Научная статья на тему 'Интерпретация индикаторов финансового плана организации, их оценка в долгосрочной перспективе'

Интерпретация индикаторов финансового плана организации, их оценка в долгосрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / FINANCIAL PLAN / ORGANIZATION / EVALUATION / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липчиу Н.В., Липчиу К.И., Носаленко П.А.

Финансовый план деятельности организаций является основным документом для выявления проблем в эффективной ее деятельности и оценки финансового состояния. В данной статье рассмотрены роль и значение индикаторов разработки финансового плана на основе бюджетов. Интерпретация индикаторов финансового плана позволяет спрогнозировать необходимые ресурсы для своей деятельности и для выбора альтернатив успешного инвестирования своих денежных средств и выявления резервов внутри организации, для роста доходов из-за экономного использования имеющихся ресурсов. В процессе составления бюджетов следует принимать во внимание и исследовать аналитические данные, склонность рынков, общую политическую и финансовую ситуацию, взгляды специалистов и экспертов и др. Анализ бюджетов продаж и движение денежных средств показал, что в исследуемой организации имеются существенные отклонения фактических показателей от плановых. Это позволило предложить конкретные рекомендации для совершенствования процедуры составления финансового плана организации в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липчиу Н.В., Липчиу К.И., Носаленко П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpreting indicators of an organization’s financial plan, their assessment in the long run

This article discusses the role and importance of indicators for developing a financial plan based on budgets. Interpreting financial plan indicators allows forecasting the necessary resources for their activities and for choosing alternatives for successfully investing their funds and identifying reserves within the organization to increase revenues due to economical use of available resources. In the process of budgeting, you should take into account and explore analytical data, the propensity of markets, the overall political and financial situation, the views of specialists and experts, etc. Analysis of sales budgets and cash flow showed that in the organization under study there are significant deviations of actual indicators from the planned ones. This made it possible to offer concrete recommendations for improving the organization’s financial planning procedure in the long term.

Текст научной работы на тему «Интерпретация индикаторов финансового плана организации, их оценка в долгосрочной перспективе»

8. Петровская А.В., Ермакова Ю.С., Ефремова Е.Г. Финансовые методы стимулирования субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае/ Петровская А.В., Ермакова Ю.С., Ефремова Е.Г.// Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 17. С. 5.

9. Петровская А.В. Налоговый потенциал малого предпринимательства/ Петровская А.В.// В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения Материалы I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 115-121.

10. Фролова В.В., Петровская А.В., Баладыга Э.Г., Пидяшова О.П., Терещенко Т.А., Наливкина В.В., Куцегреева Л.В., Ермакова Ю.С./ Налоговое реформирование в российской федерации: теория и практика / Краснодар, 2018. Сер. К 111-летию Российского экономического университета им Г.В. Плеханова.

Sources:

1. The order of the Federal Tax Service of the Russian Federation "on the approval of the concept of the system of planning field tax audits" of 30.05.2007 No. MM-3-06 / 333 (as amended on 10.05.2012). URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/refer-ence_work/conception_vnp/

2. Report on the implementation by the Federal Tax Service of Russia of state control (supervision) in relevant areas of activity and on the effectiveness of such control for 2017. // URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog/ru / doc / do-clad_finskont17 / pdf

4. Baladyga E.G. Improving the organization of the activities of the executive bodies of state power in the field of crisis management // Scientific and practical journal "Economics: Theory and Practice". - № 2 (50). - 2018. - p.35-42

5. Baladyga E.G. Optimization of management of small enterprises on the basis of the budgeting system // Modern development of Russia in the conditions of the new digital economy: materials of the II International. scientific-practical Conf., Krasnodar, April 19-20, 2018 - Min-in image. and science of the Russian Federation, Russian Economic University. G.V. Plekhanov, Krasnodar. branch. - Krasnodar: Range-B, 2018. - p. 122-125

6. Petrovskaya A.V. Comparative assessment of the tax burden in the application of the patent system of taxation and the single tax on imputed income / Petrovskaya A.V. // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law No. 3 (part 2) 2019, pp. 143149

7. Petrovskaya A.V. Tax policy in the field of small business: the path to development or the verdict? / Petrovskaya AV. / / Economy, state and society in the twenty-first century 2012. P. 149-155.

8. Petrovskaya, A.V., Ermakova, Yu.S., Efremova, E.G. Financial methods of stimulating small businesses in the Krasnodar Territory / Petrovskaya AV, Ermakova Yu.S., Efremova E.G. // Services: innovation and quality. 2014. No. 17. P. 5.

9. Petrovskaya A.V. Tax potential of small business / Petrovskaya AV. / / In the collection: Social and economic development of Russia: current approaches and promising solutions Materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 115-121.

10. Frolova V.V., Petrovskaya A.V., Baladyga E.G., Pidyashova O.P., Tereshchenko T.A., Nalivkina V.V., Kutegreyeva L.V., Ermakova Yu.S. Tax reform in the Russian Federation: Theory and Practice / Krasnodar, 2018. Ser. To the 111th anniversary of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov.

Н.В. Липчиу - профессор кафедры финансов, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (lipchiy@mail.ru),

N. V. Lichiu - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

К.И. Липчиу - доцент кафедры денежного обращения и кредита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (puzoo@list.ru),

K. I. Lipchiu - associate Professor of the Department of monetary circulation and credit, Ph. D., Kuban state agrarian University

П.А. Носаленко - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (407@lict.ru)

P.A. Nosalenko - associate Professor of Finance, Ph. D., Kuban state agrarian University

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ОЦЕНКА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ INTERPRETATION OF THE ORGANIZATION'S FINANCIAL PLAN INDICATORS, THEIR ASSESSMENT IN THE LONG TERM

Аннотация. Финансовый план деятельности организаций является основным документом для выявления проблем в эффективной ее деятельности и оценки финансового состояния.

В данной статье рассмотрены роль и значение индикаторов разработки финансового плана на основе бюджетов. Интерпретация индикаторов финансового плана позволяет спрогнозировать необходимые ресурсы для своей деятельности и для выбора альтернатив успешного инвестирования своих денежных средств и выявления резервов внутри организации, для роста доходов из-за экономного использования имеющихся ресурсов. В процессе составления бюджетов следует принимать во внимание и исследовать аналитические данные, склонность рынков, общую политическую и финансовую ситуацию, взгляды специалистов и экспертов и др.

Анализ бюджетов продаж и движение денежных средств показал, что в исследуемой организации имеются существенные отклонения фактических показателей от плановых. Это позволило предложить конкретные рекомендации для совершенствования процедуры составления финансового плана организации в долгосрочной перспективе.

Annotation. The financial plan of the organizations is the main document for identifying problems in its effective activities and assessing the financial condition.

This article discusses the role and importance of indicators for developing a financial plan based on budgets. Interpreting financial plan indicators allows forecasting the necessary resources for their activities and for choosing alternatives for successfully investing their funds and identifying reserves within the organization to increase revenues due to economical use of available resources. In the process of budgeting, you should take into account and explore analytical data, the propensity of markets, the overall political and financial situation, the views of specialists and experts, etc.

Analysis of sales budgets and cash flow showed that in the organization under study there are significant deviations of actual indicators from the planned ones. This made it possible to offer concrete recommendations for improving the organization's financial planning procedure in the long term.

Ключевые слова: финансовый план, организация, оценка, совершенствование

Keywords: financial plan, organization, evaluation, improvement

Для мониторинга за финансовым состоянием организации, ее возможности финансировать свою текущую деятельность и полностью исполнять обязательства по кредитным договорам важно составлять финансовый план, так как он позволяет спрогнозировать необходимые ресурсы ее эффективной деятельности и для выбора альтернатив успешного инвестирования своих денежных средств и выявления резервов внутри организации, для роста дохода из-за экономного использования имеющихся ресурсов.

Планирование финансирования деятельности организации должно быть комплексным. Поэтому для обеспечения денежными средствами различных направлений используют следующие источники информации при его составлении как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Направления финансирования деятельности организации и ее информационные источники

Таким образом, для формирования финансового плана необходимо использовать инструменты бюджетирования. Наличествует многообразные методы составления бюджетов, однако имеются в распоряжении и обобщающие стандарты, индикаторы, основы, которые не зависят от избранного способа формирования будущего плана финансирования.

«Составленный бюджет должен быть установочным, результативным, осуществимым, координационным, совокупным, упорядоченным, полным, сопряженным, согласованным, сквозным с целью управления деятельностью организации. Расходы на осуществление бюджетирования никак не должны превосходить эффект от него» [1].

В процессе составления бюджетов следует проанализировать имеющиеся факторы, ввергающие к убыткам, учитывать их параллельно с обстоятельным опытом при составлении бюджетов на планируемый год, то есть принимать заинтересованность и исследовать эмпирические предоставленные данные, склонность рынков, общую политическую и финансовую ситуацию, взгляды специалистов и экспертов, нравственные и моральные нормы и др. [2].

Все факторы, участвующие в бюджетировании необходимо проанализировать, как финансовые (ставка рефинансирования ЦБ, валютные курсы, ставки по кредитам, наличие собственных не привлечённых финансовых ресурсов, сроки погашения кредиторской задолженности и многие др.), так и прочие факторы (потенциал возврата дебиторской задолженности, степень конкуренции, поправок в законодательстве и т. п.). Прежде чем

принять управленческое решение, немаловажно оценить все наличествующие альтернативы. При этом будет уместно с целью правильности плана производить оценку не на четкое соответствие значениям индикаторов, а их диапазонное значение. Важно учитывать и потенциал непредвиденных ситуаций [3].

Планируемые бюджеты обязаны устремляться на результат учрежденных целей (базой для планирования - должен быть реальный потенциал организации, и никак не ее успехи в данный период).

План финансирования должен (в случае если не формировать гетерогенные вариации развития событий) включать в себя центральную стратегию операций при появлении наиболее вероятных прогнозируемых ситуаций. К примеру, организация в расчетах применяет иностранную валюту - доллар. Финансовым менеджерам организации следует ориентироваться на план действий при неожиданной перемене курса доллара и зафиксировать собственное виденье при бюджетировании, для того чтобы и сотрудники имели представление о данной стратегии [4].

При формировании бизнес-плана следует предвидеть вероятность корректировки запланированных индикаторов по мере их осуществления. Наилучший метод достижения гибкости бюджетов - определение наименьших, приемлемых и предельных итоговых значений [6, 7].

Неуместно составлять финансовый план, согласно которому организация не обладает финансовыми ресурсами. Нарушение данного условия может послужить причиной того, что любое непредвиденное событие, внеплановый платеж или несвоевременное поступление способно послужить причиной фиаско не только финансового плана, но и самой организации. Однозначно результативно инвестировать свободные денежные ресурсы, нежели изыскивать недостающие [5, с. 321].

При привлечении заемных средств следует придерживаться принципов соответствия, имеется в виду, что для приобретения основных средств не нецелесообразно обращаться к краткосрочным займам, понимая, что за короткий промежуток времени у организации не предвидится высвобождения денежных средства на покрытие обязательств по взятому кредиту и деньги снова необходимо одалживать.

Не корректно полагать, что чистая или нераспределенная прибыль организации являются реальными активами, и что есть возможность пустить их в обращение. Чаще всего это нереально. В связи с этим, при бюджетировании, устанавливая необходимость в поиске дополнительных объемов источников финансирования, можно сделать ошибку, обращаясь к таким индикаторам, как нераспределенная прибыль.

Одним из важных этапов планирования является анализ и оценка, при таковом исследуется потенциал организации для поддержания своей платежеспособности. Зачастую ошибкой финансовых менеджеров является определение в бюджете индикаторов, которые при исполнении подвергаются критической оценке. Часто при составлении финансового плана формируются мало ликвидные и неплатежеспособные бюджеты. Для пресечения такой ситуации, следует ориентироваться на принципы оценки ликвидности и платежеспособности, кроме того опираться на них при расчете текущего финансового плана.

Подвергая анализу необходимо остановиться на содержании финансового плана организации (таблице

1).

Таблица 1 - Примерная структура и состав финансового плана организации

Разделы Описание

Поступления средстЕ и доходы Предоставляет понимание о поступлении основной выручки, прочих доходах, поступлении денеллых средстЕ от внешних источников. Значительной долей заработка организации является прибыль, поступившая от продаж готовой продукции.

Отчисления средстЕ и расходы Отражает затраты основных средств на капитальный ремонт, содержание построек, сооружений и зданий, расходы на обучение персонала н премирование сотрудников н др.

Кредитные бз аимоотношения При разработке данного раздела в финансовом плане рассчитывают средства от кредитования, которые направляют на производственную деятельность организации и всех его подразделений

Бюджетные вз аимоотношения Отражает расчеты по внесению размера платежей и бюджетных средств по всей организации и ее отдельным направлениям

Вычисления по всем статьям финансового плана отражают объем доходов и его расходы как проиллюстрировано на рисунке 2.

Из выше сказанного можно утверждать, что в финансовом плане организации отражаются взаимоотношения данной организации с банковскими и небанковским институтами. Категория финансовая устойчивость организации, ее возможность осуществлять взаиморасчеты с поставщиками и без исключения производить все необходимые выплаты находятся в прямой зависимости от того, в какой степени компетентно рассчитан и материализован финансовый план.

Поэтому необходимо каждой организации раз в году разрабатывать стратегический (перспективный) финансовый план. В его основу ложится разработанный бизнес-план, рассчитанный на год, который обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в комплементации роста финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании для укрепления финансового состояния данного хозяйствующего субъекта.

* продажа готовой продукции

* прибыль от основных средств

* доходы от участия (долевого) в уставном капитале прочих организации

* доходы от содержания ценных бумаг;

* арендная плата

* амортизация

* денежные средства, полученные от других организаций

• налоги

• инвестиции

* распределение прибыли на накопление и потребление

* прочие расходы

Поступления средств и доходы

Отчисления средств и расходы

Рисунок 2 - Содержательная часть разделов доходов и расходов организации

Представленный бизнес-план обусловливает основные векторы и направления деятельности на предстоящий год. Для этого организация исследует емкость, перспективы имеющегося рынка сбыта товаров, работ и услуг, проводится оценка объема затрат, необходимых для материализации инвестиционных проектов по созданию современного жилья. Определены те индикаторы, по которым необходимо регулярно мониторить состояние дел.

Бизнес-план состоит из ряда разделов:

- характеристика направления деятельности, оценка рынка сбыта и уровня конкуренции;

- ассортиментная политика;

- стратегия маркетинга;

- плановый объем реализации;

- организационный план;

- финансовый план;

- стратегия финансирования;

- резюме.

Финансовый аспект бизнес-плана проиллюстрировал в разделах «Финансовый план», «Стратегия финансирования».

Перспективный финансовый план обобщает в стоимостной форме имеющего материала предыдущих разделов. Включая объем прогноза реализации; баланс денежных потоков; табличный свод доходов и затрат; сводный объем активов и пассивов организации; график реализации индикаторов безубыточности.

Стратегическое финансирование необходимо для плановых объемов финансирования собственных и заемных средств: общий объем средств для реализации проекта, их источников, окупаемость проекта и получение дохода на вложенный капитал.

Исследуя процессы составления финансового плана хозяйствующего субъекта ОАО АПСК «Гулькевич-ский» Краснодарского края и его оценка на основе параметров бизнес-планирования.

Таблица 2 - Основные показатели перспективного финансового

планирования ОАО АПСК «Гулькевичский» Краснодарского края, тыс. руб.

Гсды

Показатель 2016 2017

план фЗЕТ плат-: фант план факт

Объем продаж 45491X17 -2173:3 5211060 4970336 3803053 3693310

Себестоимость 4165954 ¿076749 4723811 4511346 3163193 3377739

Прибыль ОТ ОСНОЕНСЙ деятельности 383023 140604 457249 459450 635£60 316071

Рентабельность продаж. о/ ."О 8,0 3:0 9,0 9,0 17,0 7,0

Объем капитальных .затрат (гаБестапии) 69 ООО 75 721 171241 72 390 159 171 2 711

Разиер оборотного каш пала 3 ЗЙ2 159 3 750 903 3 268 204 3 974 751 3 195 03 7 3 295 £79

К.С 2 ф ф И ГТУГг=Т-~ оборачиваемости 1.94 1:за 1,52 1,49 1,53 из

Объем долгосрочного ыредитовашм 1 025 714 1 025 714 1 025 714 1 025 714 640 000 640 200

По данным таблицы 2, можно сделать вывод, что в современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании в организации, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем.

Это может быть прогнозирование финансового положения организации, отдельных показателей - прибыли, коммерческих расходов. В связи с этим, если в первые два года реализации бизнес-плана плановые показатели не имели значительных отклонений, а если и имели, то только положительные (рост объемов реализации и рентабельности в среднем на 5,9 %). Данные позитивные тенденции дают возможность осуществлять инвестирование (однако, начиная с 2016 года имели место значительные отклонения от планируемых показателей).

Тем не менее результативность перспективного планирования очевидна в том случае если, организация придерживается планируемых показателей объемов рентабельности и прибыли, так как бизнес-планировании рассчитан на достаточно значительный срок, а в условиях постоянно меняющееся конъюнктуры финансового и промышленных рынков, особенно если на нем присутствует высокая концентрация конкуренции, предлагаемый вид финансового планирования носит в большинстве отвлеченный характер.

Текущие объемы финансового планирования осуществляются непосредственно планово-экономическим отделом, и отражает плановые заданий в виде разносторонних бюджетов.

Процесс бюджетирования в организации заключается в следующих этапах:

- анализ объемов исполнения бюджета прошлого года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение существенных направлений деятельности и формирование бюджетов;

- согласование и утверждение в бизнес проекте сводного бюджета организации;

- материализация бюджета и учет фактического исполнения;

- мониторинг над исполнением представленного бюджета, внесение уточнений и корректировок.

В связи с повышенной концентрации конкуренции в строительном бизнесе, организации вынуждены планировать объемы «от продаж», поэтому основой составления всех бюджетов является - бюджет продаж. Бюджет продаж является ключевым и одним из самых важных и сложных бюджетов. Качественное планирование цен и объемов продаж влияет на все последующие бюджеты. Продажи, как правило, представляют собой план в натуральных и стоимостных показателях с годовым горизонтом планирования и месячной разбивкой, бюджет продаж имеет аналитику по группам товаров.

Рассмотрим основные параметры бюджета продаж в таблице 3. По эмпирическим данным доказано, что планирование объемов реализации в основном сводиться к произведению на плановый прирост объема реализации, в связи с этим возникают значительные отклонения в фактических данных от запланированных в бюджете.

Таблица 3 - Реализация бюджетов продаж в ОАО АПСК «Гулькевичский» Краснодарского края

Годы Исполнение. %

Группы товаров 2С 15 2016 2017 Годы

ПЛ!Н Факт Пл!Н Факт Пл!Н Факт 2015 2016 2017

Железобетонные

изделия и СЫР, ш:. руб. 214043& 1955702 24 £3905 2299290 1775226 1752703 91 э: 99

Объекты

недвижимости, тыс. руб. ¿1326 54411 ^■0176 32 £52 72 £5 7 52550 110 206 36

Бетоны, тыс. ру5. 5175 7925 9764 3746 3247 1756 97 90 21

Лакокрасочные изделия, тыс. руб. 53 66 3225 ШО 5523 7355 7530 38 137 96

Утеплитель

ненополисгирол, тыс. ру£. 20549 21466 21060 22993 21753 5255 № 139 24

Теплоэнергия, 1ыс. 13716 12934 12931 14427 13250 11731 94 112 3£

Прочие

материалы, тыс. рус. 57960 14750 64044 23169 14235 106 434 51

Итоге, тыс. руо. 2259261 2075623 259146" 2501905 1927401 1555790 92 97 96

За рассматриваемый период в ОАО АПСК «Гулькевичский» с 2015 года по 2017 год зафиксированы незначительные отклонения 1-10 % по основному виду деятельности - это реализация железобетонных изделий, но в итоге за счет изменения в структуре товарооборота общий план по организации был выполнен на 96 %, по прочей реализации отклонения достаточно большие. Этот факт говорит о том, что при планировании структуры товарооборота исходят из сложившейся ситуации прошлого года, без оценки внешних факторов конкурентной среды. В итоге эти упущения привели к выполнению плана лишь на 92-96 %.

В соответствии с параметрами разработанных бюджетов разрабатываются бюджет прибылей и убытков. Бюджет прибылей и убытков это первый из документов так называемых финансовых бюджетов. Данный бюджет составляется в ОАО АПСК «Гулькевичский» автоматически, в который заносятся данные ранее рассчитанных бюджетов. В таблице 4 даны параметры бюджета прибылей и убытков за 2015-2017 гг.

По представленным данным можно констатировать, о том, что рост объемов реализации в ОАО АПСК «Гулькевичский» и не пропорциональный, опережающий фактическую выручку рост себестоимости продукции привело к отклонениям от плана по получению чистой прибыли (план выполнен только на 52 % в 2017 году).

Заключительным этапом финансового планирования является составление бюджета движения денежных средств. В отличии от бюджета прибылей и убытков - бюджет движения денежных средств является структурой, которая показывает "реальное" движение денег и их эквивалентов в классификации план-факт-отклонение. Прогноз баланса является отражение финансовой политики предприятия относительно структуры активов и пассивов (источников). Представленные баланс

Таблица 4 - Результаты исполнения бюджета прибылей и убытков годы ОАО АПСК «Гулькевичский», тыс. руб.

Показатель Голы И:г:о?шение. %

2015 2016 2017 Годы

План Факт. План Факт. План Фаьт. 201;- 2016 2017

Выручка от продаж товароь 4462239 ?^7;310 44:61:3 4476541 296912? 3271120 35 ЮС 110

Себестоимость товаров Валовая прибыль Коммерческие расходы Прочие иоквды Чистая присыпь 4151:03 ?623130 406-п45 411:п25 24:2971 296469Б 37 101 121

з:от1б 143630 333415 3646:« 516152 306422 46 94 59

255436 11564п 15694С 313735 173534 2БЭ341 45 206 157

3913 3417 3912 1447 1196 2^2; 37 37 1-3

34519 44Э29 31626^ 60191 75971 19:7" 53 1Б 52

демонстрирует степень рискованности финансовой политики в отношении дебиторов и кредиторов.

Планирование бюджета движения денежных потоков - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Этот бюджет является той точкой, в которой в наиболее активной форме согласовываются интересы организации (таблица 5).

Бюджетирование без обратной связи - пустая трата времени. Любая система является жизнеспособной, если она включает элементы обратной связи, которые включают анализ того, что система сделала, и постоянную корректировку поведения системы, когда становятся доступны сигналы о ее состоянии.

Бюджетирование также является системой, очень серьезной и ответственной системой финансового планирования бизнеса, и она должна обеспечивать соответствующую обратную связь.

Роль обратной связи в этом случае - контроль исполнения бюджета. Система контроля исполнения бюджета в организации является своеобразным мониторингом ее финансового состояния. Важность этой системы не вызывает сомнений.

Поступления и выплаты денежных потоков делятся на три компонента: основная, инвестиционная и финансовая деятельность. При консолидации бюджета движения денежных средств сначала рассчитываются поступления и платежи по основным видам деятельности, затем - по инвестициям и в конце - по финансовым операциям.

Доход от операционной деятельности в этой модели бюджета движения денежных средств содержит три статьи: доход от реализации текущего периода, авансы, полученные от клиентов, и другие доходы. Такое разделение статьи может быть удобным, особенно если вам нужно найти

Таблица 5 - Осуществление бюджета движения денежных потоков ОАО АПСК «Гулькевич-ский», тыс. руб.

Виды денежных средств Годы Исполнение,%

2015 2016 2017 Годы

Факт. План Факт. План Факт. 2016 2017

Остаток денежных средств на начало периода 24871 26723 11388 3035 -1790 43 -59

Поток денежных средств по основной деятельности -64044 219947 -21700 130217 -21002 -10 -16

ПОСТУПЛЕНИЯ 3344299 3899358 3389740 2967800 3016469 87 102

Поступления от реализации продукции, работ и услуг 3260138 3141858 3193549 2208812 2715017 102 123

Авансы, полученные от покупателей 0 0 0 0 0 - -

Прочие поступления 84161 78456 196191 445925 301453 250 68

РАСХОД 3435790 3585147 3420740 2781776 3046473 95 110

Оплата за товары 1718553 1478233 1725812 1144239 1905291 117 167

Заработная плата рабочих и служащих 6785191 872622 732390 564341 820587 84 145

Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды 34341 24702 28832 45984 21791 117 47

Прочие расходы 703064 846713 653595 719049 209163 77 29

Поток денежных средств по инвестиционной деятельности 30649 -7131 6658 -54596 -3915 -93 7

ПОСТУПЛЕНИЯ 47421 73721 12503 0 1483 17 -

РАСХОД 3636 83908 2992 77994 7076 4 9

Поток денежных средств по финансовой деятельности 31765 -287894 0 -256064 24383 0 -10

ПОСТУПЛЕНИЯ 594878 190542 0 601477 316941 0 53

Поступление кредитов и займов 594878 272203 0 859254 313600 0 36

РАСХОД 549500 601820 0 967283 282108 0 29

Остаток денежных средств на конец периода 16269 -33849 -2558 -124185 -1627 8 1

решение для устранения дефицита бюджета. Как известно, одним из способов устранения дефицита является ускорение потока денежных средств от покупателей. Это означает, что в месяцы проблем с ликвидностью необходимо будет оценить возможные варианты увеличения стоимости таких статей, как авансы и доходы от реализации текущего периода.

В рассматриваемой модели бюджета движения денежных средств информация о движении денежных средств от операционной деятельности берется из графика выручки от продаж. Что касается платежных позиций по основным видам деятельности, то они такие же три. Основной статьей платежа в бюджете денежных потоков является заработная плата. Данные для обобщения информации по этой платежной позиции берутся из графика погашения задолженности по заработной плате.

Информация о налоговых платежах поступает в бюджет движения денежных средств из налогового бюджета, в котором содержатся данные о планируемых начислениях налогов, их выплатах и задолженностях.

Как видно из таблицы 5, в отличие от бюджета доходов и расходов, более удобно представлять статьи платежей в бюджете движения денежных средств не в областях расходов (производственных, коммерческих, административных и управленческих), а в конкретных пунктах платежей. Такой подход позволит повысить эффективность контроля бюджета движения денежных средств и на этапе подготовки, и на этапе реализации (при контроле заявок на платежи), и на этапе планово-факторного анализа исполнения бюджет денежных потоков.

Что касается доходов и платежей за инвестиционную деятельность, то очевидно, что в бюджете денежных потоков никаких доходов не планируется. Только одна позиция платежей за инвестиционную деятельность заполнена цифрами. Это приобретение основных средств. Эта информация вводится в бюджет движения денежных средств из инвестиционных бюджетов. Здесь необходимо обратить внимание на то, что сюда приходят именно те элементы платежей, которые формально считаются инвестиционными. То есть часть статей инвестиционного бюджета может формально относиться к текущим доходам и платежам.

Среди статей поступлений и платежей для финансовой деятельности в этом примере бюджета движения денежных средств только получение и погашение займов являются ненулевыми. Это связано с тем, что в плановом периоде финансовые операции не планировались, а дивиденды не начислялись и не выплачивались. Следует отметить, что в этой модели используется стандарт баланса минимальных денежных потоков, поэтому сама модель рассчитывает необходимые значения кредитных ресурсов. Кроме того, определяются необходимые значения в каждом периоде и рассчитываются суммы, которые могут выплачиваться в каждом месяце для погашения кредита и процентов по кредиту.

В противном случае никаких корректирующих действий не предпринимается. Используя итоговые показатели общего бюджета, например, общий денежный поток, имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на сумму общего денежного потока.

На основании отклонения фактического общего денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости корректировки плана на следующий период. Однако, исходя из оценки бюджетной системы, применяемый метод бюджетного контроля неэффективен.

Разработанная и утвержденная система текущего финансового планирования является основой оперативного финансового планирования, которая необходима для контроля поступления фактических поступлений на счет и расходования денежных финансовых ресурсов. Это связано с тем, что финансирование запланированных мероприятий должно осуществляться за счет средств, заработанных предприятием, что требует ежедневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Завершающим этапом финансового планирования является подготовка сводной аналитической записки. Описаны основные показатели годового финансового плана: размер и структура доходов, расходы, отношения с бюджетом коммерческих банков, порядок распределения прибыли. В заключение аналитической записки приводятся выводы о плановом обеспечении предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

Таким образом, система финансового планирования в анализируемой организации охватывает все аспекты финансового планирования ее деятельности, но значительные отклонения от фактически запланированных показателей предполагают, что эта система нуждается в улучшении. Следовательно, необходимо сформулировать рекомендации по совершенствованию процесса финансового планирования и рассчитать основные планируемые показатели эффективности.

Хорошо отлаженная система бюджетирования дает менеджеру возможность, с одной стороны, оценить, как идут дела в разных частях организации, а с другой - как обстоят дела в целом. Для дальнейшей оптимизации системы бюджетирования и диагностики были определены следующие критерии, описывающие ее с разных сторон. Это поможет выявить слабые стороны и разработать области для улучшения подготовки финансового плана. Эти критерии включают следующее:

1) Стоимость использования бюджетирования.

2) Контроль со стороны менеджеров.

3) Горизонт планирования.

4) Мотивация работника.

5) Единство бюджетных форм.

6) Прозрачность информации.

7) Интеграция бюджетирования с информационными технологиями.

Итак, наше исследование показало, что в результате анализа в системе бюджетирования организации были выявлены две проблемы:

1. Контроль менеджеров.

2. Несовершенство системы планирования.

3. Чрезмерные затраты времени из-за большого количества корректировок производственных программ.

4. Недостаточная мотивация работников в процессе бюджетирования.

Поэтому для планово-экономической службы (ПЭО) ОАО АПСК «Гулькевичский» целесообразно периодически анализировать структуру себестоимости продукции, делая сравнение с различными исходными данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики ПЭО совместно с бухгалтерией необходимо выбрать правильную базу для распределения косвенных затрат между объектами расчета или выбрать метод отнесения косвенных затрат на себестоимость продаж.

Для создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества финансово-экономических решений необходимо четко определить и организовать отдельный управленческий учет затрат для следующих групп:

- переменные затраты, которые увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на приобретение сырья, потребление электроэнергии, транспортные расходы, торговые комиссии и другие расходы;

- постоянные затраты, которые напрямую не связаны с изменениями объемов производства. Эти расходы включают амортизацию, проценты по кредиту, аренду, расходы на содержание аппарата управления, административные расходы и т. д.;

- смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной частей. Такие расходы включают, например, расходы на обслуживание оборудования, почтовые и телеграфные расходы и т. д.

Прозрачность информации заключается в том, что вышеуказанные критерии отражены в едином для всего предприятия «Положении о бюджетировании». В этом документе определяется порядок согласования и консолидации бюджетов, формализованные документы, схема документооборота, а также устанавливаются сроки рассмотрения и принятия решений на всех уровнях сбора бюджетной информации.

Другие рекомендации касаются улучшения системы мотивации. Для этого можно создать центры ответственности за мониторинг исполнения бюджетов, что будет связано с системой награждения руководителей и специалистов этих центров. Поэтому необходимо разработать условия, показатели и премиальные коэффициенты в зависимости от степени исполнения соответствующих бюджетов.

Источники:

Крылов С.И. Особенности прогнозирования финансовых потоков организаций / С.И. Крылов // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1. -С. 18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максютов А.А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет. учебно-практическое пособие / А.А. Максютов. - М.: ПРИОР, 2007. - 96 с.

Мухамедьярова А. Финансовое планирование при помощи платежного календаря / А. Мухамедьярова // Консультант. - 2006. - № 7. - С. 15-18.

Никитина Н. Проблемы постановки системы бюджетирования на предприятиях и пути их решения / Н. Никитина // Финансовая газета. - 2005. - № 9. - С. 8.

Попов В.М. Деловое планирование / В.М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

Корпоративные финансы: учебное пособие /под ред. Н.В. Липчиу. - М.: КНОРУС, 2016. - 232 с.

Липчиу Н.В. Совершенствование механизмов формирования источников финансирования организаций аграрного сектора: монография / Н.В. Липчиу, Е.А. Мазова. - Краснодар: КубГАУ, 194 с.

Sources:

1. Krylov S. I. Features of forecasting financial flows of organizations / S. I. Krylov // Problems of modern economy. - 2006. - № 1. -P. 18-22.

2. Maksyutov A. A. Business plan of the enterprise: financial budget. educational and practical guide / AA Maksyutov. - M.: prior, 2007. - 96 p.

3. Mukhamedyarova A. Financial planning using the payment calendar / A. Mukhamedyarova // Consultant. -2006. - № 7. - P. 15-18.

4. Nikitina N. The problem statement of system of budgeting at the enterprises and ways of their solution / N. Nikitin // the Financial newspaper. - 2005. - № 9. - P. 8.

5. Popov V. M. Business planning / V. M. Popov. - Moscow: Finance and statistics, 2009. - 368 p.

6. Corporate Finance: textbook /ed. N. V. Lipchiu: M.: KNORUS, 2016. - 232 p.

7. Lipchiu N. V. Improvement of mechanisms of formation of sources of financing the agricultural sector: monograph / N. V. Lipchiu, E. A. Mazova. - Krasnodar: Kubgau, 194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.