СОЦИОЛОГИЯ
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Д.Н. Карпова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Постоянное пребывание в Интернете стало одним из маркеров молодежного образа жизни. В статье проанализирована проблема полной «погруженности» молодежи в виртуальное пространство. Автор предлагает определение понятия «онлайн-молодежь» для характеристики молодых людей, которые в течение дня постоянно пользуются электронными носителями для поддержания интернет-коммуникации со сверстниками. Вопреки неоспоримым преимуществам Интернета, таким, как быстрый доступ к информации, дистанционное обучение и многое другое, в данной работе раскрываются некоторые формы девиантного поведения, а также социально-психологических деформаций, происходящих при активном использовании виртуальных средств массовой коммуникации. В ходе вторичного анализа эмпирических данных показано, что у молодых пользователей Интернета наблюдаются определенная потеря связи с реальным миром, информационные перегрузки, технострессы. Так, при отсутствии возможности выйти в Интернет пользователи испытывают «компьютерный голод», что может свидетельствовать об их киберзависимости. Использование технологических новинок в домашних условиях к тому же может неблагоприятно сказываться на межличностной коммуникации членов семьи. На основе данных проведенного кафедрой социологии МГИМО(У) эмпирического исследования показано, сколько времени студенты проводят в Сети ежедневно, а также на что именно они тратят эти часы. Была предпринята и попытка выяснить, осознает ли молодежь свою ответственность за публикуемую информацию в Интернете, что для них означает виртуальная безопасность в целом. В статье обращается внимание на то, что гораздо больший риск таит в себе деятельность киберпреступников, наносящая вред не столько неопытным пользователям Интернета, но и системам безопасности крупных организаций и даже государств. Именно поэтому к проблеме безопасности в Интернете особенно внимательно относятся международные организации, в частности ООН, ЕС и все государства. Активно пропагандируется идея создания интернет-пространства для детей с максимально сокращенной незаконной информацией на сайтах. Отмечается, что деятельность большинства международных организаций направлена на предотвращение деструктивных форм использования Интернета.
Ключевые слова: Интернет, онлайн-молодежь, молодежная безопасность, эскапизм, киберзависимость, кибербезопасность.
Постоянное пребывание в сетевом интернет-пространстве стало одним из маркеров молодежного стиля жизни. Молодого человека все реже можно увидеть без портативного компьютера, мобильного телефона, планшета или электронной книги. Благодаря гаджетам, имеющим высокоскоростной выход в Интернет, стало возможным осуществлять непрерывную Интернет-коммуникацию. За свое новое качество - быть постоянно на связи - молодые люди получили в социологии свое определение - онлайн-молодежь (youth go online) [1, c.1-2].
Влияние Интернета на молодое поколение стало предметом активной научной дискуссии. Одни ученые говорят о бесспорных достоинствах Интернета, называя его новым общественным благом. Благо, потому что каждый может найти для себя свою нишу в Интернете: эффективно хранить и передавать информацию, торговать, общаться [2, с. 27]. Общественное, потому что Интернет не попадает ни под какую юрисдикцию существующих суверенных государств. Сеть не принадлежит конкретно одному человеку или стране.
О преимуществах Интернета трудно спорить. Он обеспечивает равный и быстрый доступ к информации различных слоев населения, позволяет осуществлять мгновенную коммуникацию, предоставляет новые возможности в образовании (дистанционное образование). Отметим также, что Интернет оказывает влияние и на развитие методов социологических исследований, предоставляя возможность проводить интерактивные онлайн-фокус-группы, веб-опросы, форумные дискуссии, онлайн-сообщества и т.п.
Тем не менее другие ученые отмечают и дисфункциональное влияние Интернета, подчеркивая его воздействие на психику, образ жизни и социальные качества молодых людей.
Возможные социально-психологические деформации молодежи под влиянием
интенсивной интернет-коммуникации
Можно выделить социально-психологические деформации от постоянного пребывания «online».
Первое. Результатом гипервключенности молодых людей в интернет-пространство является определенная утрата связей с реальным миром. Киберзависимость приводит к таким эффектам, как информационные перегрузки, технострессы, игровая и интернет-зависимость, идентификация себя с киберперсонажем, стремление к эскапизму [3, с. 72]. Согласно исследованию Т.В. Кондратьевой о воздействии искусственного интеллекта на личность, молодые люди испытывают психологический дискомфорт - своеобразный «компьютерный голод», если хотя бы один день не имеют доступа к компьютеру [4, с. 101].
Второе. Интернет-коммуникации деформируют межличностную коммуникацию, создавая принципиально новые качества общения. Так, в коммуникативной области отклонением от традиционной нормы общения (во дворах, кружках, секциях) считается то, что молодежи легче общать-
ся с компьютером, чем с реальными людьми [5, с. 140]. В определенном смысле технологическая про-двинутость молодых людей делает их «профессионалами» в виртуальном общении, но в реальной жизни «калечит» межличностную коммуникацию лицом к лицу не только со сверстниками, но и в семье. Времяпрепровождение членов семьи с «технологическими новинками» в домашних условиях «расщепляет» и обедняет общесемейную коммуникацию [6, с. 25-26].
Третье. Активное обращение к «сжатой» интернет-информации приводит к деформации когнитивной сферы, формированию фрагментарного знания и «клипового» мышления. Приведем некоторые результаты исследования, проведенного кафедрой социологии МГИМО(У) МИД России в ноябре-декабре 2012 г. В рамках проекта «Виртуальная свобода и безопасность студентов в Интернете» было опрошено более 700 студентов (бакалавров и магистров социально-гуманитарных специальностей) московских вузов (МГИМО(У) МИД России, МГУ им. Ломоносова, РУДН). Выяснилось, что студенты бакалавриата всех вузов используют Интернет прежде всего для работы и учебы. Более 80% опрошенных учащихся указали этот пункт при ответе на вопрос: «Чем вы чаще всего занимаетесь в Интернете?» На втором месте по популярности (примерно 60%) оказалось использование социальных сетей, форумов, сайтов знакомств [7]. Однако здесь очень важно понимать четкую разницу между информационной и образовательной функциями Интернета. Восприятие студентами Интернета как единственного достоверного источника знаний при подготовке к учебным занятиям и экзаменам - ложное. Поисковые сайты устроены таким образом, что предоставляют нам узкую подборку информации и ссылок на другие сайты, помогая сразу найти то, что интересует пользователя, и максимально исключить лишнее. Французский ученый А. Моль под такой «механической исключительностью» понимал «мозаичную культуру», пествующую поверхностные знания, которые соприкасаются, но не пересекаются [8].
Подобная «мозаичность» и стремление к «быстрым» знаниям особенно явно накладывает отпечаток на современном образе жизни и молодежи, и общества в целом. Так, под руководством А.А. Возьмителя, ведущего российского ученого в области исследования образа жизни, было проведено сравнительное исследование видоизменения образа жизни россиян. Выяснилось, что в 8 раз уменьшилась (по сравнению с советским периодом) доля «микросред», в которых все люди уверены в завтрашнем дне. На 40% сократилась доля микросред, состоящих из отзывчивых людей. Напротив, в более чем 4 раза стало больше людей, в ближайшем окружении которых все озабочены исключительно личным благополучием [9, с. 20]. Общий вектор изменений показывает, что «лучше работать» постепенно заменяется на «лучше потреблять», а уверенность в завтрашнем дне сменяется на социальную напряженность. Обоснованием подобных скоростных социальных изменений занимается
Социология
эксперт в области изучения процессов сложного социума С.А. Кравченко. Основным фактором он отметил увеличивающуюся долю короткоживу-щего социума и уменьшение долгоживущего. Это особенно касается времени, ценностей, идеалов и знания [10, с. 27-30].
Четвертое. Также претерпевает качественные изменения процесс социализации детей и молодежи. Интернет «перетягивает» на себя функции социализации, ослабляя влияние на ребенка семьи, родителей, школы. Данная тенденция ярко проиллюстрирована результатами лонгитюдного исследования (1997-2005 гг.) поведения подростков в информационном пространстве С.Б. Цымбален-ко. Опрос подростков в возрасте 10-17 лет показал явную «девальвацию» (обесценивание) большинства существующих информационно-коммуникационных ресурсов в сознании подростков. В частности, уменьшилась роль друзей, подруг, родителей, школы, книг как источников полезной информации для подростка (с 62,1 до 54,4%). При этом значительно повысилась, более чем в 2 раза, значимость компьютерных источников - с 14,6 до 30,9% [11, с. 25-30]. Хотя это и неудивительно, ведь сегодня почти каждый школьник, имеющий доступ к компьютеру и Интернету, может «загуглить» (от глагола «to google») любую интересующую его тему из школьной программы и получить краткий ответ на запрос.
Информационная безопасность в понимании молодежи
Помимо социально-психологических угроз не менее злободневной становится проблема отношения молодежи к информации, размещаемой ими в Интернете. Согласно данным проведенного кафедрой социологии МГИМО исследования, современная молодежь тратит на Интернет значительную долю своего «полезного» времени. Большинство наших респондентов (41,9%) указали, что они в будние дни проводят в Интернете в среднем от одного до трех часов.
Рис.1.
Время, проводимое студентами в Интернете (в % от числа ответивших респондентов)
Более пяти часов в сутки общаются в сети почти 18% учащихся студентов. При этом в выходные дни количество проводимого времени в Интернете увеличивается. Так, 30,5% студентов посвящают Интернету от 3 до 5 часов своего времени в субботу
и воскресенье (рис. 1). Более пяти часов находятся в сети около 20% респондентов [7].
На первый взгляд Интернет может показаться пространством безграничной свободы. Так, в 2005 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества отметил, что основой «информационного общества является свобода» [12]. Она позволяет людям во всем мире приобретать знания, а государства-члены организации должны стремиться к защите, укреплению и обеспечению того, чтобы благами Интернета пользовались все.
А что думают студенты по поводу это самой свободы? В ходе нашего исследования задавался вопрос: «Можете ли вы без опаски и стеснения выражать в повседневной жизни мысли, которые свободно высказываете в Сети?» Результаты распределились следующим образом. Около 80% респондентов ответили на этот вопрос положительно. Из них 50%, ответив «да», отметили, что они свободно высказываются в Интернете, так же как и в повседневной жизни, а 30% - потому что они не делятся в сети ничем сокровенным. И только около 4% респондентов отрицательно ответили на этот вопрос. В ходе исследования мы столкнулись с парадоксальным явлением: чем старше становятся студенты, тем свободнее и охотнее они готовы делиться своими мыслями в Сети. Студенты магистратуры оказались менее осторожными в высказывании своих мыслей в Интернете, нежели студенты младших курсов бакалавриата. 63% учащихся без опаски выражаются в Сети. Младшекурсники более осторожны - 56% соответственно [7].
С понятием Интернет-свободы неразрывно связано осознание ответственности молодежи за размещаемую в сети информацию. Около половины опрошенных (48,6%) осознают существование ответственности за размещенную информацию в Интернете. 35,2% отрицают всякую ответственность, считая Интернет пространством полной свободы. Остальные 16,2% затруднились ответить на вопрос.
Стоит отметить, что интернет-ответственность не ограничена высказываниями, «выброшенными» в Сеть. Большие угрозы связаны с усиливающейся киберпреступностью. Киберпреступники, пользуясь безграничными свободами виртуального поля, наносят вред как простым гражданам, так и системам обеспечения безопасности разных уровней бизнеса и государства.
Таким образом, виртуальная свобода имеете амбивалентный характер: с одной стороны, она кажется общественным благом, предоставляя «безграничные» ресурсы для общения, с другой стороны, виртуальная свобода представляет угрозу (в виде киберпреступников, интернет-зависимости) для общества в целом и молодого поколения в частности. Поэтому к проблеме безопасного использования Интернета и ограничения ряда свобод особенно ответственно подходят международные организации, в состав которых входят десятки и сотни стран мира.
Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций по вопросам кибербезопасности. Так, «О создании глобальной культуры кибербезопасности и оценке национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур», в которой ООН признает, что «безопасность в использовании информационно-коммуникационных технологий относятся к главным опорам информационного общества и что необходимо поощрять, формировать и активно внедрять устойчивую глобальную культуру кибербезопасности». Помимо ООН, Совета Европы, «Большой восьмерки» проблемой преступного использования Интернета озабочены и другие международные организации. Под эгидой Европейского союза (ЕС) была создана специальная программа под названием «Safer Internet Programme» [13], основной целью которой является защита детей в онлайн-среде. ЕС, пожалуй, одним из первых затронул вопрос защиты детей в Интернете. Основной целью программы является сокращение незаконного онлайн-содержимого сайтов. Речь идет о сайтах с порнографией. Официально программа разработана для того, чтобы повысить уровень знания детей и их родителей при использовании новых технологий, а также распознавать и бороться с рисками, которые могут возникнуть при использовании новых технологий.
Выработка правовых норм регулирования Интернета является задачей номер один не только в аспекте международной информационной безопасности, но и федеральной программы в России. Несмотря на общую «информационную неграмотность» молодежи в вопросах виртуальной безопасности, в целом в стране ведется обширная работа по развитию и обеспечению безопасного функционирования информационного общества. Один из основополагающих документов в этой области был принят в 2000 г.- Доктрина информационной безопасности (ИБ) России [14]. Под ИБ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На микроуровне безопасность заключается в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Однако слишком общий термин «информационная безопасность» не объясняет всю сложную, амбивалентную природу Интернета, в особенности конкретную безопасность молодежи в виртуальном пространстве.
Список литературы
1. Wakefield Marie A., Rice Cynthia J. The Impact of Cyber-Communication on Today's Youth // Professional Counseling Digest, 2008.
2. Нюссбаум Х., Интрона Лукас Д. Интернет в общественной жизни, М.: Идея-Пресс, 2006.
3. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социологические исследования, 2010. №3.
4. Кондратьева Т. В. Воздействие искусственного интеллекта на личность // Человек в системе социокультурных отношений. Сб. науч. ст. М., 2000. Вып. 3.
5. Лапченко Н.Н. Проблемы информационной безопасности в молодежной среде // Социологические исследования. 2009. №8.
6. Носкова А.В. Семейная тематика в Европейской социологии // Социологические исследования. 2012. № 3.
7. Интервью зав. кафедрой социологии МГИМО (У) МИД России Кравченко С.А. «Что угрожает студентам в Интернете?» //http://mgimo.ru/news/experts/document234651.phtml (дата обращения: 20 мая 2013 г.).
8. Моль А. Социодинамика культуры. М.,1995.
9. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений // Социологические исследования. 2010. №1.
10. Кравченко С.А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности. Монография. М.: МГИМО-Университет, 2012. C.304.
11. Цымболенко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. М.: НИИ школьных технологий, 2010.
12. Выступление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества http://www.un.org/russian/conferen/wsis/sg05.htm (дата обращения: 13 мая 2013 г.).
13. Safer Internet Programme http://ec.europa.eu/information_society/activities/sip/index_en.htm (дата обращения: 02 мая 2013 г.).
14. Доктрина информационной безопасности http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/MIN_AND_VEDOM/MIM_ BEZOP/DOCTR.SHTM (дата обращение: 1 мая 2013г.).
Об авторе
Карпова Дарья Николаевна -аспирант кафедры социологии МГИМО(У) МИД России.
E-mail: [email protected]
■ Социология
INTERNET ' COMMUNICATION: ' NEW CHALLENGES FOR THE YOUTH '
Karpova D.N.
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: Many social scientists are deeply concerned with the problem of youth cyber dependency. It is primarily caused by people's "submergence" into the newest technological gadgets and virtual reality. In sociological lexis one can even meet such a term like "youth go online". The author proposes a definition for that term applied to describe people who use electronic smartphones most part of their day (in some cases even like a background all day long). However we can't diminish all advantages associated with the Internet using. It is both quick access to any information and distance education, the possibility to transfer money in a second through the whole world and other. But here the author stresses upon another side of Internet using. The paper reveals some forms of social and psychological challenges and deviance behavior while active using of virtual mass communication tools. Moreover, the article observes the most fundamental research in the sphere of sociology of youth and mass communication conducted by famous Russian and International scientists. Their studies reveal that young internet users sometimes lose a strong connection with the real world which is caused by informational overloading or "computer hunger" On the base of the empirical data made by the Sociological School ofThe Moscow State University of International Relations (MGIMO-University), there was made an attempt to clarify theyouth understanding ofsuch phenomenon like internet-responsibility forthe content users post and what do students mean by the term "cybersecurity"? Besides above-mentioned personal security, special attention is paid to the problem of international cyber terrorism which can cause more damage not only to companies but the whole governments. In that connection the article discloses the functioning of international organizations like United Nations, European Union and Council of Europe aimed to theprevention of destructive forms of internet using and creation of global culture of cybersecurity.
Keywords: Internet, youth-online, youth security, escapism, cyber dependency, cyber security.
References
1. Wakefield Marie A., Rice Cynthia J. The Impact of Cyber-Communication on Today's Youth // Professional Counseling Digest, 2008.
2. Niussbaum Kh., Introna Lukas D. Internet v obshchestvennoi zhizni [Internet in Social Life], M.: Ideia-Press [Idea-Press], 2006.
3. Korytnikova N.V. Internet-zavisimost' i deprivatsiia v rezul'tate virtual'nykh vzaimodeistvii [Internet Dependency and Deprivation as a result of virtual interaction] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 2010. №3.
4. Kondrat'eva T. V. Vozdeistvie iskusstvennogo intellekta na lichnost' [The Influence of Artificial Intelligence on person] // Chelovek v sisteme sotsiokul'turnykh otnoshenii.[A Man in the System of Social and Cultural Relations] Sb. nauch. st. M., 2000. Vyp. 3.
5. Lapchenko N.N. Problemy informatsionnoi bezopasnosti v molodezhnoi srede [Problems of Informational Safety ofYouth]// Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 2009. №8. c. 139-142
6. Noskova A.V. Semeinaia tematika v Evropeiskoi sotsiologii [Family in the European Sociology] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 2012. № 3. C. 21-27.
7. Interv'iu zav. kafedroi sotsiologii MGIMO (U) MID Rossii Kravchenko S.A. «Chto ugrozhaet studentam v Internete?» [Head of Sociological Department of MGIMO-University S. Kravchenko interview"What can threaten young people in the Internet?"]. Available at: http://mgimo.ru/news/experts/document234651.phtml (accessed: 20 May 2013).
8. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury [Social and Cultural Dynamics]. M [Moscow].1995.
9. Voz'mitel' A.A., Osadchaia G.I. Obraz zhizni v Rossii: dinamika izmenenii [The Way of Living in Russia: Dynamics of Changes] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 2010. №1. C.17-27.
10. Kravchenko S.A. Stanovlenie slozhnogo sotsiuma: k obosnovaniiu gumanisticheskoi teorii slozhnosti [Becoming of Complex Society: Humanistic Theory of Complexity]. Monografiia. M.: MGIMO-Universitet [MGIMO-University], 2012. C.304.
11. Tsymbolenko S.B. Podrostok v informatsionnom mire: praktika sotsial'nogo proektirovaniia [Teenager in the Informational World: The Practice of Social Projection]. M.: NII shkol'nykh tekhnologii [Moscow], 2010.
12. Vystuplenie General'nogo sekretaria OON Kofi Annana na Vsemirnoi vstreche na vysshem urovne po voprosam informatsionnogo obshchestva [K.Annan Speech on the World Summit of Informational Society]. Available at: http://www.un.org/russian/conferen/wsis/sg05.htm (accessed: 13 May 2013).
13. Safer Internet Programme Available at: http://ec.europa.eu/information_society/activities/sip/index_en.htm (accessed: 02 May 2013).
14. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti [The Doctrine of Informational Safety].Availableat: http://www.rg.ru/OFICIAL/ DOC/MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM (accessed: 1 May 2013).
About the author
Daria N. Karpova - postgraduate student of the Sociological Department of Moscow State Institute of International Relations (MGIMO). E-mail: [email protected]