Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
635
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / ИНТЕРЕНЕТ-СМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева С.Э., Вакку Г.В.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном обществе интернет-журналистика стала актором массовой культуры. Сегодня культурный процесс подвергается мощной технологизации, благодаря которой появилось глобальное коммуникационное пространство - Интернет. Сетевая реальность - такое отражение действительности, которое представляет собой новую площадку обитания человека. Культура остаётся важной частью развития социума, без которой невозможно представить современный мир, а интернет - глобальной информационной площадкой для социальной коммуникации. Целью статьи является анализ места интернет-журналистики в современном культурном процессе. Задачами статьи являются анализ понятий «культурный процесс» и форм культуры, сравнительная характеристика элитарной и массовой форм культуры и их признаков, рассмотрение этапов интернет-культуры и интернет-журналистики как феномена современного культурного процесса. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, обозначенной в статье, - метод анализа культурных процессов современного общества. Деятельность журналиста в сети - сложный и многоаспектный процесс современной действительности, который необходимо рассматривать в контексте общего цивилизационного и культурного процесса. В данной статье интернет рассматривается как феномен культуры, а интернет-журналистика, следовательно, как явление современной массовой культуры. В результате анализа, представленного в статье, выявлено, что развитие информационных технологий оказало и продолжает оказывать сильнейшее воздействие на все сферы человеческой жизни, связанные с информацией, в том числе на культурные процессы современной России, а журналистика призвана отражать их, превращая интернет в глобальную коммуникационную площадку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET JOURNALISM AS A SPECIAL FORM OF REFLECTION OF THE PROCESSES OF MASS CULTURE

The relevance of the topic of the article is due to the fact that Internet journalism has become an actor of mass culture in modern society. Today, the cultural process is undergoing a powerful technologization, thanks to which a global communication space - the Internet - has appeared. Network reality is a reflection of reality, which is a new platform for human habitation. Culture remains an important part of the development of society, without which it is impossible to imagine the modern world, and the Internet is a global information platform for social communication. The purpose of the article is to analyze the place of Internet journalism in the modern cultural process. The objectives of the article are to analyze the concepts of "cultural process" and forms of culture, comparative characteristics of elite and mass forms of culture and their signs, consideration of the stages of Internet culture and Internet journalism as a phenomenon of the modern cultural process. The leading method underlying the solution of the problem outlined in the article is the method of analyzing the cultural processes of modern society. The activity of a journalist on the web is a complex and multidimensional process of modern reality, which must be considered in the context of the general civilizational and cultural process. In this article, the Internet is considered as a cultural phenomenon, and Internet journalism, therefore, as a phenomenon of modern mass culture. As a result of the analysis presented in the article, it is revealed that the development of information technologies has had and continues to have a strong impact on all spheres of human life related to information, including the cultural processes of modern Russia, and journalism is designed to reflect them, turning the Internet into a global communication platform.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 82; 659.4; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_191

Лебедева С.Э., Вакку Г.В. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПРОЦЕССОВ

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Lebedeva S.E., Vakku G. V.

INTERNET JOURNALISM AS A SPECIAL FORM OF REFLECTION OF THE PROCESSES OF MASS CULTURE

Ключевые слова: культурный процесс, глобальный цивилизационный процесс, элитарная и массовая культура, интернет-журналистика, интернет-культура, интеренет-СМИ, информационное общество, информатизация культурно-образовательного пространства, коммуникативные технологии, средства массовой коммуникации как феномен культуры.

Keywords: cultural process, global civilizational process, elite and mass culture, Internet journalism, Internet culture, Internet media, information society, informatization of cultural and educational space, communication technologies, mass media as a cultural phenomenon.

Аннотация: Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном обществе интернет-журналистика стала актором массовой культуры. Сегодня культурный процесс подвергается мощной технологизации, благодаря которой появилось глобальное коммуникационное пространство - Интернет. Сетевая реальность - такое отражение действительности, которое представляет собой новую площадку обитания человека. Культура остаётся важной частью развития социума, без которой невозможно представить современный мир, а интернет - глобальной информационной площадкой для социальной коммуникации.

Целью статьи является анализ места интернет-журналистики в современном культурном процессе. Задачами статьи являются анализ понятий «культурный процесс» и форм культуры, сравнительная характеристика элитарной и массовой форм культуры и их признаков, рассмотрение этапов интернет-культуры и интернет-журналистики как феномена современного культурного процесса. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, обозначенной в статье, - метод анализа культурных процессов современного общества.

Деятельность журналиста в сети - сложный и многоаспектный процесс современной действительности, который необходимо рассматривать в контексте общего цивилизаци-онного и культурного процесса.

В данной статье интернет рассматривается как феномен культуры, а интернет-журналистика, следовательно, как явление современной массовой культуры.

В результате анализа, представленного в статье, выявлено, что развитие информационных технологий оказало и продолжает оказывать сильнейшее воздействие на все сферы человеческой жизни, связанные с информацией, в том числе на культурные процессы современной России, а журналистика призвана отражать их, превращая интернет в глобальную коммуникационную площадку.

Abstract: The relevance of the topic of the article is due to the fact that Internet journalism has become an actor of mass culture in modern society. Today, the cultural process is undergoing a powerful technologization, thanks to which a global communication space - the Internet - has appeared. Network reality is a reflection of reality, which is a new platform for human habitation. Culture remains an important part of the development of society, without which it is impossible to imagine the modern world, and the Internet is a global information platform for social communication.

The purpose of the article is to analyze the place of Internet journalism in the modern cultural process. The objectives of the article are to analyze the concepts of "cultural process" and forms of culture, comparative characteristics of elite and mass forms of culture and their signs, consideration of the stages of Internet culture and Internet journalism as a phenomenon of the modern cultural process. The leading method underlying the solution of the problem outlined in the article is the method of analyzing the cultural processes of modern society.

The activity of a journalist on the web is a complex and multidimensional process of modern reality, which must be considered in the context of the general civilizational and cultural process.

In this article, the Internet is considered as a cultural phenomenon, and Internet journalism, therefore, as a phenomenon of modern mass culture.

As a result of the analysis presented in the article, it is revealed that the development of information technologies has had and continues to have a strong impact on all spheres of human life related to information, including the cultural processes of modern Russia, and journalism is designed to reflect them, turning the Internet into a global communication platform.

Культура - это важнейший и неотъемлемый аспект развития человечества, который всегда является отражением эпохи. В ХХ в. культура претерпела серьезные трансформации: элитарность искусства сменила так называемая «массовая культура», прочно вошедшая в современную жизнь каждого индивида.

Термин "процесс", характеризующий социокультурные явления, стал активно использоваться в научных исследованиях в 40-е гг. XX в. Известным социологом Питири-мом Сорокиным этот процесс определен, как любой вид движения, эволюционного преобразования, т.е. «изменение данного логического субъекта во времени», модификации его количественных или качественных ас-пектов"1.

Культурный процесс состоит из множества мелких культурных процессов, каждый из которых, с одной стороны, существует самостоятельно, а, с другой стороны, находится в постоянном взаимодействии с другими.

Культурные процессы - это временная трансформация культурных систем и объектов, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами. Все культурные процессы тесно взаимосвязаны, зависят от коллективной деятельности людей, уровня их социальной интеграции, организации и коммуникации, что способствует тому, что

1 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб. 2010. С. 60.

культура не стоит на месте, а всегда находится в динамике2.

Культура всегда является интегрирующей силой, которая связывает индивидов. Такое ее предназначение проявляется в социальных функциях (в том числе, познавательной и приспособления к среде, информативной и коммуникативной, регулятивной и оценочной, разграничения/интеграции социальных групп и социализации).

В зависимости от создателя культуры и ее уровня, социологи выделяют три ее основные формы: народную, элитарную и массовую.

Народная (или традиционная культура) представлена в виде сказок, легенд, преданий и др. фольклорных форм, в которых память о реальных событиях переплетается с вымыслом. В них не столько отражаются имевшие место события, сколько социальные коммуникации, иллюстрированные фантазией рассказчиков, мечтами об идеальном обществе, представлениями добре и зле, абстрактными понятиями, такими, как верность, честь, доблесть3.

Элитарная культура (франц. elite -лучшее, избранное) продукт привилегированной части общества либо созданный по её заказу. Это антипод массовой культуры. Она включает изящное искусство, артха-

2 Семишова, Е.П. Средства массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Семишова Евгения Петровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2009. С. 119.

3 Иконникова С.Н. История культурологии. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 286.

усную музыку и кино, высокоинтеллектуальную литературу1. Ее формула - «искусство для искусства». Элитарная культура существует в оппозиции к массовой.

Появление массовой культуры (от англ. mass culture) вызвано широким распространением технических средств коммуникации: прессы, телевидения, радио, Интернета. Массовая культура не требует серьёзных интеллектуальных усилий, демонстрирует типичные, легко узнаваемые образы, которым становится легко сочувствовать и сопереживать2.

Интерес к такому явлению, как массовая культура, возник в европейской культуре еще в эпоху Просвещения: успех у читательской аудитории, который был вызван появлением авантюрного (приключенческого) и детективного романов. Благодаря множеству теорий, исследованиям и концепциям, «массовая культура» рассматривается как социальный феномен, имеющий собственную историю, специфику и тенденции развития.

В условиях развития технологий, массовое производство и потребление, массовое общество, массовые коммуникации, способствуют преобладанию массовой культуры. Немецкий философ Вальтер Беньямин утверждал в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», что современное искусство лишено особой ауры, виной тому развитие технологического процесса, в результате которого современное искусство несет в себе развлекательную функцию, утратив присущую ему «глубину»3.

Наиболее полно массовая культура в современном понимании проявила себя в Америке рубежа XIX-XX вв. По меткому определению известного политолога Збигнева Бжезинского: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятель-

1 Культурные процессы в современном мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/11 -klass/nauka-i-kultura/kulturnye-protsessy-v-sovremennom-miгe/questions (дата обращения 03.04.2022).

2 Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность.1998. № 6. С. 138-148.

3 Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его

технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.

С. 122.

ность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру»4. Массовая культура способствовала всеобъемлющей массовиза-ции жизни, затронувшей все сферы: от экономики и политики до управления и социума.

Массовая культура в философской и социологической трактовке представляет собой обобщённое понятие, обозначающее состояние буржуазной культуры середины XX в. Попкультура или масскультура - синонимы, объединяющие популярную и преобладающую среди широких слоев населения культуру, включающую также и быт, и развлечения, кино, СМИ, происходящие события, стремления и потребности, составляющие жизнь большинства (т. н. мейнст-рим). Массовая культура нацелена на потребность большими массами населения, что приводит к стандартизированности формы и содержания, ориентированности на коммерческий успех5. Подобная культура всегда идет на поводу у своей аудитории, пытаясь удовлетворить ее не самые взыскательные запросы. Современные каналы коммуникации тиражируют жанры, не несущие интеллектуальную нагрузку, а выполняющие рекреационную функцию, предоставляя аудитории возможность отдыха, использования фоновых просмотров, без отвлечения от бытовых дел. Среди самых популярных жанров массовой культуры в современном медиа-пространстве выделяются следующие: телешоу, ток-шоу, попса, мюзиклы и т.д. Это яркие примеры проявления массовой культуры.

В основе массовой культуры всегда лежит городская культура, с ее системой ценностей, жесткостью и четкой упорядоченностью, поэтому массовая культура ставит себе задачу вывести человека из рутины, дать ему недостающие впечатления, компенсировать то, что он не может получить на работе, транспорте, семье и т.д.

4 Пронькина А.В. Национальные модели массовой культуры США и России: культурологический анализ. - Рязань: Издательство Рязанского государственного университета им. С. Есенина, 2009. С. 59.

5 Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. Массовая культура. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 245.

Сегодня в повседневную жизнь человека прочно вошёл Интернет, давший доступ к любой информации, и он тоже стал значимой частью современного культурного процесса, со всеми своими отрицательными и положительными сторонами. Интернет открыл возможности просмотра сотни клипов, фильмов, произведений искусства и музыки, книг и проч. Для большинства граждан он

Таблица 1 - Основные черты массовой и элитарной культуры

стал прекрасным подспорьем для приобщения к информации и искусству. Среди ученых-культурологов ведутся жаркие дискуссии о роли Интернета в развитии культуры на современном ее этапе.

С целью рассмотрения основных черт двух ведущих типов современной культуры, нами была составлена таблица (таблица 1).

Критерии сравнения

Элитарная культура

Массовая культура

Степень доступности

Сложность, специализированность, креативность, новационность_

Общедоступность, упрощён-

ность

Функции

На первый план выходят функции:

- самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (или выставочная);

- информационно-познавательная функция по пополнению сокровищницы художественных произведений;

- функция социализации (включение человека в мир культуры);

- формирования сознания, готового к активному творчеству;

- нормативно-регулятивную и др._

- ориентация на эмоции, на интерес большинства людей, занимательность и развлекательность

Результат воздействия

Способность к концентрации духовного, интеллектуального и художественного опыта предыдущих поколений

Возможность серийности и тиражируемости, проявляющаяся больших количествах, рассчитанных на массовое потребление_

Степень восприятия

Наличие лимитированного круга ценностей, которые признаются «высокими» и истинными

Инерция восприятия, не требующая от аудитории применения эмоциональных и интеллектуальных усилий

Нацеленность

Строгая нормированность, принимаемая данной общественной стратой в качестве обязательной, с неукоснительным соблюдением для данного сообщества «посвященных»

коммерческий характер и предназначенность к возможности массовой продажи

Степень уникальности

Индивидуальный продукт, созданный на основе личных ценностных представлений и критериев оценки деятельности, форм и принципов поведения адептов элитарного сообщества_

Создание продукта командой профессионалов

Семантика

Использование намеренно сложной и новой культурной семантики, требующей от аудитории спецподготовки и широкого кругозора_

Простота и ясность контента, использование упрощенных форм_

Из таблицы видно, что черты элитарной культуры имеют высокоинтеллектуальный характер и требуют от людей глубокого осмысления. Массовая культура же носит развлекательный характер, и, как правило, предполагает лёгкое и бездумное времяпровождение.

В следующей таблице рассмотрим важнейшие явления массовой и элитарной

культуры (таблица 2)1.

Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015. С. 19.

Таблица 2 - Явления массовой и элитарной культуры

Элитарная культура Массовая культура

Наука Спорт

Философия Средства массовой информации

Образование Социальные сети

Классическая и интеллектуальная литература Массовая литература

Авторское кино Массовый кинематограф

Изобразительное искусство Комиксы

Музыкальное искусство, в том числе классическая музыка (опера, балет, симфоническая и органная музыка) Популярная музыка

Театральное искусство Сериалы, мыльные оперы

Высокая мода Городская мода, гламур

Этикет

Саморазвитие

Служба (государственная, военная, общественная)

Анализ данных таблиц показал, что явления элитарной культуры сложны в восприятии; формируют сознание личности; развивают духовный мир и интеллект; способствуют развитию «высоких» ценностей; обладают жёсткой системой норм, ценностями, оценочными критериями действительности; требуют от аудитории специальной подготовки и расширенного кругозора; используют индивидуальную интерпретацию обычных явлений; содержат смысловую и функциональную «закрытость», а ее потребители, как правило, люди образованные, обладающие высоким интеллектом.

Массовая культура, в отличие от элитарной, обладает следующими признаками:

- имеет упрощенный и общедоступный характер;

- ее продукты носят развлекательный характер, направленный на эмоциональный отклик адресата, они тиражируемы и ориентированы на массы, созданы профессионалами как товар, рассчитанный на массовую продажу и коммерческий успех;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ее явления просты для восприятия и не требуют от потребителя высоких интеллектуальных способностей.

Современные культурные процессы характеризуются господством массовой культуры, которая стандартизирована, не требует от потребителя особой подготовки, понятна и доступна обывателю. Общественные вкусы массовой публики во многом влияют на популярность тех или иных интеллектуальных продуктов (фильмов, книг, музыки и т.д.).

Сочетание того колоссального багажа культурного наследия, который человечеству достался из прошлого, с новыми коммуникационными технологиями сегодня является ещё одной характеристикой современного культурного процесса.

Сегодня интернет как средство массовой коммуникации рассматривается также, как феномен культуры. Новые коммуникативные технологии привели к глобализации экономических, политических, научных отношений между странами и людьми, породила новые формы этих отношений, получившие название «информационное общество». Интернет действительно может быть книгой и музеем, СМИ и театром, выставкой и площадкой коммуникации. Интернет-культура или киберкультура, появляется, когда Интернет порождает в себе новые формы культурного бытия, а затем транслирует их в повседневную жизнь1.

До своего современного состояния интернет-культура прошла, по утверждению по Ж. Бодрийара, 4 этапа формирования (рисунок 1)2.

На первом этапе создаются виртуальные модели бытия (например, виртуальные поселения с характерными для обывателя отношениями и вещами, чаты, казино, знакомства, и даже кладбища).

Для второго этапа характерен активный перевод форм человеческой культуры

1 Калмыков А.А., Кохановна Л.А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 250.

2 Этапы выделены на основании модернизированной схемы Ж. Бодрийара.

(как отдельных произведений, так и этики, языка, ценностей, культурной деятельности, осуществляемых в сети и адресованных пользователям) на язык цифровых телекоммуникаций.

ЭТ АПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ

1 этап - ПОДДЕЛКА

(создание виртуальных моделей бытия)

2 этап - ПРОИЗВОДСТВО

(тиражирование культуры)

3 этап - СИМУЛЯКР

(симуляция ^шьтуры)

4 этап - СИМУЛЯТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (симуляция

коммуникации с культурой)

Рисунок 1 - Этапы формирования интернет-культуры

Третий этап отмечен появлением, благодаря хакерскому движению, такого социокультурного феномена, как киберпанк, представляющего собой веру в безграничные возможности компьютера. Интерне на этом этапе рассматривается как некий симулякр свободы и символ могущества индивида. Киберпанк способствовал формированию многослойной субкультуры, широко представленной в кино, литературе, музыке и живописи (научная фантастика У. Гибсона, Р. Рукера, Б. Стерлинга, Д. Ширлии др., в произведениях которых на первом плане выступают проблемы синтеза человеческого и технологического, степень влияния кибер-пространства на человека, определение роли и места индивида в цифровом обществе будущего.

На четвертом этапе проявляется качественно новое в человеческой истории явление. Маршалл Маклюэн считал, что, если компьютер обещает человечеству достичь с помощью технологии состояния всеобщего единства и понимания, то следующий логический шаг - отход к общему космическому сознанию1.

На самом деле, глобальность Интернета, объединяющего всех со всеми и всего со всем, с одной стороны, приводит к интегра-

1 Архангельская И.Б. «Законы медиа» Маршалла Маклюэна // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2008. №6.

ции человеческой культуры, а с другой стороны, эта связь регулируется алгоритмами, и она проще естественной связи человека со его культурой . Следовательно, Интернет является лишь симулякром связи с культурой. Появление глобальных телекоммуникационных средств, осуществленное благодаря сетевому пространству, сами в себе способны инициировать события, выступать не только в качестве объектов цивилизацион-ных процессов, но их субъектами. Бурное развитие современных телекоммуникаций и их взаимодействие со СМИ, изменило форму взаимодействия с аудиторией, превратив обратную связь в интерактивное взаимодействие коммуникационного канала с потребителей информации, которой все чаще становится не только участником производства, но и производителем коммуникации, способным влиять на коммуникацию и содержательно и структурно. Сегодня интернет-сеть является не только отражением реальности, но и еще одним человеческим обиталищем.

Журналистская деятельность в сети представляет собой сложное и многоаспектное явлениями, которые также нужно рассматривать в контексте глобального цивили-зационного и культурного процесса.

Начало постмодернизма во второй половине ХХ в. запускает кризис культуры, который привел к крушению традиционной системы ценностей. Согласно Бодрийяру, этот период характеризуется оформлением контуров нового общества, которое ученый определил как «общество вседозволенности», которому доступны все виды информации и все творческие акты, и в котором смешались «левые» и «правые» в политике, истинное и ложное в средствах коммуникации, полезность и бесполезность в предметном мире, природа и культура на уровне сигнификации. Все это, по мнению исследователя, свидетельствует об исчезновении всех великих гуманистических критериев в современной системе образов и знаков. Такое общество тотальной информации определяется философом-постмодернистом как

2 Бронзино Л.Ю. Концепция симулякра Жана Бод-рийяра: методология «алеаторного мышления» и трансформация субъекта в обществе потребления //Вестник РУДН, серия Социология, 2011, № 1.

«бесстыдное», которое демонстрирует всем что угодно и как угодно, сжимая огромный мир со всем его богатством форм, смыслов и значений в большую деревню, где все на виду. А управляет этой деревней рынок, с характерной для него психологией потребле-ния1.

В современной культуре сегодня явно просматриваются две глобальные тенденции. Первая тенденция - культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира, т.е. то, что определяется разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни, и поиск новых критериев общественной значимости и объективности. Вторая тенденция - национальная идея как явление, связанное с национальными традициями как социально-культурным институтом. Однако любое социально-экономическое развитие любого государства не может не опираться на вековые традиции, поэтому не стоит преувеличивать их роль в общественной жизни, но и преуменьшать ее, например, при разрешении межэтнических конфликтов или иных общезначимых проблем2.

Для современного общества информация стала неотъемлемой частью культуры. Примитивные формы информации, возникшие на заре человечества, пройдя тернистый путь, воплотились в современные коммуникационные высокотехнологичные системы, которые проникли во все сферы жизни человека и общества. Всеобщая информатизация всего культурного пространства и финансово-экономической сферы, средств связи, права и политики, маркетинга и менеджмента свидетельствует о новой ступени развития человечества: информационного общества, обладающего новыми ресурсами, технологиями, новыми образовательными траекториями и новыми формами культуры. В результате информация превращается в новый ресурс человечества, открывающий доступ к знаниям, развитию материального производства, смене социальных категорий.

1 Пронина Л.А. Основы теории информатизации культурно-образовательного пространства. Тамбов, 2007. С. 26.

2 Болокова М.А. Информационные потоки в си-

стеме массовой культуры: дис. ... канд. филос. наук. Майкоп, 2006. - 42 с.

Развитие информационных медиатех-нологий, в основе которых лежат цифровые и сетевые интеграции, - фактор современной культуры. Интернет соединил в себе такие качества современных средств массовой коммуникации, как быстрота, гибкость, актуальность, что позволило значительно увеличить массовую аудиторию, связать между собой пользователей разных стран и культур. Сеть породила такое распространенное явление, как конвергенция, глубинно изменившее все современные средства массовой информации и коммуникации. На это прозорливо указывал Д. Белл, настаивая на том, что для способов производства знания особое значение приобретает новый социальный уклад, «зиждущийся на телекоммуникациях»3.

Технический прогресс, вдохнув в массовую аудиторию дополнительную силу, к сожалению, привел к забвению силу и величие творческого духа, из-за чего обычный потребитель информации предпочитает метафизике успех, славу и известность. Подобный тренд культурного процесса предсказал русский философ Р.А. Бердяев, который предупреждал о том, что для человека эпохи завтрашнего дня будет характерна склонность к принятию средств жизни за цели жизни, из-за чего цели жизни для него будут закрыты. Ученый высказывал опасение, что подобное человеческое состояние в коллективном масштабе неизбежно должно приводить к отчуждению от природы и зацикливанию на объектных и количественных па-

4

раметрах существования» .

Несомненно, что информация, ее мгновенное распространение в режиме реального времени, массовая доступность информационных ресурсов в современном культурном пространстве дают преимущество человеку XXI в. перед его предшественниками. Поклонение знанию и знак равенства между уровнем культуры и количеством информации, доступной человеку для ее практического применения, являются типичными признаками информационного общества. А

3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. С. 77.

4 Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 288-356.

информационный поток инициирует дискурс, который, по определению Ю. Ха-бермаса, является ключевым понятием коммуникации и способностью свободному обществу «обсуждать, рефлектировать, реконструировать, критиковать предпосылки социального бытия»1.

Развитие новых средств массовой коммуникации является одним из значимых факторов современной культуры, которые базируются на цифровой и сетевой интеграции. Информационные потоки обладают такими качествами, как быстрота, гибкость, изменчивость и актуализированность. Все эти свойства объединил Интернет, с огромной скоростью создавший массовую аудиторию.

Существование глобальной сети Интернет изменило представление о средствах массовой информации, по-новому взглянуть на особенности традиционных источников информации. Теперь новым взглядом приходится смотреть даже на хорошо исследуемые и всем известные СМИ. Например, печатные источники информации (газеты, журналы, брошюры, буклеты и пр. способы коммуникации). В Интернете мы сталкиваемся с теми же задачами, которые характерны и другим видам коммуникации. Поэтому, исследуя различные СМИ, стоит, в первую очередь, ориентироваться на содержание, функции и субъекты, а не на техническое оснащение, обеспечивающее передачу информации. Сегодня ведутся на эту тему жаркие дискуссии. Одни утверждают, что интернет-СМИ обладают характеристиками традиционных СМИ, поскольку предоставляет доступ к ней неограниченному количеству пользователей. Другие настаивают, что Интернет представляет собой огромное количество ресурсов, каждый из которых рассчитан на свой круг пользователей, поэтому он полезен только как средство групповой коммуникации. Однако Интернет включает самые разнообразные явления.

Интернет-журналистика - это вид деятельности, собирающий, обрабатывающий и распространяющий актуальную информацию в Интернете, которая даёт возможность

1 Пронина Л.А. Основы теории информатизации культурно-образовательного пространства. Тамбов, 2007. С. 26.

постоянно публиковать информацию на неограниченный круг пользователей без создания особых механизмов. Почти каждый пользователь имеет возможность создать свой собственный ресурс. Средства массовой информации - это канал распространения информации, который способен охватить огромную аудиторию и размещать информацию любого типа и объема. Любая информация в интернет-среде может быть в режиме реального времени подтверждена или уточнена пользователем при помощи перехода по гиперссылкам. Такая нелинейная навигация способствует активному взаимодействию производителя и потребителя информации и формирует такие характеристики интернет-СМИ, как нефиксирован-ность объема, мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность2.

Таким образом, сегодня интернет-журналистика лишь симулякр связи с культурой, в качестве четвертого исторически сложившегося типа СМК, она развивается довольно стремительно, опередив по аудиторному охвату традиционные виды медиа. Сетевое пространство способствовало возникновению нового феномена - глобальные телекоммуникационные средства, способные самостоятельно производить события, выступая одновременно в качестве и объекта, и субъекта цивилизационных процессов. Бурное развитие новых телекоммуникаций, взаимодействие новых медиа с их аудиторией, это не только привычная обратная связь, а интерактивный коммуникационный обмен между СМИ и потребителем информации, делая потребителя участником процесса производства собственно коммуникации, влияя и на содержание, и на структуру коммуникаций. Интернет не только отражает реальность, но стал сегодня новой коммуникационной площадкой, новым обиталищем человека.

Деятельность журналиста в сети -сложный процесс, вписанный в общий контекст глобального культурного и цивилиза-ционного процесса. Электронная галактика М. Маклюэна стремительно ворвалась вглубь галактики Гуттенберга.

2 Малеина Е.А. Культурология медиапространства (интеграция традиционных СМИ и Интернета). Ярославский педагогический вестник, 2015. С. 266-271.

Развитие информационных технологий оказало и продолжает активно влиять на все сферы жизни человека, связанные с информацией, в том числе на культурные процессы современной России. В свою очередь,

СМИ являются мощным «зеркалом» культурных процессов, креолизованными площадками с общим инструментарием и опциями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ажимова, Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3.

2. Акопян, К.З., Захаров, А.В., Кагарлицкая, С.Я. и др. Массовая культура / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М.: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.

3. Арефьев, М.А., Давыденкова, А.Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015.

4. Архангельская, И.Б. «Законы медиа» Маршалла Маклюэна // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2008. №6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakony-media-marshalla-maklyuena (дата обращения 03.04.2022).

5. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. - 944 с.

6. Беньямин, В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Вальтер Беньямин. М.: Медиум, 1996. - 240 с.

7. Бердяев, Н. Царство Духа и Царство Кесаря / Н. Бердяев. М.: Республика, 1995. - 383 с.

8. Бодрийяр, Ж. Общество потребления/ Ж. Бодрийяр. М., 2006. - 269 с.

9. Болокова, М.А. Информационные потоки в системе массовой культуры: дис. ... канд. филос. наук. Майкоп, 2006. - 42 с.

10. Бронзино, Л.Ю. Концепция симулякра Жана Бодрийяра: методология «алеаторного мышления» и трансформация субъекта в обществе потребления // Вестник РУДН, серия Социология. 2011. № 1.

11. Иконникова, С.Н. История культурологи, История культурологии / С. Н. Иконникова. - 3-е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 416 с.

12. Калмыков, А.А., Кохановна, Л.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

13. Малеина, Е.А. Культурология медиапространства (интеграция традиционных СМИ и Интернета) //Ярославский педагогический вестник. 2015.

14. Науменко, Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации. Credo new. 2008. № 4.

15. Культурные процессы в современном мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/11-klass/nauka-i-kultura/kulturnye-protsessy-v-sovremennom-mire/questions (дата обращения 03.04.2022).

16. Пронькина, А.В. Национальные модели массовой культуры США и России: культурологический анализ / А.В. Пронькина. Рязань: Издательство Рязанского государственного университета им. С. Есенина, 2009. - 156 с.

17. Пронина, Л.А. Основы теории информатизации культурно-образовательного пространства / Л.А. Пронина. Тамбов, 2007.

18. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. СПб. 2010. -

80 с.

19. Семишова, Е.П. Средства массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Семишова Евгения Петровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2009. - 196 с.

20. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции [Текст] / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность.1998. № 6.

Дата поступления: 04.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.