Научная статья на тему 'СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ'

СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стукалова Ольга Вадимовна

Цель статьи - раскрыть актуальные аспекты социокогнитивного подхода к высшему образованию с позиций современной эпистемологии. Показано, что данный подход опирается на представления о доминирующей роли погружения личности в реальность окружающего мира, его культуру, в активное социальное взаимодействие и базируется на принципах человекосообразности, природосообразности, культуросообразности и социосообразности. Методология социокогнитивного подхода включает в себя представления о неразделимости личностного и профессионального становления, что является определяющим для раскрытия творческого потенциала личности, стимулирования осознанности в овладении тактиками и стратегиями познания окружающего предметного мира. В статье приведены результаты анализа современных трудов по эпистемологии. Отдельное внимание уделено работам по эволюционной эпистемологии, в которых аргументируются идеи о неразрывности связи познания, когнитивной эволюции и биологической эволюции человека, определяются ключевые особенности человеческого восприятия, в том числе способность к образованию целостности и образцов. Определено, что эпистемологические исследования, в которых активно раскрываются связи науки с социальным миром личности, расширяют представления о подлинных смыслах научных исследований в области педагогики. В результате сделан вывод о единстве концептуальных позиций современной эпистемологии и социокогнитивного подхода, который не только соединяет теорию общества и теорию сознания, но и интегрирует теоретические позиции в целостную научную картину мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-COGNITIVE APPROACH TO HIGHER EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF MODERN EPISTEMOLOGY

The purpose of the article is to reveal the current aspects of the socio-cognitive approach to higher education from the standpoint of modern epistemology. It is shown that this approach is based on the idea of the dominant role of immersion of the individual in the reality of the surrounding world, its culture, in active social interaction and on the principles of human, natural, cultural, and social conformity. The methodology of the socio-cognitive approach includes ideas about the inseparability of personal and professional development, which is decisive for revealing the creative potential of the individual, for stimulating awareness in mastering tactics and strategies for cognition of the surrounding objective world. The article presents the results of the analysis of modern works on epistemology. Special attention is paid to the works on evolutionary epistemology, in which the ideas about the inseparability of the connection between cognition, cognitive evolution, and human biological evolution are argued, key features of human perception are determined, including the ability to form integrity and patterns. It is determined that epistemological research, which actively reveals the connections of science with the social world of the individual, expands the understanding of the true meanings of scientific research in the field of pedagogy. As a result, a conclusion was made about the unity of the conceptual positions of modern epistemology and the socio-cognitive approach, which not only connects the theory of society and the theory of consciousness, but also integrates theoretical positions into a holistic scientific picture of the world.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ»

УДК 378.012:165 DOI 10.37972/chgpu.2022.116.3.027

О. В. Стукалоеа

СОЦИОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», г. Москва, Россия

Благодарность

Исследование выполнено по государственному заданию № 0N5 99-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Аннотация. Цель статьи - раскрыть актуальные аспекты социокогнитивного подхода к высшему образованию с позиций современной эпистемологии. Показано, что данный подход опирается на представления о доминирующей роли погружения личности в реальность окружающего мира, его культуру, в активное социальное взаимодействие и базируется на принципах человекосо-образности, природосообразности, культуросообразности и социосообразности. Методология социокогнитивного подхода включает в себя представления о неразделимости личностного и профессионального становления, что является определяющим для раскрытия творческого потенциала личности, стимулирования осознанности в овладении тактиками и стратегиями познания окружающего предметного мира. В статье приведены результаты анализа современных трудов по эпистемологии. Отдельное внимание уделено работам по эволюционной эпистемологии, в которых аргументируются идеи о неразрывности связи познания, когнитивной эволюции и биологической эволюции человека, определяются ключевые особенности человеческого восприятия, в том числе способность к образованию целостности и образцов. Определено, что эпистемологические исследования, в которых активно раскрываются связи науки с социальным миром личности, расширяют представления о подлинных смыслах научных исследований в области педагогики. В результате сделан вывод о единстве концептуальных позиций современной эпистемологии и социокогнитивного подхода, который не только соединяет теорию общества и теорию сознания, но и интегрирует теоретические позиции в целостную научную картину мира.

Ключевые слова: социокогнитивный подход, эпистемология, университет, культуросооб-разностъ, социокультурные условия, актуальные аспекты

О. V. Stukalova

SOCIO-COGNITIVE APPROACH ТО HIGHER EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF MODERN EPISTEMOLOGY

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life ", Moscow, Russia

Acknowledgement

The article was performed under State Task No. 0N599-2021-0004 "The Problem of Modern Methodology on Studying the Formation and Development of the Human in the Era of Digitalization".

Abstract. The purpose of the article is to reveal the current aspects of the socio-cognitive approach to higher education from the standpoint of modern epistemology. It is shown that this approach is based on the idea of the dominant role of immersion of the individual in the reality of the surrounding world, its culture, in active social interaction and on the principles of human, natural, cultural, and social conformity. The methodology of the socio-cognitive approach includes ideas about the inseparability of personal and professional development, which is decisive for revealing the creative potential of the individual, for stimulating awareness in mastering tactics and strategies for cognition of the surrounding objective world. The article presents the results of the analysis of modern works on epistemology. Special attention is paid to the works on evolutionary epistemology, in which the ideas about the inseparability of the connection between cognition, cognitive evolution, and human biological evolution are argued, key features of human perception are determined, including the ability to form integrity and patterns. It is determined that epistemological research, which actively reveals the connections of science with the social world of the individual, expands the understanding of the true meanings of scientific research in the field of pedagogy. As a result, a conclusion was made about the unity of the conceptual positions of modern epistemology and the socio-cognitive approach, which not only connects the theory of society and the theory of consciousness, but also integrates theoretical positions into a holistic scientific picture of the world.

Keywords: socio-cognitive approach, epistemology, university, cultural conformity, socio-cultural conditions, topical aspects

Введение. Предметом исследования являются методологические основания разрабатываемого в Лаборатории когнитивной педагогики и цифровизации образования ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» социокогнитивного подхода к высшему образованию и определение концептуальной взаимосвязи данного подхода с теориями современной эпистемологии.

Цель исследования - определение основных аспектов, которые формируют данный подход в контексте положений современной эпистемологии, в том числе:

- данный подход интерпретируется в рамках комплексных процессов социализации, освоения профессиональных компетенций, индивидуализации образования и межличностной коммуникации в ходе профессиональной подготовки;

- данный подход опирается на представления о доминирующей роли погружения личности в реальности окружающего мира, его культуру, в активное социальное взаимодействие [4, с. 131-135] и понимается как целостная педагогически организованная система познания мира, направленная на постоянную генерацию новых знаний [10, с. 8-18];

- социокогнитивный подход как система базируется на принципах человекосооб-разности, природосообразности, культуросообразности и социосообразности, при этом принцип культуросообразности переплетен с принципом человекосообразности, так как освоение реалий мира, речи, сущности социальных отношений и уклада, жизненного устройства - всей картины мира - не может осуществляться вне взаимодействия с социумом, вне активных и разнообразных проявлений личности в культуротворчестве;

- методология социокогнитивного подхода включает в себя представления о неразделимости личностного и профессионального становления, что является определяющим как для раскрытия творческого потенциала личности, так и для стимулирования осознанности в овладении тактиками и стратегиями жизнестроительства и познания окружающего предметного мира [18, с. 30-35].

Проблема исследования - выявление концептуальных взаимосвязей методологических оснований социокогнитивного подхода и теоретических позиций современной эпистемологии.

Методология когнитивной педагогики опирается на положения когнитивно-социальной теории А. Бандуры [24] и когнитивной теории личности Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел [17]. Выдвинутые учеными идеи развиты в трудах отечественных философов, социологов [6],

психологов [18] и педагогов [7], [10]. Методологические основания социокогнитивного подхода имеют истоки в эпистемологических воззрениях выдающихся мыслителей XX в. -М. М. Бахтина [2] и Г. Г. Шпета [22]. Основным вектором когнитивной парадигмы высшего образования является генерация знания как бесконечный процесс создания человеком нового - субъектного или объектного знания - через осознанную критически информацию на основе существующего (общеизвестного) знания. Содержательным базисом когнитивной педагогики выступают когнитивное развитие личности [3, с. 5-11], когнитивная дидактика [8, с. 129-136], когнитивный менеджмент [29, с. 102-112].

Теоретические позиции социокогнитивного подхода находят отражение в практических исследованиях и разработках ученых Института педагогики, психологии и социальных проблем, результаты которых включены в пособие «Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров» [16].

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что социокогнитивный подход учитывает роль определенных социальных установок в процессе социокультурной адаптации личности, что в свою очередь подразумевает и интериоризацию наиболее устоявшихся поведенческих моделей, идеалов развития и совершенствования, как личного, так и профессионального, а также готовность личности к преобразованиям в соответствии с требованиями социума и быстро изменяющихся общественно-политических и социоэкономических условий. В этом контексте важно, что преобразования должны не затрагивать ядро личности, ее базовые принципы и позитивную просоциальную направленность. Социальность стимулирует личность к разнообразным поступкам - действенным проявлениям и реакциям на вызовы жизненных ситуаций, в том числе профессиональных.

Социокогнитивный подход акцентирует внимание на значении выбора и анализа социальных установок, которые способны определять границы поступков, обусловливающих основной путь адаптации и развития личности; на формировании определенного контекста образовательного процесса в ходе его проектирования и целеполагания.

В этом случае модель образовательного процесса включает две границы:

• верхняя определяется когнитивными способностями личности (эта граница открывает перспективу возможностей обучения);

• нижняя - социокультурными условиями, в которых осуществляется профессиональная подготовка специалистов.

Материал и методы исследования. Социокогнитивный подход имеет достаточно глубокие корни в философии, психологии, педагогике. Материалом для исследований стал ряд основных теоретических положений, которые можно назвать своеобразным эпистемологическим фундаментом данного подхода, а именно:

1) позиции социокогнитивной теории (Эдвин Б. Холт, Гарольд Ч. Браун, А. Бандура [24], С. Н. Мельник [13, с. 65-66]), согласно которой освоение образцов поведения происходит через наблюдение за моделями поведения, которые потом можно повторять и воспроизводить;

2) положения о роли природосообразности, которая предполагает учет законов окружающей природы и внутренней природы человека в обеспечении гармонично сбалансированных условий развития личности. Данная теория подчеркивает значимость направленности на организованное психолого-педагогическое сопровождение личности соответственно не только «требованиям ее внутренней природы, но и законам становления и сущностных сил и систем организма, а также и внешним требованиям бытия» (Б. Т. Лихачев [11, с. 19-23]);

3) идеи А. В. Хуторского [21, с. 4-11] о движении к идеалу Человека будущего, о формировании целостного типа мировоззрения в процессе интериоризации высших смыслов

бытия, которые становятся ценностным фундаментом личности в контексте осознания таких глубинных многослойных концептов, как «свобода выбора», «общественная и индивидуальная ответственность человека», «поступок», «перспектива личностного развития» и др.

Философскими основаниями социокогнитивного подхода являются: а) теоретические положения М. М. Бахтина о роли пространственно-временных характеристик в освоении знания и в процессе познавательной деятельности. Хронотоп раскрывает представления об объективном единстве всех субъектов образования в результате их взаимодействия с образовательной средой с учетом специфики пространственно-временных характеристик обучения [2, с. 7-68]; б) идеи Г. Г. Шпета [22] о ситуации субъективности познания, в которой происходит взаимопроникновение «мира общества» и «мира человека» и возможности объективации содержания человеческого сознания.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез философской, прежде всего трудов по современной эпистемологии, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме);

- технология когнитивного анализа и моделирования, разработанная сотрудниками ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», в основе которой лежит когнитивная структуризация знаний об объекте (в данном случае - социокогнитивный подход к высшему образованию) и внешней для него среды (в данном случае - современная эпистемология). В результате применения данной технологии определяются базисные категории (актуальные аспекты социокогнитивного подхода к высшему образованию) объекта и наиболее существенные факторы внешней среды (современной эпистемологии), влияющие на него. Завершающим этапом когнитивного моделирования могут быть создание обобщенного представления моделируемого объекта в виде динамического конструкта, ограниченного «образом» (представлением характеристик) в текущий момент времени; построение и изучение когнитивных моделей (карт), позволяющих преобразовать знания о педагогических явлениях, ситуациях, а затем проецировать их на образовательные процессы и структуры; определение ранжирования отношений (силы воздействия) концептов, т. е. значимых характеристик предметной области, их качественных и количественных показателей друг на друга [8].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ современных трудов по эпистемологии [9], [23] показывает, что внимание исследователей сосредоточено в настоящее время на изучении природных основ познавательной деятельности человека. К работе ученых активно привлекаются данные нейрофизиологии, нейроинформатики, нейро-лингвистики и т. д.; включаются интересные примеры из биологии и даже из этологии; рассматривается эволюционная обусловленность познавательной деятельности человека (К. Лоренц [12], Г. Фоллмер [20], И. П. Меркулов [14] и др.).

Эволюционная эпистемология доказывает неразрывность связи познания, когнитивной эволюции и биологической эволюции человека, определяя различные особенности человеческого восприятия, способность к образованию целостности и образцов, в которых субъективное восприятие может, скажем, дополнять неполноту контуров, интегрируя ключевые раздражения и оценивая вклад различных стимулов, что позволяет, в свою очередь, формировать некий «идеальный» образ.

Приведем такой фрагмент из книги Г. Фоллмера об эволюционной теории познания: «Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. Это значит, что внешняя поверхность нашего тела обменивается энергией с окружением. Некоторые из изменений в чувствительных клетках обрабатываются как сигналы и направляются далее. Некоторые из этих возбуждений подвергаются специальной обработке в нервной системе и в мозге. Они становятся воспринимаемыми, интерпретируются как информация о внешнем мире и осознаются» [20, с. 116].

Таким образом, ученый через анализ данных о нейронных связах и сигналах мозга доказывает глубинную взаимосвязь социального окружения и личности, ее реакции на поступав мые из реального мира сигналы. Здесь уместно соотнести постулат Фоллмера с воззрениями другого известного ученого, работающего в области изучения социального поведения человека и его восприятия окружающего мира, - Дж. Дьюи. Ученый писал: «соответствие целей и результатов образования индивида с потребностями общества в формировании человека, которые адекватны реалиям времени, состоянию и векторам социально-экономического развития» [5]. Поскольку «... любое образование происходит через включение личности в социальное сознание человеческого сообщества»; «человек, которого мы обучаем, - это социальная личность, а общество - это органичное сообщество индивидов» [5].

В отечественной эпистемологии социальный контекст научного познания исследуется в работах И. Т. Касавина [9], Е. О. Труфановой [19], В. А. Бажанова [1] и др.

На сегодняшний день в науке выделилось отдельное направление - когнитивная социология, основателем которого принято считать Аарона Сикуреля [27]. В рамках этого направления исследуется взаимовлияние социума, культурных норм и когнитивных процессов на социально-культурную жизнь общества (Э. Зерубавель [30], К. Серул [25], П. ДиМаджио [28]). С точки зрения социокогнитивного подхода значительный интерес представляют когнитивные модели, разрабатываемые и апробируемые с целью прогнозирования поведенческих проявлений человека в различных социальных ситуациях, например, когнитивная модель поведения, которую должен демонстрировать идеальный исполнитель. Сопоставление таких моделей с реальными проявлениями личности (берется валидная выборка целевых аудиторий) позволяет измерять, насколько реальный человек способен достигать поставленных идеальных целей. В результате определяется, как обучение или процесс профессиональной подготовки/переподготовки может быть использован для совершенствования социокогнитивного проявления личности, ее реакций на вызовы, готовности к принятию социально ориентированных эффективных решений и др.

Отметим, что эпистемологические исследования, в которых восстанавливаются связи науки с жизненным, и особенно социальным, миром человека, расширяют представления о подлинных истоках и смыслах научных и философских изысканий, приближая их к так называемым «контекстам открытий». Ученые приходят к выводу, что понимание социальности как результата когнитивной эволюции живых организмов является наиболее объективным и во многом более научно обоснованным, чем распространенные воззрения на появление общества после разделения труда (Ф. Энгельс). В этом случае упускается тот факт, что мы видим многие социально организованные группы животных, насекомых, среди которых нет разделения труда.

Как отмечает И. Ф. Михайлов, этот факт позволяет предположить, что «главный смысл социальности - в совместном доступе к разделяемым когнитивным (т. е. вычислительным) ресурсам» [15].

Выводы. Рассматривая актуальные аспекты социокогнитивного подхода с концептуальных позиций современной эпистемологии, можно выделить следующие наиболее значимые моменты:

- социальное и субъективное (т. е. общество и сознание) являются неотъемлемыми частями единой онтологии [26]. При этом социальное может интерпретироваться, с одной стороны, как среда, расширяющая возможности восприятия, развития нейронных связей, а с другой - как сеть определенных импульсов/раздражителей, требующих реакции нейронов головного мозга, иначе говоря - познания, активизации когнитивных способностей;

- для полноты понимания взаимосвязи личного и социального нужен системный подход, способный связать теорию общества и теорию сознания, а затем интегрировать содержащиеся в этих теориях компоненты в целостную научную картину мира;

- относительно организации высшего образования на основе социокогнитивного подхода можно также привести интересные для данной проблемы заключения современной эпистемологии, а именно внимание к проблеме осознанности, измерения ее степени в категориях «интегрированности нейронных возбуждений в различных отделах мозга» [15, с. 8].

Важным эпистемологическим постулатом, направляющим выбор материала и тематики учебных курсов, изучаемых в университетах, должен оставаться постулат о том, что «знание интерсубъективно: оно принадлежит не одному, а многим, и чтобы его приняли многие, оно нуждается в обосновании» [23, с. 16]. Данный постулат фундаментален для развития критического мышления, самостоятельности выбора позиции будущего специалиста, его ответственного отношения к собственным высказываниям и поступкам в частности и к обучению как важнейшему этапу личной жизнестроительной стратегии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанов В. А. Мозг - культура - социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях. -М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. - 288 с.

2. Бахтин ММ. К философии поступка // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 1. - М. : Рус. словари, 2003. -С. 7-68.

3. Бершадская Е. А., Бершадский M. Е. Когнитивные технологии в образовании // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Педагогика. Психология. Философия. -2016.-№3.-С. 5-11.

4. ГлаватскихМ. М. Социо-когнитивный подход в исследовании социально-психологической зрелости личности // Известия Саратовского университета (Акмеология образования. Психология развития). -2015.-Т. 4, №2.-С. 131-135.

5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Электронный ресурс]. - URL : М1р://\¥\¥\у.страдис.рф/риЬ1/ rekomenduemye/j_dewey_my_pedagogic_creed/2-l-0-136 (дата обращения : 18.04. 2022).

6. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 6(94). - С. 18-29.

7. Журавлева И. А. Трансформация роли и природы знания в обществе знаний: социокогнитивный подход // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - № 1(60). - С. 218-224.

8. Камалеева А. Р., Мухаметзянова Л. Ю. Алгоритм поэтапного когнитивного моделирования в естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессионального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 1(101). - С. 129-136.

9. Касавин И. Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. - М. : ИД «Альфа-М», 2013. -557 с.

10. Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л. Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3(140). - С. 8-18.

11. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. - 1993.-№ 2. - С. 19-23.

12. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»), - М. : Прогресс : Универс, 1994. - 269 с.

13. Мельник С. Н. Психология личности : учеб. пособие. - Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 96 с.

14. Меркулов И. П. Тенденции развития эволюционной эпистемологии / отв. ред. В. А. Лекторский. -М.,2008.-С. 132.

15. Михайлов И. Ф. Концепции вычислений в современных науках о человеческом познании // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2018. - Т. 14, № 1. - С. 4-22.

16. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров : науч,-метод. пособие / P. X. Гильмеева, Е. Ю. Левина, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова; под нау. ред. В. Е. Козлова, С. В. Хусаиновой. - Казань : ФГБЕГУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2019.-156 с.

17. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 128 с.

18. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестник Северо-восточного федерального университета. - 2016. - № 3. - С. 30-35.

19. Труфанова Е. О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. -М. : Канон+, 2018. - 320 с.

20. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / пер. с нем. и общ. ред.: проф. А. В. Кезина. - М., 1998 [Электронный ресурс] // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 16.02.2012. -URL : https://gtmarket.ru/library/basis/4660/ (дата обращения : 11.05.2022).

21. Хуторской А. В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 4-11.

22. Шпет Г. Г. Мысль и Слово: Избранные труды. - М. : РОССПЭН, 2005. - 710 с.

23. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии / под ред. чл.-корр. РАН И. Т. Касавина, Н. Н. Ворониной. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2018. - 413 с.

24. BanduraA. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1986. - 617 p.

25. Cerul K. Cognitive sociology // Encyclopedia of social theory / ed. by G. Ritzer. - Thousand Oaks, Calif. : SAGE Publications Inc., 2005. - P. 107-111.

26. Chalmers David J. Facing up to the problem of cosciousness / Philosophy of Mind : A Guide and Antol-ogy. -N. Y.,2004. -P. 200-219.

27. Cicourel A. V. Cognitive sociology : language and meaning in social interaction. - N. Y. : Free Press, 1974.- 189 p.

28. DiMaggio P. Culture and Cognition. Annual Review of Sociology. - 1997. - Aug. - Vol. 23, № 1. - P. 263287. - URL : http://www.annualreviews.Org/doi/10.1146/annurev.soc.23.l.263/(датаобращения : 09.04.2022).

29. Kamaleeva A. R., Mukhametzyanova L. Yu., Nozdrina N. A. Cognitive constructs in educational cognitive activity//Science and Technology. -2019.-№ l.-C. 102-112.

30. Zerubavel E. Social mindscapes: an invitation to cognitive sociology. - Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1997. - 164 p.

Статья поступила в редакцию 05.07.2022

REFERENCES

1. Bazhanov V. A. Mozg - kul'tura - socium: kantianskaya programma v kognitivnyh issledovaniyah. - M. : Kanon+ ROOI «Reabilitaciya», 2019. - 288 s.

2. Bahtin M. M. К filosofii postupka // Sobranie sochinenij : v 7 t. Т. 1. - M. : Rus. slovari, 2003. - S. 7-68.

3. Bershadskaya E. A., Bershadskij M. E. Kognitivnye tekhnologii v obrazovanii // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya : Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. - 2016. -№3.-S. 5-11.

4. Glavatskih M. M. Socio-kognitivnyj podhod v issledovanii social'no-psihologicheskoj zrelosti lichnosti // Izvestiya Saratovskogo universiteta (Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya). -2015. - T. 4, № 2. - S. 131-135.

5. D'yui Dzh. Мое pedagogicheskoe kredo [Elektronnyj resurs], - URL : http://www.stradis.rf/publ/ rekomenduemye/j_dewey_my_pedagogic_creed/2-l-0-136 (data obrashcheniya : 18.04. 2022).

6. Efimov V. S., Lapteva A. V. Kognitivnyj universitet: kontury budushchego // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2014. - № 6(94). - S. 18-29.

7. Zhuravleva I. A. Transformaciya roli i prirody znaniya v obshchestve znanij: sociokognitivnyj podhod // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. -2012. -№ 1(60). - S. 218-224.

8. Kamaleeva A. R., Muhametzyanova L. Yu. Algoritm poetapnogo kognitivnogo modelirovaniya v este-stvennonauchnoj i gumanitarnoj sostavlyayushchih professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 1(101). - S. 129-136.

9. Kasavin I. T. Social'naya epistemologiya. Fundamental'nye i prikladnye problemy. - M. : ID «Al'fa-М», 2013.-557 s.

10. Levina E. Yu., Muhametzyanova L. Yu. Razvitie Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoj paradigmy // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2020. -№ 3(140). - S. 8-18.

11. Lihachev В. T. Ekologiya lichnosti // Pedagogika. - 1993. - № 2. - S. 19-23.

12. Lorenc K. Agressiya (tak nazyvaemoe «zlo»). - M. : Progress : Univers, 1994. - 269 s.

13. Mel'nik S. N. Psihologiya lichnosti: ucheb. posobie. - Vladivostok : TIDOT DVGU, 2004. - 96 s.

14. Merkulov I. P. Tendencii razvitiya evolyucionnoj epistemologii / otv. red. V. A. Lektorskij. - M., 2008. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. 132.

15. Mihajlov I. F. Koncepcii vychislenij v sovremennyh naukah о chelovecheskom poznanii // Filosofskie problemy informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva. - 2018. - T. 14, № 1. - S. 4-22.

16. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov : nauch.-metod. posobie / R. H. Gil'meeva, E. Yu. Levina, Т. M. Tregubova, L. A. Shibankova; pod nau. red. V. E. Kozlova, S. V. Husainovoj. - Kazan': FGBNU «Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem», 2019. - 156 s.

17. Sallivan G., Rotter Dzh., Mishel U. Teoriya mezhlichnostnyh otnoshenij i kognitivnye teorii lichnosti. -SPb. : Prajm-EVROZNAK, 2007. - 128 s.

18. Sergeev S. F. Kognitivnaya pedagogika: osobennosti naucheniya i obrazovaniya vzroslyh // Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta. - 2016. - № 3. - S. 30-35.

19. Trufanova E. O. Sub"ekt i poznanie v mire social'nyh konstrukcij. - M. : Kanon+, 2018. - 320 s.

20. Follmer G. Evolyucionnaya teoriya poznaniya. Vrozhdennye struktury poznaniya v kontekste biologii, psihologii, lingvistiki, filosofii i teorii nauki / per. s nem. i obshch. red.: prof. A. V. Kezina. - M., 1998 [Elektronnyj resurs]

// Elektronnaya publikaciya: Centr gumanitarnyh tekhnologij. - 16.02.2012. - URL : https://gtmarket.ru/library/basis/4660/ (data obrashcheniya : 11.05.2022).

21. Hutorskoj A. V. Nauchnaya shkola chelovekosoobraznogo obrazovaniya: koncepciya i struktura // Izve-stiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2009. - № 6. - S. 4-11.

22. Shpet G. G. Mysl' i Slovo: Izbrannye trudy. - M. : ROSSPEN, 2005. - 710 s.

23. Epistemologiya segodnya. Idei, problemy, diskussii / pod red. chl.-korr. RAN I. T. Kasavina, N. N. Voro-ninoj. -N. Novgorod : Izd-vo Nizhegorod. gosuniversiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2018. -413 s.

24. Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1986. - 617 p.

25. Cerul K. Cognitive sociology // Encyclopedia of social theory / ed. by G. Ritzer. - Thousand Oaks, Calif. : SAGE Publications Inc., 2005. - P. 107-111.

26. Chalmers David J. Facing up to the problem of cosciousness / Philosophy of Mind : A Guide and Antology. -N. Y.,2004.-P. 200-219.

27. Cicourel A. V. Cognitive sociology : language and meaning in social interaction. - N. Y. : Free Press, 1974. -

189 p.

28. DiMaggio P. Culture and Cognition. Annual Review of Sociology. - 1997. - Aug. - Vol. 23, № 1. - P. 263287. - URL : http://www.annualreviews.Org/doi/10.1146/annurev.soc.23.l.263/(dataobrashcheniya : 09.04.2022).

29. Kamaleeva A. R., Mukhametzyanova L. Yu., Nozdrina N. A. Cognitive constructs in educational cognitive activity // Science and Technology. -2019. -№ 1. - S. 102-112.

30. Zerubavel E. Social mindscapes: an invitation to cognitive sociology. - Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1997. - 164 p.

The article was contributed on July 05, 2022 Сведения об авторе

Стукалова Ольга Вадимовна - доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» по образовательным программам, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund.ru

Author Information

Stukalova, Olga Vadimovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Leading Researcher at the Laboratory of Cognitive Pedagogy and Digitalization of Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; Deputy Director of the Charitable Foundation for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life" for Educational Programs, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0001-8377-2388, stukalova@obrazfund.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.