Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ АБДУЛКАДИРА ГИЛАНИ'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ АБДУЛКАДИРА ГИЛАНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / занятие / общественная деятельность / профессиональное управление / профессия / ремесло / праздность / лень / бедный / трудолюбивый. / leisure with occupation / social activity / professional manager / profession / craft / idleness / laziness / poor / hardworking.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кадирова, Муаттар

В данной статье анализируются взгляды основателя Кадирий, одного из классических учений суфизма, на формирование духовного образа человека. Необходимые выводы были сделаны на основе источников, принадлежащих перу мистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE SPIRITUAL APPEARANCE OF A PERSONALITY IN THE TEACHINGS OF ABDULKADIR GILANI

This article explores the views of the founder of Qadiriyya, one of the classical Sufi teachings, on the formation of a person’s spiritual character. The conclusions are drawn from primary sources authored by the mystic.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ АБДУЛКАДИРА ГИЛАНИ»

Research BIB / Index Copernicus

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ АБДУЛКАДИРА ГИЛАНИ

Кадирова Муаттар

Навоийский государственный педагогический институт докторант+998914461885 muatka.1992@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются взгляды основателя Кадирий, одного из классических учений суфизма, на формирование духовного образа человека. Необходимые выводы были сделаны на основе источников, принадлежащих перу мистика.

Ключевые слова: досуг, занятие, общественная деятельность, профессиональное управление, профессия, ремесло, праздность, лень, бедный, трудолюбивый.

Ushbu maqolada shaxs ma'naviy qiyofasining shakllanishida tasavvufning mumtoz ta'limotlaridan bo'lgan qodiriya tariqatining asoschisi Abdulqodir Giloniyning qarashlari tahlil etilgan. Mutasavvif qalamiga mansub manbalarga tayangan holda kerakli xulosalar qilingan.

Kalit so'zlar: mashg'ullik ila forig'lik, ijtimoiy faollik, kasbiy menejer, kasb, hunar, bekorchilik, dangasalik, faqir, miskin, mehnatsevarlik.

INTERPRETATION OF THE SPIRITUAL APPEARANCE OF A

PERSONALITY IN THE TEACHINGS OF ABDULKADIR GILANI

ABSTRACT

This article explores the views of the founder of Qadiriyya, one of the classical Sufi teachings, on the formation of a person's spiritual character. The conclusions are drawn from primary sources authored by the mystic.

Keywords: leisure with occupation, social activity, professional manager, profession, craft, idleness, laziness, poor, hardworking.

ВВЕДЕНИЕ

Суфизм - классическое учение, которое совершенствует человека. Одной из центральных его тем является вопрос нравственного совершенствования и

ABDULQODIR GILONIY TA'LIMOTIDA SHAXS MA'NAVIY

QIYOFASI TALQINI

ANNOTATSIYA

Research BIB / Index Copernicus

духовной зрелости человека. В истории суфизма взгляды Абдулкадира Гийлони (1079-1165), известного как основоположника учения кадырия, уникальны и имеют большое значение в формировании духовного образа человека, который является одним из актуальных вопросов современности. Описывая десять качеств, которые ведут к совершенству в своей книге «Алкунья талиб тарикил Хакк», Гилани говорит, что добродетель «не быть обузой для других» порождает качества трудолюбия и активности. Наполняя это качеством приобретения профессии, он писал в своей книге «Понимание господства»: «Живите не своей религией, а своей профессией. Изучите ремесло и научите этому других. Профессия верующих - это профессия искренности. Только у тех профессий, которые обеспечивают использование бедных и нуждающихся, проявляют милосердие к людям и требуют одобрения Аллаха, есть предназначение» [1] - говорит Гилани.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Особое внимание он уделил этому вопросу в своем произведении «Фатхур-раббоний». Он подчеркнул, что каждый человек должен быть занят своей профессией, занят приобретением знаний и реализацией этих знаний. Но он сказал, что выполнять это занятие необходимо с большим удоволствием, то есть искренне, беспристрастно, с поминанием Аллаха. Следует отметить, что здесь формируется отрицание отрицания философии. Если занятость отрицает праздность, лень и заботу о ком-то другом, то сама занятость отрицается для освобождения от памяти Божией, и рождается прекрасная моральная добродетель, называемая «удоволствие с занятостью». Действительно, религия не должна быть средством существования. Ведь ислам осуждает лицемерие и коррупцию. Заработок на жизнь по профессии основан на девизе «удовольствие с занятостью» в учении Кадирия. По этой причине наставники учения Кадирия были земледельцами, садовниками, скотоводами и ремесленниками. Это был наиболее приемлемый путь для жителей Туркестана, и он получил высокую оценку.

Значение занятости и досуга:

- быть полностью свободным от жадности и эгоизма;

- радоваться и гордиться тем, что другие наслаждаются материальными и духовными богатствами, созданными им самим;

- для многих людей это самопожертвование и взамен это угодить людям мира и ожидать награды от Всевышнего Аллаха;

- дать многим, и дать мне среди многих, — значит работать в молитве, «чтобы суметь избежать скупости своего эго»;

Research BIB / Index Copernicus

- жить, взывая к своей совести, чтобы не пропал дар, который ощушаеться с ранним утром. Этот лозунг был далее развит Хазратом Бахауддином Накшбандом как «Даст ба кору дил ба Ёр»[2].

Стоит особенно подчеркнуть, что для людей суфизма особое внимание уделялось халяльному перекусу. Потому что научно доказано, что материальные блага, попадая в тело, порождают духовную энергию. Представители известных и знаменитых учений славятся своей профессией, поэтому к названию профессии добавляются их прозвища. Среди них Шейх ул -Ислам Ходжа Абдулла Ансари, сапожник, шейх Мухаммад Саккак, мастер ножей, шейх Абульфайз Хаддад, кузнец, шейх Абул Аббас Амили носильщик, шейх Абулхасан Наджар, который считался Кутбом своего времени (единственный святой своего времени, Валиулла) и Гавси (помощник), гончар Сайед Амир по профессии, Фаридиддин Аттар парфюмер, Хазрат Бахауддин были известны как Накшбанд, потому что он был известен своим «вышиванием узоров». Поэтому главный критерий этого учения состоит в том, что сердце должно быть занято ручным трудом, так как упорный труд возносит имя человека на вершину. В этом основная суть доктрины кадирия, которая продолжает сохранять свою жизнеспособность на основе девиза «Занятость и удовлетворение».

Полагаясь на Бога, когда вы заняты, вы обретаете душевное спокойствие.

Есть и специфические аспекты зрелости человека. Например, доктор экономических наук Бахтиёр Навруззода в своих научных работах проанализировал ее экономические аспекты[4]. Обращают на себя внимание следующие положения ученого. С точки зрения экономической рентабельности стадии идеального человека таковы:

На первом этапе - человек как рабочая сила [5]. Это значит трудоспособный и желающий труда, физически здоровый человек.

Второй этап - человек как конкретный субъект труда. [6]. У человека появится возможность полностью удовлетворять потребности своей семьи посредством своего труда. Другими словами, он экономически совершенный человек.

Третий этап - человек как предприниматель [7]. В этом случае предприниматель приносит не только личную выгоду, но и пользу обществу от продукции и выгод своего труда. Такие люди относятся к категории экономически зрелых людей.

Четвертый этап - человек как управленец. На этом этапе человек реализует свои трудовые и предпринимательские способности в корпоративной

Research BIB / Index Copernicus

системе. Корпорация является наиболее развитой организационной формой бизнеса, отличительной особенностью которой является отделение управленческих (управленческих) обязанностей от собственника собственности. В целях повышения эффективности деловой деятельности собственник, создавший корпорацию, нанимает специалистов с управленческими качествами для нижнего, среднего и высшего звена управленческой работы. Чтобы занять управленческие должности, человек должен обладать навыками и опытом управления рыночным способом и получить управленческое образование. В качестве корпоративного менеджера человек занимает руководящую должность в акционерных обществах на основании контракта и занимается деятельностью по управлению бизнесом. Это обеспечивает прибыльную работу общества. Как профессиональный наемный менеджер он получает зарплату за свою работу и получает определенный процент от прибыли, получаемой обществом-акционером за эффективное проявление своих предпринимательских способностей. Эта доля может составлять сотни тысяч сумов в месяц. В результате у человека появляется возможность создать счастливый брак и достичь экономического процветания. Таким образом, в условиях рыночной экономики человек постепенно достигает экономической зрелости: сначала как потенциальный (рабочая сила) и реальный (конкретный субъект труда) личный фактор производства, затем как предприниматель, занимающийся малой предпринимательской деятельностью в частном предпринимательстве, и, наконец, как профессиональный менеджер в корпоративной системе.

Мы надеемся, что определенные в экономическом подходе этапы, уровни и статусы человеческого развития послужат важной теоретической и методологической основой воспитания экономически зрелой личности в период перехода к рыночной экономике.

Наша интерпретация такова, что эти качества служат главными в формировании совершенного человека. Приобретая эти человеческие качества, прощая, не обижаясь на братьев и сестер, когда придет время, приобретая качества кротости, не гневаясь и не развращаясь, не имея в сердце никакой злобы к тем, кто причинил нам зло, или стремясь к постоянному смирению и оно является причиной нашей счастливой и мирной жизни, так как пока она происходит. Потому что узбекский народ очень толерантный и всепрощающий, его счастье всегда в собственных руках, они никогда не поддаются гневу, не сгорают в огне зависти, даже если это плохо, не ищут в себе недостатков. Поступки наших соседей и братьев, живущих с нами бок о бок, - одно из высших человеческих качеств.

Research BIB / Index Copernicus

Итак, как основу экономического совершенствования человека, нам необходимо объяснить молодому поколению суть этого учения, понимая, что устранение таких пороков, как тщеславие, лень, неследование знаниям, влияет на социальную и экономическую стабильность. общества, давайте не будем забывать, что действие должно начаться сегодня.

Для достижения экономического процветания необходимо стремиться к социальной активности в обществе. Потому что, по мнению философа и ученого К. Назарова: «В этом смысле главный успех экономических реформ зависит не только от материальных показателей, но и от духовных показателей, то есть от изменений духа, духовного образа человека и его отношение к своей работе»[8]. Деятельность человека продуктивна, в большинстве случаев практична, но может быть и непродуктивна и непрактична.

Материальную деятельность можно упростить как работу с объектами, а духовную деятельность можно представить как работу с изображениями объектов. Благодаря абстрактному мышлению материальная и духовная деятельность могут быть представлены в «чистом виде», как некая противоположность. Но материальная деятельность без духовности бесполезна. Следует отметить, что в произведениях Абдулкадира Гилани социальная активность проявляется прежде всего в лозунге занятости и удовольствия. То есть вопрос об удовлетворении любовью Творца ставится пока человек занимается трудом, не вызывая в своем сердце зависти или привязанности к достигнутым им материальным благам. Если активный в обществе человек стремится к духовной зрелости, не привязываясь к карьере, степеням и званиям, которых он достиг благодаря своей работе, он не будет чрезмерно привязан к материальным вещам. Другими словами, слишком сильная привязанность к материализму может привести к духовному надлому человека. Или если человек, глубоко привязанный к своим материальным благам, например бизнесмен, случайно обанкротится, в результате чего его сердце не выдержит, у него случится сердечный приступ, и это может закончиться случайной смертью.

Кроме того, понятие социальной активности - это понятие, непосредственно связанное с понятием бдительности. Потому что в эпоху глобализации чувство осведомленности о происходящих вокруг событиях может уберечь человечество от различных катастроф.

Учение Абдулкадира Гилани играет несравненную роль в формировании духовного образа человека в жизни общества. В результате социального опроса, проведенного в рамках нашей научно-исследовательской работы, мы

Research BIB / Index Copernicus

пришли к выводу о целесообразности применения идей этого учения к духу творчества в более широкой общественной жизни.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES):

1. Абдулкодир Гилони (Гавсул Аъзам). Раббонийликни англаш ва рахмоний файзни козониш. Первая книга. Перевод: Мухаммаджон Нуриддин и др.. Т.: Мовароуннахр, 2005. стр.27.

2. Ш.Мансуров, И.Остонакулов. Гойиблар хайлидан ёнган чироклар. - Т. Гафур Гулом. 1994. Стр.87.

3. Шайх Ал-Колободий. Тасаввуф сарчашмаси. Т.: 2002. стр.84.

4. Б.Навруз-зода. Инсон иктисодий камолотидаги боскичлари. Мезонлари ва даражалари. //Бух. Вестник университета. 2004 г. № 4. Стр.63 - 69.

5. Б.Навруз-зода. Инсон иктисодий камолотидаги боскичлари. Мезонлари ва даражалари. //Бух. Вестник университета. 2004 г. № 4. стр.65.

6. Назаров К. Аксиология. - Ташкент: "Академия", 2011. стр. 361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.