Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СМИ КИТАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

ИНТЕРНЕТ-СМИ КИТАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1324
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / "ПРОЕКТ ЗОЛОТОЙ ЩИТ" (ВЕЛИКИЙ КИТАЙСКИЙ ФАЙЕРВОЛЛ) / ЦИФРОВИЗАЦИЯ КНР / WEIBO / DOUYIN-TIKTOK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Камалидин Кызы Э., Абдуллина Г.Р., Абдуллина Л.Б.

Статья посвящена исследованию интернет-СМИ в Китайской Народной Республике. Несмотря на наличие некоторых источников, посвященных исследованию данной темы, многие аспекты остаются малоизученными и требуют дальнейшего рассмотрения. Как известно, китайская глобальная Сеть имеет ряд особенностей. Во-первых, высокий уровень ее проникновения в повседневную жизнь, а также национальная политика страны по цифровизации экономики. Во-вторых, изолированность китайского интернет-пространства от мировой глобальной Сети и существование «Проекта Золотой Щит», выполняющего функцию фильтрации определенной тематики публикаций и обеспечивающего защиту национальных интересов страны. Все это напрямую отражается в средствах массовой информации. В статье рассматривается содержание явления «интернет-СМИ», которое играет немаловажную роль не только как источник получения информации, но и как четвертая власть в стране. Изучены его особенности и перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET MEDIA OF CHINA: CURRENT STATE

The article is devoted to the study of Internet media in the People’s Republic of China. Despite the presence of some sources devoted to the study of this topic, many aspects remain poorly studied and require further consideration. As you know, the Chinese global network has a number of features. First, the high level of its penetration into everyday life, as well as the national policy on the digitalization of the economy. Second, the isolation of the Chinese Internet space from the global network and the existence of the Golden Shield Project, which performs the function of filtering certain topics of publications and ensures the protection of the country’s national interests. All this is directly reflected in the media. The end of the 20th century marked the bright beginning of a new information society for all humankind. With the emergence and development of new global technologies and the ability to transfer any kind of information in the shortest possible time, the border between space and time, countries and languages is being erased. New technologies of the 20th century, such as television and radio broadcasting, laid the foundation for the further search for technologies that form the basis of the digital method of information dissemination. The new type of organization and transmission of information flows is called the “Internet”. The authors of the article studied the content of the phenomenon of “Internet media”, which plays an important role not only as a source of information, but also as the fourth power in the country. Its features and prospects for further development were studied.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СМИ КИТАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

УДК 811.512.141

DOI: 10.33184^^^-2021.3.45

ИНТЕРНЕТ-СМИ КИТАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

© Э. Камалидин кызы*, Г. Р. Абдуллина, Л. Б. Абдуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 272 33 82. *Email: vatawi_97@mail.ru

Статья посвящена исследованию интернет-СМИ в Китайской Народной Республике. Несмотря на наличие некоторых источников, посвященных исследованию данной темы, многие аспекты остаются малоизученными и требуют дальнейшего рассмотрения. Как известно, китайская глобальная Сеть имеет ряд особенностей. Во-первых, высокий уровень ее проникновения в повседневную жизнь, а также национальная политика страны по цифровизации экономики. Во-вторых, изолированность китайского интернет-пространства от мировой глобальной Сети и существование «Проекта Золотой Щит», выполняющего функцию фильтрации определенной тематики публикаций и обеспечивающего защиту национальных интересов страны. Все это напрямую отражается в средствах массовой информации.

В статье рассматривается содержание явления «интернет-СМИ», которое играет немаловажную роль не только как источник получения информации, но и как четвертая власть в стране. Изучены его особенности и перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: Китай, интернет-СМИ, «Проект Золотой Щит» (Великий Китайский Файерволл), цифровизация КНР, Weibo, Douyin-TikTok.

Введение

гических устройств - компьютерной и мобильной техники, обладающих высокой эффективностью и скоростью работы с информацией. Интернет - это система соединения компьютерных сетей в глобальном формате, которая может предоставить доступ к любой информации вне зависимости от местанахождения объекта. Если в предыдущие десятилетия для доступа к новостям было необходимо выписывать журналы, газеты, а далее -включать определенные каналы телевизора или радио, то сейчас практически все население, которое имеет устройства (компьютер, ноутбук, смартфон) и доступ к глобальной Сети, может получить мгновенный неограниченный доступ ко всем видам информации.

Конец ХХ в. ознаменовало яркое начало нового информационного общества всего человечества. С появлением и развитием новых глобальных технологий и возможностью мгновенной передачи любого рода информации в кратчайшие сроки стирается граница между пространством и временем, странами и языками. Новые технологии ХХ в., такие как теле- и радиовещание, заложили основу для дальнейшего поиска технологий, которые составляют основу цифрового метода распространения информации. Новый вид организации и передачи потоков информации получил название «Интернет».

Интернет является величайшим изобретением человечества, и современный мир невозможно представить без него. Его появление связано с внедрением инноваций и развитием высокотехноло-

Всемирная паутина не только проникла во все сферы жизни общества, но и преобразовала привычные нам понятия в нечто большее. Так

произошло и со средствами массовой информации, которые являются отражением окружающей среды, постоянно взаимодействующей с человеком. Новый феномен носит название «интернет-СМИ», на его платформе текст, изображение, аудио- и видеосоставляющие способны перемещаться в виртуальном пространстве. Данный вид деятельности не только позволяет получать информацию вне зависимости от пространства и времени, но и обладает высокой степенью интерактивности, мультиме-дийности и гипертекстуальности.

Результаты и их обсуждение

Выбор темы данной статьи обусловлен возрастающим влиянием интернета на формирование современного облика средств массовой информации, что является прямым отражением процессов, происходящих в нашем современном мире. Несмотря на распространенность интернет-СМИ, они недостаточно изучены с научной точки зрения. В настоящее время анализом и описанием специфических особенностей глобальных средств массовой информации занимаются в основном журналисты-практики, имеющие прямое отношение к этой сфере деятельности, а также ряд отечественных и западных исследователей [8].

В данной статье мы более подробно хотим остановиться на исследовании интернет-СМИ Китая, т. к. интерес к этой стране с каждым годом растет, а российско-китайские отношения крепнут, политические отношения двух стран нацелены на развитие и укрепление. Это отражается в активном росте межнациональных, экономических, финансовых, образовательных контактов, развитии туризма, активизации миграционных процессов между двумя странами и т.д.

В последние годы экономика азиатского региона все больше закручивается вокруг КНР. Страна не только расширяет свое влияние во все сферы экономики, науки, бизнеса и т.д., но также взаимодействует со многими странами Востока и Запада - влияние распространяется по всему миру Оно возрастает и на мировом рынке. КНР является лидером в Юго-Восточной Азии. А в ближайшем

будущем, на наш взгляд, страна станет одним из фаворитов, лидеров мирового сообщества. Это только усилит спрос на синологов и регионоведов, политологов, а также журналистов, различных исследователей, разбирающихся в специфике китайской информационной деятельности. Таким специалистам нужно уметь работать с китайскими первичными источниками виртуальных новостей, понимать характер интернет-СМИ КНР, знать о видах и специфике каждого новостного издания для составления адекватной картины произошедшего. Действительно, для понимания протекающих процессов важно разбираться и в характере политической действительности Китая, т.к. она напрямую связана со средствами массовой информации, которые по праву занимают позицию «четвертой власти Китая». Важно также понимание, что характер политики КНР не предполагает политическую открытость, как, например, в США, где сенаторы могут высказывать обвинения в лицо своим оппонентам. Поэтому необходимо изучать политические процессы КНР, а также уметь считывать информацию через СМИ.

Сначала нам хотелось бы выделить уровень цифровизации КНР и специфику интернет-пространства. Достижения Китая в области цифровизации за последние десятилетия просто впечатляют. Так, если в конце 1990-х гг. выход в интернет могли себе позволить чуть более 500 млн жителей, то в настоящее время эта цифра увеличилась более чем в 1 000 раз. Цифровизация идет семимильными шагами.

Так, по данным Китайского информационного центра, в сфере интернет (€NN10) недавно был выложен официальный 47-й «Статистический отчет о состоянии развития интернета в Китае» (кит. 47 ). Из него следует,

что по состоянию на декабрь 2020 г. количество пользователей интернета, по сравнению с мартом 2020 г., увеличилось на 85.4 млн и достигло показателя в 988 млн. Уровень проникновения интернета составил 70.4% (рис. 1) [5]. Это первая особенность, которую следует учитывать при изучении места глобальной Сети в жизни гражданина КНР.

1200 1000 800 600 400 200 0

988

731

2016,12 2017,12 2018,12 2020,03 2020,12 Количество пользователей

Рис. 1. Количество интернет-пользователей Китая.

По состоянию на декабрь 2020 г., количество сельских пользователей перевалило за 309 млн, что составляет 31.1% от общего количества пользователей. Соответственно 608 млн (68.7%) пользователей составляют жители городов (рис. 2). Эти данные показывают стремительное распространение интернета во всех, даже труднодоступных, районах Китая.

Рис. 2. Соотношение интернет-пользователей КНР на декабрь 2020 г.

Вторая особенность, на которую стоит обратить внимание, - большая часть населения КНР использует мобильные онлайн-платежи (транзакции в основном проходят через платежные системы WeChat Pay или Alipay). Так, на декабрь 2020 г. количество онлайн-платежей составило 854 млн, из которых 853 млн приходится на платежи через мобильные устройства. Общая доля составила 86.7% от всего количества интернет-пользователей. В данном случае мы видим быструю цифровизацию КНР. Все это не самостоятельные явления, а часть

серьезной политической программы, проводимой государством для постепенной цифровизации китайского общества.

С началом распространения интернета в 1994 г. было принято около 60 нормативных актов, которые предусматривали регулирование социального взаимодействия внутри интернета. Часть научного сообщества считает, что эффективный контроль интернета Коммунистической партией Китая (КПК) и Правительством Китайской Народной Республики способствует укреплению функций государства и гражданского общества, что приводит к либерализации политического процесса. Несмотря на государственное регулирование потоков информации внутри глобальной Сети, остается некоторая свобода для политических дискуссий. Другая часть ученого сообщества придерживается мнения о том, что интернет, находясь под прямым влиянием государственного регулирования и цензора, становится лишь инструментом управления общественным мнением [4].

Исходя из ст. 35 Конституции КНР «граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных собраний и демонстраций», в ст. 51 и 52 дается пояснение: «Осуществляя свои свободы и права, граждане КНР не должны наносить ущерб интересам государства, общества, коллектива ...» и «Граждане КНР обязаны

защищать единство государства и сплоченности всех национальностей стране». В ст. 41 отмечается, что граждане «имеют право на критику и внесение предложений относительно любого государственного органа или официального лица» [3].

Различные отрасли китайского интернета подчиняются 11 законам, 2 обязательным судебным интерпретациям и 354 ведомственным правовым актам. Все они регулируют регистрацию доменных имен, информационные услуги, аудио- и видео-передачу информации, новостные материалы, общую безопасность использования интернета и многое другое.

Главная особенность китайского интернет-пространства - существование «Проекта Золотой Щит» («Великий Китайский Файерволл»). Он представляет собой отражение национальной политики государства, направленной на защиту ее интересов. «Проект Золотой Щит» - это, по сути, фильтрация определенного контента посредством искусственного интеллекта по определенным алгоритмам или ручным способом. Проект был введен в эксплуатацию в 1996 г., но фактически начал работать в 2003 г. [7].

Эта система включает такие подсистемы, как система управления безопасностью (кит. ШШ if Ж Ж Ш ), система информирования о правонарушениях (кит. И * Ш ff ff Ж Ж Ш), система контроля выхода и ввода (кит. ШШ

ff! ЖШ), информационная система мониторинга (кит. ЖШ Аш А! ЖШ), система управления трафиком (кит. ^Я ШШ ff! ЖШ). Главная цель данной системы, как отмечает Правительство КНР, заключается в защите общества от негативного влияния информации извне и в нераспространении ложной информации в обществе.

На территории КНР не работают многие привычные европейскому пользователю приложения - Facebook, YouTube, Twitter, Wikipedia, сервисы Google, некоторые сайты официальных изданий зарубежных стран и многое другое. Однако внутри китайского рынка существуют множество аналогов иностранных приложений.

Необходимо отметить тот факт, что Китай не является единственной страной, фильтрующей материалы киберпространства. В мире еще более двух десятков стран - Северная Корея, Куба, Мьянма, Вьетнам, Иран, Туркменистан и другие, которые организовывают цензуру информации [1]. Иные страны используют блокировку нежелательных ресурсов во время демонстрации против действующей власти или любых социальных волнениях общества. Логично предположить, что основная цель этого - контроль над передачей реальных и фальшивых новостей для недопущения раскола общественного мнения. Мы настаиваем на том, что функции и способы цензуры в странах имеют свои цели, завязанные на определенной культурной, социальной и, особенно, политической составляющих.

Так, «Проект Золотой Щит» выполняет не только функцию по защите национальных интересов государства извне, но и своей «благодатной почвой» стимулировал рост китайских корпораций - Baidu, Alibaba и Tencent, которые на сегодняшний момент могут составить конкуренцию западным гигантам.

В начале 2016 г. в ведущей государственной ежедневной газете «Жэньминь жибао» (кит. ЛЕВ Ш) появилось заявление председателя КНР Си Цзиньпиня о том, что «все СМИ, находящиеся под управлением КПК, должны доносить волю компартии и ее предложения, защищать сплоченность партии и ее авторитет», а также «СМИ должны противостоять проблемам и социальным болезням, распространять добро и осуждать зло». Таким образом, он призвал все средства массовой информации Китая к необходимости «позитивной повестки» [2].

По официальным данным информационного центра, в сфере интернет (CNNIC) в 47-м «Статистическом отчете о состоянии развития интернета в Китае» (кит. 47 Ж

), по состоянию на декабрь 2020 г., количество читателей онлайн-новостей в КНР увеличилось на 12.03 млн и достигло отметки в 743 млн, что составляет 75.1%.

Из общего количества пользователей 741 млн предпочитают читать онлайн-новости через мобильные устройства. Таким образом, более половины жителей КНР отдают предпочтение виртуальным изданиям прессы [7].

Все площадки Китайской Народной Республики созданы для предоставления информации, т.е. сайты, приложения, форумы, поисковые системы, блоги, каналы на различных площадках и другие должны в обязательном порядке получать лицензию и соответствовать «Положению об управлении новостными интернет-сервисами» и «Положению об управлении предоставлением информационных интернет-услуг». Другим органом, регулирующим контроль за выпуском новостей репортерами, является выдача корреспондентского удостоверения, дающего право на официальную публикацию статей и проведение интервью. До недавнего времени большее преимущество получали корреспонденты традиционных изданий.

Все государственные СМИ подчиняются Отделу пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Руководитель Отдела пропаганды ЦК является одним из 25 членов основного состава Политбюро КПК. По праву можно заявить, что, по сути, СМИ Китая представляют собой «четвертую власть» в стране. В силу специфики политического строя СМИ свойственны особые функции: 19 февраля 2016 г. председатель КНР Си Цзиньпин на форуме новостей и общественного мнения объявил, что «партии СМИ обязаны партии» (кит. ЙШЙЙ) [6]. Эта фраза подразумевает то, что КПК рассматривает государственные СМИ в роли рупора правительства, работающего на благо страны. Эта цель достигается двумя способами: путем принятия законов, запрещающих публикацию определенных тем, и путем введения «новостного кодекса» этики и поведения (кит.

Датой создания первого виртуального новостного издания является 1995 г., именно с этого момента начинает формироваться современный облик средств массовой информации КНР. В 2000 г.,

отметив рост электронных СМИ, Правительством Китая были приняты первые законодательные акты, регулирующие интернет-СМИ. Стоить отметить, что, по данным 47-го «Статистического отчета о развитии интернета в КНР» Китайского информационного центра в данной сфере (CNNIC), число читателей интернет-СМИ составляет более 75% от общего количества пользователей интернета.

С дальнейшим развитием средств массовой информации можно выявить их основные виды:

- партийные («Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», «Цюши»);

- государственные («Синьхуа», «Чжунго Жибао», «Хуанцю шихоу» и т.д.);

- негосударственные («Финансовые новости», South China Morning Post и т.д.).

Первые подчиняются партии КПК, вторые находятся под прямым руководством Правительства КНР, а третьи представляют собой издания, основанные китайцами, проживающими за границей, чьи новостные издания в силу этого не попадают под действие законов и нормативных актов материкового Китая.

Исходя из особенностей китайского интернет-пространства можно выделить 4 тенденции функционирования цензуры интернет-СМИ:

1) не затрагивание «чувствительных» тем;

2) усиление цензуры в глобальном пространстве;

3) «мягкая цензура», касающаяся малых групп, обсуждающая «мягкие темы» с объективностью и логичностью;

4) смягчение цензуры над темами, которые касаются небольших сфер публичной политики [4].

Еще более современный вид приобретают СМИ на площадках WeChat, Weibo, Douyin, Little Red Book и QQ. Вообще государственные средства массовой информации стараются идти в ногу со временем, создавая аккаунты на различных популярных площадках.

Таким образом, теоретический анализ особенностей интернет-СМИ Китая представил нам полную картину внутренних процессов регулирования новостного контента государственными

органами, показал, что существуют и независимые СМИ, не попадающие под законы КНР. Основной фокус получения информации видится в новых интернет-технологиях. Безусловно, существует тесная связь между печатными и виртуальными СМИ Китая, где последние имеют тесную связь с телевизионными СМИ.

Поученные результаты данного исследования позволяют сформулировать несколько тенденций в развитии современных интернет-СМИ КНР, которые получают развитие благодаря постепенному росту их рыночной стоимости, завязанной на вложенном в них капитале.

Первая заключается в постепенном росте и становлении новых технологий, запущенных такими компаниями, как Kuaishou (сервис короткометражных видео) и Bytedance (создавшая Douyin/TikTok), которые могут составить конкуренцию таким китайским цифровым гигантам, как Baidu, Alibaba, Tencent. Так, развитие новых технологий - облачное хранение больших данных, успешное развитие искусственного интеллекта, прогресс робототехники, открытие новых технологий и прочее - запустит логическую цепочку становления новых видов СМИ, отвечающих тенденциям современного развития.

Вторая заключается в переходе с сетей 4G на 5G (затрагивающий цели проекта «Интернет+»), который простимулирует рост новых технологий. Так, в 2018 г. Министерство информационной промышленности КНР предложило переход на частоту 5G всем операторам страны. Предполагается, что предпосылкой глубокого проникновения данной технологии послужит стремительный прогресс медиатехнологий.

Третья тенденция запустилась с официальных публикаций от 30 января 2019 г. свода правил о «Технологических инновациях» на фондовом рынке КНР, связанных с запуском листинга (экон. ценные бумаги) акций предприятий в сфере разработки и введения новых разработок и технологий в сфере информационных и высокотехнологических отраслей. Так, данный процесс только укрепил положение компаний СМИ, что породил

еще больший поток инвестиций в данную сферу и рост их капитализации.

Четвертая тенденция находит отражение в новой бизнес-модели, основанной на повышении индивидуальной ценности площадок СМИ, которые получают все большее внимание, например, Боиуш-Т1кТок. Но данная тенденция должна сопровождаться благоприятными взаимодействиями с пользователями. Данная бизнес-модель ведет к развитию новых видов медиа.

Для дальнейших исследований данной темы мы видим необходимость в изучении основных терминологий «средства массовой информации», «интернет», «интернет-СМИ», глобального рассмотрения вопросов китайского сегмента глобального пространства и его особенностей и выявления специфики интернет-СМИ КНР. При этом особое внимание нужно уделить публикациям и исследованиям на китайском языке.

Выводы

Завершая данную статью, можно сделать вывод о том, что положение интернета в жизни общества укрепляется с каждым днем. Он не только представляет необходимую информацию пользователю, но и затрагивает другие аспекты жизни человека. Интернет-СМИ и в Китайской Народной Республике, и в России, и вообще в любой стране будут иметь все большее распространение в силу своих особенностей. Мы не думаем, что в ближайшем будущем они полностью заменят традиционные виды средств массовой коммуникации, но определенно потеснят их влияние.

Список сокращений

кит. - китайский;

КНР - Китайская Народная Республика;

КПК - Коммунистическая партия Китая;

СМИ - Средство массовой информации;

€NN10 - Информационный центр Китайской сети Интернет;

ЦК - Центральный Комитет;

экон. - экономические термины.

ЛИТЕРАТУРА 5.

1. Демкина Д. С. Интернет-цензура: мировой опыт // Ога-рев-Online. 2019. №13(134). URL: https://cyberleninka.

6.

ru/article/n/internet-tsenzura-mirovoy-opyt (дата обращения: 01.06.2020).

2. Жэньминь Ж. Си Цзиньпин призвал китайские СМИ «по-

7.

зитивно» освещать события // ЭКД! - ежедневное интернет-издание. 2016. URL: https://ekd.me/2016/02/ xi-media/ (дата обращения 20.05.2020).

3. Конституция КНР (в редакции с 2018 г.) / пер. с кит.; про-

8

ект П. Бажанова. URL: https://chinalaw.center/constitu-tional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения 22.08.2020).

4. Лю Я. Публичная сфера под контролем: современный опыт регулирования интернет-журналистики в КНР. Ойкумена: Регионоведческие исследования. 2016. №2(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-sfera-pod-kontrolem-sovremennyy-opyt-regulirovaniya-internet-zhurnali stiki-v-knr (дата обращения: 20.08.2020).

CNNIC. ЖШ 47 Ж .

URL: https://news.znds.com/ article/52203.html (дата обращения 01.02.2021).

Jin D. A guide to nagivating Chinese media // SupChina media. 2020. URL: https://signal.supchina.com/a-guide-to--navigating-chinese-media/ (дата обращения 22.05.2020). People's Daily Online: The cybersecurity act and the national security review system // People's Daily. URL: http://theory.peop-le.com.cn/n1/2016/0622/c40531-28469973.html (дата обращения 22.08.2020).

Камалидин кызы Э., Абдуллина Г. Р. Интернет-СМИ Китая: современное состояние и перспективы развития // Языки и литературы в поликультурном пространстве: современное состояние и перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию со дня рождения д-ра филол. наук, проф., академика АН РБ, Заслуженного деятеля науки РБ, Почетного работника высшего проф. обр-я РФ Марата Валиевича Зайнуллина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С. 521-524.

Поступила в редакцию 26.08.2021 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.3.45

INTERNET MEDIA OF CHINA: CURRENT STATE © E. Kamalidin kyzy*, G. R. Abdullina, L. B. Abdullina

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 33 82.

*Email: vatawi_97@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the study of Internet media in the People' s Republic of China. Despite the presence of some sources devoted to the study of this topic, many aspects remain poorly studied and require further consideration. As you know, the Chinese global network has a number of features. First, the high level of its penetration into everyday life, as well as the national policy on the digitalization of the economy. Second, the isolation of the Chinese Internet space from the global network and the existence of the Golden Shield Project, which performs the function of filtering certain topics of publications and ensures the protection of the country's national interests. All this is directly reflected in the media. The end of the 20th century marked the bright beginning of a new information society for all humankind. With the emergence and development of new global technologies and the ability to transfer any kind of information in the shortest possible time, the border between space and time, countries and languages is being erased. New technologies of the 20th century, such as television and radio broadcasting, laid the foundation for the further search for technologies that form the basis of the digital method of information dissemination. The new type of organization and transmission of information flows is called the "Internet". The authors of the article studied the content of the phenomenon of "Internet media", which plays an important role not only as a source of information, but also as the fourth power in the country. Its features and prospects for further development were studied.

Keywords: China, Internet media, Golden Shield Project (Great Firewall), digitalization of the PRC, Weibo, Douyin-TikTok.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Demkina D. S. Ogarev-Online. 2019. No. 13(134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-tsenzura-mirovoy-opyt (data obrash-cheniya: 01.06.2020).

2. Zhen'min' Zh. EKD! - ezhednevnoe internet-izdanie. 2016. URL: https://ekd.me/2016/02/xi-media/ (data obrashcheniya 20.05.2020).

3. Konstitutsiya KNR (v redaktsii s 2018 g.) / per. s kit.; proekt P. Bazhanova. URL: https://chinalaw.center/constitu-tional_law/china_co nstitution_revised_2018_russian/ (data obrashcheniya 22.08.2020).

4. Lyu Ya. Publichnaya sfera pod kontrolem: sovremennyi opyt regulirovaniya internet-zhurnalistiki v KNR. Oikumena: Regionoved-cheskie issledovaniya. 2016. No. 2(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7publichnaya-sfera-pod-kontrolem-sovremennyy-opyt-reg ulirovaniya-internet-zhurnalistiki-v-knr (data obrashcheniya: 20.08.2020).

5. CNNIC. 47 . URL: https://news.znds.com/ article/52203.html.

6. Jin D. SupChina media. 2020. URL: https://signal.supchina.com/a-guide-to--navigating-chinese-media/.

7. People's Daily Online: The cybersecurity act and the national security review system. People's Daily. URL: http://theory.peop-le.com.cn/ n1/2016/0622/c40531 -28469973 .html (data obrashcheniya 22.08.2020).

8. Kamalidin kyzy E., Abdullina G. R. Yazyki i literatury v polikul'turnom prostranstve: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 85-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra filol. nauk, prof., akademika AN RB, Zasluzhennogo deyatelya nauki RB, Pochetnogo rabotnika vysshego prof. obr-ya RF Marata Valievicha Zainullina. Ufa: RITs BashGU, 2020. Pp. 521-524.

Received 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.