УДК 378.091.398 + 004.738.5
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ КАК СОВРЕМЕННЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
С. А. Дочкин
Аннотация. В статье рассматривается опыт развертывания интернет-портала и его использования для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в целях подготовки преподавателей к активному использованию сетевых технологий в образовательном процессе вуза. Представлены результаты исследования вариантов применения портальных технологий в деятельности преподавателей вуза. Сформированы требования к образовательному порталу с учетом как его организационной и функциональной структуры, так и наполняемого его контента. По результатам отбора определен перечень требований к системной платформе: общедоступность и открытость; комплексность; настраиваемость и изменяемость; простота и понятность интерфейса; наличие максимального количества сервисов; возможность поддержки, технического сопровождения и развитие собственными силами. Особо в статье рассматриваются основные сервисы, среди которых основными выделены сервисы сообществ. Реализованная модель, апробированная на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, позволила наиболее эффективно доставлять необходимую для пользователя информацию в рамках процесса обучения и дала возможность достичь необходимой степени автоматизации этого процесса.
The article examines the experience of deploying an Internet portal and its use to improve the skills of the teaching staff in order to prepare teachers to make active use of network technologies in the educational process of the university.
Results of studying options of application of portal technologies in activity of higher education institution teachers are presented. Requirements to an educational portal taking into account both its organizational and functional structure, and its content are created. By results of selection the list of requirements to a system platform is defined: general availability and openness; complexity;
flexibility and convertibility; simplicity and clearness of the interface; existence of the maximum number of services; possibility of support, technical maintenance and development by own forces. Special attention is paid to the main services and particularly services of communities. The realized model was approved at advanced training courses of the faculty of higher education institution. It improves delivering information necessary for the user within process of training and automating of this process.
Ключевые слова: Интернет, информационно-коммуникационные технологии, информация, образовательный портал, повышение квалификации, электронный контент, профессиональное образование, профессорско-преподавательский состав, сетевая система.
Internet, information and communications technology, information, education portal, training, e-content, vocational education, faculty, web-based system.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к тому, что развитие современного общества уже невозможно без специалистов в области ИКТ, в том числе и в системе образования. При этом в последнее время решающее значение приобрели удаленный доступ к образовательным технологиям и ресурсам, возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса, а не просто сам факт использования аппаратнопрограммных средств ИКТ. Модернизация российского профессионального образования (ПО), в первую очередь, - высшего, также ведется в условиях глубокой информатизации, в целях создания единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). Особенно важную роль в этом играет создание взаимосвязанной системы образовательных порталов (ОП), что позволит обеспечить рациональное взаимодействие многочисленных серверов и сайтов, имеющих отношение к образованию. Нами было проведено исследование по определению структуры обра-
зовательного портала, способного решать задачи профессионального образования в вузе или в ином образовательном учреждении ПО, а также направление его использования для повышения квалификации преподавательского состава вуза.
Вообще, портальная технология является одним из наиболее перспективных направлений использования ИКТ в образовании и используется уже не первый год. Термин «портал» является весьма популярным, но им часто злоупотребляют, и зачастую у людей отсутствует отчетливое понимание того, что скрывается за этой дефиницией. Существует много определений портала, часто под порталом понимается: web-сайты, ориентированные на
определенные аудитории и сообщества, которые обеспечивают: объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации; совместную работу и коллективные услуги; доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе персонализации [4]; сайт, организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов; «электронная библиотека», разделенная на различные тематические отделы, способные включать в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и т. д., обновление которых происходит в реальном времени [1]; сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок; интеллектуальный инструмент выбора источников содержания, объединение ресурсов для представления конечному пользователю посредством простого для навигации и настройки интерфейса [4]; специальным образом оформленная web-страница, содержащая большое число гиперссылок для вызова различных сервисов и т. п.
В общем виде порталы обычно позиционируют как отправные точки для пользователей, ориентированных на определенную тематическую область. Как показало исследование, только 37% преподавателей вуза четко представляют, что понимается под термином «портал» и еще 27% - могут примерно охарактеризовать его назначение. В то же время почти
62,5% не видят различий между сайтом вуза и образовательным порталом, считая их синонимами. Очевидно, что, несмотря на различия в приведенных выше определениях, можно выделить основные моменты, характерные для всех дефиниций и отражающие сущность понятия «портал», а именно, портал - это единая интегрированная точка эффективного всестороннего неограниченного доступа к информации, приложениям и людям (рис. 1) [1].
Преимущества использования порталов заключаются в том, что они: структурируют данные, находящиеся в базе данных и предоставляют их в удобной для использования форме; отслеживают, извлекают и фильтруют информацию из Интернета, основываясь на требованиях пользователей; обеспечивают всеобщий доступ к открытой информации, ограниченный лишь возможностями сети; используют графические, аудио- и видеосредства представления информации и единую универсальную программу-браузер для работы со всеми видами информации. Таким образом, портальная технология позволяет максимально приблизить ресурсы к пользователям, обеспечивает интеграцию информационной сущности организации, организует отношения внутри информационных групп, создавая условия для единого информационного пространства [5].
Благодаря данным преимуществам порталы способны занять достаточно важное место в образовательном процессе любого вуза, однако для этого, кроме непосредственно технического решения, требуется соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. В настоящее время именно данный аспект является основным препятствием в процессе разработки и широкого использования в учебном процессе потальных технологий. В соответствии с этим в рамках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) нами был подготовлен курс по изучению вариантов использования интернет-порталов в учебной деятельности вуза.
При этом работа была организована в течение 2012-2013 учебного года по нескольким направлениям:
- подготовка ППС в области разработки электронных средств обучения и подготовки электронного контента;
Рис. 1. Портал как единая интегрированная точка доступа
- разработка структуры и технологической основы для непосредственного развертывания аппаратно-программной платформы с учетом существующей инфраструктуры;
- исследования по определению функционально-структурной схемы внедряемого интернет-портала и обеспечение доступности к нему преподавателей вуза с различным уровнем компетентности в области ИКТ [2].
И именно последнее направление было выбрано как основное, при этом работа по решению задач выполняется не отдельным творческим коллективом, а в рамках обучающих семинаров с ППС, на которых ведется трансляция результатов и презентация тех решений, которые предлагаются к внедрению. Мы исходили из того, что современные интернет-порталы представляют собой достаточно крупные и сложные сетевые информационно-технологические комплексы, ориентированные на оказание различных услуг. При этом очень часто в «портал» преобразуется имеющийся «сайт» учреждения, вуза. Однако нами учитывалось, что превращение «сайта» в «портал» связано с трансформацией идеологии использования сети Интернет, которая заключается в переходе от «скольжения» по различным адресам сети с
целью поиска нужной информации или необходимых услуг к «углублению» в информационные, сервисные и развлекательные «недра» одного тематического сайта - т. е. предполагается, что пользователь (в нашем случае - преподаватель вуза или иного учреждения ПО), целенаправленно зайдя на портал, должен найти здесь цель своих поисков, получить всю интересующую его информацию и услуги [4].
В качестве пилотного проекта нами был развернут портал с ограниченными функциями, имеющий целью отработки аппаратно-программных и организационных решений на примере системы повышения квалификации ППС вуза и образовательных учреждений-партнеров (рис. 2). Важными характеристиками портала явились:
- персонализация для конечных пользователей - независимо от предназначения клиентского места портала, портал позволяет настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого индивидуально;
- организация клиентского места - пользовательской рабочей среды позволила устранить информационные перегрузки - доступ пользователя к информационным ресурсам организован в наиболее удобном виде;
Рис. 2. Основные функциональные элементы информационной системы на основе интернет-портала
- распределение ресурсов - обеспечение разделения некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей.
Портал обеспечивает идентификацию пользователя, т. е. поддерживает аутентификацию, единую регистрацию на сервере, создание карты прав доступа и т. д.; отслеживание выполнения работ - эта характеристика особенно важна для персонификации портала, которая устанавливается в начале его использования пользователем и нарастает по мере накопления информации о его интересах и склонностях [2].
Важно, что пользователю предоставляется максимальный контроль над тем, что будет отслеживаться, чтобы не возникало опасений по поводу контроля над личной информацией; активный доступ и отображение информации из хранилища данных; локализация и обнаружение нужных людей и информации - используе-
мые поисковые механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой.
По опыту реализации первых дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации для ППС вуза, а также с учетом его расширения в интересах обеспечения образовательных потребностей студентов вуза и специалистов предприятий горной отрасли нами были выделены дополнительные требования к порталу: обслуживание большого числа пользователей (студентов); широкий спектр информации; поддержка основных сетевых форматов; реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, оценка достоверности и полноты полученных данных; обеспечение защиты хранящейся информации с использованием программных и
физических способов обеспечения безопасности; интеграция - обеспечение возможности взаимодействия пользователей со всеми приложениями и информационными ресурсами через единый интерфейс; разбивка хранимой информации на категории - категоризация, автоматизированные процедуры категоризации результатов поиска; приложения интеллектуального анализа - системы управления знаниями [1].
При этом нами учитывалось, что так как информационная система портала ориентирована на конечного пользователя, следовательно, она должна обладать простым, удобным, интуитивно понятным интерфейсом, который предоставит пользователям возможность с наибольшей эффективностью использовать все предоставляемые информационные ресурсы и услуги, но в то же время не позволит ему выполнять какие-либо «лишние» действия. Это особенно важно для использования ресурсов портала неподготовленными пользователями, парадоксально, но такими «неподготовленными» пользователями оказались не студенты первого-второго курса, не имеющие опыта вузовского обучения, а преподаватели вуза. Как показало исследование, около 73,2% преподавателей с опытом работы 15-20 лет отметили сложность работы с порталом даже в рамках курсов повышения квалификации, 67,1% ППС указали на отсутствие опыта в сетевой среде и сложность навигации по ресурсам.
Однако нами учитывался и тот аспект, что следовало помнить, что основная ценность портала определяется его информационным наполнением, «контентом». Контент портала определяется его функциональным назначением и варьируется в зависимости от его вида -оперативная информация, картографическая информация, электронные календари, органайзеры и записные книжки, ежедневные новости, анонсы информационных статей, конкурсы, электронные рассылки и многое другое.
Цель любого портала - это, прежде всего, предоставление конкретному пользователю необходимой информации в течение минимального времени и без дополнительных затрат на просмотр несущественных материалов, переключение между разными интерфейсами и т. д. Контент, являясь одним из ключевых понятий, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» студента (любого посети-
теля) к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые должны выгодно выделять его среди уже имеющихся структур: быть упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т. д. [2]. Таким образом, правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом. Если контент портала теряет свою актуальность, то информационные ресурсы могут приобрести даже отрицательную ценность, вводя пользователя (особенности обучающегося) в заблуждение, провоцируя различные неприятные ситуации и т. д., что естественно, не будет способствовать повышению популярности портала и в результате - процесса обучения, построенного на его основе.
В этой связи в составе курса повышения квалификации ППС нами отдельно рассматривались модули, направленные на освоение компетенций, связанных с правилами и принципами создания электронного контента, без освоения которого преподавателям было сложно подготовить необходимый материал, при этом сложность заключалась не только в его содержательном и структурном качестве, но и в востребованности у пользователей. Обычно системы управления контентом (системы контент-менеджмента) позволяют авторам, даже не обладая техническими знаниями, легко ввести информацию, что особенно актуально для «нетехнических» порталов гуманитарного профиля. И это особенно важно, если в качестве авторов должны выступать педагогические работники, не всегда обладающие высоким уровнем подготовки в области ИКТ.
Одной из основных форм, определяющих представление и распространение контента на портале, является персонализация - система регистрации пользователя, которая в той или иной мере используется теперь на большинстве web-серверов. Для этого используются механизмы фильтрации информации и анализа работы пользователя, с их помощью удается определить ту область, которая может заинтересовать его. В основном используется два метода персонализации: с использованием правил
- на основе вводимой пользователем в регистрационную карточку личной информации о себе и своих интересах разрабатывается набор правил, которые выполняются в процессе обра-
^іоМ-сг^
ботки опросов пользователя на предоставление доступа к информационный ресурсам, к элементам интерфейса и т. д.; на основе фильтров используются сложные алгоритмы категоризации и предоставления контента на основе анализа поведения пользователя (к какой информации он обращается, какие сайты посещает и т. д.). Несмотря на различия в организации обе системы персонификации объединяет механизм разграничения уровней доступа к базам данных портала.
Таким образом, с учетом таких понятий, как персонализация и контент, нами было выделено пять областей информационного наполнения, которые могут присутствовать на образовательном портале вуза:
- личная информация обучающегося: электронная почта, календарь, расписание, личная адресная книга и т. д. Эти приложения персонифицированы, поэтому единственное, что необходимо было сделать, - это связать их с конкретным порталом;
- информация на уровне рабочих групп, которая была организована в соответствии с административным делением по отделам или типам выполняемых работ, - нами в вузе за основу была взята «учебная группа», как структурная единица. Следует учесть также такие аспекты, как принятые в вузе методы организации и распределения информации между группами (как правило, информация каждой рабочей группы не должна быть доступна людям, которые в ней не состоят);
- корпоративная информация, относящаяся к вузу в целом и используемая коллективом (нормативные документы, документы отдела кадров, информация о сессии, об отпусках, командировках, различных мероприятиях и т. д.). Эта информация, которая уже существует внутри каждой организации, располагается в той области портала, к которой каждый сотрудник имеет быстрый и простой доступ;
- информация из локальных сетей, которая связана с интерактивным взаимодействием между вузом и его деловыми партнерами через фрагменты сети (информация об образовательных услугах, совместных мероприятиях, информация по проектам, которые выполняются совместно с внешними организациями, или приложения, которые совместно используются партнерами);
- информация из сети Интернет (прогнозы погоды, новостные подписки, web-узлы партнеров, органов управления образованием), этот тип контента доступен как определенным группам, так и всем сотрудникам, в зависимости от политики вуза.
Еще одним компонентом программы повышения квалификации ППС, необходимым для подробного изучения, был определен перечень сервисов порталов. Сервисы, которые поддерживаются всеми порталами и представляют собой общую платформу, являются основой для более эффективного управления приложениями и информацией, поступающей из самых разных источников, уменьшают загрузку персонала и административные издержки. Среди основных сервисов портальной технологии мы выделили сервисы сообществ, которые организуют портальные сообщества и обеспечивают доступ к сервисам через регистрацию пользователей и политики безопасности. Таким образом, учреждение получает возможность управлять группами, настройками предпочтения и доменами через атрибуты сообществ; сервисы презентации и сбора информации, определяющие внешний вид web-страницы и систему разработки настраиваемого интерфейса. Этот сервис отвечает за накопление ресурсов из разнообразных источников внутри вуза или извне для вертикальных или специализированных порталов; сервисы персонализации обеспечивают распределенный персонализированный контент, приложения и другие сервисы. Безопасный доступ к порталу позволяет вузу интегрировать технологии и деловые процессы путем широкого использования современных средств ИКТ; сервисы интеграции приложений, обеспечивающие представление ресурсов на портале в Мш1/хш1-приложениях (почтовый клиент, доступ к файловой системе) и т. д.
Вообще, возможность интеграции сервисов и архитектуры является одним из основных преимуществ открытой портальной технологии, так как позволяет вузам и другим организациям использовать уже имеющиеся web-совместимые приложения. Но в строгом значении понятий следует различать образовательный портал (портал обучения) и информационный портал системы образования. Первый в дополнение к функциям организации доступа к образовательной информации обладает также
функциями создания и контроля знаний, а также подтверждения достигнутого образовательного уровня, т. е. реализует функции обучения. Если же в портале такой функции обучения нет, то такой портал является лишь информационным.
Учитывая, что образовательная деятельность базируется на использовании больших объемов информации, именно система порталов, как средство представления, распространения, систематизации, структуризации и унификации информационных ресурсов Интернет, может обеспечить наиболее рациональный способ использования образовательных ресурсов. В нашем случае образовательный портал вуза представлял собой составную часть системы порталов единого образовательного пространства, интегрированной в единую информационно-образовательную среду федерального уровня. При этом, с учетом рассмотренных возможностей и характеристик, портал - это практически универсальное решение для организации очного и дистанционного обучения студентов, а также в целях повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров [1].
Реализованная на данных положениях в нашем вузе модель, с одной стороны, позволила наиболее эффективно доставить необходимую для пользователя информацию в рамках процесса обучения, с другой, - дала возможность достичь необходимой степени автоматизации этого процесса. Разработанная структура коммутационного портала предоставила возможности по организации клиентского места с целью устранения информационной перегрузки и оптимизации доступа к необходимой информации, отслеживанию и протоколированию действий пользователей для поддержания портала в рабочем состоянии, оценки эффективности его работы и оперативного устранения сбоев, обеспечению активного доступа и отображению информации из множественных гетерогенных источников данных. В целях реализации доступа к информационным ресурсам потребовались меры по созданию системной платформы, которая должна была служить основой информационной образовательной среды вуза.
Нами были сформулированы следующие требования к используемой системной платформе: общедоступность и открытость, то есть
обеспечение возможности легального использования технического решения и его компонентов с ориентацией на web-технологии и свободно распространяемые программные продукты; комплексность с возможностью охвата всех этапов обучения и участников процесса обучения -обучающихся и преподавателей-тьюторов; настраиваемость и изменяемость для адаптации к потребностям любого учреждения ПО и обучающегося как с помощью изменения настроек, так и с помощью дополнительных программных компонентов; решение должно иметь простой и понятный интерфейс пользователя как для обучающихся, так и для преподавателей, оптимально - типовой web-браузер; наличие максимального количества пользовательских сервисов; возможность обеспечения бюджетной поддержки со стороны вуза, техническое сопровождение и развитие собственными силами.
Существующие программные решения, как правило, являлись либо средством создания учебных курсов, либо средством демонстрации учебных материалов и, за некоторым исключением, не обладали достаточными функциональными возможностями для создания полноценной информационной образовательной среды и обеспечения подготовки педагогических кадров в сетевом режиме. Поэтому в интересах сообщества ПО с учетом масштабов аудитории пользователей, финансовых аспектов развертывания и поддержки образовательного портала ПО в качестве программной среды наш выбор был остановлен на свободно распространяемой системной платформе Moodle. Данная система распространяется бесплатно в виде набора компонентов с открытым исходным кодом по лицензии GNU GPL, что обеспечивает возможность ее использования без привлечения дополнительных финансовых затрат. Этот комплексный программный продукт позволил сформировать единую информационную среду, позволяющую обеспечить набор сервисов сетевого обучения, доступ и управление программными инструментами, ресурсами, техническими и пользовательскими приложениями, структурированными данными.
В результате проведенных мероприятий по повышению квалификации ППС в вопросах сетевых технологий и применения «портальных» решений, прикладных исследований и отработки технических решений была достигнута цель по
формированию образовательного портала и подготовки к его использованию преподавательского состава вуза. Выбранное нами решение отвечало необходимым требованиям и обеспечивало открытую инфраструктуру для развития контентной информационной образовательной среды вуза и интеграции аппаратно-программных компонентов; организацию сетевого обучения и оценку знаний в удаленном режиме; возможность интеграции с внешними устройствами, инструментальными средствами, с приложениями и образовательным мультимедиа-контентом третьих лиц; единую регистрацию и авторизацию пользователей; доступ пользователей через web-интерфейс; легкость обучения работе с системой; безопасность ресурсов и данных; возможность использования современного интерактивного оборудования и терминальных устройств; наличие простого настраиваемого интерфейса с использованием встроенных шаблонов и визуальных панелей управления, поддержку индивидуальных траекторий обучения; высокую масштабируемость в зависимости от количества пользователей. В итоге нами были достигнуты цели по повышению квалификации специалистов-педа-гогов как в области ИКТ с достижением обучающимися конкретного уровня ИКТ-компетент-ности, так и в других областях, требуемых для осуществлении профессионально-педагогической деятельности; обеспечен личностный рост ППС вуза, связанный с профессиональной мобильностью, рациональной организацией собственной жизнедеятельности; освоение требуемого набора базовых, надпрофессиональных, дополнительных компетенций, позволяющих осуществлять работу с современным технологическим оснащением.
Таким образом, применение данных позволило за счет развертывания образовательного портала с необходимыми телекоммуникациями обеспечить доступ ППС к информационным ресурсам профессионального образования, организовать целенаправленную и систематическую информационно-методическую поддержку преподавателей вуза как в ходе проводимых курсов повышения квалификации, так и в межкурсовой период, освоить новые формы общения, реализовав многоуровневую систему субъ-ект-субъектных отношений (тьютор - преподаватель, тьютор - малая группа, преподаватель -преподователь), работу в составе сетевого со-
общества, что в дальнейшем позволило оптимизировать и учебный процесс вуза.
Литература
1. Дочкин, С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект : монография / С. А. Дочкин. - СПб. : Арден, 2010. - 226 с.
2. Дочкин, С. А. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования / С. А. Дочкин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2010. - № 1(3). - С. 17-23.
3. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы : информационно-аналитическое издание / сост. : Н. В. Павельева, А. Ю. Ильиных, Н. В. Костюк ; под ред. Т. С. Паниной. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2009. - 112 с.
4. Образовательный портал [Электронный ресурс] / Гос. НИИ ИТ и ТК «Информика». -URL : http://tm.ifmo.ru/db/doc/presentation [дата обращения: 13.11.2012].
5. Прокофьева, М. С. Создание информационно-образовательного портала вуза / М. С. Прокофьева // Технологии Интернет - на службу обществу : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов, 2003. - С. 179-182.
6. Савинков, Ю. А. Проектирование региональной системы повышения квалификации педагогов на основе новых информационных технологий : монография / Ю. А. Савинков. -Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. -280 с.
7. Седова, Т. Л. Создание современных интернет-порталов [Электронный ресурс] / Т. Л. Седова // Всерос. науч.-методич. конф. «Телематика - 2002». - СПб., 2002. - URL : http: //tm.ifmo.ru/db/doc/get_the s .php?id= 14 [дата обращения: 09.10.2012].
8. Тихомиров, В. П. Организация виртуальной образовательной среды системы открытого образования : отчет о НИР / В. П. Тихомиров, Л. Г. Титарев, А. А. Андреев и др. - М. : МЭСИ, 2001.
9. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин //
Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 4.
- С. 79-88.
10. Alexander, P. A. What responses to Domain-Specific Analogy Problems Reveal About
Emerging Competence: A New Perspective on an Old Acquaintance / P. A. Alexander, P. K. Murphy, J. M. Kulikowich // Educational Psychology.
- 1998. - Vol. 90, № 3. - P. 397-406.