Научная статья на тему 'Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елеазар»'

Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елеазар» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3342
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елеазар»»

О.А. Кашпур

Лесосибирск

Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елеазар»

Л. Андреев в рассказе «Елеазар», сохраняя стиль библейской легенды, переосмысляет и расширяет евангельский сюжет о Лазаре, подчиняя его своим творческим целям.

В центре повествования находится «чудесно воскрешенный» Елеазар. Писатель изменяет евангельское имя Лазаря, в переводе с еврейского означающего -«Бог помог», на Елеазар, встречающееся в Ветхом Завете. Елеазар как библейский персонаж - это сын Аараона, основателя касты первосвященников, служивших Богу Яхве.

Согласно Евангелию, Лазарь был мертв четыре дня. Андреев же сокращает число дней до трех. Число 3 «выступает как совершенное число, оно «основная константа мифологического микрокосмоса и социальной ориентации» [1], в частности, связано с Божественной Троицей: Отец, Сын и Святой Дух, - то есть находится в сфере светлого начала. Писателя интересует не сам процесс воскрешения, а то, чем оно явилось для самого воскрешенного, и что он увидел по ту сторону человеческого бытия. В Библии Лазарь лишен внешних черт и личных качеств. Смысл его появления в ней один - прославление Бога. В рассказе же дается подробное описание внешности главного героя, его характер; до и после воскрешения.

Основу рассказа составляет противопоставление жизни и смерти, темного и светлого начал. Уже описание пира, которым открывается произведение, по строено по принципу контраста. Теплой радости гостей, пришедших приветствовать Елеазара, противопоставлено его холодное равнодушие. Яркие цвета надежды и смеха в его одежде никак не гармонируют с мертвецкой внешностью. Автор уделяет большое внимание портрету героя: «Чудесная власть лишь приостановила разрушительную работу смерти над трупом, но не смогла уничтожить ее совсем: под глазами и на впадинах щек легла густая земли стая синева .... Раздутое в могиле тело сохранило эти чудовищные размеры эти страшные выпуклости, за которыми чувствуется зловонная влага разложения» [2]. Принцип контраста во внешности Елеазара сохраняется на протяжении всего рассказа и находит свое выражение в цветовой символике: «черный силуэт на красном фоне», живой мертвец на фоне заходящего солнца.

Второй раз жители Вифании пытаются скрыть ужасную внешность Елеазара, когда того призывает Август: «одели его пышно, в торжественные брачные одежды... как будто до самой смерти он должен был оставаться женихом неведомой невесты» (202). Речь идет о невесте - смерти. Побывав ее власти, герой заключил с ней вечный брак, который не в силах расторгнут! даже жизнь. Перед встречей с Великим Августом цирюльники и художники до неузнаваемости изменили внешность Елеазара, придав ему вид добродушного старика, но «брачные одежды снять они не посмели, но глаз его они изменит, не могли» (205).

Самое жуткое в Елеазаре - его взгляд. Подобно взгляду Медузы Горгоны он убивает все живое, превращая в камень. «Тяжело и страшно смотрел «воскресший Елеазар» (194). Сама смерть и «непостижимое Там» смотрели сквозь эти «темные и страшные стекла» и лишали человека радости жизни, сводил его в могилу. Но даже здесь Л.Андреев верен себе: не все смиряются и молча умирают, есть те, кто «в самых первоисточниках жизни столь же таинствен' ной, как смерть, нашел волю к сопротивлению» (194).

Писатель утверждает, что власть смерти на земле не безгранична, это не ее владения, здесь царствует жизнь. Встреча Елеазара с императором Августом является тому подтверждением.

В Евангелии от Иоанна говорится, что слух о чудесном воскрешении, о чуде быстро облетел дальние земли. Приходили люди и, видя Лазаря, убеждались в могуществе Бога. В рассказе Л. Андреева речь идет о противоположном. Распространяется слух не о воскрешении, а о губительном воздействии взгляда Елеазара. Как и в Библии, многие люди не верят и приходят убедиться, но наполняются не силой веры, а страшным знанием смерти.

Не случайно глаза Елеазара - стекла, не живая материя, в которой отражается душа человека, а искусственная перегородка между жизнью и неизвестностью, бытием и небытием. К жизни обращено лишь тело его, душа же умерла навсегда.

Л.Андреев соприкасается с великой тайной, он пытается человеческим языком выразить невыразимое, Бесконечное. «Мрак спускался на души смотревших на Елеазара и давал «новый вид»... старому, знакомому миру» (197). Как грозное видение проносились века и тысячелетия за одно мгновение. Все осязаемое и видимое становилось пустым и призрачным, «великая тьма ... одевала землю, ... не стало времени, и сблизилось начало каждой вещи с концом ее» (198). Не дано человеку познать сущность смерти, ибо знание это отравляет жизнь, лишает ее смысла. «Абсурдность и непостижимость смерти -высочайшая из стен, возведенная природой в человеческом сознанию; [3].

Через весь рассказ проходят лейтмотивом слова «чудесно воскресший». Но лишь вначале они имеют соответствующую их смыслу окраску - радость и умиление. Чем больше людей узнают о Елеазаре, тем более негативные эмоции они выражают: любопытство, ненависть, злобу, отвращение, ужас, безысходность, одиночество и забвение. Возникает вопрос: нужно ли было это воскрешение самому умершему и его окружению? Л.Андреев дает отрицатель-

ный ответ.

Первый раз Елеазар умер среди близких, был оплакан ими и погребен со всеми почестями. Не воскреси его Иисус, люди сохранили бы о нем теплую, светлую память, для них он навсегда остался бы веселым, добрым и счастливым.

Христос, воскресив Елеазара, обрек его на одиночество (даже сестры покидают любимого когда-то брата) и на людские проклятия. Страшные мучения испытывает он в новой жизни, лишь раскаленное солнце манит его. Даже ослепленный, он продолжает идти за заходящим солнцем. И умирает он, всеми покинутый и ненавидимый.

Таким образом, Иисус, совершая, казалось бы, гуманный поступок, несущий добро, радость и свет, обрекает Елеазара на холодное равнодушие ко всему живому и на страшное знание: после смерти жизни нет, есть пустота и вечный мрак. Никому и ничему не удалось заполнить эту пустоту и развеять тьму, делившуюся в нем после смерти, правду о которой он познал.

Ключевыми для выявления авторской позиции являются две встречи Елеазара со скульптором Аврелием и императором Августом. Аврелий олицетворяет в рассказе великое искусство. «Из глины, мрамора и бронзы он создавал тела людей, и такова была их божественная красота, что люди называли его бессмертным» (198). Но сам художник был недоволен своими творениями, считая, что в них нет главного - души, жизни. Не мог Аврелий, несмотря на свое великое мастерство, создать скульптуру, которая воплотила бы все краски жизни

Для того, чтобы освежить свои впечатления, он предпринимает путешествие в Иудею. Аврелий был не только скульптором, но и философом. Его размышления о смерти - это размышления самого писателя: «По эту сторону - прекрасная жизнь, по ту сторону - загадочная смерть, ... и ничего лучше не может придумать человек, как живя радоваться жизни и красоте живого] (199). Это идейный центр рассказа и одно из главных положений в трактовке писателем темы смерти.

Аврелий проводит с Елеазаром ночь в доме и как другие наполняется ужасным знанием Бесконечного. Но он не сразу теряет интерес к окружающему миру, напротив, в нем пробуждается маниакальное стремление к творчеству жажда самовыражения. Небытие, смерть становится его Музой. Он создает чудовищную скульптуру, которая ни на что не похожа, но не лишена «намека не какой-то новый, неведомый образ» (201).

Л.Андреев пытается словами выразить то, что недоступно человеческому разуму: «На тоненькой, кривой веточке, или уродливом подобии ее, криво и странно лежала слепая, безобразная, раскоряченная груда чего-то ввернутого внутрь, чего-то вывернутого наружу, каких-то диких обрывков, бессильно стремящихся уйти от самих себя» (201). И на этой бесформенной груде была изваяна прекрасная бабочка «с прозрачными крылышками, точно трепетавшими от бессильного желания лететь» (202).

Не мог Аврелий передать словами то, что творилось с ним. Глаза скульптора, некогда сообщавшие ему свет луны, солнце, вобрали тьму, поглотившую его душу. Уродливая скульптура с бабочкой - это человек, попавший

в объятия смерти и тщетно пытающийся вырваться из них, это сам Аврелий, в котором еще теплилась жизнь, пока он творил. Вместе с разрушенным изваянием гаснут в нем последние искры жизни, а оставшаяся бабочка служит лишь напоминанием о чем-то далеком.

Великое искусство, по мысли писателя, не может питаться ужасами потустороннего мира. «Я творю, - говорит Аврелий, - но для этого нужен день». (201). Попав же во власть ночи, он теряет свое вдохновение и способность восхищаться красками жизни. Бесконечность наделяет его равнодушием, потому что сама равнодушна ко всему на свете. И теперь великий скульптор, творивший бессмертные образы, напоминает лишь «бледное отражение» (202) Елеазара.

Кульминацией противостояния жизни и смерти в рассказе является встреча Елеазара с императором Августом. Но до встречи «чудесно воскресший» семь дней ходит по людям. Здесь уже звучат мотивы Откровения Святого Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Сошествию Христа предпослано приветствие семи церквам, открывается книга с семью печатями, а после того, как ангелы протрубят седьмой раз, наступает на земле царство Господа.

Второе пришествие Христа оборачивается в рассказе первым пришествием смерти. Вечный город объят страхом. Среди жителей были и такие, кто решил испытать судьбу. Однако писатель испытывает не людей, а три человеческие ценности, которые подобно трем слонам в основании земного диска служат опорой самой жизни: радость, любовь и мудрость. Перед лицом смерти эти ценности превращаются в прах: вместо радости и веселья появляются ужасные видения, опьяняющие голову, любовь смешивается с тоской и печалью, наполняется страданием и болью, а мудрость отступает перед неведомым знанием.

Последним оплотом жизни на пути победного шествия смерти становится Великий Август. Гай Юлий Цезарь Октавиан управлял империей на рубеже тарой и новой эры, то есть как раз во время появления на земле Иисуса Христа. В Библии о нем говорится в Евангелии от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» [4]. Римская империя в начале новой эры была самым могущественным в мире государством, под контролем которого находились огромные территории, и поэтому император Август в рассказе - это воплощение всей земной власти, правитель и опора жизни. Август «в роковом поединке с чудесно воскресшим не пожелал опереться на слабую помощь людей. Один на один, лицом к лицу сошелся он с Елеазаром» (206). Он ведь «божественный», сила его равна силе Бога. Он уверен в победе над смертью, потому что находится в своих владениях, в «царстве живых», к которому Елеазар, вернувшись из царства мертвых, не принадлежит. И поэтому Август решается испытать его губительный взор. В душе императора происходит отчаянная борьба света и тьмы, жизни и смерти. Только в последний момент, когда Бесконечность почти поглотила его, он вспоминает о своем предназначении и понимает, что народ его обречен на Вечную Тьму и страдания, это спасает его, склоняет чашу весов на сторону жизни. Но даже божественная сила Августа не может убить в нем смерть, она лишь заставляет ее на время отступить. Теперь в душе его соседствуют ужас Бесконечного и радость жизни, то и

другое имеет одинаковую власть над ним.

Август не казнил Елеазара, а выжег ему глаза. Возможно потому, что смерть как высшее наказание уже не была страшна «чудесно воскресшему», так как он ее уже познал. Лишив же Елеазара глаз, этих страшных окон в Неизвестное, император лишает его возможности распространять и сеять смерть на земле. Раньше загадкой был взгляд, привлекающий, манящий людей, ведь в «первое мгновение мягок, нежночарующ был взор Елеазара» (209), позже же «проклятое знание впивалось тысячью невидимых глаз в человека, - уже никто не смел взглянуть на Елеазара» (209).

В конце рассказа возникают кощунственные ассоциации с распятием Христа: «И на красном пологе зари его черное туловище и распростертые руки давали чудовищное подобие креста» (209). Иисус, воскресив Елеазара, «распял» его на кресте жизни, обрек на вечные муки.

Примечания

1. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. / Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1998. С. 630.

2. Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М.: «Художественная литература», 1990. С. 192-193. Далее цитирование осуществляется по этому изданию. Номера страниц указываются в круглых скобках после текста.

3. Богданов А.В. Между стеной и бездной. Леонид Андреев и его творчество// Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6т. Т. 1. М, 1990. С. 13.

4. Библия. М., 1998. С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.