УДК 340.01
DOI: 10.24411/2618-8120-2022-2-19-27
Е. Ф. Усманова
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,
Саранск, Россия, e-mail: usmanowa ef@rambler.ru
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА1
В настоящей статье исследуется проблема интерпретации права как составляющей правовой культуры общества. Актуальность темы обусловлена насущной проблематикой в сфере интерпретации права в современных условиях. Интерпретация (толкование) права является одним из важнейших видов юридической деятельности. Она осуществлялась на всех этапах существования и развития государственности с момента возникновения самого государства, а ее результат, выраженный в актах официального толкования права, всегда вызывал интерес у ученых и правоприменителей. В статье подробно анализируется неофициальное толкование права и его виды. Именно неофициальное толкование права в большей мере зависит от уровня правосознания и правовой культуры всего общества. Автором отмечается, что, являясь необходимой составляющей правоприменительной деятельности, интерпретация права, формируя правовое мышление, становится существенным элементом правовой культуры общества. В современной России неофициальное толкование права сильно недооценено и не воспринимается законодательными органами всерьез. Однако правильное уяснение и разъяснение подлинного содержания и смысла норм права (воли законодателя) всеми субъектами права и единообразное применение на практике является залогом установления в обществе и государстве высокой правовой культуры, укрепления законности и правопорядка.
Ключевые слова: интерпретация права, толкование права, неофициальное толкование, обыденное толкование, доктринальное толкование, научное толкование, профессиональное толкование, правовая культура.
E. F. Usmanova
National Research Ogarev Mordovia State University,
Saransk, Russia, e-mail: usmanowa_ef@rambler.ru
1 Исследование выполнено в рамках научного проекта № г/б 15-22.
INTERPRETATION OF LAW AS A COMPONENT OF THE LEGAL CULTURE OF THE SOCIETY
This article examines the problem of interpreting law as a component of the legal culture of society. Interpretation of law is one of the most important types of legal activity. It has been carried out at all stages of the existence and development of statehood since the emergence of the state itself, and its result, expressed in acts of official interpretation of law, has always aroused the interest of scientists and law enforcers. The article analyzes in detail the unofficial interpretation of law and its types. It is the unofficial interpretation of law that largely depends on the level of legal awareness and legal culture of the whole society. The author notes that being a necessary component of law enforcement, the interpretation of law, forming legal thinking, becomes an essential element of the legal culture of society. In modern Russia, the unofficial interpretation of law is greatly underestimated and is not taken seriously by the legislature. However, the correct understanding and explanation of the true content and meaning of the rules of law (the will of the legislator) by all subjects of law and uniform application in practice is the key to establishing a high legal culture in society and the state, strengthening law and order.
Keywords: interpretation of law, unofficial interpretation, everyday interpretation, doctrinal interpretation, scientific interpretation, professional interpretation, legal culture.
Введение
Интерпретация (толкование) права является одним из важнейших видов юридической деятельности. Она осуществлялась на всех этапах существования и развития государственности с момента возникновения самого государства, а ее результат, выраженный в актах официального толкования права, всегда вызывал интерес у ученых и правоприменителей. Неоднозначность закона - вечный спутник самого права и его реализации. Сложные формулировки, неясный смысл закона - вот лишь немногие причины, вызывающие необходимость осуществления правоинтерпретации. Этому способствуют и бесконечные реформы действующего законодательства.
Проблема состоит также и в том, что создателями и интерпретаторами права часто являются различные социальные субъекты правового общения, обладающие собственными, нетождественными юридическими картинами мира, в границах которых оценивается и существует право. Следовательно, языки интерпретации юридического текста и его прочтение по определению также не совпадают, их носители представляют различные культурные и лингвистические общности, говорят и понимают право в различных культурных традициях и практиках языкового и культурного общения. Отсюда и проистекают возможные правовые коллизии [3, с. 34].
Необходимость интерпретации права связывается и с тем, что в законодательных актах имеются порой противоречивые формулировки. Данный факт приводит к разному понимаю их государственными органами и
гражданами. Следствием этого являются судебные споры, разная реализация одних и тех же правовых норм. Толкование норм права - один из древнейших правовых институтов. Оно уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в эпоху господства римского права римские юристы уделяли достаточно внимания толкованию права, вырабатывая свои приемы и способы познания права. Уже тогда складывалась цель толкования норм права как единообразное уяснение и понимание норм действующего права.
Методы
Изучение интерпретации права как составляющей правовой культуры общества осуществляется с помощью диалектического метода познания с применением специальных научных методов. Использованы общенаучные методы, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, описательный и др.
Результаты и обсуждение
Общерегулятивный потенциал как права в целом, так и отдельной его нормы в зависимости от различных ситуаций актуализируется в соответствии с особенностями этих ситуаций и проявляется в различных актуально-регулятивных значениях. Если бы дело обстояло иначе, и текст акта тождественно и равноценно действовал бы абсолютно везде, как магическое заклинание, тогда и интерпретация права была бы не нужна.
Интерпретация права - важная составляющая правовой культуры, сложная и многогранная деятельность, интеллектуальный процесс, направленный на познание и разъяснение смысла правовых норм. Интерпретация права в большинстве своем зависит от уровня правосознания и правовой культуры субъектов, осуществляющих толкование, а именно их профессиональной подготовки, компетентности и грамотности. Так, один и тот же закон, в зависимости от того, кто и как его интерпретирует и для каких целей, можно истолковать по-разному. Интерпретацию права можно характеризовать как специфическую деятельность, направленную на раскрытие содержания нормативно-правовых предписаний и объяснение выраженной в них воли субъектов правотворчества и связанную с удовлетворением реальных потребностей и интересов людей, а также как своеобразный фактор правовой культуры [5, с. 9].
В осуществлении толкования права необходимо выяснить, как оно осуществляется. Здесь следует различать два направления деятельности: уяснение для себя и разъяснение для других. Целью уяснения является познание права. Уяснение происходит в сознании субъекта раньше разъяснения.
Разъяснение является продолжением мыслительной деятельности. Такое толкование, в отличие от уяснения, адресовано не себе, а другим лицам.
Рассматривая интерпретацию права как составляющую правовой культуры общества необходимо подробно остановиться на неофициальной интерпретации права. В юридической литературе уделяется недостаточное внимание неофициальному толкованию. При этом неофициальная интерпретация права -
это разъяснение норм права, которое дается не уполномоченными на то субъектами и которое не имеет юридической силы.
Неофициальная интерпретация осуществляется организациями, не имеющими официальных полномочий разъяснять смысл: общественными организациями, научными и образовательными учреждениями, практиками и другими. Данный вид толкования не имеет установленной законом формы своего выражения. Его важной особенностью является то, что он не имеет юридической силы и юридических последствий.
В свою очередь, неофициальное толкование подразделяется на профессиональное, обыденное и доктринальное (научное).
Профессиональная интерпретация права представляет собой толкование, которое осуществляется юристами-судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и другими специалистами в ходе осуществления ими профессиональной юридической деятельности. Эти специалисты имеют высшее юридическое образование, обладают знаниями действующего законодательства и практики его применения [6, с. 54].
Профессиональная интерпретация может осуществляться как в устной форме (в виде рекомендации, консультации по юридическому вопросу), так и в письменной (в виде письменного заключения, выступления в печатном виде).
Обыденная неофициальная интерпретация права представляет собой толкование норм права людьми, не имеющими юридического образования и не работающими в сфере права. Такая интерпретация права осуществляется большей частью общества современной России, и именно она отражает уровень правовой культуры общества в целом, уровень лоббизма, гражданско-правовую активность, доверие к органам власти в целом.
Бесспорно, такая интерпретация права нередко имеет поверхностный бытовой характер, может присутствовать неадекватная оценка закона, но при этом такое толкование имеет смысл в контексте целого общества. В современный период развития государства обыденное толкование права часто имеет негативную окраску, что связывается с невысоким уровнем правовой культуры или с проявлениями правового нигилизма.
Обыденное толкование нормы права исходит от обычных рядовых граждан на уровне бытового их понимания. Обыденное толкование - «правовое явление, выражающее правовые чувства, эмоции, представления, переживания, оценочные и иные суждения, происходящие в сфере психики граждан в связи с исполнением прав и обязанностей, отношения к праву в целом и к конкретному закону или иному нормативному правовому акту в частности» [7, С. 112]. В обыденном толковании текста законов рядовыми гражданами особенно значимо проявляются ограниченные возможности стратегии, ориентированной на однозначность понимания. Как было отмечено Н. Д. Голевым, «...обыденное языковое сознание не может действовать иначе, чем в режиме субъективной интерпретации, мягкой семантизации и приблизительного отождествления. Для него ближе представление о множественности интерпретации» [4, С. 27]. Множественный характер интерпретации определен вариативностью языка, а
также психическими особенностями человека, активным и творческим характером. В процессе интерпретации права обычный человек сталкивается с юридическими терминами, конструкциями, составляющими юридический язык. В силу этого понимание и уяснение правовых норм обычными людьми не всегда отвечает правовому замыслу законодателя, представленному в тексте нормативного акта. Его характерная особенность в том, что оно может быть ошибочным, иногда чисто эмоциональным. Однако обыденное толкование имеет значение для закона, оно важно при принятии юридически значимых шагов. Обыденное толкование по своей сути представляет собой выражение общественного мнения, так как с его помощью общество находит определенный способ самовыражения, что может отражать направление развития общественных отношений. Конечно, обыденное толкование закона не приемлет никаких внешних (письменных) выражений. Это показатель уровня правовой культуры общества и государства в целом.
Хотя отмечается, что обыденное толкование, даваемое гражданами, может использоваться на отдельных стадиях правотворческого процесса. Так, хорватский парламентский закон допускает участие общественности в процедуре аутентичного толкования посредством инструментов петиции, информирования и участия в рабочих группах и рабочих органах, с некоторыми особенностями [10, р. 127].
В учебной литературе описывается участие научного толкования в создании и принятии закона, а именно говорится о том, что современное научное толкование является подспорьем, помощником для законодателя при издании закона. Научное толкование - это толкование, проводимое, по мнению
B. В. Лазарева, в результате творческих поисков, научного анализа права [8, с. 450]. Спорным остается вопрос о субъекте такого толкования. Например,
C. В. Бошно выделяет научное толкование, которое проводят студенты, преподаватели и т.п. и подвид научного - доктринальное - это такое разъяснение смысла правовой нормы, которым уже неоднократно пользовались и оно, априорно, не подлежит сомнению [2, с. 320]. Однако многие исследователи не проводят между данными понятиями различий, отождествляя их.
В современной России каждый год проводятся разные мероприятия, конкурсы, круглые столы и т.п. для студентов-юристов. Суть всех этих мероприятий сводится к выработке законодательной инициативы и самостоятельной подготовке этой инициативы в законодательный проект.
Видится существенный недостаток данных мероприятий в том, что все они носят локальный характер и локальное действие, которое практически не ощутимо для людей и которое не представляет действительно важное значение для законодателя.
Проблема современного научного толкования в том, что достаточная часть статей, посвященных толкованию, попытке толкования права или проблем в праве сводится к переработке, а не выработке научных знаний.
Итак, доктринальная интерпретация права - это толкование нормы права, исходящее от ученых-юристов в процессе их научной деятельности. Этот вид
толкования, например, может встречаться в виде научных комментариев к действующим кодексам, в форме учебников для студентов по юридическим дисциплинам, научных статей и монографий, написанных специалистами в области права [1, с. 15]. Ценность доктринального вида толкования состоит в имеющихся детальных аргументах, обоснованных доказательствах, объяснениях и рассуждениях автора о том, как следует понимать и применять определенную норму. Такие мнения и рекомендации могут помочь и повлиять на правоприменительную практику. Это проявлялось еще в древние времена, когда римские юристы своими замечаниями, предложениями и рекомендациями оказали огромное влияние на развитие законодательства, непосредственно способствуя развитию государства и права в Риме [10, р. 120].
В литературе выделяется несколько принципов доктринального толкования. К основным относятся:
1) принцип законности - точное и неукоснительное соблюдение самого закона, недопустимость произвольного искажения толкователем его истинного значения;
2) принцип гуманизма - обязательное уважение толкователем прав, интересов личности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
3) принцип объективности - реализация толкования вне зависимости от личных, групповых, общественных пожеланий и убеждений. Этот принцип означает необходимость достижения реального смысла правовой нормы;
4) принцип всесторонности - реализация толкования с использованием всей системы технических средств, чтобы понять смысл нормы права;
5) принцип ясности результатов толкования - систематизация и изложение представлений, знаний о значении права в лаконичной форме, с использованием четких формулировок. Субъект доктринального толкования не может под предлогом разъяснения хотя бы частично изменить содержание нормы права [7, с. 15];
6) принцип обоснованности доктринальных результатов толкования -выводы субъекта толкования должны основываться на научных и теоретических фактах.
Таким образом, не следует преуменьшать роль доктринального толкования - научно обоснованные суждения представителей юридической науки, подтвержденные анализом и базирующиеся на принципах толкования, представляют важность и интерес не только с теоретической, но и с практической точек зрения.
Так, нередки случаи, когда после выхода в свет диссертационного или иного фундаментального правового исследования, содержащего, помимо толкования права, выводы о недостатках правового регулирования, законодательным органом вносились соответствующие изменения в законодательство. То есть, в ряде случаев результаты толкования служат правообразующим материалом, предварительными проектами будущих норм права, становятся значимым инструментом совершенствования законодательства. Кроме того, доктринальное толкование права значительно
обогащает юридическую науку и практику новыми знаниями, способствует реформированию юридической практики.
Одной из проблем неофициального толкования, выделяемых в юридической литературе, является вопрос о существовании такого вида толкования, как индивидуальное.
При делении толкования права на официальное и неофициальное по такому основанию, как субъект, обнаруживается следующая проблема. Должностное лицо, которое уполномочено осуществлять в своей профессиональной деятельности официальное толкование, может также осуществлять неофициальное толкование, например, во время дискуссии в повседневной жизни или при написании научной статьи.
Поэтому, представляется верным считать, что при делении толкования на официальное и неофициальное критерием классификации должен выступать не субъект, а степень обязательности результата толкования.
Необязательный характер неофициального толкования не означает, что оно не имеет ценности, потому что многие законодательные нормы трактуются в юридической практике так же, как и в юридической науке. Гораздо ближе к гражданину по языковой составляющей являются комментарии и аргументы ученых, нежели акты официального толкования. Также с помощью неформального толкования органы власти могут понять и проследить природу и вектор развития общественных отношений. Говоря о роли неофициального правоприменительного толкования права, отметим, что в юридической литературе существует актуальность вопроса об обязательности профессионального толкования. Отвечая на него, необходимо руководствоваться конкретными условиями, при наличии которых дается данное толкование.
Акты доктринального и профессионального толкования права оказывают существенную помощь как в правотворческом процессе при внесении законодателем изменений и дополнений в нормативный акт, так и в правоприменительном процессе при применении неясной нормы судьей, прокурором, следователем, адвокатом в ходе осуществления своей деятельности, тем самым способствует укреплению режима законности и правопорядка. Нужно подчеркнуть, что проблемы, которые возникают, в связи с процессом уяснения норм, необходимо устранять на стадии создания нормативных актов. Законодатель, осуществляя нормотворческую деятельность, должен тщательнее подходить к созданию норм права, поскольку только от него зависит, насколько корректно может быть интерпретирована норма в процессе толкования, и сколько субъекты толкования будут затрачивать времени на уяснение смысла норм права.
Современная юридическая практика подтверждает, что толкование всегда было и будет действенным инструментом управления и обоснования процессов правоприменения, способствующим обеспечению повышения уровня правосознания и правовой культуры общества.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что, являясь необходимой составляющей правоприменительной деятельности, интерпретация права, формируя правовое мышление, становится существенным элементом правовой культуры общества. В современной России неофициальное толкование права сильно недооценено и не воспринимается законодательными органами всерьез. Однако правильное уяснение и разъяснение подлинного содержания и смысла норм права (воли законодателя) всеми субъектами права и единообразное применение на практике является залогом установления в обществе и государстве высокой правовой культуры, укрепления законности и правопорядка.
Библиографический список
1. Арзамасов Ю. Г. Проблемы доктринального толкования права // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. № 4. С. 9-25.
2. Бошно С. В. Теория государства и права. М., 2018. 406 с.
3. Веденеев Ю. А. Интерпретации права как культурно-исторический феномен: категория и институт // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 5(66). С. 32-46.
4. Голев Н. Д. Правовая коммуникация в зеркале естественного языка // Юрислингвистика-7 : Язык как феномен правовой коммуникации. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 8-36.
5. Мирошниченко Д. А. Интерпретация права и правовое регулирование: юридический дискурс: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2012.191 с.
6. Пронина Е. Н. Толкования норм права как неотъемлемый элемент механизм правового регулирования: сущность и проблемы // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 10. С. 53-56.
7. Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права. М. : Профобразование, 2000. 112 c.
8. Теория государства и права / под ред. В. В. Лазарева, С. В. Липень. М., 2019. 521 с.
9. Berisha F., Berisha B. The Interpretation of Law and Social Practice // Acta Universitatis Danubius: Juridica. 2019 № 15. 111-121.
10. Struic G. The Question of Public Participation in the Procedure for Authentic Interpretation of Laws. // Review of European and Comparative Law. 2021. № 44. P. 127-154. 10.31743/recl.11433.
References
1. Arzamasov YU. G. Problemy doktrinal'nogo tolkovaniya prava (Problems of doctrinal interpretation of law) // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2016. № 4. S. 9-25.
2. Boshno S. V. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). M., 2018. S. 406.
3. Vedeneyev YU. A. Interpretatsii prava kak kul'turno-istoricheskiy fenomen: kategoriya i institut (Interpretations of law as a cultural and historical phenomenon: category and institution) // Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. 2016. № 5(66). S. 32-46.
4. Golev N. D. Pravovaya kommunikatsiya v zerkale yestestvennogo yazyka (Legal communication in the mirror of natural language) // Yurislingvistika-7 : YAzyk kak fenomen pravovoy kommunikatsii. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2006. S. 8-36.
5. Miroshnichenko D. A. Interpretatsiya prava i pravovoye regulirovaniye : yuridicheskiy diskurs (Interpretation of law and legal regulation: legal discourse): diss. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2012. 191 s.
6. Pronina Ye. N. Tolkovaniya norm prava kak neot"yemlemyy element mekhanizm pravovogo regulirovaniya: sushchnost' i problem (Interpretation of the norms of law as an integral element of the mechanism of legal regulation: essence and problems) // Vestnik Nizhegorodskoy pravovoy akademii. 2016. № 10. S. 53-56.
7. Sotsuro L. V. Neofitsial'noye tolkovaniye norm prava (Unofficial interpretation of the rules of law). M. : Profobrazovaniye, 2000. 112 c.
8. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law) / pod red. V. V. Lazareva, S. V. Lipen'. M., 2019. S. 521.
9. Berisha F., Berisha B. The Interpretation of Law and Social Practice // Acta Universitatis Danubius: Juridica. 2019 № 15. P. 111-121.
10. Struic G. The Question of Public Participation in the Procedure for Authentic Interpretation of Laws. // Review of European and Comparative Law. 2021. № 44. P. 127-154. DOI 10.31743/recl.11433.
Сведения об авторе
Усманова Елена Фанильевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин юридического факультета ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Область научных интересов: проблемы теории права, правовая культура, правовая коммуникация. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. E-mail: usmanowa_ef@rambler.ru
About the author
Usmanova Elena Fanilevna - Candidate of Law, associate Professor, associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the Faculty of Law of N. P. Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of the theory of law, legal culture, legal communication. The author of over 150 scientific and educational works. E-mail: usmanowa_ef@rambler.ru