Научная статья на тему 'Интернет как средство организации коллективного обучения'

Интернет как средство организации коллективного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOFTWARE / COLLABORATION / EDUCATION / CREATIVITY / INTROSPECTION / INTERACTION / COMPUTER TECHNOLOGIES / FORUMS / BULLETIN BOARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев К. И.

В настоящее время, благодаря процессу информатизации, большинство школ обеспечены не только компьютерной техникой, но и доступом в Интернет. В этой статье рассмотрен один из аспектов рационального использования технологий, предоставляемых компьютерными сетями для организации обучения учащихся в сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A WAY OF ORGANIZATION OF COLLABORATIVE EDUCATION

This work is focused on the phenomena of Internet technologies, their current state in relation to pedagogical process and advantages which could be taken from them for setting up the process of education in collaboration.

Текст научной работы на тему «Интернет как средство организации коллективного обучения»

говые: дискуссия «Аквариум», «конференция однород- ческого мышления; компьютерные: использование ре-

ных групп», дискуссия с выдвижением проектов, про- сурсов ИНТЕРНЕТ для поиска, оценки и обработки

блем, диалог-спор, дебаты, «двухрядный круглый стол» информации по решению проблем в рамках исследо-

и т.д.; работа в парах, в команде над текстами с крити- вательской деятельности.

чески насыщенной информацией, с заданиями на де- Таким образом, педагогические технологии само-дуктивные умозаключения, критический анализ тек- реализации личности обучающихся предполагают обес-

ста, построение структуры доказательства тезиса; на- печение возможностей для личностного роста, творчес-

хождение софизмов в тексте, решение силлогизмов; кого раскрепощения личности обучающегося, поддер-

игровые: деловые и ролевые игры по формированию жки его индивидуальности; реализацию новой

понятийного мышления; деловые статусные игры, ди- образовательной политики и ее стратегических ориен-

дактические игры по формированию навыков крити- тиров, основанных на гуманистических ценностях.

Библиографический список

1. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.

2. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев.- М.: НИИ школьных технологий, 2004.

3. Мелкозерова, И.В. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного образования: дис....кан. пед. наук, / И.В. Мелкозерова.- Ростов- на- Дону, 2003.

4. Башарин, В.Ф. Педагогическая технология. Что это такое? // Специалист.- 1993.- №3. — №9.

5. Ибрагимова, Е.М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная подготовка учителя / Е.М. Ибрагимова.— Казань: КГПУ, 1999.

6. Образовательная программа— маршрут ученика. Часть 2 / под ред. Тряпицыной.- СПб., 2000.

7. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.Л. Реан.- СПб., 2000.

8. Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина.- Ростов-на-Дону, 2000

9. Гузеев, В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Завуч.- 1998. — №1.

10. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О.С. Васильева // Вопросы психологии. — 2001.— №2.

11. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.

13. Абульханова- Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.

14. Божович, Л.И. Личности и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование ) / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.

15. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии.— 1994.-№3.

16. Весна, Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации— индивидуализации в онтогенезе: дис. .д-ра. психол.наук / Е.Б. Весна.- М., 1998.

1 7. Игнатович, В.К. Педагогические условия самоопределения подростка в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ...кан. пед. наук / В.К. Игнатович.- Сочи, 2001.

18. Чернявская, Г.К. Трудный путь к самому себе: Очерки саморазвития личности / Г.К. Чернявская. — СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1994.

Статья поступила в редакцию 28.11.08

YQK 373.1.02:372.8

К.И. Дмитриев, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время, благодаря процессу информатизации, большинство школ обеспечены не только компьютерной техникой, но и доступом в Интернет. В этой статье рассмотрен один из аспектов рационального использования технологий, предоставляемых компьютерными сетями для организации обучения учащихся в сотрудничестве.

Ключевые слова: Интернет, программное обеспечение, коллективное обучение, творчество,

рефлексия, взаимодействие, компьютерные технологии.

Говоря о таком феномене, как сеть Интернет, нельзя рассматривать ее в отрыве от исторического контекста. Изначально созданный Министерством обороны США (как сеть ARPANET), Интернет вскоре начал использоваться учеными из различных областей науки. Дальнейший стремительный рост привел к популяризации сети среди населения, появились ресурсы популярного и развлекательного характера. У подрастающего поколения Интернет в основном стал ассоциироваться с развлекательным информационным ресурсом. В настоящее время активно происходят изменения, влияющие не только на характер и способ представления информации, но также и на характер

взаимодействия людей с компьютером и друг с другом посредством него.

На ранних этапах сеть Интернет содержала преимущественно статическую информацию, которая размещалась на узле сети (сайте) в виде гипертекстовых документов и изменялась определенным ответственным лицом (или группой лиц). Посетитель не мог напрямую участвовать в ее формировании.

Современный Интернет рассматривает посетителя сайта не только как потребителя, но и как активного участника процесса накопления информации.

Этот процесс становится возможным благодаря появлению средств организации общения через сеть.

Общение играет важную роль в учебном процессе, если оно дидактически обеспечено и направляется преподавателем. В этом случае оно становится креативным [1]. Ещё В.В. Давыдов подчеркивал, что «если осознается роль общения и организуется общение, то обучение идет впереди развития». Общение учащихся между собой не исчерпывается простым обменом информацией.

Иллюстрируя преимущества обмена идеями по сравнению с обменом товарами, Бернард Шоу отмечал: «Если у вас яблоко и у меня яблоко и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих — у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется, каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей». Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитывает главной ценности общения в процессе обучения как творческом процессе, в котором может возникнуть «третье яблоко», когда при взаимодействии различных идей происходит рождение «нового».

Значит «новое», возникающее в организованном учебном процессе, когда общение выступает в качестве непременного фактора учебного познания, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Оно порождается и «коллективным эффектом».

Исторический опыт свидетельствует, что всегда общение, как форма деятельности, выступало неотъемлемым фактором развития науки, а средством его реализации являлись различные типы диалога. В XXI веке появляется новое средство реализации общения — сеть Интернет.

Ниже мы рассмотрим, какие новые особенности приобретает общение, организованное с применением компьютерных технологий и как эти особенности влияют на процесс обучения.

Уже достаточно давно в сети пользуются популярностью форумы как средство организации дискуссий и поиска решений проблем. Суть функционирования Интернет-форума заключается в том, что отображаемый для пользователя гипертекстовый документ на самом деле физически не существует на сайте, а генерируется по запросу специальной программой. Такой документ, как правило, содержит формы для ввода сообщений и реплики (ответы на сообщения) других посетителей сайта. После ввода сообщения, оно немедленно запоминается в базе данных на узле сети и тут же становится доступным для просмотра как реплика другим посетителям, обратившимся к данной теме. Это — схема функционирования в самых общих чертах. На самом деле форумы, как правило, обладают весьма обширным набором функций, которые могут включать обеспечение идентификации пользователей, контроль за порядком и соблюдением правил, упорядочивание содержимого, проведение голосований, формирование сообществ/ групп пользователей на основании интересов, отношений, ролей. На основе форумов иногда образуются целые «службы помощи» по определенной области. Некоторые форумы реализуют возможность введения рейтинга участников дискуссии на основе их деятельности, причем баллы (оценки) выставляют сами посетители форума. Это вносит элемент игры, соревнования в процесс общения и также стимулирует участников.

Каждое сообщение на форуме содержит информацию об авторе и времени его публикации. Все сообщения распределены по темам. Последовательность сообщений и реплик в определенной теме формируют обсуждение. В процессе обсуждения может быть найдено решение интересующей проблемы, выявлены ее новые аспекты, или просто обозначены позиции участников обсуждения по тому или иному вопросу.

Замечательной особенностью является то, что, как правило, все обсуждения, имевшие место на форуме, сохраняются и могут быть просмотрены в будущем. Человек, столкнувшийся с проблемой уже решенной в одном из обсуждений на форуме, может ознакомиться с результатом или даже самим процессом решения, а не начинать его с начала.

Таким образом, в сети Интернет общение стало играть роль катализатора накопления информации. Человек, решающий какую-то проблему в одиночку, несомненно испытывает больше затруднений чем коллектив решающий ту же проблему. К тому же, найдя решение, не всякий найдет время на его публикацию (которое может быть весьма громоздким), особенно если это некая промежуточная проблема. И уж тем более не всякий станет публиковать описание процесса, сопровождавшего решение проблемы, путь ведущий к решению, который иногда даже воспроизвести бывает сложно. Между тем, иногда сам процесс решения, вместе со всеми неверными путями, и представляет наибольший интерес в различных аспектах, в том числе методическом, методологическом и психологическом. Таким образом, действительно, форумы в сети Интернет могут рассматриваться не только как средства для накопления информации о проблемах, но и как средства накопления информации о самостоятельной познавательной деятельности человека, механизмах протекания этого процесса.

Характерной особенностью общения, реализующегося с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, является его ролевая составляющая. В процессе общения участники не наблюдают друг друга непосредственно, а значит отходят на второй план второстепенные, подчас мешающие характеристики, такие как социальный статус, возраст, цвет кожи, внешность. На передний план выходит познавательный процесс, ради которого организуется общение. Конечно, пользователь в праве сообщить о себе ту информацию, которую считает необходимой. Все это не значит, что общение становится обезличенным, вовсе нет — многие эти характеристики часто могут быть определены из содержания сообщений, из самой представляемой информации. Поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму» переворачивается с ног на голову — на первый план выходит высказываемая мысль, и уже через нее мы порой можем разглядеть личность и «второстепенные черты» говорящего. А иногда реальный образ говорящего оказывается весьма неожиданным для высказываемой мысли. Взаимодействие с помощью компьютерных технологий способствует общению «на равных». Н.К. Крупская отмечала, что в психологическом отношении ребенок всегда ближе другому ребенку, чем взрослому. Общаясь через сеть, подростку или ребенку проще обратиться к взрослому, к незнакомому человеку. Очень часто, люди испытывающие проблемы в общении с другими людьми, при общении посредством компьютерных технологий такие проблемы испытывают в значительно меньшей степени. Общение с помощью компьютерных технологий порой помогает некоторым из них в дальнейшем преодолеть проблемы, возникающие при непосредственном общении.

Важную роль сетевой форум может играть и в формировании рефлексии. Оформление мыслей, логика, доказательность, приемы и методы познавательной деятельности, используемые в ходе общения, дают возможность осознать собственную мыслительную деятельность. Формулирование состояния проблемы даже на промежуточном этапе дает толчок к дальнейшему развитию, позволяет выявить направление дальнейших действий. Этот процесс в чем-то имеет сходство с постановкой задачи и одновременно с отчетом о проделанной

работе, так как находится между ними и отвечает за планирование необходимого в призме уже пройденного.

Этот процесс непрекращающейся рефлексии, на который человек весьма сложно мотивируется при индивидуальной, изолированной работе, совершенно спонтанно провоцируется, когда речь заходит об общении. Причем общение средствами компьютерных телекоммуникаций (в частности форумов) в значительной степени усиливает этот эффект. И к тому имеются следующие причины.

Общение средствами форума не требует немедленного ответа на реплики — общение происходит асинхронно. То есть, имеется возможность обдумать ответ, в удобное время произвести необходимые действия (проверки, эксперимент, сбор информации и пр.) и надлежащим образом сформулировать сообщение.

Отличие от обычной переписки состоит в том, что дискуссия доступна для ознакомления неограниченному числу людей и в результате, как правило, в дискуссии участвует более двух человек. Это делает общение более оживленным и снижает вероятность появления затяжных пауз.

Вторая причина — это характер оформления сообщений, а именно — свободный. Как правило, это достаточно недлинные реплики, выраженные живым языком, а не многостраничные официальные отчеты. Такая «промежуточная» рефлексия не ассоциируется со сложным процессом, а, напротив, играет мотивирующую роль ввиду своего сходства с неформальным общением.

Все описанные выше аспекты, несомненно могут играть важную роль в процессе обучения.

В своем диссертационном исследовании Е.Н. Пря-хина [2] подчеркивает преимущества асинхронного общения посредством форума. Необходимость кратко излагать суть проблемы, лаконично и конкретно формулировать свой вопрос — эти качества современного специалиста особенно ценны для эффективной профессиональной деятельности. В работе Г.А. Бордовско-го, посвященной организации процесса обучения на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения, размещение на форуме результатов выполнения самостоятельных, контрольных и творческих заданий является одним из этапов урока, проводимого с применением компьютерных технологий при ведущей роли учителя [3]. При таком подходе возможна организация открытой дискуссии о результатах конкретной работы, организация деятельности по дальнейшему улучшению работы.

Форумы не являются единственным инструментом для организации общения в процессе обучения. Сеть Интернет постоянно видоизменяется и направление этого видоизменения мы видим в смещении акцента от статического содержимого к динамическому, где пользователь может в равной степени выступить и как читатель, и как соавтор. Например, некоторые докумен-

ты (или даже целые архивы документов) преднамеренно публикуются с обеспечением возможности редактирования любым желающим.

Эта возможность реализуется с помощью технологии под названием «wiki». Wiki - категория программного обеспечения, предоставляющего группе людей особый способ создания редактирования и связывания гипертекстовых документов, удовлетворяющий следующим требованиям: возможность многократной правки текста; сохранение истории правок содержимого; проявление изменений в гипертекстовом документе для всех пользователей сразу после их внесения; разделение содержимого на именованные страницы и установление связей между ними посредством этих имен.

Wiki можно сравнить с листом бумаги, на котором каждый может писать все что хочет, но каждое изменение запоминается и может быть воспроизведено в любой момент. Такой подход открывает перспективы для сотрудничества пользователей, одновременно обеспечивая сохранность информации.

Посетитель сайта может дополнить опубликованную информацию собственными мыслями, исправить найденные грамматические ошибки, вступить в дискуссию. Таким образом, реализуется коллективное написание документации, совместное творчество, энциклопедии.

Примерами таких ресурсов могут служить глобальная мультиязычная энциклопедия «Wikipedia» [4], общенациональный образовательный проект с международным участием «Время вернуться домой» [5].

Все тенденции, описанные выше, способствовали появлению множества коллективных образовательных проектов. Важную роль в этом процессе играет возникающая рефлексия со стороны участников процесса. Осознание полезности своей работы, значимости своей роли в общем деле приводит к значительному повышению мотивации.

В практике многих образовательных учреждений уже используются форумы как источник получения информации для учащихся. Однако, на сегодняшний день весь описанный выше потенциал возможностей еще не находит своей реализации в полной мере в процессе обучения. Очевидно, что для успешного, полноценного и эффективного использования всех описанных возможностей в образовательном процессе, педагог должен быть вооружен соответствующей педагогической технологией.

Подводя итог, можно сказать, что в современной сети Интернет информация больше не является исключительно объектом потребления. На базе информации осуществляется организация взаимодействия между людьми. Информация служит одновременно причиной и результатом продуктивного и креативного человеческого общения, которое может играть значительную роль в процессе обучения.

Библиографический список

1. Петров, А.В. Общение, диалог, развитие [Текст] / Петров А.В., Петрова О.П., Зиновьева С.И. // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-20 августа. - Горно-Алтайск, РИО «Универ-Принт», 1999.

2. Пряхина, Е.Н. Возможности информационных технологий в организации и совершенствовании самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Тюмень: РГБ, 2006.

3. Бордовский, Г. А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы [Текст] / Г. А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

4. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Авторы Википедии. - Электрон. дан. - Штат Флорида: Фонд Викимедиа, 2007. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

5. Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» [Электронный ресурс] / Авторы проекта «Время вернуться домой». - Электрон. дан. -Режим доступа: http://letopisi.ru/.

Статья поступила в редакцию 2.12.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.