Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ» С ПОЗИЦИЙ СОЦИО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТРУДОВ Ю.В. МАННА)'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ» С ПОЗИЦИЙ СОЦИО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТРУДОВ Ю.В. МАННА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ЮРИЙ МАНН / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова О.В.

Цель статьи - раскрыть актуальные аспекты социо-когнитивного подхода к высшему образованию в интерпретации «текстов культуры»,что представляет собой осознанное взаимодействие, диалог с текстом, согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками диалога проблемы, имеющей социальную и личную значимость. Показано, что данный подход опирается на позиции гуманитарной теории выдающегося отечественного ученого Юрия Манна. Общность этой теории и методологии социо-когнитивного подхода связана с акцентированием внимания на том, что восприятие «текста культуры» формирует у личности понимание взаимосвязи всеобщего и конкретного. В «текста культуры» заложена символическая сущность постижения бытия культуры. В статье приведены результаты контент-анализа трудов Юрия Манна по истории литературы и культурологии. Определено, что гуманитаризация содержания современного образования возможна и эффективна только в процессе овладения культурным опытом и ценностями культуры. В результате сделан вывод о том, что в процессе постижения «текстов культуры» у будущих специалистов формируется целостная картина мира и позитивное гуманистическое мировоззрение. Через взаимодействие с высокодуховными «текстами культуры» будущие специалисты учатся постигать природные и общественные явления, закономерности, процессы, адаптироваться в многослойной окружающей реальности, определять свои поведенческие стратегии, способы своего мышления, развивать мотивацию на содержательное общение, фундаментальное образование и активное самообразование, саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF "TEXTS OF CULTURE" FROM THE STANDPOINT OF THE SOCIO-COGNITIVE APPROACH (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS OF THE WORKS OF YU.V. MANN)

The purpose of the article is to reveal the relevant aspects of the socio-cognitive approach to higher education in the interpretation of "cultural texts", which is a conscious interaction, a dialogue with the text, a coordinated activity to achieve joint goals and results, by solving a problem of social and personal significance by the participants in the dialogue. It is shown that this approach is based on the positions of the humanitarian theory of the outstanding Russian scientist, Yuri Mann. The generality of this theory and the methodology of the socio-cognitive approach is associated with the emphasis on the fact that the perception of the "text of culture" forms in the individual an understanding of the relationship between the universal and the specific. The "text of culture" contains the symbolic essence of the comprehension of the existence of culture. The article presents the results of a content analysis of Yuri Mann's works on the history of literature and cultural studies. It has been determined that the humanization of the content of modern education is possible and effective only in the process of mastering cultural experience and cultural values. As a result, it was concluded that in the process of comprehending the “texts of culture”, future specialists form a holistic picture of the world and a positive humanistic worldview. Through interaction with highly spiritual "texts of culture", future specialists learn to comprehend natural and social phenomena, patterns, processes, adapt to a multi-layered surrounding reality, determine their behavioral strategies, ways of thinking, develop motivation for meaningful communication, fundamental education and active self-education, self-development.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ «ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ» С ПОЗИЦИЙ СОЦИО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТРУДОВ Ю.В. МАННА)»

УДК 378.147

Интерпретация «текстов культуры» с позиций социо-когнитивного подхода (на примере анализа трудов Ю.В. Манна)

Interpretation of "texts of culture" from the standpoint of the socio-cognitive approach (based on the example of the analysis of the works of Yu.V. Mann)

Стукалова О.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», г. Казань, stukalova@obrazfund. ru

Stukalova O., FGBNU «Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems», Kazan, stukalova@obrazfund.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.003

Исследование выполнено по государственному заданию № 0N599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Ключевые слова: социо-когнитивный подход, текст культуры, культуросообразность, Юрий Манн, интерпретация.

Keywords: socio-cognitive approach, cultural text, cultural conformity, Yuri Mann, interpretation.

Аннотация. Цель статьи - раскрыть актуальные аспекты социо-когнитивного подхода к высшему образованию в интерпретации «текстов культуры», что представляет собой осознанное взаимодействие, диалог с текстом, согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками диалога проблемы, имеющей социальную и личную значимость. Показано, что данный подход опирается на позиции гуманитарной теории выдающегося отечественного ученого Юрия Манна. Общность этой теории и методологии социо-когнитивного подхода связана с акцентированием внимания на том, что восприятие «текста культуры» формирует у личности понимание взаимосвязи всеобщего и конкретного. В «текста культуры» заложена символическая сущность постижения бытия культуры. В статье приведены результаты контент-анализа трудов Юрия Манна по истории литературы и культурологии. Определено, что гуманитаризация содержания современного образования возможна и эффективна только в процессе овладения культурным опытом и ценностями культуры. В результате сделан вывод о том, что в процессе постижения «текстов культуры» у будущих специалистов формируется целостная картина мира и позитивное гуманистическое мировоззрение. Через взаимодействие с высокодуховными «текстами культуры» будущие специалисты учатся постигать природные и общественные явления, закономерности, процессы, адаптироваться в многослойной окружающей реальности, определять свои поведенческие стратегии, способы своего мышления, развивать мотивацию на содержательное общение, фундаментальное образование и активное самообразование, саморазвитие.

Abstract. The purpose of the article is to reveal the relevant aspects of the socio-cognitive approach to higher education in the interpretation of "cultural texts", which is a conscious interaction, a dialogue with the text, a coordinated activity to achieve joint goals and results, by solving a problem of social and personal significance by the participants in the dialogue. It is shown that this approach is based on the positions of the humanitarian theory of the outstanding Russian scientist, Yuri Mann. The generality of this theory and the methodology of the socio-cognitive approach is associated with the emphasis on the fact that the perception of the "text of culture" forms in the individual an understanding of the relationship between the universal and the specific. The "text of culture" contains the symbolic essence of the comprehension of the existence of culture. The article presents the results of a content analysis of Yuri Mann's works on the history of literature and cultural studies. It has been determined that the humanization of the content of modern education is possible and effective only in the process of mastering cultural experience and cultural values. As a result, it was concluded that in the process of comprehending the "texts of culture", future specialists form a holistic picture of the world and a positive humanistic worldview. Through interaction with highly spiritual "texts of culture", future specialists learn to comprehend natural and social phenomena, patterns, processes, adapt to a multi-

layered surrounding reality, determine their behavioral strategies, ways of thinking, develop motivation for meaningful communication, fundamental education and active self-education, self-development.

Введение. Актуализация гуманитарной составляющей высшего образования является одной из задач разработанного в ФГБНУ ИППСП социо-когнитивного подхода, который предполагает изменение представлений об образовании как освоении системы знаний, умений и навыков без учета значения интериоризации обучающимися ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Важно отметить, что социо-когнитивный подход базируется на таких принципах, как

- Культуросообразность;

- Человекосообразность;

- Природосообразность;

- Социосообразность.

Все принципы тесно связаны, поскольку освоение окружающего мира и сущности социальных отношений и возможностей жизнестроительства осуществляется в постоянном активном взаимодействии личности и социума, что требует готовности к культуротворчеству.

Погружение в культуротворчество в образовательном процессе университета начинается с освоения и интерпретации текста.

Текст как феномен культуры содержит в себе несколько важнейших смыслов:

1) бытийный: в тексте раскрываются сущность бытия, облеченного в образы;

2) диалогический: осмысление текста, его интерпретация предполагает «понимающее восприятие»;

3) интертекстуальный: текст должен интерпретироваться в контексте культуры, т.к. он в писан в синхронию культуры - поток современных ему произведений, с одной стороны, с другой стороны - в диахронию культуры - иначе говоря, в ее интертекстуальное поле.

Таким образом, текст может быть понят:

- как форма самосознания культуры;

- как форма общения культур;

- как культуротворчество - ведь он представляет собой смыслопорождающую форму. Интерпретация текста позволяет субъекту отражать свое собственное отношение к событию через переживание, эмпатию не только к описанному, но и, в целом, к жизни, людям и миру.

Восприятие «текста культуры» активизирует самосознание, стимулирует самооткрытие, общение - в том числе с самим собой. Ученые пишут о том, что «увидеть и понять автора

произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир ... При объяснении -только одно сознание, один субъект; при понимании - два сознания ... Понимание всегда ... диалогично» [1, с.21-59].

Восприятие «текста культуры» формирует у индивида понимание взаимосвязи непреходящего и мгновенного, всеобщего и конкретного. В «тексте культуры» заложена символическая сущность постижения цепи бытия культуры, которое концентрируется в «событии бытия». Следовательно, интерпретация «текста культуры» - это и деятельность по самореализации индивида через сотворчество в понимании и создании собственных смыслов произведения культуры [2].

Культурные смыслы в этом процессе соединяются с обновлением ценностного мира человека, когда устанавливается всеобщность связи человечества и личности, т.е. культура и человек оказываются едиными в своем постоянном творческом познании и самопознании.

Ученые Лаборатории когнитивной педагогики и цифрового образования ФГБНУ ИППСП активно сотрудничают с выдающимися отечественными гуманитариями в поисках наиболее эффективных подходов к интерпретации «текстов культуры». Одним из таких исследователей стал филолог с мировым именем Юрий Владимирович Манн, который стал «гостем номера» «Казанского педагогического журнала» в 2016 г. [3, с.8-9]. С тех пор активное сотрудничество продолжалось до самого ухода ученого в феврале 2022 г.

В статье раскрываются общие точки взглядов Ю.В. Манна на возможности интерпретации «текста культуры» и позиций социо-когнитивного подхода, что позволяет в дальнейшем применять выработанные положения к педагогической практике высшего образования.

Необходимо подчеркнуть, что Юрий Манн -автор книг, популяризирующих гуманитарное знание. Ученый во всех своих трудах выступал не только как филолог, но как эрудированный культуролог, глубоко проникающий в святое святых эпохи, в частности, формирующих ее «гнезд русской культуры» и ее кружков - кружке Станкевича и семье Аксаковых [4].

Ю.В. Манн, в действительности, охватил в своем научном творчестве несколько эпох: русскую классику XIX века (от Пушкина до Достоевского), литературу пробуждающегося самосознания советского общества (так

называемая «оттепель») и такое крупнейшее явление в литературе ХХ века, как Франц Кафка. В его трудах создано пространство активного живого диалога между писателями, идеями, эстетическими течениями. Ученому удалось построить многоярусную, многослойную теорию русского романтизма, в которой есть своя закономерность, есть стройность, но много еще темного, неясного, неуточненного.

Имя Юрия Манна включено в книгу «2000 выдающихся ученых XX столетия», изданную Международным биографическим центром Кембриджского университета [5].

Методология исследования. Методология социо-когнитивного подхода включает в себя положения о неразделимости личностного и профессионального становления, что является определяющим мотивации к осознанной самореализации и освоению позитивных поведенческих стратегий и практик самосовершенствования и социально

ориентированного, ответственного

жизнестроительства [6, с.30-35].

В данном исследовании также применялись идеи А.В. Хуторского [7, с.4-11] о роли постижения высших смыслов бытия, которые становятся ценностным фундаментом личности. Этот процесс требует осознания сложных понятий - в том числе, таких, как «ответственность», «поступок», «саморазвитие» и др. Названные понятия осваиваются прежде всего в восприятии и интерпретации «текстов культуры», что сближает идеи ученого с позициями социо-когнитивного подхода, а также с теоретическими взглядами Ю.В. Манна.

Основным методом исследования стал контент-анализ текстов ученого, затрагивающих общие теоретические гуманитарные положения. В частности, были рассмотрены следующие тексты:

- Манн Ю.В. О гротеске в литературе. - М.: Сов. писатель, 1966.

- Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. - М.: Художественная литература, 1988.

- Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М.: Аспект Пресс, 1995.

- Манн Ю.В. Русская философская эстетика. - М.: МАПП, 1998.

- Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Аспект Пресс, 2001.

- Манн Ю.В., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Литература. XIX век. М.: ПИТЕР, 2007.

- Манн Ю.В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. - СПб.: СПбГУ, 2007.

- Манн Ю.В. Тургенев и другие. — М.: РГГУ, 2008.

- Манн Ю.В. Н.В. Гоголь. Судьба и творчество. - М.: Просвещение, 2009.

- Манн Ю.В. Память-счастье, как и память-боль... Воспоминания, документы, письма. - М.: РГГУ, 2011.

Результаты исследования. Актуальность привлечения к развитию сущностных составляющих и методологии освоения и интерпретации «тексов культуры» работ Юрия Владимировича Манна определяется следующими концептуальными общими позициями:

- убежденностью в том, что гуманитаризация содержания современного образования возможна и эффективна только в процессе овладения культурным опытом и ценностями культуры. Опора в образовании исключительно на компетентностный подход может обернуться выхолащиванием ценностной составляющей образования. «Так, очень популярное в последнее время понятие, определяемое как «компетентность» и содержащее в своем первоначальном посыле наличие развитой способности к саморазвитию в русле профессиональной деятельности, выливается как раз в полное отсутствие «острого порыва» и господство «набившейся, приобыкшей руки», в новый частый гребешок образцов (так надо, а так не надо), сквозь который очень трудно продираться всему нестандартному, новому, свежему и индивидуально осмысленному и проявленному» [8, с. 113];

- опорой на принцип культуросообразности в образовательном процессе, когда путь приобщения будущих специалистов к культуре осуществляется в постоянном активном ответственном диалоге личности с миром культуры, представляя собой «. бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого - вступающего в диалог - феномена культуры, образа культуры, произведения культуры, то есть того транслированного в «произведение» субъекта», что способнее других «бесконечно .углублять, развивать, преобразовывать свою особость, свое неповторимое бытие» [9; с.271];

- видением основных условий для вхождения личности в гуманитарную культуру, самоопределения в ней, дальнейшего саморазвития и самоактуализации на основе высших общечеловеческих ценностей в приобщении студентов к постижению подлинно значимых для культуры текстов, в которых поддерживаются представления об абсолютной

самоценности личности, о возможности достижения социальной гармонии, о задачах человека на этом сложном пути [10];

- педагогическим потенциалом творчества Юрия Манна, работы которого активно печатались в издательствах, ориентированных на

молодежную аудиторию - «Просвещение», «Детская литература» [11;12].

Контент-анализ трудов Ю.В. Манна в контексте позиций социо-когнитивного подхода позволяет определить следующий комплекс основных методов, которые разработал ученый, см. рисунок 1.

• Концентрация на личности автора "текста культуры", его творческой и личной биографии, художественном методе и особенностях художественного мира, соотношения с "экологией культуры"

(человекособразность/природосооб разность)

• Акцентирование на сюжетных моментах, связанных с испытанием судьбы и возможностью создать гармоничные взаимоотношения с людьми и жизнью (человекосообразность/соц иосообразность)

Важно: четкий отбор корпуса "текстов культуры" для

изучения, в зависимости от педагогических задач

Освоение гуманитарных знаний на интегрированных курсах

Активизация работы с формой и содержанием "текстов культуры"

Применение методов герменевтики,сравнител ьно-сопоставительного анализа (компаративистика)

• Обучение поиску стилевой выразительности, отбору самых обоснованных и аргументированных фактов

(культуросообразность)

• Проникновение в духовную и ментальную, экологическую и социальную сущность эпохи через многослойный анализ "текста культуры" (социосообразность/природ осообразность/культуросоо бразность)

Рисунок 1. - Основные методы интерпретации «текстов культуры», общие в гуманитарно-педагогических

теориях Ю.В. Манна и социо-когнитивного подхода

В этой схеме отражаются взаимосвязи положений гуманитарной теории интерпретации «текстов культуры» Ю.В. Манна и принципов социо-когнитивного подхода - очевидно, что в процессе постижения «текстов культуры» у будущих специалистов формируется целостная картина мира и позитивное гуманистическое мировоззрение [13].

Заключение. В начале февраля 2022 года гуманитарная наука понесла горестную утрату -не стало выдающегося специалиста по русской литературе XIX века, замечательного знатока творчества Николая Васильевича Гоголя, яркого публициста и проникновенного мемуариста -Юрия Владимировича Манна.

Юрий Манн оставил обширное наследие -книги о философской эстетике, поэтике,

романтизме; биографии выдающихся представителей русской культуры; остроумные статьи на злободневные темы; полные юмора и тонких наблюдений заметки о встречах с интересными людьми; рецензии; учебные пособия; статьи [14-16].

Юрий Владимирович в течение многих лет был партнером в исследованиях Лаборатории когнитивной педагогики и цифрового образования ФГБНУ ИППСП. Его творчество содержит много важных и значимых, близких по духу и содержанию идей о развитии подлинного человека культуры через постижение ее текстов

[17]. Сознание такого человека ориентировано на «бытие в культуре», на постоянный диалог с ней, на рефлексивное осмысление собственных жизнестроительных стратегий в контексте культуры. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо делать акцент на:

- социальной природе самого человека

[18];

- на широком понимании сущности культуры [19];

- на том, что ни одна великая культура не создавалась в отрыве от других культур.

В гуманитарной теории Ю.В. Манна утверждается еще одно очень важное для социо-когнитивного подхода к высшему образованию понятие: сознавать - это одновременно знать свое бытие и знать бытие другого. Имеющий сознание человек должен обладать способностью смотреть на свое бытие со стороны [20].

Жизнь духа открывается усилиями самосознания, осуществляясь в культуре, в общении культур, в эстетической деятельности [21]. Бытие в культуре, следовательно, и есть форма становления и преобразования сознания. Человек, совершающий выход за пределы собственной культуры, обретает сознание

необходимости в расширении и дополнении своего внутреннего мира. При этом возникают условия для более отчетливого понимания собственной культурной идентификации, понимания неповторимости своей культуры, уникальности своего языка [22]. Так развивается мотивация на ответственное жизнестроительство, на осознанный выбор собственных жизненных стратегий и нравственных выборов [23].

Через взаимодействие с высокодуховными «текстами культуры» студент постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. В этом процессе развивается мотивация личности на содержательное общение, фундаментальное образование и активное самообразование, саморазвитие [24].

В этом случае, интерпретация «текстов культуры» представляет собой осознанное взаимодействие, диалог с текстом, т.е. согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками диалога проблемы, имеющей социальную и личную значимость [25].

В завершение подчеркнем, что излюбленным выражением Юрия Владимировича Манна в работе над анализом «текста культуры» и формулировки мнения о нем было: «Это не точно». Сам он всю жизнь стремился быть взвешенным, точным, объективным, давать только аргументированные заключения и выводы. Надо отвечать за свои слова, за свои оценки, за те имена и даты, которые ты упоминаешь.

Такая научная добросовестность, эрудиция, ответственность необыкновенно близки идеям социо-когнитивного подхода.

Литература:

1. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М.М. Бахтина) / В.С. Библер // Одиссей: человек в истории. - М., 1989. - С. 21-59.

2. Бажанов В.А. Мозг - культура - социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях. - М.: Канон+ РООи «Реабилитация», 2019.

3. Манн Ю.В. О литературе и не только... / Ю.В. Манн // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 8-9.

4. Манн Ю.В. Гнезда русской культуры. Кружок и семья / Ю.В. Манн. - М.: Новое литературное обозрение, 2016.

5. Борзова Л.В., Волкова Н.В. О выпуске филологического факультета МГУ 1952 года

[Электронный ресурс] / Л.В. Борзова, Н.В. Волкова. -Режим доступа: https://rudocs.exdat.com/docs/index-258001.html?page=3

6. Сергеев С.Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых / С.Ф. Сергеев // Вестник Северо-восточного федерального университета. - 2016. - № 3. - С. 30-35.

7. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура / А.В. Хуторской // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2009. - № 6. - С. 4-11.

8. Кабкова Е.П., Стукалова О.В. Творчество Гоголя: трудности восприятия// Гоголь и 20 век / Е.П.

Кабкова, О.В. Стукалова // Материалах международной конференции «Русская литература и культура между Востоком и Западом». - Будапешт, 2010. - С. 112-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Библер В.С. От науконаучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1990.

10. Марача В.Г. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации: сборник научных трудов / В.Г. Марача // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации / Материалы IV Всероссийской научной тьюторской конференции. -Томск: Пилад 2000. - С. 61-70.

11. Манн Ю.В. Смелость изобретения / Ю.В. Манн; 2-е изд. - М.: Детская литература, 1979.

12. Манн Ю.В. Н.В. Гоголь. Судьба и творчество / Ю.В. Манн. - М.: Просвещение, 2009.

13. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / Р.Х Гильмеева, Е.Ю. Левина, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. -Казань: «ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2019.

14. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха Романтизма / Ю.В. Манн. - М.: Аспект Пресс, 2001.

15. Манн Ю.В. Память-счастье, как и память-боль. Воспоминания, документы, письма / Ю.В. Манн. - М.: РГГУ, 2011.

16. Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835 годы / Ю.В. Манн; 2-е изд. - М.: РГГУ, 2012.

17. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С.8-18.

18. Мугуев Г.И. Педагогические основы формирования целостного образовательного пространства в интегрированном профессиональном учебном заведении / Г.И. Мугуев. - М.: Эгвес, 2006.

19. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. - СПб: Питер, 2007.

20. Позизейко Г.В. Мировоззренческая культура личности: функции, критерии и показатели в процессе профессионального обучения: межрегиональный сборник научных трудов / Г.В. Позизейко // Психолого-педагогические основы общей профессиональной и художественно-эстетической культуры; науч. ред. М.А. Вейт. - Липецк: ЛГПИ, 2001. - С. 60-65.

21. Попов Е.А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании / Е.А. Попов // Социологические исследования. - 2005. -№ 11. - С. 47-52.

22. Реан A.A. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2006.

23. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.

24. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла / А.Ю. Агафонов. - Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2000.

25. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казан. ун-та, 1996.

References:

1. Bibler V.S. Dialog. Consciousness. Culture: (The idea of culture in the works of M.M. Bakhtin) / V.S. Bibler // Odysseus: a man in history. - M., 1989. - S. 21-59.

2. Bazhanov V.A. Brain - culture - society: Kantian program in cognitive research. - M.: Kanon + ROOI "Rehabilitation", 2019.

3. Mann Yu.V. On literature and not only ... / Yu.V. Mann // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 4. - S. 8-9.

4. Mann Yu.V. Nests of Russian culture. Circle and family / Yu.V. Mann. - M.: New Literary Review, 2016.

5. Borzova L.V., Volkova N.V. On the graduation of the Faculty of Philology of Moscow State University in 1952 [Electronic resource] / L.V. Borzova, N.V. Volkov. -Access mode: https://rudocs.exdat.com/docs/index-258001.html?page=3

6. Sergeev S.F. Cognitive pedagogy: features of learning and education for adults / S.F. Sergeev // Bulletin of the North-Eastern Federal University. - 2016. - № 3. - S. 30-35.

7. Khutorskoy A.V. Scientific school of human-like education: concept and structure / A.V. Khutorskoy // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2009. - № 6. - P. 4-11.

8. Kabkova E.P., Stukalova O.V. Gogol's work: difficulties of perception // Gogol and the 20th century / E.P. Kabkova, O.V. Stukalova // Proceedings of the

international conference "Russian literature and culture between East and West". - Budapest, 2010. - S. 112-122.

9. Bibler V.S. From science to the logic of culture. Two philosophical introductions to the twenty-first century / V.S. Bibler. - M.: Politizdat, 1990.

10. Maracha V.G. Educational space-time, the development of intellectual functions and educational institutions in the context of individualization: a collection of scientific papers / V.G. Maracha // School and open education: concepts and practices of individualization / Proceedings of the IV All-Russian scientific tutor conference. - Tomsk: Pilad, 2000. - S. 61-70.

11. Mann Yu.V. Courage of invention / Yu.V. Mann; 2nd ed. - M.: Children's literature, 1979.

12. Mann Yu.V. N.V. Gogol. Fate and creativity / Yu.V. Mann. - M.: Education, 2009.

13. Scientific and methodological support for the teacher's professional growth in training: scientific and methodological manual / R.Kh Gilmeeva, E.Yu. Levina, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of V.E. Kozlov, S.V. Khusainova. - Kazan: "FSBSI" Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems ", 2019.

14. Mann Yu.V. Russian literature of the 19th century. Epoch of Romanticism / Yu.V. Mann. - M.: Aspect Press, 2001.

15. Mann Yu.V. Memory-happiness, like memory-pain ... Memories, documents, letters / Yu.V. Mann. - M.: RGGU, 2011.

16. Mann Yu.V. Gogol. Book one. Beginning: 18091835 / Yu.V. Mann; 2nd ed. - M.: RGGU, 2012.

17. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Development of the Man of Knowledge in the Perspective of the Cognitive Paradigm / E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. -№ 3 (140). - P.8-18.

18. Muguev G.I. Pedagogical foundations for the formation of an integral educational space in an integrated professional educational institution / G.I. Muguev. - M.: Egves, 2006.

19. Panov V.I. Psycho-didactics of educational systems / V.I. Panov. - St. Petersburg: Peter, 2007.

20. Pozizeiko G.V. Worldview culture of the individual: functions, criteria and indicators in the process of vocational training: an interregional collection of

scientific papers / G.V. Pozizeiko // Psychological and pedagogical foundations of general professional and artistic and aesthetic culture; scientific ed. M.A. Veit. - Lipetsk: LGPI, 2001. - S. 60-65.

21. Popov E.A. Perspectives of cultural centricity in socio-humanitarian knowledge / E.A. Popov // Sociological research. - 2005. - № 11. - S. 47-52.

22. Rean A.A. Psychology of personality adaptation / A.A. Rean. - M.: Prime-Eurosign, 2006.

23. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - M.: Thought, 1991.

24. Agafonov A.Yu. Human as a semantic model of the world. Prolegomena to the psychological theory of meaning / A.Yu. Agafonov. - Samara: Publishing House "Bahrakh - M", 2000.

25. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development / V.I. Andreev. - Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 1996.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования», ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: stukalova@obrazfund.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.