Научная статья на тему 'Интерпретация синтаксиса в рамках когнитивных исследованиях'

Интерпретация синтаксиса в рамках когнитивных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СИНТАКСИС / ЛОГИКО-КОГНИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ДИСКУРС / МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / COGNITIVE SYNTAX / LOGICAL-COGNITIVE INTERPRETATION / DISCOURSE / MENTAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Е. А.

В статье обсуждается роль когнитивного синтаксиса в исследовании вербализации гипотаксиса. Автор приходит к выводу, что при интерпретации основных постулатов когнитивного синтаксиса должны учитываться глубинные механизмы формирования смысла предложения, имеющие выход в сферу взаимодействия мыслительных и языковых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERPRETATION OF SYNTAX IN COGNITIVE STUDIES

The article discusses the role of cognitive syntax in the study of verbalization of hypotaxis. The author comes to the conclusion that, when interpreting the basic postulates of cognitive syntax, deep mechanisms of the formation of the sense of the sentence should be taken into account, which have an outlet in the sphere of interaction between thought and language structures.

Текст научной работы на тему «Интерпретация синтаксиса в рамках когнитивных исследованиях»

УДК 811.11 ПЕТРОВА Е.А.

доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных и русского языков, Уфимский институт МВД России

E-mail: [email protected]

UDC 811.11 PETROVA E.A.

Doctor of Philology, docent, Head of the department of foreign and the Russian languages, Ufa Law Institute of

the Interior Ministry of Russia E-mail: [email protected]

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИНТАКСИСА В РАМКАХ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ THE INTERPRETATION OF SYNTAX IN COGNITIVE STUDIES

В статье обсуждается роль когнитивного синтаксиса в исследовании вербализации гипотаксиса. Автор приходит к выводу, что при интерпретации основных постулатов когнитивного синтаксиса должны учитываться глубинные механизмы формирования смысла предложения, имеющие выход в сферу взаимодействия мыслительных и языковых структур.

Ключевые слово: когнитивный синтаксис, логико-когнитивная интерпретация, дискурс, ментальная репрезентация.

The article discusses the role of cognitive syntax in the study of verbalization of hypotaxis. The author comes to the conclusion that, when interpreting the basic postulates of cognitive syntax, deep mechanisms of the formation of the sense of the sentence should be taken into account, which have an outlet in the sphere of interaction between thought and language structures.

Keywords: cognitive syntax, logical-cognitive interpretation, discourse, mental representation.

Сложившиеся в настоящее время общенаучные тенденции в развитии лингвистики и смежных с ней наук привели к необходимости переосмысления многих языковых явлений с учетом комплексного подхода к выявлению их сущности. Так, все большую актуальность применительно к анализу различных уровней языка приобретает когнитивно-дискурсивная парадигма. В рамках настоящего исследования мы обратились к освещению одного из приоритетных направлений когнитивной грамматики, а именно когнитивного синтаксиса, поскольку синтаксис занимает вершинное положение в иерархии языковых подсистем. В связи с этим сосредоточимся подробнее на возможности применения термина «когнитивный» к синтаксису. Ранее когнитивный синтаксис не рассматривался как самостоятельное явление когнитивной грамматики, т.е. речь идет о создании нового направления когнитивного исследования. По мнению Е.О. Менджерицкой, исследование такого рода вносит вклад в развитие когнитивной науки в целом и когнитивной лингвистики в частности [4, с. 219].

Обращение к когнитивному синтаксису обусловлено следующими факторами. Во-первых, в синтаксисе уже давно признана необходимость выхода за рамки предложения, абзаца на уровень анализа целого текста. Во-вторых, как показывает обзор литературы по проблеме, все больше ученых признают необходимость учета не только лингвистической, но и экстра лингвистической реальности при анализе грамматики, тем самым, переходя с формально-логического уровня на уровень мыслей, чувств, психологии адресанта и адресата ин-

формации |5|.

Когнитивный синтаксис является частью когнитивной грамматики, рассматривающей языковое воплощение мыслительных категорий и стратегий человеческого сознания, поэтому отличие когнитивного направления в современном синтаксисе от традиционного структурного похода заключается в том, что он позволяет вскрыть сложные взаимосвязи между мыслительно-понятийными категориями и конкретно-языковыми способами их выражения. Действительно, пришло понимание того, что грамматика опирается на знание мира и, следовательно, все грамматические категории, в том числе и синтаксические, имеют когнитивный статус. Задача лингвиста в данном случае - «усмотреть за разнообразием форм именно разное видение ситуации» [3, с. 117].

Исследованиям в области когнитивного синтаксиса посвящены работы М.Я. Блоха, H.H. Болдырева, H.A. Кобриной, И.И. Прибыток, Е.Ф. Серебренниковой, J1.A. Фуре, A.A. Худякова, Дж. Эйтчисон и других ученых, занимающихся разнообразными векторами исследования, исходящими из того, что языковую деятельность целесообразно рассматривать как один из модусов «когниции», составляющий вершину айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся чисто лингвистическими, но дающие предпосылки для последних [1]. То есть речь идет об описании синтаксических структур в терминах правил их построения, «работающих» в тесном взаимодействии с «когнитивными схемами». Эти схемы составля-

© Петрова Е.А. © Petrova Е.А.

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

ют внеязыковую систему «ментальной компетенции». Таким образом^ упор делается на функциональность, а не на формальную простоту.

Обобщив основные постулаты когнитивного синтаксиса, мы пришли к выводу, что в рамках данного исследования, как правило, заостряется внимание на следующих ключевых моментах:

1. Анализируются когнитивные категории препозитивного конституента предложения, рассматриваются проблемы прототипических категорий, многозначности и «объективности», подход к осмыслению мира, отражающийся в формальной организации синтаксических единиц, предлагается когнитивное моделирование сферы синтаксиса: предлагается определение категорий онтологического концепта, и изучаются общие вопросы языковой категоризации.

2. Выдвигается гипотеза о том, что современный подход к языку переместил центр исследований с вопроса об отношениях между единицами внутри поля на проблему деления единицами языкового поля экстралингвистического пространства. Это позволяет по-новому взглянуть на теорию семантического поля, развивавшегося в середине прошлого века И. Триром и Л. Вайсгербером |2|. и экстраполировать ее принципиальные положения на предложение, которое вместе со словом является номинативной единицей.

3. Делается упор на проблемы доступа через язык к сознанию и протекающим в нем процессам. Например, рассматривается проблема креативности в синтаксисе, затрагивающая общие вопросы лингвокре-ативности. Речь идет о важности проблем, связанных с креативными возможностями и закономерностями речевой деятельности человека и креативными аспектами синтаксиса. Очерчивается один из важных аспектов проявления лингвокреативности, связанной с проблемами эвристичности речемыслительной деятельности самого человека говорящего.

4. Дается когнитивно-ориентированная интерпретация возможности участия синонимов в процессе смыслопорождения тскста/дис ку рса.

5. Приводятся доступные посредством корпусов текстов эмпирические данные, которые свидетельствуют об исключительной креативности как синтаксиса, так и других языковых уровней.

На уровне когнитивного синтаксиса возможно также исследование специфической системы и модели, которая включает все процессы, происходящие при понимании связного текста [6]. Здесь он находит точки соприкосновения с когнитивной семантикой. Собственно говоря, когнитивный синтаксис можно определить как сверхглубинную семантику, попытку рассмотреть языковые структуры как результат освоения мира человеческим познанием.

Как можно убедиться, в рамках когнитивного синтаксиса могут быть представлены различные аспекты, методы и приемы исследования средств и способов категоризации ситуаций действительности в языке в проекции на уровень предложения, с рассмотрени-

ем особенностей процессов категоризации в синтаксисе, связанных с анализом целого ряда предложенческих категорий. Можно сказать, что когнитивистский подход в синтаксисе связан с использованием принципа «когнитивного соответствия», формулируемого так: выдвигая представление (репрезентацию) для конкретной единицы, следует обратить внимание на то, как эта единица узнается. Из нескольких конкурирующих исследовательских гипотез о структуре предложения, предиката, текста и т.п. выбирается та. которая в наибольшей степени соответствует, по мнению исследователя, когнитивной реальности. Это положение противоположно принципу прямого соответствия, согласно которому элементы репрезентации прямо соответствуют Сущностям в мире и отражают истинные условия, или условия удовлетворения. В силу принципа когнитивного соответствия когнитивная структура заложена в значениях языковых выражений.

На наш взгляд, однако, в когнитивном синтаксисе не получили должного исследования глубинные механизмы формирования смысла предложения, которые имеют выход в сферу взаимодействия мыслительных и языковых структур и, в целом, сопряжены с областью интерактивных связей когнитивных систем человека и тех логических форм, в частности умозаключений, которыми он оперирует в речи. Не получили детального объяснения и скрытые глубинные механизмы взаимодействия синтаксиса и семантики, а также не показана основа креативности человеческого мышления и языка, которая связана с динамическим характером речемыслительной деятельности и формально проявляется в разнообразии синтаксических конструкций. Нераскрытыми остаются и сами процедуры структурирования знаний, которыми оперирует говорящий в процессе формирования смысла предложения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Изучение этих проблем непосредственно связано с логическими организациями мысли и конкретными синтаксическими структурами.

В связи с этим, мы полагаем, что поскольку предложению как языковому знаку приписывается определенный содержательный план в виде семантического инварианта - пропозиции, постольку целесообразно в рамках когнитивного синтаксиса обращаться к логико-когнитивной интерпретации предложений. Данный подход, по нашему мнению вполне оправдан, так как рассмотрение содержательных категорий предложения с учетом синтаксического уровня, семантического уровня и уровня высказывания вводит в исследовательское поле прагматические аспекты и различные операции речемыслительной деятельности говорящего.

Для нас, бесспорно, базисным является идентификация ментального и языкового уровней в структуре предложения и изучение механизма их взаимодействия. Иными словами, исследование структуры предложения с позиций когнитивного подхода предполагает осмысление различных мыслительных и познавательных процессов человека, а также учет прагматических факторов, влияющих на конструирование смысла, так как

данные процессы неизбежно получают языковую опо-средованность именно в ходе формирования смысла предложения. Вполне логично, что в рамках когнитивного подхода целесообразно оперировать данными, полученными в сфере таких наук, как философия и логика. Следовательно, возникает необходимость исследования языка в его логико-когнитивной и интерпретирующей функциях. Именно интерпретирующая функция языка связана не только с передачей знаний средствами языка, но и с изучением различных языковых фактов и явлений с точки зрения того, как они отражают видение и восприятие мира человеком и способы репрезентации интерпретируемого знания в дискурсе.

Таким образом^ изучение корреляций между содержанием языковых единиц и мыслительных категорий и связей, которые существуют в сознании говорящих / пишущих и проявляют себя как основание для логической оценки, имеет непреходящую ценность для коммуникативной и интерпретативной лингвистики. В связи с этим важнейшим этапом в исследованиях когнитивного синтаксиса представляется логико-когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых

единиц. Мы склонны полагать, что именно данная процедура поможет симультанно или поэтапно в полном объеме исследовать семантику любого предложения и позволит смоделировать его логические формы, вербализованными в дискурсе, т.е. вскрыть, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания, и как это знание «когнитивно» перерабатывается.

Итак, предлагаемый нами подход органично вписывается в парадигму существующих методов когнитивных исследований синтаксических структур, так как именно когнитивный подход к исследованию предложения-высказывания позволил по-иному рассмотреть уже неоднократно обсуждавшуюся проблему функционирования синтаксических средств в преломлении к процессам синтаксической репрезентации. Все вышеперечисленные исследовательские интенции создают определенную методологию, в рамках которой представляется возможным определить следующие ключевые факторы в логико-когнитивной интерпретации синтаксиса: синтаксический фактор, логико-семантический фактор и дискурсивный фактор.

Библиографический список

1. БлохМ. Я., Богданова С. Ю., Карлсон Ф., Ковапева Л. М., КудагиоваВ. Ю., МуняеваЕ. II., Семенова Т. II., СеребренниковаЕ. Ф., Степаненко В. А., Фуре Л. А., Хантакова В. М. Когнитивные категории в синтаксисе: коллективная монография. Иркутск: ИГЛУ. 2009. 249 с.

2. Вайсгербер II.Л. Родной язык и формирование духа / пер. с нем., вступ. ст. и комментарий О. А. Радченко. М.: Едиториал УРСС. 2004. 232 с.

3. Кубрякоеа Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М: Языки славянской культуры. 2004. 560 с.

4. Менджерицкая Е.О. Когнитивный синтаксис современного английского языка: Предмет и принципы // Вестник СамГУ. 2009, №7. С. 219-224.

5. Петрова Е. А Истоки и векторы логаю-югаитивного направления в изучении языка: монография. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2013. 128 с.

6. Dijk Т. A. vail Discourse and Manipulation [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.discourses.org/Unpublished/ideo-dis. htm. Дата обращения 07.04.2017.

References

1. BlokhM. Ya., Bogdanov, S. Y., Carlson, F., Kovaleva L. A I., Kudashov V. Yn., Musaeva E. I., Semenova Т. I., Serebremiikova E.F., Stepanenko К A., FursL. A., Hantuchova V.M. Cognitive categories in syntax: the collective monograph. Irkutsk: ISLU. 2009. 249 p.

2. Weisgerber. L. Native language and the spirit / introd. article and review O. A. Radchenko. M.: Editorial URSS. 2004. 232 p.

3. Kubiyakova E.S. Language and knowledge: On the way of getting knowledge about language: Parts of speech from cognitive point of view. The role of language in understanding the world. Moscow: Languages of Slavic culture. 2004. 560 p.

4. MendzheritskayaE.O. Cognitive syntax of modem English: Subject and principles// Bulletin of the SSU. 2009. No. 7. Pp. 219-224.

5. Petrova E.A. The sources and vectors of logical-cognitive language learning: monograph. Ufa: ULI MVD RF. 2013. 128 p.

6. Dijk van T.A. Discourse and Manipulation [Electronic resource]. Mode of access: www.discourses.org/Unpublished/ideo-dis.htm. Date of access 07.04.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.