Научная статья на тему 'Интернет-технологии и современное авторское право'

Интернет-технологии и современное авторское право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРАВО / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ / БЛОКЧЕЙН / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии и современное авторское право»

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

УДК 347

2020.02.020. ЛУЖИНА АН. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. (Обзор).

Ключевые слова: интернет-право; авторское право; защита авторских прав; блокчейн; музыкальные произведения.

В обзоре представлены три статьи, посвященные различным аспектам защиты и реализации авторских прав в сети Интернет: правовому и техническому. В центре их внимания новая Директива (ЕС) 2019 / 790 Европейского парламента и Совета от 17 апреля 2019 г. об авторском праве и смежных правах в рамках единого цифрового рынка, дополняющая Директивы 96 / 9 / EC и 2001 / 29 / EC, а также вопросы технологии - «использование системы хранения данных блокчейн в сфере защиты авторских прав» и проблемы взаимодействия закона и технологии «блокчейн», их интеграция и эволюция. Первые два аспекта рассматриваются Аланом Виллар-том (вице-президент АFM из Канады (American Federation of Musicians from Canada), третий - Ребеккой-Джорджией Дункой (обладатель юридической степени, Университет имени Бабеша -Бойяи, Клуж-Напока, Румыния).

Алан Вилларт в своей статье «Европейская Директива по авторским правам» [3] рассматривает вопросы защиты авторских прав через призму вышеназванной Директивы. Данная Директива устанавливает обязательные для владельцев веб-сервисов, таких, как YouTube, Facebook и Twitter, правила защиты авторских прав в Интернете. Директива, по мнению многих юристов и политиков, как отмечает автор, достаточно спорная, поскольку обязывает интернет-гигантов размещать на их платформах объекты авторских прав только с согласия правообладателей и в случае нарушения

этого правила нести ответственность в виде выплаты соответствующих вознаграждений. В настоящее время такие видеохостинги, как YouTube, не несут ответственности за нарушения авторских прав на их страницах, хотя они вынуждены удалять спорный контент, который обладает потенциальными признаками нарушения авторских прав, или в случае, когда с этой просьбой обращаются обладатели этих прав. Теперь подобные интернет-магнаты должны установить определенные фильтры, которые автоматически будут отслеживать и анализировать все загружаемые файлы на предмет нарушения авторских прав. При обнаружении признаков нарушения они должны будут в разумные сроки удалить спорные материалы либо не допустить последующего их размещения. Ответственность перед правообладателями будут нести не только непосредственно лица, допустившие соответствующее нарушение, но и сайты-агрегаторы, своевременно не удалившие данные файлы. Такие фильтры получили название «технологии распознавания содержания» (technologies de reconnaissance des contenus) [3, с. 5]. В ст. 13 указанной Директивы предусмотрены условия освобождения сайтов-агрегаторов от обязательного использования соответствующих фильтров. К ним отнесены три вида сайтов: 1) действующие менее трех лет; 2) годовой доход которых менее 10 млн евро; 3) ежемесячные посещения не должны превышать 5 млн пользователей [там же]. Таким образом, сайты, не относящиеся к интернет-гигантам, освобождены от данной обязанности.

Директива рекомендует всем странам - членам ЕС до 2021 г. принять на уровне национального законодательства соответствующие законы, направленные на защиту авторских прав в Интернете. «Каждый автор имеет право на достойное вознаграждение за использование его произведений в коммерческих целях», - заявил Ксавье Букаерт (Xavier Bouckaert), президент European Magazine Media [цит. по: 1, с. 5].

Автор надеется, что вслед за европейскими странами подобные правила по защите авторских прав в Интернете будут приняты в Соединенных Штатах и Канаде.

В следующей своей статье «Уже скоро: Система защиты авторских прав на основе технологии "блокчейн"» [2] А. Вилларт анализирует деятельность трех крупнейших мировых некоммерческих организаций по защите авторских прав; ASCAP (The

American Society of Composers, Authors and Publishers) - Общества композиторов, авторов и издателей в США; SACEM (Société des auteurs, compositeurs et éditeurs de musique) - Общества авторов, композиторов и изготовителей фонограмм) во Франции и PRS (the Performing Right Society for Music Limited) - Общества коллективного управления правами на музыкальные произведения в Великобритании. Названные общества недавно объявили о начале совместной работы по усовершенствованию управления авторскими правами, актуализации системы защиты авторских прав, которая должна привести к созданию на платформе блокчейн единой системы управления перекрестными ссылками между кодами ISRC (International Standard Recording Code) - Международный стандартный номер аудио-, видеозаписи - и ISWC (International Standard Musical Work Code) - Международный стандарт кода для музыкальных произведений. В пресс-релизе ASCAP объясняет, что установление ссылок между этими двумя каталогами данных (ISRC и ISWC) на платформе блокчейн наилучшим способом обеспечивает протокол управления современными цифровыми ресурсами. Такое решение позволит обновить методы идентификации правообладателей и ускорить процесс заключения лицензионных договоров, уменьшит число ошибок и сократит затраты. То есть проект направлен на создание и использование централизованного каталога данных в рамках музыкальной индустрии, основанного на методе децентрализованного хранения метаданных о музыкальных произведениях, с обновлениями и мониторингом в режиме реального времени. Рассматриваемая технология практически исключает возможность дублирования информации о музыкальных произведениях, обеспечит их авторам и правообладателям эффективное использование прав и более надежную их защиту.

Руководители SACEM - Жан-Ноэль Тронк (Jean-Noel Tronc), управляющий директор, и ASCAP - Элизабет Мэтьюз (Elizabeth Matthews), генеральный директор, отмечают насущную необходимость данной системы, и в первую очередь для решения проблемы несанкционированного использования музыкальных произведений в Интернете на многочисленных интернет-каналах. По их мнению, создание единой универсальной системы учета и кодировки данных о музыкальных произведениях упростит контакты в сфере пе-

редачи прав на музыкальные произведения, обеспечит получение своевременного и адекватного вознаграждения, а также будет препятствовать использованию музыкальных произведений без согласия авторов или иных правообладателей [2, с. 5]. Подобная оптимизация должна привести к прозрачности системы авторских прав на музыкальные произведения, сокращению затрат посредников и управляющих по их защите и сопровождению соответствующих сделок, тем самым позволит увеличить размеры авторских гонораров. Данная система призвана не только сохранять и пополнять каталог данных, но и осуществлять функцию «щита», т.е. блокировать несанкционированное или безвозмездное использование музыкальных произведений в коммерческих целях. При этом планируется постоянно совершенствовать эту систему в целях обеспечения выявления и распределения случаев коммерческого и некоммерческого использования музыкальных произведений [там же].

В статье Р.-Дж. Дунки «Блокчейн в качестве технологии регулирования: от кода к закону и от закона к коду» [1 с. 68] исследуется процесс внедрения блокчейн в сети Интернет. Данная технология направлена не только на защиту, но и регулирование отношений, складывающихся в интернет-пространстве.

В настоящее время цифровые технологии, подчеркивает автор, окружают нас не только в обычной жизни, но и проникают в сферу политики и юриспруденции. В связи с этим возникает сложность в квалификации блокчейн-технологии и ее регулировании в праве, ибо эта технология представляет собой особую среду, в которой совершаются юридически значимые действия. Рассмотрение темы автор начинает с характеристики основных этапов становления и развития блокчейн и эволюции правового регулирования этой технологии. Эти этапы охватывают период с середины 80-х годов XX в. по настоящее время. Первый этап автор связывает с процессом первичной оцифровки документов, формирования информационных баз данных. Второй - не только с формированием информационных баз данных, но и с созданием экспертных систем, например, таких, как Waterman, которые направлены на оказание квалифицированной консультативной помощи, в том числе по вопросам принятия политических и судебных решений. Этот период отличается сложностью адаптации человеческого языка к цифровым технологиям, началом формирования банка данных для

принятия автоматических или полуавтоматических решений и в первую очередь касается учета информации и ее оценки, например, для получения одобрения кредита. Именно публичный сектор -фискальные органы, органы государственной регистрации и учета недвижимого имущества - первым взял на вооружение данный вид технологий.

Третий этап - использование блокчейн в Глобальной сети и заключение соответствующих соглашений между правообладателями и иными лицами, помогающих вступать в иные обязательственные отношения посредством Интернета. В этот период популяризируется так называемое «мягкое право» (soft law), т.е. соглашения и технические правила, программное обеспечение определяют границы возможного, а в определенных случаях и должного поведения, поскольку не всегда действующий закон может в полной мере регулировать отношения, складывающиеся в условиях Глобальной сети. Как отмечает Дунка, в 1998 г. Джоэл Рейденберг (Joel Reidenberg), профессор Университета Фордхэма, разработал Lex informática - концепцию, которая впоследствии была популяризирована как «код есть закон» («wde is law») Ло-уренса Лессига (Lawrence Lessig), профессора права в Гарвардском университете [цит. по: 1, с. 69].

Этот этап ознаменован разработкой концепции нового типа правовых норм, в основе которых лежит цифровая запись (код), обладающая признаками трансграничности и транснациональности и обеспечивающая применение правил всеми пользователями Глобальной сети. Ярким примером этого является DRM (Digital Right Management) (Управление цифровыми правами), которое ограничивает использование защищенного авторским правом контента в Интернете (например, количество возможных цифровых копий музыкального произведения) [1, с. 69]. Но чем обширнее система, чем больше хранится в ней информации и данных, тем более глубокой и эффективной защиты она требует. В качестве примера автор приводит блокчейн-технологию и рассматривает ее как децентрализованную, безопасную и неподкупную базу данных, публичный реестр, позволяющий вести безопасный обмен однопорядковыми данными.

В 2009 г. биткойн стал первым примером использования данной технологии, что позволило ему быстро набрать популяр-

ность в качестве системы децентрализованной оплаты и вложения денежных средств. Сегодня технология «блокчейн» имеет потенциал использования не только для общения между «одноклассниками», создания единой информационной системы в рамках одного юридического лица и обеспечения взаимодействия между различными органами публичной власти, хранения судебных данных и т.д., но и такой универсалий, который позволяет интегрировать технологические и юридические нормы посредством расширения использования кода не только для обеспечения соблюдения правовых норм, но и написания и разработки новых общих правил.

Смогут ли эти новые технологические правила и соглашения, которые направлены на упрощение регулирования отношений в Глобальной сети, заменить имеющиеся классические договоры и нормы права? Именно рассмотрению этого вопроса, а также анализу третьего этапа с точки зрения соотношения права и технологии посвящена статья Р.-Дж. Дунки.

Таким образом, современное право, в том числе и авторское право, сегодня невозможно представить в отрыве от информационных и интернет- технологий, которые не только представляют собой сферу реализации субъективных прав, но и являются наиболее современным инструментом хранения и передачи информации и данных, обеспечивающих надлежащую защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота. И как указывают оба автора, сегодня мы находимся лишь в самом начале интеграционных процессов между правом и технологиями.

Список литературы

1. Dunca R.-G. Technologie du blockchain (ou de la chaîne de blocs) en tant que technologie de réglementation: du code est la loi à la loi est le code // Juridical eur-rent. - Tirgu-Mures, 2019. - Vol. 22, N 1. - P. 68-89.

Дунка Р.-Дж. Блокчейн в качестве технологии регулирования: От кода к закону и от закона к коду.

2. Willaert A. À venir sous peu: un système de droit d'auteur fondé sur la technologie de chaînes de blocs // International musician. - New York, 2017. - Vol. 115, N 5. -

P. 5.

Вилларт А. Уже скоро наступит: Система защиты авторских прав на основе блокчейн-технологии.

3. Willaert A. Directive de l'Union européenne sur le droit d'auteur // International musician. - New York, 2019. - Vol. 117, N 6. - P. 5.

Вилларт А. Европейская Директива по авторским правам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.