Научная статья на тему 'Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса'

Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СЕССИЯ / СТРЕСС / СТРЕССОВЫЕ НАГРУЗКИ / СУИЦИД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евдокимова Я. Г.

Статья посвящена изучению интерперсональных факторов и эмоциональной дезадаптации студентов первых курсов накануне первой сессии в условиях мегаполиса, так как сессия является важным стрессогенным событием в жизни студентов. Это остро ставит задачу изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладения со стрессом у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal factors of students' emotional disadaptation in a megapolis

The article is devoted to the study of interpersonal factors of first-year-students' emotional disadaptation before their first university exams in a megapolis. Examination session is one of the major stresses in a student's life. This explains why an in-depth study of stress control predictors is so important.

Текст научной работы на тему «Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса»

Я. Г. Евдокимова

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Работа представлена кафедрой клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. Б. Холмогорова

Статья посвящена изучению интерперсональных факторов и эмоциональной дезадаптации студентов первых курсов накануне первой сессии в условиях мегаполиса, так как сессия является важным стрессогенным событием в жизни студентов. Это остро ставит задачу изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом у студентов.

The article is devoted to the study of interpersonal factors of first-year-students' emotional disadaptation before their first university exams in a megapolis. Examination session is one of the major stresses in a student's life. This explains why an in-depth study of stress control predictors is so important.

Период обучения в вузе связан с высоким риском манифестации психической патологии, что обусловлено разнообразны -ми стрессовыми нагрузками1. Проживание в условиях мегаполиса, а особенно переезд в мегаполис для прохождения обучения, являются важным дополнительным стрессом для студентов.

Интерперсональные факторы занимают особое место в совпадающем поведении индивида и играют важную роль в преодолении стрессовых воздействий. Исследования интерперсональных отношений показывают, что социальное окружение может представлять собой ресурсы, благодаря которым эффекты стрессовых воздействий различным образом смягчаются и блокируются. Поэтому особенно актуальными является изучение влияния интерперсональных факторов (семьи, социального окружения) на процесс адаптации студентов вузе.

Обучение на первом курсе вуза является новой стадией жизненного цикла. Часто поступление в вуз связано со сменой места жительства и влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной

сети. Но новая социальная сеть формируется не сразу, что ведет к дефициту социальной поддержки2. Проживание в мегаполисе само по себе связано с ослаблением социальных связей и угрозой изоляции. Студенты-первокурсники вынуждены общаться с новыми людьми, устанавливать новые социальные контакты. Даже если поступление в вуз не связано с переездом, это событие обязательно влечет за собой смену социальной роли. Новый статус студента предъявляет к молодому человеку новые требования, ставит перед ним новые задачи. К тому же студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением.

Все это может вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида. Известно, что многие психические заболевания манифестируют именно в этот период, так как такие перемены в жизни являются стрессогенными и требуют больших психических затрат3.

С целью исследования связи особенностей интерперсональных отношений с выраженностью эмоциональной дезадапта-

ции анонимно были обследованы две группы студентов первых курсов технического (123 человека) и гуманитарного (58 человек) вузов с интенсивными учебными нагрузками накануне первой сессии. Исследование проводилось с помощью симптома -тических опросников тревоги и депрессии Бека, опросника социальной поддержки (Б-802и-22, разработан4, адаптирован5), опросника «Московский интегративный опросник социальной сети», разработан А. Б. Холмогоровой совместно с Н. Г. Га-

ранян и Г. А. Петровой6), опросника семейные эмоциональные коммуникации (СЭК, разработан7 А. Б. Холмогоровой совместно с С. В. Воликовой).

Данные, полученные в исследовании, свидетельствуют о выраженности эмоционального неблагополучия в исследуемой выборке - симптомы депрессии демонстрируют 25% студентов, причем 12 % - средней и тяжелой степени. Частота симптомов депрессии в исследованной выборке выше, чем в общей популяции (табл. 1)8.

Таблица 1

Выраженность симптомов депрессии у студентов-первокурсников

Показатель по шкапе депрессии Бэка Количество человек Процентное соотношение, %

Нет депрессии (0...13) 106 75

Легкая депрессия (14.18) 20 13

Депрессия умеренной тяжести (19.28) 12 8

Тяжелая депрессия (29 и более) 7 4

При анализе отдельных пунктов шкалы чение показателям пункта «Суицидальные депрессии Бэка мы придавали особое зна- мысли и желания» (табл. 2).

Таблица 2

Распределение показателей по пункту «Суицидальные мысли и желания» шкалы депрессии Бэка у студентов-первокурсников (в процентном соотношении)

Варианты ответа Количество человек Процентное соотношение, %

0 - У меня нет мыслей о самоубийстве 106 75

1 - У меня есть мысли о самоубийстве, но я не приведу их в действие 27 19

2 - Я хотел бы покончить с собой 7 5

3 - Ябы покончил с собой при подходящей возможности 1 1

Проведенные исследования свидетельствуют о достаточно высокой суицидальной готовности в исследуемой группе. 25% студентов отмечают в самоотчете наличие суицидальных мыслей и желаний, один из опрошенных сообщает о готовности совершить суицид в любой подходящий момент.

Для анализа связи между уровнем социальной поддержки и состоянием эмоциональной дезадаптации методом процентилей испытуемые были поделены на три группы: с высоким (от 20,58 до 31,49% студентов), средним (от 16,7 до 20,58-35,43% студентов) и низким (от 0 до 16,7-33,07% студентов) уровнем социальной поддержки (табл. 3).

27 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Таблица 3

Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» шкалы депрессии Бека у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки

^—Ср^ппы испытуемых Параметр ^^^^^^^ Низкий уровень (N = 42) Средний уровень (N = 45) Высокий уровень (N = 40)

Количество положительных ответов по шкале суицидальности 26,19% 28,8% 15%

Mean 0,38a 0,31 0,15a

SD 0,7 0,51 0,36

Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями социальной поддержки по опроснику социальной поддержки статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).

Как видно из табл. 3, студенты с низким и средним уровнями социальной поддержки значительно чаще дают положительные ответы на вопрос о наличии суицидальных мыслей и намерений, причем различия между группами с низким и высоким уровнями социальной поддержки достигают статистической значимости.

Для анализа связи между размером социальной сети и состоянием эмоциональной дезадаптации испытуемые методом процентилей были поделены на три группы в зависимости от размера сети: с узкой (от 0 до 7,67-33% студентов), средней (от 7,67 до 11,33-34% студентов) и широкой (от 11,33 до 33% студентов) социальной сетью.

Таблица 4

Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки по опроснику социальной сети

"""■""■"■■■■■■^^ Группы испытуемых Параметр Узкая социальная сеть (N = 33) Средний размер социальной сети (N = 34) Широкая социальная сеть (N = 33)

Количество положительных ответов по шкале суицидальности 36,36% 23,53% 18,18%

Mean 0,42a 0,26 0,21a

SD 0,61 0,51 0,48

Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями социальной поддержки по опроснику социальной сети статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).

Данные нашего исследования (табл. 3 и 4) достоверно свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готовности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями социальной поддержки и в группах с узкой и широкой социальной сетью. Показатели по уровню суицидальной готовности значительно выше в группе с низким уровнем социальной поддержки (низкой социальной интеграцией, дефицитом эмоциональной и инструментальной поддержки) и узкой социальной сетью. Таким образом,

многие студенты-первокурсники попадают в группу риска по уровню выраженности суицидальных мыслей и намерений.

Для сравнительного анализа данных и связи между выраженностью семейных дисфункций и состоянием эмоциональной дезадаптации, а также уровнем стресса испытуемые были поделены методом процентилей на три группы в зависимости от уровня выраженности семейных дисфункций: низкий (от 0 до 45-32,37% студентов), средний (от 45 до 55-33,81% студентов) и высокий (от 55 до 33,81 % студентов).

Таблица 5

Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем

показателей по опроснику СЭК

"""" Группы испытуемых Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

семейных семейных семейных

Параметр дисфункций (N = 45) дисфункций (N = 47) дисфункций (N = 47)

Количество положительных ответов по шкале суицидальности 13,33% 21,27% 4G,43%

Mean G,8a G,3 G,47a

SD G,49 G,66 G,63

Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).

Результаты, отраженные в табл. 5, свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готов -ности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями семейных дисфункций. Показатели пункта «Суицидальные мысли и желания» значительно выше в группе с высоким уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК (высоким уровнем критики, индуцирования негативных эмоций и недоверия к людям).

Данные нашего исследования подтверждают статистически значимые различия

по уровню суицидальных мыслей и других симптомов депрессии между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями семейных и интерперсональных дисфункций.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания службы психологической помощи студентам в ус лови -ях мегаполиса. Важными объектами психологической помощи являются создание системы эффективной социальной поддержки и проработка травматического опыта семейных отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.

2Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Брушлинского / Рос. фонд фундамент. исслед., Ин-т психологии РАН. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.

3 Симпозиум «Российская молодежь: В будущее - без риска». Участники: д. м. н., проф. В. Вой-цех, д. м. н., проф. Г. Семикин и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fzr.ru/ 231.htm.

4 Sommer G., Fydrich T. Soziale unterstuetzung. Materialie. 22. Dt. Ges. fuer Verhaltens therapy. Tuebigen, 1989.

5 Ротштейн В. Г., Богдан M. H, Суетин M. Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. 2005. T. 07/N 2. НЦПЗ РАМН, ПНД №11.

6 Там же.

7Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.

8 Ротштейн В. Г., Богдан M. Н, Суетин M. Е. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.