Александр СОКОЛОВ, Елена КИРИЛЛОВА
ИНТЕРНЕТ-СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТА «ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ»
В статье рассматривается процесс формирования протестной кампании «За честные выборы». Детально анализируется интернет-составляющая данного гражданского движения. Выделяются инструменты, которые позволили распространить в Интернете информацию о протестных мероприятиях.
The article deals with forming the protest campaign «For Fair Elections». The Internet-part of this civil movement is analyzed in details. Tools that have allowed spreading information about the protest events in the Internet are revealed.
Ключевые слова:
Интернет, гражданская активность, политическое участие, протест; Internet, civic engagement, political participation, protest.
4 декабря 2011 г. в России прошли выборы в Государственную Думу. В режиме онлайн наблюдатели могли следить за ходом голосования. Многие из них впоследствии разместили в Интернете материалы, демонстрирующие, по их мнению, дока -зательства нарушений, махинаций и фальсификаций (видео - , аудио - , фото - ). После объявления результатов выборов по всей стране были организованы протестные акции несогласных с результатами выборов. Основным средством мобилизации участ -ников митингов стал Интернет (социальные сети и независимые интернет издания).
Участники акций заявили, что выборы сопровождались наруше -ниями законодательства и массовыми фальсификациями. Один из основных лозунгов большинства акций — «За честные выборы!». Кроме того, митингующие также требовали отставки председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова и отмены итогов выборов в Госдуму. Акции в Москве и Санкт - Петербурге начались вечером 4 декабря 2011 г.
ВЦИОМ и Левада - Центр провели опросы тех, кто пришел на шествие и митинг «За честные выборы» на Болотной площади 4 февраля 2012 г. По данным ВЦИОМа, 39% пришедших на митинг узнали о нем из новостных ресурсов в Интернете. Еще 12% — из социальных сетей (ВКонтакте, Facebook), а 4% — из блогов (Живой журнал, Blogpost и др). Согласно результатам опроса Левада - Центра, 32% митингующих узнали о шествии из интернет - изданий (газеты, журналы, информационные порталы), а 18% — из социальных сетей1. Всего в Москве прошло около 10 акций «За честные выборы», ана логичные митинги состоялись во всех регионах России.
Хронология событий проекта «За честные выборы» включает 9 крупных событий, которые происходили в центре Москвы и в которых ключевую роль сыграл именно Интернет.
В кампании за «Честные выборы» были использованы следующие интернет инструменты.
1. Социальные сети. В социальных сетях Facebook и ВКонтакте было создано несколько страниц и «мероприятий», посвященных митингам и шествиям. Число участников этих сообществ насчиты -вает от 11 до 65 тыс. участников. Кроме того, Facebook был исполь -зован для голосования по выбору выступающих на митинге 24 дека -бря на проспекте Сахарова.
2. Яндекс - кошелек использовался для сбора средств на техниче -
СОКОЛОВ
Александр Владимирович — к.полит.н, доцент кафедры социальнополитических теорий ЯрГУ
им. П.Г. Демидова alex8119@mail.ru
КИРИЛЛОВА
Елена
Владимировна — магистрант СПбГУ pro-kirillova@ yandex.ru
1 Опалев С. Ну и кто тут у нас бандерлоги? // http://slon.ru/russia/nu_i_kto_ tut_u_nas_banderlogi-748082.xhtml
Дата Митинг
05.12.2011 г. Москва, Чистые Пруды (около 8 тыс. чел.)
10.12.2011 г. Москва, Болотная площадь (от 20 до 150 тыс. чел.)
24.12.2011 г. Москва, проспект Сахарова (от 2 до 120 тыс. чел.)
29.01.2012 г. Москва, автопробег по Садовому кольцу «За честные выборы» (от 300 до 3 500 Участников)
04.02.2012 г. Москва, Болотная площадь (от 38 до 120 тыс. чел.)
05.03.2012 г. Москва, Пушкинская площадь (от 14 до 25 тыс. чел.)
10.03.2012 г. Москва, Новый Арбат (от 10 до 25 тыс. чел.)
06.05.2012 г. Москва, «Марш миллионов» (от 8 до 20 тыс. чел.)
13.05.2012 г. Москва, «Контрольная прогулка писателей» (от 2 до 10 тыс. чел.)
ское обеспечение мероприятий. Кошелек принадлежал одному из организаторов митингов, журналисту и гражданскому активисту Ольге Романовой.
3. Хэштеги в Twitter использовались для каталогизации и упорядочения информации. Использовались такие хэштэги, как: #митинг, #чистыепруды, #24дек, #саха -рова и т.д.
4. Онлайн трансляции с места событий. Среди участников митингов было боль -шое число тех, кто вел видеотрансляции в Интернет с помощью портативных ком -пьютеров, телефонов, коммуникаторов (с помощью сервисов bambuster и unstream).
Субъектами проекта «За честные выборы» стали разные группы активистов и участников. Их можно условно разде -лить на несколько масштабных подгрупп.
1. Оргкомитет митингов «За честные выборы»: О. Романова, С. Пархоменко, Б. Немцов, Г. Чхартишвили, Л. Парфенов,
B. Рыжков, Д. Быков, Е. Лукьянова,
А. Удальцова.
2. Известные политики: А. Кудрин,
C. Удальцов, А. Навальный, М. Горбачев, И. Яшин, Г. Явлинский, М. Прохоров, М. Касьянов, Г. Каспаров. Стоит отметить отказ активистов и оппозиционных поли тиков от узкой партийной логики в пользу модели социальных движений.
3. Публичные персоны: Ю. Шевчук, Т. Лазарева, М. Шац, Е. Чирикова, Р. Агдамов, Б. Рынска, К. Собчак. На митингах «За честные выборы» произо шла публичная политизация лидеров мнений из разных сфер, которые обычно не говорили о политике, но на митингах начали активно и личностно комментиро вать политические новости.
4. Объединения активистов: «Гражданс -
кое движение России», «Лига избирате -лей», «Гражданская курия», «Белая лента», «Сопротивление», «Гражданин наблюда -тель», «Российский политический коми -тет», «Левый фронт».
5. Участники митингов. ВЦИОМ и Левада Центр провели опросы участни ков митингов, на основе которых можно составить психологический портрет демонстрантов. По данным социологов, на митингах было больше мужчин (ВЦИОМ - 71%, Левада- Центр - 65%), нежели женщин. Возраст большинства митингующих — до 40 лет, более поло -вины протестующих имеют высшее образование (ВЦИОМ - 56%, Левада -62%)'. Больше всего на площадях были представлены «специалисты», относя щие себя не только к демократам, но и к либералам. Кроме того, 60% демонстран -тов регулярно пользуются Интернетом и намереваются принимать участие в про тестных акциях и впредь.
С появлением нового типа протестов, аккумулирующихся в Интернете и пере ходящих в уличные митинги, можно говорить о возникновении нового типа лидеров. Личности, которые организовали и активизировали протест — это неформальные авторитеты, харизма тичные ораторы и люди, обладающие высокой популярностью среди интернет пользователей. Примечательно, что про фессиональные политики составляли меньшинство среди ораторов и организа торов митингов. Большая часть оргкоми тета и активистов — это популярные арти -сты, блоггеры, писатели и телеведущие.
1 Синельников М. Кипит их разум возму -щенный // http://www.pravda.ru/politics/parties/ оШег/02-03-2012/1110027-0/
В связи с определением нового типа лидеров на митингах «За честные выборы» можно проследить изменение числа упо -минаний в СМИ некоторых из них. После появления на российской политической арене А. Навального, его стали часто упо -минать в средствах массовой информа ции. В среднем в месяц выходило около 1 500 публикаций (здесь и далее приво -дятся данные по результатам анализа базы материалов СМИ «Интегрум»). В декабре 2011 г., когда начались митинги «За честные выборы», число упоминаний имени Навального в СМИ возросло в 6 раз. К. Собчак, популярная телеведущая, в среднем за месяц упоминалась в СМИ в 1 000 публикаций. После того как она стала участником митингов «За честные выборы», начала выступать со сцены и публично поддерживать акции граждан ского протеста, число упоминаний о ней в СМИ возросло до 3 000 (в 3 раза).
В российских и зарубежных СМИ тема митингов «За честные выборы» освеща лась только в месяцы проведения таких мероприятий. До начала этих протестных кампаний сочетание слов «митинг за чест ные выборы» встречалось в СМИ 849 раз. В декабре 2011 г. в СМИ вышло 13 960 публи -каций с упоминанием о митингах, в январе 2012 г. — 8 601, в феврале 2012 г. — 15 427. В марте интенсивность упоминаний митин гов в средствах массовой информации зна чительно снизилась — до 10 263, а в апреле вышло всего 2 733 публикации.
14 декабря 2011 г. Европейский пар -ламент принял резолюцию, в которой призвал российские власти организо вать новые «свободные и справедливые» выборы депутатов и провести «немед ленное и полное» расследование всех сообщений о нарушениях. В резолюции отмечается, что существующая в России процедура регистрации новых партий исключила из избирательного процесса несколько оппозиционных движений, что является серьезным нарушением права на свободу объединений, политической кон -куренции и плюрализма.
15 декабря 2011 г. в ходе своей «прямой линии» Председатель Правительства РФ
В. Путин заявил о возвращении к выборам глав субъектов федерации уже в 2012 г., но по отличающимся от существовавших до 2004 г. правилам. 2 мая 2012 г. прези дент России Д. Медведев подписал феде ральные законы о возвращении прямых
выборов губернаторов российских регио -нов и об освобождении партий от сбора подписей. 23 декабря Совет по развитию гражданского общества и правам чело -века при Президенте РФ выразил недо -верие главе Центральной избирательной комиссии В. Чурову и предложил ему уйти в отставку. Однако никаких кадро -вых решений за этим не последовало. 27 декабря В. Сурков указом президента был освобожден от должности первого заме стителя руководителя Администрации Президента РФ и назначен на должность вице премьера правительства по модер низации.
Все эти решения не удовлетворили главное требование демонстрантов — отменить итоги выборов и провести новые. Хотя стоит признать, что за дол -гим и неуклонным игнорированием протестов последовала реакция. Однако реакция высшей власти России оказалась не той, которой ожидали демонстранты. Последняя инициатива власти — приня -тие закона «О митингах». Документ пред -усматривает многократное увеличение штрафов за проведение несанкциони -рованных акций оппозиции и за поведе ние граждан на разрешенных митингах, пикетах и шествиях. После однозначно негативной реакции общества на этот законопроект, депутаты «Единой России» внесли в него поправки, согласно кото рым за мелкие нарушения штраф для частных лиц, принимающих участие в митингах, составит от 10 до 20 тыс. руб. Кроме того, штрафоваться (до 300 тыс. руб.) будут и те, кто совершал «предвари -тельную агитацию или призывы к одно -временному массовому пребыванию». Причем отдельно прописывается, что предварительной агитацией будет при знаваться сообщение, в т.ч. в Интернете, о месте, целях и подготовке такого массо вого скопления1. Однако почти половина россиян (47% опрошенных) не поддер -живают резкое повышение штрафов за нарушение условий проведения митинга, 37% респондентов «скорее поддержи вают» эту норму, а еще 16% затруднились
1 Бирюкова Л. Распространителям информации о митингах в соцсетях грозят штрафы // Официальный сайт Владимира Рыжкова; http:// www.ryzkov.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id = 31996:2012- 05- 31- 10- 57-04&catid=2:2011-12-26-10-24-39&Itemid=26
ответить1 (по данным опроса, проведен -ного ВЦИОМом).
Резюмируя вышесказанное, можно заключить следующее. Митинги «За честные выборы» стали ярким индикато -ром протестных настроений в обществе. События 2011—2012 гг. в Москве пока -зали, что граждане могут мирно выходить на улицы со своими требованиями. При этом ключевую роль в организации таких протестов играет Интернет. Наиболее используемые инструменты для привле чения участников на митинг — это соци -альные сети (Facebook, Вконтакте, Twitter) и блоггерные платформы (LiveJournal, Livelnternet). Вспомогательным инструментом для сбора средств на проведе ние уличных акций стал сервис Яндекс. деньги. Разнообразные интернет сайты позволили организовать 9 масштабных уличных мероприятий. Участники проте -стов, которые зарождаются в Интернете, — в основном молодежь и люди до 40 лет. Большинство участников пользуются Интернетом и имеют высшее обра зование. Реакция действующей власти последовала с некоторым опозданием и не оправдала ожиданий демонстрантов. Кроме того, был принят закон «О митин -гах», предусматривающий многократное
1 Половине россиян не понравился новый закон о митингах // РосБизнесКонсалтинг; http://www. rbcdaily.ru/2012/05/31/society/562949983998552.
увеличение штрафов за несанкциониро ванные собрания граждан. Результатами этих мер может стать еще большая про тестная активность россиян. С помощью Интернета участники митингов получают новые инструменты информирования и сбора средств. Кроме того, производятся приглашения, призывы, агитация, орга низуются онлайн трансляции.
Опрос Левада Центра подтвердил роль интернет изданий и социальных сетей в подготовке массовых протестов: боль -шинство участников митинга, по дан ным опроса, регулярно обсуждали поли тическую ситуацию в социальных сетях и блогах, а о митингах узнали именно в интернет - СМИ2.
Таким образом, проект «За честные выборы» является примером того, как Интернет становится не только средой, но и мощным инструментом для организа ции офлайн протестов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФв рамках научно-исследовательского проекта № 11-33-00232а1.
2 Саленков М. Кто за честные выборы? // Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ^и»; http://www.inosmi.ru/ ¡юс1а1/20111227/181430391.Ыт1