Научная статья на тему 'Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае'

Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / молодежная политика / региональная идентичность / формирование региональной идентичности молодежи / информационные технологии / Интернет / интернет-технологии / соци-альные сети / youth / youth policy / regional identity / formation of regional youth identity / information technolo-gies / Internet / Internet technologies / social networks

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Александровна Миронцева, Ольга Александровна Бориско, Игорь Станиславович Башмаков

В статье представлен анализ роли интернет-технологий в формировании региональной идентичности молодежи в рамках соответствующего направления политики субъекта федерации. Цель иссле-дования – выявить особенности, проблемы и практики применения интернет-технологий в формировании ре-гиональной идентичности молодежи на примере Краснодарского края. В работе представлены результаты ана-лиза материалов официальных сайтов и аккаунтов органов по работе с молодежью региона, иллюстрирующие практики, которые они применяют, а также результаты экспертного опроса с оценкой особенностей, роли и про-блем использования информационных технологий в формировании региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае. Особое внимание авторы обращают на значимость активного вовлечения молодого поко-ления в коммуникацию с органами по работе с молодежью посредством Интернета и социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Александровна Миронцева, Ольга Александровна Бориско, Игорь Станиславович Башмаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Technologies of Regional Youth Identity Formation in the Krasnodar Krai

The article scrutinizes the role of Internet technologies in the formation of youth regional identity in the context of the relevant policy direction of the federal entity. The aim of the study is to hinges primarily on identifying the peculiarities, problems and practices of using Internet technologies in shaping the regional identity of youth, using the Krasnodar Krai as an example. The work presents the results of an analysis of materials from the official websites and accounts of the region’s youth work bodies, illustrating the practices they employ, as well as the results of an expert survey assessing the specifics, role and challenges of using information technologies in the formation of regional youth identity in Krasnodar Krai. Particular attention is paid by the authors to the importance of active involvement of the younger generation in communication with youth work bodies through the Internet and social networks.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае»

Научная статья УДК 323.2

https://doi.Org/10.24158/pep.2024.1.3

Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи

в Краснодарском крае

Светлана Александровна Миронцева1, Ольга Александровна Бориско2, Игорь Станиславович Башмаков3

123Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1mirontseva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5860-6633 2olgbor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0097-3796 3igorbash87@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5906-803X

Аннотация. В статье представлен анализ роли интернет-технологий в формировании региональной идентичности молодежи в рамках соответствующего направления политики субъекта федерации. Цель исследования - выявить особенности, проблемы и практики применения интернет-технологий в формировании региональной идентичности молодежи на примере Краснодарского края. В работе представлены результаты анализа материалов официальных сайтов и аккаунтов органов по работе с молодежью региона, иллюстрирующие практики, которые они применяют, а также результаты экспертного опроса с оценкой особенностей, роли и проблем использования информационных технологий в формировании региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае. Особое внимание авторы обращают на значимость активного вовлечения молодого поколения в коммуникацию с органами по работе с молодежью посредством Интернета и социальных сетей.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, региональная идентичность, формирование региональной идентичности молодежи, информационные технологии, Интернет, интернет-технологии, социальные сети

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Миронцева С.А., Бориско О.А., Башмаков И.С. Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 1. С. 29-37. https://doi.org/10.24158/pep.2024.13.

Original article

Internet Technologies of Regional Youth Identity Formation in the Krasnodar Krai

Svetlana A. Mirontseva1, Olga A. Borisko2, Igor S. Bashmakov3

123Kuban State University, Krasnodar, Russia 1mirontseva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5860-6633 2olgbor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0097-3796 3igorbash87@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5906-803X

Abstract. The article scrutinizes the role of Internet technologies in the formation of youth regional identity in the context of the relevant policy direction of the federal entity. The aim of the study is to hinges primarily on identifying the peculiarities, problems and practices of using Internet technologies in shaping the regional identity of youth, using the Krasnodar Krai as an example. The work presents the results of an analysis of materials from the official websites and accounts of the region's youth work bodies, illustrating the practices they employ, as well as the results of an expert survey assessing the specifics, role and challenges of using information technologies in the formation of regional youth identity in Krasnodar Krai. Particular attention is paid by the authors to the importance of active involvement of the younger generation in communication with youth work bodies through the Internet and social networks.

Keywords: youth, youth policy, regional identity, formation of regional youth identity, information technologies, Internet, Internet technologies, social networks

Funding: Independent work.

For citation: Mirontseva, S.A., Borisko, O.A. & Bashmakov, I.S. (2024) Internet Technologies of Regional Youth Identity Formation in the Krasnodar Krai. Society: Politics, Economics, Law. (1), 29-37. Available from: doi:10.24158/pep.2024.1.3 (In Russian).

В последние десятилетия средства массовой информации значительно влияют на формирование и изменение социальной среды современного общества (Zulfiqar, Khalid, 2022). Практики коммуникации, благодаря распространению интернет-технологий, выходят за традиционные границы

© Миронцева С.А., Бориско О.А., Башмаков И.С., 2024

времени и пространства, создают новую систему социальных отношений, влияют на образ жизни людей, их социализацию, формирование идентичности, а также на коммуникационные процессы в обществе (Pattaro, 2015). Большое количество исследований в отечественной и зарубежной науке посвящено изучению роли Интернета и современных информационных технологий как в личной, так и в общественно-политической жизни (Buonomo et al., 2015; Лапшин, 2019, Смирнов, 2021 и др.).

Очевидно, что современные информационные технологии глубоко влияют на жизнь не только взрослых, но также детей и молодежи. Многие исследователи отмечают, что в условиях современного информационного общества последние тратят гораздо больше времени на пребывание в Интернете и социальных медиа, чем на любую другую форму активности (Zemmels, 2012). Они деятельно вносят свой вклад в их развитие, делятся информацией, ищут и потребляют контент на платформах социальных сетей и живут в интегрированной коммуникационной среде, где онлайн и офлайн неразрывно связаны (Bolton et al., 2013). Молодежь часто использует социальные сети для различных форм взаимодействия и обсуждения общественно значимых событий (Carlisle, Patton, 2013). Кроме того, молодые люди все чаще сами становятся производителями контента, создают свое собственное интернет-пространство, что позволяет говорить, что подростки сегодня «претендуют на статус взрослого» (Böhnisch, 2009). В последнее время значительно возросло число исследований, посвященных изучению влияния новых средств массовой информации на жизнь детей и молодежи (Daoud et al., 2021, Soldatova et al., 2020, Загидуллина, 2016).

Как отмечает Дж. Томпсон (Thompson, 1995), современные цифровые технологии преобразовали пространственную и временную организацию социальной жизни, создав новые формы действия и взаимодействия, новые виды социальных отношений и новые способы отношения к другим и к самому себе. Цифровая среда формирует коммуникативную деятельность и является важнейшей формой коммуникации в современном обществе (Островский, Кудина, 2020). Ряд исследователей обращает внимание на то, что сегодня общение и развлечения молодых людей в интернет-пространстве по своим характеристикам и значению для самой молодежи являются, с одной стороны, такими же, как в реальной среде (Lange, Wehmeyer, 2014); с другой стороны, эта новая среда коммуникации является «гибридной» (Höflich, 2003), объединяющей в себе не только преимущества, связанные с результатами использования новых технологий, но и достижения, завоеванные еще традиционными СМИ. Онлайн-активность молодежи может быть частью деятельности в сфере публичного пространства, онлайн- и офлайн-действия могут дополнять друг друга (Hirzalla, van Zoonen, 2011).

В условиях современного информационного общества государство может использовать интернет-технологии не только в целях предоставления услуг, но и для организации мероприятий с участием общественности, в том числе и молодежи. Социальные сети помогают политическим институтам выстроить коммуникативные связи с гражданами. Ряд исследователей отмечает, что органы власти все чаще применяют их для взаимодействия с населением (Medaglia, Zheng, 2017). Цифровые технологии позволяют активно использовать метод визуализации, что помогает более эффективно доносить сообщения до широкой аудитории, воздействуя на эмоциональную сферу людей. Именно поэтому сегодня информационные технологии являются неотъемлемой частью успешной молодежной политики (Белякова, 2019). Использование Интернета и социальных сетей обеспечивает информационную и коммуникативную функции во взаимодействии органов власти и нового поколения (Малькевич, 2020). С точки зрения технологий молодежной политики Интернет важен, в первую очередь, как возможность доступа к информации, как пространство взаимодействия, как источник ресурсов для участия в общественной жизни, как средство для политического убеждения и закрепления доверия к органам власти и политическим структурам, способ формирования установок массового сознания, ценностей и моделей поведения граждан, как инструмент мобилизации молодых пользователей.

Исследователи обычно рассматривают детство и юность как ключевой период в формировании идентичности (Buckingham, 2008). Это непрерывный процесс идентификации и индивиду-ации, самопознания и признания со стороны общества (Gius, 2004). Интернет-технологии представляют собой набор элементов, которые способствуют формированию идентичности молодого поколения1 (Vittadini et al., 2013). Ряд эмпирических исследований подтверждает тот факт, что его представители определяют личную и коллективную идентичность и развивают новые стили общения посредством потребления новых медиа (Stella et al., 2008). Влияние их на процесс формирования молодежной идентичности рассматривается в ряде работ отечественных ученых (Стеганцов, 2023 и др.).

Очевидно, что интернет-технологии могут влиять на формирование региональной и других видов территориальной идентичности. Региональная идентичность - это совокупность символических и идейных установок и смыслов, связанная с процессом интерпретации регионального

1 A European Research Project: the appropriation of new media by youth. Rapporto di ricerca [Электронный ресурс] // Mediappro. URL: http://www.mediappro.org/publications/finalreport.pdf (дата обращения: 29.12.2023).

своеобразия, через который уникальность региона приобретает осязаемые черты в образах, мифах и символах, разделяемых членами местного сообщества1. Государство и органы власти могут с помощью Интернета более эффективно распространять в молодежной среде определенные ценности и смыслы, связанные с региональным или гражданским патриотизмом, исторической памятью, доверием к институтам власти. В рамках региональной идентичности интернет-технологии могут формировать положительное отношение к территории, стимулировать внимание и интерес к проблемам этой территории, улучшать восприятие местных культурно-исторических и природных ценностей, влиять на оценку деятельности региональных властей. Их применение возможно не только государственными, но и общественными, а также коммерческими субъектами в целях привлечения молодых людей в качестве туристов, работников, волонтеров, покупателей местных продуктов либо постоянных жителей определенных территорий. Проблема использования интернет-технологий, а также совмещения онлайн- и офлайн-форматов в целях формирования региональной идентичности молодежи, в том числе в рамках молодежной политики, является недостаточно изученной в настоящий момент.

Основная задача нашего исследования - выявить особенности и возможности применения интернет-технологий в формировании региональной идентичности молодежи в одном из субъектов федерации - Краснодарском крае, отличающемся своими уникальными характеристиками: географическим положением, природно-климатическими и социально-экономическими условиями, историческим развитием и культурным своеобразием.

Основными механизмами формирования региональной идентичности молодежи выступают правовой, организационный и информационный. Исходя из цели нашего исследования, сфокусируем свое внимание на последнем, который проявляется через двустороннюю передачу данных между институтами, реализующими молодежную политику, и собственно представителями нового поколения. Это информация о готовящихся и прошедших мероприятиях, о реализуемых проектах, которые направлены на формирование представлений об истории, культуре, достижениях нашего региона, и обратная связь в этом контексте от молодых людей.

В статье проводится анализ различных практик использования интернет-технологий органами по работе с молодежью Краснодарского края в формировании региональной идентичности молодежи региона.

В 2019 г. нами был проведен экспертный опрос (п = 19) на определение институциональных основ, механизмов и технологий формирования региональной идентичности молодежи на примере Краснодарского края в рамках молодежной, образовательной и культурной политики. Было выявлено, что многие эксперты считают интернет-технологии значимыми в региональной молодежной политике. Поэтому в 2023 г. мы провели дополнительно еще одно исследование, целью которого стал анализ мнений специалистов о возможностях интернет-технологий в молодежной политике Краснодарского края и формировании региональной идентичности молодежи. В данном опросе 2023 г. приняли участие эксперты, представляющие различные сферы, связанные с молодежной, образовательной и культурной политикой Краснодарского края. Были опрошены 15 специалистов из следующих групп: представители органов государственной власти регионального уровня и органов муниципальной власти, разрабатывающих и реализующих молодежную, образовательную и культурную политику края; представители образовательных учреждений, в том числе участвующие в преподавании предметов «Кубановедение», «История Кубани»; представители учреждений культуры, СМИ, общественных организаций.

Было выявлено, что информационные технологии имеют большое значение в работе с молодежью и могут активно использоваться в формировании позитивных представлений у нее об истории, культуре, современных особенностях Краснодарского края, а значит, и в формировании региональной идентичности молодых людей. Так, технологии визуализации могут достаточно эффективно и целенаправленно применяться в сети Интернет для формирования региональной идентичности именно молодежи. Ярким примером реализации технологий визуализации могут служить официальные аккаунты в социальных сетях, например, на платформе ВКонтакте - Молодежь Кубани (Молод.Инфо) от управления молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Здесь можно познакомиться с разнообразной актуальной информацией, узнать об интересных молодежных проектах и проводимых мероприятиях. В данном сообществе используют привлекательное оформление, множество фотографий и видео молодых людей, различные запоминающиеся изображения. Очевидно, что таким образом формируется привлекательный образ активной, современной молодежи, неравнодушной к своей стране и региону2.

1 Назукина М.В. Региональная идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности : в

2 т. М., 2011. Т. 1 Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий. С. 143-147.

2 Молодежь Кубани [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/molodinfo (дата обращения: 09.11.2023).

Центр гражданского воспитания молодежи Кубани, являющийся подведомственным учреждением управления молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, проводит большую работу по формированию как российской гражданской идентичности, так и региональной. Деятельность центра освещается на его официальном сайте1, а также в социальных сетях. Некоторые из интернет-технологий, используемых организацией, могут служить примерами формирования региональной идентичности Кубани, связанной с общей памятью местных граждан о Великой Отечественной войне и других важных для истории региона событиях. Так, на сайте учреждения имеется интерактивная карта мемориальных объектов Краснодарского края2, посвященных периодам Гражданской, Великой Отечественной войн и другим событиям истории. Любой интересный для посетителей сайта памятник с фото и кратким описанием можно найти либо по наименованию или адресу, либо по обозначению на карте.

На сайте Центра гражданского воспитания молодежи Кубани имеется также раздел под названием «Дороги воинской славы Кубани»3, где можно посмотреть ряд видеосюжетов, посвященных городу-герою Новороссийску, городам воинской славы и воинской доблести Кубани, Ку-щевской атаке, а также периоду оккупации Краснодара. Воспитанники кадетских училищ в этих видеороликах рассказывают о ключевых событиях периода Великой Отечественной войны, происходивших на Кубани, знакомят всех интересующихся молодых людей с героическими поступками наших дедов и прадедов. Также на сайте имеется раздел «Помним. Гордимся!»4, где каждый кубанец может рассказать о подвигах своих родных, совершенных в период Великой Отечественной войны, а также и в недавнем прошлом. В настоящий момент раздел пополняется информацией о погибших участниках специальной военной операции на Украине. Таким образом, знакомство молодежи с историей и героическими поступками наших земляков посредством данных интернет-технологий будет способствовать формированию общей исторической памяти и трансляции важных для жителей нашего региона ценностей, являющихся составляющими региональной идентичности Кубани.

Следует отметить, что в рамках молодежной политики Краснодарского края существует большое разнообразие современных проектов, представляющих интерес для разных групп нового поколения, реализация которых освещается на сайтах и аккаунтах органов молодежной политики. Одним из них является проект Центра молодежных инициатив в рамках поддержки добровольчества (волонтерства) по созданию постоянно действующей образовательной платформы «Онлайн-академия социального развития» на базе Ресурсного центра добровольчества (волонтерства) Краснодарского края для формирования универсальных навыков добровольцев и развития успешных практик5.

Проект Молодежного центра развития личности Краснодарского края «Арт-резиденция "Дом книги"» по созданию пространства возможностей для творческой молодежи и креативных сообществ также активно освещается на официальном сайте6 Молодежного центра развития личности и в социальных сетях.

В сентябре 2022 г. был запущен проект «В тренде», цель которого - освещение историй успешных представителей молодежи из разных областей культуры и бизнеса. На декабрь 2023 г. размещено 38 видео, среднее количество просмотров - около 1 000, при этом есть ролики, собравшие 3 000 просмотров, а есть - менее 100. Видео не сопровождаются информацией о герое выпуска и его сфере деятельности. Несмотря на качественный контент, интересные истории, у проекта есть явные проблемы с продвижением, хотя формирование локальной и региональной идентичности через современных героев могло оказаться не менее эффективным, нежели через исторические события и личностей, учитывая большой интерес молодежи к современной жизни региона.

Еще один из популярных проектов, реализуемых в Краснодарском крае и активно освещаемых в сети Интернет - молодежный форум «Регион 93»7. Он проводится летом (июль - август)

1 Главная [Электронный ресурс] // Центр гражданского воспитания Кубани. URL: https://patriotku-ban.ru/?ysclid=lq9lr9kptw689282234 (дата обращения: 18.11.2023).

2 Интерактивная карта мемориальных объектов Краснодарского края [Электронный ресурс] // Центр гражданского воспитания Кубани. URL: https://patriotkuban.ru/map/ (дата обращения: 18.11.2023).

3 Дороги воинской славы Кубани [Электронный ресурс] // Центр гражданского воспитания Кубани. URL: https://patriotkuban.ru/dorogi-voinskoy-slavy-kubani/index.php (дата обращения: 18.11.2023).

4 Помним. Гордимся! [Электронный ресурс] // Центр гражданского воспитания Кубани. URL: https://patri-otkuban.ru/nashi-proekty/pomnim/ludi/ (дата обращения: 18.11.2023).

5 Онлайн-академия социального развития корпоративного университета ресурсного центра добровольчества Краснодарского края. URL: https://kubandobro.ru (дата обращения: 12.11.2023).

6 Арт-резиденция «Дом книги». Пространство возможностей для творцов и креативных сообществ [Электронный ресурс] // Молодежный центр развития личности. URL: https://мцрл.рф/art-rezidencziya/ (дата обращения: 18.11.2023).

7 Регион 93 [Электронный ресурс] // Вконтакте. URL: https://vk.com/forumregion93 (дата обращения: 22.11.2023).

в форме специально организованного лагеря. Программа форума включает развивающий, спортивный, патриотический, досуговый модули, мероприятия направлены на формирование лидерских качеств, навыков проектной деятельности и командной работы у участников. В 2023 г. форум включал пять смен, проведенных для молодежных лидеров и активистов общественных организаций, для творческой молодежи и волонтеров. В социальной сети «Вконтакте» периодически выходили новости, видеосюжеты, фоторепортажи о мероприятиях смен. Также на территории лагеря «Регион 93» в августе 2023 г. проходили краевая военно-спортивная игра «Зарница» и патриотический слет, приуроченный к годовщине освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, что также было освещено в интернет-сообществах.

Социальные сети используются органами власти, реализующими молодежную политику, для информирования молодых людей о проводимых конкурсах и проектах. Например, на сайте министерства образования, науки и молодежной политики и на страницах социальных сетей подведомственных ему учреждений освещаются события, связанные с реализацией молодежного конкурса социально значимых проектов «Регион 93» (старта, завершения приема заявок, объявления результатов конкурса)1. Участники конкурса активно используют социальные сети для продвижения своих проектов. Например, в числе победителей конкурса в 2023 г. - команда молодых людей, реализующих образовательный проект «Академия», созданный для формирования и развития soft skills у молодежи2, команда, реализующая патриотический, инклюзивный и духовно-нравственный проект «Объединение» 2.0, который направлен на формирование духовных и традиционных ценностей в молодежной среде3.

В ходе экспертного опроса в 2023 г. нами были выявлены особенности применения интернет-технологий в формировании региональной идентичности молодежи.

Все участники исследования говорили о том, что в крае уделяют внимание разработке различных программ, ориентированных на молодежь, и подчеркивали важность мероприятий в рамках данных программ и их информационное освещение в сети Интернет. Многие эксперты отмечали, что молодежь в настоящее время лучше всего информировать о планируемых мероприятиях с помощью современных технологий, размещать сведения в социальных сетях, где с ними оперативно смогут ознакомиться адресаты. Эксперты отметили интерес молодежи к разнообразным культурным мероприятиям, широко освещаемым в сети Интернет как на сайтах культурных учреждений, так и в социальных сетях: «Молодежь сейчас любит ходить на акции: "Ночь музеев", "Ночь библиотек", "Ночь искусств" и т.д., в которых музеи участвуют... То есть, молодежь это дело поняла, и она прекрасно вклинивается самостоятельно, тем более что эти акции идут бесплатно» (мнение представителя учреждения культуры). Эксперты акцентировали внимание на том, что новое поколение не просто посещает учреждения культуры во время таких акций, но и часто принимает в них активное участие. Кроме того, опрошенные специалисты говорили о том, что молодежь и сама проявляет активный интерес к передаче информации об интересных событиях и мероприятиях, в которых принимает участие. Эксперт из культурного учреждения заметила, что «если хочется увидеть молодежь, то это вот такие мероприятия, куда они идут, фотографируются, постят. И им это очень нравится». Именно поэтому учреждения культуры и образования, по мнению экспертов, стали активно освещать многие готовящиеся ими мероприятия, предоставлять информацию и фотоотчеты по законченным проектам в сети Интернет, привлекать молодежь к добровольческой деятельности в качестве волонтеров культуры (например, в музеях г. Краснодара).

Несколько экспертов отметили, что формированию региональной идентичности способствует довольно развитая молодежная политика в крае и ее информационное освещение в Интернете, в том числе в социальных сетях: «Есть форумы, есть молодежная политика, которая дает молодежи Кубани площадки для общения и формирования связей (в том числе в Интернете и социальных сетях), из которых, может быть, и сформируется общность» (представитель СМИ). Эксперты констатировали, что некоторые молодежные мероприятия из офлайн-формата перешли в онлайн, тем самым существенно расширилась молодежная аудитория, задействованная в них. Но некоторые традиционные для региона, являющиеся в каком-то смысле визитной карточкой региона молодежные проекты, например, смены форума «Регион 93», невозможно провести в онлайн-формате, так как «потеряется особый региональный дух» (представитель региональной молодежной политики).

1 Центр молодежных инициатив [Электронный ресурс] // Вконтакте. URL: https://vk.com/rabotakuban (дата обращения: 24.11.2023).

2 Академия: образовательный проект [Электронный ресурс] // Вконтакте. URL: https://vk.com/academy_krd (дата обращения: 24.11.2023).

3 Проект «Молодежное инклюзивное пространство Кубани. Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс] // VK Видео. URL: https://vk.com/video/playlist/-103302876_14 (дата обращения: 24.11.2023).

Органы муниципальной молодежной политики, по мнению многих экспертов, также могут играть значимую роль в формировании региональной идентичности молодежи, используя интернет-технологии. Один из опрошенных отметил, что органы власти, связанные с молодежной политикой в Краснодарском крае, стараются поддерживать новые направления, интересные для молодежи, в том числе освещая их с помощью сети Интернет. Но представители муниципальных органов молодежной политики отмечают трудности в реализации различных инициатив в данном направлении, так как зачастую на муниципальном уровне «маленький штат и большая загруженность абсолютно всех сотрудников и специалистов. На специалиста в среднем приходится 4-5 направлений молодежной политики» (представитель муниципальной молодежной политики). Информационное сопровождение всех основных направлений данного вида деятельности и постоянное оперативное размещение в сети Интернет актуальной информации требует усилий и времени, что в ситуации нехватки сотрудников крайне проблематично.

В то же время все эксперты единодушно согласились с тем, что опыт периода пандемии коронавируса показал, что использование информационных технологий в проведении онлайн-мероприятий может быть очень эффективным. Период коронавирусных ограничений открыл новые возможности для дистанционной работы с молодежью. Онлайн-мероприятия позволяют заинтересовать и целенаправленно привлечь гораздо большее количество молодых людей. Поэтому стоит активно развивать данный формат и в постпандемийный период. Ряд проектов или отдельных мероприятий можно проводить, комбинируя онлайн- и офлайн-форматы. Также многие эксперты считают, что дистанционная работа с молодежью в рамках соответствующего направления политики региона очень актуальна и в связи с нынешней международной ситуацией и ее вызовами, необходимостью информировать и обучать молодежь умению отличать фейко-вую информацию и критически мыслить.

Вместе с тем часть из экспертов отметила, что, несмотря на распространение различных интернет-технологий, их чаще всего используют для информирования молодежи о различных мероприятиях, при этом недостаточно развита практика активного вовлечения нового поколения в проектную деятельность в онлайн-формате. По мнению одного из экспертов, «стоило бы попробовать использовать в молодежной среде региона такую форму командной проектной работы, как хакатон, применяемую в сфере 1Т-технологий. Росмолодежь запускала всероссийский хакатон "Молодежный бит" для разработки технологических решений в помощь по конкретным аспектам деятельности ведомства (например, онлайн-адаптации новых сотрудников Росмолодежи). На уровне нашего региона, считаю, тоже стоит подумать о подобных проектах» (представитель СМИ).

Основываясь на анализе практик использования интернет-технологий для формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае, а также на результатах экспертного опроса, можно сделать выводы о том, что институты образования, культуры и молодежной политики активно используют интернет-технологии прежде всего для информирования молодых людей о проводимых для них мероприятиях, а также в образовательных и просветительских целях. Средства визуализации позволяют сделать контент максимально запоминающимся, использовать символические средства формирования региональной идентичности (эмоциональный уровень). В этой связи нам представляется эффективным использование потенциала интернет-технологий с целью создания яркого и позитивного образа территории, на которой проживают молодые люди. На когнитивном уровне формирования региональной идентичности преимущество использования интернет-технологий связано с доступностью информации и удобной для молодежи формой ее получения. На поведенческом уровне возможности интернет-технологий ограничены, мы можем говорить о различных формах политического или общественного участия молодежи в интернет-пространстве, но многие проекты, направленные на формирование региональной идентичности, проходят в офлайн-формате, и их перенесение на онлайн-площадки не рассматривается субъектами молодежной политики. Здесь могут быть рекомендации использования гибридных форм реализации деятельности, при которых интернет-технологии применяются или для выполнения определенных задач, или для усиления эффекта от проведения мероприятий в офлайн-формате, так как подобные действия могут эффективно дополнять друг друга.

Органам по работе с молодежью региона стоит обратить внимание на более активное использование интернет-технологий в формировании самостоятельных инициатив молодежи и активного ее вовлечения в проектную командную деятельность, в том числе в онлайн-формате, для работы над актуальными для молодежи кейсами, в том числе для возможного совершенствования технологических решений и создания новых цифровых решений для органов молодежной политики региона на примере хакатонов в сфере 1Т. Проектный подход, применяемый сегодня в России во всех сферах, в том числе в молодежной политике, предполагает наличие как преимуществ применения интернет-технологий, так и некоторых барьеров. Использование социальных сетей, мессенджеров, интернет-каналов, цифровых площадок молодежных проектов и мероприятий облегчает коммуникацию между людьми, информирование их о событиях, прием заявок, организацию мероприятий, но

для реализации проектов, которые предполагают использование деятельностного подхода, преимущества офлайн-формата перед онлайн очевидны.

Таким образом, современное развитие цифровой среды во всех сферах общества и глубокая вовлеченность в этот процесс молодежи требует пристального внимания ко всем возможностям применения интернет-технологий в молодежной политике Краснодарского края и формирования региональной идентичности нового поколения.

Список источников:

Белякова Т.М. ИКТ в молодежной политике России в XXI веке // Евразийский союз ученых. 2019. № 4-5 (61). С. 61-63.

Загидуллина М.В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни // Социологические исследования. 2016. № 5 (385). С. 115-123.

Лапшин А.Г. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях // Власть. 2019. Т. 27, № 1. С. 63-68. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6228.

Малькевич А.А. Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики в России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 4. C. 38-49.

Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229-244. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10041.

Смирнов А.В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1 (161). С. 129-153. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1790.

Стеганцов А.А. Влияние социальных медиа на формирование идентичности молодежи: социологический подход // Мир науки и мысли. 2023. № 3. С. 20-23. https://doi.org/10.24412/2949-1509-2023-3-20-23.

Böhnisch L. Jugend Heute - Ein Essay // Jugend, Identität, Medien. München, 2009. P. 27-34. (на нем. яз.)

Bolton R.N., Parasuraman A., Hoefnagels A., Migchels N. Kabadayi S., Gruber T., Komorova Loureiro Y., Solnet D. Understanding Generation Y and their use of social media: a review and research agenda // Journal of Service Management. 2013. Vol. 24, iss. 3. Р. 245-267. https://doi .org/10.1108/09564231311326987.

Buckingham D. Introducing Identity // Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge, 2008. P. 1-24. https://doi.org/10.1162/dmal.9780262524834.001.

Buonomo I., Cipriani I., Piperno S., Seddi I., Fiorilli C. Internet and Socialization: How Internet Use Influences Online and Offline Relationships // Anthropological Research and Studies. 2015. Vol. 5. Р. 3-10.

Carlisle J.E., Patton R.C. Is Social Media Changing How We Understand Political Engagement? An Analysis of Facebook and the 2008 Presidential Election // Political Research Quarterly. 2013. Vol. 66, iss. 4. Р. 883-895. https://doi.org/10.1177/1065912913482758.

Daoud R., Starkey L., Eppel E., Tho Doan Vo, Sylvester A. The Educational Value of Internet Use in the Home for School Children: A Systematic Review of Literature // Journal of Research on Technology in Education. 2021. Vol. 53, iss. 4. Р. 353-374. https://doi.org/10.1080/15391523.2020.1783402.

Gius E. Teoria della conoscenza e valori. Milano, 2004. 597 р. (на итал. яз.)

Hirzalla F., van Zoonen L. Beyond the Online/Offline Divide: How Youth's Online and Offline Civic Activities Converge // Social Science Computer Review. 2011. Vol. 29, iss. 4. Р. 481-498. https://doi.org/10.1177/0894439310385538.

Höflich J.R. Mensch, Computer und Kommunikation. Theoretische Verortungen und empirische Befunde. Frankfurt am Main, 2003. 280 s. (на нем. яз.)

Lange M., Wehmeyer K. Jugendarbeit im Takt Einer Beschleunigten Gesellschaft. Veränderte Bedingungen des Heranwachsens als Herausforderung. München, 2014. 205 s. (на нем. яз.)

Medaglia R., Zheng L. Mapping Government Social Media Research and Moving It Forward: A Framework and a Research Agenda // Government Information Quarterly. 2017. Vol. 34, iss. 3. Р. 496-510. https://doi.org/10.1016/j.giq.2017.06.001.

Pattaro C. New Media & Youth Identity. Issues and Research Pathways // Italian Journal of Sociology of Education. 2015. Vol. 7, iss. 1. Р. 297-327. https://doi.org/10.14658/PUPJ-IJSE-2015-1-12.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Chigarkova S.V. Digital Socialization of Adolescents in the Russian Federation: Parental Mediation, Online Risks, and Digital Competence // Psychology in Russia: State of the Art 2020. Vol. 13, iss. 4. Р. 191-206. https://doi.org/10.11621 /pir.2020.0413.

Stella R., Morcellini M., Lalli P. Spazi Comunicativi Contemporanei. Roma, 2010. 244 р. (на итал. яз.)

Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford, 1995. 314 р.

Vittadini N., Siibak A., Reifova I., Bilandzic H. Generations and Media: The Social Construction of Generational Identity and Differences // Audience Transformations. Shifting Audience Positions in Late Modernity. N. Y., 2013. Р. 65-81.

Zemmels D. Youth and New Media // Communication Research. 2012. Vol. 31. Р. 4-22.

Zulfiqar A., Khalid F. New Media and Identity Crises: a Challenge of Cultural Homogenization // Pakistan Journal of Social Research. 2022. Vol. 4, iss. 4. Р. Р. 143-147. https://doi.org/10.52567/pjsr.v4i04.796.

References:

Belyakova, T. M. (2019) IKT v molodezhnoi politike Rossii v XXI veke [ICTs in Russian youth policy in the XXI century]. Evraziiskii soyuz uchenykh. (4-5 (61)), 61-63. (In Russian).

Böhnisch, L. (2009) Jugend Heute - Ein Essay. In: Jugend, Identität, Medien. München, рр. 27-34. (In German)

Bolton, R. N., Parasuraman, A., Hoefnagels, A., Migchels, N. Kabadayi, S., Gruber, T., Komorova Loureiro, Y. & Solnet, D. (2013) Understanding Generation Y and their use of social media: a review and research agenda. Journal of Service Management. 24 (3), 245267. Available from: doi:10.1108/09564231311326987.

Buckingham, D. (2008) Introducing Identity. In: Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge, рр. 1-24. Available from: doi:10.1162/d mal .9780262524834.001.

Buonomo, I., Cipriani, I., Piperno, S., Seddi, I. & Fiorilli, C. (2015) Internet and Socialization: How Internet Use Influences Online and Offline Relationships. Anthropological Research and Studies. 5, 3-10.

Carlisle, J. E. & Patton, R. C. (2013) Is Social Media Changing How We Understand Political Engagement? An Analysis of Facebook and the 2008 Presidential Election. Political Research Quarterly. 66 (4), 883-895. Available from: doi:10.1177/1065912913482758.

Daoud, R., Starkey, L., Eppel, E., Tho Doan Vo & Sylvester, A. The Educational Value of Internet Use in the Home for School Children: A Systematic Review of Literature. Journal of Research on Technology in Education. 53 (4), 353-374. Available from: doi:10.1080/15391523.2020.1783402.

Gius, E. (2004) Teoria della conoscenza e valori. Milano. 597 р. (In Italian)

Hirzalla, F., van Zoonen, L. (2011) Beyond the Online/Offline Divide: How Youth's Online and Offline Civic Activities Converge. Social Science Computer Review. 29 (4), 481-498. Available from: doi:10.1177/0894439310385538.

Höflich, J. R. (2003) Mensch, Computer und Kommunikation. Theoretische Verortungen und empirische Befunde. Frankfurt am Main. 280 s. (In German)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lange, M. & Wehmeyer, K. (2014) Jugendarbeit im Takt Einer Beschleunigten Gesellschaft. Veränderte Bedingungen des Heranwachsens als Herausforderung. München. 205 s. (In German)

Lapshin, A. O. (2019) Globalization and Digital Society: Notes in the Margin. Vlast'. 27 (1), 63-68. Available from: doi:10.31171/vlast.v27i1.6228. (In Russian).

Malkevich, A. A. (2020) Possibilities of Using Internet in the System of Youth Policyin Russia. Vestnik Moskovskogo univer-siteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. (4), 38-49. (In Russian).

Medaglia, R. & Zheng, L. (2017) Mapping Government Social Media Research and Moving It Forward: A Framework and a Research Agenda. Government Information Quarterly. 34 (3), 496-510. Available from: doi:10.1016/j.giq.2017.06.001.

Ostrovsky, A. V. & Kudina, M. V. (2020) New Educational Paradigm in the era of State Digital Transformation. E-Journal Public Administration. (78), 229-244. Available from: doi:10.24411/2070-1381-2020-10041. (In Russian).

Pattaro, C. (2015) New Media & Youth Identity. Issues and Research Pathways. Italian Journal of Sociology of Education. 7 (1), 297-327. Available from: doi:10.14658/PUPJ-IJSE-2015-1-12.

Smirnov, A. V. (2021) Digital Society: Theoretical Model and Russian Reality. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (1 (161)). 129-153. Available from: doi:10.14515/monitoring.2021.1.1790. (In Russian).

Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Chigarkova, S. V. (2020) Digital Socialization of Adolescents in the Russian Federation: Parental Mediation, Online Risks, and Digital Competence. Psychology in Russia: State of the Art. 13 (4), 191-206. Available from: doi:10.11621 /pir.2020.0413.

Stegantsov, A. A. (2023) The Impact of Social Media on Youth Identity Formation: a Sociological Approach. The World of Science and Ideas. (3), 20-23. Available from: doi:10.24412/2949-1509-2023-3-20-23. (In Russian).

Stella, R., Morcellini, M. & Lalli, P. (2010) Spazi Comunicativi Contemporanei. Roma. 244 р. (In Italian)

Thompson, J. B. (1995) The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford. 314 р.

Vittadini, N., Siibak, A., Reifova, I. & Bilandzic, H. (2013) Generations and Media: The Social Construction of Generational Identity and Differences. In: Audience Transformations. Shifting Audience Positions in Late Modernity. New York, рр. 65-81.

Zagidullina, M. V. (2016) Teenagers: Reading and the Internet in Everyday Life. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (5 (385)), 115-123. (In Russian).

Zemmels, D. (2012) Youth and New Media. Communication Research. 31, 4-22.

Zulfiqar, A. & Khalid, F. (2022) New Media and Identity Crises: a Challenge of Cultural Homogenization. Pakistan Journal of Social Research. 4 (4), 143-147. Available from: doi:10.52567/pjsr.v4i04.796.

Информация об авторах

С.А. Миронцева - кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университете, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=384807

О.А. Бориско - кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университете, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=492628

И.С. Башмаков - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университете, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=626627

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

S.A. Mirontseva - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Public Policy and Public Administration, Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=384807

O.A. Borisko - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Public Policy and Public Administration, Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=492628

I.S. Bashmakov - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Political Science and Political Management, Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=626627

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.