Научная статья на тему 'Интернет-зависимость молодежи'

Интернет-зависимость молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5255
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КОЛОНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТА / РИСКИ И УГРОЗЫ ИКТ / INTERNET ADDICTION / INTERNET COLONIZATION / RISKS AND THREATS OF ICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришин Сергей Евгеньевич

Возрастающая компьютеризация и интернетизация современного общества привели к появлению нового явления интернет-зависимости. Зависимость от интернета как понятие имеет три разных значения. В статье приведены итоги исследования интернет-зависимости как зависимого поведения в рамках девиантного поведения. По результатам исследования выделены 5 групп среди активных пользователей интернета: респонденты с интернет-зависимым поведением, респонденты с интернет-рискованным поведением, респонденты пограничного состояния, уверенные пользователи интернета, профессиональные пользователи интернета. Респонденты с интернет-зависимым поведением составляют 7,0 % от числа опрошенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTERNET ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE

The article argues that increasing computerization and Internetization of modern society has given rise to a new phenomenon i.e. Internet addiction. Internet-addiction as a concept has three different meanings. The article pres-ents the results of the study of Internet addiction as dependent behavior within the scope of deviant behavior. The author identifies 5 groups of among active Internet users: respondents with Internet-dependent behavior, respon-dents with Internet-risk behavior, respondents with borderline Internet behavior, regular Internet users, professional Internet users. Respondents with Internet-dependent behavior account for 7.0% of the total number of respondents.

Текст научной работы на тему «Интернет-зависимость молодежи»

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 004.738.5

интернет-зависимость молодежи

INTERNET ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE

гришин Сергей Евгеньевич

Grishin Sergey Evgenyevich

доктор политических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Political Sciences), professor of the department of history, philosophy and political science, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: [email protected]

Возрастающая компьютеризация и интернетизация современного общества привели к появлению нового явления - интернет-зависимости. Зависимость от интернета как понятие имеет три разных значения. В статье приведены итоги исследования интернет-зависимости как зависимого поведения в рамках деви-антного поведения. По результатам исследования выделены 5 групп среди активных пользователей интернета: респонденты с интернет-зависимым поведением, респонденты с интернет-рискованным поведением, респонденты пограничного состояния, уверенные пользователи интернета, профессиональные пользователи интернета. Респонденты с интернет-зависимым поведением составляют 7,0 % от числа опрошенных.

Ключевые слова: интернет-зависимость, колонизация интернета, риски и угрозы ИКТ.

The article argues that increasing computerization and Internetization of modern society has given rise to a new phenomenon i.e. Internet addiction. Internet-addiction as a concept has three different meanings. The article presents the results of the study of Internet addiction as dependent behavior within the scope of deviant behavior. The author identifies 5 groups of among active Internet users: respondents with Internet-dependent behavior, respondents with Internet-risk behavior, respondents with borderline Internet behavior, regular Internet users, professional Internet users. Respondents with Internet-dependent behavior account for 7.0% of the total number of respondents.

Keywords: Internet addiction, Internet colonization, risks and threats of ICT.

Введение

Исследование проблемы интернет-зависимости становится все более важным в связи с ростом количества пользователей интернета во всем мире.

По мнению одного из первых исследователей данной проблемы, Кимберли Янг, интернет-зависимость имеет признаки развития эпидемического процесса [3].

Зависимость от интернета наиболее часто проявляется в юном возрасте - в возрасте 16-24 лет, что затрудняет социализацию молодежи.

Понятие «зависимость от интернета» имеет три разных значения:

1) зависимое поведение в рамках девиант-ного поведения;

2) способ адаптации аномальной личности, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств;

3) специфическая болезнь: интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды.

В данной статье интернет-зависимость рассматривается в первом значении.

Цель исследования: оценить масштабы интернет-зависимости.

Задачи исследования: 1) выявить группы среди пользователей интернета; 2) найти или предложить объяснительные модели формирования групп среди пользователей интернета.

Материалы и методы

В ноябре - декабре 2016 г. проведено исследование интернет-зависимости методом интернет-опроса. Преимуществом онлайн-опро-

са является сбор большого материала за короткий период времени: всего за 1 месяц получено 3 174 ответа. Однако неконтролируемый исследователем процесс отбора респондентов приводит к двум смещениям в выборке:

1) выборку изначально составляют респонденты с более частым использованием интернета, чем генеральная совокупность (ежедневно пользуются интернетом 92,4 % опрошенных нами респондента, в то время как по данным выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, проведенного Росстатом в октябре - ноябре 2016 г., ежедневно пользуются интернетом 57,7 % россиян [5];

2) женская часть опрашиваемой аудитории при интернет-опросах более активна, чем мужская (из 3 174 респондентов 57,9 % составляют женщины, в то время как по данным Рос-стата женщины в общей численности населения составляли в 2016 г. 54 % [5]).

Смещение выборки в сторону респондентов с более частым использованием интернета, чем генеральная совокупность, не является критичным с позиций поставленных в исследовании целей и задач - на уровне здравого смысла понятно, что интернет-зависимость не будет выявлена у людей, мало и редко пользующихся интернетом. Смещение выборки в сторону женской части аудитории оказалось незначительным с учетом применения технологии интернет-опросов.

Возрастной состав респондентов (рис. 1) представлен в основном молодежью - 86,9 % опрошенных представляют лица в возрасте от 16 до 30 лет. Распределение респондентов по уровню образования представлено на рис. 2.

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Рис. 2. Распределение респондентов по образованию

Основной массив данных получен по Саратовской области, вместе с тем среди респондентов есть представители русскоязычного сегмента интернета как многих регионов России, так и зарубежных стран. При проведении опроса применялась защита от повторных ответов.

Кимберли Янг и Иван Гольдберг в 1994 г. разработали опросник, состоящий из двадцати вопросов для выявления интернет-зависимых [1] и, поместив его на веб-сайте, провели свое первое исследование. Данный тест и его последующие модификации (тест для детей, тест для супругов, тест на игровую и сексуальную интернет-зависимость и другие [1; 2]) построен с учетом современной западноевропейской культуры: респондента не смутят прямые вопросы, позволяющие заподозрить в нем психические отклонения. Наш опыт социологических опросов свидетельствует о неискренности респондентов при прямых ответах на вопросы, относящиеся к психическому здоровью. Поэтому в отличие от теста К. Янг и такого же прямолинейного теста интернет-зависимости Чена в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Фе-клисова [3] использовалась методика косвенных признаков: диагностическая шкала из 15 вопросов, случайным порядком размещенная в общей анкете про интернет, состоящей из 52 вопросов.

Статистическая обработка данных производилась на персональном компьютере с помощью пакета статистических программ Microsoft Exel. Использованы статистические методы анализа данных.

Результаты

По результатам нашего исследования выделены следующие 5 групп среди активных пользователей интернета: 1-я группа - респон-

денты с интернет-зависимым поведением; 2-я группа - респонденты с интернет-рискованным поведением; 3-я группа - респонденты пограничного состояния; 4-я группа - уверенные пользователи интернета; 5-я группа -профессиональные пользователи интернета.

Дадим краткое описание 1-й и 2-й групп.

1-я группа — респонденты с интернет-зависимым поведением.

Численность группы - 7,0 % от числа опрошенных.

Отличительные характеристики группы -по критерию возраста: 82,4 % - молодежь в возрасте от 16 до 24 лет, при этом число лиц в возрасте от 16 до 20 лет на 29,6 % больше по сравнению с общим числом опрошенных.

Описание группы.

Сильная зависимость от социальных контактов, осуществляемых в социальных сетях и посредством электронной почты: 93,7 5 членов данной группы ежедневно (или несколько раз в день проверяют сообщения в соцсетях и по электронной почте.

Функция интернета как удобного средства коммуникации в данной группе гипертофиро-вана.

Гиперперсонификация: 78,8 % членов группы имеют аккаунты и профили не менее чем в 2 соцсетях, 38,7 % - в 3 и более сетях. Для сравнения, среди остальных респондентов аккаун-ты и профили в 3 и более сетях имеют всего 2,6 % опрошенных.

Сильная зависимость самочувствия от возможности выхода в интернет: все члены группы.

При прекращении пользования интернетом респонденты фиксируют у себя чувство беспокойства, раздражения, депрессии.

Проблемы контроля времени: все члены группы.

Всепоглощенность интернетом и потребность проводить в сети все больше и больше времени приводят к массовой распространенности у членов первой группы интернет-бродяжничества - компульсивной навигации по интернету, бессмысленному бессистемному поиску информации в различных базах и на сайтах без конечной конкретной цели.

2-я группа — респонденты с интернет-рискованным поведением.

Численность группы - 26,2-34,6 % от числа опрошенных.

По критерию возраста: представлены почти все возрастные группы.

Описание группы: в группу включены респонденты, у которых зафиксированы не менее двух проблем из приводимых ниже с интенсивностью выраженности 6 баллов и выше по 10-балльной шкале:

- существование зависимости от социальных контактов, осуществляемых в социальных сетях и посредством электронной почты;

- существование зависимости самочувствия от возможности выхода в интернет;

- при прекращении пользования интернетом респонденты фиксируют у себя чувство беспокойства, раздражения, депрессии;

- проблемы контроля времени.

В рамках второй группы не выявлены респонденты, склонные к патологическому творчеству (интернет-писатели и т. д.), ин-

тернет-преступники. Выявленное количество интернет-геймеров статистически мало -всего 5 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Следует отметить, что интернет-геймеры активно используют интернет для покупок (не менее 3 раз в год), в том числе для покупок новых игр.

Обсуждение

Полученные результаты, несмотря на все недостатки, присущие методам интернет-опросов, позволяют поставить вопрос о сути интернет-зависимости.

Наибольшее распространение получили исследования распространенности интернет-зависимости как специфической болезни. Некоторые из результатов представлены ниже. Интерес к обоснованию интернет-зависимости как новой болезни понятен: включение ее в официальный реестр позволит на Западе тратить деньги страховой медицины. Дж. Гро-хол, один из наиболее известных критиков признания интернет-зависимости как болезни, одну из своих работ даже категорично озаглавил «Почему интернет-зависимость все еще не существует» [6].

Вместе с тем совершенно неисследованными остаются масштабы интернет-зависимости как зависимого поведения. Желательно было бы сравнить результаты нашего исследования с результатами коллег.

Распространенность интернет-зависимости как специфической болезни по данным исследователей различных стран

Год проведения исследования Страна Автор Распространенность интернет-зависимости

2000 США J. Morahan-Martin, P. Schumacher 8,1 % от всех респондентов были определены как интернет-зависимые

2000 Тайвань Chou and Hsiao 5,9 % интернет-зависимых

2004 Корея Yoo et al. 0,9 % диагностированы как интернет-зависимые 14 % демонстрируют проблемное использование интернета

2004 Норвегия A. Johansson, K. Gotestam 1,98 % диагностированы как интернет-зависимые

2006 США E. Aboujaoude et al. 0,3-0,7 % диагностированы как интернет-зависимые

2011 Россия В.Л. Малыгин, А.С. Искандирова, К.А. Феклисов, Н.С. Хомерики, А.А. Антоненко и др. 3,69 % из всех обследованных

2012 Белоруссия Е.И. Цимберова, Д.О. Щурко, Н.Л. Бацукова пограничные - 9,20 %, зависимые - 3,15 %

Источник: 4, с. 9-10; 5.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Следующий вопрос - какова причинно-следственная связь между зависимостью и факторами, влияющими на ее формирование, возникновение пограничных, зависимых, проблемных групп? Имеющиеся в литературе медицинские модели не могут объяснить выявленное нами наличие группы с интернет-рискованным поведением.

В модели Дж. Грохола [7] феномен зависимости от интернета - не более чем первая стадия освоения интернета. Большинство людей с интернет-зависимостью, вероятно, являются новичками в интернете. Они проходят первый этап адаптации к новой среде, полностью погружаясь в нее. Поскольку эта среда намного больше, чем все, что мы когда-либо видели, некоторые люди «застревают» на этапе акклиматизации (или зачаровывания) в течение более длительного периода времени, чем это типично для адаптации к новым технологиям, продуктам или услугам. «Зацикливание» на первой стадии -стадии «очарования» (enchantment) выражается у новичка в поведенческих реакциях, которые могут быть восприняты как психологическая зависимость от интернета.

Естественное избавление от возможной зависимости означает переход на стадию «разочарования» (disillusionment), за которой следует стадия «сбалансированности» (balance) (рис. 3).

Рис. 3. Модель интернет-зависимости Дж. Грохола [7]

Два важных допущения модели Дж. Грохо-ла: первое - любое поведение в интернете является фазическим: даже опытный пользователь интернета пройдет все три стадии, если

принимается за освоение нового для себя сетевого ресурса; второе - все люди в конечном итоге перейдут на III этап самостоятельно. Для некоторых эта интеграция просто занимает больше времени, чем другие. Некоторые люди просто попадают в первый этап и никогда не выходят за его пределы. Им может понадобиться помощь, чтобы добраться до III этапа.

Мы считаем возможным предложить иную интерпретацию полученных результатов. На наш взгляд, объяснить формирование пяти устойчивых групп можно моделью стратегических программ.

Индивид не проходит, как в модели Дж. Грохола, три стадии освоения интернета. Сознательно или под воздействием сложившихся норм, институтов индивид выбирает одну из трех стратегий работы в интернете: колонизация интернета, использование интернета как технологии, ситуативное использование интернета.

Стратегия колонизации интернета характерна для 1-й и 2-й групп - респондентов с интернет-зависимым и интернет-рискованным поведением.

Колонизация интернета - это процесс захвата интернет-пространства, остающегося для индивида чужим, до конца не изведанным, загадочным.

Стратегию использования интернета как технологии будут использовать 4-я группа - уверенные пользователи интернета и 5-я группа - профессиональные пользователи интернета. Представители данных двух групп могут иметь эпизодические поведенческие проблемы с интегрированием сегментов интернета в их повседневную жизнь. Но отношение к интернету как новой, продолжающей развиваться технологии, способной приносить человеку не только новые развлечения, информацию или наслаждение, но и конкурентные преимущества, нести новые риски и угрозы, которые надо учитывать, позволяет им извлекать максимальную пользу от технического прогресса .

3-я группа - респонденты пограничного состояния - используют интернет ситуативно. Наличие самой 3-й группы можно объяснить недостатками системы образования в сфере ИКТ (рис. 4): с помощью формализованного учебного заведения навыки работы в интернете получили только 19,3 % опрошенных, большинство же осваивали интернет самостоятельно и в процессе работы. Пока не будет переломлена тенденция получения навыков работы в интернете в сторону формализации обучения, количество членов второй и третьей групп уменьшаться не будет.

Рис. 4. Источник получения навыков работы в интернете

Выводы

По результатам исследования выделены следующие 5 групп среди активных пользователей интернета: 1-я группа - респонденты с интернет-зависимым поведением, 2-я группа -респонденты с интернет-рискованным поведением, 3-я группа - респонденты пограничного состояния, 4-я группа - уверенные пользователи интернета, 5-я группа - профессиональные пользователи интернета.

Выявлена значительная группа людей, использующих стратегию колонизации интернета - 33,2-41,6 % от числа опрошенных. Колонизация интернета - это процесс захвата интернет-пространства, остающегося для индивида чужим, до конца не изведанным, загадочным.

7 % опрошенных относятся к интернет-зависимым. 82,4 % интернет-зависимых - это молодежь в возрасте от 16 до 24 лет.

Библиографический список (References)

1. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики : учеб. пособие. М. : МГМСУ, 2011. 32 с. Internet-zavisimoye povedeniye. Kriterii i metody diagnostiki : ucheb. posobiye (2011) [Internet-dependent

Behavior. Criteria and Methods of Diagnosis: textbook]. Moscow : MGMSU.

2. Цимберова Е.И., Щурко Д.О., Бацукова Н.Л. Интернет-зависимость - современная проблема молодёжи. URL: http://www.bsmu.by/files/.

Tsimberova Ye.I., Shchurko D.O., Batsukova N.L. Internet-zavisimost' - sovremennaya problema molodozhi [Internet Addiction as an Issue for Young People]. URL: http://www.bsmu.by/files/.

3. URL: http://gks.ru.

4. URL: http://netaddiction.com/assessments/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. URL: http://netaddiction.com/parent-child-internet-addiction-test/

6. URL: http://psychcentral.com/netaddiction/.

7. URL: https://psychcentral.com/blog/archives/2008/12/11/why-internet-addiction-still-doesnt-exist/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.