РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.6:378.147
Валиев Равиль Азатович
Соискатель кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, ассистент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета, [email protected], Екатеринбург
ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКУМ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СИНХРОННОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Valiev Ravil Azatovitch
Candidate of the department of professional pedagogics of the Russian state professional-pedagogical university, assistant to chair of social psychology, conflictology and management of the Ural state pedagogical university, [email protected], Yekaterinburg
INTERNET PRACTICAL WORK OF FORMATION OF THE POSITIVE RELATION TO SYNCHRONOUS
EDUCATION AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
В рамках современных методологических [16], философских [17], психологических [11], социологических [5] исследований все большее значение приобретает анализ изучаемых объектов с позиции их становления относительно различных временных планов. В связи с этим все большую популярность в исследовательской практике приобретает метод темпорального анализа. В основании данного метода лежит теоретическое положение о том, что категория времени перестает рассматриваться в качестве универсального явления [15], а предстает как многомерное, задавая соответственно различные контексты понимания изучаемых объектов и их взаимодействия между собой.
Изучая социальные процессы, С. Е. Вершинин отмечает, что фундаментальным свойством жизни любого общества, находящегося на этапе модернизации, является неодновременность тех или иных социальных институтов и групп относительно друг друга [4]. Неодновременно сть понимается как асинхронность, несовременность, «рассогласованность темпоральных доминант у взаимодействующих людей, групп, общностей: если для одних нечто уже принадлежит прошлому, для других - это актуальное настоящее» [5]. Под одновременностью понимается императив ориентации в данном настоящем «на господствующую иерархию экономических, политических, культурных ценностей, мотиваций деятельности, этических норм» [4, с. 50]. Достижение социальной одновременности возможно через синхронизацию действий различных социальных субъектов, являющуюся «одним из основных условий эффективного функционирования и развития любого общества как целостной системы» [4, с. 50].
В современных условиях формирование социального субъекта является важнейшим направлением образовательной политики государства и выражается в результате образования, которым должно стать владение обучающимся целостным социально-ориентированным взглядом на мир [13]. В связи с этим в содержании образования приобретает особую значимость реализация принципа единства обучения и воспитания с жизнью [20]. Для того, чтобы быстро и адекватно отвечать требованиям, которые предъявляются обществом к образованию, необходимо непосредственно, постоянно и систематически изучать события, составляющие «живую ткань» современности, т. е. для обеспечения формирования социального субъекта актуальные события должны включаться в содержание образования.
Образование согласно темпорально-реляционной теории М. Эмирбайе-ра и Э. Мише способно иметь ориентацию на прошлое, будущее или настоящее время [23]. Содержание образования, состоящее из непостоянных и меняющихся ориентаций внутри «потока времени», ориентировано на различные временные планы. Оно стремится догнать, обогнать или же соответствовать настоящей социальной практике. Поэтому следует выделять асинхронные и синхронный его виды.
На сегодняшний день асинхронными видами обучения и воспитания можно определить такие его виды, как традиционное и опережающее образование. Традиционное образование только стремится сравняться с требованиями социальной практики, но никогда в достаточной степени их не достигает из-за высокого уровня опосредованности государственными образовательными стандартами. Это обусловливает постоянно догоняющую позицию традиционного образования. Фундаментальные знания, являясь основным содержанием традиционного образования, служат базой для порождения новых достижений в актуальной и будущей жизни общества. В противовес и в дополнение традиционному, догоняющему образованию с 90-х годов XX в. успешно развивается идея опережающего образования. Главное содержание этой идеи состоит в том, чтобы формировать у людей такие качества, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях стремительно развивающегося мира [6]. Основными свойствами опережающего образования является упор в содержании, процессе и результате на развитие потенциальных, прогностических и преобразовательных возможностей и способностей субъектов образования.
Сопоставляя догоняющее и опережающее образование по отношению к потребностям общества и личности, отметим, что они, учитывая интересы культуры (воспроизводство прошлого) и личности (производство будущего), в то же самое время не вполне учитывают потребности и интересы социальной среды или общества. Отражение актуального настоящего времени и перспективы развития жизни общества могут быть обеспечены за счет реализации в образовании синхронного его вида, который является сопрягающим во времени личностное развитие субъектов образования с актуальным развитием различных сфер жизни общества.
Синхронное образование имеет основным содержанием актуальный социальный опыт, включающий значимые события социальной практики, современные научные открытия, произведения искусства и достижения в различных сферах жизни общества, и предусматривает их изучение, усвоение в настоящий момент времени [8]. Если асинхронные виды обучения и воспитания осуществляются в образовательной практике уже давно, то реализация синхронного вида образования стала возможной сравнительно недавно в связи с развитием информационных технологий. Для успешной реализации его содержания необходимо специально сформированное положительное отношение у обучающихся к нему, т. к. именно положительное отношение на первоначальном этапе получения любого вида образования выступает сильным и ценным мотивом деятельности.
Кроме ситуативных отношений, отражающих роль и место объектов и явлений в текущей деятельности, выделяют также устойчивые отношения, фиксирующие опыт взаимодействия человека с тем или иным объектом или явлением, являющимся для него личностно значимым. Д. А. Леонтьев выделяет три понятия, близких по своему содержанию и обозначающих единицы фиксации такого личностно значимого опыта, это отношение в теории В. Н. Мясищева, фиксированная установка в теории Д. Н. Узнадзе и социальная установка или аттитюд в западных теориях социальной психологии [10]. В. Н. Мясищев указывал, что отношения человека - это целостная система сознательных связей личности с различными сторонами действительности, обусловленных как индивидуальным, так и общественно-историческим опытом, а их динамика отражает объективную динамику условий жизни. При этом конкретное отношение характеризуется как основанная на индивидуальном опыте, избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом [14]. Под установкой в теории Д. Н. Узнадзе понимается латентная готовность к определенным поведенческим реакциям в конкретных ситуациях. Чем чаще возникает установка или чем больший личностный вес она имеет, тем прочнее она становится. Такую установку Д. Н. Узнадзе называет фиксированной [21], а Н. И. Сарджвеладзе обозначает как «установочное отношение личности» [18] к какому-либо объекту. Установка в таком случае понимается как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения [19]. В таком понимании фиксированная установка и отношение, по мнению Д. А. Леонтьева, выступают двумя сторонами одного и того же явления - социальной установки [10]. Понятие социальной установки или агштюда, впервые введенное У. Томасом и Ф. Знанецким, обозначало «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [Цит. по 1]. В дальнейшем определения социальной установки отражали аспекты фиксации жизненного опыта индивида и его проявления. W. J. McGuire определяет аттитюд как «... предрасположенность классифицировать группы объектов или явлений и реагировать на них в определенном соответствии с их оценкой» [Цит. по
10, с. 207]. Аттитюд как тенденцию или «предрасположенность индивида
определенным образом оценивать объект или ситуацию» рассматривался Д. Кацом и Э. Стотлэндом [цит. по 10, с. 207], исключивших из определения реагирование определенным образом на ситуацию или социальный объект [19].
Н. И. Сарджвеладзе отмечает, что «вопрос о том, каковы отношения личности к тем или иным сторонам действительности, фактически означает, каковы установки личности к тем же сторонам реальности. Поэтому когда, например, С. Л. Рубинштейн и В. Н. Мясищев и их последователи говорят об отношении человека к действительности как об основополагающем моменте психологических особенностей личности, то под ним следует иметь в виду социальную установку с ее когнитивным (знание), оценочно-эмоциональным и конативным (поведение) структурным строением» [19, с. 35]. А это означает, что внутренние структуры отношения и социальной установки имеют сходное строение, состоящее из двух основных компонентов: оценочного отношения и деятельного компонента. При этом оценочное отношение делится на две компонентные единицы: познавательную и эмоциональную, образующие соединение гностического и эмоционального аспектов активности субъекта [19].
Оценочное отношение личности можно определить как осознанную оценку личностью определенного объекта, качества или свойства [22], включающую в себя, с одной стороны, суждение оценочного характера, мнение об объекте, на основе которого объекту приписываются качества полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости в сопоставлении и соизмерении признаков объекта с целями человека. С другой стороны, оценочное отношение включает в себя чувства относительно объекта: удовольствие-неудовольствие, симпатия-антипатия, шобовь-ненависть и т. д. [19, с. 63]. Различные варианты соединений суждения и чувства к определенному объекту у личности определяют различную валентность оценочного отношения. Если в нем соединяются умозаключение, выражающее субъективную ценность (полезность, приемлемость, желательность), и положительные чувства (удовольствие, симпатия, любовь), то такое отношение к объекту будет положительным. Если же суждение об объекте имеет субъективную негативную ценность в виде представлений о вредности, нежелательности, неприемлемости и чувства, испытываемые к объекту, имеют отрицательный характер (неудовольствие, антипатия, ненависть), то такое отношение к объекту будет отрицательным. Если мнение об объекте не является ценностным, и он не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций и чувств, то такое отношение к объекту будет нейтральным. Амбивалентное отношение к объекту, таким образом, будет складываться из противоречия между чувствами, испытываемыми к объекту, с одной стороны, и его оценочными суждениями, с другой стороны. Таким образом, исходя из внутренней структуры отношения, выделяются положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные отношения к объекту. Соответственно положительное отношение обучающегося к
синхронному образованию можно определить как суждение о субъективной ценности и переживание положительных чувств относительно сопряжения в конкретном пространстве и времени содержания образования с актуальным общественным социальным опытом.
Изучение формирования положительного отношения к образованию в педагогике всегда отводилась важная роль. По А. К. Марковой положительное отношение обучающегося к образованию возникает и развивается тогда, когда в процессе учебной деятельности обучающийся ориентирован на самостоятельный поиск способов решения образовательной задачи [12]. Учебной деятельностью, в которой обучающиеся самостоятельно выполняют работу, являются практические занятия. Система практических занятий, которыми, как правило, являются лабораторные работы, обозначается как «практикум». Он выступает наиболее значимым и результативным компонентом подготовки, предназначенным для приобретения умений и навыков работы, приближенной к аналогам будущей практической деятельности [2]. В синхронном образовании в практикум необходимо включает такое содержание, которое в итоге должно раскрывать актуальное современное состояние, как научных исследований, так и социальной жизни общности применительно к профессиональной подготовке обучающихся. Возможность оперативно изучать актуальный социальный опыт почти в реальном режиме времени его возникновения, протекания и завершения дает Интернет. В этом плане целесообразно строить содержание практикума, направленного на формирование положительного отношения к синхронному образованию, на основе контента Интернет.
Практикумы с использованием Интернет и компьютерных технологий в образовании возникли в связи с развитием обучающих направлений по моделированию (компьютерные практикумы) и виртуальному воспроизведению физических процессов (виртуальные лабораторные практикумы) [3]. Их цель замена, дублирование или синтез новых лабораторных работ. Эти практикумы направлены на трансляцию и овладение в основном традиционным содержанием образования. В данных практикумах содержание Интернета, представленное в виде информации, формирующейся как отражение социальной практики и как взаимодействие с ней, системно и научно-обос-новано не использовалось в качестве содержания образования. Практикум, использующий именно такое содержание Интернета в качестве учебного материала, обозначается в нашем исследовании как интернет-практикум. Интернет-практикум есть специально спланированная самостоятельная учебная деятельность преобразования социально-значимой информации в процессе целенаправленного использования сети Интернет в знание, необходимое для общества и для учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Интернет-практикум позволяет осуществлять следующие дидактические функции: 1) рефлексивно-корректирующую, выражающуюся через анализ, сравнение и коррекцию собственных представлений обучающегося о практической стороне профессиональной де-
ятельности; 2) ценностно-смысловую, проявляющуюся через осознание и понимание обучающимися необходимости постоянного участия в образовательной и самообразовательной деятельности в современном профессиональном мире; 3) регуляционно-деятельностную, выражающуюся через получение и управление опытом практического применения знаний, которые были получены обучающимся в процессе обучения.
Для формирования положительного отношения к синхронному образованию посредством интернет-практикума на первом этапе исследования была выявлена структура отношения студентов педагогического вуза к различным видам образования. Для этого была разработана анкета «Какими я вижу потенциальные возможности образования в педагогическом университете?». В исследовании приняли участие 109 студентов 3-5 курсов психологического факультета, обучающиеся по специальностям «Психология», «Педагогика и психология», исторического факультета и факультета информатики. Полученные данные были обработаны посредством факторного анализа по методу «Principal components» с вращением «Varimax raw» в программе Statistica 6.0. Выявленная 6-ти факторная структура раскрывает содержание отношения студентов к получаемому высшему педагогическому образованию (табл. 1).
Таблица 1 - Структура и содержание отношения к образованию студентов педагогического вуза
№ Компонент отношения (фактор) Содержание компонентов отношения (полюс фактора) в соответствии с видом образования
Догоняющее Опережающее Синхронное
1 Ценность обра- зовательного процесса Стабильное отношение к образовательному процессу Неопределенное отношение к образовательному процессу -
2 Удовлетворен- ность образованием Достаточность образования в плане удовлетворенности объемом его содержания Избыточность содержания образования в его ориентации «про запас» -
3 Направленность образования - Личная ответственность за получаемое образование Социальная ответственность за получаемое образование
4 Тип образования Ориентация на многопрофильное образование - Ориентация на узкопрофессиональное образование
Окончание таблицы
№ Компонент отношения (фактор) Содержание компонентов отношения (полюс фактора) в соответствии с видом образования
Догоняющее Опережающее Синхронное
5 Место и роль образования в жизни - Ожидание социальной успешности как результата образования Жизненная значимость образования как процесса
6 Познавательная позиция Адаптационная познавательная позиция - Поисковая познавательная позиция
Выявленная структура отношения студентов педагогического вуза к образованию позволила увидеть содержание его компонентов. Подробный анализ содержания факторной структуры представлен в [9]. Отношение у студентов к какому-либо виду образования будет являться положительным, если в отношении будет представлены соответствующие данному виду образования компоненты отношения.
Второй этап исследования включал в себя создание программы интернет-практикума по формированию у студентов положительного отношения к синхронному образованию. На основе обнаруженных особенностей отношения к различным видам образования было выявлено, что у студентов IV курса, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», наименее всего из исследуемых студентов сформировано положительное отношение к синхронному образованию. Из четырех характеристик синхронного образования, выявленных в структуре отношений студентов к получаемому образованию, у данных студентов не были представлены «Ориентация на узкопрофессиональное образование», «Социальная ответственность за получаемое образование» и «Поисковая познавательная позиция» [9]. Поэтому педагогическими целями практикума выступили формирование у студентов умений и навыков узкопрофессиональной ориентации на основе применения Интернет-ресурсов, воспитание у студентов социальной ответственности за получаемое образование и развитие поисковой познавательной позиции студентов. В структуре интернет-практикума были выделены следующие компоненты: 1) прогностический, реализуемый через профессионально-деятельностное прогнозирование; 2) ориентационный, осуществляемый через поисково-ориентационную деятельность; 3) проективный компонент, претворяемый в оценочно-проектировочной деятельности; 4) практический компонент, воплощаемый через практико-рефлек-сивную деятельность.
Программа интернет-практикума была разработана на основе курса лабораторных работ по дисциплине «Основы профориентологии» и тематически включала в себя следующие дидактические единицы Государственного образовательного стандарта: типология проблем в выборе профессий;
современный мир профессий, тенденции в его развитии; критерии успешности профессиональной деятельности; условия успешного профессионального самоопределения [7].
Интернет-практикум включал в себя 1) работу с сайтами, посвященными профориентологическому знанию и соответствующей практике; 2) выявление наиболее значимых социальных проблем в данной области, их личност-но-профессиональное обоснование; 3) поиск и использование интернет-условий для аккумуляции профориентологической психолого-педагогической информации относительно выбранной проблематики; 4) перевод полученной информации в профориентологическое психолого-педагогическое знание и создание актуального социального Интернет-проекта.
На третьем этапе исследования была проведена опытно-поисковая работа (ОПР) по формированию положительного отношения у студентов к синхронному образованию посредством реализации программы интер-нет-практикума. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие студенты IV курса факультета психологии, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология», в количестве 37 человек. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы было проведено первичное анкетирование, направленное на выявление отношения к синхронному образованию. Выборка была разделена на экспериментальную - 19 человек и контрольную - 18 человек группы в соответствии с обучением в разных учебных группах. Проведенный математико-статистический анализ по критерию ^-Колмогорова-Смирнова показал, что полученные данные поддаются нормальному распределению, по критерию ьОгьюдента - созданные группы до формирующего этапа опытно-поисковой работы по исследуемым показателям эквивалентны (табл. 2).
Таблица 2 - Значимость различий между экспериментальной и контрольной группами по показателям первого анкетирования
Компонент отношения (Фактор) Средние значения экспериментальной группы (п = 19) Средние значения контрольной группы (п = 18) Уро- вень значи- мости
Социальная ответственность за получаемое образование -0,027 -0,066 0,59
Ориентация на узкопрофессиональное образование -0,102 -0,105 0,96
Поисковая познавательная позиция 0,064 0,112 0,41
На формирующем этапе опытно-поисковой работы с экспериментальной группой проводились занятия по программе интернет-практикума. Формирующий этап проходил в течение 1,5 месяцев в объеме 16 академических часов, в контрольной группе лабораторные работы проводились в традиционной форме в полном соответствии с Государственным образовательном стандартом.
На контрольном этапе опытно-поисковой работы было проведено вторичное анкетирование. Время между первым и вторым анкетированием составило 3 месяца. Проведенное сравнение индивидуальных показателей испытуемых до и после опытно-поисковой работы по критерию 1:-Стыодента для зависимых выборок выявило негативный сдвиг у 4 студентов. Показатели анкетирования этих студентов до и после проведения опытно-поисковой работы в дальнейшем не включались в сравнительный математико-статистический анализ. Математико-статистический анализ по X-критерию Стью-дента для зависимых выборок изменений у студентов экспериментальной группы, показавших положительную динамику, выявил достоверные значимые различия (табл. 3).
Таблица 3 - Отношение к синхронному образованию в экспериментальной группе до и после формирующего этапа опытно-поисковой работы (п = 15)
Компонент отношения (Фактор) Средние значения до ОПР Средние значения после ОПР Направленность изменений Уровень значи- мости
Социальная ответственность за получаемое образование -0,103 -0,027 -2,44 0,03
Ориентация на узкопрофессиональное образование -0,115 -0,027 -2,38 0,03
Поисковая познавательная позиция 0,077 -0,047 2,48 0,03
Сравнение показателей контрольной группы до и после проведения формирующего этапа показали отсутствие значимых различий. Межгруп-повое сравнение экспериментальной и контрольной групп выявило следующие значимые достоверные различия (табл. 4).
В целом, полученные результаты показывают положительную динамику изменения компонентов отношения к синхронному образованию у студентов, входивших в экспериментальную группу. Это означает, что проведенная программа Интернет-практикума по дисциплине «Основы профориентологии» выступает действенным средством формирования положительного отношения к синхронному образованию у студентов педагогического вуза.
Таблица 4-Различие сдвигов между экспериментальной и контрольной группами до и после проведения опытно-поисковой работы
Компонент отношения (Фактор) Средние значения сдвига экспериментальной группы до и после ОПР (п- 15) Средние значения сдвига контрольной группы до и после ОПР (п = 18) Уровень значимости
1 2 3 4
Социальная ответственность за получаемое образование 0,076 -0,083 0,02
Окончание таблицы
1 2 3 4
Ориентация на узкопрофессиональное образование 0,088 -0,025 0,04
Поисковая познавательная позиция 0,124 -0,019 0,05
Проведенное на теоретическом и опытно-поисковом уровнях исследование позволяет заключить следующее.
1. Для формирования у субъекта образования целостного социально-ориентированного видения мира в образование необходимо включать такое содержание, которое должно раскрывать актуальное современное состояние научных исследований и социальной жизни общности применительно к профессиональной подготовке студентов. Таким образованием является синхронное образование. Основным содержанием в нем выступают актуальные знания, произведенные современной наукой, искусством и социальной практикой, предусматривающие свое усвоение в настоящий момент времени. Успешная реализация этого содержания во многом зависит от того, насколько сформировано положительное отношение обучающихся к синхронному виду образования.
2. Эффективным способом формирования положительного отношения обучающихся к получаемому образованию является его ориентация в обучении и воспитании на самостоятельный поиск способов решения образовательной задачи. Формирование положительного отношения к синхронному образованию возможно при использовании такого образовательного средства, которое с процессуальной стороны максимально полно позволяет обучающемуся самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, а с содержательной стороны позволяет оперативно изучать актуальный социальный опыт почти в реальном режиме времени его возникновения, протекания и завершения. Таким средством формирования положительного отношения обучающихся к синхронному виду образования является Интернет-практикум .
Библиографический список
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994. - Режим доступа : http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm.
2. Арбузов, Ю. В. Автоматизированный лабораторный практикум удаленного доступа в системе инженерного образования [Текст] / Ю. В. Арбузов, А. М. Зимин, С. И. Маслов // Материалы Всерос. научно-практич. конф. «Информационные технологии в образовании и науке» (ИТОН-2006). - М., 2006. - Ч. 1. - С. 32-35.
3. Асанова, И. М. Применение виртуальных лабораторных практикумов как средство достижения креативности получаемого знания [Текст] / И. М. Асанова, Г. В. Алексеев, Е. А. Жуковецкая, Н. Б. Жарикова, Ю. А. Прокудин, И. М. Рубанова // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3
марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). - Белово: Беловский полиграфист, 2006 - Ч. 2. - С. 45-50.
4. Вершинин, С. Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха [Текст] / С. Е. Вершинин. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 304 с.
5. Веселкова, Н. В. Темпоральный порядок школьных дискурсов миграции [Текст] / Н. В. Веселкова //' Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 1 (73). - С. 133-144.
6. Глебова, JL К. Инициативы и творчество - путь к обновлению образования современной школы [Текст] / Л. К. Глебова. - Томск 2004. - Режим доступа: http:// ido.tsu.ru/ss/?unit=256.
7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031000 «Педагогика и психология» М. - 2000. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031000_2000.html.
8. Днепров, С. А. Психолого-педагогическое обоснование сущности синхронного образования [Текст] / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Педагогическое образование. 2008. - № 3. - С. 17-25.
9. Днепров, С. А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию [Текст] / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Образование и наука. - 2009. - № 9. - С. 124-139.
10. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
11. Магомед-Эминов, М. Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / М. Ш. Магомед-Эминов. — Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2009.
12. Маркова, А. К. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов // Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -С. 11-21.
13. Медведев, Д. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] / Д. А. Медведев. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683.
14. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [Текст] / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.
15. Новейший философский словарь: 2-е изд. переработ. и дополн. [Текст] / ред. А. А. Грицанов. - Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.
16. Новиков, А. С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые [Текст] / А. С. Новиков. - М.: Едиториал УРСС, 2003.- 112 с.
17. Пашковская, Т. В. Фактор темпоральное™ в конструировании исторической реальности [Текст]: дис.... кандидата фил. наук / Т. В. Пашковская. - Таганрог, 2005.- 154 с.
18. Сарджвеладзе, Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе // Мацне: изв. АН Груз ССР. Сер. Философия и психология, № 2. - 1985. - С. 61-93.
19. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. 187 с.
20.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА...
21. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. Пер. с грузинского Е. LLI. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.-413 с.
22.Шарган, О. М. Оценочные отношения как мотив выбора друга в ранней юности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) / О. М. Шарган. НИИ психологии УССР. - Киев, 1986. - 16 с.
23.Einirbayer М. and Mishe A. What is agency // American Journal of Sociology. 1998.-vol. 103.-№ 1.
УДК 378.1
Ангелоеский Алексей Анатольевич
Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angelovskij@yandex. ги, Челябинск
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Angelovskiy Aleksey Anatolievich
The candidate of pedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, [email protected], Chelyabinsk
THE SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS AN INTELLECTUAL FOUNDATION OF THE PROFESSIONALISM
Сегодня современный, профессионально развитый специалист должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.
Важнейшим проявлением профессионализма как высшей ступени профессионального развития личности является способность к свободной творческой деятельности, к практическому переустройству мира. Эта способность в большой степени обусловлена формированием и развитием интеллектуальной профессиональной культуры личности как способности к профессиональному росту, получению нового знания, к решению сложных профессиональных задач в условиях динамично развивающегося социума.
В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятель-