Научная статья на тему 'Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа (эссе)'

Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа (эссе) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
383
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭПОХА МЕДИА / МЕДИАЛОГИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна

Автором делается заявка на рассмотрение влияния медиа на систему образования с позиций медиалогии Это позволяет увидеть новые грани проблемы интерпретации инноваций и управленческих решений в образовании, оценить существующие риски влияния современных СМИ на образовательное пространство, в первую очередь, при принятии ключевых решений, при внедрении инноваций Автор осознанно пишет о заявке, потому что в одной статье не представляется возможным раскрыть все аспекты данной темы Название «эссе» может вызвать упрек в многопредметности, включении нескольких нерядоположенных предметов рассмотрения. Пояснение может быть следующим: имеется в виду рассмотрение некоей интеллектуальной, организационно-управленческой деятельности («интерпретации инноваций») в определенном (в частности, образовательном) пространстве и в определенное время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа (эссе)»

ОСНОВНАЯ ТЕМА: ПАРАДОКСЫ ЭПОХИ МЕДИА

УДК 37. 013 . 7

Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа

(эссе)

Автором делается заявка на рассмотрение влияния медиа на систему образования с позиций медиалогии. Это позволяет увидеть новые грани проблемы интерпретации инноваций и управленческих решений в образовании, оценить существующие риски влияния современных СМИ на образовательное пространство, в первую очередь, при принятии ключевых решений, при внедрении инноваций Автор осознанно пишет о заявке, потому что в одной статье не представляется возможным раскрыть все аспекты данной темы . Название «эссе» может вызвать упрек в многопредметности, включении нескольких нерядополо-женных предметов рассмотрения . Пояснение может быть следующим: имеется в виду рассмотрение некоей интеллектуальной, организационно-управленческой деятельности («интерпретации инноваций») в определенном (в частности, образовательном) пространстве и в определенное время

Ключевые слова: система образования, инновации в образовании, образовательное пространство, эпоха медиа, медиалогия, интерпретация

В настоящее время приходится наблюдать несколько любопытных явлений и ситуаций в образовательном пространстве, а именно:

достаточно продуманные и необходимые управленческие решения в области образования с трудом или вовсе не реализуются на практике, подчас необоснованно критикуются лица, принимающие решения, несмотря на их благие намерения и правильные цели;

высокая частотность употребления и вследствие этого «затертость» понятия инновация (коммент. 1). Требование инновационности от всех участников образовательного процесса на всех уровнях образования в мировом образовательном пространстве начинает вызывать обеспокоенность научно-педагогического сообщества;

С.В. Иванова

© Иванова С .В ., 2016

все более активное взаимодействие властных структур с экспертным сообществом в целях обсуждения, а затем и поддержки принимаемых решений . Если несколько лет назад приходилось писать о том, что не используется потенциал экспертного сообщества (в России), то в настоящее время ситуация изменяется . Вероятно, был услышан призыв научного сообщества к развитию экспертных процедур, и в настоящее время это имеет место, если учесть наличие и совершенствование экспертных функций Российской академии наук и Российской академии образования;

научно-методологические разработки еще не стали инструментом управления и принятия решений, но внимание к результатам научной деятельности понемногу возрастает (по отдельным экспертным оценкам)

Можно продолжить поиск характерных явлений в образовательном пространстве, но суть, как всегда, в простом и известном: на ситуацию влияет время . Именно время требует создания адекватных условий, позиций, формирования акторов для решения конкретных задач, в том числе — создания и внедрения инноваций (коммент. 1) .

В педагогической науке, включая такой ее слабо институализирован-ный раздел как философия образования, ощущается недостаточность осмысления с междисциплинарных позиций современного состояния образования при значительном росте инноваций, касающихся как непосредственно образовательного процесса, так и в целом образовательного пространства В первую очередь, требует междисциплинарного осмысления время, эпоха как философская категория Время можно охарактеризовать по-разному, сейчас актуально сделать заявку (не более того) на рассмотрение времени в дискурсе медиа В последние десятилетия нарастает количество публикаций об эпохе медиа, при этом следует отметить различия в подходах: отечественные авторы пишут о медиа в политическом контексте, зарубежные, вслед за М . Маклюэном, говорят о медиалогии как новом научном направлении, характеризуют время с точки зрения медиа, изучают влияние медиа на человека в информационную эпоху [16; 8; 3; 9] . Целесообразно обратиться к «Азбуке медиа» Норберта Больца, которая обобщает современные взгляды на эпоху медиа В силу молодости науки, изучающей этот феномен, непродолжительной истории самого предмета изучения, наличия литературы о медиа, думается, сложно найти более емкое, краткое и целостное произведение на эту тему [2] .

Что такое эпоха медиа? Эпоха, в которой существуют не только привычные СМИ (радио, газеты и журналы, телевидение), но и новые медиа, связанные с электронной техникой, новыми способами получения и передачи данных . Наша эпоха характеризуется избыточностью информации и невозможностью человека справиться с ее объемами . По мнению большинства исследователей медиадискурса, информация во многих случаях уже управляет человеком [2; 8; 9] Н Больц обращает внимание на цифровой характер медиа и хранилища данных Информация захлестнула мир, сохраняется в неподвластных человеческому разуму количествах [2]

У Больца также имеется интересное наблюдение, изменившее эпоху: «теперь нет общих медиа» [2, с . 15]. С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь внимание к разным СМИ, использование различных средств коммуникаций стали «водоразделом» между поколениями «отцов» и «детей» Поколение «отцов», особенно те представители, которые сохраняют позиции в управленческих структурах, фиксируют приход в профессию молодых поколений, использующих совершенно иные приемы управленческой деятельности, основанные на технологичности, инфокоммуника-циях и нередком пренебрежении к так называемому «человеческому фактору» Примеров много, но показателен один, из лексики: такие слова, как «человек», «люди», «граждане» заменились словами «человеческий капитал», «людские ресурсы» . Заслуживает отдельного разговора тот факт, что педагоги, психологи и даже родители без особых научных наблюдений видят уже и совсем иное поколение — детей, родившихся в цифровую эпоху

Эпоха медиа породила дефицит и времени, и внимания . Казалось бы, компьютерные технологии облегчают поиск информации и ускоряют работу с текстом в самых разных видах. Однако время расходуется на выбор возможностей, предоставляемых медиа . Внимание к каким-то определенным видам коммуникаций или просто поиску информации вызывает расход времени и его нехватку на что-то другое, возможно, также связанное с медиа Кто из нас не знает, что увлекшись присутствием в социальных сетях, можно забыть о научной работе, досуге, просмотре новостей и фильмов по телевизору? Кто из нас решал не смотреть новости по телевидению, потому что услышал их по радио в автомобиле, а потратить это время на интернет-общение, электронную почту, социальные сети и т. п . ? «Мы не невежественны — мы запутались Однако именно это и не осознается в силу энтузиазма информационной эпохи...» [2, с. 21].

В эпоху избыточности информации и проблем с ее отбором сложным делом стало нахождение информации как основы для принятия управленческих решений [15]. Исчезла ясность подхода, утрачиваются прямые причинно-следственные связи между проблемой, ее определением и поиском путей решения (по принципу «от обратного») . Вспомним недавнее прошлое В системе образования, как правило, исторически не было возможности скорых решений, но это само по себе могло быть и плюсом Происходило накопление некоей «критической массы» негативных явлений, отставаний, затем после осмысления значительного числа рядополо-женных фактов и негативных результатов, говорящих о сбое в системе или стагнации, принималось решение, готовность к исполнению которого была в силу указанных причин достаточно высокой При этом не вставал остро вопрос о репрезентации и интерпретации такого решения, как впрочем, и не рассматривалась проблема рисков при реализации назревших и принятых решений . Они были ответом на проблему. Действительно, это были ответы управленческих структур на возникшие на практике острые

вопросы. И такие ответы, именуемые реформами (модернизацией, стратегией), осуществлялись сверху вниз и касались очевидных и конкретных вещей . Возможно, историки педагогики, анализируя ход образовательных реформ, могут сказать об объемах (охвате) изменений [коммент. 2] . По экспертным оценкам, создается впечатление, что охват модернизацией (реформированием) становится все шире, то есть все больше структур, уровней и иных составляющих образовательного пространства охватываются изменениями При этом поиск причин затруднен, многофакторность появления проблемы очевидна и — вместо причин появляются поводы для решения проблемы Позволю себе заметить, что причина требует устранения, обычно это происходит тактическим путем, нанизыванием нескольких мер, осуществлением нескольких последовательных шагов по решению проблемы Повод же требует поиска стратегий, крупных действий и — появляются стратегии, реформы, модернизации Прагматичное время требует инноваций и их реализации, а следовательно, планов и мероприятий, проектов и дорожных карт Все это само по себе не несет положительной или отрицательной коннотации, однако требует внимания к вопросам репрезентации и интерпретации предлагаемых инновационных мер по реформированию, потому что они усложнены, не носят прямого, опосредованного состоянием и потребностями практики характера

Критично и то, что в настоящее время стал возможен призыв к инновациям как самостоятельное требование управленческих структур (без указания на предмет, цель и задачу инновации) . Ответ системы, особенно в эпоху медиа, может быть и таким: формализация подходов (в виде проектов, программ, дорожных карт и прочего с использованием «инновационной» лексики), распространение информации и интерпретация происходящего как инновации на уровне слов, а не дел . Чем шире и подробнее описано явление как модернизационное (читай: инновационное) в СМИ, чем больше людей откликнулись на это явление и назвали его таковым в социальных сетях, чем референтнее был состав участников и гостей на том или ином «инновационном празднике», тем скорее это педагогическое событие, действие будет сочтено инновационным, вне зависимости от реальной оценки и фактического статуса данного явления

Столь же злую шутку играет эпоха медиа с результатами экспертной оценки . Эксперты могут, способны дать достаточно объективную оценку того или иного педагогического «продукта» (учебника, методического пособия, образовательной программы) Конечно, личностные и корпоративные интересы и уровень профессионализма значительно влияют на экспертное заключение, но в системе образования профессиональный подход пока преобладал над субъективным Однако в непростом случае, когда в силу высоких финансовых затрат на тот или иной проект («продукт») никак нельзя иметь отрицательное экспертное заключение (а оно возможно со стороны профессионального сообщества), на помощь приходят манипулятивные по-

литтехнологические практики эпохи медиа Организация широкого («всенародного») обсуждения в Сети определенного образовательного «продукта» или явления, где участвуют тысячи людей, ведет к удобной интерпретации итогов данных обсуждений . Сетевое обсуждение видится значительным положительным действием, ведет к ощущению принципиальности и прозрачности обсуждения . Таковым оно и может быть . Но может и не быть, а станет технологической манипуляцией с нужным результатом Тема статьи не позволяет подробно говорить о технологиях управления общественным мнением, лишь отметим, что в эпоху медиа этот прием широко известен, в силу своей технологичности и результативности активно применяется

Почему-то видится парадоксальным (в семантике противоречия) то, что эпоха медиа, так легко позволяя манипуляции с интерпретацией при имитации прозрачности и представленности общественного мнения, создавая для этого широчайшие технологические возможности, порождает востребованность в высоких моральных качествах личности, остро ставит вопрос профессиональной порядочности, управленческой честности, научной этики Это широкая постановка проблемы . Сужая ее до проблемы интерпретации инноваций, мы тем самым ее заостряем Ведь если в ответ на завышенные требования в постоянных инновациях система реагирует псевдодеятельностью, игрой в инновационность и перекрашиванием с помощью медиаконтента в инновации любых явлений, действий и ситуаций, то развития не происходит Признаками бурной псевдодеятельности и отсутствия реального движения вперед всегда являлись и являются: бюрократизация процессов, рост отчетности, избыточное внимание к контролю, созданию показателей и параметров, недоверие к реальной практике, сокращение расходов на научные исследования, сворачивание программ фундаментальных исследований при требовании обеспечить инновационность в практической деятельности, невнимание к вопросу отсроченных результатов (все нужно «здесь и сейчас») и т п Как справляться в эпоху медиа с порождаемыми ею проблемами в образовательном пространстве? Все шаги и меры назвать в рамках данного материала невозможно, это довольно длительная работа Однако можно назвать направления движения в сторону решения проблемы

Ряд направлений связан с нормативным и финансовым обеспечением, формированием механизмов, процедур и параметров научно-профессионального экспертирования, нормативного закрепления роли сетевых обсуждений государственных документов, выработки научно обоснованных подходов к прогнозированию, инновационным процессам в образовательном пространстве

Следующее направление ведет к личности и ее качествам, так как требуется: уход от волюнтаризма и поспешности в определении инновацион-ности образовательной политики [7], нахождение баланса между традициями и инновациями, формирование профессиональных компетенций и нравственных качеств, востребованных в эпоху медиа и не позволяю-

щих вольного обращения с интерпретацией решений, явлений и ситуаций в образовательном пространстве

Также в качестве направления следует рассматривать особую роль научного познания и научного общения при интерпретации инноваций Неточность информации в Интернете и печатных изданиях, невозможность проверить ее достоверность ведут к необходимости реальных контактов, научных мероприятий, встреч и обсуждений научным и педагогическим сообществом в режиме реального времени . Избыточность информации и неклассические подходы к пониманию текста, знака, символа, их интерпретации порождают необходимость владения приемами работы с текстом, с информацией, приемами репрезентации и интерпретации [5] . При правильной работе с текстом в эпоху медиа результаты научных исследований могут иметь достаточно быстрые и эффективные механизмы влияния на практику

Следующее направление возникает из актуальных практических проблем мирового образовательного пространства в эпоху медиа — борьбы образовательных организаций за место в различных рейтингах [12] . Само появление такого инструмента как рейтинги — яркое проявление эпохи медиа По мнению Е В Бебениной, которое она глубоко обосновывает в своем исследовании, основной задачей ряда рейтингов является именно борьба университетов за «место под солнцем» и усиление своей привлекательности для «потребителя», а это медийная цель (коммент 3) Не считаю нужным описывать показатели эффективности деятельности отечественных университетов, оцениваемые через международные рейтинги, и шаги, предпринимаемые образовательными организациями высшего профессионального образования для повышения своего места в том или ином рейтинге Однако сложившаяся на практике ситуация опять же диктует ученым, занимающимся сравнительными исследованиями, необходимость изучать международные рейтинги, давать их критический анализ и раскрывать причины их создания Иными словами, давать экспертную оценку, представлять и интерпретировать. Важным научным направлением является разработка методологических оснований и механизмов создания рейтингов для решения задач российского образования в мировом образовательном пространстве [13]

Следует учитывать, что в эпоху медиа усиливается интернационализация образовательного пространства, это касается каждой страны, любой национальной системы образования Здесь нужно чаще обращаться к исследованиям компаративистов в части изучения образования в глобальном мире, изучения мирового образовательного пространства, тенденций его формирования с учетом геополитических реалий и задач гражданской идентичности граждан [11; 17] . Педагогической науке важен выход к меж- и трансдисциплинарности [14] . Ученым важно в комплексе предусматривать особенности эпохи медиа, современного постиндустриального общества, глобализирующегося мира, имеющего множество постмодернистских характеристик [4] Нужны серьезные усилия для выработки актуальных предложений современному образо-

ванию, обществу, а также школьникам и студентам, выросшим в новых реалиях Педагогике не чужды практикоориентированные проблемы социума, которые могут и должны решаться методами научного поиска Так, в эпоху медиа инфокоммуникационные технологии породили и особые коммуникативные стратегии О специфике и рисках таких стратегий важно сказать еще раз В каждой сфере эти стратегии обладают своеобразием, в том числе и в образовательном пространстве, в котором наличествуют свои коммуникативные сети, сообщества, развиваются коммуникативные стратегии в области управления Практически все из них связаны с проблемой интерпретации . Здесь можно привести множество хороших примеров, но нередко коммуникативные стратегии в управлении образованием и наукой через сетевое сообщество носят характер манипулятивных практик различного толка. Электронные PR-технологии являются достаточно эффективным средством специфического управления образовательным пространством и активно влияют на личность, репрезентируя и интерпретируя факты, документы, любую информацию, любой текст в нужном ключе

Речь идет об осознании мощи влияния эпохи медиа на образовательное пространство и образовательную среду, необходимости учета тех рисков, которые несет их влияние на образовательное пространство и субъектную деятельность в его рамках Мы, конечно, не можем исключить этого влияния Однако научные исследования помогают разработать основы управления информационными коммуникациями, создать специальные программы обучения субъектов образовательного пространства умению владеть данными технологиями, умению распознавать характер и направленность коммуникативных стратегий и выстраивать соответствующее взаимодействие при интерпретации, особенно того, что является новым и требует точного представления и осмысления

Комментарии

1 . Автор сознательно не дает определения инноваций в образовании, так как это хорошо исследованный предмет Стоит уточнить, что инновации в данной работе понимаются в русле представлений М . В . Кларина [6].

2 . Историко-педагогические исследования реформирования образования хорошо представлены в трудах А . В . Овчинникова (XIX век) [10], М . В . Богуславского (ХХ век) [1].

3. Бебенина Е.В. Обоснованность применения рейтингов в качестве показателей эффективности университетов (статья не опубликована) . Автор любезно позволила сослаться на неопубликованный пока материал

Литература

1. Богуславский М.В. Научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика .

2016. № 1 (28). С. 9-17.

2. Больц Н. Азбука медиа . М . : Европа, 2011 . 136 с .

3. Дебре Р. Введение в медиалогию . М . : Праксис, 2010 . 368 с .

4. Иванова С.В., Иванов О.Б. Влияние социально-экономических условий на формирование образовательного пространства в постиндустриальном обществе // Коммуникология . 2015 . Т. 3 . № 4 . С . 52—71 .

5. Иванова С.В. О проблеме репрезентации и интерпретации решений в сфере образования // Ценности и смыслы . 2012 . № 6 . С. 4—9 .

6. Кларин М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика . 2014 . № 4 (19) . С . 54—62 .

7. Кларин М.В. Инновационное образование: дидактический анализ // Педагогика 2014 № 6 С 32—40

8. Маклюэн М. Понимание медиа . М . : Кучково поле, 2014. 164 с .

9. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов . М . : Гуманитарный центр, 2013 264 с

10. Овчинников А.В. Образовательное право и законодательство в дореволюционной России // Образование и общество . 2010 . № 6 . С . 87—91 .

11 Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов: Сб . науч . трудов . М . : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2013 . 448 с .

12 . Садовничий В.А. Есть настроение, что мы самые-самые. Виктор Садовни-

чий о рейтингах, российской технологической долине и будущем МГУ [Электронный ресурс] URL: https://lenta. ru/articles/2015/05/29/mgu/ (дата обращения 29 06 2016)

13 Национальный рейтинг вузов заработает в РФ в 2017 году Виктор Садовничий рассказал о подробностях проекта [Электронный ресурс] URL: http://www. kommersant . ru/doc/2984521 (дата обращения 29. 06 . 2016) .

14. Сорина Г.В. Трансдисциплинарные штудии // Эпистемология и философия науки . Т. XLYII . № 1 . 2016 . С 232—237.

15. Сорина Г.В. Особенности принятия решений по освоению информационных технологий // Принятие решений в системе образования Монографический сборник под общей редакцией С В Ивановой М : Издательский центр ИЭТ 2014 С 477—500

16. Стариков А.Г. Масс-медиа современной России . Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 256 с

17. Тагунова И.А. Интеграционные процессы в образовании в контексте развития сети: наднациональное образование М : ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2013 . 212 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.