Научная статья на тему 'Интернет-технологии в жизни студентов'

Интернет-технологии в жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1069
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в жизни студентов»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

А. И. Скринник

Применение интернет-технологий в процессе профессионального становления личности определяется рядом факторов: (1) внедрение интернеттехнологий значительно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества. Веб и лежащий в его основе интернет были спроектированы децентрализованными, неиерархическими и полностью открытыми - таким образом, что пользователь может работать с любыми типами информации, на любом устройстве, с любым софтом, на любом языке, независимо от других, проявляя творчество, которое ограничено лишь его личным воображением; (2) современные интернет-технологии помогают человеку быстро и успешно адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Тим Бернес-Ли задумал всемирную паутину именно как открытую среду общения, что позволяет осуществлять совместную работу нескольких человек над одним проектом, а также дает возможность индивидуальным пользователям обращаться за советом или решением своей проблемы к «коллективному разуму»; (3) введение интернеттехнологий в обучение является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям современного общества к процессу профессионального становления специалиста. Интернет, понимаемый как социотехническая система, вместе с современными цифровыми технологиями опирается на традиционные знаковые системы и всемерно способствует их количественному усложнению и качественному преобразованию. Создание и использование гипертекстов является естественной, органичной для человека деятельностью.

С психологической точки зрения, Интернет представляется современным этапом знакового (семиотического) опосредствования деятельности. Использование гипертекстовой технологии всемирной паутины обеспечивает реализацию методов развивающего обучения; гибкость системы навигации позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию; открытость материалов обеспечивает возможность создания и развития собственной базы знаний - индивидуального образовательного пространства. И решающую роль в этом, считает Тим Бернерс-Ли, играет не технический прогресс, а развитие общества [1]. Эти мысли мы находим у Л. Выготского в начале 30-х гг. В соответствии с положениями культурно-исторической теории развития психики, постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации высших психических функций личности, таких как память и мышление. Проблематика развития и усложнения строения высших психических функций в результате освоения и применения человеком компьютеров была поднята А. Леонтьевым, О. Тихомировым и другими учеными.

71

В соответствии с концепцией преобразования, опосредствованной применением компьютеров, было установлено, что в условиях информатизации структура высших психических функций развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения. Современный этап исследований, связанных с «психологией Интернета», в научной литературе обозначен как изучение психологических аспектов преобразования культуры в целом [2]. Согласно основному положению концепции Л. С. Выготского, орудийное опосредствование представляет собой одно из самых существенных условий и одновременно характеристик развития психики человека. Особенно значимым является механизм включения уже опосредствованных форм деятельности в новые системы опосредствования. О значимости этого механизма говорит американский теоретик культурно-исторической психологии М. Коул [3].

Развитие навыков осуществления учебной деятельности посредством интернет-технологий может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности (реализация принципа возвратных воздействий), но и личностное развитие (генерализация преобразований) и формирование Я-концепции [2]. Осуществление поиска необходимой информации в гипертексте формирует готовность ознакомиться с несовпадающими точками зрения, конкурирующими теориями по поводу интересующих вопросов и позволяет осуществлять самостоятельный выбор в профессиональном пространстве. В этом случае активность проявляет сам пользователь, который может в любой момент покинуть гипертекст, ограничившись ознакомлением с единственной точкой зрения. Перенос подобных навыков на работу с традиционными источниками информации способствует личностному профессиональному росту пользователей Интернета. Обучение навыкам навигации в гипертексте ведет к преобразованию системы взаимоотношений между обучающимися и обучающим. Возможность виртуального присутствия преподавателя, как объекта управления учебной деятельностью в режиме on-line при обучении с помощью Интернет-технологий, является одним из основных факторов, повышающих эффективность обучения. Возможность выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения и более глубокая адаптация в интеллектуальных системах поддержки обучения, основанных на модели обучающегося, фактически превращают учебную деятельность студентов в самостоятельную когнитивную деятельность.

Готовность и способность студентов к выполнению заданий продуктивного характера требует определенного уровня интеллектуального развития и элементов творческого подхода, которые зависят от мотивации учения [4]. В связи с этим важной задачей является нахождение способов повышения мотивации учения, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих студентов к учению. Будущему специалисту уже недостаточно быть просто компетентным в области информационных технологий (владеть разносторонними знаниями об информационных процессах и уметь применять их на высоком профессиональном уровне в рамках своей специальности), ему необходимы личностные качества, позволяющие отно-

72

ситься к информации как к абсолютной ценности; критически её оценивать, сохраняя контролируемую открытость при информационном обмене; противостоять манипуляционному воздействию циркулирующей в социуме информации и самому избегать манипулирования другими; понимать силу, возможности и ограничения применения информационных технологий; предвидеть последствия своих информационных воздействий на ближнее и дальнее социальное окружение и быть готовым нести за это ответственность.

Система критериев и показателей информационного самосознания включает: (а) информационное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры познавательной деятельности посредством Интернет-технологий как эталонов для осознания своих качеств; (б) отношение к познавательной деятельности посредством интернет-технологий как к средству достижения определенного уровня профессионального и личностного развития, которое определяется через ценностные ориентации и смысловые установки; (в) актуализация себя как специалиста с достаточным для своей профессиональной жизнедеятельности уровнем знаний, умений и навыков в области работы с информационными технологиями, выраженная в определении места информационных технологий в общем жизненном контексте человека; (г) согласованность «Я-концепции» личности, которая является условием формирования способности самоопределения по отношению к взаимно отрицающим и противоречивым суждениям авторитетов конкретной научной области, умению ориентироваться в информационном поле [4].

Таким образом, при включении интернет-технологий в обучение происходит формирование информационной компетентности будущего специалиста, что является интегративной профессионально-личностной характеристикой, отражающей реально достигнутый уровень подготовки в области применения интернет-технологий и проявляющейся в его готовности и способности использовать данные технологии в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бернерс-Ли Тим, Хендлер Джеймс, Лассила Ора. Семантическая сеть / перевод Евгения Золина, 2004 /оригинал: The Semantic Web. By Tim Berners-Lee, James Hendler and Ora Lassila. Scientific American, 2001.

2. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете. -М.: Терра-Можайск, 2000.

3. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.: Прогресс, 1977.

4. Голицына И. Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий // Educational Technology & Society, 6(2), 2003.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.