Научная статья на тему 'Интернет вещей и его место в информационном обществе'

Интернет вещей и его место в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2408
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет вещей / сетевые коммуникации / информационное общество. / internet of things / network communications / information society

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.Н. Городищева, Э.В. Замятина

В статье рассматриваются социокультурные проблемы внедрения новых информационных технологий: принятие и жизнь виртуальных вещей, коммуникации устройств и людей. Понятие «интернет вещей» как совокупность различных устройств, применяемых как локально, так и автономно, объединенных в сеть посредством любых доступных каналов связи, позиционируется как новое основание социального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET OF THINGS AND ITS PLACE IN THE INFORMATION SOCIETY

In article sociocultural problems of introduction of new information technologies are considered: acceptance and life of virtual things, communications of devices and people. The concept "internet of things" as set of various devices used both locally and is autonomous, united in a network by means of any available communication channels, is positioned as the new basis of a social order.

Текст научной работы на тему «Интернет вещей и его место в информационном обществе»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 004.738.5

А.Н. Городищева, Э.В. Замятина

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И ЕГО МЕСТО В ИНФОРМАЦИОННОМ

ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются социокультурные проблемы внедрения новых информационных технологий: принятие и жизнь виртуальных вещей, коммуникации устройств и людей. Понятие «интернет вещей» как совокупность различных устройств, применяемых как локально, так и автономно, объединенных в сеть посредством любых доступных каналов связи, позиционируется как новое основание социального порядка.

Ключевые слова: интернет вещей, сетевые коммуникации, информационное общество.

INTERNET OF THINGS AND ITS PLACE IN THE INFORMATION

SOCIETY

In article sociocultural problems of introduction of new information technologies are considered: acceptance and life of virtual things, communications of devices and people. The concept "internet of things" as set of various devices used both locally and is autonomous, united in a network by means of any available communication channels, is positioned as the new basis of a social order.

Key words: internet of things, network communications, information society.

Общество, по мнению Н. Лумана, является структурой, воспроизводящей себя через непрерывно возобновляемые коммуникации. И в этом плане особой становится роль Интернета в качестве катализатора, с одной стороны, обеспечивающего стремительный рост плотности межличностных и межгрупповых коммуникаций, с другой - создающего возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, спо-

A.N. Gorodischeva, E.V. Zamyatina

собного тем самым реально трансформировать социальную структуру общества. Интернет, давая возможность через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций любого масштаба и направленности, максимально децентрализует возможности социального проектирования. Однако Интернет как катализатор современной информационной революции в его теперешнем виде несет немалые опасности и угрозы для человечества.

Интернет - это не просто техническое новшество современности. Это глобальная информационная и социальная среда, другая реальность и новый вид бытия, который пока еще не обзавелся своей вещной сущностью в целом, но формирование сети интернет вещей идет полным ходом. Каждую минуту в мире активируется в три раза больше смартфонов, чем рождается детей [13], идет подключение к Интернету многих окружающих нас полезных вещей - бытовой техники, электроприборов, каждодневных потребительских товаров, транспортных средств, технологического оборудования, инструментов, носителей информации, медицинского оборудования, систем безопасности и наблюдения, животной и растительной среды. Вещи наделяются такими свойствами и функциями, как память, распознавание объектов, определение местоположения, вычисления, возможность обрабатывать информацию, чувствовать (сенсорные сети, «Разумная среда»), взаимодействовать с другими вещами, сетями, устройствами, людьми. Понятие «интернет вещей» уже прочно вошло в обиход инженеров. Феномен интернет вещей заставляет пересматривать базовые принципы, положенные в основу тех-нофеномена человека, технонауки и технокоммуникации в теориях информационного общества. Возникают вопросы, насколько творчество в направлении интернет вещей может изменить свойства живых систем и человека по отношению к себе и среде своего существования? Что значит принимать (assume) внешние объекты - вещи? И как обстоит дело с виртуальными объектами? Каким образом объекты этих двух видов взаимодействуют между собой? И как интернет вещей будет помогать нам осуществлять систематические связи между нашими органами чувств и сенсорными устройствами?

Основная теоретическая посылка М. Маклюэна состояла в том, что «стремясь нейтрализовать коллективные давления и раздражения» [8, с. 79], люди создают новые технологии. Иными словами, постоянно создавая различные технологии, представляющие внешние проекции своего тела, человек, применяя эти технологии, тем самым постоянно меняется под их воздействием. Одновременно и система культуры, которая может быть определена как четко сформулированная система знаний, верований, правил поведения, законов, ценностей, институтов, идеологий, языков, символов, технических средств и прочего, также меняется, стремится к модификациям, обусловленным изменениями в окружающем мире. Тем не менее культура движется в направлении к внутренней

взаимосвязи и взаимозависимости элементов. И когда группа людей вступает в контакт с новыми элементами, в том числе и новыми технологиями, культура по установившимся правилам встраивает их в уже сложившиеся схемы, изменяя тем самым существующий порядок вещей. Так и внедрение интернета вещей приводит к изменениям, которые требуют пересмотра отношений между различными областями знаний и повседневной жизнью как отдельных людей, так и определенных социальных групп.

Не так давно, представляя результаты исследований, посвященных сетевому мышлению, В.В. Тарасенко отмечал, что еще М. Хайдеггер предложил рассматривать «иные способы «встречи» с вещами, чем отнесение к ним как к объектам, заданным некоторым набором предикар-тов... мир, и наши обыденные способы умелого приспособления к нему, которые Хайдеггер назвал «осмотрительностью» («circumspection»), суть не что такое, что мы лишь мыслим, но часть нашей социализации, формирующей то, каковы мы суть» [11, с. 57]. Следовательно, социальная жизнь не подвержена таким жестким системным ограничениям, особенно те ее компоненты, которые связаны с семьей, дружбой и организацией досуга, т.е. ценностными установками культуры. Технологии развиваются быстрее, «обгоняя» более консервативные социальные отношения, «и поэтому дальнейшая комплексная эволюция социальной реальности во многом зависит от успешности и результативности проектов, связанных с интенсификацией информационной революции» [4, с. 57]. Итак, в дополнение к физическим объектам мы принимаем также абстрактные объекты [15].

Мы уже привыкли к термину конвергенция, который нашел широкое применение при описании процесса, позволяющего новым технологиям устранить границы между телевидением, кино, системами телесвязи и обработками данных. По меткому выражению К. Леви-Строса, «образ мира заключается в архитектуре разума» [3, с. 79], поэтому утверждая, что технологическая конвергенция призвана ликвидировать целый рад барьеров, достаточно давно утвердившихся в структурированном и дифференцированном индустриальном мире (между домом и работой, между работой и отдыхом, между образованием и развлечениями), мы довольно часто ошибаемся. Виртуальные товары, виртуальные производственные мощности, виртуальный труд, виртуальная организация, виртуальные деньги ускоряют экономические трансакции, а компьютерные технологии становятся главным средством и информационной средой экономической деятельности [4, с. 61]. Интернет вещи уже контролируют наши органы чувств, оказывают негативное влияние на психическую сферу и здоровье человека. Интернет людей превратился в Интернет вещей.

Первой, по сути, интернет вещью был персональный компьютер, который «использовал возможности управления бытовыми приборами

для оказания психологического и даже физического давления на человека - своего хозяина» в «любовном треугольнике» двух главных героев англо-американского научно-фантастического фильма компании Virgin Films «Электрические мечты» [9]. Однако появление самого термина связывают с именем Кевина Эштона, который в 1999 году предложил термин «интернет вещей (internet of things; сокращенно - IoT) [2]. Первоначально под интернетом вещей подразумевалась вычислительная сеть объектов (вещей), имеющих устройства и технологии для связи и взаимодействия друг с другом. Постепенно область охвата термина расширилась и теперь под интернет вещью понимается любое устройство, которое имеет:

- доступ к сети Интернет с целью передачи или запроса каких-либо данных;

- конкретный адрес в глобальной сети или идентификатор, по которому можно осуществить обратную связь с вещью;

- интерфейс для взаимодействия с пользователем [10].

Однако сам термин до сих пор достаточно неопределенный. Включая в понятие интернет вещь «гибридные объекты» и «умные» машины», размывается само понятие вещи, которое, по определению, должно включать как материальную, так и процессуальную часть, которые должны фиксировать независимость и устойчивость вещи в определенной системе. И в такой системе должно осуществляться взаимодействие между вещами. В случае же с интернет вещами мы имеем множество взаимодействующих элементов, соединенных каналами связи и предоставляющих различные сервисы конечным пользователям.

Интернет вещи имеют единый протокол взаимодействия, согласно которому любой узел сети равноправен в предоставлении своих сервисов. Каждый узел сети интернет вещей предоставляет свой сервис, оказывая некую услугу поставки данных. В то же время узел такой сети может принимать команды от любого другого узла. Это означает, что все интернет вещи могут взаимодействовать друг с другом и решать совместные вычислительные задачи.

Интернет вещи могут образовывать локальные сети, объединённые какой-либо одной зоной обслуживания или функцией. Например, сеть умного дома, состоящая из различных датчиков, может иметь доступ в Интернет и иметь возможность управления посредством веб-интерфейса. В то же время несколько «умных сетей» могут быть объединены в одну взаимосвязанную сеть мониторинга и управления системой пожаротушения города, а городские сети могут быть объединены глобальной сетью Интернет для общего доступа к информации об уровне пожарной безопасности в любом городе страны. Этот пример представляет собой частный случай территориально распределённых сетей, развитию которых

поспособствовала активная инновационная деятельность в области беспроводных сенсорных сетей за последнее десятилетие.

По оценкам корпорации Cisco, количество устройств, подключенных к глобальной сети, превысило численность населения Земли [5]. Таким образом, следующим этапом развития информационной эпохи может выступать концепция «Интернет вещей» (Internet of Things). Интернет вещей - новая технология, которая делает реальным создание интеллектуальных сетей, связывающих миллиарды объектов и устройств между собой и предоставляющих информацию о состоянии и изменении коммутирующих объектов. Доступность этой информации для анализа и прогноза изменения состояния объектов (вещей) и возможность в ряде ситуаций повлиять на их состояние революционным образом изменяет сферы деятельности человека и его социальную среду [2].

Не все культуры рациональны, не все способны понять логику действий информационных машин определенного цивилизационного поля. В повседневной жизни стирание барьеров между материальными и духовными практиками возможно только тогда, когда новые системы отношений уже известны, чтобы их можно было узнать. Практический мир есть мир достигнутых целей, способов применения и объектов, средств или институтов, поскольку закономерности, присущие произвольному состоянию, стремятся проявляться как необходимые и даже природные уже в силу того, что они лежат в основании схем перцепции и оценки, с помощью которых они воспринимаются [3, с. 103]. Поэтому, когда мы наблюдаем, что наиболее рациональные, на наш взгляд, способы и средства коммуникации исключаются из каких-либо социокультурных систем, значит, они рассматриваются именно в культурном контексте как немыслимые для этого типа культуры.

Но, тем не менее, уровень развития соответствующих технологий определяет правила поведения тех, кто их создал и ими пользуется. Сложные информационные системы, встраиваясь во все сферы жизни человека, не только повышают производительность труда, увеличивая скорость передачи информации, но и накладывают на человека небывалую ответственность. Повышается степень риска от использования новых технологий, а человек уже не может полагаться только на здравый смысл, заложенный в него культурой, так как в отличие от привычных технических систем информационные системы - саморазвивающиеся системы, и они требуют постоянного развития интеллектуальных способностей человека.

В 2013 году в Барселоне состоялся Первый Всемирный форум интернет вещей, организованный американской компанией Cisco Systems, Inc. В работе форума приняли участие более 800 человек, было заслушано более 100 докладов, презентаций и сообщений. Президент Cisco Джон Чемберс, в частности, отметил: «Нам потребовалось более 20

лет, чтобы подключить к Интернету два миллиарда человек. Подключение следующих двух миллиардов, как ожидается, произойдёт в два с лишним раза быстрее» [14]. С реализацией сети интернета вещей ожидается решение ряда важных общественных проблем. В частности, найдут свое решение вопросы повышения качества медицинских услуг, обеспечения надежной общественной безопасности, усовершенствования процессов управления [1].

«Ты существуешь не только как член семьи, или компании, или страны, но и как представитель биологического вида, ты - человек. Ты составная часть человечества. Наш вид в данное время испытывает огромные проблемы, и мы изо всех сил пытаемся придумать из них выход и используем для этого компьютеры. В разработку аппаратных средств и программного обеспечения наш вид вкладывает само свое существование, а эта разработка требует мирных зон, детей рожденных в мире, и отсутствия отвлекающих от кодирования помех. «То, что ты считаешь вакуумом, на самом деле рай на земле - свобода для того, чтобы строка за строкой буквально спасать человечество от нелинейности», - говорит словами героини своего романа «Рабы „Майкрософта"» Д. Коупленд [7, с. 83]. В силу этого формирование интернета вещей рассматривается как закономерный выход из кризиса технологического общества.

Достижение данной цели осуществляется за счет эффективного сбора, преобразования и интерпретации собранных данных в соответствии с потребностями пользователя. Источниками информации в интер-

«-' __«-» г»

нете вещей являются различные интеллектуальные устройства. В том числе сенсоры, встроенные в окружающие предметы («вещи»). Примерами таких устройств могут быть сенсоры движения и положения в посуде, сенсоры энергопотребления бытовой электроники и устройства обнаружения присутствия людей в комнате на основе инфракрасного датчика. Самыми распространенными обрабатывающими устройствами являются мобильные устройства и бытовая электроника [6].

В сети интернета вещей намечается создание взаимосвязи не только между людьми и вещами, но и между вещами. Интернет вещей будет состоять из доступных всем обычных интернет-узлов, а также из неограниченного количества особых сетей. Таким образом, телесность человека расширяется через экстракорпоральные органы, а интернет вещей трансформирует среду обитания, изменяя поведение и сознание людей. В этом состоит суть антропотехнологических преобразований, которые совершаются во все более ускоряющемся темпе. Они представляют собой триединый процесс - взаимообусловленные изменения телесности, сознания и внешней среды. По прогнозам, после создания такой системы повседневная жизнь подвергнется серьезной трансформации. Слова американского футуролога Э. Тоффлера, что «массовое стандартизированное производство сменится новой индивидуализирован-

ной трудовой системой, основывающейся на интеллектуальной деятельности с применением информационных технологий, повысится производство пусть и не массового, но тем не менее богатого ассортимента товаров» [1], с появлением интернета вещей начинают сбываться. Но основные проблемы, связанные с психологией потребителей, так и не решены. Потребители опасаются, что применение этих технологий может поставить под угрозу неприкосновенность их личной жизни, использование RFID-чипов в розничной торговле даст возможность манипулировать поведением людей. Однако большинство специалистов в данной области считают, что преимущества использования КРГО-технологий с целью повышения качества обслуживания превосходят возможные негативные последствия, связанные с неприкосновенностью частной жизни [1].

Интернет вещей не должен стать технологией ради технологии, это новый этап эволюционного развития глобальной сети, который может кардинально изменить жизнь человека и общество, в связи с чем необходимы его философское осмысление и гуманитарная экспертиза.

Предельно динамичное внедрение в жизнь интернета вещей подводит к необходимости исследования этого феномена как актуального фактора и знакового ресурса эволюционного процесса глобализации культуры [12].

В результате широкомасштабного осуществления концепции интернета вещей ожидается серьезное изменение социально-психологической атмосферы в обществе, формирование новой системы ценностей у людей, контактирующих в повседневной жизни с интеллектуальными предметами. Здравый смысл не позволяет определить интернет вещи ясно и адекватно. Однако еще более важно то, что сложно определить, какие вещи включаются в систему интернет вещей, а какие интернет вещи принимаются нами. Приспособление к этой интеллектуальной среде потребуют специфических знаний и навыков [1].

Таким образом, проекция на коммуникативные процессы необъек-тивированного отношения объективизации в области компьютерной коммуникации вызывает всякий раз различные последствия. Мы полагаем, что идет трудный процесс становления новой коммуникативной реальности, в ходе которого приходится преодолевать культурные и социальные кризисы, разрешать глобальные и локальные проблемы общественной жизни. Становление нового информационно-коммуникативного пространства неизбежно влечет за собой кардинальные преобразования в жизни людей. Процесс этот не завершен, он происходит во всем мире, но отличается своими воплощениями в каждом культурном типе, порождая многообразие и богатство положительных следствий.

Литература

1. Алгулиев Р.М., Махмудов Р. Интернет вещей // Информационное общество. - 2013. - № 3. - С. 42-48.

2. Бородин ВА. Интернет вещей - следующий этап цифровой революции // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 2. -С. 178-181.

3. Бурдье П. Практический смысл. - СПб.: Алтейя, 2001. - С. 79.

4. Буряк В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 150 с.

5. Ван Краненбург Р. Интернет вещей //Открытая лекция в МИФИ [Электронный ресурс] // http://www.youtube.com/ watch?v=zac DuBofPHE.

6. Алгоритм замещения агентов dataflow-сети на платформе Smart-M3 / А.М. Васильев, И.В. Парамонов, Н.С. Лагутина [и др.] // Моделирование и анализ информационных систем. - 2013. - Т. 20. - № 4.

7. Коупленд Д. Рабы «Майкрософта»: пер. с англ. Н. Федуро. - М.: АСТ, 2004.

8. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека: пер. с англ. В.Г. Николаева. - М., 2003.

9. Романов Ю. 30 лет фильму «Электрические мечты». «Интернет вещей» живёт и побеждает [Электронный ресурс] // URL:http:// www.computerra.ru/95598/30-let-filmu-elektricheskie-mechtyi -internet-veshhey-zhivyot-i-pobezhdaet.

10. Скороходов А.Д. Исследование и разработка методов взаимодействия в интернете вещей / Москов. ин-т электроники и математики; Высшая школа экономики. - М., 2013. - 114 с.

11. Тарасенко В.В. Анализ сетевого мышления // Философия науки. -М., 2002. - Вып. 8. - С. 54-73.

12. Чеклецов В.В. Проблема изменения природы человека в контексте становления нанотехнологий: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 2012. - 22 с.

13. Черняк Л. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии [Электронный ресурс] // http://www.osp.ru/os/2013/04/13035551.

14. Chambers J. Re-defining What's Possible. Connecting the Unconnected / IoT WorldForum. - Barcelona, Spain, 2013.

15. Quine W.V.O. Things and Their Place in Theories. The Belknap Press of Harvard University Press. - Camb., Mass., 1981. - P. 1-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.