Научная статья на тему 'Интерпретация лоббистского дискурса в текстах СМИ'

Интерпретация лоббистского дискурса в текстах СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИРОВАНИЕ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЛОББИСТСКИЙ ДИСКУРС / ЛОББИСТСКИЕ СМЫСЛОВЫЕ КОДЫ / LOBBYING / MASS COMMUNICATION / PUBLIC OPINION / LOBBYING DISCOURSE / LOBBYING SENSE CODES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муллагалиев Радик Гаделович

Ставится проблема ангажированности современных российских СМИ отечественными и зарубежными политикоформирующими кругами, что снижает доверительность взаимоотношений между читателями и журналистами, а также сказывается на медиабезопасности российских СМИ. Тема актуальна в связи с предложением алгоритма анализа и интерпретации текстов СМИ на предмет распознавания лоббистских материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation Lobbying Discourse in the Mediatexts

Forms and methods indirect lobby are considered in article. Under him author understands, in particular, draft on funds mass information as public platform for moving interest professional politician, public figures and leader of the different groups. Givenned phenomenon in traditional mass media by escalated social networks in internet that is caused process convergence in journalism.

Текст научной работы на тему «Интерпретация лоббистского дискурса в текстах СМИ»

spread quickly and almost uncontrollably. Estimates published in such a case must be verified and very neutral, in order to avoid conflicts of interest caused by the excessively categorical judgments. First of all, the experts should be well acquainted with background lighting of international relations, the official interpretation of certain aspects of relationships and nuances that are inevitable.

Respect the audience and to provide her evaluated information - a task the media. Prepare a team of reporters, analysts and operatives Kazakhstan is necessary. History of International Relations stores samples strong commitment to government’s foreign policy comments that allowed withstand specific tactics to achieve strategic objectives. Indicative in this respect memoir of Golda Meir, who for many years led the Israeli government in its infancy, an experienced politician, G. Meir and her colleagues were masters in such a political tool, as the media, to promote ethnicity and national interests. Middle East problems the second half of the 20th century do not seem complete without the «Arab-Jewish» sectors.

Thus, the complexity of the actual CAR defines diversity of sources of information about the situation around Central Asia is the official media, the development of independent experts, research, expert opinion of Russia, Europe and the U.S., the print media (newspapers, magazines), the Internet. Less accessible due to the language barrier publishing Chinese, Afghan, Korean and Japanese experts and journalists about the role of Central Asia in the international spectrum of relations. These dialectical changes must be sensitive analytical frameworks and state agencies, not to

be at the tail end of progress and finally lose the pulse of rapid flow in which information is carried by a whirlwind. The quality of its processing, the target «incarcerated» and broadcasting require more attention and probably more tolerance investigative journalism as a way to attract the public to the fact Kazakh discussion, because in a dispute born truth. (Civil society sometimes can detect activity and rationality in the search for optimal solutions to this it should fail and bring media culture).

International and political journalism, the media should be considered as information and communication tool in international relations. Accordingly, for the training of qualified personnel in this specialty need supervision strategic analytical departments of quality set of learning, teaching and practical training, in close alliance with the university producing department.

Список литературы

1. Политический процесс в Центральной Азии: результаты, проблемы, перспективы. М., 2011. 406 с.

2. Токаев, К. Под знаменем независимости. Очерки внешней политики Республики Казахстан. Астана, 1997.

3. Arystanbekova, A. Globalization: the history, dynamics, aspects, facets and perspectives. Astana, 2007.

4. Brad, F. Media Relations Handbook. L., 2004.

5. Current regional conflicts and problems of a political settlement : lectures. Astana, 2006. 412 p.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 48-51.

Р. Г. Муллагалиев

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛОББИСТСКОГО ДИСКУРСА В ТЕКСТАХ СМИ

Ставится проблема ангажированности современных российских СМИ отечественными и зарубежными политикоформирующими кругами, что снижает доверительность взаимоотношений между читателями и журналистами, а также сказывается на медиабезопасности российских СМИ. Тема актуальна в связи с предложением алгоритма анализа и интерпретации текстов СМИ на предмет распознавания лоббистских материалов.

Ключевые слова: лоббирование, массовая коммуникация, общественное мнение, лоббистский дискурс, лоббистские смысловые коды.

Интерпретация лоббистского дискурса в текстах СМИ

49

Тематический анализ газетных публикаций свидетельствует о том, что более 70 % материалов СМИ посвящены освещению деятельности органов власти на разных уровнях, международной политической тематике, экономическим проблемам. Особую нишу во всех сегментах политической, деловой журналистики занимают публикации, носящие лоббистский характер. Понятие лоббизм в контексте данной статьи представляет собой деятельность, направленную на продвижение через СМИ конкретных устремлений группы по интересам, а также отдельного лица, в поле зрения государственных органов власти, общества в целом. Демократизация общественных отношений в мире изменила условия достижения успеха в своих «лоббистских» притязаниях. Если ранее для этого было достаточно оказаться в фаворитах у власти или приближенных к ней особ, то сегодня важным условием для продвижения личных и групповых интересов становится общественное мнение, деловая репутация.

Поведение политиков в массмедиа России, интерпретация их речи становится предметом научного анализа не только политологов, но и филологов, социологов, которые исследуют политическое литературоведение, рассматривают макроструктуры политического дискурса и политической лингвистики.

Исследование лоббизма, лоббистского дискурса лежит на пересечении разных дисциплин и связано с анализом формы, задач и содержания предмета дискурса, употребляемого в определенных («политических») ситуациях. В своей сути данные материалы являются проекцией социально-политической коммуникации между изданием и ее аудиторией. Как правило, эта коммуникация бывает представлена в текстах, которые несут в себе определенную смысловую нагрузку, используемую для воздействия на читателя с целью побуждения его к социально-значимым или политическим действиям. Также предполагаются общие цели по пропаганде тех или иных политических позиций, создания положительного либо отрицательного имиджа политикам, бизнесменам, общественным деятелям.

Рост влияния СМИ на массовое сознание во многом объясняется тем, что политики, бизнесмены, социально-активные группы для утверждения и продвижения своих позиций в глазах общества и власти вынуждены сообщать о себе при помощи языка. Зачастую в этих целях ими нанимаются профессиональ-

ные журналисты, писатели - мастера слова и стиля, которые создают для них наиболее эффективный медийный образ, который включает в себя стратифицирующие, профессиональные, гендерные, демографические, локальные и культурные позиции субъекта. В этой связи языковые средства в материалах СМИ рассматриваются как выражение коллективных или индивидуальных волевых установок и ориентиров целедостижения, формирования политического языка и его составляющих кодов как алгоритма сопоставления каждому конкретному сообщению строго определенной комбинации символов, в нашем случае - языковых средств и форм.

Вместе с тем, наряду с формой, представленной набором определенных кодов, особое внимание при составлении текстов уделяется их содержанию - тематическому дискурсу, также составляемому по определенному смысловому алгоритму. Следует отметить, что, как правило, тематический дискурс материала оказывает влияние на используемую комбинацию форм. Иначе говоря, содержание определяет алгоритм кодов материала, используя их как инструмент воздействия. Однако анализ текстовых материалов и мотивации их авторов свидетельствуют и о наличии обратной связи. Автор-журналист выбирает тему лоббистского дискурса для своего языкового самовыражения с целью привлечения к себе внимания читателя.

Лоббистский дискурс по своему определению обязан навязать мнение автора предполагаемому объекту воздействия. Однако, в отличие от пропагандистского или рекламного журналистских текстов, он должен сделать это скрытым образом. Читатель, пытаясь понять предлагаемый ему дискурс, переселяется в мысленный мир автора статьи. В этом случае лоббистский текст предваряется подготовительной обработкой чужого сознания с тем, чтобы новое отношение читателя к предмету гармонизировало бы с его устоявшимися представлениями - осознанными или неосознанными. За многообразной семантикой языка скрывается тот смысл, который постепенно внедряется в чужое сознание. Новый взгляд объекта воздействия модифицируется под влиянием системы устоявшихся мнений автора-интерпретатора. Примечательны в этом смысле режиссерские толкования в художественных фильмах и в беллетристической литературе исторических фактов и событий, когда положительному герою, противостоящему от-

рицательным героям и жизненным невзгодам, отводится роль внешнего интерпретатора, под маской которого скрывается автор, режиссер.

Логическое содержание пропозиций лоббистского дискурса исходит из импликации «если - то». Читатель, будучи объектом воздействия, считает, что он самостоятельно компонует элементарные пропозиции в общий смысл, помещая новую информацию, содержащуюся в очередном предложении, в рамки уже полученной промежуточной или предварительной интерпретации. В этот момент в его восприятии текста устанавливаются различные связи: анафорические, семантические (типа синонимических и антонимических), референциальные (отнесение имен и описаний к объектам реального или ментального мира). В результате читатель сам «загружает» новую информацию в тему заданного дискурса и определяет для себя коммуникативную цель. Лоббируемая реальность, в которой, по презумпции читателя, автор конструировал дискурс, описывает реальное и желаемое (пусть и не всегда достижимое) положение дел. В этом мире мы находим характеристики действующих лиц, объектов, времени, обстоятельств событий (в частности, поступков действующих лиц).

В ходе анализа журналистских текстов нами были исследованы соотношение свойств дискурса с такими концептами, как «власть», «воздействие» и «авторитет». Также к основным смысловым значениям отнесены в тексте слова, конструкции и мысли, на которые авторы опираются при использовании инструментов интерпретации - свойств речи и локальных знаний контекста и ситуации, а также стратегии, организующие реальный ход интерпретирования, которые соединяют между собой цели и средства лоббиста.

При определении лоббистских смысловых кодов следует учитывать, что политический язык изначально отличается от обычного тем, что в нем «политическая лексика» терминологична, а обычные, не чисто «политические» языковые знаки употребляются не всегда так же, как в обычном языке.

В нашем случае лоббистский дискурс рассмотрен с филологической точки зрения, как и любой другой текст. В связи с непрямым лоббизмом через тексты СМИ читательская аудитория, как основной адресат, является одним из главных действующих лиц в интерпретативном объяснении. Искусство манипулирования сознанием зависит от того, насколько

автор текста проникся смысловыми кодами, актуальными для его реальной аудитории. Положительным эффектом будут определенные намерения и установки, мотивированные у читателя на вполне определенные действия.

Опыт проведения анализа текстового дискурса показывает необходимость создания особого тематического алгоритма поиска по выделенным признакам.

Например, когда пытаются охарактеризовать особенности «тоталитаристского» дискурса, вводят в описание этические термины (по X. Медеру):

- «ораторство»: доминирует декламаторский стиль воззвания;

- пропагандистский триумфализм;

- идеологизация всего, о чем говорится, расширительное употребление понятий, в ущерб логике;

- преувеличенная абстракция и наукообразие;

- повышенная критичность и «пламенность»;

- лозунговость, пристрастие к заклинаниям;

- агитаторский задор;

- превалирование «Сверх-Я»;

- формализм партийности;

- претензия на абсолютную истину.

Данный алгоритм исследования также применим при анализе пропагандистских и рекламных текстов.

Лоббистские тексты отличаются глубоким и всесторонним знанием проблемы, темы, что создает эффект погружения в ситуацию, сопричастность желаниям читателя. Это обусловлено необходимостью создания постоянного психологического контакта между лоббистом и адресатом, а также четким представлением о решении проблемы, задачи, способах устранения какой-либо существующей угрозы. С учетом обозначенных особенностей лоббистского текста можно предположить вводимую в текст терминологию, которая будет взята за искомый алгоритм проведения анализа лоббистского дискурса:

- уверенный тон статьи сочетается с критичностью, готовностью к дискуссии (риторические вопросы, обращения к читателю);

- наличие в тексте наименование объекта воздействия;

- историчность, избыточно-фактологическое вступление;

- создание отрицательного образа, вызывающего тревогу, страх;

- усиление негативного воздействия через использование отрицаний (глаголы с частицей не);

- создание связи между автором и читателем на основе предполагаемого общего неприятия ситуации, связанных с ним лиц (не хочу);

- предложение «героя», «авторитетного лица» способного противостоять «злу» (наличие имен, фамилий политиков, бизнесменов, организаций, партий);

- предлагаются конкретные способы решения проблемы, стоящей задачи.

С учетом предложенного алгоритма возможно выделение смысловых кодов лоббистского текста. В результате исследователю текста будет наглядно доступен как основной замысел автора, так и его объекты воздействия и источники.

Продвижение лоббистских тестов в СМИ могут иметь самые различные цели, о которых никто, кроме их авторов, может и не знать. Однако с очевидной определенностью можно сказать, что правительства, частный бизнес и группы по интересам стремятся соответству-

ющим образом воздействовать на СМИ, поскольку это позволяет влиять на общественное мнение. С недавних пор назрела необходимость тщательного изучения того, как освещение той или иной проблемы в СМИ влияет на общественное мнение, а через него - на правительства и корпорации. Эта необходимость вызвана важной тенденцией в самих СМИ -развитием интерактивной составляющей, способной обслужить аудиторию не в тысячу потребителей-подписчиков издания, как это было ранее, а миллионы людей, пользующихся современными средствами массовой коммуникации.

Список литературы

1. Мухарямов, Н. М. Политическая лингвистика : учеб. пособие / Н. М. Мухарямов, Л. М. Мухарямова, О. Б. Януш, Е. В. Ширкина. Казань, 2009. 144 с.

2. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Харьков, 2009. 356 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 51-55.

М. А. Мясникова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ЕЖЕГОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО «РОССИЯ»

Описываются формы эстетического воспитания и профессиональной специализации студентов департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального университета имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина на ежегодном екатеринбургском фестивале документального кино «Россия» как на ресурсной медиаобразовательной площадке, обеспечивающей возможность осуществления немассовой медиаобразовательной деятельности.

Ключевые слова: массовая коммуникация, медиакоммуникация, эстетическое воспитание, профессиональная специализация студентов, ресурсная медиаобразовательная площадка, немассовая медиаобразовательная деятельность.

В октябре 2012 г. в Екатеринбурге состоял- фических искусств и наук России. Фестиваль ся XXIII Открытый всероссийский фестиваль осуществляется при содействии Министерства документального кино «Россия» - главный на- культуры РФ и администрации Екатеринбурга. циональный форум документалистов страны. Как написано в регламенте, «фестиваль проУчредителями «России» являются Союз ки- водится с целью поддержки неигрового кино, нематографистов РФ, Российский фонд куль- формирования его высокого социально-куль-туры, Национальная Академия кинематогра- турного статуса, сохранения единого кинема-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.