Я. Г. Евдокимова
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Работа представлена кафедрой клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. Б. Холмогорова
Статья посвящена изучению интерперсональных факторов и эмоциональной дезадаптации студентов первых курсов накануне первой сессии в условиях мегаполиса, так как сессия является важным стрессогенным событием в жизни студентов. Это остро ставит задачу изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом у студентов.
The article is devoted to the study of interpersonal factors of first-year-students' emotional disadaptation before their first university exams in a megapolis. Examination session is one of the major stresses in a student's life. This explains why an in-depth study of stress control predictors is so important.
Период обучения в вузе связан с высоким риском манифестации психической патологии, что обусловлено разнообразны -ми стрессовыми нагрузками1. Проживание в условиях мегаполиса, а особенно переезд в мегаполис для прохождения обучения, являются важным дополнительным стрессом для студентов.
Интерперсональные факторы занимают особое место в совпадающем поведении индивида и играют важную роль в преодолении стрессовых воздействий. Исследования интерперсональных отношений показывают, что социальное окружение может представлять собой ресурсы, благодаря которым эффекты стрессовых воздействий различным образом смягчаются и блокируются. Поэтому особенно актуальными является изучение влияния интерперсональных факторов (семьи, социального окружения) на процесс адаптации студентов вузе.
Обучение на первом курсе вуза является новой стадией жизненного цикла. Часто поступление в вуз связано со сменой места жительства и влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной
сети. Но новая социальная сеть формируется не сразу, что ведет к дефициту социальной поддержки2. Проживание в мегаполисе само по себе связано с ослаблением социальных связей и угрозой изоляции. Студенты-первокурсники вынуждены общаться с новыми людьми, устанавливать новые социальные контакты. Даже если поступление в вуз не связано с переездом, это событие обязательно влечет за собой смену социальной роли. Новый статус студента предъявляет к молодому человеку новые требования, ставит перед ним новые задачи. К тому же студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением.
Все это может вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида. Известно, что многие психические заболевания манифестируют именно в этот период, так как такие перемены в жизни являются стрессогенными и требуют больших психических затрат3.
С целью исследования связи особенностей интерперсональных отношений с выраженностью эмоциональной дезадапта-
ции анонимно были обследованы две группы студентов первых курсов технического (123 человека) и гуманитарного (58 человек) вузов с интенсивными учебными нагрузками накануне первой сессии. Исследование проводилось с помощью симптома -тических опросников тревоги и депрессии Бека, опросника социальной поддержки (Б-802и-22, разработан4, адаптирован5), опросника «Московский интегративный опросник социальной сети», разработан А. Б. Холмогоровой совместно с Н. Г. Га-
ранян и Г. А. Петровой6), опросника семейные эмоциональные коммуникации (СЭК, разработан7 А. Б. Холмогоровой совместно с С. В. Воликовой).
Данные, полученные в исследовании, свидетельствуют о выраженности эмоционального неблагополучия в исследуемой выборке - симптомы депрессии демонстрируют 25% студентов, причем 12 % - средней и тяжелой степени. Частота симптомов депрессии в исследованной выборке выше, чем в общей популяции (табл. 1)8.
Таблица 1
Выраженность симптомов депрессии у студентов-первокурсников
Показатель по шкапе депрессии Бэка Количество человек Процентное соотношение, %
Нет депрессии (0...13) 106 75
Легкая депрессия (14.18) 20 13
Депрессия умеренной тяжести (19.28) 12 8
Тяжелая депрессия (29 и более) 7 4
При анализе отдельных пунктов шкалы чение показателям пункта «Суицидальные депрессии Бэка мы придавали особое зна- мысли и желания» (табл. 2).
Таблица 2
Распределение показателей по пункту «Суицидальные мысли и желания» шкалы депрессии Бэка у студентов-первокурсников (в процентном соотношении)
Варианты ответа Количество человек Процентное соотношение, %
0 - У меня нет мыслей о самоубийстве 106 75
1 - У меня есть мысли о самоубийстве, но я не приведу их в действие 27 19
2 - Я хотел бы покончить с собой 7 5
3 - Ябы покончил с собой при подходящей возможности 1 1
Проведенные исследования свидетельствуют о достаточно высокой суицидальной готовности в исследуемой группе. 25% студентов отмечают в самоотчете наличие суицидальных мыслей и желаний, один из опрошенных сообщает о готовности совершить суицид в любой подходящий момент.
Для анализа связи между уровнем социальной поддержки и состоянием эмоциональной дезадаптации методом процентилей испытуемые были поделены на три группы: с высоким (от 20,58 до 31,49% студентов), средним (от 16,7 до 20,58-35,43% студентов) и низким (от 0 до 16,7-33,07% студентов) уровнем социальной поддержки (табл. 3).
27 1
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 3
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» шкалы депрессии Бека у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки
^—Ср^ппы испытуемых Параметр ^^^^^^^ Низкий уровень (N = 42) Средний уровень (N = 45) Высокий уровень (N = 40)
Количество положительных ответов по шкале суицидальности 26,19% 28,8% 15%
Mean 0,38a 0,31 0,15a
SD 0,7 0,51 0,36
Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями социальной поддержки по опроснику социальной поддержки статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).
Как видно из табл. 3, студенты с низким и средним уровнями социальной поддержки значительно чаще дают положительные ответы на вопрос о наличии суицидальных мыслей и намерений, причем различия между группами с низким и высоким уровнями социальной поддержки достигают статистической значимости.
Для анализа связи между размером социальной сети и состоянием эмоциональной дезадаптации испытуемые методом процентилей были поделены на три группы в зависимости от размера сети: с узкой (от 0 до 7,67-33% студентов), средней (от 7,67 до 11,33-34% студентов) и широкой (от 11,33 до 33% студентов) социальной сетью.
Таблица 4
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки по опроснику социальной сети
"""■""■"■■■■■■^^ Группы испытуемых Параметр Узкая социальная сеть (N = 33) Средний размер социальной сети (N = 34) Широкая социальная сеть (N = 33)
Количество положительных ответов по шкале суицидальности 36,36% 23,53% 18,18%
Mean 0,42a 0,26 0,21a
SD 0,61 0,51 0,48
Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями социальной поддержки по опроснику социальной сети статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).
Данные нашего исследования (табл. 3 и 4) достоверно свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готовности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями социальной поддержки и в группах с узкой и широкой социальной сетью. Показатели по уровню суицидальной готовности значительно выше в группе с низким уровнем социальной поддержки (низкой социальной интеграцией, дефицитом эмоциональной и инструментальной поддержки) и узкой социальной сетью. Таким образом,
многие студенты-первокурсники попадают в группу риска по уровню выраженности суицидальных мыслей и намерений.
Для сравнительного анализа данных и связи между выраженностью семейных дисфункций и состоянием эмоциональной дезадаптации, а также уровнем стресса испытуемые были поделены методом процентилей на три группы в зависимости от уровня выраженности семейных дисфункций: низкий (от 0 до 45-32,37% студентов), средний (от 45 до 55-33,81% студентов) и высокий (от 55 до 33,81 % студентов).
Таблица 5
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем
показателей по опроснику СЭК
"""" Группы испытуемых Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
семейных семейных семейных
Параметр дисфункций (N = 45) дисфункций (N = 47) дисфункций (N = 47)
Количество положительных ответов по шкале суицидальности 13,33% 21,27% 4G,43%
Mean G,8a G,3 G,47a
SD G,49 G,66 G,63
Примечания: M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнями показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (p < 0,01; p < 0,05).
Результаты, отраженные в табл. 5, свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готов -ности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями семейных дисфункций. Показатели пункта «Суицидальные мысли и желания» значительно выше в группе с высоким уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК (высоким уровнем критики, индуцирования негативных эмоций и недоверия к людям).
Данные нашего исследования подтверждают статистически значимые различия
по уровню суицидальных мыслей и других симптомов депрессии между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнями семейных и интерперсональных дисфункций.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания службы психологической помощи студентам в ус лови -ях мегаполиса. Важными объектами психологической помощи являются создание системы эффективной социальной поддержки и проработка травматического опыта семейных отношений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.
2Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Брушлинского / Рос. фонд фундамент. исслед., Ин-т психологии РАН. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.
3 Симпозиум «Российская молодежь: В будущее - без риска». Участники: д. м. н., проф. В. Вой-цех, д. м. н., проф. Г. Семикин и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fzr.ru/ 231.htm.
4 Sommer G., Fydrich T. Soziale unterstuetzung. Materialie. 22. Dt. Ges. fuer Verhaltens therapy. Tuebigen, 1989.
5 Ротштейн В. Г., Богдан M. H, Суетин M. Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. 2005. T. 07/N 2. НЦПЗ РАМН, ПНД №11.
6 Там же.
7Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.
8 Ротштейн В. Г., Богдан M. Н, Суетин M. Е. Указ. соч.