Научная статья на тему 'Суфии в иракском сопротивлении (2003-2011)'

Суфии в иракском сопротивлении (2003-2011) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / НАКШБАНДИЙЯ / КАДИРИЙЯ / ИРАКСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / СУННИЗМ / БААСИЗМ / SUFI SM / NAQSHBANDIYA / QADIRIYA / IRAQI RESISTANCE / SUNNI ISLAM / BAATHISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жантиев Дмитрий Рустемович

В статье рассматриваются предпосылки и основные проявления процесса формирования боевых организаций сопротивления среди последователей суфийских братств в Ираке в период американской оккупации (с 2003 г.), анализируются причины их тесного взаимодействия с руководством действующей на нелегальном положении партии Баас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sufi s in the Iraqi Resistance (2003-2011)

The article is dedicated to the analysis of the main reasons and factors which led to the development of armed resistance groups and organizations among adherents of Sufi orders in Iraq since 2003 and their alliance with Baathists.

Текст научной работы на тему «Суфии в иракском сопротивлении (2003-2011)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 4

Д.Р. Жантиев

СУФИИ В ИРАКСКОМ СОПРОТИВЛЕНИИ (2003-2011)

В статье рассматриваются предпосылки и основные проявления процесса формирования боевых организаций сопротивления среди последователей суфийских братств в Ираке в период американской оккупации (с 2003 г.), анализируются причины их тесного взаимодействия с руководством действующей на нелегальном положении партии «Баас».

Ключевые слова: суфизм, накшбандийя, кадирийя, иракское сопротивление, суннизм, баасизм.

The article is dedicated to the analysis of the main reasons and factors which led to the development of armed resistance groups and organizations among adherents of Sufi orders in Iraq since 2003 and their alliance with Baathists.

Key words: Sufism, Naqshbandiya, Qadiriya, Iraqi resistance, Sunni Islam, Baathism.

Несмотря на мистико-миролюбивый общий настрой суфизма1, хорошо известно, что в целом ряде случаев суфийские братства (та-рика, мн. турук) становились в мусульманском мире связующей канвой для организации народного сопротивления перед лицом внешней угрозы2. Не стал исключением и Ирак, оказавшийся весной 2003 г. под иностранной оккупацией. Крушение режима Саддама Хусейна и фактическое уничтожение иракского государства силами западной коалиции во главе с США повлекли за собой массовое сопротивление среди иракского населения, в котором суфии и суфийские структуры сыграли и продолжают играть заметную роль.

Суфизм имеет весьма глубокие исторические корни на территории Ирака, где в свое время возник целый ряд суфийских братств, в первую очередь, кадирийя3. Вторым по степени распространения

1 Суфизм — мистическое течение в исламе, объединяющее множество учений (тарика, букв. «путь»), целью которых является возможность непосредственного духовного общения человека с Богом.

2 Например, антифранцузское восстание под руководством Абд аль-Кадира в Алжире в 30-40-е гг. XIX в., махдистское движение в Судане в 80-90-е гг. XIX в., восстание Шамиля в ходе Кавказской войны). Подробнее об участии суфиев в антиколониальных войнах см.: Andrew G. Bostom. Sufi Jihad? // American thinker. 2005. 15.05.

3 Кадирийя — суфийское учение и братство (тарика), основателем которой считается выдающийся персидский религиозный проповедник и мистик шейх Абд аль-

39

и значимости суфийским братством в Ираке исторически является накшбандийя, рапространившаяся на Ближний Восток из Индии через Иран с XIII в.4. По неофициальным данным в Ираке к настоящему времени насчитывается около 3 млн последователей суфийских братств, что составляет около 10% от общей численности населения Ирака (ок. 31 млн человек) и около одной трети среди его суннитской части5. Если учесть, что суфизм в Ираке распространен исключительно в суннитской среде, можно сделать вывод о том, что среди иракских мусульман-суннитов (как арабов, так и курдов) к деятельности суфийских братств причастно подавляющее большинство взрослого мужского населения.

Важно отметить, что в период пребывания у власти президента Саддама Хусейна (1979-2003) суфийские братства в Ираке пользовались достаточной свободой деятельности и даже покровительством властей. Несмотря на в целом светский характер идеологии правившей в то время партии «Баас», благожелательное отношение баасист-ского руководства к суфиям представляется вполне объяснимым: будучи выходцами из провинциальной суннитской среды (г. Тикрит, провинция Салах ад-Дин), Саддам Хусейн и его сподвижники в партийном и военном руководстве, а также в аппарате спецслужб опирались в первую очередь на земляков и единоверцев-суннитов, многие из которых в ритуальной практике были с детства в той или иной степени вовлечены в деятельность «народного ислама», т.е. суфийских братств. В 90-е гг. XX в., когда после операции «Буря в пустыне» Ирак оказался в фактической блокаде под грузом международных санкций, Саддам Хусейн и баасистское руководство стремились повысить роль религиозного фактора в идеологическом обосновании власти правящего режима. Демонстрируя приверженность нормам суннитского ислама, сам президент и его сподвижники оказывали почет и уважение как «официальным» исламским институтам, так и широко распространенным среди иракских мусульман-суннитов суфийским структурам. Особую роль в поддержании связей между баасистским руководством и суфийскими братствами в то время

Кадир аль-Гилани (аль-Джиляни) (1077-1166). Организационно оформилось в XIII в. Особенностью кадирийи является трактовка суфизма как исламского морально-этического учения, очищенного от экстатических и теософско-спекулятивных элементов. Кадирийя приобрела широкое распространение в различных частях исламского мира, имея множество ответвлений. Мемориальный комплекс при могиле шейха Абд ал-Кадира в Багдаде считается центральной обителью братства.

4 Накшбандийя — одно из крупнейших суфийских братств, названо в честь шейха Бахауддина Накшбанда (1318-1389). Духовная генеалогия братства восходит к праведному халифу Абу Бакру. В Ираке распространены различные «ветви» братства, наиболее значительным из которых считается накшбандийя-халидийя.

5 Такую оценку дает, в частности, руководство братства касназанийя — наиболее распространенной в Ираке «ветив» кадирийи. См.: al-Arabiya.net, August 23, 2005. При этом среди иракских шиитов суфийские братства распространения не имеют.

40

играл вице-президент Иракской республики Иззет Ибрахим ад-Дури, ставший последователем братства кадирийя6.

В первые месяцы после вторжения американских войск в Ирак в апреле 2003 г. и падения режима Саддама Хусейна суфийские духовные наставники заняли выжидательную позицию и не призывали своих сторонников к активным действиям. Вооруженное сопротивление оккупантам в то время оказывали преимущественно бывшие офицеры-баасисты, а также добровольцы из других мусульманских стран, выступавшие под лозунгами салафизма7. Уже вскоре ход событий показал, что боевая активность «салафитов», некоторые из которых ассоциировали себя с международной террористической сетью «Аль-Каида», была направлена не только против войск западной коалиции, но также и против тех иракцев, чья религиозная доктрина не соответствовала радикальным «салафитским» взглядам на ислам. В числе таковых оказались шииты, а также сунниты-суфии, традиционно широко практиковавшие поклонение гробницам святых шейхов-наставников. Одновременно иракские суфии в целом ряде городов и провинций (Багдад, Киркук, Салах ад-Дин, Аль-Анбар, Дияла и др.) оказались в достаточно конфликтных отношениях с боевыми отрядами шиитских иракских военно-политических группировок «Армия Махди» и «Корпус Бадр»8. На протяжении 2003-2005 гг. рядовые последователи суфийских братств постепенно вовлекались в иракское сопротивление. Оно рассматривалось ими как справедливая оборона сразу от нескольких враждебных сил: во-первых, от иноземных оккупантов; во-вторых, от помогающих им бойцов шиитских и курдских формирований, подчиняющихся сформированному американцами иракскому переходному правительству, и, в-третьих, — от бойцов «Аль-Каиды» и других «салафитских» боевых групп, сражающихся против американцев и местных шии-

6 Об этом: «Мафкарат аль-ислам». 24 августа 2006 г. Иззет Ибрахим ад-Дури был посвящен в братство кадирийя шейхом Мухаммадом аль-Халлабом, пройдя все необходимые церемонии и получив соответствующие мистические знания.

7 Салафизм (ас-салафийя) — исламский термин, происходящий от выражения «ас-саляф ас-салихун» (благочестивые предки). Имеются в виду наиболее праведные мусульмане, относящиеся к первым трем поколениям последователей ислама. В современном употреблении последователями салафизма («салафитами») именуют представителей различных суннитских религиозно-политических групп и движений, выступающих за «возврат ислама к его изначальной чистоте» и «исламскому возрождению».

8 «Армия Махди» (джейш аль-махди) — полувоенная религиозно-политическая организация иракских шиитов — создана в 2003 г., возглавляется влиятельным шиитским лидером Муктадой ас-Садром. По некоторым сведениям, имеет тесные связи с иранскими силовыми структурами, особенно с «Корпусом стражей исламской революции». «Корпус Бадр» (фейляк бадр) — военное крыло ведущей иракской шиитской партии Верховный совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ) — также вплотную взаимодействует с иранскими силовыми структурами.

41

тов, но в то же время враждебно относящихся к суннитам-суфиям. Впрочем, в некоторых исключительных случаях суфийские отряды самообороны все же могли заключать временные тактические союзы с бойцами «салафитских» повстанческих групп. Так было в ноябре-декабре 2004 г. в ходе упорной обороны суннитскими повстанцами города Фаллуджа от атаки, предпринятой американскими войсками. Координацию действий различных суннитских отрядов (в том числе суфийских групп самообороны, баасистских и салафитских групп) в ходе битвы за Фаллуджу осуществлял Совет муджахедов (Маджлис шура аль-муджахидин) во главе с местным суфийским наставником шейхом Абдаллой аль-Джанаби. После разрушительного штурма Фаллуджи американскими войсками шейху удалось скрыться и продолжить руководить сопротивлением в провинции Аль-Анбар уже на нелегальном положении.

По мере нарастания конфликтности и роста числа жертв столкновений между суннитскими и шиитскими вооруженными формированиями в Ираке в 2004-2005 гг., среди суфиев разворачивалась дискуссия между сторонниками мирных форм сопротивления и теми их единоверцами, которые, не желая ограничиваться самообороной, выступали за активное вооруженное сопротивление коалиционным войскам и сформированным преимущественно из шиитов иракским силам безопасности. В частности, руководство тарики касназанийя (наиболее крупной в Ираке ветви братства кадирийя) в своих обращениях проповедовало выжидательную тактику и даже примирение с оккупантами под предлогом необходимости избежать гражданской войны. Однако параллельно с этим суфии-кадириты формировали группы самообороны для защиты гробницы святого шейха Абд аль-Кадира аль-Гилани в Багдаде от шиитских ополчений «Армии Махди» и «Корпуса Бадр» и вооруженных отрядов «салафитов».

Постепенная активизация сопротивления среди суфиев-кади-ритов привела в апреле 2005 г. к формированию первой по времени возникновения из известных групп иракского сопротивления, тесно ассоциирующей себя с суфизмом. Согласно заявлениям, распространенным повстанцами в мечетях Багдада, а также в провинции Аль-Анбар, боевая организация, сформированная из числа последователей суфийского братства кадирийя получила название в честь святого шейха-основателя ордена: «Джихадистские суфийские отряды шейха Абд аль-Кадира аль-Гилани» (Сарайа аш-шайх Абд аль-Кадир аль-Гилани ас-суфийя аль-джихадийя). Судя по сообщениям, публикуемым на повстанческих интернет-сайтах, эта вооруженная группа приступила к атакам против американских войск на севере Ирака в районе города Мосул, ее тактика состоя-

42

ла преимущественно в закладке мин и фугасов, а также в атаках стрелков-снайперов9.

Несколько месяцев спустя, в августе 2006 г. было объявлено о формировании в городе Эль-Хавиджа (провинция Киркук) новой суфийской боевой организации из числа суфиев — «Джихадистского батальона шейха Абд аль-Кадира аль-Гилани» (Катибат аш-шайх Абд аль-Кадир аль-Гилани аль-джихадийя). Батальон был сформирован суфиями-кадиритами из города Киркук и его окрестностей (причем в его составе были как арабы, так и курды) по прямому приказу местного суфийского наставника шейха Абд ар-Рахима аль-Кадири. Он велел своим последователям временно закрыть суфийские обители (текийя) и взяться за оружие для борьбы «против американцев и помогающим им иракских войск», а также шиитских формирований «Корпус Бадр» и «Армия Махди»10. Сам шейх аль-Кадири за несколько дней до обнародования этого распоряжения скрылся из виду иракских властей, перейдя на нелегальное положение. В дальнейшем сообщения о боевой деятельности «Джихадистского батальонов» поступали довольно редко, но можно предположить, что его бойцы влились в ряды суннитского сопротивления в провинции Киркук, которая до сих пор остается одним из наиболее неспокойных для американцев и иракских властей районов страны.

Наиболее сильная и влиятельная боевая суфийская организация в иракском сопротивлении была сформирована последователями второго по влиянию в Ираке суфийского братства — накшбан-дийя. 30 декабря 2006 г., в день казни свергнутого оккупантами иракского президента Саддама Хусейна, было объявлено о создании организации под названием «Джайш риджаль ат-тарика ан-накшбандийя» («Армия сторонников братства накшбандийя»; далее — АСН). Насчитывая в своих рядах к настоящему времени несколько тысяч хорошо вооруженных и обученных бойцов, АСН, по мнению американского командования, является наиболее серьезной угрозой для нового иракского правительства премьера Нури аль-Малики11. Особено важно отметить, что АСН выступает

9 RafidFadhil Ali. Sufi Insurgent Groups in Iraq // Terrorism Monitor Volume: 6 Issue: 2. January 25. 2008. http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_ news%5D=4683

10 Мафкарат уль-ислам. 2006. 23 авг.

11 Об этом см: Ziezulewicz G. Insurgent group looks to future without U.S. Former Saddam loyalists work to return Baath Party to power // Stars and Stripes. 2009. 3 Apr.; см также: DagherS. Crash in Iraq Kills 4 U.S. Soldiers // New York Times. 2009. 26 Jan. Иззет Ибрахим ад-Дури (р. 1942 г.), один из ближайших сподвижников покойного президента Ирака Саддама Хусейна, с 1979 по 2003 г. — вице-президент Иракской республики, заместитель председателя Совета революционного командования, заместитель генерального секретаря иракского регионального руководства партии «Баас». После начала американской оккупации — на нелегальном положении, местонахождение неизвестно. В январе 2007 г. после казни Саддама Хусейна Из-

43

в качестве важнейшей составной части «Верховного командования джихада и освобождения» (Аль-кыядийя аль-улья ли-ль-джихад ва-т-тахрир) — повстанческого фронта12, возглавляемого Иззетом Ибрахимом ад-Дури, нынешним лидером действующей в подполье иракской партии «Баас» и преемником казненного Саддама Хусейна13. Впрочем, провозглашение создания АСН, как представляется, было лишь актом обнародования сведений о боевой организации, создание которой шло на протяжении нескольких предшествующих лет. Согласно сообщениям американского генерала Джеймса Никсона, командовавшего оккупационными войсками в провинциях Дияла и Киркук, первые боевые столкновения американцев с бойцами братства накшбандийя отмечались к северо-востоку от Багдада уже в 2003 г. Повстанцами в этом районе руководил офицер иракской армии Абдуррахман ан-Накшбанди, принадлежавший к семье потомственных суфиев14. В дальнейшем формирование отрядов суфиев-накшбанди под руководством их единоверцев из числа офицеров бывшей иракской армии стало вполне типичным явлением, а создание АСН отражало процесс более четкой координации действий ранее созданных отрядов. Американское командование вскоре вынуждено было признать, что в лице АСН оно встретило серьезного и дисциплинированного противника, который отличался высоким боевым духом и упорством в ведении партизанской войны15. Не будучи связанной с «салафитской» «Аль-Каидой в Месопотамии», АСН является более опасной для американцев структурой, так как она лучше организована и, главное, пользуется поддержкой местного населения, поддерживая в то же время тесные связи со структурами и деятелями прежнего режима, включая Иззета Ибрахима ад-Дури.

В своей идеологии АСН сочетает исламские и суфийские принципы с иракским патриотизмом и лозунгами единства арабской нации, что роднит ее с формально запрещенной новыми иракским властями партией «Баас». Это сочетание наглядно отражено в эмблеме АСН на ее официальном интернет-сайте в виде единой карты арабских стран на фоне коранической цитаты: «Помощь от Аллаха и близкая победа»16. Отмеченное выше взаимодействие между баа-

зет Ибрахим ад-Дури избран генеральным секретарем регионального руководства партии «Баас».

12 О создании «Верховного командования джихада и освобождения» см: Iraqi Resistance announces Founding of Supreme Command for the Jihad and Liberation in Baghdad // http://www.albasrah.net/en_articles_2007/1007/jihad_031007.htm 20.11.2010

13 О деятельности Верховного командования джихада и освобождения см.: Al Douri forms nationalist Sunni coalition // The Long War Journal. 2007. 4 oct.

14 Суфии сопротивляются американским оккупантам // www.geopolitika.ru 201001-27.

15 Ziezulewicz G. Op. cit.

16 www.alnakshabandia.com 15.10.2010.

44

систами, многие из которых, подобно Иззету Ибрахиму ад-Дури, стали или даже изначально были практикующими последователями того или иного суфийского братства, еще больше укрепилось за годы сопротивления американской оккупации. Обращение ушедшего в подполье руководства партии «Баас» к исламским лозунгам джихада против иноземных захватчиков и их пособников способствовало укреплению популярности баасистских офицеров и активистов среди набожных мусульман-суннитов — представителей традиционных городских и сельских слоев. Наряду с целым рядом других суннитских повстанческих боевых организаций различного толка (националистических, «салафитских», региональных, племенных), деятельность АСН направляется офицерами-баасистами, а ее ряды пополняет религиозная суфийская молодежь, преимущественно, из провинций Киркук, Аль-Анбар и Дияла17. Главным объектом атак АСН изначально были оккупационные войска западной коалиции. При этом деятельность «Армии сторонников накшбандийи» определялась следующими программными требованиями:

* Личный состав, военная техника и объекты коалиционных войск в Ираке следует подвергать постоянным атакам.

* Иракцы не должны подвергаться атакам за исключением тех случаев, если они участвуют в боевых действиях на стороне войск иностранной коалиции.

* АСН стремится избегать конфронтации с другими иракскими боевыми организациями, ведущими джихад против оккупантов, и налаживает контакты со всеми теми группами, которые по своей идеологии разделяют «законные принципы и национальную программу» Ирака (т.е. принципы национального суверенитета. — Д.Ж.)

* АСН готова принимать финансовую помощь от любых мусульман — как частных лиц, так и организаций, за исключением тех случаев, когда предоставление помощи обусловливается идеологически неприемлемыми для организации требованиями.

* Деятельность АСН ведется в обстановке строгой секретности.

* АСН не участвует в политическом процессе в Ираке до тех пор, пока в стране находятся иностранные оккупанты18.

«Костяк» боевых отрядов АСН составляют последователи братства накшбандийя и сочувствующие из числа иракских мусульман-суннитов. Это обстоятельство, наряду с высокой боевой активностью организации в период 2007-2011 гг., представляет собой весьма неприятный факт как для американского командования в Ираке, так и для иракского правительства во главе с премьером Нури аль-

17 Об активности АСН в указанных провинциях см.: Quile Lawrence. U.S. Sees New Threat In Iraq From Sufi Sect. // http://www.npr.org/templates/story/story. php?storyId=105507397 12.06.2009. См. также: Rudaw. 19.05.2011.

18 Rafid Fadhil Ali. Sufi Insurgent Groups.

45

Малики. Деятельность АСН опровергает упорно распространяемый как американской, так и официозной иракской пропагандой тезис, согласно которому сопротивление среди иракских суннитов представлено, в основном, «международными террористами» из «Аль-Каиды». Активное участие многих иракских суфиев в сопротивлении в тесном союзе с баасистами, а также их категорический отказ от диалога с иракскими властями до прекращения оккупации не позволяют иракскому правительству установить контроль над преимущественно суннитскими провинциями к северу и западу от Багдада.

В период 2007-2011 гг. АСН фактически удалось навязать коалиционным войскам партизанскую «войну на истощение», в которой тяжелая боевая техника американцев оказалась неэффективной. Бойцы суфийских отрядов наряду с другими суннитскими боевыми группами предпринимали практически ежедневные вылазки и атаки против конвоев, патрулей и коммуникаций коалиционных войск, причем сообщения об атаках (зачастую в форме видеосюжетов) регулярно публиковались в сети интернет с соответствующими комментариями о времени, месте и результатах атаки. Низовой ячейкой АСН изначально являлась боевая группа из 7-10 бойцов во главе с командиром (амир), подчинявшаяся вышестоящему амиру на уровне района и провинции. Руководителем всей военной организации АСН считается «амир джихада» (амир аль-джихад) из числа накшбан-дийских шейхов, личность и местонахождение которого держатся в строгом секрете19. История боевых действий АСН в последние годы показывает постепенное расширение географии атак против коалиционных войск и поддерживающих их иракских сил безопасности. Наибольшую активность АСН проявляет, разумеется, в так называемом суннитском треугольнике — условном районе к северу и западу от Багдада, населенном преимущественно арабами-суннитами, «вершинами» которого на карте являются города Багдад, Тикрит и Рамади20. АСН также взяла на себя ответственность за целый ряд атак против т.н. «Зеленой зоны»21 в Багдаде, американских и правительственных военных объектов в столице и ее окрестностях.

По мере роста численности рядов АСН и накапливания боевого опыта командование повстанческой армией решило перейти от отдельных отрядов к упорядоченной военной иерархии, практически копирующей структуру иракского армейского корпуса времен Саддама Хусейна, разделив бойцов на роты, батальоны и бригады. Эти

19 О структуре АСН см.: Miguel Denyer. Terrorism Profiles: The Men of the Army of al-Naqshbandia Order // The Overwatch report November 2010, Vol. 7.

20 New York Times. 27.01.2009; Ар-Рай (Кувейт). 30.04.2011.

21 «Зеленая зона» — условное название особо охраняемого района в центре Багдада, где расположены иностранные и правительственные объекты.

46

меры, а также процесс создания полноценных военных штабов АСН различных уровней активизировались после того, как летом 2010 г. начался частичный вывод американских войск из Ирака. Действующее в условиях конспирации командование АСН не скрывает своих дальнейших целей: завершение вывода войск западной коалиции из страны к концу 2011 г. должно стать сигналом к «битве за Багдад», т.е. наступлению суннитских повстанческих сил на позиции иракских правительственных войск с целью установления контроля над иракской столицей22.

Вступление иракских суфиев в ряды сопротивления представляло собой постепенный и нарастающий процесс, который не был результатом какого-либо единого решения. Скорее, он представлял собой ответ на угрозу позициям суннитской части арабского населения Ирака в условиях иноземной оккупации и создания американцами новых иракских структур власти, в которых доминировали представители шиитских и курдских политических и военных структур. Вероятно, решающим фактором, вынудившим суфиев к организации собственных отрядов сопротивления, стало давление со стороны шиитских и салафитских вооруженных формирований, стремившихся поставить под свой контроль районы традиционного компактного проживания суннитов («суннитский треугольник»)23. Возмущенные нападениями со стороны «салафитов» с одной стороны, и шиитских боевиков — с другой, последователи суфийских братств были вынуждены взяться за оружие под религиозными и патриотическими лозунгами.

В идеологическом плане суннитское сопротивление оказалось на сходных позициях с баасистами, с которыми многих суннитов-суфиев связывали родственные и земляческие связи. Военный и организационный опыт баасистских офицеров (в подавляющем большинстве суннитов) был необходим для организации боеспособных отрядов сопротивления, в то время как для баасистов союз с суфиями стал важнейшим фактором расширения своего влияния в условиях оккупации и репрессий. Патриотическая националистическая программа партии «Баас», ориентированная на воссоздание независимого суверенного Ирака, оказалась легко сочетаемой с исламской идеей оборонительного джихада против иноземной оккупации. Формирование и деятельность АСН стали главным итогом этого своеобразного и достаточно устойчивого союза. Задача взаимодействия баасистов и суфиев облегчалась тем, что многие

22 По оценкам американского командования, АСН способна предпринимать самостоятельные боевые операции силами до армейской бригады (3-5 тысяч человек). См.: Miguel Denyer. Terrorism Profiles; Rafid Fadhil Ali. Sufi Insurgent Groups.

23 Об активности суннитской вооруженной оппозиции в Багдаде и его окрестностях см.: Ар-Рай (Кувейт). 30.04.2011. www.albasrah.net 28.04.2011.

47

суфии в правление Саддама Хусейна были членами правящей партии «Баас». Вместе с тем многие активисты ушедшей в подполье партии, не ассоциированные изначально с суфийскими орденами, охотно демонстрировали свою приверженность исламу и уважение к традиционным суфийским церемониям или даже становились адептами братств по примеру своего нового руководителя Иззета Ибрахима ад-Дури24. Непростым представляется вопрос об отношении к иракскому сопротивлению со стороны духовного руководства суфийских братств Ирака. На севере страны, в автономном Иракском Курдистане, суфийские шейхи братства накшбандийя, будучи тесно связанными родственными узами с руководством Демократической партии Курдистана в лице Масуда Барзани и его семьи25, разумеется, не оказывали поддержки баасистам и не требовали скорейшего вывода из Ирака американских войск. Однако это не мешало вовлечению в ряды сопротивления рядовых последователей братства (в основном из числа арабов) в «суннитском треугольнике». Попытка американских военных организовать и финансировать суннитские отряды самообороны («сахва»26) под лозунгом борьбы против боевиков «Аль-Каиды» оказалась недолговечной. После передачи этой военной структуры под контроль иракского правительства осенью 2008 г. и ее последующего роспуска часть бойцов «сахва» вернулись в ряды сопротивления, в том числе в составе АСН. В условиях продолжения иностранного военного присутствия в стране и затяжного политического кризиса в Ираке, характеризующегося высокой степенью недоверия между находящимися у власти шиитскими и оппозиционными суннитскими политиками, суннитская суфийская идентичность по-прежнему остается идеологической основой оппозиционных настроений среди иракских арабов. Союз суфиев и баасистов в рядах вооруженной оппозиции в 2010-2011 гг. организационно окреп и активизировал боевую деятельность. В сложившейся ситуации иракскому правительству во главе с Нури аль-Малики, даже после вывода американских войск, как представляется, будет весьма трудно (если вообще возможно) наладить прямой диалог с

24 Об этом см.: Abdul Hameed Bakier. Ex-Ba'athists Turn to Naqshbandi Sufis to Legitimize Insurgency // Terrorism Focus Volume: 5 Issue: 1 // www.jamestown.org July 28, 2008.

25 Демократическая партия Курдистана (ДПК) — одна из старейших курдских политических партий. Была создана в 1946 г. Масуд Барзани (р. 1946 г.) — видный курдский и иракский политический деятель, выходец из племени барзан, лидер ДПК и президент автономного Иракского Курдистана.

26 Отряды «сахва» (букв. «пробуждение») созданы в конце 2006 г. американским военным командованием и шейхами ряда суннитских племен провинции Аль-Анбар с целью борьбы с боевиками «Аль-Каиды». Позднее «сахва» стала действовать также в Багдаде и в провинциях Салах ад-Дин, Ниневия, Дияла и Киркук. Осенью 2008 г. отряды «сахва» были переданы американцами под контроль иракского правительства и вскоре расформированы.

48

суфийской вооруженной оппозицией, если официальный Багдад при этом будет и дальше игнорировать баасистов в качестве влиятельной политической силы в определении будущего страны.

Список литературы

Abdul Hameed Bakier. Ex-Ba'athists Turn to Naqshbandi Sufis to Legitimize Insurgency // Terrorism Focus Volume: 5 Issue: 1 // www.jamestown.org July 28. 2008.

Bostom A. Sufi Jihad? // «American thinker» 15.05.2005.Al Douri forms nationalist Sunni coalition // The Long War Journal. October 4. 2007.

Dagher S. Crash in Iraq Kills 4 U.S. Soldiers // New York Times. January 26. 2009.

Denyer M. Terrorism Profiles: The Men of the Army of al-Naqshbandia Order // The Overwatch report November 2010. Vol. 7.

Al Douri forms nationalist Sunni coalition // The Long War Journal. October 4. 2007.

Iraqi Resistance announces Founding of Supreme Command for the Jihad and Liberation in Baghdad.

Lawrence Q. U.S. Sees New Threat In Iraq From Sufi Sect // http://www.npr.org/ templates/story/story.php?storyId=105507397 12.06.2009.

Rafid Fadhil Ali. Sufi Insurgent Groups in Iraq // Terrorism Monitor Volume: 6 Issue: 2. January 25. 2008 / http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ ttnews%5Btt_news%5D=4683

Ziezulewicz G. Insurgent group looks to future without U.S. Former Saddam loyalists work to return Baath Party to power // Stars and Stripes. April 3.

Сведения об авторе: Жантиев Дмитрий Рустемович, канд. ист. наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени

М.В. Ломоносова. E-mail: zdimitry@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.