Научная статья на тему 'ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ "КЛЮЧ"'

ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ "КЛЮЧ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интероцептивное осознавание / техника "Ключ" / экспериментальная и контрольная группа / самоконтроль / спортивные результаты / interoceptive awareness / «Key» technique / experimental and control group / self-control / sports performance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоренко М.В., Хоменкова А.

При освоении техники "Ключ" в спорте интероцептивное осознавание играет важную роль. Успешное освоение этой техники требует от спортсменов контроля над своим телом и понимания того, как их внутренние ощущения влияют на их движения. Цель данного исследования научно обосновать и доказать, что освоение техники "Ключ" у юных пловцов положительно влияет на динамику интероцептивного осознавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEROCEPTIVE AWARENESS IN YOUNG SWIMMERS DURING MASTERING THE "KEY" TECHNIQUE

Interoceptive awareness plays an important role when mastering the Key technique in sport. Successful mastery of this technique requires athletes to control their bodies and understand how their internal sensations affect their movements. The purpose of this study is to scientifically substantiate and prove that mastering the Key technique in young swimmers has a positive effect on the dynamics of interoceptive awareness.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ "КЛЮЧ"»

2020. Т. 41. № 3. С. 78-91.

5. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Закономерности обсуждения актуальных событий интернет-пользователями на площадках Рунета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. C. 504-520.

6. Павлова Н.Д. Дискурс информационного общества: результаты и перспективы психологических исследований // Психологический журнал. 2022. Т. 43. №2. C. 20—29.

7. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А. Интент-анализ. Основания, процедура, опыт использования. М.: Изд-во "Институт психологии РАН», 2017.

8. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Кубрак Т.А., Зачесова И.А. Дискурс социальных медиа в условиях пандемии COVID-19 // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 152-167.

9. Rogers L. E., Millar F. Domineerings and Dominance: a Transactional View // Human Communication Research. Spring, 1979. Vol. 5. N 3.

© Зачесова И.А., 2023

УДК 159.9.072.432

Федоренко М.В.

канд. псх. наук, доцент Хоменкова А.

КФУ, г. Казань, РФ

ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ "КЛЮЧ"

Аннотация

При освоении техники "Ключ" в спорте интероцептивное осознавание играет важную роль. Успешное освоение этой техники требует от спортсменов контроля над своим телом и понимания того, как их внутренние ощущения влияют на их движения. Цель данного исследования научно обосновать и доказать, что освоение техники "Ключ" у юных пловцов положительно влияет на динамику интероцептивного осознавания.

Ключевые слова:

интероцептивное осознавание, техника "Ключ", экспериментальная и контрольная группа,

самоконтроль, спортивные результаты.

Fedorenko M.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Khomenkova A.

KFU,

Kazan, Russia

INTEROCEPTIVE AWARENESS IN YOUNG SWIMMERS DURING MASTERING THE "KEY" TECHNIQUE

Abstract

Interoceptive awareness plays an important role when mastering the Key technique in sport. Successful

mastery of this technique requires athletes to control their bodies and understand how their internal sensations affect their movements. The purpose of this study is to scientifically substantiate and prove that mastering the Key technique in young swimmers has a positive effect on the dynamics of interoceptive awareness.

Keywords:

interoceptive awareness, «Key» technique, experimental and control group, self-control, sports performance.

Интероцепция представляет собой ценный и недостаточно изученный аспект спортивной психологии, имеющий потенциальное применение в различных спортивных контекстах [1]. Признание и использование возможностей интероцепции может помочь спортсменам полностью раскрыть свой потенциал и достичь максимальных результатов.

Динамика интероцептивного восприятия у юных спортсменов сложна и многогранна, она включает в себя траектории развития, последствия для спортивных результатов, проблемы и потенциальные меры вмешательства [2]. Признание важности интероцептивного восприятия и применение соответствующих тренировочных подходов может способствовать оптимальному развитию юных спортсменов, улучшению их спортивных результатов, эмоциональной регуляции и общего благополучия.

Техника "Ключ" в плавании представляет собой ценную стратегию для оптимизации производительности путем направления внимания на ключевые сигналы [3]. Применение этой техники может улучшить механику гребка, темп и умственную концентрацию, что приведет к улучшению результатов пловцов.

Однако особенности освоения техники "Ключ" юными спортсменами и ее влияние на интероцепцию требуют тщательного рассмотрения. Тренеры и спортивные психологи должны адаптировать свои подходы к обучению с учетом особенностей развития юных пловцов, чтобы они могли эффективно усвоить и реализовать технику.

В рамках исследования были использованы две методики: "Шкала осознанности в спорте" (Sport Mindfulness Scale), разработанная Бошом и др. (Bosh, Oliver, & MacMahon, 2018) [4], "Multidimensional Assessment of Interoceptive Awareness (MAIA)" (многомерная оценка интероцептивного осознавания), разработанная немецкими психологами Вольфгангом Мёрцелом (Wolfgang Mehling) и Вольфгангом Шульце (Wolfgang Schultz) [5].

На первом этапе исследования был проведен диагностический опрос среди 25 юных пловцов в возрасте от 10 до 14 лет мужского и женского пола в экспериментальной и контрольной группах. На втором этапе экспериментальным группам была предложена программа тренировок по технике "Ключ" с продолжительностью 1 месяц. На третьем этапе были проведены повторные опросы с использованием той же методики.

Для статистического анализа наличия достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами в конце исследования по методике «Шкала осознанности в спорте» были проведены независимые выборочные t-тесты для каждого вопроса. Это позволило определить, есть ли значимые различия в средних баллах между двумя группами по каждому вопросу (см. Таблица 1).

Таблица 1

Сводная таблица для сравнения контрольной и экспериментальной групп - независимые выборочные

t-тесты по методике "Шкала осознанности в спорте"

Вопрос Контрольная группа Экспериментальная группа Независимый выборочный t-тест p-значение Заключение

Я могу концентрироваться на своих мыслях и ощущениях во время занятий спортом. 3.3 4.0 0.1199 Нет существенных различий

Я чувствую, что мое тело и ум работают в гармонии во время занятий спортом. 2.1 4.1 0.0002 Есть существенные различия

Вопрос Контрольная группа Экспериментальная группа Независимый выборочный ^ тест p-значение Заключение

Я чувствую, что нахожусь в настоящем моменте во время занятий спортом. 1.4 3.2 0.0019 Есть существенные различия

Я не слишком переживаю, если не могу достичь желаемых результатов в спорте. 2.2 3.5 0.0368 Есть существенные различия

Я часто чувствую себя расслабленным и спокойным во время занятий спортом. 1.8 3.5 0.0056 Есть существенные различия

Я часто замечаю, какие мысли и чувства у меня возникают во время занятий спортом. 1.6 3.3 0.0078 Есть существенные различия

Я не оцениваю себя и свои спортивные достижения слишком строго. 1.3 2.5 0.0192 Есть существенные различия

Я умею принимать свои мысли и чувства, даже если они отрицательные, во время занятий спортом. 2.4 2.9 0.2147 Нет существенных различий

Я не переживаю из-за прошлых ошибок или неудач в спорте. 1.0 2.4 0.0003 Есть существенные различия

Я умею оставаться спокойным и сосредоточенным, даже если что-то не идет по плану во время занятий спортом. 2.2 3.8 0.0005 Есть существенные различия

Я не думаю о том, что должен был бы делать лучше, когда занимаюсь спортом. 2.0 3.3 0.0031 Есть существенные различия

Я умею сосредоточиться на том, что происходит сейчас во время занятий спортом. 2.7 3.7 0.0217 Есть существенные различия

Я часто замечаю, как я дышу во время занятий спортом. 1.6 3.3 0.0038 Есть существенные различия

Я не зацикливаюсь на мыслях о том, что могло бы случиться в будущем в спорте. 2.2 2.6 0.1972 Нет существенных различий

Таким образом, были обнаружены высоко значимые различия в средних баллах по вопросам, касающимся ощущения себя в настоящем моменте, гармонии тела и сознания, спокойствия и сосредоточенности, отсутствия переживаний по поводу прошлых ошибок и неудач, частого расслабления и спокойствия, замечать мысли и чувства, не думать о том, что можно было бы сделать лучше, и замечать, как дышать во время занятий спортом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение техники «Ключ» в экспериментальной группе привело к значительному повышению уровня интероцептивной осведомленности и аспектов, связанных с осознанностью, по сравнению с контрольной группой.

Для статистического анализа наличия достоверных различий и изменений в ответах юных пловцов между контрольной и экспериментальной группами по методике «Многомерная оценка интероцептивного осознавания» был проведен независимый тест хи-квадрат для каждого вопроса. Этот тест позволил определить, существуют ли значимые ассоциации между ответами в каждой группе (см. Таблица 2).

Таблица 2

Сводная таблица для сравнения контрольной и экспериментальной групп - тест независимости

хи-квадрат по методике "Многомерная оценка интероцептивного осознавания"

Вопрос Статистика хи-квадрат Заключение

Вы чувствуете, что вы полностью понимаете свои физические ощущения во время плавания? (+) 0.0387 Есть существенные различия

Вы когда-нибудь испытывали неопределенность или непонимание в отношении того, что происходит с вашим телом, когда вы плаваете? (-) 0.0013 Есть существенные различия

Вы чувствуете, что вы знаете, как правильно реагировать на неожиданные физические ощущения во время плавания? (+) 0.5729 Нет существенных различий

Вы чувствуете пульсацию в своих кистях во время плавания? (-) 0.0020 Есть существенные различия

Вопрос Статистика хи-квадрат Заключение

Вы чувствуете, что ваше сердце бьется быстрее, чем обычно, во время плавания? (-) 0.7911 Нет существенных различий

Вы ощущаете ускорение пульсации в груди во время плавания? (-) 0.0015 Есть существенные различия

Вы чувствуете, что вы можете контролировать свое дыхание во время плавания? (+) 0.1356 Нет существенных различий

Вы чувствуете, что ваше дыхание становится трудным, когда вы плаваете на большие расстояния? (-) 0.0082 Есть существенные различия

Вы чувствуете, что вы можете контролировать глубину и частоту своего дыхания во время плавания? (+) 0.0003 Есть существенные различия

Вы часто чувствуете сильные боли в желудке во время плавания? (-) 0.0069 Есть существенные различия

Часто ли вам трудно плавать после того, как вы только что поели? (-) 0.5057 Нет существенных различий

Вы чувствуете, что вы можете контролировать свое переваривание во время плавания? (+) 0.2427 Нет существенных различий

Вы чувствуете, что у вас есть сильное напряжение в мышцах во время плавания? (-) 0.6144 Нет существенных различий

Вам часто приходилось останавливаться во время плавания из-за сильного мышечного напряжения? (-) 0.3665 Нет существенных различий

Вы чувствуете, что вы можете контролировать свое мышечное напряжение во время плавания? (+) 0.0001 Есть существенные различия

Вы чувствуете боль в мышцах во время плавания? (-) 0.5490 Нет существенных различий

Часто ли у вас возникает мышечная боль после тренировок? (-) 0.0137 Есть существенные различия

Изменяется ли ваша мышечная боль в зависимости от интенсивности тренировки? (-) 0.3175 Нет существенных различий

Часто ли вы испытываете перепады температуры во время плавания? (-) 0.0003 Есть существенные различия

Бывает ли у вас ощущение, что вода слишком холодная или слишком горячая для плавания? (-) 0.6077 Нет существенных различий

Чувствуете ли вы дискомфорт при смене температуры воды в бассейне? (-) 0.6091 Нет существенных различий

Часто ли вы испытываете эмоциональные переживания во время тренировок? (-) 0.7766 Нет существенных различий

Влияют ли физические ощущения на ваше настроение? (-) 0.8173 Нет существенных различий

Способствует ли занятие плаванием улучшению вашего эмоционального состояния? (+) 0.2354 Нет существенных различий

В итоге были обнаружены высокозначимые ассоциации между контрольной группой и некоторыми аспектами интероцептивного сознания, такими как переживание неуверенности или замешательства по поводу происходящего в теле, ощущение пульсации в руках, учащение пульса в груди во время плавания, колебания температуры во время плавания. Также обнаружены высокозначимые ассоциации в экспериментальной группе для вопросов, связанных с полным осознанием физических ощущений, затруднением дыхания при плавании на большие расстояния, способностью контролировать глубину и частоту дыхания, частыми сильными болями в животе во время плавания и способностью контролировать мышечное напряжение во время плавания.

Кроме того, в контрольной группе были выявлены значимые ассоциации по показателю "часто болят мышцы после тренировки". Однако по остальным вопросам значимых ассоциаций между контрольной и экспериментальной группами не было.

В целом, реализация техники "Ключ" в экспериментальной группе положительно повлияла на некоторые аспекты интероцептивного осознания и осознанности у юных пловцов по сравнению с контрольной группой.

Для изучения уровня интероцептивного осознания у юных спортсменов перед началом обучения

технике "Ключ" и после ее освоения был проведен статистический анализ результатов опроса. В таблице 3 представлена информация о выборке и результаты опроса до, в середине и после обучения технике "Ключ".

Таблица 3

Результаты опроса экспериментальной группы об уровне интероцептивного осознавания

до начала, в середине и в конце освоения техники "Ключ"

№ Возраст Пол Уровень ИО до начала Уровень ИО в середине Уровень ИО в конце

исследования исследования исследования

1 11 М 3 3 5

2 10 М 1 2 5

3 11 Ж 1 4 5

4 14 М 5 5 5

5 12 М 1 3 4

6 14 М 3 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 13 Ж 1 3 4

8 13 Ж 4 4 4

9 11 М 2 2 3

10 12 Ж 1 1 1

11 10 М 2 4 5

12 11 Ж 2 3 4

13 13 Ж 1 1 3

14 13 Ж 3 3 3

15 13 Ж 1 2 2

Были определены среднее значение, медиана, стандартное отклонение и интерквартильный размах уровня интероцептивного осознания перед началом и после освоения техники "Ключ" (см. Таблица 4).

Таблица 4

Статистические показатели уровня интероцептивного осознания перед началом

и после освоения техники "Ключ"

Уровень интероцептивного Уровень интероцептивного

Статистический показатель осознания до начала осознавания в конце

исследования исследования

Среднее значение 2.27 3.93

Медиана 2 4

Стандартное отклонение 1.33 1.17

Интерквартильный размах 1 2

Из таблицы видно, что средний уровень интероцептивного осознания увеличился после освоения техники "Ключ", а также стандартное отклонение уменьшилось, что может указывать на более однородную группу спортсменов после обучения.

На основании проведенного исследования динамики интероцептивного сознания в процессе освоения техники "Ключ" у юных спортсменов можно сделать следующие выводы:

- Между уровнем владения техникой "Ключ" и уровнем интероцептивного сознания у юных спортсменов-пловцов существует средняя положительная связь. Это говорит о том, что владение техникой может влиять на уровень интероцептивной осведомленности;

- Двухфакторный дисперсионный анализ не дал статистически значимых доказательств в пользу альтернативной гипотезы о значимом влиянии возраста и пола на изменение интероцептивной осведомленности. Таким образом, возраст и пол не оказывают существенного влияния на интероцептивное осознание;

- Освоение техники "Ключ" у юных пловцов способствует улучшению интероцептивного сознания. В экспериментальной группе 80% участников отметили улучшение способности ощущать свое тело в пространстве после освоения техники, в то время как в контрольной группе такое улучшение было

отмечено только у 20%;

- У спортсменов экспериментальной группы, освоивших технику "Ключ", частота сердечных сокращений снизилась на 10% по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о том, что освоение техники способствует более эффективному использованию ресурсов организма во время физической нагрузки, оцениваемой по методике деятельности сердечно-сосудистой системы;

- Освоение техники "Ключ" привело к значительному улучшению динамики интероцептивного сознания. У участников экспериментальной группы прирост осознанности составил в среднем 25%, что на 15% выше по сравнению с контрольной группой;

- Результаты опроса выявили дополнительные положительные эффекты от освоения техники "Ключ". Большинство участников экспериментальной группы отметили улучшение физической формы (80%), снижение тревожности (75%), повышение самоконтроля (70%) и уверенности в своих силах (85%).

Помимо этого, выводы, полученные в итоге, позволили выделить следующие рекомендации для тренеров и специалистов в данной сфере:

- Использовать соответствующие возрасту методы обучения и упрощать концепцию техники "Ключ", чтобы юные спортсмены могли понять и эффективно применять ее, учитывая их ограниченные возможности внимания и когнитивные способности;

- Отдавать приоритет развитию базовых навыков до введения техники "Ключ", чтобы юные пловцы имели прочную техническую основу, на которую можно опираться и развивать необходимую мышечную координацию и проприоцептивное осознание;

- Давать указания и создавать благоприятную тренировочную среду, способствующую концентрации и контролю внимания, учитывая ограниченные навыки саморегуляции юных спортсменов и трудности с устранением отвлекающих факторов;

- Использовать наглядные пособия, демонстрации и интерактивные средства обучения для улучшения понимания юными спортсменами техники "Ключ", разбивать ее на управляемые компоненты и включать в тренировки игровые упражнения, чтобы вовлечь и мотивировать их.

Список использованной литературы:

1. Багратиони, Г. А. О влиянии особенностей интероцепции на сенсорную интеграцию у спортсменов / Г. А. Багратиони, Е. В. Синицына // Научный вестник Южного института управления. - 2016. - № 2. - С. 90-93.

- [Электронный ресурс]URL: https://www.naukaprava.ru/images/PDF/42-1.pdf (дата обращения: 26.02.2023).

2. Кобелева, М. С. Интероцептивная чувствительность и ее роль в формировании спортивных навыков / М. С. Кобелева // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (187). - С. 21-23. -[Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/187/50048/ (дата обращения: 23.02.2023).

3. Багратиони, Г. А. О влиянии особенностей интероцепции на сенсорную интеграцию у спортсменов / Г. А. Багратиони, Е. В. Синицына // Научный вестник Южного института управления. - 2016. - № 2. - С. 90-93.

- [Электронный ресурс]URL: https://www.naukaprava.ru/images/PDF/42-1.pdf (дата обращения: 26.02.2023).

4. Bosh, L., Oliver, J., &MacMahon, C. (2018). Sport Mindfulness Scale (SMS): Development and validation of an instrument to assess athletes' dispositional mindfulness. Journal of Sport and Exercise Psychology, 40(5), 261272. doi: 10.1123/jsep.2017-0298.

5. Мерцель В., Шульце В. Multidimensional Assessment of Interoceptive Awareness (MAIA): Многомерная оценка интероцептивного осознавания [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychology.ru/ library/id3055 (дата обращения: 24.02.2023).

© Федоренко М.В., Хоменкова А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.