Научная статья на тему 'ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧСКИЙ ПРИЕМ ДЛЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ Н.С. ЛЕСКОВА)'

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧСКИЙ ПРИЕМ ДЛЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ Н.С. ЛЕСКОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. ЛЕСКОВ / СВЯТОЧНЫЕ РАССКАЗЫ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / КРИТЕРИЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ / ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкапа Елена Сергеевна

В статье рассматривается метод интертекстуального анализа как прием для выделения и описания отдельных художественных этапов творчества на материале святочных рассказов Н.С. Лескова. Предлагается хронологическая концепция периодизации святочного творчества писателя, названная нами интертекстуальной. В анализ включены не только литературные тексты предшественников и современников Лескова, русских и зарубежных, но также и произведения других видов искусства (иконописи, живописи, музыкальные произведения), понимаемые и обозначаемые в специальных работах как текст. В качестве источников были выделены литературные, музыкальные, живописные произведения, а также церковные песнопения, иконы. В соответствии с выявленными связями предпринята попытка выстроить условную интертекстуальную периодизацию святочных рассказов. В результате анализа интертекстуальных связей в святочных рассказах Лескова выделены три основных этапа развития и эволюции жанра святочного рассказа в творчестве писателя на основе доминирующих интертекстуальных связей. Использование метода интертекстуального анализа позволило выделить и описать отдельные художественные этапы в развитии лесковских святочных рассказов, а также отметить их внутреннюю целостность, роль традиции и преемственность в литературном процессе, своеобразие и сложность авторского творческого пути. Писатель не только присоединяется к коллективному опыту, но благодаря собственным художественным экспериментам формирует новый уровень литературной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERTEXTUAL ANALYSIS: A METHODOLOGY FOR A LITERARY PERIODIZATION OF THE AUTHOR'S OEUVRE (ON THE EXAMPLE OF CHRISTMAS STORIES BY N. LESKOV)

The article deals with the method of intertextual analysis as a technique for identifying and describing individual artistic stages of creativity based on the material of Christmas stories by N.S. Leskov. The chronological concept of the periodization of the writer’s Yuletide creativity, which we have called intertextual, is proposed. The analysis includes not only literary texts of Leskov’s predecessors and contemporaries, Russian and foreign, but also works of other types of art (iconography, painting, musical works), understood and designated in special works as text. Literary, musical, pictorial works, as well as church hymns and icons were singled out as sources. In accordance with the revealed connections, an attempt has been made to build a conditional intertextual periodization of Yuletide stories. As a result of the analysis of intertextual connections in Leskov’s Yuletide stories, three main stages of the development and evolution of the genre of the Yuletide story in the writer’s work are identified on the basis of dominant intertextual connections. The use of the method of intertextual analysis made it possible to identify and describe individual artistic stages in the development of Leskov Christmas stories, as well as to note their internal integrity, the role of tradition and continuity in the literary process, the originality and complexity of the author’s creative path. The writer not only joins the collective experience, but through his own artistic experiments forms a new level of literary tradition.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧСКИЙ ПРИЕМ ДЛЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ Н.С. ЛЕСКОВА)»

РУССКАЯ Russian

ЛИТЕРАТУРА Literature

DOI 10.54770/20729316-2023-1-65

Е.С. Шкапа (Москва)

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ДЛЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

(на примере святочных рассказов Н.С. Лескова)

Аннотация

В статье рассматривается метод интертекстуального анализа как прием для выделения и описания отдельных художественных этапов творчества на материале святочных рассказов Н.С. Лескова. Предлагается хронологическая концепция периодизации святочного творчества писателя, названная нами интертекстуальной. В анализ включены не только литературные тексты предшественников и современников Лескова, русских и зарубежных, но также и произведения других видов искусства (иконописи, живописи, музыкальные произведения), понимаемые и обозначаемые в специальных работах как текст. В качестве источников были выделены литературные, музыкальные, живописные произведения, а также церковные песнопения, иконы. В соответствии с выявленными связями предпринята попытка выстроить условную интертекстуальную периодизацию святочных рассказов. В результате анализа интертекстуальных связей в святочных рассказах Лескова выделены три основных этапа развития и эволюции жанра святочного рассказа в творчестве писателя на основе доминирующих интертекстуальных связей. Использование метода интертекстуального анализа позволило выделить и описать отдельные художественные этапы в развитии лесковских святочных рассказов, а также отметить их внутреннюю целостность, роль традиции и преемственность в литературном процессе, своеобразие и сложность авторского творческого пути. Писатель не только присоединяется к коллективному опыту, но благодаря собственным художественным экспериментам формирует новый уровень литературной традиции.

Ключевые слова

Н. Лесков; святочные рассказы; интертекстуальность; интертекстуальный анализ; периодизация; критерий периодизации; этапы творчества.

E.S. Shkapa (Moscow)

INTERTEXTUAL ANALYSIS: A METHODOLOGY FOR A LITERARY PERIODIZATION OF THE AUTHOR'S OEUVRE (On the Example of Christmas Stories by N. Leskov)

The article deals with the method of intertextual analysis as a technique for identifying and describing individual artistic stages of creativity based on the material of Christmas stories by N.S. Leskov. The chronological concept of the periodization of the writer's Yuletide creativity, which we have called intertextual, is proposed. The analysis includes not only literary texts of Leskov's predecessors and contemporaries, Russian and foreign, but also works of other types of art (iconography, painting, musical works), understood and designated in special works as text. Literary, musical, pictorial works, as well as church hymns and icons were singled out as sources. In accordance with the revealed connections, an attempt has been made to build a conditional intertextual pe-riodization of Yuletide stories. As a result of the analysis of intertextual connections in Leskov's Yuletide stories, three main stages of the development and evolution of the genre of the Yuletide story in the writer's work are identified on the basis of dominant intertextual connections. The use of the method of intertextual analysis made it possible to identify and describe individual artistic stages in the development of Leskov Christmas stories, as well as to note their internal integrity, the role of tradition and continuity in the literary process, the originality and complexity of the author's creative path. The writer not only joins the collective experience, but through his own artistic experiments forms a new level of literary tradition.

Keywords

N. Leskov; Christmas stories; intertextuality; intertextual analysis; periodization; criteria for periodization; phases of literary production.

Введение

Вопрос осмысления и интерпретации наследия Н.С. Лескова далеко не решен, хотя современная лесковиана накопила огромный опыт по исследованию своеобразия творчества писателя, толкованию его произведений. Материалом нашего исследования явилась популярная среди читателей часть художественного наследия Лескова - святочные рассказы (включенные в соответствующий цикл и примыкающие к нему по жанровому признаку произведения). Актуальными остаются вопросы комплексного изучения этих текстов с точки зрения интертекстуальных связей, обусловленных авторскими предпочтениями, религиозно-нравственными воззрениями. Интересным представляется использование интертекстуального подхода в качестве критерия дифференциации для выделения отдельных этапов творчества Лескова.

По мнению Р.Г. Шитиковой, «периодизация является <...> своего рода вспомогательным научным методом познания, позволяющим достаточно адекватно выявить движущие силы процесса и проследить их дальнейшее развитие» [Шитикова 2013, 146]. Под периодизацией в научном плане понимают «особый, специальный вид систематизации, позволяющий целенаправленно изучать в динамике явления <...> посредством различения отдельных стадий их становления и последующей эволюции» [Шитикова 2013, 139].

Выявление доминирующих интертекстуальных связей в святочных рассказах в тот или иной период творчества Лескова позволило проследить динамику произведений исследуемого жанра. Применительно к автору мы рассматриваем его наследие в диалоге как с древнерусской культурой, так и с современным писателю искусством, используя методологию междисциплинарности.

1. Интермедиальность как частный случай интертекстуальности

На пересечении понятий «интертекстуальность» и «взаимодействие искусств» в самостоятельное направление теоретиками выделяется «ин-термедиальность» как «один из видов интертекстуального структурирования художественного произведения, при котором само понятие "текста" становится более широким», - отмечает Н.В. Тишунина [Тишунина 1998, 3]. С точки зрения В.Б. Катаева, «равноправными средствами передачи информации, равноправными медиа предстают языки любого вида искусств, подчиняющиеся каждый своим правилам кодирования. И ин-термедиальность представляется частным случаем интертекстуальности, с тем различием, что интертекст - это связи внутри одного семиотического ряда, тогда как при интермедиальности - взаимодействии различных видов искусств - взаимодействуют разные семиотические ряды» [Катаев 2010, 35]. В результате такого подхода «цитата» музыкальная, живописная, иконографическая и т.п. перекодируется и выступает как цитата словесная, то есть как явление вербального ряда, происходит специфический диалог искусств. Резюмируя различные точки зрения, отметим, что в нашей работе интермедиальные связи художественных произведений рассматриваются как частный случай интертекстуальности.

Святочные рассказы Лескова предстают примером транспозиции и слияния искусств. Писатель использует следующие стратегии в отношениях между музыкальным, художественным искусствами и литературой: референция (упоминание произведений), экфрасис (включение словесных описаний произведений искусства) и трансформация (в нашем случае заключающаяся в проекции форм).

2. Периодизация святочных рассказов Н.С. Лескова на основе интертекстуального анализа

В результате анализа особенностей интертекстуальных связей в святочных рассказах Лескова и взаимодействия этих произведений с другими

видами искусства (иконописи, живописи, музыкальными произведениями) нами выделены основные этапы развития и эволюции жанра святочного рассказа в творчестве писателя на основе доминирующих интертекстуальных связей (генезиса). Предлагаемая хронологическая концепция периодизации святочного творчества Лескова названа нами интертекстуальной. Хронологические рамки периодов условны и могут быть подвижны в зависимости от применяемых критериев систематизации [Шитикова 2013, 146]. В основу этого вида систематизации положены интертекстуальные связи святочных рассказов Лескова с литературными текстами Диккенса, Гоголя и Толстого, являющиеся доминирующими в определенные периоды.

Важно отметить, что органическая связь текстов книг Ветхого и Нового Заветов и художественного наследия Лескова имеет всепроникающий характер, в том числе в святочных рассказах библейский текст обладает высоким уровнем прецедентности. По этой причине исследование интертекстуальных связей святочных рассказах Лескова с текстами Священного Писания вынесено за рамки настоящей работы (см., например, [Шкапа 2013]). Также за пределами нашего исследования остались выделенные при количественном анализе отсылки к творчеству и именам Крылова, Лермонтова, Пушкина, Вергилия, Гейне, Тертуллиана, Шекспира и др. в силу меньшего присутствия и влияния на формирование жанра святочного рассказа в творчестве Лескова.

Проанализировав доминирующие литературные источники, главные из которых представлены произведениями Ч. Диккенса, Н. Гоголя и Л. Толстого, святочные рассказы писателя в ракурсе интертекстуальности условно делим на три творческих этапа, отражающих различные фазы развития жанра святочного рассказа в творчестве Лескова.

3. Основные периоды святочного творчества Н.С. Лескова

Период, охватывающий 1873-1875 гг., назовем «додиккенсовским», это временной промежуток от «Запечатленного ангела» до выхода в свет переведенного на русский язык сборника рождественских повестей Ч. Диккенса. В «додиккенсовский» период Лесков, проявивший интерес к данной теме еще в 1860-х гг., создает два произведения с подзаголовком «рождественский рассказ»: «Запечатленный ангел» (1873) и «На краю света» (1875); о произведениях этого периода скажем несколько позже.

Период лесковского святочного творчества от 1876 г. до апреля 1887 г. обозначим как «диккенсовско-гоголевский». В 1875 г. в России издан сборник «Святочные рассказы» Диккенса [Диккенс 1875], в который вошли его рождественские повести 1840-х гг. Оставаться в стороне от «формы рождественского рассказа», возведенной «в перл в Англии Диккенсом» [Лесков 1958, 406] Лесков не мог. Он пишет свои святочные рассказы, обладающие общей жанровой природой с диккенсовскими рождественскими произведениями [Шкапа 2015]. Благодаря Лескову происходит не только становление, но и обновление жанра святочного рассказа. Более того, он выступает как первый теоретик этого жанра [Зенкевич 2005],

формулирует его «программу» («Жемчужное ожерелье» (1885), «Малань-ина свадьба» (1880-е гг.)), в рамках которой создает свои последующие святочные рассказы. Кроме архитекстуальных связей при компаративном анализе можно выделить ряд особенностей «готической» поэтики, характерных для западноевропейской литературы XIX в., которые были переняты и усвоены Лесковым через диккенсовские произведения («Белый орел» (1880), «Привидение в инженерном замке» (1882), «Зверь» (1883)).

В этот период Лесков продолжает не только рождественские традиции Диккенса, но и творчески перерабатывает наследие Гоголя, создававшего свой шедевр - «Ночь перед Рождеством». Во многих святочных рассказах Лескова переплетаются диккенсовские и гоголевские традиции («Белый орел», «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Привидение в Инженерном замке», «Путешествие с нигилистом» (1882)). Если более ранние лесковские святочные рассказы («Некрещеный поп» (1877), «Чертогон» (1879), «Привидение в инженерном замке») интертекстуально взаимодействуют с романтическими «сказочными» повестями Гоголя («Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и др.), то написанные позже произведения этого периода соотносятся уже с гоголевскими творениями постромантизма («Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести»). К концу периода в святочных рассказах Лескова усиливается сатира («Маленькая ошибка» (1883), «Отборное зерно» (1884), «Старый гений» (1884), «Грабеж» (1887)), однако это не социально-политическая сатира, как у Салтыкова-Щедрина, а, скорее, психологическая, сравнимая с сатирой гоголевской.

Этот период следует отнести к периоду развития, обновления, становления и творческого расцвета жанра святочного рассказа у Лескова. У Диккенса русский писатель перенимает преимущественно формально-содержательные элементы жанра святочного рассказа, у Гоголя он заимствует элементы поэтики. Посредством диккенсовских произведений происходит включение элементов «готической» поэтики, характерных для рождественских повестей английского автора. Обращаясь к русской литературной традиции написания святочных рассказов, Лесков черпает вдохновение в гоголевских произведениях периода романтизма, к концу этого периода в святочных рассказах происходит усиление сатирической линии. Таким образом, в святочных рассказах 1876-1887 гг. наблюдается соединение формально-содержательных элементов жанра рождественских повестей Диккенса и поэтики Гоголя.

Период с апреля 1887 г. по 1895 г. именуем «толстовским». Точкой отсчета считаем первую встречу (апрель 1887 г.) и личное знакомство Н.С. Лескова с Л.Н. Толстым. Лесков получает новый импульс для поиска «поизносившейся» формы, к этому периоду относится признание писателя: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась. <...> Я совсем не могу более писать этой формой» [Лесков 1958, 406]. В третьем периоде происходит рецепция содержательного аспекта текста-источника. Переосмысление текстов, приближение к философским взглядам Толстого проистекают также в значительной мере, благодаря индивидуальному поиску

самого Лескова. Интертекстуальность в святочных рассказах третьего периода («Маланья - голова баранья» (1888), «Фигура» (1889), «Под Рождество обидели» (1890), «Дурачок» (1891), «Пустоплясы» (1893)) реализуется преимущественно посредством имплицитных маркеров. Произведения приобретают притчевый характер, сложнее становится структура текста, в основу сюжетов святочных рассказов этого периода положена религиозно-философская идея непротивления злу, которая проявляется заимствованной у Толстого стилевой особенностью - художественной антиномич-ностью. Лесковские герои-непротивленцы внутренне свободны в своем выборе, а главным критерием их поступков является оценка - нарушаются или нет христианские заповеди. Последним аккордом в цикле святочных рассказов становится рассказ «Пустоплясы», где вновь звучит идея единения христиан. В рамках установленных хронологических границ цикла святочных рассказов Лескова (от 1873 г. до 1893 г.) отмечается динамика расширения идеи христианского единения до вселенского масштаба, на которую не влияют этнические проблемы и религиозные противоречия: если в «Запечатленном ангеле» («додиккенсовский» период) единение новове-ров и старообрядцев происходит в православном храме, то в «Пустоплясах» («толстовский» период) единой основой становятся заповеди Христа, прослеживается непростой мировозренческий путь Лескова.

4. Особенности интермедиальных стратегий на различных этапах святочного творчества Н.С. Лескова

Анализ интермедиальных связей позволяет подробнее описать предложенную периодизацию, в том числе ранний период святочного творчества, названный нами «додиккенсовским». На первом этапе Лесков обращается к христианским песнопениям, органичное включение фрагментов и отсылок к ним в текст «Запечатленного ангела» способствует углублению философско-религиозного смысла произведения [Шкапа 2018]. Интермедиальное взаимодействие слова и музыки реализуется на уровне инкорпорирования цитат, а также в форме религиозного музыкального экфрасиса, то есть вербализации впечатления от музыки или голоса поющего, при этом «главным формообразующим фактором в конструкции песнопения» [Шевцова 2012, 106] являются слова.

Строки песен, знакомых читателю конца XIX в., включенные в святочные рассказы второго периода, служат семантическим ключом к произведениям. Народная песня и русский романс придают лиричность и углубляют смысл лесковского рассказа «Пугало». Кроме того, в рассказах «Белый орел» и «Обман» «музыкальный» текст является элементом «воде-вильности». Подводя некоторый итог проецированию формы водевиля на святочные рассказы «Белый орел» и «Обман», отметим, что присутствие смерти в обоих произведениях не создает трагического напряжения мелодрамы. Лесков, как и Гоголь, в своем стремлении приблизить изложение к истине, в поэтической структуре святочного рассказа часто соединяет «комическое» и «трагическое», сочетание которых пробуждает в памяти

внимательного читателя «смех и горе», отсылающие, в свою очередь к гоголевскому принципу: «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» [Гоголь 1951, 134], гоголевскому «смеху сквозь слезы». Но, несмотря на видимое сходство принципов изображения действительности, в гоголевской концепции трагическое занимает центральное положение, как в сатире, так и в гротеске, в то время как у Лескова смерть не абсолютна, она не способна перечеркнуть представление о положительности земной жизни, возможность раскаяния и веру в телесное воскресение. Центральное положение у Лескова принадлежит драматизму, а не трагическому началу, что соответствует авторскому представлению о положительности жизни, ощущается предчувствие спасения.

В третьем периоде отсылка к «музыкальному» тексту в святочных рассказах встречается лишь однажды. «Песня про сражение на Черной речке 4 августа 1855 г.» Толстого способствует определению прототипа персонажа - генерала Сакена из рассказа «Фигура», автор использует отсылку к военной песне для атрибуции персонажа.

Прослеживается также следующая динамика интермедиальных связей в святочных рассказах Лескова, связанная с упоминанием в тексте тех или иных икон, святых образов. Как настоящего художника Лескова отличает понимание религиозной живописи, искусства иконописи и возможности литературного слова. В святочных рассказах «додиккенсовского» периода («Запечатленный ангел», «На краю света») автором дается словесное описание икон и картин западноевропейских художников на библейские темы (экфрасис). В «Запечатленном ангеле» икона становится одним из главных «героев», является признанным шедевром эксплицитного присутствия иконы в тексте. В рассказе «На краю света» Лесков использует прием свернутого экфрасиса и отсылки к полотнам и иконам в своих произведениях не единственно лишь для иллюстрации, но и с целью выделения главного момента. Описания различных изображений образа Христа становятся не только тематическим началом, но и общей темой всего повествования. В «диккенсовско-гоголевском» периоде Лесков обращается к иконе, включая иконографические аллюзии и отсылки-референции в структуру произведения («Рождественский вечер у ипохондрика» («Чертогон»), «Отборное зерно», «Человек на часах», «Грабеж»)». Подобная инкорпорация несет семантическую нагрузку. В «толстовский» период введение икон в ткань повествования сводится к предельному обобщению, осложнённому непростой атрибуцией («Фигура»), а затем - к устранению из мира произведения. От «додиккенсовского» периода к «толстовскому» прослеживается тенденция введения в текст образа иконы от изобразительного, визуального к вербальному. Писатель в святочных рассказах называет как отдельные иконы, так и использует родовые или обобщающие референции, активизирующие память читателя, что способствует созданию конкретного образа, более «вещного» представления. Даже без атрибуции и расшифровки иконографических аллюзий неподготовленный читатель может распространить утверждения на большой объем сходных произведений. Иллюстративная функция в большей степени характерна для точных наименований

произведений искусства, посредством чего происходит раскодирование читателем текстовых ссылок на иконописные произведения.

Другой интермедиальной стратегией, проявляющейся в структуре построения образа и в композиции святочных рассказов, является проекция православной иконы. Святочные рассказы Лескова («На краю света», «Христос в гостях у мужика», «Зверь», «Пугало») объединяются мотивом «распечатления», положенного в основу изображения человека. Проанализировав динамику построения образов героев святочных рассказов, отметим следующую тенденцию: «распечатление» образа, освобождение от наносного, приближение и постижение энергии Божьего образа, позволившей герою преобразиться. Стремление к проявлению Божественного начала, к преображению, приближение к Божественному свету связано с законом обратной перспективы, применяющейся в православной иконе.

В поздних рассказах Лесков не просто снимает наносное, приближая образ героя к свету, высшей истине, показывая просвечивающую Божественную природу, но создает словесную икону («Маланья - голова баранья»). Писатель проецирует композиционные особенности житийной иконы на структурное построение рассказа «Маланья - голова баранья». Образ главной героини предстает как центральный фрагмент житийной иконы (средник). Динамическое повествование рассказа представляет отдельные эпизоды жизнеописания Маланьи. Усматривается проявление принципа обратной перспективы как способа раскрытия иконичности образа. Читатель в первой части христианской сказки оказывается вместе с Маланьей в реальном мире, во второй части переходит вместе с героиней в бесконечное сакральное вневременное пространство. Маланья предстает уже в вечности, где имя ей - Любовь. Святочные рассказы «Запечатленный ангел» (додик-кенсовский» период) и «Маланья - голова баранья» («толстовский» период) задают своеобразные границы цикла, в рамках которого можно проследить динамику изображения человека: содержание и композиция свидетельствуют о влиянии житийной иконы на произведения. Однако если в рассказе «Запечатленный ангел» в среднике находится само священное изображение, то в сказке «Маланья - голова баранья» - лик святого, точнее - святой.

Заключение

Таким образом, использование метода интертекстуального анализа, дало возможность не только выделить и описать отдельные художественные этапы в развитии лесковских святочных рассказов, но и отметить их внутреннюю целостность, роль традиции и преемственности в литературном процессе, а также своеобразие авторского творческого пути. Проведенное исследование демонстрирует универсальность интертекстуального анализа, который в нашей работе представляется инструментом хронологической периодизации. Данный метод представляется перспективным направлением изучения и периодизации как творческого наследия Н.С. Лескова, так и других авторов.

Литература

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 6: Мертвые души. Том первый. М.: Издательство АН СССР, 1951. 920 с.

2. Диккенс Ч. Святочные рассказы Чарльза Диккенса / пер. с англ. Ф. Резенера. СПб.: Издание книгопродавца Д.Ф. Федорова, 1875. 615 с.

3. Зенкевич С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова: дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2005. 224 с.

4. Катаев В.Б. Метаморфозы текста: русский роман и интермедиальность // Научные доклады филологического факультета МГУ. М.: Издательство Московского университета, 2010. Вып. 6. С. 32-39.

5. Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 11: Автобиографические заметки. Статьи, воспоминания. Письма. М.: Гослитиздат, 1958. 862 с.

6. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 160 с.

7. Шевцова О.Б. Наука о церковном пении в трудах князя В.Ф. Одоевского: опыт реконструкции: дис. ... к. иск.: 17.00.02. М., 2012. 153 с.

8. Шитикова Р.Г. Периодизация как теоретическая проблема (на примере творчества композиторов нововенской школы) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 22-2. С. 138-147.

9. Шкапа Е.С. Влияние Книги Иова на концепцию бытия человека в святочных рассказах Н.С. Лескова // Девятая международная летняя школа по русской литературе: Статьи и материалы. СПб.: ИПЦ СПбГУДТ, 2013. С. 320-327.

10. Шкапа Е.С. Н.С. Лесков как преемник рождественских традиций Ч. Диккенса // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1(50). С. 297-302.

11. Шкапа Е.С. Религиозный экфрасис в повести Запечатленный ангел Н. Лескова (на примере христианских песнопений) // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe Instytut Kultury Regionalnej i Badan Literackich im. Franciszka Karpinskiego. Stowarzyszenie, 2018. С. 441-450.

References

•Articles from Scientific Journals

1. Shitikova R.G. Periodizatsiya kak teoreticheskaya problema (na primere tvorchestva kompozitorov novovenskoy shkoly) [Periodization as a Theoretical Problem (Based on the Pieces of the Composers of the Second Viennese School)]. Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013, no. 22-2, pp. 138-147. (In Russian).

2. Shkapa E.S. N.S. Leskov kak preyemnik rozhdestvenskikh traditsiy Ch. Dikkensa [N.S. Leskov as a Successor to the Christmas Traditions of Charles Dickens]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2015, no. 1(50), pp. 297-302. (In Russian).

•Articles from Proceedings and Collections of Research Papers

3. Katayev V.B. Metamorfozy teksta: russkiy roman i intermedial'nost' [Metamorphoses of the Text: Russian Novel and Intermediality]. Nauchnyye doklady filolog-icheskogo fakul'teta MGU [Scientific Reports of the Philological Faculty of Moscow

State University]. Moscow, Moscow State University Publishing House, 2010, issue 6, pp. 32-39. (In Russian).

4. Shkapa E.S. Vliyaniye Knigi Iova na kontseptsiyu bytiya cheloveka v svya-tochnykh rasskazakh N.S. Leskova [The Influence of the Book of Job on the Concept of Human Existence in the Christmas Stories of N.S. Leskov]. Devyataya mezhdunarod-naya letnyaya shkola po russkoy literature: stat'i i materialy [Ninth International Summer School in Russian Literature: Articles and Materials]. St. Petersburg, Publishing and Printing Center of Saint-Petersburg State University of Technologies and Design Publ., 2013, pp. 320-327. (In Russian).

5. Shkapa E.S. Religioznyy ekfrasis v povesti "Zapechatlennyy angel" N. Leskova (na primere khristianskikh pesnopeniy) [Religious Ekphrasis in the Story "The Sealed Angel" by N. Leskov (On the Example of Christian Chants)]. Teoriya i istoriya ekfrasisa: itogi i perspektivy izucheniya [Theory and History of Ekphrasis: Results and Prospects of Study]. Siedlce, Wydawnictwo Naukowe Instytut Kultury Regionalnej i Badan Lit-erackich im. Franciszka Karpinskiego, Stowarzyszenie, 2018, pp. 441-450. (In Russian).

•Monographs

6. Tishunina N.V. Zapadnoyevropeyskiy simvolizm i problema sinteza iskusstv: opyt intermedial'nogo analiza [Western European Symbolism and the Problem of the Synthesis of Arts: The Experience of Intermediate Analysis]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 1998. 160 p. (In Russian).

•Thesis and Thesis Abstracts

7. Shevtsova O.B. Nauka o tserkovnom penii v trudakh knyazya V.F. Odoyevskogo: opyt rekonstruktsii [The Science of Church Singing in the Works of Prince V.F. Odoevsky: The Experience of Reconstruction]. PhD Thesis. Moscow, 2012. 153 p. (In Russian).

8. Zenkevich S.I. Zhanr svyatochnogo rasskaza v tvorchestve N.S. Leskova [The Genre of the Christmas Story in the Works of N.S. Leskov]. PhD Thesis. St. Petersburg, 2005. 224 p. (In Russian).

Шкапа Елена Сергеевна,

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики». Кандидат филологических наук,

старший преподаватель.

Научные интересы: история русской литературы, интертекстуальность, поэтика. E-mail: elena_shk89@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0819-5506

Elena S. Shkapa,

HSE University. Candidate of Philology, Senior Lecturer. Research interests: history of Russian literature, intertextuality, poetics. E-mail: elena_shk89@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0819-5506

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.