Научная статья на тему 'Интернет-практикум в формировании положительного отношения к синхронному образованию у студентов педагогического вуза'

Интернет-практикум в формировании положительного отношения к синхронному образованию у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ / АСИНХРОННЫЕ И СИНХРОННЫЙ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Равиль Азатович

В статье рассматриваются асинхронные и синхронный виды образования, анализируется понятие «положительное отношение к синхронному образованию», определено понятие «интернет-практикум», обосновано применение интернет-практикума для формирования положительного отношения к синхронному образованию, раскрыты дидактические функции интернет-практикума, представлено содержание отношения к получению высшего образования у студентов педагогического вуза, описана программа интернет-практикума и результаты опытно-поисковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-практикум в формировании положительного отношения к синхронному образованию у студентов педагогического вуза»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.6:378.147

Валиев Равиль Азатович

Соискатель кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, ассистент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета, [email protected], Екатеринбург

ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКУМ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СИНХРОННОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Valiev Ravil Azatovitch

Candidate of the department of professional pedagogics of the Russian state professional-pedagogical university, assistant to chair of social psychology, conflictology and management of the Ural state pedagogical university, [email protected], Yekaterinburg

INTERNET PRACTICAL WORK OF FORMATION OF THE POSITIVE RELATION TO SYNCHRONOUS

EDUCATION AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

В рамках современных методологических [16], философских [17], психологических [11], социологических [5] исследований все большее значение приобретает анализ изучаемых объектов с позиции их становления относительно различных временных планов. В связи с этим все большую популярность в исследовательской практике приобретает метод темпорального анализа. В основании данного метода лежит теоретическое положение о том, что категория времени перестает рассматриваться в качестве универсального явления [15], а предстает как многомерное, задавая соответственно различные контексты понимания изучаемых объектов и их взаимодействия между собой.

Изучая социальные процессы, С. Е. Вершинин отмечает, что фундаментальным свойством жизни любого общества, находящегося на этапе модернизации, является неодновременность тех или иных социальных институтов и групп относительно друг друга [4]. Неодновременно сть понимается как асинхронность, несовременность, «рассогласованность темпоральных доминант у взаимодействующих людей, групп, общностей: если для одних нечто уже принадлежит прошлому, для других - это актуальное настоящее» [5]. Под одновременностью понимается императив ориентации в данном настоящем «на господствующую иерархию экономических, политических, культурных ценностей, мотиваций деятельности, этических норм» [4, с. 50]. Достижение социальной одновременности возможно через синхронизацию действий различных социальных субъектов, являющуюся «одним из основных условий эффективного функционирования и развития любого общества как целостной системы» [4, с. 50].

В современных условиях формирование социального субъекта является важнейшим направлением образовательной политики государства и выражается в результате образования, которым должно стать владение обучающимся целостным социально-ориентированным взглядом на мир [13]. В связи с этим в содержании образования приобретает особую значимость реализация принципа единства обучения и воспитания с жизнью [20]. Для того, чтобы быстро и адекватно отвечать требованиям, которые предъявляются обществом к образованию, необходимо непосредственно, постоянно и систематически изучать события, составляющие «живую ткань» современности, т. е. для обеспечения формирования социального субъекта актуальные события должны включаться в содержание образования.

Образование согласно темпорально-реляционной теории М. Эмирбайе-ра и Э. Мише способно иметь ориентацию на прошлое, будущее или настоящее время [23]. Содержание образования, состоящее из непостоянных и меняющихся ориентаций внутри «потока времени», ориентировано на различные временные планы. Оно стремится догнать, обогнать или же соответствовать настоящей социальной практике. Поэтому следует выделять асинхронные и синхронный его виды.

На сегодняшний день асинхронными видами обучения и воспитания можно определить такие его виды, как традиционное и опережающее образование. Традиционное образование только стремится сравняться с требованиями социальной практики, но никогда в достаточной степени их не достигает из-за высокого уровня опосредованности государственными образовательными стандартами. Это обусловливает постоянно догоняющую позицию традиционного образования. Фундаментальные знания, являясь основным содержанием традиционного образования, служат базой для порождения новых достижений в актуальной и будущей жизни общества. В противовес и в дополнение традиционному, догоняющему образованию с 90-х годов XX в. успешно развивается идея опережающего образования. Главное содержание этой идеи состоит в том, чтобы формировать у людей такие качества, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях стремительно развивающегося мира [6]. Основными свойствами опережающего образования является упор в содержании, процессе и результате на развитие потенциальных, прогностических и преобразовательных возможностей и способностей субъектов образования.

Сопоставляя догоняющее и опережающее образование по отношению к потребностям общества и личности, отметим, что они, учитывая интересы культуры (воспроизводство прошлого) и личности (производство будущего), в то же самое время не вполне учитывают потребности и интересы социальной среды или общества. Отражение актуального настоящего времени и перспективы развития жизни общества могут быть обеспечены за счет реализации в образовании синхронного его вида, который является сопрягающим во времени личностное развитие субъектов образования с актуальным развитием различных сфер жизни общества.

Синхронное образование имеет основным содержанием актуальный социальный опыт, включающий значимые события социальной практики, современные научные открытия, произведения искусства и достижения в различных сферах жизни общества, и предусматривает их изучение, усвоение в настоящий момент времени [8]. Если асинхронные виды обучения и воспитания осуществляются в образовательной практике уже давно, то реализация синхронного вида образования стала возможной сравнительно недавно в связи с развитием информационных технологий. Для успешной реализации его содержания необходимо специально сформированное положительное отношение у обучающихся к нему, т. к. именно положительное отношение на первоначальном этапе получения любого вида образования выступает сильным и ценным мотивом деятельности.

Кроме ситуативных отношений, отражающих роль и место объектов и явлений в текущей деятельности, выделяют также устойчивые отношения, фиксирующие опыт взаимодействия человека с тем или иным объектом или явлением, являющимся для него личностно значимым. Д. А. Леонтьев выделяет три понятия, близких по своему содержанию и обозначающих единицы фиксации такого личностно значимого опыта, это отношение в теории В. Н. Мясищева, фиксированная установка в теории Д. Н. Узнадзе и социальная установка или аттитюд в западных теориях социальной психологии [10]. В. Н. Мясищев указывал, что отношения человека - это целостная система сознательных связей личности с различными сторонами действительности, обусловленных как индивидуальным, так и общественно-историческим опытом, а их динамика отражает объективную динамику условий жизни. При этом конкретное отношение характеризуется как основанная на индивидуальном опыте, избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом [14]. Под установкой в теории Д. Н. Узнадзе понимается латентная готовность к определенным поведенческим реакциям в конкретных ситуациях. Чем чаще возникает установка или чем больший личностный вес она имеет, тем прочнее она становится. Такую установку Д. Н. Узнадзе называет фиксированной [21], а Н. И. Сарджвеладзе обозначает как «установочное отношение личности» [18] к какому-либо объекту. Установка в таком случае понимается как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения [19]. В таком понимании фиксированная установка и отношение, по мнению Д. А. Леонтьева, выступают двумя сторонами одного и того же явления - социальной установки [10]. Понятие социальной установки или агштюда, впервые введенное У. Томасом и Ф. Знанецким, обозначало «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [Цит. по 1]. В дальнейшем определения социальной установки отражали аспекты фиксации жизненного опыта индивида и его проявления. W. J. McGuire определяет аттитюд как «... предрасположенность классифицировать группы объектов или явлений и реагировать на них в определенном соответствии с их оценкой» [Цит. по

10, с. 207]. Аттитюд как тенденцию или «предрасположенность индивида

определенным образом оценивать объект или ситуацию» рассматривался Д. Кацом и Э. Стотлэндом [цит. по 10, с. 207], исключивших из определения реагирование определенным образом на ситуацию или социальный объект [19].

Н. И. Сарджвеладзе отмечает, что «вопрос о том, каковы отношения личности к тем или иным сторонам действительности, фактически означает, каковы установки личности к тем же сторонам реальности. Поэтому когда, например, С. Л. Рубинштейн и В. Н. Мясищев и их последователи говорят об отношении человека к действительности как об основополагающем моменте психологических особенностей личности, то под ним следует иметь в виду социальную установку с ее когнитивным (знание), оценочно-эмоциональным и конативным (поведение) структурным строением» [19, с. 35]. А это означает, что внутренние структуры отношения и социальной установки имеют сходное строение, состоящее из двух основных компонентов: оценочного отношения и деятельного компонента. При этом оценочное отношение делится на две компонентные единицы: познавательную и эмоциональную, образующие соединение гностического и эмоционального аспектов активности субъекта [19].

Оценочное отношение личности можно определить как осознанную оценку личностью определенного объекта, качества или свойства [22], включающую в себя, с одной стороны, суждение оценочного характера, мнение об объекте, на основе которого объекту приписываются качества полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости в сопоставлении и соизмерении признаков объекта с целями человека. С другой стороны, оценочное отношение включает в себя чувства относительно объекта: удовольствие-неудовольствие, симпатия-антипатия, шобовь-ненависть и т. д. [19, с. 63]. Различные варианты соединений суждения и чувства к определенному объекту у личности определяют различную валентность оценочного отношения. Если в нем соединяются умозаключение, выражающее субъективную ценность (полезность, приемлемость, желательность), и положительные чувства (удовольствие, симпатия, любовь), то такое отношение к объекту будет положительным. Если же суждение об объекте имеет субъективную негативную ценность в виде представлений о вредности, нежелательности, неприемлемости и чувства, испытываемые к объекту, имеют отрицательный характер (неудовольствие, антипатия, ненависть), то такое отношение к объекту будет отрицательным. Если мнение об объекте не является ценностным, и он не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций и чувств, то такое отношение к объекту будет нейтральным. Амбивалентное отношение к объекту, таким образом, будет складываться из противоречия между чувствами, испытываемыми к объекту, с одной стороны, и его оценочными суждениями, с другой стороны. Таким образом, исходя из внутренней структуры отношения, выделяются положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные отношения к объекту. Соответственно положительное отношение обучающегося к

синхронному образованию можно определить как суждение о субъективной ценности и переживание положительных чувств относительно сопряжения в конкретном пространстве и времени содержания образования с актуальным общественным социальным опытом.

Изучение формирования положительного отношения к образованию в педагогике всегда отводилась важная роль. По А. К. Марковой положительное отношение обучающегося к образованию возникает и развивается тогда, когда в процессе учебной деятельности обучающийся ориентирован на самостоятельный поиск способов решения образовательной задачи [12]. Учебной деятельностью, в которой обучающиеся самостоятельно выполняют работу, являются практические занятия. Система практических занятий, которыми, как правило, являются лабораторные работы, обозначается как «практикум». Он выступает наиболее значимым и результативным компонентом подготовки, предназначенным для приобретения умений и навыков работы, приближенной к аналогам будущей практической деятельности [2]. В синхронном образовании в практикум необходимо включает такое содержание, которое в итоге должно раскрывать актуальное современное состояние, как научных исследований, так и социальной жизни общности применительно к профессиональной подготовке обучающихся. Возможность оперативно изучать актуальный социальный опыт почти в реальном режиме времени его возникновения, протекания и завершения дает Интернет. В этом плане целесообразно строить содержание практикума, направленного на формирование положительного отношения к синхронному образованию, на основе контента Интернет.

Практикумы с использованием Интернет и компьютерных технологий в образовании возникли в связи с развитием обучающих направлений по моделированию (компьютерные практикумы) и виртуальному воспроизведению физических процессов (виртуальные лабораторные практикумы) [3]. Их цель замена, дублирование или синтез новых лабораторных работ. Эти практикумы направлены на трансляцию и овладение в основном традиционным содержанием образования. В данных практикумах содержание Интернета, представленное в виде информации, формирующейся как отражение социальной практики и как взаимодействие с ней, системно и научно-обос-новано не использовалось в качестве содержания образования. Практикум, использующий именно такое содержание Интернета в качестве учебного материала, обозначается в нашем исследовании как интернет-практикум. Интернет-практикум есть специально спланированная самостоятельная учебная деятельность преобразования социально-значимой информации в процессе целенаправленного использования сети Интернет в знание, необходимое для общества и для учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Интернет-практикум позволяет осуществлять следующие дидактические функции: 1) рефлексивно-корректирующую, выражающуюся через анализ, сравнение и коррекцию собственных представлений обучающегося о практической стороне профессиональной де-

ятельности; 2) ценностно-смысловую, проявляющуюся через осознание и понимание обучающимися необходимости постоянного участия в образовательной и самообразовательной деятельности в современном профессиональном мире; 3) регуляционно-деятельностную, выражающуюся через получение и управление опытом практического применения знаний, которые были получены обучающимся в процессе обучения.

Для формирования положительного отношения к синхронному образованию посредством интернет-практикума на первом этапе исследования была выявлена структура отношения студентов педагогического вуза к различным видам образования. Для этого была разработана анкета «Какими я вижу потенциальные возможности образования в педагогическом университете?». В исследовании приняли участие 109 студентов 3-5 курсов психологического факультета, обучающиеся по специальностям «Психология», «Педагогика и психология», исторического факультета и факультета информатики. Полученные данные были обработаны посредством факторного анализа по методу «Principal components» с вращением «Varimax raw» в программе Statistica 6.0. Выявленная 6-ти факторная структура раскрывает содержание отношения студентов к получаемому высшему педагогическому образованию (табл. 1).

Таблица 1 - Структура и содержание отношения к образованию студентов педагогического вуза

№ Компонент отношения (фактор) Содержание компонентов отношения (полюс фактора) в соответствии с видом образования

Догоняющее Опережающее Синхронное

1 Ценность обра- зовательного процесса Стабильное отношение к образовательному процессу Неопределенное отношение к образовательному процессу -

2 Удовлетворен- ность образованием Достаточность образования в плане удовлетворенности объемом его содержания Избыточность содержания образования в его ориентации «про запас» -

3 Направленность образования - Личная ответственность за получаемое образование Социальная ответственность за получаемое образование

4 Тип образования Ориентация на многопрофильное образование - Ориентация на узкопрофессиональное образование

Окончание таблицы

№ Компонент отношения (фактор) Содержание компонентов отношения (полюс фактора) в соответствии с видом образования

Догоняющее Опережающее Синхронное

5 Место и роль образования в жизни - Ожидание социальной успешности как результата образования Жизненная значимость образования как процесса

6 Познавательная позиция Адаптационная познавательная позиция - Поисковая познавательная позиция

Выявленная структура отношения студентов педагогического вуза к образованию позволила увидеть содержание его компонентов. Подробный анализ содержания факторной структуры представлен в [9]. Отношение у студентов к какому-либо виду образования будет являться положительным, если в отношении будет представлены соответствующие данному виду образования компоненты отношения.

Второй этап исследования включал в себя создание программы интернет-практикума по формированию у студентов положительного отношения к синхронному образованию. На основе обнаруженных особенностей отношения к различным видам образования было выявлено, что у студентов IV курса, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», наименее всего из исследуемых студентов сформировано положительное отношение к синхронному образованию. Из четырех характеристик синхронного образования, выявленных в структуре отношений студентов к получаемому образованию, у данных студентов не были представлены «Ориентация на узкопрофессиональное образование», «Социальная ответственность за получаемое образование» и «Поисковая познавательная позиция» [9]. Поэтому педагогическими целями практикума выступили формирование у студентов умений и навыков узкопрофессиональной ориентации на основе применения Интернет-ресурсов, воспитание у студентов социальной ответственности за получаемое образование и развитие поисковой познавательной позиции студентов. В структуре интернет-практикума были выделены следующие компоненты: 1) прогностический, реализуемый через профессионально-деятельностное прогнозирование; 2) ориентационный, осуществляемый через поисково-ориентационную деятельность; 3) проективный компонент, претворяемый в оценочно-проектировочной деятельности; 4) практический компонент, воплощаемый через практико-рефлек-сивную деятельность.

Программа интернет-практикума была разработана на основе курса лабораторных работ по дисциплине «Основы профориентологии» и тематически включала в себя следующие дидактические единицы Государственного образовательного стандарта: типология проблем в выборе профессий;

современный мир профессий, тенденции в его развитии; критерии успешности профессиональной деятельности; условия успешного профессионального самоопределения [7].

Интернет-практикум включал в себя 1) работу с сайтами, посвященными профориентологическому знанию и соответствующей практике; 2) выявление наиболее значимых социальных проблем в данной области, их личност-но-профессиональное обоснование; 3) поиск и использование интернет-условий для аккумуляции профориентологической психолого-педагогической информации относительно выбранной проблематики; 4) перевод полученной информации в профориентологическое психолого-педагогическое знание и создание актуального социального Интернет-проекта.

На третьем этапе исследования была проведена опытно-поисковая работа (ОПР) по формированию положительного отношения у студентов к синхронному образованию посредством реализации программы интер-нет-практикума. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие студенты IV курса факультета психологии, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология», в количестве 37 человек. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы было проведено первичное анкетирование, направленное на выявление отношения к синхронному образованию. Выборка была разделена на экспериментальную - 19 человек и контрольную - 18 человек группы в соответствии с обучением в разных учебных группах. Проведенный математико-статистический анализ по критерию ^-Колмогорова-Смирнова показал, что полученные данные поддаются нормальному распределению, по критерию ьОгьюдента - созданные группы до формирующего этапа опытно-поисковой работы по исследуемым показателям эквивалентны (табл. 2).

Таблица 2 - Значимость различий между экспериментальной и контрольной группами по показателям первого анкетирования

Компонент отношения (Фактор) Средние значения экспериментальной группы (п = 19) Средние значения контрольной группы (п = 18) Уро- вень значи- мости

Социальная ответственность за получаемое образование -0,027 -0,066 0,59

Ориентация на узкопрофессиональное образование -0,102 -0,105 0,96

Поисковая познавательная позиция 0,064 0,112 0,41

На формирующем этапе опытно-поисковой работы с экспериментальной группой проводились занятия по программе интернет-практикума. Формирующий этап проходил в течение 1,5 месяцев в объеме 16 академических часов, в контрольной группе лабораторные работы проводились в традиционной форме в полном соответствии с Государственным образовательном стандартом.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы было проведено вторичное анкетирование. Время между первым и вторым анкетированием составило 3 месяца. Проведенное сравнение индивидуальных показателей испытуемых до и после опытно-поисковой работы по критерию 1:-Стыодента для зависимых выборок выявило негативный сдвиг у 4 студентов. Показатели анкетирования этих студентов до и после проведения опытно-поисковой работы в дальнейшем не включались в сравнительный математико-статистический анализ. Математико-статистический анализ по X-критерию Стью-дента для зависимых выборок изменений у студентов экспериментальной группы, показавших положительную динамику, выявил достоверные значимые различия (табл. 3).

Таблица 3 - Отношение к синхронному образованию в экспериментальной группе до и после формирующего этапа опытно-поисковой работы (п = 15)

Компонент отношения (Фактор) Средние значения до ОПР Средние значения после ОПР Направленность изменений Уровень значи- мости

Социальная ответственность за получаемое образование -0,103 -0,027 -2,44 0,03

Ориентация на узкопрофессиональное образование -0,115 -0,027 -2,38 0,03

Поисковая познавательная позиция 0,077 -0,047 2,48 0,03

Сравнение показателей контрольной группы до и после проведения формирующего этапа показали отсутствие значимых различий. Межгруп-повое сравнение экспериментальной и контрольной групп выявило следующие значимые достоверные различия (табл. 4).

В целом, полученные результаты показывают положительную динамику изменения компонентов отношения к синхронному образованию у студентов, входивших в экспериментальную группу. Это означает, что проведенная программа Интернет-практикума по дисциплине «Основы профориентологии» выступает действенным средством формирования положительного отношения к синхронному образованию у студентов педагогического вуза.

Таблица 4-Различие сдвигов между экспериментальной и контрольной группами до и после проведения опытно-поисковой работы

Компонент отношения (Фактор) Средние значения сдвига экспериментальной группы до и после ОПР (п- 15) Средние значения сдвига контрольной группы до и после ОПР (п = 18) Уровень значимости

1 2 3 4

Социальная ответственность за получаемое образование 0,076 -0,083 0,02

Окончание таблицы

1 2 3 4

Ориентация на узкопрофессиональное образование 0,088 -0,025 0,04

Поисковая познавательная позиция 0,124 -0,019 0,05

Проведенное на теоретическом и опытно-поисковом уровнях исследование позволяет заключить следующее.

1. Для формирования у субъекта образования целостного социально-ориентированного видения мира в образование необходимо включать такое содержание, которое должно раскрывать актуальное современное состояние научных исследований и социальной жизни общности применительно к профессиональной подготовке студентов. Таким образованием является синхронное образование. Основным содержанием в нем выступают актуальные знания, произведенные современной наукой, искусством и социальной практикой, предусматривающие свое усвоение в настоящий момент времени. Успешная реализация этого содержания во многом зависит от того, насколько сформировано положительное отношение обучающихся к синхронному виду образования.

2. Эффективным способом формирования положительного отношения обучающихся к получаемому образованию является его ориентация в обучении и воспитании на самостоятельный поиск способов решения образовательной задачи. Формирование положительного отношения к синхронному образованию возможно при использовании такого образовательного средства, которое с процессуальной стороны максимально полно позволяет обучающемуся самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, а с содержательной стороны позволяет оперативно изучать актуальный социальный опыт почти в реальном режиме времени его возникновения, протекания и завершения. Таким средством формирования положительного отношения обучающихся к синхронному виду образования является Интернет-практикум .

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994. - Режим доступа : http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm.

2. Арбузов, Ю. В. Автоматизированный лабораторный практикум удаленного доступа в системе инженерного образования [Текст] / Ю. В. Арбузов, А. М. Зимин, С. И. Маслов // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Информационные технологии в образовании и науке» (ИТОН-2006). - М., 2006. - Ч. 1. - С. 32-35.

3. Асанова, И. М. Применение виртуальных лабораторных практикумов как средство достижения креативности получаемого знания [Текст] / И. М. Асанова, Г. В. Алексеев, Е. А. Жуковецкая, Н. Б. Жарикова, Ю. А. Прокудин, И. М. Рубанова // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3

марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). - Белово: Беловский полиграфист, 2006 - Ч. 2. - С. 45-50.

4. Вершинин, С. Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха [Текст] / С. Е. Вершинин. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 304 с.

5. Веселкова, Н. В. Темпоральный порядок школьных дискурсов миграции [Текст] / Н. В. Веселкова //' Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 1 (73). - С. 133-144.

6. Глебова, JL К. Инициативы и творчество - путь к обновлению образования современной школы [Текст] / Л. К. Глебова. - Томск 2004. - Режим доступа: http:// ido.tsu.ru/ss/?unit=256.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031000 «Педагогика и психология» М. - 2000. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031000_2000.html.

8. Днепров, С. А. Психолого-педагогическое обоснование сущности синхронного образования [Текст] / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Педагогическое образование. 2008. - № 3. - С. 17-25.

9. Днепров, С. А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию [Текст] / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Образование и наука. - 2009. - № 9. - С. 124-139.

10. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

11. Магомед-Эминов, М. Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / М. Ш. Магомед-Эминов. — Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2009.

12. Маркова, А. К. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов // Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -С. 11-21.

13. Медведев, Д. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] / Д. А. Медведев. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683.

14. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [Текст] / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.

15. Новейший философский словарь: 2-е изд. переработ. и дополн. [Текст] / ред. А. А. Грицанов. - Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

16. Новиков, А. С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые [Текст] / А. С. Новиков. - М.: Едиториал УРСС, 2003.- 112 с.

17. Пашковская, Т. В. Фактор темпоральное™ в конструировании исторической реальности [Текст]: дис.... кандидата фил. наук / Т. В. Пашковская. - Таганрог, 2005.- 154 с.

18. Сарджвеладзе, Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе // Мацне: изв. АН Груз ССР. Сер. Философия и психология, № 2. - 1985. - С. 61-93.

19. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. 187 с.

20.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА...

21. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. Пер. с грузинского Е. LLI. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.-413 с.

22.Шарган, О. М. Оценочные отношения как мотив выбора друга в ранней юности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) / О. М. Шарган. НИИ психологии УССР. - Киев, 1986. - 16 с.

23.Einirbayer М. and Mishe A. What is agency // American Journal of Sociology. 1998.-vol. 103.-№ 1.

УДК 378.1

Ангелоеский Алексей Анатольевич

Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angelovskij@yandex. ги, Челябинск

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Angelovskiy Aleksey Anatolievich

The candidate of pedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, [email protected], Chelyabinsk

THE SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS AN INTELLECTUAL FOUNDATION OF THE PROFESSIONALISM

Сегодня современный, профессионально развитый специалист должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.

Важнейшим проявлением профессионализма как высшей ступени профессионального развития личности является способность к свободной творческой деятельности, к практическому переустройству мира. Эта способность в большой степени обусловлена формированием и развитием интеллектуальной профессиональной культуры личности как способности к профессиональному росту, получению нового знания, к решению сложных профессиональных задач в условиях динамично развивающегося социума.

В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.