Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1048
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
манипулирование общественным сознанием / политика / политическое влияние / интернет-мемы / политические мемы / политический дискурс / manipulation of public consciousness / politics / political influence / internet-memes / political memes / political discourse.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добрынина Е.Н., Кирничук А.В.

Развитие информационных технологий способствует появлению новых методов манипулирования общественным сознанием, среди которых особый интерес представляют такие единицы виртуальной коммуникации, как «Интернет-мемы, которые являются крайне эффективным инструментом манипуляции общественным сознанием в рамках политического дискурса. Целью данной работы является исследование классификации и типологии «интернет-мемов», выявление механизмов манипулирования общественным сознанием посредством политически окрашенных «интернет-мемов» основанной на конкретных примерах Интернет-публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-MEME AS A MEANS OF MANIPULATING PUBLIC CONSCIOUSNESS IN POLITICAL DISCOURSE

The development of information technology contributes to the emergence of new methods of manipulating public consciousness, among which such units of virtual communication as "Internet memes «of particular interest as an extremely effective tool for manipulating public consciousness in the political discourse. The aim of this paper is to investigate the classification and typology of "internet memes», to identify mechanisms of manipulation of public consciousness by means of politically coloured "Internet memes" based on specific examples of internet publications.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

POLITICAL SCIENCES

INTERNET-MEME AS A MEANS OF MANIPULATING PUBLIC CONSCIOUSNESS IN POLITICAL

DISCOURSE

Dobrynina E.N.,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Romance & Germanic languages and Linguodidactics of the

North-Caucasus Federal University, Stavropol, Pushkin St., 1, Kirnichuk A.V. 3rd year student

of the Faculty ofInternational Relations of North-Caucasus Federal University,

Stavropol, Pushkin St. 1,

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В

ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Добрынина Е.Н.,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, ул. Пушкина 1, Кирничук А.В. студент 3 курса бакалавриата

кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, ул. Пушкина 1,

Abstract

The development of information technology contributes to the emergence of new methods of manipulating public consciousness, among which such units of virtual communication as "Internet memes «of particular interest as an extremely effective tool for manipulating public consciousness in the political discourse. The aim of this paper is to investigate the classification and typology of "internet memes», to identify mechanisms of manipulation of public consciousness by means of politically coloured "Internet memes" based on specific examples of internet publications.

Аннотация

Развитие информационных технологий способствует появлению новых методов манипулирования общественным сознанием, среди которых особый интерес представляют такие единицы виртуальной коммуникации, как «Интернет-мемы, которые являются крайне эффективным инструментом манипуляции общественным сознанием в рамках политического дискурса. Целью данной работы является исследование классификации и типологии «интернет-мемов», выявление механизмов манипулирования общественным сознанием посредством политически окрашенных «интернет-мемов» основанной на конкретных примерах Интернет-публикаций.

Keywords: manipulation of public consciousness, politics, political influence, internet-memes, political memes, political discourse.

Ключевые слова: манипулирование общественным сознанием, политика, политическое влияние, ин-тернет-мемы, политические мемы, политический дискурс.

Введение

В наши дни манипулирование общественным сознанием является крайне важным вопросом. Широкое распространение Интернет-технологий породило сразу несколько проблем, делающих пользователей легкоуязвимыми для воздействия на их мировоззрение. Прежде всего, это связано с объёмом информации, большую часть которой составляет «информационный шум». Информации стало так много, что критический анализ всего того, что поступает в наш мозг, становится невозможным. В

связи с чем, большую часть информации люди воспринимают на подсознательном уровне, не вдаваясь в подробности. Также здесь можно выделить проблему «клипового мышления» - тип мышления, обладатели которого склонны быстро, но поверхностно обрабатывать информацию. Образы, возникающие в мыслях носителя «клипового мышления», практически сразу исчезают и заменяются новыми, исходя из этого, у человека нарушается способность выстраивать логические цепочки и формировать причинно-следственные связи между

событиями и явлениями, следовательно, утрачивается способность к критическому анализу. Помимо этого, появляются новые формы коммуникации, в частности «интернет-мемы», обладающие большим потенциалом использования в качестве инструмента пропаганды. Всё это обуславливает актуальность данного исследования. В рамках теоретической части работы были рассмотрены классификации тактик манипулирования, характерные особенности политических «мемов» и интер-нет-мемов в целом. В аналитической части была исследовано как с помощью интернет-мемов осуществлялось манипулирование общественным сознанием на примере определённых политических событий 2020 года и Интернет-публикаций, посвя-щённые им. Научная новизна работы заключается в изучении конкретных приёмов и тактик, используемых при создании политических мемов, выявлении характерных особенностей и причин эффективности использования интернет-мемов для воздействия на общественное сознание.

Теоретическая часть

Искусство манипуляции уходит корнями во времена первобытно-общинного строя, когда происходило зарождение мифологии. Мифологич-ность сознания позволила выстроить иерархию в первобытном обществе, деление богов на «главных» и «неглавных» позволило закрепить в общественном сознании идеи социального неравенства и разделения на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется [5, 223].

Герберт Франке в своей работе «Манипулиру-емый человек» дает следующее определение понятию «манипуляция сознанием» - «психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама». С.Г. Кара-Мурза определял манипуляцию, как «часть технологии власти» [4, 14]. Действительно, понятия политический дискурс и манипуляция общественным сознанием крайне тесно переплетены. Манипуляция в политическом дискурсе - процесс управления поведением объекта манипуляции путем навязывания ему соответствующих стереотипов мышления в максимально выгодном для манипулятора направлении [6, 121].

Все методики манипулирования условно можно разделить на четыре подгруппы:

Первая связана с воздействием на эмоции человека такие, как смех, любовь, страх, жалость, неуверенность в себе и так далее. Эмоции чрезвычайно сильно влияют на восприятие информации и поведение человека, в целом. В этой категории исследователи выделяют следующие приёмы: «навешивание ярлыков», «ссылка на авторитеты», «перетасовка информации», «сияющие обобщение» и другие.

Вторая задействует техники манипулирования толпой. В толпе люди теряют свою индивидуальность и начинают подчиняться её негласным правилам. Психологию толпы в свое время рассматривали К. Юнг, Г. Лебон, З. Фрейд, Г. Тард и другие.

Третья подгруппа относится к особенностям воздействия языка и цвета на эмоциональное состояние индивида.

Последняя категория связана со стереотипами и всем, что из них следует: культуры, традиции, мораль, законы и тд [3, 62-63].

Использование Интернета в качестве инструмента воздействия на общественное сознание является неизбежным результатом развития общества. Интернет предоставляет более широкие, по сравнению с другими способами доставки информации, возможности по распространению разного рода дискурсов и охватывает широчайшую аудиторию. Всемирная паутина сегодня выступает в роли огромной площадки, внутри которой протекают собственные социальные процессы, активное участие в которых принимает молодёжь - наиболее активная в политической жизни часть общества.

Особый интерес с точки зрения изучения технологий манипуляций общественным сознанием в интернет-пространстве представляют такие единицы коммуникации, как «интернет-мемы». Понятие «мем» было сформулировано Р. Докинзом, предложившим рассматривать мем, как «единицу передачи культурной информации». С точки зрения Докинза, мем выполняет функции генов в социальной среде [2, 158]. В контексте интернет-коммуникации выделяется такое понятие, как «интернет-мем», который представляет из себя информацию, хранящуюся в различных формах, как правило комического характера, распространяющуюся среди участников виртуального дискурса. Отличительной особенностью интернет-мемов является высокая скорость циркуляции внутри цифрового коммуникативного пространства. Классификацию интер-нет-мемов можно представить следующим образом:

1. Текстовые мемы: слово или выражение, несущее в себе комический характер и, как правило, отсылающее к какому-либо событию, явлению, произведению искусства, видеоигре или фразе конкретной личности. Текстовые мемы могут использоваться в процессе коммуникации между интернет-пользователями, а также выступать в качестве текстового компонента в других подкатегориях ин-тернет-мемов.

2. Мемы-изображения можно разделить на три категории: узнаваемое изображение; «фотожаба» -изображения, созданные в графическом редакторе в карикатурных целях; собирательный образ какого-либо персонажа, реальной группы людей, животных и тд.

3. Медиамем - забавный видеоролик, распространяющийся среди интернет-пользователей.

4. Гифы или гифки представляют из себя ани-мированное изображение, как правило, выражающее какую-либо эмоцию.

5. Креолизованный мем - вариация креолизо-ванных, то есть сочетающих в себе вербальные и невербальные средства коммуникации, текстов. В основном это популярное изображение, выступающее в качестве фона, которое сопровождается различными комическими фразами.

6. Компаративные мемы базируются на сравнении нескольких картинок, предметов, фактов, событий, мнений, явлений и т.д.

7. Метамемы - мемы, которые содержат в себе отсылку на другие известные мемы [7, 87-88].

Интернет-мемы соединяют в себе все необходимые манипулятору инструменты, так как используя массовый источник коммуникации, они влияют на сознание людей путем воздействуя на эмоции. Можно выделить следующие задачи, выполняемые интернет-мемами в контексте политического дискурса:

1. Формирование определённых мнений о политическом объекте или социальном явлении.

2. Внедрение идеологических стереотипов, воздействие на сознание объекта манипулирования с целью изменения его мировоззрения.

3. Побуждение к определённым социальным действиям (осуждение, неприятие, поддержка, одобрение и т.д. определенных политических процессов или явлений).

Политические интернет-мемы имеют следующие характерные особенности. Во-первых, политическая окрашенность мемов объясняется их злободневностью и актуальностью. Так как интернет-сообщество мгновенно реагирует на различные события, в том числе и на политические. В Сети ежедневно публикуются мемы с политическим подтекстом. Интернет-мемы на политические темы могут рассматриваться как реакция интернет-пользователей на политическую обстановку, а также как желание пользователей отстоять собственные взгляды и дискредитировать мнения и идеи оппонентов. Во-вторых, политические мемы по своей природе схожи с политической карикатурой из-за

использования стратегии высмеивания и гиперболизации образов, а также их комической направленности. В-третьих, мемы повышают и показывают уровень популярности того или иного политика, иначе говоря, интернет-мемы оказывают большое воздействие на формирование политического рейтинга.

Таким образом, можно разделить все политические мемы на те, которые отображают реакцию Интернет-сообщества на определённые политические процессы и те, которые намеренно публикуются с целью очернения репутации какого-либо политического субъекта, на фоне чего происходит популяризация другого участника. Конечно, эта классификация достаточно условная, так как в реальности порой бывает трудно определить наверняка, что побудило автора мема опубликовать его, особенно в условиях интернет-анонимности. Такое разделение можно проследить в интернет-публикациях с начала 2020 года.

Аналитическая часть

В начале 2020 года обострился кризис в американо-иранских отношениях. 3 января ВВС США совершили авиаудар по международному аэропорту Багдада, в результате чего погиб иранский генерал, командующий подразделением «Аль-Кудс» иранского Корпуса Стражей Исламской революции -Касем Сулеймани. В Иране Сулеймани считался национальным героем, поэтому Хасан Рухини, действующий президент Ирана, пообещал отомстить США за его убийство. 6 января Иран объявил о прекращении действия ограничений на развитие ядерной программы, взятых на себя в рамках СВПД. Реакция интернет-сообщества не заставила себя долго ждать. Все возможные интерне-ресурсы наводнили мемы о начале «Третьей мировой войны».

AMERICAN COMPARED ТО IRANIAN AIRFORCE

AMERICAf ;v IRAN ^^

Planes 13,398 509

Fighter Jets 2,362 142

Military Transport Planes 1,153 89

Helicopters 5,760 (including 971 attack cop««««) 126 (including 12 attack copters)

Trainer Aircraft 2,853 104

FlyingCarpets 0 1001

Рис. 1 - Сравнение ВВС США и ИРИ.

На рисунке 1 можно увидеть пример компаративного мема, сравнивающего между собой численность ВВС США и Ирана. Данный Интернет -мем направлен на внедрение в общественное сознание мысли о том, что в случае развертывании полномасштабных военных действий, Соединенные Штаты непременно выйдут победителями из войны, так как единственное, что может противопоставить Иран Штатам - это «летающие ковры».

Количество в 1001 «боевую единицу» является не случайным - это отсылка на известный сборник персидских сказок - «Тысяча и одна ночь». Ирония, использующаяся здесь, основывается на древней персидской и современной иранской культуре, одним из символов которой является персидский ковер, выступавший в роли магического транспорта в сказках и легендах.

Рис. 2 - Иранцы подготавливают их ВВС для «Третьей мировой войны».

Рисунок 2 также затрагивает данную тематику, но он не сравнивает напрямую ВВС двух государств, а создаёт собирательный образ авиации Ирана, поэтому его можно отнести к мемам-изображениям.

Turning 18 thinking you pan do anything now

¿itfiitif lini

Ш №

УЧ

Рис. 3 - Тебе исполняется 18 лет, и ты думаешь, что теперь ты можешь делать что угодно.

Рис. 4 -

Я, смеющийся над мемами про «Третью мировую войну». Я после того, как был призван на службу.

Изображения 3 и 4 являются примерами крео-лизованных мемов и отображают реакцию общества на данные события. Угроза начала полномасштабных боевых действий вызывала обеспокоенность у Интернет-сообщества, и в мемах того периода тема «драфта» - призыв на военную службу в США, приобрела особую актуальность, так как юноши в возрасте от 18 до 25 (призывной возраст в Соединенных Штатах) составляют значительную часть интернет-пользователей в США.

Ситуация в США, связанная с глобальной пандемией «коронавируса», весной 2020 года оставалась достаточно критической. 29 мая президент

государства - Дональд Джон Трамп, выступил с речью, на которой в очередной раз обвинил Китайскую Народную Республику в разжигании глобальной пандемии, а также объявил о разрыве отношений США с Всемирной Организацией Здравоохранения, поскольку ВОЗ не смогли реализовать реформы, предложенные Штатами. Также президент заявил о том, что КНР полностью контролирует организацию [1]. Позднее, а именно в июле 2020 года, США официально покинули Всемирную Организацию Здравоохранения.

World Health Organization thanking china for their efforts and how they dropped Coronavirus cases to zero

China lying about all their numbers

Рис. 5 - ВОЗ благодарит КНР за их усилия и за то, что они свели случаи заболевания «коронавирусом» к

нулю. КНР, врущая об их статистике.

Рис. 6 - ВОЗ, когда вирус начинает распространятся по-настоящему. ВОЗ в фильмах.

Рис. 7 - Кому вы доверяете больше? ВОЗ или собаке в костюме врача?

На рисунках 5-7 представлены примеры ин-тернет-мемов, направленные на формирование отрицательного образа Всемирной Организации Здравоохранения и Китайской Народной Республики. Отчетливо можно проследить связь слов Д. Трампа с данными изображениями. На них ВОЗ представлена, как организация, неспособная решать возникшие проблемы. Также здесь упоминается тесное сотрудничество Всемирной Организацией Здравоохранения с КНР и сокрытие реальных статистических данных по «коронавирусу» Китаем.

Президентские выборы в США стали одним из наиболее обсуждаемых во всём мире событий во второй половине 2020 года. Естественно, такое событие не могло обойти стороной интернет-сообщество, которое опубликовало огромное количество мемов на данную тематику. Особое внимание было приковано к противостоянию кандидатов Респуб-

ликанской и Демократической партий США - Дональда Трампа и Джо Байдена, вокруг которого развернулась «мемная война» среди сторонников того или иного кандидата. Интернет-мемы, публикуемые в данный период, характеризуются особым энтузиазмом со стороны пользователей, что неудивительно, ведь результаты «президентской гонки» как минимум на ближайшее 4 года повлияют на внутреннее и внешнее политическое развитие государства, следовательно, и на жизнь самих пользователей. Можно выделить следующие категории интер-нет-мемов, опубликованных в ходе предвыборной компании:

- Мемы, напрямую сравнивающие двух кандидатов - изображения 8-9. Данные публикации направлены, с одной стороны, на дискредитацию соперника, с другой, на повышение собственного политического имиджа. То есть, создаётся некоторый контраст между ними.

Рис. 8 - «Новая надежда», «Империя наносит ответный удар», «Возвращение джедая».

Рисунок 8 затрагивает тему «добра и зла», ос- то время как, Республиканская партия и Дональд

нованную на киновселенной «Звездные Войны». Трамп, в частности, изображаются в отрицательном

Здесь, Демократическая партия США сравнивается ключе. с положительными персонажами кинофильмов, в

I'll let you decide which one is "sleepy.

@Brian TylerCohen

(Bid en was seen on a Bike in the heat, with a MASK)

[ALL ID ACTIVISM * —

Рис. 9 - Я позволю решить вам, кто из них «сонный». (Байдена в маске видели на велосипеде в жару).

Рисунок 9 является примером метамема и отсылает нас к фразе «Sleepy Joe» - прозвище, которым Дональд Трамп окрестил Джо Байдена после публикации ряда медиамемов, на которых Байден якобы засыпает во время телевизионного интервью. В этом случае интернет-мем использует фразу Трампа против него самого и внедряет в общественное сознание идею о том, что, на самом деле,

Байден очень спортивный и выносливый человек, в отличие от его оппонента.

- Политические мемы, порочащие одного из двух кандидатов. Конечно, они всё также направлены на принижение одной стороны и возвышении другой, но вторая сторона напрямую здесь не упоминается. Мемы из данной категории могут быть основаны на:

1. Слухах, как на рисунках 10 и 11.

Рис. 10 - Кандидат от демократов. Джо Байден. «Я не могу вспомнить, почему я здесь».

Разговоры о том, что Джо Байден обладает всеми признаками старческой деменции начались ещё в 2019 году. Естественно, это не могло пройти мимо сторонников Трампа и на эту тематику было опубликовано большое количество интернет-мемов.

Рис. 11 - Угу, время отправляться в тюрьму.

Осенью 2020 года газета The New York Times опубликовало расследование, в котором в очередной раз (подобные расследования выходили в 2016, 2018, 2019 годах) обвинила Дональда Трампа в неуплате подоходного федерального налога в течение последних 10 лет. Политические оппоненты Трампа начали распространять слухи о том, что по-

сле завершения своего президентского срока, который гарантирует ему неприкосновенность, Дональд Трамп будет осуждён и отправлен в тюрьму за налоговые махинации. В Интернете начали появляться публикации, транслирующие идею о том, что Трамп преступник, что не могло не повлиять на его политический рейтинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Абсурде, как на изображениях 12 и 13.

Рис. 12 - Молодец Джо, есть нужно ртом, не ногами.

Рис. 13

Ладно, если шоколадных коров не бывает, как ты объяснишь шоколадное молоко. Джо, иди сядь.

Такой приём используется для формирования образа смешного и несерьезного человека, которому, как ребенку, необходимо объяснять очевидные вещи.

- Мемы, высмеивающие сторонников одной из сторон - рисунки 14 и 15.

Рис. 14 - Но как ты говоришь без мозга? Я сторонник Трампа!

Рис. 15 - Трамп на встрече со своими сторонниками в Орландо запускает свою пере-избирательную

компанию 2020 года.

В первом случае проводится параллель между последователями Дональда Трампа и персонажем детской сказки «Удивительный волшебник из страны Оз» - «Страшилой» (ориг. Scarecrow), который по сюжету мечтал получить мозги. Во втором случае Трамп и люди, поддерживающие его, сравниваются с большой группой клоунов.

Таким образом, интернет-мемы, обладая комическим характером, в силу которого люди воспринимают их как безобидную шутку, являются крайне эффективным инструментом манипуляции обще-

ственным сознанием. Их эффективность объясняется сочетанием в себе большого количества методик манипуляций, которые в совокупности создают высокоэффективное оружие для создания в подсознании людей определённого образа, выгодного для той или иной политической группы.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, изучение «ин-тернет-мемов» в контексте политических технологий представляет большой интерес для развития политологии. Все политические «мемы» имеют схожие черты и набор тактик, которые были выделены

в рамках данной работы. Потенциал использования данного феномена в качестве инструмента воздействия на общественность объясняется его эффективностью, а также современными тенденциями развития средств массовой коммуникации, поэтому необходимо дальнейшее развитие этого направления. Несмотря на то, что целевая аудитория «интернет-мемов» - молодёжь, важно и необходимо учитывать интересы других социальных групп, так как практически каждый интернет-пользователь в той или иной степени сталкивается с данным понятием вне зависимости от его взглядов и интересов.

Литература

1. McNeil Jr. D., Jacobs A. Blaming China for Pandemic, Trump Says U.S. Will Leave the W.H.O. [Electronic resource] // The New York Times. 29.05.2020. URL: https://www.ny-times.co m/2020/05/29/health/virus -who. html (accessed 25.11.2020).

2. Докинз Р. Эгоистичный ген. М: Corpus (ACT), 2013. - 277 с.

3. Ефремова Н.Я. Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2012. - №4 (17). - С. 61-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulirovanie-soznaniem-cheloveka-v-ramkah-virtualnoy-realnosti (дата обращения 19.11.20).

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М: Алгоритм, 2000. - 563 с.

5. Князева И.В. Историческая эволюция форм манипуляции общественным сознанием [Электронный ресурс] // Научные ведомости - 2010. - №20 (91). - С. 220-225. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/istoricheskaya-evolyutsiya-form-manipulyatsii-obschestvennym-soznaniem/viewer (дата обращения 18.11.20).

6. Сагайдачная Е. Н. Манипуляция в политическом дискурсе [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - №22. - С. 121-126. URL:

https ://cyberleninka. ru/article/n/manipulyatsiya-v-politicheskom-diskurse (дата обращения 19.11.20).

7. Щурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014.

- №6 (59). - С. 85-89. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/internet-memy-problema-tipologii (дата обращения 19.11.20).

References

1. McNeil Jr. D., Jacobs A. Blaming China for Pandemic, Trump Says U.S. Will Leave the W.H.O. [Electronic resource] // The New York Times. 29.05.2020. URL: https://www.ny-times.com/2020/05/29/health/virus-who.html (accessed 25.11.2020).

2. Dawkins R. Egoistic gene. M: Corpus (ACT), 2013. - 277 p.

3. Efremova N. Ya. Manipulation of human consciousness in the framework of virtual reality [Electronic resource] // The territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. - 2012. - №4 (17). - pp. 61-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7manipuliro-vanie-soznaniem-cheloveka-v-ramkah-virtualnoy-real-nosti (accessed 19.11.20).

4. Kara-Murza S. G. Manipulation of consciousness. M: Algorithm, 2000 - 563 p.

5. Knyazeva I. V. Historical evolution of forms of manipulation of public consciousness [Electronic resource] // Scientific reports - 2010. - №20 (91). - pp. 220-225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/is-toricheskaya-evolyutsiya-form-manipulyatsii-obsch-estvennym-soznaniem/viewer (accessed 18.11.20).

6. Sagaidachnaya E. N. Manipulation in political discourse [Electronic resource] // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2007. - No. 22. - pp. 121126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manip-ulyatsiya-v-politicheskom-diskurse (accessed 19.11.20).

7. Shchurina Yu. V. Internet-memes: the problem of typology [Electronic resource] // Bulletin of Cherepovets State University. - 2014. - №6 (59). - pp. 85-89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-problema-tipologii (accessed 19.11.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.