Научная статья на тему 'ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ'

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сетевой экологический дискурс / речевые интенции / интенциональная организация / отношения доминирования-подчинения / взаимодействие / Internet network ecological discourse / speech intentions / intentional organization / dominance-subordination relations / interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зачесова И.А.

Представлены результаты анализа особенностей интенциональной организации и взаимодействия коммуникантов в экологическом дискурсе. Показано, что дискурсы, формирующиеся в интернете при обсуждении глобальных и локальных экологических проблем, имеют различные интенциональные основания реализации взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зачесова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENTIONAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF INTERACTION IN THE ECOLOGICAL INTERNET DISCOURSE

The results of the analysis of the features of the intentional organization and the interaction of communicants in ecological discourse are presented. It is shown that the discourses that are formed on the Internet when discussing global and local environmental problems have different intentional grounds for the implementation of interaction.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ»

УДК 159.99

Зачесова И.А.

канд. психол. наук, Институт психологии РАН,

г. Москва, РФ

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОЛОИЧЕСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Аннотация

Представлены результаты анализа особенностей интенциональной организации и взаимодействия коммуникантов в экологическом дискурсе. Показано, что дискурсы, формирующиеся в интернете при обсуждении глобальных и локальных экологических проблем, имеют различные интенциональные основания реализации взаимодействия.

Ключевые слова

Сетевой экологический дискурс, речевые интенции, интенциональная организация, отношения

доминирования-подчинения, взаимодействие.

Zachiosova I.A.

PhD, Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia

INTENTIONAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF INTERACTION IN THE ECOLOGICAL INTERNET DISCOURSE

Abstract

The results of the analysis of the features of the intentional organization and the interaction of communicants in ecological discourse are presented. It is shown that the discourses that are formed on the Internet when discussing global and local environmental problems have different intentional grounds for the implementation of interaction.

Key words

Internet network ecological discourse, speech intentions, intentional organization, dominance-subordination relations, interaction

Введение

Жизнедеятельность современного общества осуществляется в информационной среде, где огромную роль играет не только моментальное распространение информации, но и включенность в коммуникативные процессы миллионов людей. В связи с этим значимость приобретают виды дискурса, связанные с новыми цифровыми технологиями, образованием социальных сетей и интернет-сообществ, а их исследования определяют приоритетные направления научного поиска.

Проблемы эволюции и сохранения окружающей среды широко обсуждаются в современном обществе в социальных сетях и других интернет-площадках. Современному экологическому интернет-дискурсу, тесно связанному с социальными движениями, принадлежит определяющая роль в формировании групповых представлений о реальности эволюции среды обитания человека, коллективного экологического сознания. Экологический дискурс представляет широкое поле деятельности для изучения психологических механизмов его формирования, особенностей функционирования и воздействия на общество, в том числе в плане формирования экологических

ценностей. Особую актуальность в этом контексте приобретает изучение экологического интернет-дискурса, содержание которого является откликом на резонансное экологическое событие или сообщение о нем [2,3].

Настоящее исследование проводится в русле изучения разновидностей интернет-дискурса, их параметров, сопряженных с ведущей функцией и условиями распространения [6, 8, 1, 5, 4]. Результаты изучения экологического дискурса дополнят данные, которые составят основу разработки концепции дискурса в социальных сетях и интернет-сообществах.

Исследование нацелено на выявление интенциональных оснований реализации взаимодействия коммуникантов в экологическом интернет-дискурсе. В фокусе внимания были интенциональные основания реализации взаимодействия в аспекте доминирования-подчинения в дискурсах, характеризующихся разным уровнем глобальности обсуждаемых экологических проблем.

В качестве основного метода оценки интенционального содержания дискурса выступал интент-анализ, метод, позволяющий реконструировать стоящие за речью интенции субъектов общения и выявлять элементы интенционального содержания, сопряженные с текущим взаимодействием, коммуникативными тактиками, риторическими приемами [7]. Для оценки взаимоотношений доминирования-подчинения, реализуемых коммуникантами в ходе взаимодействия, использовалась методика Роджерс-Миллара [9].

Для оценки различия в распределении частот интенций (и паттернов) использовался критерий х2 Пирсона, для оценки различий в выраженности долей и пропорций - критерий х2 Пирсона с поправкой Йетса на непрерывность. Для расчета использовалась программа Statistica 10.

Материал исследования: аутентичные комментарии обсуждений глобальных экологических проблем («Лесные пожары», «Мусорные свалки») и локально значимых проблем, в решение которых коммуниканты могут внести конкретный вклад («Сортировка мусора», «Экономия воды»), на интернет-площадках Ответы mail.ru, в новостной ленте Яндекс. Дзен и в социальной сети ВКонтакте. Отбирались популярные сообщения, получившие более 40 комментариев. Всего 239 комментариев. В обсуждениях участвовали 73 человека.

Ставились следующие задачи:

1. Описать специфику интенциональной организации дискурсов, характеризующихся разным уровнем глобальности обсуждаемых экологических проблем;

2. Охарактеризовать специфику взаимодействия коммуникантов в дискурсах, характеризующихся разным уровнем глобальности обсуждаемых экологических проблем.

Теоретическая гипотеза: Интенциональная организация сетевого экологического дискурса и особенности взаимодействия коммуникантов определяются уровнем глобальности обсуждаемой экологической проблемы.

Эмпирические гипотезы:

1. Экологические сетевые дискурсы, характеризующиеся разным уровнем глобальности обсуждаемой проблемы, различаются по распределению позитивных, негативных и нейтральных речевых интенций;

2. Экологические сетевые дискурсы, характеризующиеся разным уровнем глобальности обсуждаемой проблемы, различаются по представленности в них интерактивных референциальных объектов и топик-объектов;

3. Экологические сетевые дискурсы, характеризующиеся разным уровнем глобальности обсуждаемой проблемы, различаются по выраженности уровня доминирования-подчинения коммуникантов в ходе обсуждения,

На первом этапе исследования в качестве основного метода оценки интенциональной организации дискурса выступал интент-анализ. Использовались следующие показатели: основные референциальные объекты - упоминаемые в речи объекты, на которые направлены интенции коммуниканта; интенциональная категория - название интенции, интенция определенного вида; реализация интенций -проявление интенций данной категории в речи. Выделялись группы интенций: 1. негативные, связанные с критикой, дискредитацией и / или дистанцированием; 2. нейтральные, направленные на анализ ситуации, точки зрения собеседника, выражение своей позиции; 3. позитивные, служащие поддержке, консолидации, воодушевлению и др.

Были выделены 33 интненциональные категории, реализуемые в отношении интерактивных референциальных объектов («Собеседник», «Сообщество») и топик-объектов («Лесные пожары», «Мусорные свалки», «Власть», «Виновные», «Чиновники» и др.).

Второй этап исследования посвящен интенциональным основаниям взаимодействия в аспекте реализации доминирования-подчинения. С помощью методики Роджерс-Миллара каждому коммуникативному ходу собеседника с учетом целостного интенционального контекста дискурса приписывался тип реализуемой позиции - доминантной (^), подчиненной (ф) или нейтральной (^).

Анализ результатов и обсуждение

Соотнесение данных анализа интенциональной направленности парных реплик и их квалификации по типу доминирования-подчинения позволило выделить паттерны, в которых реализуются складывающиеся в дискурсе отношения и взаимодействие собеседников. По типу доминирования-подчинения было выделено 5 паттернов (типов) согласования реплик: комплементарное подчинение (^ф), симметричное доминирование уход от линии доминирование-подчинение

нейтральная симметрия доминирование в ответ на нейтральную позицию

Взаимодействующие позиции в отношении доминирования-подчинения реализуются коммуникантами в соответствующих интенциональных паттернах.

Сравнительный анализ результатов первого этапа исследования показал, что сетевые экологические дискурсы, формирующиеся в интернете при обсуждении глобальных экологических и локально возникающих проблем, в решение которых коммуниканты могут внести конкретный вклад, имеют свою специфику интенциональной организации. При сходном распределении позитивных, негативных и нейтральных интенций дискурсы различаются по частоте упоминания в обсуждениях интерактивных референциальных объектов и топик-объектов. Если оценить представленность референциальных объектов по направленным на них интенциям, то выяснится, что при обсуждении глобальных проблем чаще актуализируются топик-объекты, а в обсуждении проблем локальных превалирует направленность на интерактивные объекты (71/39 и 32/84 соответственно, х2 = 14,86 при р < 0.001).

В глобальных обсуждениях негативные интенции (составляют 40%), реализуемые в отношении топик-объектов, связанны с критикой и дискредитацией, выражением негативного отношения к возникшей экологической ситуации (предостеречь, выразить опасение, выразить сожаление, критиковать, выразить возмущение и пр.). При этом коммуниканты проявляют единодушие и солидарность в отношении обсуждаемых топик-объектов. Нейтральные интенции (составляют 42%) направлены на обсуждение возможностей предотвращения опасной экологической ситуации и ликвидации ее негативных последствий (аргументировать, пояснить, поделиться, выразить мнение и пр.).

Дискурсам, формирующимся при обсуждении локальных проблем, также главным образом присущи интенции негативной (составляют 36%) и нейтральной (составляют 53%) направленности. Но в них превалирует направленность на интерактивные объекты (84/32, х2 = 20,28 при р < 0.001). Коммуниканты не только анализируют возможные экологичные действия, мнения собеседников, выражают собственное мнение, делятся опытом (нейтральные интенции: выразить мнение, сообщить,

выяснить, аргументировать и пр.), но и оспаривают мнение друг друга, критикуют и высмеивают его, выражают возмущение и оскорбительно высказываются в адрес партнера (негативные интенции: возразить, критиковать, обвинить, высмеять, оскорбить и пр.).

Соотнесение данных анализа интенциональной направленности парных реплик и их квалификации по типу доминирования-подчинения на втором этапе исследования позволило выделить интенциональные паттерны, в которых реализуются складывающиеся в дискурсе отношения и взаимодействие собеседников. При сходном распределении позитивных, негативных и нейтральных интенций паттерны согласования реплик по типу доминирования-подчинения различаются по частоте реализации в обсуждениях как глобальных (х2 = 35,73 при р < 0.001), так и локально возникающих (х2 = 36,18 при р < 0.001) проблем.

В обсуждениях глобальных проблем взаимодействие коммуникантов в большей мере реализуется по линии комплементарного подчинения (^Ф) и нейтральной симметрии Оба паттерна

проявляются чаще остальных (р<0,001, р<0,05), но между ними самими нет различия в частоте проявления. Дополнительно выяснилось, что нет различий в частотах проявления ^^ и а также ^^ паттерн проявляется чаще, чем ^^ паттерн. Эти данные требуют проверки на большей выборке в связи с невысокой частотой реализации паттернов. Кооперативный характер взаимодействия собеседников в обсуждении глобальных проблем соотносится с комплементарностью их отношений: «Вряд ли о животных погибающих в огне кто-то задумывался» (выразить сомнение) - «Ну да, после нас хоть потоп их девиз» (выразить согласие); «Прекратят содержать население, население в ответ будет валяться дома на диванах и ныть" (выразить мнение) - «Согласна, это же чистые дармоеды» (выразить согласие). В сопряженных репликах, согласованных по типу комплементарного подчинения, в ответ на реплику, выражающую доминантную позицию, партнер соглашается, поясняет и уточняет свою позицию, высказанную ранее (интенциональные паттерны: критиковать - выразить согласие; выразить мнение -выразить согласие; упрекнуть - оправдаться и пр.). В случае согласования реплик по типу нейтральной симметрии собеседники поддерживают шутки друг друга, уточняют информацию (интенциональные паттерны: пошутить - пошутить; сообщить - уточнить; пошутить - уточнить; пояснить - уточнить и пр.): «Ну всё-таки опыт говорит, что такие вещи делают бурчащие желудки. Подождём-с» (пошутить) - «Им только это и остаётся» (пошутить); «Л по почте откуда? Али?» (уточнить) - «Наша духоскрепная "Почта России" за пять-семь дней из Уфы в Подмосковье» (пояснить).

При обсуждении локальных проблем взаимодействие коммуникантов в большей мере реализуется по линии симметрии доминирования (р<0,001).

При таком согласовании парных реплик проявляется своего рода противостояние партнеров: «Достаточно просто организовать пункты приёма батареек и электротехники, там их и сортировать и расчленять» (выразить мнение) - «Ага, только всякие будут кричать, что им в лом куда-то нести» (возразить); «А я их стараюсь поглубже засунуть, терпеть не могу, когда к нам приходят в помойке копаться» (сообщить) - «Ну и дура» (оскорбить). В случае жесткого следования своим интересам обоюдное стремление настоять на своем проявляется в возражении, высказывании недовольства, упреках в адрес собеседника (интенциональные паттерны: выразить мнение -выразить мнение; напомнить - возразить; убедить - убедить; выразить мнение - обвинить; выразить мнение -оскорбить). Эта ситуации соотносятся с конфронтацией собеседников и ростом интенций конфликтного содержания. На отдельных участках обсуждения конфронтация коммуникантов проявляется в доминировании в ответ на нейтральную позицию партнера: «Очень жаль, что такая ситуация сложилась» (выразить сожаление) - «Да ты патриот, родные леса мусором закидывать. Прям патриотище» (обвинить). Нейтральное высказывание служит поводом «придраться», отстоять свою позицию, высказать упрек (интенциональные паттерны: предположить - возразить; сообщить - выразить недовольство; выразить сожаление - обвинить).

Выводы

1. Дискурсам, формирующимся при обсуждении глобальных экологических проблем, присущи главным образом направленные на топик-объекты интенции негативной и нейтральной направленности, связанные с анализом проблемной ситуации и обменом суждениями. Эти направленности проявляется в выражении негативного отношения к возникшей экологической ситуации и возможности ее предотвращения и ликвидации. При этом коммуниканты проявляют единодушие и солидарность в отношении обсуждаемых топик-объектов.

2. В дискурсах, формирующихся при обсуждении локально возникающих проблем, превалирующие негативные и нейтральные интенции главным образом направлены на интерактивные объекты. Коммуниканты не только анализируют возможные экологичные действия, мнения собеседников, выражают собственное мнение, делятся опытом, но и оспаривают мнение друг друга, критикуют и высмеивают его, выражают возмущение и оскорбительно высказываются в адрес партнера.

3. В обсуждении глобальных проблем кооперативный характер взаимодействия собеседников соотносится с комплементарностью их отношений. В сопряженных репликах, согласованных по типу комплементарного подчинения, в ответ на реплику, выражающую доминантную позицию, партнер соглашается, поясняет и уточняет свою позицию, высказанную ранее. В случае согласования реплик по типу нейтральной симметрии собеседники поддерживают шутки друг друга, уточняют информацию.

4. В обсуждении локальных проблем взаимодействие коммуникантов в большей мере реализуется по линии симметрии доминирования и доминирования в ответ на нейтральную позицию. Это соотносятся с конфронтацией собеседников и ростом интенций конфликтного содержания. При согласовании реплик по типу симметричного доминирования проявляется своего рода противостояние партнеров, обоюдное стремление настоять на своем. На отдельных участках обсуждения конфронтация коммуникантов проявляется в доминировании в ответ на нейтральную позицию партнера: нейтральное высказывание служит поводом «придраться», отстоять свою позицию, выразить возмущение, оскорбить партнера.

Заключение

Исследование показало, что сетевые экологические дискурсы, развертывающиеся в интернете при обсуждении глобальных экологических проблем и проблем, локально возникающих, имеют разные интенциональные основания взаимодействия в аспекте реализации доминирования-подчинения. Кооперативный характер взаимодействия собеседников в обсуждении глобальных проблем соотносится с комплементарностью их отношений, взаимодействие реализуется по линии комплементарного подчинения и нейтральной симметрии. Коммуниканты проявляют единодушие и солидарность в отношении сложившейся экологической ситуации и ликвидации ее негативных последствий. Конфронтация собеседников проявляется при обсуждении локальных проблем, в решение которых каждый может внести свой вклад, и реализуется в согласовании реплик по типу симметрии доминирования и доминирования в ответ на нейтральную позицию.

Список использованной литературы: 1. Гребенщикова Т.А., Кубрак Т.А., Павлова Н.Д. Дискурсивная реальность интернета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 92-100.

2. Зачесова И.А. Интенциональная организация экологического интернет-дискурса // Научные аспекты современных исследований / Сборник научных работ 68-й Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, август 2021 г.). — Москва: ЕНО, 2021, № 8 (78). С. 264-503.

3. Зачесова И.А. Линии развития обсуждение и коммуникативная структура экологического интернет-дискурса // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2022. № 9-2. С. 44-50.

4. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А., Афиногенова В.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Интенциональное пространство постсобытийного дискурса на различных интернет-площадках // Психологический журнал.

2020. Т. 41. № 3. С. 78-91.

5. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Гребенщикова Т.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Закономерности обсуждения актуальных событий интернет-пользователями на площадках Рунета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. C. 504-520.

6. Павлова Н.Д. Дискурс информационного общества: результаты и перспективы психологических исследований // Психологический журнал. 2022. Т. 43. №2. C. 20—29.

7. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А. Интент-анализ. Основания, процедура, опыт использования. М.: Изд-во "Институт психологии РАН», 2017.

8. Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Кубрак Т.А., Зачесова И.А. Дискурс социальных медиа в условиях пандемии COVID-19 // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 152-167.

9. Rogers L. E., Millar F. Domineerings and Dominance: a Transactional View // Human Communication Research. Spring, 1979. Vol. 5. N 3.

© Зачесова И.А., 2023

УДК 159.9.072.432

Федоренко М.В.

канд. псх. наук, доцент Хоменкова А.

КФУ, г. Казань, РФ

ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ "КЛЮЧ"

Аннотация

При освоении техники "Ключ" в спорте интероцептивное осознавание играет важную роль. Успешное освоение этой техники требует от спортсменов контроля над своим телом и понимания того, как их внутренние ощущения влияют на их движения. Цель данного исследования научно обосновать и доказать, что освоение техники "Ключ" у юных пловцов положительно влияет на динамику интероцептивного осознавания.

Ключевые слова:

интероцептивное осознавание, техника "Ключ", экспериментальная и контрольная группа,

самоконтроль, спортивные результаты.

Fedorenko M.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Khomenkova A.

KFU,

Kazan, Russia

INTEROCEPTIVE AWARENESS IN YOUNG SWIMMERS DURING MASTERING THE "KEY" TECHNIQUE

Abstract

Interoceptive awareness plays an important role when mastering the Key technique in sport. Successful

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.