УДК 316.77
DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-8
Н. С. Чернецова, П. С. Тешина
ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА
Аннотация.
Актуальность и цели. Проблемы, порождаемые масштабным ростом интернет-пространства и двойственным воздействием информационных технологий на развитие общественных процессов и формирование личностных качеств, особенно подрастающего поколения, требуют анализа современных форм интернет-пространства, социально-экономических последствий глобализации информационного процесса. Цель работы - выявление факторов, форм и последствий глобализации информационного пространства.
Материалы и методы. Достижение цели работы было осуществлено посредством сравнительного анализа динамики процесса глобализации процессов, происходящих в информационном поле, противоречивого воздействия информационных технологий на бизнес и повседневную жизнь потребителей. Методологический потенциал исследования включает общенаучные методы: диалектический, структурно-функциональный, научной абстракции, сравнительного анализа.
Результаты. На основе анализа масштабного распространения различных форм интернет-пространства исследуются факторы привлекательности Интернета для бизнеса, воздействие информационных технологий на предпринимательскую деятельность, поведение потребителей, на взаимодействие властных структур и гражданского общества, позитивные и негативные последствия глобализации информационного пространства.
Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить проблемы, порождаемые масштабным распространением интернет-технологий, требующие от властных структур, гражданского общества определить правовые, нравственные нормы в целях повышения эффективности функционирования электронно-информационной среды.
Ключевые слова: рост интернет-пространства, проблема распространения интернет-технологий, воздействие информационных технологий на формирование личности.
N. S. Chernetsova, P. S. Teshina
INTERNET AS A MEANS OF INFORMATION INFLUENCE OF GLOBAL SCALE
Abstract.
Backgound. Problems arising from the massive growth of the Internet space and the ambivalent effects of information technology on the development of public processes and formation of personal qualities, especially the younger generation, require analysis of contemporary forms of Internet space, the socio-economic conse-
© 2018 Чернецова Н. С., Тешина П. С. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
quences of the globalization of the information process. Purpose: to identify the forms and consequences of globalization of information space.
Materials and methods. Achieving the goal of the work was carried out through a comparative analysis of the dynamics of globalization processes in the information field, the contradictory impact of information technology on business and everyday life consumers. Methodological research capacity includes general scientific methods: dialectic, structural-functional, scientific abstractions, comparative analysis.
Results. Based on the analysis of the large-scale distribution of various forms of Internet space explores the factors of attractiveness of the Internet for business, the impact of information technology on business, consumer behavior, interaction between the authorities and civil society, the positive and negative effects of globalization of the information space.
Conclusions. This study helps to identify problems arising from the large-scale spread of Internet technology, requiring power structures, civil society to identify legal, moral standards in order to improve the effectiveness of functioning electronic information Wednesday.
Key words: the growth of the Internet space, the problem of the spread of Internet technologies, the impact of information technology on the formation of personality.
Передача информации, касающаяся ориентации человека в окружающей среде, является объективной необходимостью, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека. Способы передачи информации модифицировались по мере развития человеческого общества.
На первом этапе, начиная с племенного строя, это была устная передача старшим поколением выверенных способов выживания в агрессивном мире. Новому поколению было необходимо освоить ручные технологии создания жизненно важных условий. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда, усложнения средств производства требовалось обучение у специально обученных людей, появляется социальная группа подмастерий, которым передавались узко специализированные знания. Каждое поколение мастеров усовершенствовало процесс производства, передавая новшества юным мастерам.
Развитие обыденного мышления и формирование научного знания первоначально в рамках единой науки - философии - требовало обсуждения, накопления отобранных, прошедших апробацию знаний и передачу их будущим поколениям, а для этого требовались специальные формальные организации. Уже в Древней Греции носители знаний объединялись в школы (понятие «школа» означала «досуг», «учебное занятие»), обучали детей из состоятельных семей, способных оплачивать труд наставников. В Средние века преобладали богословские школы при монастырях, однако в связи с развитием товарного производства, рыночных отношений начали появляться ремесленные школы, обеспечивающие начальную профессиональную подготовку, а также первые университеты, готовящие бакалавров и магистров, которые получали право преподавать, расширяя тем самым возможности сферы образования.
В XIX в. в Европе сложились условия для развития системы массового образования. Свершившаяся промышленная революция породила проблему
массовой подготовки квалифицированных кадров. Данный процесс потребовал институцианализации образования, создания учебных заведений разного уровня. С другой стороны, повышение общественной грамотности явилось необходимым условием развития демократических принципов как основы политической жизни.
С появлением периодической печати, развитием средств связи, радиовещания и телевидения распространение знаний, информации приобрело новые масштабы. Информация передавалась по разным каналам связи, но оставалась дозированной, соответствующей нравам, идеологии лиц, ответственных за ее распространение.
В современном мире такой подход сохраняется в СМИ, подконтрольных правительствам стран или частным владельцам. Отбор «нужной» и способ подачи информации определяется внутренней и внешней политикой государства и интересами частных лиц-владельцев каналов связи. Неслучайно, одни и те же факты преподносятся российскими и украинскими СМИ в разной интерпретации. Это касается статуса Крыма, военных действий на Донбассе, политической и экономической ситуации на Украине.
Еще больший диссонанс наблюдается в трактовке событий, предлагаемой средствами массовой информации по поводу дела Скрипалей, вмешательства России в выборный процесс в США, борьбы с экстремистами, радикальными исламистами в Сирии. Известен факт прекращения вещания новостей на одном из телеканалов США, когда приглашенная девочка начала опровергать информацию, распространяемую каналом, о якобы агрессии России в отношении Грузии в период грузино-осетинского конфликта. Специалисты связывают эти факты с развязыванием информационной войны.
Новые информационные технологии вносят серьезные коррективы в информационное поле. С одной стороны, появление новых источников информации расширяет масштабы сферы образования, позволяет развивать дистанционную форму получения знаний. С другой стороны, информационные средства модифицируют роль знания, превращая его из простой совокупности данных в разряд социокультурной значимости, обеспечивающей возможность расширения коммуникаций, успешного ведения бизнеса и карьерного роста. У людей, которые располагают большим объемом информации, появляется больше шансов добиться успеха, подняться на новую профессиональную ступень [1].
Более того, позволяя гражданам обмениваться собственной информацией, предлагать свою интерпретацию событий, новые технологии позволяют преодолевать односторонний взгляд на сложившуюся ситуацию.
Для использования новых информационных технологий необходимы материальные носители информации. Эту роль выполняет интернет-система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации, построенная на базе 1Р и маршрутизации 1Р-пакетов. Подобное определение дают специалисты информационных технологий [2].
Но подобное толкование несколько ограниченно трактует суть данного явления, поскольку не включает его коммуникационную составляющую. Социальная функция Интернета состоит в обеспечении социальных коммуникаций компаниями провайдерами и определяется предоставлением пользователям доступа к разнообразным информационным и бизнес-ресурсам и электронной почте.
Представляется, что Интернет - это сеть, связывающая пользователей, находящихся в определенных местах с партнерами, с событиями, происходящими в разных уголках мира, имеющая физические и функциональные характеристики. Ее важные элементы представлены коммуникаторами, коммуникативными центрами, которые обеспечивают бесперебойную работу посредством координации интегрированных сетей. Они создают коммуникативные возможности интеграции личностей, проживающих в социуме.
Влияние Интернета на повседневную жизнь расширяется с каждым годом, появляются новые функции, используемые потребителями: оплата покупок и коммунальных платежей, денежные транзакции домохозяйств и др. В настоящее время наибольшую значимость приобрели формы интернет-пространства, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Современные формы Интернет пространства
Формы Интернет пространства Содержание
Электронная почта Информационная технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети
Online-конференции Прямая трансляция мероприятий на основе Web-технологий, обеспечивающая живое общение посетителей сайта с организаторами конференции в форме презентаций, тренингов, совещаний для значительной группы участников
Переговоры в режиме online Виртуальное общение в реальном времени, максимально приближенное к реальному
Электронная коммерция Электронные магазины, торговые операции, реализуемые через сети, обслуживающие их экономические процессы: заказы на поставку товаров, оплата покупок, реклама и др.
Электронные финансовые операции Финансовые операции, осуществляемые физическими и юридическими лицами через компьютерные сети и обслуживающие их экономические процессы: оплата коммунальных платежей, денежные транзакции, кредитные сделки и др.
Поиск и просмотр текстовой и мультимедийной информации с помощью браузера Функции браузеров: - поиск, получение и обработка запрашиваемых материалов; - скачивание необходимых файлов; - хранение информации; - преобразование внешнего вида за счет собственного подбора темы; - предоставление повседневной информации, позволяющей ориентироваться в окружающем мире; - защита компьютера от вирусов и спама.
Ролевые игры Моделирование группой лиц той или иной ситуации на базе Web-технологий на основе действия участников в рамках своих ролей и задач, определенных условиями игры
С каждым днем социальные сети приобретают все большие масштабы. О широком его распространении не только в профессиональной, но и в повседневной жизни свидетельствует динамика численности пользователей Интернета. В 2005 г. число регулярных пользователей Интернета составляло 972,8 млн или 15,2 % населения мира, в 2011 г. - около 2,3 млрд человек. В январе 2018 г. этот показатель превысил 4 млрд человек из 7,6 млрд жителей планеты, что составляет 52,9 %, в развитых странах - 81 %, в развивающихся странах - 40 %, а в наименее развитых странах - 15 %, годовой прирост составил 7 % [3, 6].
Рост масштабов Интернета связан с практически неограниченными его возможностями. На первом этапе большинство пользователей ограничивались лишь поиском информации. Однако в настоящее время Интернет является непрерывно развивающимся глобальным инструментом, не только аккумулирующим огромный слой разнообразной информации, но предоставляющим возможность получать новые знания, заниматься активной деятельностью, развлекаться, общаться и т.д. Неслучайно современное общество ассоциируется с понятием «информационное».
Глобализация процессов, происходящих в информационном поле, неоднозначно оценивается в научном сообществе. В первую очередь, это касается самой глобализации, независимо от сферы ее проявления. Процесс глобализации базируется на международном разделении труда, объективно вызывающего необходимость интеграции и унификации процесса производства, концентрации ресурсов, формирования единой сетевой рыночной экономики, ее инфраструктуры и т.д. Особую роль сыграли транснациональные корпорации на базе слияния национальных финансовых потоков в единый капитал, разрушающие суверенитет национальных государств.
Неизбежность данного процесса определяется необходимостью формирования оптимальной структуры мирового сообщества, обеспечивающей согласование различных национальных интересов. Вместе с тем реальная действительность показывает, что интересы одних государств оказываются в приоритете по отношению национальных интересов других. Действующие законы рынка ставят в более выгодные условия национальные экономики, обладающие современными наукоемкими технологиями и соответствующей им организацией труда и регулирующие значимые финансовые потоки.
Пример прибалтийских государств, вошедших в Европейский Союз после развала СССР, Болгарии, Греции и других стран свидетельствует о процессе экономической деградации в этих странах, разрушении конкурентоспособных по отношению к ведущим странам Европы отраслей и предприятий, оттоке квалифицированной рабочей силы и замене ее мигрантами, не имеющими достаточного уровня образования, культуры и квалификации.
Эти процессы усиливаются в связи с глобальным масштабом распространения информации через Интернет. Информация, находящаяся на территории одной страны, города, при использовании социальных сетей может с легкостью дойти до другого континента, стать открытой и понятной людям различных национальностей. Данная возможность отражается не только на месте, в котором происходит определенное событие, но и на мире в целом, так как теперь любой пользователь может узнать реальные события и обстановку, произошедшие на интересуемой территории [3].
По мнению ученых, исследующих расширение интернет-пространства, последствия его неоднозначны. С одной стороны, использование информационных технологий дает преимущества как бизнесу, так и потребительскому сообществу, позволяет добиваться значительных успехов в сферах, недоступных еще несколько лет назад.
Широкое использование Интернета в бизнес-процессах привело к созданию интернет-экономики, модифицированной структуры отношений экономических субъектов, осуществляемых, посредством информационных технологий. Ее целями является упрощение создания и функционирования рынков, развитие простой и понятной для всех граждан системы обслуживания и оплаты, которая в свою очередь принесет миллионные доходы предпринимателям разных стран [4].
На привлекательность Интернета для предпринимателей влияют следующие факторы:
- снижение трансакционных издержек благодаря исключению посредников и дорогостоящих каналов информации;
- обеспечение равных условий функционирования бизнеса за счет установления определенных экономических границ;
- обеспечение безопасности информационного общения удаленных друг от друга фирм;
- мобильность бизнес-услуг;
- расширение потребительской сферы;
- изменение масштабов рекламы, обеспечивающей новый взгляд на произведенные товары и услуги [5].
Потребители, не затратив времени и средств, имеют возможность получить необходимую информацию по различным сферам экономики, сравнить условия продаж и выбрать для себя подходящий вариант приобретения.
Более того, Интернет играет существенную роль в политическом процессе, обеспечивая получение интересующих данных в различных точках земного шара. Более того, он позволяет осуществлять негласный надзор за деятельностью государственных и политических институтов, предоставляя возможность получать оперативные данные о властных структурах, отдельных политических деятелях в связи с открытым доступом к информации и развивать партнерство власти и общества в принятии политических решений. Так, бурное обсуждение в сетях состояния дорог в регионах России, подключение к этой дискуссии Российского народного фронта вынудило региональные власти изыскать средства и усилить контроль за процессом ремонта и строительства новых дорог [1].
Вместе с тем у процесса всеобщей информатизации существует немало негативных последствий. Процесс глобализации информационного пространства наталкивается на противоречие национальных интересов государств. Страны, лидирующие в данном процессе, стремятся навязать партнерам свои институциональные формы: правовые, политические, моральные, используя в этих целях политику, экономику, культуру и даже военную сферу. Другие государства сопротивляются такому давлению, желая сохранить свою идентичность, национальные традиции, моральные, нравственные скрепы, свой суверенитет. К сожалению, в современных условиях информационное противостояние нередко перерождается в военное. Примерами этого служат события в Иране, Ливии, Сирии, на Украине.
Негативным последствием функционирования Интернета является возрастание возможности манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности за счет умышленной дезинформации, благодаря которой создается необходимый ее авторам негативный имидж не только отдельного человека, государственного деятеля или политической партии, но и целого государства. Так, были обвинены в агрессивных планах руководители Северной Кореи, Сирии, Египта и других стран.
Особые формы информационной борьбы, в том числе через Интернет, испытывает на себе Россия. Ее обвиняют в аннексии Крыма, население которого на основе результатов всенародного референдума объявило о выходе из состава Украины и присоединении к России, организации уничтожения малазийского боинга в Донецкой области, отравлении российских граждан отца и дочь Скрипалей боевым отравляющим веществом «Новичок» в Британии. Несмотря на абсурдность и бездоказательность данных обвинений, русофобская истерия в сети усиливается, Россию провозгласили мировым злом, поставив на один уровень с запрещенной в России радикальной исламистской, экстремистской террористической организацией ИГИЛ.
Все это только потому, что Россия отвергает формы политического, экономического общения под давлением, навязываемые «демократические» нормы, противоречащие православным догматам, отстаивает права каждого государства говорить на равных условиях со всеми остальными. Она выступает против сохранения сложившегося после развала СССР однополярного мира, ратует за формирование много полярности.
Серьезную опасность представляет значительный рост киберпреступ-ности, особенно в экономике и кредитно-финансовой сфере. Как следует из доклада генерального прокурора РФ Ю. Чайки, количество киберпреступле-ний в России выросло в 2013-2016 гг. в шесть раз, с 11 до 66 тысяч, за шесть месяцев 2017 г. рост составил 30 % [4].
На уровне личности опасность Интернета связана с уходом в виртуальный мир, сокращением живого общения, ухудшением здоровья, развитием компьютерной зависимости. Неслучайно говорится о патологическом использовании Интернета и интернет-зависимости.
Еще одно негативное следствие использования компьютерных программ - падение уровня образования, грамотности. Дети со школьной скамьи усваивают, что запоминать правила, учебный материал необязательно, поскольку в сети можно всегда найти подсказку, скачать чужой реферат, не исследовав проблемы, определенные его темой. Общение между людьми все чаще происходит в социальных сетях, в виртуальном мире, где, как показывает практика, много лжи, фальши, и это, к сожалению, становится нормой реальной жизни.
Позитивные и негативные последствия глобализации информационного пространства отражены в табл. 2.
Таким образом, развитие и массовое распространение информационных технологий, увеличение интернет-пространства является объективным и весьма противоречивым процессом, воздействующим на все сферы общества. Масштабный процесс информационной глобализации обеспечил формирование интернет-экономики, электронной коммерции, в корне изменив методы реализации деловых финансовых, общественно-политических и цивилизо-
ванно-исторических взаимоотношений. Появились такие формы и инструменты, как электронные платежи, сборники, магазины и др.
Таблица 2
Последствия глобализации информационного пространства
Последствия глобализации
Позитивные Негативные
Увеличение возможностей гражданами получения информации в режиме online, получения образования на основе дистанционных методов обучения Стихийность развития интернет-пространства, практически не поддающегося контролю
Взаимообогащение мышления и языка, приобщение к достижениям цивилизации, получение образования на основе дистанционных методов обучения Изменение сложившихся ценностных устоев, трансформация нравственных норм
Изменение методов реализации деловых финансовых, общественно-политических взаимоотношений Рост масштабов манипулирования обществом и отдельной личностью, активизации сознания массовой аудитории по части осуществления совместных действий
Экономия времени и средств за счет коммуникаций в режиме online, обеспечивающих профессиональное взаимодействие в форме конференций, симпозиумов, переговоров, тренингов и личное общение Конфликт национальных интересов стран, в процессе навязывания лидирующими государствами своих институциональных форм: правовых, политических, моральных
Формирование интернет-экономики, обеспечивающей снижение трансакци-онных издержек, мобильность бизнес-услуг, безопасный обмен информацией между различными фирмами и др. Значительный рост преступлений в экономической и кредитно-финансовой сферах интернет-пространства
Создание электронной коммерции, обеспечивающей ускорение и облегчение расчетов, расширение потребительской сферы; изменение масштабов рекламы и т.д. Осуществление общения лиц, связанных с терроризмом, шпионажем, порнографией, торговлей наркотиками, оружием, недоброкачественным товаром
Информационные технологии позволяют начать и развивать бизнес без значительного начального капитала, расширяют возможности работы на дому Уход в виртуальный мир, сокращение живого общения, ухудшение здоровья, развитие интернет-зависимости
Развитие паритетного партнерства власти и общества в принятии политических решений в связи с доступностью информации Падение уровня образования, грамотности
Информационные сети дают возможность реализовывать труд профессионалов за пределами временных и пространственных ограничений, регулировать деятельность крупных коллективов, повышают результативность бизнес-процессов, их нацеленность на удовлетворение личных запросов покупателя.
Глобализация информационных технологий в политической области ведет к формированию международной медиа-империи, манипулирующей сознанием масс в соответствии со своими целями, вызывая конфликт национальных интересов. Интернет-пространство делает политические процессы более открытыми, способствуя взаимодействию власти и общества, расширяя возможности граждан воздействовать на принятие политических решений [1]. Так, активное обсуждение Закона о пенсионной реформе способствовало внесению серьезных корректив, касающихся как возраста выхода на пенсию, так и дополнительных гарантий, обеспечивающих поддержку лиц предпенсионного возраста.
Следует обратить особое внимание на двойственное воздействие-интернет пространства на формирование личностных качеств, особенно подрастающего поколения. С одной стороны, идет процесс обогащения мышления и языка, глобализация способствует приобщению к общечеловеческим культурным ценностям; с другой - Интернет породил особый сленг, разрушающий каноны языкознания, провоцирует уход от трудностей и проблем действительности в воображаемый мир.
Серьезные проблемы, порождаемые масштабным распространением интернет-технологий, требуют внимательного отношения к этому явлению со стороны общественности, образовательного сообщества и властных структур. Безусловно, речь идет не о запрете, а о направлении стихийного процесса в определенное законодательством русло, обеспечивающее повышение эффективности социально-экономических процессов благодаря техническим возможностям электронно-информационной среды, сохраняя Интернет как важнейший ресурс, стимул значительных изменений в различных сферах жизни.
Библиографический список
1. Truetzeschler, W. The Internet: A New Mass Medium? // Media Policy: Convergence, Concentration and Commerce / D. McQuail, K. Suine (eds.). - London, 1998. -P. 77-79.
2. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : Инфра-М, 2010. - 512 с. - URL: https://www.labirint.ru/books/250287/ (дата обращения 5.09.2018)
3. Баронин, A. C. Этническая психология / A. C. Баронин. - М. : Тандем, 2000. -264 с.
4. Giddens, A. Globalization: a keynote address / A. Giddens. - New York : UNRISD News, 1996. - P. 15.
5. Кочетов, А. Н. Влияние Интернета на развитие общества /А. Н. Кочетов. -URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA (дата обращения 03.09.2018)
References
1. Truetzeschler W. Media Policy: Convergence, Concentration and Commerce. London, 1998, pp. 77-79.
2. Rayzberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' [Modern economic dictionary]. Moscow: Infra-M, 2010, 512 p. Available at: https://www.labirint.ru/books/250287/ (accessed Sept. 5, 2018)
3. Baronin A. C. Etnicheskaya psikhologiya [Ethnic psychology]. Moscow: Tandem, 2000, 264 p.
4. Giddens A. Globalization: a keynote address. New York: UNRISD News, 1996, p. 15.
5. Kochetov A. N. Vliyanie Interneta na razvitie obshchestva [The impact of the Internet on the development of society]. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA (accessed Sept. 3, 2018)
Чернецова Надежда Сергеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Chernetsova Nadezhda Sergeevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Тешина Полина Сергеевна магистрант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Teshina Polina Sergeevna Master's degree student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 316.77 Чернецова, Н. С.
Интернет как средство информационного влияния глобального масштаба / Н. С. Чернецова, П. С. Тешина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2018. - № 1 (7). -С. 65-74. - DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-8.