Научная статья на тему 'Интернет вещей как новый канал коммуникации: перспективы и риски'

Интернет вещей как новый канал коммуникации: перспективы и риски Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
524
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / КОММУНИКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / НОСИМЫЕ ГАДЖЕТЫ / IOT-СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАРОБОТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Технологическое развитие интернета вещей (IoT Internet of Things), позволяющего объединять в единую систему неограниченное число гаджетов и менять принципы взаимодействия пользователей с медиаплатформами и друг другом, породило как новые возможности, так и многочисленные риски, значительная часть из которых до сих пор в полной мере не осознана.В статье автор рассматривает медиаэффект внедрения и использования IoT-систем в дискурсе русскоязычных и англоязычных СМИ, выясняя, как проблемы интернета вещей представлены в повестке средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет вещей как новый канал коммуникации: перспективы и риски»

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИИ

УДК 070 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10420

Д. Э. Коноплев

Челябинский государственныйуниверситет, Челябинск

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ КАК НОВЫЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ

Технологическое развитие интернета вещей (IoT - Internet of Things), позволяющего объединять в единую систему неограниченное число гаджетов и менять принципы взаимодействия пользователей с медиаплатформами и друг другом, породило как новые возможности, так и многочисленные риски, значительная часть из которых до сих пор в полной мере не осознана.

В статье автор рассматривает медиаэффект внедрения и использования 1оТ-систем в дискурсе русскоязычных и англоязычных СМИ, выясняя, как проблемы интернета вещей представлены в повестке средств массовой информации.

Ключевые слова: интернет вещей, коммуникация, журналистика, носимые гаджеты, 1оТ-системы, информационная безопасность, медиароботы.

Введение

Интернет вещей (IoT) как среда интеграции компьютеризированных платформ с ненативными устройствами, имеющими выход в Интернет, начал внедряться с 1999 года для улучшения взаимодействия пользователей с теми или иными гаджетами. За два десятилетия развития автоматизированных платформ IoT превратился в самостоятельный канал передачи информации, фактически исключающий из такой коммуникации человека и частично упраздняющий ряд сфер общественной деятельности. Принцип machine-to-machine (М2М), положенный в основу систем, исключающих человека (man free systems, MFS), не только позволил создать автоматизированные 1оТ-платформы, но и имплементировать в современную коммуникацию роботизированный сегмент, в том числе в тех каналах передачи информации, где ранее были задействованы люди.

Постановка проблемы

Первые опасения касательно 1оТ-платформ стали высказываться в начале 2000-х годов, когда устройства и предметы, ранее не относившиеся к сетевым гаджетам, стали оснащать модулями RFID (Radio Frequency Identification - радиочастотная идентификация), базирующимися на основе RTLS (Real Time Locating System - система определения местоположения в реальном времени). Такие системы функционируют благодаря активным меткам, помещаемым на любую поверхность, например, в виде наклейки-стикера с передатчиком, который при сканировании специальным устройством может идентифицировать местонахождение владельца. Технология, например, позволяет в автоматическом режиме подсчитывать число участников, пришедших на митинг и имеющих при себе листовки с соответствующей наклейкой, отслеживать перемещение товара через границу или фиксировать количество циклов стирки вещей.

Распространение RTLS и аналогичных технологий с начала 2000-х привело не только к потере приватности ряда пользователей в рамках IoT-систем, но и стало менять логику выстраивания коммуникаций на потребительском рынке, а также в медиа и рекламе.

Вопросы и цель исследования

В нашем исследовании мы попытались ответить на следующие вопросы: в чем заключаются главные риски IoT-систем? К чему приведет внедрение IoT-систем в средствах массовой информации и на рекламном рынке? Как могут быть устранены риски, связанные с внедрением IoT-систем? Цель исследования - обозначить основные перспективы внедрения IoT-систем в различных сферах коммуникации, рассмотрев репрезентацию проблемы IoT-систем вСМИ.

Методы исследования и выборка

В качестве основных методов при проведении исследования использовались: сравнительно-исторический анализ, функциональный анализ, контент-анализ, фоносемантический анализ, а также метод компонентной экспертизы.

В выборку исследования вошла 971 публикация, посвященная интернету вещей, из электронной базы Polpred.com (для русскоязычных материалов) и 633 публикации, ранжированные агрегатором Yahoo News (для англоязычных публикаций) за период с 1 января 2016по 1 августа 2019 года.

Публикации, затрагивающие вопросы внедрения IoT-систем, были разделены на две группы: новости, фиксирующие опыт внедрения и использования 1оТ (группа А), и аналитические публикации, предусматривающие обзор IoT-систем (группа В).

Данные, полученные по группам А и В, объединялись в ходе сравнительного анализа для определения того, насколько аналитические материалы отражают новостной фон, сопутствующий освещению проблем IoT-систем. Далее с помощью методики контент-анализа и фоносемантического анализа выявлялись функции рассмотренных текстов (информирование, популяризация, предостережение и так далее). На этапе компонентной экспертизы определялось, как проблема внедрения IoT-систем представлена в медиадискурсе.

Результаты исследования

Результаты исследования показывают, что проблема информационной безопасности IoT-систем наиболее полно представлена в англоязычном медиадискурсе. Так, из 633 публикаций, рассмотренных в рамках новостной ленты агрегатора Yahoo News, 479 касаются уязвимостей интернета вещей. Из 971 текста в русскоязычных источниках данной теме посвящены лишь 12 материалов. При этом в русскоязычных публикациях, например, отмечается, что технология RTLS позволяет следить за конечным устройством, оснащенным модулем, передавая координаты последнего через спутниковый трекинг, что схоже с устройством транспондеров в гражданской авиации, передающих диспетчерам координаты самолетов. Это позволяет авторам публикаций делать вывод о безопасности трекинговых систем. Кроме того, в русскоязычных журналистских материалах отмечается, что функция RTLS по отслеживанию актуального местоположения и поддержке обратной связи (back-connect), может применяться для авторизации пользователя по положению устройства, что активно используется, например, в бесконтактных платежных системах. Необходимость последних не ставится российскими авторами под сомнение, а внедрение технологий интернета вещей в целом подается как позитивное и неизбежное.

Англоязычные источники придерживаются другой точки зрения. Так, не менее чем в 38 публикациях зарубежные авторы в том или ином виде указывают на тот факт, что распространение RTLS становилось предметом специальных слушаний комитета по технологиям США. В публикациях в частности цитируются слова сенатора Дебры Боуэн, которая 20 августа 2003 года на заседании комитета в Сакраменто, Калифорния, обратилась к аудитории с вопросом: «Как вам понравится, если в один прекрасный день обнаружится, что ваше нижнее белье передает данные о вашем местонахождении?» [5]. К этому моменту RTLS-метки уже использовали: сеть магазинов Wal-Mart для отслеживания перемещения товаров по полкам, Gillette для сбора данных об использовании бритвенных лезвий, продаваемых в магазинах Tesco, а также итальянский производитель одежды Benetton. В последнем случае цели компании не раскрывались. К середине 2019 года такие метки, по данным Statista [11], встречались уже на 25,4 млрд. единиц товаров по всему миру. Англоязычные медиа, очевидно, видят в этом явную проблему: контент-анализ показывает, что в 27 англоязычных публикациях аббревиатура RTLS употребляется совместно со словом «угроза» (threat), еще в пяти - со словосочетанием «нарушение приватности» (privacy violation).

В то же время в англоязычных источниках отмечается, что RTLS-метки оказались удобным и недорогим инструментом коммуникации в рамках самых простых IoT-систем, облегчив, среди прочего, взаимодействие производителя с потребителем. Например, покупатель приобретает в магазине джинсы и заполняет анкету для участия в программе лояльности, указав адрес своей электронной почты или установив мобильное приложение. В логотип джинсов вшита RTLS-метка, которая прекращает функционировать через определенное число стирок вещи. Когда сигнал перестает передаваться на считывающее устройство (например, на смартфон), то покупателю

приходит рекламное письмо на почту пли уведомление в приложении с предложением купить новые джинсы.

Аналогичные системы могут быть внедрены в любые товары с возможностью учета исчерпаемости их ресурса полезности, избавляя производителя от затрат на поиск заинтересованного потребителя. В ряде случаев, наладив коммуникацию с покупателем через RTLS, производители больше не нуждаются в традиционной рекламе своей продукции (например, компании Brother и Samsung, отказавшиеся от рекламы расходных материалов для принтеров) -простейшая IoT-система предусматривает такую внедренную рекламу по умолчанию и без дополнительной оплаты. Все публикации, в которых нам встретилось упоминание подобной технологии (41), по своей сути призваны популяризировать подобный подход, считая его безопасным и общественно полезным.

Аналогичным образом в англоязычных новостях, посвященных интернету вещей, признается, что IoT-системы успешно берут на себя функцию контроля над разнообразными процессами -от полива саженцев и расчета глубины высадки семян в сельском хозяйстве (Pycno Sensor Kit, allMeteo, Growlink controllers, Farmapp), отслеживания состояния пациентов в больницах (Byteflies, EarlySense, UCB и прочие) до проверки фактов и публикации новостей в медиаиндустрии (Guardian Chatbot, News Tracer, NewsWhip, Quartz Bot Studio и так далее).

Результаты контент-анализа свидетельствуют о том, что главную проблему англоязычные СМИ усматривают в необходимости унификации IoT-систем через единый безопасный стандарт (его разработкой занимается консорциум Всемирной паутины (W3C) в рамках рабочей группы Web of Things Interest Group) и обеспечение защиты персональных данных пользователей интернета вещей.

Если в англоязычных источниках публикации об IoT-системах в целом носят информационный и предостерегающий характер, то в российском медиадискурсе проблема интернета вещей подается главным образом через курьезные происшествия, вписанные в развлекательный контекст (518 публикаций из 971 рассмотренной).

Так, например, подавалось крушение 2 апреля 2018 года в Улан-Удэ (республика Бурятия) дрона «Почты России», предназначенного для доставки писем, который почти сразу после взлета врезался в жилой дом. Компания-производитель дрона заявила, что у беспилотника, интегрированного в IoT-снстему, произошел сбой в работе электронного оборудования, связанный с активностью Wi-Fi сетей в соседних домах - квадрокоптер набрал высоту и отключился. В русскоязычных медиа, эксплуатируя курьезный характер происшествия, беспилотник называли «самоубийцей», а новости о крушении дрона иллюстрировали сетевыми мемами.

Только в трех русскоязычных публикациях авторы указывают, что чувствительность дрона к внешней инфраструктуре выявила одну из наиболее серьезных проблем IoT-систем -потенциальную уязвимость к внешним взломам. Тот факт, что с аналогичными проблемами сталкиваются не только производители и поставщики оборудования в России, но и крупнейшие вендоры за рубежом, российские медиаисточники не пишут.

В то же время детали подобных происшествий регулярно рассматриваются в англоязычных СМИ, например в ряде публикаций про инженеров Check Point Software Technologies, которые в 2017 году обнаружили уязвимость в приложениях SmartThinkQ для IoT-решений от LG. Уязвимость позволяла удаленно авторизоваться в приложении SmartThinQ и перехватить управление любыми подключенными к нему устройствами, например, роботом-пылесосом со встроенной видеокамерой. Владелец такого пылесоса однажды мог обнаружить видео из собственной квартиры, выложенное в сеть злоумышленниками.

К числу наиболее алармистских материалов в англоязычных изданиях следует отнести публикации о неустойчивой к взломам кофемашины Sky Coffee, оснащенной Wi-Fi модулем, позволяющим через беспроводные сети войти в сервисный режим устройства. Этот режим позволял не только переключать опции варки кофе, но и менять температуру нагрева внутри устройства, при котором с целью безопасности кофеварка отключается. Блокировка соответствующей функции приводит к тому, что кофеварка перегревается, что может привести к серьезным последствиям - от взрыва гаджета до короткого замыкания в электросети. Публикации о «кофеварке-террористке» сопровождались не только предупреждениями о потенциальной угрозе, но и практическими инструкциями по отключению девайса от беспроводных сетей.

Примечательно, что начиная с весны 2017 года, после активного освещения в СМИ темы вмешательства внешних сил в американские выборы, в числе англоязычных публикаций, посвященных интернету вещей, появилась отдельная группа материалов, предупреждающих, что более серьезные последствия возможны в случае взлома информационных, индустриальных и инфраструктурных IoT-систем. Авторы этих публикаций уверены, что такие взломы неизбежно будут совершаться с целью хищения конфиденциальной информации, выведения из строя автоматизированных устройств или кражи средств со счетов платежных систем. На уровне контент-анализа текстов данные публикации отличают две группы совместно употребляющихся биграмм: «интернет вещей + хакерская атака» и «интернет вещей + прослушка».

При этом в российском медиадискурсе проблема внедрения IoT-систем и их устойчивости к взломам поднимается менее чем в 15 % публикаций, посвященных интернету вещей. В то же время, по данным специалиста по информационной безопасности «Лаборатории Касперского» Владимира Кускова, ежегодно в России фиксируется более 2 млн. попыток взлома устройств, подключенных к различным IoT-системам [1. С. 22]. Чаще всего инфицируются IP-камеры и видеорегистраторы, программное обеспечение которых не обновляется регулярно, а также гаджеты, на которых производителем программного обеспечения установлен пароль по умолчанию (например, 12345) или пароля нет вообще.

Если русскоязычные медиа практически не касаются данной проблемы, то в англоязычных СМИ внимание уделяется даже достаточно экзотическим происшествиям, таким как проникновение хакеров в компьютерные базы данных больницы через подключенную к интернету вещей умную посудомоечную машину Miele PG 8528 [2] или перехват управления кухонной плитой AGA посредством отправки ей SMS-сообщений [8].

Единственный представленный в нашей выборке материал, подаваемый в англоязычных медиа в «русском стиле» - через курьезный инфоповод, касается взлома IoT-системы, встроенной в коммуникационный канал рекламной сети Durden. Издание Motherboard в своей публикации рассказывает, как в мае 2016 года в штате Алабама (США) была взломана рекламная сеть LED биллбордов, на которых реклама размещалась через интернет [3]. Автор саркастически замечает, что вместо роликов рекламодателей на экранах несколько часов транслировались порнографические мемы.

Впрочем, в большинстве случаев для англоязычных публикаций характерен именно акцент на саму проблему, а не на ее курьезные детали. Например, рассказывая о взломе неизвестными IoT-системы компании Cloudpets, позволяющей детям общаться с находящимися вне дома родителями через подключенного к сети плюшевого медведя и записывать голосовые сообщения [4], автор считает главной проблемой нарушение приватности пользователей - сведения о более чем 800 тысячах аккаунтов владельцев плюшевых медведей и более 2 млн. сообщений оказались выложены в сеть. В материале также указывается на серьезную уязвимость системы -подключиться к плюшевому медведю можно было практически с любого смартфона с расстояния в 10 метров, используя для этого технологии скимминга - несанкционированного считывания данных с конечного носителя информации.

Если на уровне 1оТ-гаджетов интернет вещей показал себя как неустойчивая к взломам система, то на уровне коммуникаций распространение технологий интернета вещей ускорило автоматизацию типовых процессов, в том числе подготовки и написания журналистских материалов. Такого рода системы выстроены по принципу обработки данных, к которым в режиме реального времени подключается программный скрипт (этап 1), после чего массив обрабатывается на стороне платформы (этап 2) и в автоматическом режиме превращается в журналистский текст (этап 3).

О развитии таких систем преимущественно рассказывают англоязычные медиа. При этом некоторые издания описывают в своих публикациях собственный опыт подобной автоматизации (например, The Washington Post и The Atlantic).

Главным ограничением роботизированной журналистики англоязычные авторы считают то, что автоформируемый текст получается тем лучше, чем меньше в нем собственно журналистского компонента, другими словами автоматизированные системы успешнее формируют заголовки и содержимое на базе анализа цифр и big data, где не требуется серьезной литературной обработки конечного текста. Именно поэтому авторы англоязычных публикаций видят будущее за

полноценной автоматизацией экономических новостей с биржевыми котировками и спортивных новостей с результатами игр.

Публикации о проектах исключениях, таких как Narrativa Альберто Моратилльи и Хавьера Гарсии, сравнительно редки. В последнем случае мотивацией разработчиков являлась нехватка профильных публикаций - никто не писал испаноязычных новостей о небольших зарубежных спортивных командах, и авторы стартапа создали роботизированную платформу, которая делает подобную работу без участия человека.

В качестве примеров успешного внедрения журналистов-роботов авторы англоязычных статей из базы агрегатора Yahoo News чаще всего ссылаются на опыт издания The Washington Post, которое с 2016 года использует робота Heliograf для освещения спортивных событий. После успеха автоматизированной системы во время информационного сопровождения Олимпиады в Рио-де-Жанейро робота также стали использовать в IoT-системе для написания политических новостей как update-платформу, которая способна обновлять данные с результатами голосования на выборах быстрее, чем журналист или редактор. Аналогичным образом робот обрабатывает метеорологические сводки, формируя прогноз погоды в режиме реального времени.

Другой широко представленный в англоязычных медиа пример связан с Олимпиадой в южнокорейском Пхенчхане, где в 2018 году издание Yonhap применяло робота Soccerbot, ранее уже показавшего свои возможности во время подготовки информационных материалов во время игр английской Премьер-лиги в2016и2017 годах. Робот способен в течение пяти секунд подготовить новость, на которую у журналиста уходит не менее десяти минут. Показатель эффективности настолько высок, что выбор между роботом и человеком оказывается очевиден - использовать искусственный интеллект для решения журналистских задач оказывается выгоднее.

Как предупреждают в ряде англоязычных публикаций, на практике это означает, что персонал, занятый сегодня в автоматизируемых цепочках коммуникации вскоре будет вынужден искать другую работу или переквалифицироваться. Так уже происходит не только со спортивными комментаторами, но и с финансовыми аналитиками. Роботов для анализа финансовой отчетности сегодня используют такие информагентства, как Bloomberg (Cyborg) и Reuters (Lynx Insigh). Пока роботы служат только частью коммуникативной цепочки в рамках системы 1оТ, однако тренд на скорую замену ими человека уже становится очевиден. Наравне с роботизированными проектами, создаваемыми по заказу редакций, появляются и открытые стартап-платформы, такие как AI Writer, предлагающие функционал роботов-журналистов всем желающим.

Показательно, что в русскоязычных источниках главную проблему роботизации журналистики авторы видят не в возможном сокращении рынка труда в связи с оптимизацией работы журналистов, а в «сырой технологии», препятствующей быстрому внедрению журналистов-роботов и создающей сложности адаптации соответствующих IoT-систем к требованиям русского языка.

В это же время в англоязычном медиадискурсе детально рассматривается вопрос организации IoT-систем в случае использования медиароботов. Так, например, Reuters описывает взаимодействие собственного робота с несколькими платформами и устройствами, имеющими выход в Интернет. Роботизированная сеть Lynx Insigh рассматривается как уникальная база данных, к которой подключается робот, чтобы анализировать информационный массив (например, тренды на фондовом рынке на основании активности трейдеров и брокеров). Вторым сегментом выступает созданная в рамках редакции платформа уведомлений (notification platform, NP). Робот, имеющий доступ к NP, обнаружив важные новости или выявив закономерность в финансовых данных, отправляет сформированный отчет на электронную почту соответствующему журналисту или редактору, внесенному в базу NP. Третьим сегментом выступает платформа публикации (publishing platform, РР), где непосредственно размещается готовый текст. Такой текст может в равной степени и размещаться самим роботом без подтверждения человека, и подтверждаться на РР редактором, который предварительно просматривает сформированный в автоматическом режиме текст.

На практике ускорить подтверждение публикации текста (proving) возможно в любой системе авторизации, например, через ввод пароля, сканирование QR-кода зарегистрированным устройством или ввод биометрических данных. В сложных системах proving способен осуществлять не журналист или редактор, а другой робот, специализирующийся на орфографии, дополнительной сверке фактов и так далее. В 15 публикациях из рассмотренной нами

англоязычной выборки авторы указывают, что в подобных системах замена человека роботом улучшает не только скорость (publication speed), но и качество материалов (text quality).

При этом в описанной системе подготовка журналистского текста полностью переходит на уровень М2М, что не вызывает опасений у зарубежных журналистов, пишущих об этом, -многоуровневая проверка позволяет исключить и опасность некорректной работы одного из роботов без участия человека: одни роботы читают других роботов и готовят контент для третьих роботов.

О своем успехе с выстраиванием proving-инструментов рассказывает, например, редакция журнала The Atlantic, создавшая программу TrumpOrNotBot, определяющую, какие твиты написал сам Дональд Трамп, а какие его пресс-служба [7]. Аналогичные публикации посвящены использованию роботов для модерации комментариев на сайтах с целью отделить комментарии, размещенные по правилам ресурсов, от неинформативных постов и спама, заменив модераторов-сотрудников.

Отдельное направление внедрения IoT-систем в медиаиндустрию, попадающее в новости, -замена журналистов в горячих точках и местах катастроф беспилотными устройствами, подключенными к редакционным серверам через спутниковые каналы связи. Впервые такого робота-журналиста для освещения операции армии США в Афганистане в 2002 представили разработчики MIT в рамках проекта Afghan Explorer. В 2010 году появился робот-репортер, способный не только передавать фото и видео из горячих точек, но и самостоятельно готовить на основе этих данных репортаж. Робота представила компания Intelligent Systems Informatics Lab при Токийском университете. Однако ни англоязычных, ни русскоязычных публикаций о практическом использовании подобных роботов в работе редакций нам обнаружить не удалось.

В то же время в материалах выборки было выявлено 83 текста, посвященных тому, как IoT-решення меняют рекламные коммуникации: как на уровне проводящих цепочек в ходе непосредственного размещения рекламы, так и в процессе взаимодействия брендов с потребителями. В первом случае рассматриваются IoT-системы, аналогичные медиароботам, но отвечающие не за подготовку и публикацию журналистских текстов, а за планирование рекламных кампаний и автоматическое заключение контрактов между рекламодателями и площадками на выгодных обеим сторонам условиях. В журналистских материалах рассматриваются, например, такие рекламные автоматизированные системы, как Aori, eLama и Origami, применяемые в контекстной рекламе и в значительной мере взявшие на себя функции менеджеров по рекламе.

Во втором случае инфоповодом становятся пресс-релизы брендов, обозначающих свои перспективные планы по отказу от традиционной рекламы в пользу автоматической интеграции инструмента покупок в свои устройства. Так, например, деловой журнал Fortune посвящает интернету вещей аналитический материал, рассказывая о производителе стиральных машин Whirlpool, с 2015 года сотрудничающим с 1оТ-платформой Amazon Dash, позволяющей стиральной машине самостоятельно заказывать порошок в интернет-магазине [10. Р. 55]. Другая IoT-система - Samsung Smart Home -по в новостях агрегатора Yahoo News благодаря своей функции следить за содержимым холодильника с помощью трех видеокамер, встроенных в дверцу. Очевидно, предупреждают авторы соответствующих публикаций, что ни стиральная машина, ни холодильник не будут смотреть телевизионную рекламу или набирать в поисковых системах «купить дешевый порошок и продукты». Отсюда следует вывод, что гаджеты, встроенные в IoT-системы, будут отдавать предпочтения определенным брендам, что может полностью изменить логику рекламной коммуникации и пере форматировать спрос на рынке специалистов по рекламе.

Если для журналистов, редакторов и менеджеров по рекламе, во всяком случае, тех, кого не уволят, заменив роботами, внедрение IoT-систем означает облегчение работы и избавление от рутины, то для интернет-пользователей желание редакций получать достоверную обратную связь приводит к снижению их приватности на фоне совершенствования инструментов слежки в режиме реального времени. Данный вопрос полностью игнорируется как в англоязычных, так и в русскоязычных медиаисточниках, вошедших в нашу выборку.

Между тем, технологии отслеживания реакции пользователей на различные раздражители активно применяются с появлением таких проектов, как My BP Lab от Sage Bionetworks, позволяющих замерять пульс и артериальное давление владельца гаджета без использования традиционного тонометра и сохранять эти данные на сервере компании. Поскольку подобные

биометрические данные в целом более надежны как характеристика реакции пользователя на текст, видео, рекламу и так далее по сравнению с обычными комментариями и не требуют осознанного участия пользователя, то их ценность возрастает как для медийных компаний, так и для рекламных агентств.

Чтобы собирать такие данные, носимые гаджеты должны быть авторизованы через любые IoT-системы и работать в момент, когда пользователь взаимодействует с контентом (например, читает новости на смартфоне, в то время как смарт-часы в режиме реального времени записывают динамику пульса). Учащение пульса с большой вероятностью будет свидетельствовать в пользу эмоциональной реакции владельца гаджета на определенный контент. Главная проблема такой интеграции - отсутствие единой системы между вендорами биометрических приложений и медиа, а также пока недостаточное для построения закономерностей количество пользователей смарт-часов. В то же время сбор подобной статистики уже ведется на основании типовых пользовательских соглашений - при установке соответствующего приложения пользователь самим фактом его инсталляции принимает все условия.

В качестве более простого инструмента сбора данных используется доступ к web-камере мобильного либо стационарного устройства, с помощью которой системы web-аналитики не только отслеживают перемещение взгляда пользователя по экрану (eye-tracking), но и фиксируют расширение зрачков в зависимости от просматриваемого контента. При этом классификация основных eye-tracking паттернов восприятия, предложенная Nielsen Norman Group, активно применяется в рекламных кампаниях различных брендов [9]. В рассмотренной нами выборке ни новостей, ни аналитических материалов, посвященных использованию подобных технологий, не обнаружено.

Заключение

Как отмечает Джон Кифи [6], последовательная замена обычных журналистов на роботов уже в краткосрочной перспективе не только изменит логику создания медиапродукта, но и сформирует новые стандарты профессии. В то время как спрос на журналистов, пишущих тексты, будет падать, интерес редакций к журналистам, способным работать с программным кодом и взаимодействовать с 1оТ-инфраструктурой, будет возрастать. Кифи называет таких сотрудников журно-программистами, отмечая, что их основной задачей станет редакторская работа по обработке контента, подготовленного роботами.

Внимание к перспективам такой роботизации - единственное, что объединяет русскоязычные и англоязычные публикации из нашей выборки, посвященные интернету вещей.

Ключевое различие между освещением проблем внедрения IoT-систем в российских СМИ и англоязычных изданиях из базы агрегатора Yahoo News, на наш взгляд, заключается в принципиально разном подходе к приватности и защите персональных данных. Англоязычные медиа видят главную угрозу внедрения интернета вещей в слабой защите личных данных пользователей и считают единственным инструментом защиты публичное обсуждение уязвимостей IoT-систем. Именно поэтому аналитические материалы в зарубежной прессе часто выглядят как инструкции, поясняющие, что делать, чтобы защитить свои данные (сменить пароль, ограничить права доступа гаджетов, завести отдельный аккаунт для интернета вещей и так далее), и выходят по следам новостей, рассказывающих об инцидентах с 1оТ-устройствами.

Русскоязычные медиа практически не обращают внимания на проблему защиты данных пользователей в 1оТ и, соответственно, не разъясняют, как обезопасить эти данные. Основной массив публикаций - это новости на основе пресс-релизов о внедрении IoT-решений либо новости, посвященные происшествиям с 1оТ-системами.

Риски IoT-систем в российском медиадискурсе практически не оцениваются, поскольку интернет вещей в большинстве случаев воспринимается как сфера, далекая от повседневной жизни. Перспективы внедрения IoT-систем главным образом связываются с автоматизацией рутинных процессов - размещения рекламы, публикации статистических данных, ведения документооборота.

В результате, пока в англоязычных СМИ проблемы интернета вещей становятся предметом широкого общественного обсуждения, российские медиа формируют образ IoT-систем как экзотических игрушек, рассчитанных на ограниченное число пользователей. В некотором смысле такой подход позволяет компаниям, внедряющим технологии интернета вещей в свою продукцию

и производственные циклы, пренебрегать информационной безопасностью пользователей, даже не подозревающих об имеющихся угрозах.

Список литературы

1. Кусков В. Умные и уязвимые: опасности 1оТ-устройств // Information Security, 2017. № 5. С.22-23.

2. Franceschi-Bicchierai L. A Hackable Dishwasher is connecting hospitals to the Internet of Shit // Motherboard. 2017. URL: https://motherboard.vice.com/en_us/article/pg9qkv/a-hackable-dishwasher-is-connecting-hospitals-to-the-internet-of-shit (датаобращения: 23.08.2019).

3. Franceschi-Bicchierai L. A Hacker Put Marco Rubio Porn Memes on Two Billboards in Alabama II Motherboard. 2016. URL: https://motherboard.vice.com/en_us/article/78kknq/a-hacker-put-marco-rubio-porn-memes-on-two-billboards-in-alabama (дата обращения: 23.08.2019).

4. Franceschi-Bicchierai L. Internet of Things Teddy Bear Leaked 2 Million Parent and Kids Message Recordings II Motherboard. 2017. URL: https://motherboard.vice.com/en_us/article/pgwean/ internet-of-things-teddy-bear-leaked-2-million-parent-and-kids-message-recordings (дата обращения: 23.08.2019).

5. Gilbert A. Privacy advocates call for RFID regulation II CNET. 2003. URL: https://www.cnet. com/news/privacy-advocates-call-for-rfid-regulation/ (дата обращения: 23.08.2019).

6. Keefe J. Scooped by AIII NiemanLab. Predictions for journalism. 2018. URL: https://www. niemanlab.org/2017/12/scooped-by-ai/ (датаобращения: 23.08.2019).

7. McGill A. A Bot That Can Tell When It's Really Donald Trump Who's Tweeting II The Atlantic. 2017. URL: https://www.theatlantic.com/poHtics/archive/2017/03/a-bot-that-detects-when-donald-trump-is-tweeting/521127/ (дата обращения: 23.08.2019).

8. Munro К. IoT Aga. Cast iron Security Flaw II Pen Test Partners. 2017. URL: https://www. pentestpartners.com/security-blog/iot-Aga-cast-iron-security-flaw/ (дата обращения: 23.08.2019).

9. Pernice К. F-Shaped Pattern of Reading on the Web: Misunderstood, But Still Relevant (Even on Mobile) //NielsenNorman Group. 2017. URL: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content/ (дата обращения: 23.08.2019).

10. Rao L. Amazon adds more devices to its dash replenishment program II Fortune magazine, 2015. № 11. P. 55.

11. Statista IoT Dossier. URL: https://www.statista.com/study/27915/internet-of-things-iot-statista-dossier/ (дата обращения: 23.08.2019).

THE INTERNET OF THINGS AS A NEW COMMUNICATION CHANNEL: OPPORTUNITIES AND RISK

KonoplevD. E., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, dmitrijkonoplev@yandex.ru

The technological development of the Internet of Things (IoT), which allows integrating an unlimited number of gadgets into a single system and changing the principles of user interaction with media platforms and each other, has created both new opportunities and numerous risks, many of which are still stay unconscious.

If the energy consumption, high cost and lack of a unified standard in the IoT-system are not critical and, obviously, will be overcome with further technological development, then the security of such systems remained questioned. Back-connect technologies, such as RFID and RTLS, may pose a direct threat to unsuspecting users, and the principles of IoT infrastructure organizing, such as M2M (MFS), can leave thousands of people out ofworkfrom journalists to advertising managers. Collateral problem is the devices security on its own within the Internet of Things, 'which may be the object of an attack by hackers and skimmers.

With the implantation of the Internet of things in an increasing number of areas -from media and big data to medicine and transport, and active connection to all new devices -from wearable gadgets to drones and home appliances, the risks of usingloT as a communication channel are increasing.

What are the opportunities for the implantation of the Internet of things in a communicative environment and everyday life? What are the main risks of such implementation and how these dangers can be avoided? What are the dangers of using the Internet of things at the moment are not removable and will have to deal with? These issues we consider in this article.

Keywords: internet of things, communication, journalism, wearable gadgets, IoT-systems, information security, media robots.

References

1. Kuskov, V. (2017). Umnye i Uyazvimie: opasnosti IoT-ustroistv [Smart and Vulnerable: The Dangers ofloT-devices]. Information Security. № 5. pp. 22-23 (In Russ.).

2. Franceschi-Bicchierai, L. (2017). AHackable Dishwasher is connecting hospitals to the Internet of Shit. Motherboard, available at: https://motherboard.vice.com/en_us/article/pg9qkv/a-hackable-dishwasher-is-connecting-hospitals-to-the-internet-of-shit (accessed: 23.08.2019).

3. Franceschi-Bicchierai, L. (2016). A Hacker Put Marco Rubio Porn Memes on Two Billboards in Alabama .Motherboard, available at: https://motherboard.vice.com/en_us/article/78kknq/a-hacker-put-marco-rubio-porn-memes-on-two-billboards-in-alabama (accessed: 23.08.2019).

4. Franceschi-Bicchierai, L. (2017). Internet of Things Teddy Bear Leaked 2 Million Parent and Kids Message Recordings. Motherboard, available at: https://motherboard.vice.com/en_us/article/ pgwean/internet-of-things-teddy-bear-leaked-2-million-parent-and-kids-message-recordings (accessed: 23.08.2019).

5. Gilbert, A. (2003). Privacy advocates call for RFID regulation. CNET, available at: https:// www.cnet.com/news/privacy-advocates-call-for-rfid-regulation/ (accessed: 23.08.2019).

6. Keefe, J. (2018). Scooped by AI. NiemanLab. Predictions for journalism, available at: https:// www.niemanlab.org/2017/12/scooped-by-ai/ (accessed: 23.08.2019).

7. McGill, A. (2017). A Bot That Can Tell When It's Really Donald Trump Who's Tweeting. The Atlantic, available at: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2017/03/a-bot-that-detects-when-donald-trump-is-tweeting/521127/ (accessed: 23.08.2019).

8. Munro, K. (2017). IoT Aga. Cast iron Security Flaw. Pen Test Partners, available at: https:// www.pentestpartners.com/security-blog/iot-Aga-cast-iron-security-flaw/ (accessed: 23.08.2019).

9. Pernice, K. (2017). F-Shaped Pattern of Reading on the Web: Misunderstood, But Still Relevant (Even on Mobile). Nielsen Norman Group, available at: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content/ (accessed: 23.08.2019).

10. Rao, L. (2015). Amazon adds more devices to its dash replenishment program. Fortune magazine. №11.P55.

11. Statista IoT Dossier. (2019). Available at: https://www.statista.com/study/27915/internet-of-things-iot-statista-dossier/ (accessed: 23.08.2019).

Коноплев Дмитрий Эдуардович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

dmitrijkonoplev@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.