Научная статья на тему 'Интернет - технологии организации дистанционного обучения: состояние и перспективы'

Интернет - технологии организации дистанционного обучения: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девтерова Зурета Руслановна

Статья посвящена дистанционному обучению одному из перспективных способов получения образования. Развитие современных информационных технологий привело к появлению новых подходов к организации образования, при которых обучаемый и обучающийся находятся на значительном расстоянии друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет - технологии организации дистанционного обучения: состояние и перспективы»

Литература

1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Текст]/Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000,-257 с.

2. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст]/М.М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 239 с.

3. Stein, G. Information War - Cyberwar - Netwar [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.infowar.com/mil c4i/stein 1 .html-ssi

4. Тоффлер, Э. Третья волна[Текст]/Э. Тоффлер. - М.: Издательство ACT, 1999. -784 с.

Девтерова З.Р.

Интернет - технологии организации дистанционного обучения: состояние и перспективы

XXI век - больше не призрачное «далеко». Мы живем в этом веке и начинаем ощущать удивительные достижения человеческой цивилизации. Интернет - один из величайших плодов этой цивилизации - открыл широчайшую дорогу к познанию, культуре, взаимопониманию народов, отдельных людей, толерантности.

Интернет-технологии уверенно вошли не только в нашу жизнь, но и успешно внедряются в систему образования. Сегодня дистанционное обучение стало реальным элементом развития образования. С 1995 года начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией [2].

Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной

системы образования: от доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба.

Интенсивное развитие в последние годы компьютерных технологий коренным образом изменяет условия и способы мышления и обучения. Объединение компьютеров в единую сеть Интернет и объединение всех информационных материалов в единую сеть документов Всемирной паутины ведет к колоссальному уплотнению информационной сферы. На этом этапе технического развития уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде, когда владение компьютером и умение пользоваться Интернетом становятся важнейшими элементами профессиональной подготовки специалистов любого профиля.

Дистанционное обучение чаше всего связывают с замкнутой образовательной системой, в которой основным средством общения, обучения и передачи информации является Интернет. Постоянно растущие возможности Интернета открывают новые перспективы развития дистанционного обучения. Сеть практически стала информационной основой для дистанционной системы обучения. В Интернете проводятся лекции, семинары, контрольные работы, по электронной почте студенты общаются между собой и с преподавателями, а также участвуют в обсуждении различных проблем в соответствующих телеконференциях.

Возможность учиться под руководством опытных педагогов лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор - все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно-образовательного пространства [3].

Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих как различные традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий:

- обучение по типу экстерната. Форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение дисциплин согласно программе профессионального образования по избранной специальности.

- университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения учащихся на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, СБ-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения).

- обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке

программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.

- обучение в специализированных образовательных учрежд Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов.

- автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования.

- неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла закончить школьное или профессиональное образование.

Основными целями всех упомянутых моделей образования на расстоянии являются:

1) расширение возможностей обучаемых в совершенствовании и пополнении своих знаний в различных областях, в рамках действующих образовательных программ;

2) присвоение аттестата об образовании, той или иной квалификационной степени на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);

3) дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.

Дистанционное обучение в системе профессиональной школы адресовано различным категориям обучающихся:

- самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их профессиональной школе;

- желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто готовится поступать в вуз или не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении);

-желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий, по болезни;

- больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение;

- желающим получить дополнительное образование по полному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.

К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения.

1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс),

так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интер активность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.

3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный: возможность при необходимости разъяснения учебного материала преподавателем;

- оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода учения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами обучающихся между собой;

- групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками данного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

- оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ.

4. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная деятельность обучаемого: он должен, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

5. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу. Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями [4].

В настоящее время в Интернете имеется огромное множество различных материалов, программ и систем, предназначенных для учебных целей. Классификация программных продуктов для дистанционного обучения осуществляется по четырем параметрам:

- функциональное назначение. Энциклопедии (большие базы данных, используются в качестве справочного материала); виртуальные университеты и колледжи (для организации различных форм дистанционного обучения, обычно реализованы в сфере WWW); тестирующие программы.

- среда функционирования. Продукты с тестовым режимом в среде несетевых операционных систем (например, DOS); с графическим режимом в среде ОС без использования сети (например, Windows); использующие сетевые технологии для работы в сети, но не WWW; функционирующие в среде WWW.

- число категорий пользователей. Однопользовательские продукты, без использования сети; однопользовательские, функционирующие в сети; многопользовательские, без использования сети; многопользовательские, функционирующие в сети.

- использование гипермедиа и мультимедиа. Программные продукты, содержащие только текстовую информацию; программные продукты, содержащие текстовую информацию и элементы графики; программные продукты на базе гипертекста; программные продукты, использующие возможности мультимедиа; программные продукты, использующие возможности гипермедиа.

Для взаимодействия учащихся и преподавателя при дистанционном обучении обычно используются следующие Интернет-технологии:

- WWW (от англ. World Wide Web — «всемирная паутина») - технология работы в сети с гипертекстами;

- FTP (от ант. File Transfer Pmtocol - «протокол перед ачи файлов») - технология передачи по сети файлов производственного формата;

- IRC (от англ. Internet Relay Chat — «поочередный разговор в сети») -технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

- E-mail - электронная почта - отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких минут; информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций;

- телекоммуникации - технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями; для поддержки информационного потока могут использоваться сетевые технологии разнообразных форм: электронная почта, телеконференции по электронной почте (of line) или в оперативном режиме (on line); электронные доски объявлений; телевидеоконференции;

- BBS - электронная доска объявлений (Bulletin Board System) - комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих обмен информацией с использованием компьютерных телекоммуникаций. Пользователи имеют возможность оставлять на ней сообщения и файлы.

Информационный поиск, возникающий между преподавателем и учащимся (или несколькими преподавателями и учебной группой) в процессе

дистанционного обучения и осуществляющийся с помощью телекоммуникаций и других средств новых информационных технологий, является двунаправленным: часть информации идет от преподавателя к учащемуся, а другая часть - от учащегося к преподавателю. Именно этот фактор и создает условия для повышения интерактивности при дистанционном обучении с учетом программных средств новых информационных технологий. Если в процессе обучения образуется группа учащихся, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от учащегося к группе, от группы к учащемуся и т. д. [ 1 ].

Дистанционное обучение получает в системе профессионального образования все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества. Для России развитие дистанционного обучения имеет ключевое значение, связанное с необходимостью охвата образовательными услугами очень большой территории и неудовлетворенностью спроса населения на образование.

Развитие массового и доступного образования, которое может быть достигнуто путем использования дистанционных образовательных технологий, для России (с ее огромной территорией, рассредоточенным населением и крайне неравномерной инфраструктурой) имеет также большое социальное значение, так как способствует закреплению населения на родных местах, препятствуя его миграции в крупные центры. Кроме того, отсутствие массового и доступного образования препятствует интеграции России в мировое сообщество, что является глобальным стратегическим проигрышем.

Таким образом, развитие и широкое внедрение в российскую систему образования информационных технологий и средств дистанционного обучения становятся в современных условиях важнейшей государственной задачей.

Литература

1. Андреев, A.A. Введение в Интернет-образование [Текст]/ A.A. Андреев, Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 76 с.

2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст]/ М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995 - 24 с.

3. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие [Текст]/ Отв. редактор В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003,- 792 с.

4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст]/ Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.

Вопросы экономического образования

Сахнов A.C., Вершинин В.П., Никитин М.В.

Клиеито-ориентированный маркетинг как ингредиент программы последипломного образования менеджеров, работающих на рынке лечебной и диагностической медицинской аппаратуры

Актуальность поднятой в исследовании проблемы сопряжена с различными научными толкованиями клиентоориентированности маркетинговых программ на рынке современного технологического оборудования для медицинских учреждений (М. Рааб, Ф.Н. Кадыров, А.Ю. Исаков, 2003; Б.И. Леонов, В.Я. Зиниченко, A.C. Севостьянов, 2003; О.В. Емельянов, О.Л. Козлова, Ю.С. Кудрявцев, 2004; H.H. Блинов, А.Н. Гурджиев, H.A. Станкевич, 2004, М.Н. Буняченко, 2006; Б.С. Аркадьев, 2008; Г.П. Гриньченко, 2010; W.A. Lemburg, 2001; R. Mcheod, Jr.C. Rogers, 2004; E.C. Hirschman, 2006; A. Kupter, 2009). Так, например, по мнению известных столичных маркетологов В.Е. Хруцкого и И.В. Корнеевой (2003) «клиентоориентированность компании - это инструмент управления взаимоотношениями с потребителями, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевые клиенты и равенство позиций».

Однако данная терминология существенно дополняется научными исследованиями Э.А.Уткина и А.И.Кочетковой (2003), которые указывают, что «клиентоориентированность компании в современном бизнесе обуславливает способность организации извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов.

Возможно, что клиентоориентированность - одно из самых значимых конкурентных преимуществ современной экономики, особенно в период преодоления рецессионных ситуаций. Один из патриархов западного маркетинга, профессор кафедры маркетинговых исследований Университета Висконсин G.A. Cherchill (2000) считает, что реализация клиентоориентированной стратегии позволяет компании достичь следующих результатов в своей деятельности: увеличить стоимость компании, развить бренд конкретной коммерческой фирмы; привести к реорганизации всех ключевых бизнес-процессов, изменить их идеологию; увидеть потенциал снижения операционных издержек; обеспечить рост показателей по основной деятельности; дать толчок развитию смежных аспектов бизнеса; обеспечить рост доходов конкретной компании.

Исследование проводилось в 2006-2010 годах на базе кафедры экономики (с курсом маркетинга) при НОУ ВПО «Черноморская гуманитарная академия» (г. Сочи). Первой группой единиц наблюдения (п=279) были юридические лица (самостоятельно хозяйствующие субъекты в рамках организационно-правовых форм закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.