Список использованной литературы
1. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия,1999. - 438 с.
2. Колов Ю.Н. Устойчивое развитие и пирамида потребностей человека. Томский государственный архитектурностроительный университет
3. Мак-Клелланд Дэвид. Мотивация и расширение человеческой свободы/Пер. с англ. - М., 1978. - 287 с.
4. Бережной Н.М. Человек и его потребности/ Под ред. редакцией В.Д. Диденко. - М. : Форум, 2001. - 160 с.
5. Сорокина Н.Д. Социальные функции образования: история и современность// Ежегодная научная конференция «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики». Сорокинские чтения МГУ 17-18 дек. 2002. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ. - 25 с.
6. Stonehouse, G., Hamill, J., Campbell, D., Purdie, T Global and Transnational Business: Strategy and Management.-Chichester: Wiley, 2000. - р. 354.
7. Tally Needs Inventory (программный перевод). - Monterey: Calif. Brooks/Cole, 1986. - р. 177, 191, 202, 211.
УДК 316.346.2
Интерпретации понятия “гендер“, гносеологические и социальные основы гендерных исследований
Е.С. Сахарчук,
канд. пед. наук, доцент ГОУВПО «Московский государственный
университет сервиса», г. Москва
Слово “гендер” появилось в английском языке в XVI веке и произошло по разным источникам от латинского корня «genus» (происхождение, род, потомство) или греческого корня «genos» (рождение, род, происхождение).
В Большом англо-русском словаре «гендер» (gender) - значит «грамматический род, естественный род, род, соответствующий полу» [С. 668].
Термин «гендер», интерпретированный впервые как антропологический в 50-х годах прошлого века и активно взятый на вооружение разными отраслями науки в последние 25 лет, отражает сегодня одну из важнейших составляющих процесса глобализации человечества, а именно: переосмысление и перераспределение социальных ролей в эпоху технического прогресса, расцвета информационных технологий, практически безграничных возможностей для самореализации личности вне зависимости от ее половой принадлежности. «Гендер» является в современной науке активно употребляемым термином.
Проведенный нами анализ показал, что наиболее часто встречаемым определением, используемым при дефиниции «гендера», является понятие «пол». Мы обнаружили, что в ряде исследований «гендер» употребляется как синоним для понятия «биологический пол». Как «половой характер человека» определяет «гендер» О.Г Троицкая [С. 375], ссылаясь на К.Юнга.
Понятия «гендер» и «биологический пол», как показал проведенный нами анализ, тесно связаны друг с другом. Как отмечает О.Г Троицкая в своей статье
«Некоторые проблемы коммуникации с точки зрения гендерного анализа» [С. 374-380], мужчины чаще проявляют себя в большей степени маскулинными, чем фемининными, а женщины чаще
проявляют себя фемининными, чем маскулинными, однако, понятия «гендер» и «биологический пол» не являются дефинициями одного и того же.
Маскулинными или фемининными, как показывают исследования, в том числе и настоящей работы, могут быть как полоидентичные, так и неполоидентичные индивиды. Ряд индивидов является андрогинными, ряд
- недифференцированными. Причем фемининные и маскулинные проявления могут усиливаться или, наоборот, уменьшаться в зависимости от условий социализации того или иного индивида.
По характеристике М. Бураковой [С.157] «гендер»
- это социокультурное определение пола, базирующееся на дихотомии маскулинное-фемининное.
Известно определение гендера Е.А. Здравомыс-ловой и А.А.Темкиной [С.57] как параметра, характеризующего социальный статус и индивидуальные возможности личности в обществе, в том числе и в образовании, а также определение гендера как понятия, объединяющего диапазон женских и мужских социальных ролей, приводимое в известном учебном пособии «Современная демография» А.Я.Кваши, В.А Ионцева (М., 1995. - 267 с.).
В других интерпретациях «гендер» характеризуется как культурная схема (С.Л.Бем, 1974) или как технология предъявления себя в пространстве социального
взаимодействия (Дж.Батлер, 2000).
Итак, проанализировав, каким образом определяется «гендер» в работах многих авторитетных ученых, занимающихся гендерными исследованиями, мы пришли к заключению, что наиболее полным является определение «гендера» как совокупности социальных и культурных норм, которые выполняют члены общества в зависимости от своего биологического пола и в соответствии с установками этого общества и его представлениями, какие жизненные стратегии и способы социализации (адаптации к жизни в обществе) нормальны для одного или другого пола (О.А.Воронина, 2002).
Наиболее объективным нам представляется мнение о влиянии как биологических, так и социальных факторов на формирование гендера. Известный исследователь проблем гендера О.Ю. Маркова дает следующую характеристику: «Гендер (социальный пол) формируется под воздействием группы факторов социального порядка. Соотношение “мужского” и “женского” в каждом человеке различно и заложено с рождения. Физиологический фактор дополняется стереотипами общества по отношению к мальчикам и девочкам в выполнении их социальных ролей» [С.110] .
Как отмечалось выше, вопрос о детерминации социальных норм, действующих в конкретном обществе для данного пола, является одним из важнейших в гендерных исследованиях. Наряду с изложенным выше дуалистическим представлением о формировании гендера, как установлено, имеются два основных представления о детерминации гендера: теория биодетерминированности и теория социодетерминированности социальных различий.
Обобщая результаты анализа изученных источников, важно отметить, что, по мнению сторонников биологической детерминанты (биодетерминизм возник в середине XIX века в контексте учения Дарвина об естественном отборе), роли в обществе детерминируются биологическим предрасположением женщин к одним, имеющим относительно более низкий социальный статус, видам деятельности, стилю жизни и т.д., мужчин - к другим, имеющим, соответственно, более высокий социальный статус, дающим больший доступ к власти и средствам.
В этой связи, прежде всего, следует отметить, что представление о биологической заданности социальных ролей коренится в бытовом сознании. Так, в качестве примера рассмотрим ситуацию, имеющую непосредственное отношение к современной российской педагогике. Мы изучили материалы, касающиеся вручения премии «Учитель Года России», начиная с 1997 г. и обнаружили, что ежегодно лучшим учителем страны вплоть до 2004 года становился мужчина: в 1997 г. - А.Е. Глозман, в 1998 г. - В.Л. Ильин, в 1999 г. - В. Шилов, в 2000 году - В. Морар, в 2001 г. - А. Крылов, в 2002 г.- И.Б. Смирнов, в 2003 г. - И. Карачевцев, в 2004 г. - Е. Славгородский. При этом очевидно, что учителей-мужчин в российских школах по сравнению с учителями-женщинами сравнительно мало. Женщины-учителя проявляют не меньшую творческую актив-
ность и самоотверженность, однако, как обнаруживается, уступают мужчинам. Мы полагаем, что в вопросе о присуждении премий также имеет значение определенное стереотипизированное представление о социальной успешности мужчин. Из нашего утверждения, однако, не следует, что мы выступаем за принудительное квотирование при присуждении премий; вероятно, установлению баланса помогло бы учреждение двух конкурсов: «Лучший учитель года» и «Лучшая учительница года».
Биодетерминизм нашел свое отражение в трудах ученых прошлого и настоящего. В этой связи показательным представляется высказывание З.Фрейда об основополагающем значении анатомии для судьбы человека.
Приведем еще несколько примеров биологического обоснования различий между мужчинами и женщинами. Согласно гипотезе функциональной асимметрии мозга существует связь особенностей функционирования (а точнее специализаций) левого и правого полушарий головного мозга с полом человека. Эти особенности связываются с различием в скорости созревания полов, с влиянием тестостерона (Н. Гешвинд, 1984), эволюцией полов (В. А. Геодакян, 1993). В защиту биологического обоснования различий выступали представительницы «женских исследований» М. Виттиг, Л. Иригрэй (1989) и др.
Наряду с теорией биологической обусловленности мужских и женских социальных ролей, как говорилось выше, существует теория социальной обусловленности конструирования гендера. Так, фактическое опровержение того, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, привела Маргарет Мид в своей работе «Пол и темперамент» [С.144-153]. Наблюдаемые ею женщины и мужчины из Новой Гвинеи исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам, то есть упрощенным глобализированным представлением о чем-либо. Аналогично, в своей книге «Второй пол» (1949 год) известная радикальная защитница теории социальной обусловленности распределения ролей и автор слов «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» Симона де Бовуар [С.103] также излагала идею социальной конструкции пола.
В результате ознакомления с трудами Н.И. Абуби-кировой, С.Г Айвазовой, И.А. Жеребкиной и др., мы пришли к выводу, что в соответствии с теорией социальной детерминанты социальное положение женщин соотносится не с особенностями интеллекта или психики женщин, а с принятым в каждом конкретном социуме стилем полоролевого поведения, с обычными для данного общества культурно-психологическими стратегиями распределения социальных ролей, отражающихся на профессиональной ориентации, выборе сферы деятельности.
Как отмечалось выше, мы исходим из дуалистического представления о конструкции гендера, подразумевающего значимость как биологической, так и со-
циальной составляющей, поскольку, мы считаем, что и радикально биологическое, и радикально социальное представления о конструкции гендера не только сужают диапазон возможностей научных исследований сущности пола, но и препятствуют осуществлению истинно гуманистического подхода к личности обучаемого, отсекая то биологическую, то социальную составляющую.
Возникшие в последние десятилетия прошлого века гендерные исследования носят выраженный над-дисциплинарный характер, о чем можно судить из того, что данная исследовательская практика осуществляется в настоящее время философией, социологией, экономикой, демографией, историей, антропологией, психологией, политологией, филологией, социолингвистикой, семиотикой, этнографией, культурологией, педагогикой и другими отраслями науки.
Определимся с понятием «гендерные исследования». Нам представляется наиболее полной следующая характеристика гендерных исследований, приводимая Е.Н. Цимбаевой в ее докладе «Современное состояние гендерных исследований по материалам международных конференций»: «Гендер - понятие, касающееся обоих полов. И сфера внимания исследователей гендера - те тонкие социокультурные отличия, которые вытекают из разницы женского и мужского менталитета, разницы, обусловленной традиционными отличиями воспитания, психики и образа жизни» [С.1].
Установлено, что, как исследовательская практика, гендерные исследования имеют свои гносеологические и политические основы.
Проанализировав посвященные гендерным и женским исследованиям наиболее известные публикации современных российских ученых, среди которых: «Фе-минология» Т.Б.Савиной (Махачкала, 2000), «Словарь гендерных терминов» Н.И. Ажгихиной (М., 2002), «Понятие гендера: становление, основные концепции и представления» Н.А. Блохиной (М., 2004) и другие труды, мы пришли к следующим обобщающим выводам:
1. Источниками гендерных исследований являются: с одной стороны, философские, психологические и социологические исследования прошлого и настоящего о поле и половых особенностях (гносеологические основы); с другой стороны, деятельность женского (или феминистического) движения, направленная на достижение разных форм равенства между мужчинами и женщинами как их политическая основа.
2. Гендерные исследования следует рассматривать конкретно и исторически, поскольку они имеют свою историю и постоянно эволюционируют.
Остановимся подробнее на научных предпосылках возникновения гендерных исследований. Философы разных эпох - от античной философии до антропологического поворота XX века и открытия множественности проявлений человека, среди них: Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г.В. Гегель, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер, В.С. Соловьёв, Н.Ф. Фёдоров, Н.А. Бердяев, М. Фуко и другие - осмысливали наиболее обобщенные понятия пола и половых разли-
чий. О. Вейнингер в известном труде «Пол и характер» писал: «Итак, мужчина и женщина являются как бы двумя субстанциями, которые в самых разнообразных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, причем коэффициент каждой субстанции никогда не может быть равен нулю. Можно даже сказать, что в мире опыта нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное. Поэтому индивидуум А или В не следует просто обозначать именем «мужчина» или «женщина», а нужно указать, сколько частей того и другого содержит в себе каждый из них» [С.380].
Психологи, начиная с первой четверти XX века и до настоящего времени активно занимаются вопросами психологии пола. Приведем некоторые примеры:
З. Фрейд выдвинул концепцию биологического фундаментализма; К.Юнг обосновал свою теорию архетипов как детерминант мужского и женского поведения; А. Адлер выдвинул теорию обоснования социальной дифференциации; К. Хорни отразил новые взгляды на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Первые психологические тесты на фемининность-маскулинность проводились уже в 30-х гг. XX века. Несколько специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности (М-Ф) умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. (тест Термана-Майлз); шкала М-Ф Миннесотского личностного теста - ММР1; шкала маскулинности Гилфорда и др. активно применялись учеными в 30-х-60-х гг. XX века.
С середины XIX века, периода оформления социологии как самостоятельной науки, в трудах О. Конта, Г Спенсера, А. Кетле, других ученых развивались идеи, базирующиеся на внутренней дифференциации социальной эволюции общества, имеющие непреходящее значение для теоретического обоснования современных гендерных исследований.
Как излагалось выше, современные гендерные исследования имеют гносеологические и политические основы. Политической составляющей гендерных исследований, по нашему мнению, является феминистическое движение.
Определимся в понятии «феминизм». Под «феминизмом» понимается, с одной стороны, «стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества»; с другой - «женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами» (Популярный энциклопедический словарь/ Под ред. А.П. Горкина.- М., 1999. С. 1396). Феминизм, как движение и течение мысли за гражданское равноправие мужчин и женщин, форсировал развитие гендерных исследований. Как писала исследователь «женского вопроса» Н.Л. Пуш-карева, «быть гендеристом, не будучи феминистом, невозможно» [С.3].
В последние годы появилось большое количество публикаций в научной прессе, монографий, учебных и справочных изданий, посвященных истории и теории феминизма. Обобщив данные наиболее известных ис-
следователей: Н.И. Абубикировой, С.Г. Айвазовой, ТА. Клименковой, О.А. Xасбулатовой и других, мы сделали следующие основные выводы:
• дискуссии вокруг «женского вопроса» и феминистическое движение в процессе становления гендерных исследований невозможно переоценить, поскольку именно они сфокусировали внимание, в том числе и научной общественности, на особенностях социализации женщин;
• основными достижениями женских исследований было обоснование специфичности и исторической значимости женской культуры, а также призыв к антро-пологизации социальных наук;
• женские исследования неоднородны, в основе разных течений лежат часто противоположные представления. В США в большей степени представлены защитники гендерных различий и гендерного равенства, в то время как в Западной Европе традиционно сильно влияние имеют теории половых различий; суть двух подходов заключается в том, что, в то время как защитники гендерного равенства выступают за стирание различий и завоевание женщинами мужских сфер и привилегий, представители теории половых различий придерживаются мнения о труднодостижимости равенства и необходимости в этой связи культивирования женских половых отличий, так как именно они являются источником самобытного женского потенциала;
• женское движение имеет длительную историю, как политическая сила оно существовало еще задолго до того, как термин «гендер» вошел в употребление феминистическими изданиями; основные вехи истории феминизма связываются с появлением трудов: “Декларация прав женщины и гражданки” Олимпии де Гуж (1792), “О подчинении женщины” М. Уолстоункрафт, “Об улучшении гражданского положения женщины” Т. фон Гиппеля, “Второй пол” С. де Бовуар, “Культура и мир” М. Мид, “Теория сексуальной политики” К. Мил-лет, “Женская психология” К. Xорни, “Загадка женственности” Б. Фридан и других;
• обсуждение женского вопроса затронуло, наряду с зарубежными странами, и Россию; вызванные демографическими проблемами, дискуссии начала XIX века о предназначении женщины привлекли выдающихся писателей и философов; Д.И. Писарев, Н.К. Михайловский, Л.Н. Толстой, М.А. Бакунин, другие выдающиеся деятели обсуждали проблему соотношения биологического пола и социального предназначения; Ф.М. Достоевский и другие продвигали идеи о спасительной миссии русской женщины, обусловленной такими ее качествами, как терпение, смирение, загадочность, потенциальность, самоотречение, служение идее и великая религиозность;
• феминизм на Западе со временем изменился; человечество идет по пути гуманизации, а это значит, что мировым сообществом активно обсуждается вопрос о равных правах для всех; женское движение добилось за период своего существования больших успехов, женщины в большинстве стран получили равные права
с мужчинами на участие в политической жизни, на образование, профессию. В западных странах женские исследования, успешно выполнившие и выполняющие свою миссию защиты женских интересов, частично трансформировались в гендерные исследования, появилось новое направление - мужские исследования, то есть исследования, занимающиеся проблемами социализации современных мужчин.
Некоторые дополнительные замечания, касающиеся мужских исследований (“Man's studies”). В рамках данных исследований ученые изучают вопрос «Что есть мужчина?». На сегодняшний день насчитывается более двухсот центров мужских исследований. Немецкие представители мужских исследований подчеркивают тот факт, что работа в защиту мужчин обогащает и ощутимо продвигает дискурс о равноправных отношениях между полами [С. 210]. Сегодня men's studies
- быстро развивающаяся отрасль, близкая к женским и гендерным исследованиям. Их объединяет общая парадигма - социальная обусловленность маскулинности
- и общая стратегия - деконструкция, дестабилизация искусственных, стереотипизированных, непомерных для обычных мужчин образцов мужественности, игнорирующих, в свою очередь, мужскую индивидуальность.
Мы полагаем, что возникновение мужских исследований ощутимо расширяет возможности применения гендерного подхода к учебно-воспитательному процессу, поскольку позволяет преодолеть одностороннюю идеологизированность, часто ассоциируемую с гендерными исследованиями. В связи с этим мы считаем уместным упомянуть идею Джоан Скотт, заявившей в своем докладе: “Фантазии тысячелетия: будущее “гендера” в 21 веке” (2000) , что категория гендера в 7080-е годы явилась полезным орудием “раскачивания” устоявшихся гендерных стереотипов в отношениях между полами, но вместе с тем понятие гендер являет свою историческую ограниченность, так как гендер стал синонимом женского, различий между полами, стал совпадать с понятием пола.
Мы считаем необходимым коснуться истории развития гендерных исследований в нашей стране. В России, по мнению исследователя философии гендера И.А. Жеребкиной (2000), не было исконно женского опыта (опыта женских исследований, проводимых женщинами). Этот опыт заменялся мужским дискурсом женских исследований. Поэтому, если на Западе идет деконструкция женских исследований к гендерным, в России, напротив, можно наблюдать тенденции деконструкции гендерных в женские. В подтверждение своих доводов И.А. Жеребкина приводит следующие основные аргументы: отсутствие в России классической философской дихотомии - биологическое и социальное; отсутствие исследований присущего собственно женщинам (эссенциального).
В СНГ понятие «гендер» было впервые употреблено в 1992 г. в сборнике «Женщины и социальная политика». Понятие «гендерные исследования» вошло во второе издание словаря «Современная западная
философия» (1998 г.). Гендерными исследованиями занимаются многочисленные исследовательские центры и лаборатории в России и на постсоветском пространстве: Московский центр гендерных исследований, Ереванская гендерная школа, Ивановский центр гендерных исследований, Институт гендерной политики, Центр поддержки социальных и гендерных программ, Институт социологии Санкт-Петербурга, Информационный центр независимого женского форума, Лаборатория гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, МГУ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Московская гуманитарно-социальная академия, Московский центр гендерных исследований, Партия Яблоко, СПбГУ, Центр Гуманитарного образования в Новосибирске, Центр женских исследований в Сыктывкаре.
На сегодняшний день основные проблемы, которыми занимаются центры гендерных исследований, можно обобщенно представить следующим образом:
• история, теория и методология изучения гендера;
• гендер и глобализация;
• гендерное равенство;
• гендерная экспертиза;
• гендерное образование
Основные выводы:
1. «Гендер» является набором социальных и культурных норм, которые выполняют члены общества в зависимости от своего биологического пола. Основу «гендера» составляют физиологический и социальный фактор.
2. Наряду с двухфакторной моделью конструкции гендера, существуют два основных представления о детерминации гендера: теория биодетерминированности, теория социодетерминированности социальных различий.
3. Гендерные исследования имеют свои гносеологические и политические основы, активно развиваются и обогащаются новыми перспективами.
Список использованной литературы
1. Троицкая О.Г. Гендерные особенности коммуникации //Проблемы межкультурной коммуникации. - Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374-380.
2. Словарь гендерных терминов/ Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
3. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Словарь гендерных терминов. - М: Информация — XXI век, 2002. - 255 с.
4. Маркова О.Ю. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. статей / Под ред. Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, В.В.Парцвания. - СПб.: Издательство “Петрополис”, 2001. С. 100-122.
5. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
6. Симона де Бовуар. Второй пол. - М.: Прогресс, 1997. Т. 1.
7. Цимбаева Е.Н. Современное состояние гендерных исследований по материалам международных конференций.
8. http://www.hist.msu.ru/Departments/HisTheory/Ed2/nutr3.htm. мифы. - СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
9. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра, 1992.- 480с.
10. Пушкарева Н.Л. Гэндерный подход в исторических исследованиях// “ГэндерLand”. - 1997. Вып. 1. С. 2-3.
УДК 316.614
Роль средств массовой информации в процессе политической социализации российской молодежи
А.В. Чаевич,
д-р полит. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный
университет сервиса», г. Москва
Средства массовой информации (СМИ) - периодические печатные издания (газеты, журналы, информационные бюллетени), радио, телевидение, видео, кинематограф, а также в последние годы и Интернет
- являются одним из важнейших институтов современного общества. СМИ, так или иначе, оказывают влияние почти на все сферы и институты современного общества, включая политику, образование, семью, ре-
лигию. Они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляются через СМИ и с их помощью. Важнейшей функцией средств массовой информации в обществе является их активное участие в процессе социализации, политической социализации в частности, подрас-