Научная статья на тему 'Интернет как тренинг интерактивности'

Интернет как тренинг интерактивности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
333
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERNET / COMMUNICATION / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мошкина Олеся Витальевна

Рассматривается Интернет как форма медиакультуры, его особенности и функционирование в контексте культуры. Затрагиваются проблемы изучения интернет-вещания, акцентируется внимание на вопросах коммуникации и интерактивности. Проводится детальный анализ коммуникационного процесса: последовательно рассматриваются место и роль элементов медиакоммуникативной цепочки, а именно двух ее основных звеньев коммуникатора и коммуниканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS TRAINING OF INTERACTIVITY

In this article the attention is focused on the Internet, its features and functioning in the context of culture. The issues of studying the Internet broadcasting are touched. The special attention is paid to the issues of communication and interactivity. The detailed analysis of communication process is carried out: the place and role of elements of media communicative chain, namely two of its main links a communicator and a communicant is consistently analyzed.

Текст научной работы на тему «Интернет как тренинг интерактивности»

О.В. Мошкина. Интернет как тренинг интерактивности

может основываться на представлениях об идеальных технологиях господства человека над природой. Философия глобальных коммуникаций предполагает изменения философствования. Размышлять в информационном сообществе означает не только вести дискуссии, отстаивать точку зрения, популяризировать собственные подходы. Философствовать означает формировать границы возможного и допустимого, формулировать цели общения. Вероятно, что философ должен выступать первообразом мудрости, как писал об этом еще И. Кант. Философия в контексте глобальных коммуникаций представляет постижение целей человеческого понимания (teología rationis humanae) [2, с. 462-466]. Однако этот первообраз мудрости - не трансцендентная сущность мира, не трансцендентальное единство апперцепции, а антиципация Другого. Поэтому парадокс глобальных коммуникаций заключается в том, что общение пользователей является также сравнением идеалов, а основанием является только лишь возможность подключения к сети.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? / пер. Э. Ильенкова // Знание - сила. - 1973. - №10. - С.41-42.

2. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. И.О. Лосского. - СПб.: ТАЙМ-АУТ, 1993. - 477 с.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во полит. лит., 1955. - T.3. -С.1-4.

4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

5. Bourdieu P. Espace social et pouvoir symbolique, mars 1986 / Bourdieu P. Choses dites. - Paris: Minuit, 1987. -P.147-166 // [Электронный ресурс]. - URL: http: //jeanfer rette.free.fr/Textes_de_sociologues.htmI

6. Shannon C.E. Communication in the presence of noise // Proceedings of the IEEE. - 1998. - Vol.86, №2. - C.447-457.

Янковский Степан Владиславович, кандидат философских наук, доцент, докторант Житомирского государственного университета им. И.Франко, г. Мариуполь, e-mail: stephanuam@gmail.com Yankovsky Stepan Vladislavovich, candidate of philosophical sciences, associate professor, doctoral, Zhitomir State University named after I. Franco, Mariupol, e-mail: stephanuam@gmail.com

УДК 316.774 © O.B. Мошкина

ИНТЕРНЕТ КАК ТРЕНИНГ ИНТЕРАКТИВНОСТИ

Рассматривается Интернет как форма медиакулътуры, его особенности и функционирование в контексте культуры. Затрагиваются проблемы изучения интернет-вещания, акцентируется внимание на вопросах коммуникации и интерактивности. Проводится детальный анализ коммуникационного процесса: последовательно рассматриваются место и роль элементов медиакоммуникативной цепочки, а именно двух ее основных звеньев - коммуникатора и коммуниканта.

Ключевые слова: Интернет, коммуникация, интерактивность.

O.V. Moshkina

THE INTERNET AS TRAINING OF INTERACTIVITY

In this article the attention is focused on the Internet, its features and functioning in the context of culture. The issues of studying the Internet broadcasting are touched. The special attention is paid to the issues of communication and interactivity. The detailed analysis of communication process is carried out: the place and role of elements of media communicative chain, namely two of its main links - a communicator and a communicant is consistently analyzed.

Keywords: the Internet, communication, interactivity.

Одной из наиболее популярных форм медиа-культуры в настоящее время является Интернет. Исследователи утверждают, что «мировая паутина» уже давно обошла по популярности у населения бумажную прессу и телевидение, которые также являются основными формами медиа. Всемирная сеть Интернета постепенно становится глобальным коммуникационным зеркалом-экраном жизни человечества.

Исследователь в области медиакультуры Н.Б. Кириллова отмечает, что Интернет является системой соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. Другими словами, Интернет - это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией [5, с. 123]. «Интернет изначально создавался как средство свободной гло-

14(2) /2014

бальной коммуникации», - утверждает М. Кас-тельс и приводит потрясающие цифры. В 1995 г. в мире насчитывалось 10 млн пользователей Интернета, к концу 2003 г. их стало около 700 млн, а к 2005 г. их количество, по мнению американского социолога, достигает миллиарда [4, с. 238].

Анализируя определения понятия «Интернет», выясняется то, что его функционирование, так или иначе, сосредоточено на коммуникативном аспекте, ведь онтологической основой Интернета является коммуникация. Коммуникация, по мнению ученых, представляет собой процесс передачи информации. Многими исследователями коммуникация отождествляется с процессом общения. Однако М.С. Каган указывает на главный аспект в различии двух представленных понятий. Общение имеет практический, материальный и духовный, информационный и практически-духовный характер, а коммуникация является чисто информационным процессом. В процессе коммуникации получатель лишь принимает сообщение, не имея возможности на ответ, когда как в общении этот ответ необходим. В связи с этим процесс общения является диалогичным, а процесс коммуникации монологичным [3, с. 146].

Ряд ученых в области интернет-вещания опровергает данный факт, наделяя коммуникацию принципом интерактивности, позволяющей диалоговое взаимодействие. Коммуникативный процесс предполагает здесь не только классический прием, обработку и передачу информации, но и наиболее существенный процесс межличностного и публичного взаимодействия, обладающий не только глобальной, но и индивидуальной спецификой.

Следует отметить, что под интерактивностью, мы понимаем принцип обратной связи, взаимодействие в режиме реального времени под воздействием виртуального пространства.

Изучая проблемы специфики восприятия и интерактивности в коммуникативном пространстве Интернета, обратимся к исследованию ученого в данной области H.A. Ивовой, которая указывает на то, что Интернет выступает тренингом интерактивности [2, с. 50]. Ведь именно он осуществляет возможность взаимодействия коммуникатора и коммуниканта, вырабатывая при этом целый кластер инструментов интерактивности (форумы, чаты, опросы и пр.). Исследователь отмечает: «Сюда же следует добавить формирование новых качеств у реципиента нового тысячелетия, который не только все больше смотрит и слушает, но и все более видим и слышим другими» [2, с. 50].

Отсюда ясно, что в Интернете предполагается наличие коммуникатора, который существует здесь в качестве виртуального объекта и, непосредственно, коммуниканта, получающего передаваемую информацию. Понятно, что коммуникант в данном случае имеет больше возможностей, нежели в телекоммуникативном акте, так как он в большинстве случаев может послать ответную реакцию, отреагировать. Эта уникальная возможность позволяет ему развиваться в интерактивном плане, изучать и практиковать свои навыки.

Не стоит забывать то, что Интернет представляет собой некую «вторую реальность» в виртуальном ключе, поэтому он может включать вполне привычные формы повседневной жизни, ее ценностные ориентиры. В аспекте нашего исследования это может быть обычное общение в форме диалога или даже дискуссии, которое будут строиться на базе триединства, заключенного в ракурсе виртуальности, интерактивности и гипертекста. Это триединство активно воздействует на процессы восприятия и реагирования, позволяя коммуниканту большую свободу выбора вида усвоения необходимой информации.

В связи с отмеченным, необходимо выявить характерные особенности Интернета, которые заключаются в следующем: использование его продуктов в любой сфере жизнедеятельности, отсутствие территориальных границ, одновременный синтез звукового, визуального, вербального. Все перечисленное позволяет в свою очередь формировать принципиально иной тип мышления, иные принципы интерактивного восприятия информации в Интернете, а также иные взаимоотношения автора и читателя, производителя и потребителя.

Взаимодействие с объектами виртуального пространства диктуют умения и законы восприятия особого визуального языка, который обладает своими особенностями, являясь многомерным по своей сути. Но описанным законам никто не обучает, а ведь для восприятия в Интернете просто необходимым является формирование у пользователя многоракурсного, многоуровневого, многоаспектного критического мышления. Главной задачей коммуникационного пространства Интернета сегодня является воспитание особенностей такого мышления. Благодаря чему приглушатся или вовсе исчезнут типичные недостатки медиа, проявляющиеся так отчетливо сегодня: фрагментарность, обрывочность существующей информации и принципов ее восприятия, поверхностный характер обсуждаемого, пропаганда мнимых ценностей, при-

O.B. Мошкина. Интернет как тренинг интерактивности

оритет в развлекательных медиа перед образовательными, отсутствие прогнозирования целевой аудитории перед экранами и многое другое.

Интернет, так или иначе, дает возможность создавать некую социальную структуру, обеспечивающую жизнедеятельность человека в социуме, а также предоставляет среду для функционирования и постоянного развертывания, развития, расцвета, некой новой субъективности. Интернет в той или иной степени повторяет физическую реальность, вторгается в ее духовную культуру, интерпретируя, а иногда просто смывая традиционные системы ценностей, в том числе и нравственные. Этому способствует и огромный массив информации, помещенной в интернет-пространство, его «захламленность» ею, ведь нередко об Интернете говорят как о всемирной свалке.

В настоящее время важной задачей общества является воспитание грамотного интерактивного человека, владеющего законами общения с информационной средой, освоившего язык интерактивных технологий. И, что немаловажно, способного внедрять результаты своего творчества на уровне заданного.

Интерактивность заставляет ученых, писателей, художников и многих других специалистов переосмыслить и переоценить содержание своего творчества. Ведь обычный читатель сегодня превращается в пользователя, который опирается на свои интересы и цели, перестраивая данный ему материал в тот порядок, который будет для него удовлетворяющим. Все это возможно для него благодаря интерактивному взаимодействию, возможности грамотно оперировать письменной и устной речью, музыкой, картами, чертежами, таблицами, схемами, фотографиями, анимацией, видеоизображением.

Рассматриваемую проблему обозначает И.Г. Елинер, определяя данный феномен как «Медийное искусство». Медийное искусство обладает своеобразными принципами создания и восприятия, требует от художника новых знаний и подходов к процессу творчества. Ученый считает, что в данном случае нужны не только креативные идеи, но и знание программных технических средств, а также умение работать со временем и пространством, способность комбинировать визуальный и аудио ряд, режиссировать как само произведение искусства, так и способ его восприятия [1, с. 19-20].

Коммуникативная функция здесь важна как никогда. Связь со зрителем, диалог с ним является основной ступенью в развитии и воссоздании медийности. В этой связи создаются различного рода инсталляции - обычные, вирту-

альные и видеоинсталляции, в которые погружается человек. Авторы медийного искусства добиваются реалистичности взаимодействия пользователя и арт-объекта, создают разнообразные спецэффекты, главной особенностью которых является уничтожение линейности и хронологии. Так читатель становится соавтором, он самостоятельно выбирает сценарий события [1, с. 19-20].

Следует отметить, что рядом ученых отмечается подразделение видов деятельности в Интернете на две подгруппы: «искусство на Интернете» и «искусство в Интернете». Первое, из которых, предполагает простую коммуникацию, заключающуюся в простом распространении произведений и ценностей, второе же использует в своей деятельности сеть и ее специфику. Это позволяет существовать не только «искусству в Интернете», но и вместе с ним «искусству коммуникации», «искусству интеллекта», «искусству вести разговор», «искусству коллективной интерактивности» и др. [2, с. 50].

В.В. Кихтан отмечает: «Новый этап включения медиа в образовательные процессы ознаменовала эпоха Интернета. Сегодня его развитие способствует становлению медиаобразования в сети, которое необходимо рассматривать в контексте глобального образовательного и культурного процесса перехода к информационному обществу» [6, с. 4].

Таким образом, Интернет выполняет ряд функций, среди которых учеными выделяется информационная, экономическая, социальная, коммуникативная. Интернет есть средство общемирового вещания, механизм получения, обработки, распространения информации. Отличительной чертой Интернета является способность не только производить и распространять массовую информацию, но и быть средой для коммуникации в более широком смысле слова, в которую включен межличностный и публичный процесс общения, как групповой, так и индивидуальный, позволяющий освоить практические навыки интерактивности, необходимые на новом этапе информационной действительности.

Литература

1. Елинер И.Г. Развитие мультимедийной культуры информационного общества: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - СПб.: СПбГУКИ, 2010. - 23 с.

2. Ивова H.A. От массовой грамотности к планетарному мышлению // Урал. - 2005. - №6. - С.250-252.

3. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - 606 с.

14(2) /2014

5. Кириллова Н.Б. Медиакультура как интегратор среды социальной модернизации: дис. ... д-ра культурологии. - Москва, 2005. - 354 с.

6. Кихтан В. В. Образовательный контент в Интернет-медиа: история становления и тенденции развития: авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2011. - 44 с.

Мошкина Олеся Витальевна, аспирант кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск, e-mail: olesja_moshkina@rambler.ru Moshkina Olesya Vitalievna, postgraduate student, department of cultural studies and sociology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, e-mail: olesja_moshkina@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.