0,98

Мера № 5 3,00 2,00 2,00 0,50 1,00 1,43 0,25 1,07

I 9,00 8,50 10,00 2,42 4,33 5,81 1,00 5,22

ИС = 52^5 = 0,05, ОС = 005 = 0,05. 4 1,12

В табл. 5 показана схема расчета приоритетов по критерию «Минимизация возникновения кадровых рисков».

Таблица 5

Расчет приоритетов по критерию «Минимизация возникновения кадровых рисков»

Матрица парных сравнений Компоненты собственного вектора Нормирован- ные оценки Расчет \rnax

Критерий Мера №1 Мера №2 Мера №3 Мера №4 Мера №5

Мера № 1 1,00 0,50 0,50 0,33 0,50 0,53 0,09 0,93

Мера № 2 2,00 1,00 2,00 0,33 0,50 0,92 0,16 1,13

Мера № 3 2,00 0,50 1,00 0,33 0,50 0,70 0,12 1,04

Мера № 4 3,00 3,05 3,00 1,10 2,00 2,22 0,39 0,98

Мера № 5 2,00 2,00 2,00 0,50 1,00 1,32 0,23 1,04

I 10,00 7,00 8,50 2,50 4,50 5,69 1,00 5,13

ИС = = 0,03, ОС = = о,оз.

4

1,12

В табл. 6 показана схема расчета приоритетов по критерию «Создание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе».

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет приоритетов по критерию «Создание благоприятной морально-психологической атмосферы»

Матрица парных сравнений Компоненты собственного вектора Нормирован- ные оценки Расчет \rnax

Критерий Мера № 1 Мера № 2 Мера № 3 Мера № 4 Мера № 5

Мера № 1 1,00 3,00 2,00 0,33 0,33 0,92 0,16 1,22

Мера № 2 0,33 1,00 0,50 0,33 0,33 0,45 0,08 0,91

Мера № 3 0,50 2,00 1,00 0,33 0,33 0,64 0,11 1,03

Мера № 4 3,00 3,00 3,00 1,00 2,10 2,22 0,38 0,94

Мера № 5 3,00 3,00 3,00 0,50 1,00 1,68 0,28 1,14

I 7,83 12,00 9,50 2,50 4,00 5,92 1,00 5,24

ИС = = 0,06, ОС = = 0,05.

4

1,12

Далее определяем степень влияния объектов на выбранную цель исследования. Схема синтеза глобальных приоритетов для иерархии приведена в табл. 7.

Результаты исследования, показали, что оптимальной мерой является создание системы конфликтологического консультирования на базе научно-технического образова-

Таблица 7

Синтез глобальных приоритетов

Уменьшение уровня производственного стресса Урегулирование конфликтных ситуаций и формирование конфликтологических компетенций Минимизация возникновения кадровых рисков Создание благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе Глобальные приор.

0,33 0,33 0,20 0,14

Мера № 1 0,07 0,14 0,09 0,16 0,11

Мера № 2 0,12 0,12 0,16 0,08 0,12

Мера № 3 0,17 0,09 0,12 0,11 0,13

Мера № 4 0,40 0,40 0,39 0,38 0,40

Мера № 5 0,24 0,25 0,23 0,28 0,25

1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

тельно-консалтингового центра «Таможенное дело» СамГТУ. Разница глобальных приоритетов между предлагаемыми мерами: введение в штатное расписание еще одной ставки психолога, внедрение практики ведения паспортов риска во всех отделах таможенного органа и разработка регламента взаимодействия отделов таможенного органа незначительна.

Все предложенные меры полностью соответствуют целям и задачам международного стандарта подготовки кадров для таможенных служб (PICARD), а именно:

1) введение в штатное расписание еще одной ставки психолога способствует увеличению эффективности работы с кадрами с обеспечением обратной связи с руководящим звеном (стандарт 3 «Управление кадровыми ресурсами»);

2) внедрение практики ведения паспортов риска во всех отделах таможенного органа позволит на регулярной основе проводить оценки рисков в целях обеспечения внутреннего аудита таможенного органа с системой отчетности и обратной связи (стандарт 4 «Таможенная этика»);

3) разработка регламента взаимодействия отделов таможенного органа обеспечит выполнение коммуникационной функции с подробным описанием и установлением обязанностей за конкретным отделом и его должностными лицами (стандарт 6 «Коммуникация»);

4) создание системы конфликтологического консультирования на базе научно-технического образовательно-консалтингового центра «Таможенное дело» СамГТУ предоставляет возможность повышения уровня конфликтологической компетентности сотрудников и должностных лиц таможенных органов (стандарт 3 «Управление кадровыми ресурсами»). Предлагаемые методики конфликтологического консультирования основаны на этических нормах и правилах поведения должностных лиц (стандарт 4 «Таможенная этика»);

5) структура тренинга основана на проведении систематической оценки удовлетворенности персонала (стандарт 3 «Управление кадровыми ресурсами») и основных аспектов этических принципов (стандарт 4 «Таможенная этика») [21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведения исследования сформированы и апробированы организационные и методические рекомендации в области конфликтменеджмента таможенного органа; сформированы методические материалы и программы для реализации системы конфликтологического консультирования должностных лиц.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают признательность представителям научной школы управления персоналом Государственного университета управления доктору экономических наук Е.А. Мит-

рофановой, кандидату экономических наук В.Г. Коноваловой, кандидату экономических наук Р. А. Ашурбекову, кандидату экономических наук А.С. Лобачевой, кандидату экономических наук Е.В. Каштановой, кандидату экономических наук А.Е. Митрофановой за критические замечания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П.О Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. — Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2000. — 336 с.

2. Глазл Ф. Конфликтменеджмент: настольная книга руководителя и консультанта / Пер. с нем. — Калуга: Изд-во «Духовное познание», 2002. — 506 с.

3. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях таможенной службы и способы их разрешения: монография. — Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2014.

4. Андрианов А.Ю., Овчинникова В.И. Причины социально-экономических конфликтов в таможенных органах и методы их преодоления // Вестник университета. — 2016. — С. 201-203.

5. Бычков А.В. Конфликтологическая компетентность руководителей таможенных органов и подразделений таможенной службы (социологический ракурс) // Вестник науки и образования — 2018. — С. 8.

6. Худякова Е.Н. Социологический анализ конфликтов в таможенных органах России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2019. — С. 3.

7. Танаева З.Р., Казарцева Г.А. Факторы развития производственного стресса сотрудников правоохранительных органов // Правопорядок: история, теория, практика. — 2019. — С. 96-101.

8. Филимонцева Е.М. Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. СКАГС. — 2017. — № 3.

9. Коржан Д.И., Мурашко М.В. О необходимости совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 4. — С. 168-175.

10. Козка М.Ю. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах / М.Ю. Козка, Н.К. Семенова // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 422-426. — та^ https://moluch.ru/archive/133/37413/ (дата обращения: 07.01.2021).

11. Шабанов В.Б., Ананьева В.Н. Понятие управленческого решения в деятельности таможенных органов: правовой и организационный аспект / / Экономическая наука сегодня. — 2015. — № 3. — С. 162-165.

12. Клитинова В.А., Корсунова Н.М. Проблемы совершенствования кадрового обеспечения в таможенных органах // Экономические науки». — 2018. — № 12.

13. Колодина О.Н. Оценка эффективности деятельности, как основа управления таможенными органами // Экономические науки. — 2018. — № 13.

14. КрасильниковА.Ю., Труш А.Н. Элементы организационно-управленческой работы, как показатель эффективности служебной деятельности таможенных органов // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. — 2017. — № 1 (2). — С. 25-40.

15. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 5. — С. 51.

16. Оксинойд К.Э. Диагностика комфортности поведенческого пространства организации Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2011 — № 1.

17. Митрофанова А.Е. Социально-экономическое содержание и структура кадровых рисков в организации // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». — 2013. — № 2. URL: http://evestnikmgou. ru/vipuski/2013_2/stati/ekonomika/ mitrofanova.html.

18. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — Санкт-Петербург: Питер, 2009.

19. Решетникова К.В. Организационная конфликтология. — Москва: ИНФРА-М, 2010.

20. Деревянов М.Ю. Управление цепями поставок: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Управление цепями поставок» для студентов по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2019. — 47 с.

21. World Customs Organization PICARD Professional Standards — World Customs Organization, 2009. — 48p., http:// incu.org/docs/ WCO PICARD Professional Standards (Rus-sian).pdf.

22. Трубицын К.В. Внутрифирменная система непрерывного профессионального образования персонала / К.В. Трубицын, Г.П. Гагаринская, Е.А. Митрофанова, Е.В. Каштанова // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2012. — № 3.

23. Калмыкова О.Ю. Конфликт-менеджмент в организации в период реструктуризации предприятий ТЭК / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская, К.В. Трубицын // Вестник университета. — 2011. — № 10. — С. 189—196.

24. Разработка сбалансированной системы показателей в управлении персоналом таможенных органов: методология и практика: монография / Р.А. Ашурбеков, В.В. Ба-таев, Р.Н. Геворгян [и др.]; под ред. В.В. Строева. — Москва: Проспект, 2017. — 144 с.

25. Trubitsyn K.V., Kalmykova O.Y., Gorbunova Y.N. (2021) Formation of Stress Competence of Customs Officials. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 161. Springer, Cham.

26. Коновалова В.Г., Калмыкова О.Ю., Трубицын К.В., Митрофанова А.Е. Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах: учеб. пособие. — Москва: Проспект, 2020. — 224 с.

REFERENCES

1. Kjeri L. Kuper, Filipp Dzh. Djejv, Majkl P.O Drajskoll Orga-nizacionnyj stress. Teorii, issledovanija i prakticheskoe primenenie [Organizational stress. Theory, research and practical application]. Gumanitarnyj Centr Publ., 2000. 336 p.

2. F. Glazl Konfliktmenedzhment: nastol'naja kniga rukovoditelja i konsul'tanta [Conflict management: a handbook for a manager and a consultant]. «Duhovnoe poznanie» Publ., Kaluga, 2002. 506 p.

3. Bychkov A.V. Psihologija konfliktov vpodrazdelenijah tamozhen-noj sluzhby i sposoby ih razreshenija [Psychology of Conflicts in the Units of the Customs Service and Methods of Their Resolution]. Moscow: Rossijskaia tamozhennaua akademiya Publ., 2014.

4. Andrianov A.Ju., Ovchinnikova V.I. Prichiny social'no-jeko-nomicheskih kon-fliktov v tamozhennyh organah i metody ih preodolenija [Causes of socio-economic conflicts in the customs authorities and methods of overcoming them]. «Vestnik universiteta» ["University Bulletin"]. Moscow, 2016, pp. 201—203.

5. Bychkov A.V. Konfliktologicheskaja kompetentnost' rukovo-ditelej tamozhennyh organov i podrazdelenij tamozhennoj sluzhby (sociologicheskij rakurs) [Conflictological competence of heads of customs authorities and divisions of the customs service (sociological perspective)]. Vestniknauki i obrazovanija [Bulletin of Science and Education]. Moscow, 2018, p. 8.

6. Hudjakova E.N. Sociologicheskij analiz konfliktov v tamozhen-nyh organah Rossii [Sociological analysis of conflicts in the customs authorities of Russia]. «Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika» ["Society: sociology, psychology, pedagogy"]. Moscow, 2019, p. 3.

7. Tanaeva Z.R., Kazarceva G.A. «Faktory razvitija proizvod-stvennogo stressa sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov» ["Factors in the development of industrial stress of law enforcement officers"]. «Pravoporjadok: istorija, teorija, praktika» ["Law and order: history, theory, practice"]. Moscow, 2019, pp. 96-101.

8. Filimonceva E.M. «Sistemnyj podhod kak osnova upravlenija dejatel'nost'ju tamozhennyh organov» ["A systematic approach as the basis for managing the activities of customs authorities"]. «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski ["State and municipal administration. Scholarly notes]. SKAGS Publ., 2017, I. 3.

9. Korzhan D.I., Murashko M.V. «O neobhodimosti sover-shenstvovanija psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'noj dejatel'nosti specialistov tamozhennyh organov» ["On the need to improve the psychological and pedagogical support of the professional activities of customs specialists"]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija [Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2013, I. 4, pp. 168-175.

10. Kozka, M. Ju. Aktual'nye problemy sovershenstvovanija upravlenija v tamo-zhennyh organah [Actual problems of improving management in customs authorities]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016, I. 29 (133), pp. 422-426. Available at: https:// moluch.ru/archive/133/37413/ (accessed 07 January 2021).

11. Shabanov V.B., Anan'eva V.N. «Ponjatie upravlencheskogo reshenija v dejatel'no-sti tamozhennyh organov: pravovoj i or-ganizacionnyj aspekt» ["The concept of management decisions in the activities of customs authorities: legal and organizational aspect"]. Jekonomicheskaja nauka segodnja [Economic science today]. 2015, I. 3, pp. 162-165.

12. Klitinova V.A., Korsunova N.M. «Problemy sovershenstvovanija kadrovogo obespechenija v tamozhennyh organah» ["Problems of improving staffing in the customs authorities"]. «Jekonomi-cheskienauki» ["Economic Sciences"]. I. 12, 2018.

13. Kolodina O.N. «Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti, kak osnova upravlenija tamozhennymi organami» ["Evaluation of the effectiveness of activities as the basis for the management of customs authorities"]. «Jekonomicheskie nauki» ["Economic Sciences"]. I. 13, 2018.

14. Krasil'nikov A.Ju., Trush A.N. «Jelementy organizacionno-upravlencheskoj raboty, kak pokazatel' jeffektivnosti sluzhebnoj dejatel'nosti tamozhennyh organov» ["Elements of organiza-

tional and managerial work as an indicator of the efficiency of the service activities of customs authorities"]. Tamozhennoe delo i vneshnejekonomicheskaja dejatel'nost' kompanij [Customs and foreign economic activity of companies]. 2017, I. 1 (2), pp. 25-40.

15. Oksinojd K.Je. Stress-monitoring dlja chego i kak provodim metodika ocenki urovnja stressogennosti organizacionnoj sredy "Kadrovik. Kadrovyj menedzhment" [Stress monitoring for what and how we carry out the methodology for assessing the level of stress in the organizational environment "Personnel manager. Personnel management"]. Moscow, 2009, I. 5, p. 51.

16. Oksinojd K.Je. Diagnostika komfortnostipovedencheskogo pro-stranstva organizacii "Kadrovik. Kadrovyj menedzhment" [Diagnostics of the comfort of the behavioral space of the organization "Personnel manager. Personnel management"]. Moscow, I. 11, 2011.

17. Mitrofanova A.E. Social'no-jekonomicheskoe soderzhanie i struktura kadrovyh riskov v organizacii [Socio-economic content and structure of personnel risks in the organization]. Jelek-tronnyj zhurnal «Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta» [Electronic journal "Bulletin of the Moscow State Regional University"]. Moscow: MGOU Publ., 2013, I. 2. Available at: http://evestnikmgou. ru/vipuski/2013_2/ stati/ekonomika/mitrofanova.html

18. Vodop'janova N.E. Psihodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009.

19. Reshetnikova K.V. Organizacionnaja konfliktologija [Organizational conflict management]. INFRA-M Publ., 2010.

20. Derevjanov M.Ju. Upravlenie cepjami postavok: Metodicheskie ukazanija k vy-polneniju kursovogoproektapo discipline «Upravlenie cepjami postavok» dlja studentov po special'nosti 38.05.02 «Tamozhennoe delo» [Supply chain management: Methodological guidelines for the implementation of the course proj-

ect in the discipline "Supply chain management" for students in the specialty 38.05.02 "Customs"]. Samara: Samar. gos. tehn. un-t Publ., 2019. 47 p.

21. World Customs Organization PICARD Professional Standards — World Customs Or-ganization, 2009. — 48 p., Available at: http://incu.org/docs/ WCO PICARD Professional Standards (Russian).pdf.

22. Trubicyn K.V. Vnutrifirmennaja sistema nepreryvnogo profes-sional'nogo obrazovanija personala [Intrafirm system of continuous professional education of personnel]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Samara State Technical University]. 2012, I. 3.

23. Kalmykova O.Ju. Konflikt-menedzhment v organizacii v period restrukturizacii predprijatij TJeK [Conflict management in the organization during the restructuring of fuel and energy enterprises]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. 2011, I. 10, pp. 189-196.

24. Ashurbekov R.A., Bataev V.V., Gevorgjan R.N. Razrabotka sbalansirovannoj sistemy pokazatelej v upravlenii personalom tamozhennyh organov: metodologija i praktika [Development of a balanced scorecard in personnel management of customs authorities: methodology and practice]. Moscow: Prospekt Publ., 2017. 144 p.

25. Trubitsyn K.V., Kalmykova O.Y., Gorbunova Y.N. (2021) Formation of Stress Competence of Customs Officials. In: Ashma-rina S.I., Mantulenko V.V. (eds) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 161. Springer, Cham.

26. Konovalova V.G., Kalmykova O.Ju., Trubicyn K.V., Mitrofanova A.E. Upravlenie konfliktami i stressami v tamozhennyh organah [Management of conflicts and stresses in the customs authorities]. Moscow: Prospekt Publ., 2020. 224 p.

Хэссон Дж.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. ПОДСКАЗКИ, СОВЕТЫ, ТЕХНИКИ

М.: Альпина Паблишер, 2019, 128 с.

С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои, и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.