Научная статья на тему 'Интерпретация древнегреческих заимствований в русском языке: мифопоэтический аспект'

Интерпретация древнегреческих заимствований в русском языке: мифопоэтический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация древнегреческих заимствований в русском языке: мифопоэтический аспект»

УДК 81

А.А. Яковлева

СГГ А, Новосибирск

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

К настоящему времени накоплен обширный языковой материал, который можно рассматривать с разных точек зрения. Результаты данных исследований используются в смежных науках. В новых направлениях, таких, как этнолингвистика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, языковая система описывается в ее связи с экстралингвистическими факторами. Таким образом, сегодня лингвистика приобретает статус междисциплинарной науки.

В связи с этим можно выделить несколько положений, рассматривающихся сегодня как в рамках лингвистики, так и в смежных областях:

1. В последнее время возникает интерес к древним языкам, обусловленный их континуальной природой (т. е. знаки многозначны; мысль является семантически целым образованием).

2. Древние представления сохранились в сознании современного человека в виде архетипов, однако связи между ними утратились из -за смены типа мышления, поэтому происхождение некоторых культурных феноменов затемнено и требует изучения.

3. Возрождается значимость мифа в обществе: возникают различные интерпретации мифов в литературе, попытки создания новых мифов с целью гармонизации современного состояния мира, что означает своеобразный возврат к прошлому.

Место древнегреческих заимствований в русском языке определяется той значительной ролью, которую сыграла византийская цивилизация в истории русской культуры. В Х веке произошло становление российского государства. Организация государственного быта сопровождалась христианизацией Руси. От византийской культуры Древняя Русь унаследовала духовный характер, на что указывает появление множества монастырей. При этом немаловажное значение имела переводческая деятельность монахов, в результате которой церковнославянский язык активно обогащался греческими элементами.

Изучением древнегреческих элементов в русском языке занимались такие ученые, как Ю.М. Степанов, В.Н. Топоров, Ю.А. Романеев, М.М. Маковский и другие, но никто из них не пытался объединить заимствованные слова по определенному принципу.

Все вышесказанное и составляет актуальность нашего исследования, целью которого является интерпретация древнегреческих заимствований в русском языке с точки зрения мифопоэтической символики. Объектом изучения являются мифопоэтические образы, предметом - древнегреческие слова, связанные с основными понятиями современного самосознания, сохранившие реликты древнего мировоззрения и вошедшие в лексикон русской культуры.

Отличительными особенностями древнего, мифопоэтического мышления являются неразличение субъекта и объекта, отождествление идеального и материального, слитность единственного и множественного, символизм, образность, чувственность, кинетичность, структурность и, как следствие, континуальность.

В связи с этим в ходе исследования нами условно были выделены четыре уровня классификации заимствованных слов, которые помогли нам проанализировать систему образов на каждом уровне и выявить между ними общие признаки. На каждом уровне мы выделили основные понятия, актуальные для греческой и русской культуры и представляющие собой бинарные оппозиции.

1. Физический уровень

На первом условно выделенном нами уровне, с которым связано изучение материального мира, оппозиция представлена хаосом и космосом.

В древнегреческой культуре хаос представлялся как мрачная бездна, как неупорядоченное материальное начало, состоящее из воды.

Космос представал как одухотворенное гармоничное начало, олицетворявшее женщину, красоту, соразмерность. Космос имеет три основные характеристики: замкнутость, украшенность и одушевленность. Замкнутость указывает на пространственность космоса, украшенность - на упорядоченность и гармоничность, одушевленность - на уподобление женскому началу. Вследствие этого космос предстает в образе женских причесанных и заплетенных волос, т. е. косы.

Поскольку космос, как и хаос, отождествлялся с водной стихией, то на этом основании мы приходим к выводу, что хаос и космос можно представить в образе русалки, сидящей на камне и причесывающей свои длинные волосы, с которых льется вода.

2. Философский уровень

Основными разделами античной и современной философии являются онтология и гносеология, т. е. учения о бытии и познании.

В современной философии бытие воспринимается как статичное, связанное с созерцанием и направленное на мироощущение, в то время как познание мыслится как динамичное, связанное со становление и направленное на миропонимание. В античности бытие уподоблялось космосу как одухотворенному началу, что отразилось в концепции современного русского философского течения космизм, яркими представителями которого были Вернадский, Циолковский, Соловьев и другие. На этой основе мы можем предположить, что бытие также воплощалось в образе женщины, и было связано с эмоциональностью, субъективными переживаниями.

Познание в античности соотносилось с родом, семьей и воплощалось в идее соединения мужского и женского начала. Следовательно, познание также соотносилось с эмоциональностью.

На основании данных представлений мы можем свести бытие и познание в образе славянской богини Макоши, связанной с урожаем и водой.

3. Социальный уровень

На данном уровне реализуется оппозиция город - деревня.

Деревня мыслилась как пространство, заполненное деревьями, т. е. это был лес, в русских народных сказках отождествлявшийся с гребнем.

Издавна греческий полис и русский город представлялись как города-сады, наполненные людьми-деревьями и воплощавшие собой идею женского плодородия, на что указывает традиция давать городам названия женского рода: Москва-матушка, Киев - матерь городам русским. Данное

представление можно наблюдать в русском словосочетании детский сад, т. е. это огороженное пространство, в котором растут дети.

4. Личностный уровень

На основе этимологического анализа мы выяснили, что в семантике наименования людей заложена идея растительности, роста, т. е. человек отождествлялся с растениями, чаще всего с деревьями, что сразу отсылает нас к социальному уровню, где город понимался как сад, наполненный деревьями. В русской культуре представление о единстве человека и дерева воплотилось в образе березы, в свадебных обрядах символизирующей женское начало.

В древнем мире важное значение имело разделение людей на своих и чужих. «Свой» воспринимался как образованный и свободный человек, «чужой» - как грубый, необразованный раб. Частным явлением данного противопоставления является оппозиция общественный - частный, представленная понятиями демиург и идиот. Демиург в буквальном смысле означает «работающий для народа», идиот - «работающий для себя». В русской культуре понятие «идиот» подверглось переосмыслению и стало обозначать психически нездорового человека, погруженного в свой эмоциональный мир.

Итак, в ходе исследования мы пришли к выводу, что выделенные нами на каждом уровне бинарные оппозиции нейтрализуются, при этом снимается противопоставление древнего и современного мышления. На основе всего вышесказанного мы можем выстроить мифопоэтическую модель мира древних греков и древних славян, состоящую из четырех уровней, которые связаны между собой единым образом - образом женщины.

Приложение

1. Физический уровень

*дНа- «зевать», *дНви - «зиять», «лить»

Хао^

хаос

*квБ- «причесывать» - *коБ- «резать»

# # V #

кнакеоу «пакли» коацо^ ^ коацпти<п

чесать

космос

косметика

коса, космы

*ar- «связывать»

арцоу|.а

гармония

2. Философский уровень

ф /■■■ ф Л / ф Л / ф Л — ф л

*в5- «быть» *деп-/ *доп-/ *дпо- «знать» - *деп- «рождать»

Оутш^ у^^аь^ у£^о^

онтология гносеология ген

гнозис генетика

3. Социальный уровень

*р!Н о - «наполнять» - *дНог- «охватывать»

ПоА.1^ город

полис

4. Личностный уровень

*!eudh- «расти» *иегд- «дело» - *Бив-/ *Био- «свой»

EA.Eu0Epi.oq бпцюируо^ ьбьшхп^

Люди демиург идиот

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. / А.А. Афанасьев. - М., 1994.

2. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. -М., 1995. - 456 с.

3. Брагина Н.Г. Мифологический хаос (культурный след в языке) / Н.Г. Брагина. // Логический анализ языка: Космос и хаос. - М., 2003. - С.18-31.

4. Вера и верования русского народа. - М., 2003. - 256 с.

5. Гамкрелидзе Т. Индоевропейский язык и индоевропейцы / Т. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. - Тбилиси, 1984.

6. Гринцер Н.П. Лингвистические основы раннегреческой философии / Н.П. Гринцпер // Язык о языке. - М., 2000. - С. 45-62.

7. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. / И.Х. Дворекций. - М.,

1958.

8. Домников С.Д. Мать-земля и царь-город / С.Д. Домников. - М., 2002. - 671 с.

9. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания / В.Б. Кучевский. - М., 1998. - 320 с.

10. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. - М., 1996.

11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. - СПб., 1994.

12. Мифы народов мира: В 2 т. - М., 1994.

13. Мельничук А.С. Корень *kes- и его разновидности в лексике славянского и других индоевропейских языков / А.С. Мельничук // Этимология. - 1966. - 1968. - С. 194— 240.

14. Новая философская энциклопедия: в 3 т. - Т. 2. - М., 2001.

15. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание / О.С. Осипова. - М., 2000. -

60 с.

16. Проскурин С.Г. Семиотика индоевропейской культуры. История языка / С.Г. Проскурин. - Новосибирск, 1998. - 244 с.

17. Романеев Ю.А. Структура слов греческого происхождения в русском языке / Ю.А. Романеев. - М., 1965. - 20 с.

18. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. - М., 1995. - 584 с.; 1999. - 704 с.

19. Степанов Ю.М. Константы: Словарь русской культуры / Ю.М. Степанов. — М.,

2001.

20. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике / В.Н.Топоров. - Т. 4. -М., 2004.

21. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / П.Я Черных. - М., 2001.

© А.А. Яковлева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.