Клувер, 2010. с. 634.
5. Суханов, Е.А. Сравнительное корпоративное право / Е.А. Суханов. М. : СТАТУТ, 2014. с. 456.
УДК 338
Чумаченко Р. Г. студент 4 курса институт экономики и управления Северо - Кавказский Федеральный университет
РФ, г. Ставрополь ИНТЕРНЕТ - РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
Аннотация:
В статье рассказывается о возможностях использования интернет-рекламы для увеличения потока клиентов в туристическую фирму, рассмотрен разносторонний подход к организации эффективной работы интернет - ресурсов туристической фирмы, даны практические рекомендации по продвижению интернет-сайта организации и её представительских страниц в различных социальных сетях.
Ключевые слова: реклама, туристическая фирма, контент, сайт, социальные сети
Chumachenko R. G.
student
4 year, Institute of Economics and management North - Caucasus Federal University Russian Federation, Stavropol INTERNET ADVERTISING AS A TOOL OF PROMOTION OF
TOURIST PRODUCT
Abstract:
The article describes the possibilities of using online advertising to increase the flow of customers in the travel firm, is considered a versatile approach to the organization of effective work of a website of a travel company, practical recommendations to promote Internet site of the organization and its Executive pages in different social networks.
Keywords: advertising, tourist firm, content, website, social network
Успех туристического бизнеса во многом зависит от эффективности связи между производителем туристических услуг и потребителем. В современных условиях невозможно представить работу любого туристического агентства без хорошо налаженной коммуникации: рекламы и системы продвижения фирмы. При этом современные реалии позволяют внедрять в маркетинг инновационные методы, которые делают продвижение не только более эффективным, но и менее затратным. По данным
маркетинговой компании Forrester Research потенциальные клиенты проделывают от 66 до 90% потребительского выбора туристического продукта самостоятельно, с использованием ресурсов глобальной сети. По данным Google, перед покупкой пользователи изучают в среднем 10,4 публикаций. И лишь после окончания данного процесса обращаются в туристическую фирму за разъяснением деталей. Значит, работу по привлечению клиента необходимо начинать значительно раньше, чем клиент обратится в туристическую фирму.
Использование социальных сетей в России с каждым годом все более и более популярно. На сегодняшний день пользователями различных социальных сетей являются около ста миллионов человек только в возрасте от 20 до 50 лет. Именно этот возраст характеризуется активной покупательской способностью, в том числе и в сфере туристических услуг [1, с. 32]. В связи с чем целевая аудитория для продажи туристических продуктов полностью совпадает с целевой аудиторией продвижения продукта в социальных сетях. Что позволяет говорить о высоком потенциале эффективности продвижения в социальных сетях турфирм и турпродуктов. Наличие в глобальной сети информации о турпродуктах организации, активное ведение блога с полезной информацией для потребителя увеличивает шансы организации на выбор потребителя. По данным опроса Profi travel, проведенном среди российских туроператоров, ответы на вопрос «Продвигаете ли Вы Вашу турфирму в социальных сетях?» распределились в процентном соотношении, представленном на рисунке 1.
Продвигаете ли Вы Вашу турфирму в социальных
сетях?
32,60%
■ Да. Весьма эффективный способ. Использую наравне с другими видами рекламы
■ Да. Это основной инструмент привлечения клиентов для нашего турвгентства
■ Используем, но результата от такой рекламы не видим
■ У нас нет групп/страниц в соцсети
■ Раньше использовали, но перестали из-за неэффективности
Рис. 1 - Использование социальных сетей для продвижения турфирмы
в России
Таким образом, можно сделать вывод, что далеко не все российские туристические фирмы научились правильно пользоваться этим инструментом, что приводит к потере потенциальных клиентов, ведь популярность методов продвижения услуг с помощью социальных сетей в туристическом бизнесе все больше растет и оформляется в весьма
эффективное направление инновационных методов продвижения. В последние годы компьютерная реклама существенно потеснила традиционные рекламные средства, такие как реклама в прессе, которую используют около 50 % российских турфирм, радиореклама, используемая 18 % российских туристических агентств, телевизионная реклама, которую использует 30 % туристических фирм в России, наружная реклама, транспортная реклама, фантазийная реклама, прямая почтовая реклама, реклама на DVD и прочих носителях. Главные достоинства компьютерной рекламы: огромный охват целевой аудитории, интерактивность, доступность в любое время суток, относительно невысокая стоимость размещения, высокая информативность. Кроме того, в настоящее время одним из наиболее распространённых видов рекламы является создание собственного Web-представительства организации (страницы в социальных сетях, сайт-визитка, корпоративный сайт, интернет-магазин). При этом информация, помещённая на страницы сайта, становится доступной каждому пользователю Internet. Контент, размещенный на сайте (при условии достаточного уровня его уникальности), способствует популяризации сайта не только у пользователей глобальной сети, но и у роботов, организующих выдачу ссылок при введении поискового запроса от пользователя. Баннерная реклама является ещё одним способом использования Интернет - сети для продвижения турфирмы и её турпродукта. Баннер представляет собой графическое статическое или анимационное изображение, которое можно разместить непосредственно на каком-либо сайте, через баннерообменные сети или специализированные рекламные агентства. Баннер содержит ссылку на рекламируемый ресурс, активируемую нажатием [2, с. 95]. Наличие собственного интернет - представительства в глобальной сети позволяет расширить рекламную кампанию с помощью распространения в Internet сведений не только о туроператоре, но и о его сайте. Осуществляется данная методика посредством публикации данных о сайте (регистрации) на более крупных ресурсах: в туристских разделах каталогов ресурсов: Рамблер - путешествия, Яндекс - путешествия, Gismeteo-Tourism; на тематических порталах и сайтах для широкого круга пользователей, в онлайн конференциях туристических сайтов и порталов, на порталах отзывов; на порталах для профессионалов турбизнеса: на интернет-досках.
Одной из основных особенностей социальных сетей является их предпочтение определенной группой людей. Значение имеют, в первую очередь, пол, возраст и социальный статус [3, с. 101]. У «ВКонтакте» более молодая аудитория, в сети «Одноклассники» аудитория постарше, в ней больше семейных людей. Самый быстрорастущий сегмент социальной сети «Facebook» - это 55-65-летние женщины. Картина охвата аудитории социальными сетями постоянно меняется. На данный момент социальные сети «Facebook» и «Twitter» стремительно выходят на российский рынок и меняют его картину. «Одноклассники» и «ВКонтакте» популярны из-за того, что были первыми и имеют большую аудиторию, «Мой мир» - из-за
лояльности и агрессивного маркетинга, а «Facebook» и «Twitter» - из-за профессионализма, удобства и международного влияния. Преимуществом «Instagram» перед прочими социальными сетями является его относительная новизна и необычность подхода к материалу (преимущество графики перед текстом).
В связи с этим, приобретает актуальность размещение страницы туристической фирмы не в одной, а в нескольких социальных сетях. Кросспостинг фотографий из «Instagram» на страницу сообщества в «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» либо размещение определенной подборки снимков (по хештегу, тематике и пр.) - это возможность найти новых пользователей из числа подписчиков с других площадок, действенный инструмент в рамках SMM-кампании бренда.
Рассмотрим эффективность использования социальных сетей для продвижения туристических продуктов на примере фирмы «Чемодан», функционирующей в городе Ставрополе, туры для которой предоставляют крупные туроператоры с репутацией надежных поставщиков услуг: «Coral Travel», «Pegas Touristic», «Tez tour», Бюро путешествий «Orient». Фирма позиционирует себя как ориентированную на работу с индивидуальными клиентами, на обратную связь с потребителями туристических услуг, уделяющую внимание разностороннему развитию концепций отдыха, которые предлагаются клиенту. Также ООО «Чемодан» имеет представительство в сети Интернет, электронную почту, страницы в социальных в сетях «Instagram», «ВКонтакте», «Facebook». Однако, ООО «Чемодан» не попала в список 20 наиболее востребованных турфирм города на основании рейтинга турфирм Ставрополя за 2017 год, опубликованном на сайте http://stavropol.turizm.ru. Становится очевидным, что необходимо проанализировать деятельность фирмы, определить «точки роста». Проведенный SWOT - анализ показал, что наиболее сильными сторонами предприятия являются удобное расположение турфирмы, наличие собственных экскурсионных туров. Главный недостаток выявлен в работе рекламного отдела. Для продвижения ООО «Чемодан» использует видео рекламу: ролики турфирмы, расположенные в сети Youtube, ролики на видеобордах в общественных местах города; периодически применяется реклама на радио, публикация материалов рекламного характера в популярных городских газетах и журналах, реклама в транспорте. Одной из главных проблем, тормозящих работу предприятия, являются недостатки Web-сайта, приводящие к неудобству его использования, среди них -мешающие созданию доверительных отношений между фирмой и потенциальными клиентами, такие как: невозможность открыть страницы с благодарственными материалами, отсутствие в контактной информации официальных данных из государственного реестра юридических лиц, демонстрация интеграции только с социальной сетью «Instagram», такой перспективный инструмент сайта, как «подбор тура» на практике подменяется опцией «подбор отеля». Также на сайте есть серьезные
сервисные недоработки, такие как: отсутствие счетчиков посещаемости, четкой структуры предлагаемых туров, «горячей» кнопки для связи с менеджером организации. Ошибки в ведении сайта делают ресурс неэффективным средством рекламы, а бюджет, выделяемый на поддержку сайта, можно рассматривать как прямые убытки организации. Отсутствие работы или существенные недостатки по продвижению электронного представительства турфирмы в сети Интернет: небольшое количество информации на сайтах - справочниках, отсутствие отзывов, бездействие на форумах и порталах, низкое качество контента, низкое качество и отсутствие сюжетности размещенных фотографий, использование неэффективных хэштегов, отсутствие описания визуальных материалов и единообразия информации о туристических услугах фирмы на страницах «Instagram», «ВКонтакте», «Facebook» является нереализованной возможностью получить дешевый и эффективный траффик посещения на сайт и страницы в социальных сетях, ухудшает общее восприятие рекламной кампании, проводимой организацией в сети Интернет. Для оценки качества сайта ООО «Чемодан» и страниц турфирмы в разных социальных сетях было проведено исследование, включающее в себя анкетирование 200 активных пользователей сети Интернет по стандартизированному опроснику, созданному на основе учебных материалов, представленных в пособии Козловой В.А. «Реклама в туризме». Из всех принявших участие в опросе, различающихся между собой полом (55% женщины, 45% мужчины), возрастом (от 16 и более 40 лет), отношением к туристическим поездкам (5% - не путешествуют, 60% - путешествуют 1-2 раза в год, 35% - путешествуют в среднем 1 раз в 5 лет) и отношением к туристическим поездкам, 184 респондента (92%) знали о туристической фирме «Чемодан». Сведения о деятельности турфирмы они получили с помощью традиционных видов рекламы. При этом на основании данных опроса можно сделать вывод о том, что турфирма пренебрегает весьма эффективными маркетинговыми инструментами. Разница между результатами реализации рекламных кампаний турфирмы и ожиданиями потенциальных клиентов составляет 24 % в случае с использованием ресурсов глобальной сети.
Для совершенствования использования социальных сетей для продвижения туристических продуктов фирмы «Чемодан» необходимо доработать сайт организации. При организации работы страниц социальных сетей необходимо осуществить оформление страниц соцсетей в едином корпоративном стиле (обязательное размещение логотипа, девиза, преобладание корпоративного цвета в оформлении страниц, создание и популяризация собственного хэштега и т.д.); разработать для группы в каждой из социальных сетей уникальную рубрику: лучшее фото пользователя на этой неделе, лучший рассказ туриста, настроение дня и т.д.; удаление некачественного контента из социальных сетей; размещение перекрестных ссылок на страницы организации во всех социальных сетях; ежедневное размещение материалов (не более 2 постов в день) в социальной
сети «Iшtagram» с последующим кросспостингом материалов в остальные социальные сети; организация постоянного потока получения качественных фотоснимков и текстового материала для размещения в сети «Instagram», кросспостинг; обучение персонала фирмы основам информационной поддержки сайта и социальных сетей. При условии соблюдения описанных рекомендаций, предполагается существенное увеличение популярности электронных представительств турфирмы и, как следствие увеличение потока клиентов в организацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что в развитии рекламы сферы туризма в России перспективными являются современные инновационные методы продвижения турфирм и туристических услуг. К ним не в последнюю очередь относится методика продвижения интернет-сайта организации и её представительских страниц в различных социальных сетях.
Использованные источники:
1. Козлова В.А. Реклама в туризме. Орел: МАБИВ, 2014. — 160 с.
2. Метлина А. Е. Маркетинговая среда и продвижение турпродукта. Вестник Томского государственного педагогического университета 2015 № 05 (158). Томск: Изд-во ТГПУ. — 268 с.
3. Родигин Л.А., Родигин Е.Л. Интернет-технологии в туризме и гостеприимстве. Лекции. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2014. -208 с.