Научная статья на тему 'Российский потребитель в цифровой экономике'

Российский потребитель в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1845
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Цифровизация / индустрия 4.0 / роль потребителя / цифровые навыки населения / пользователи Интернета / цифровые технологии. / Digitization / industry 4.0 / the role of the consumer / the digital skills of the population / Internet users / digital technology.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова В. Ю.

Рассматривается трансформация роли потребителя в цифровой экономике. Отмечено, что цифровые технологии не только открывают новые возможности для развития общества, но и рождают повышенные требования к умениям и навыкам населения в области компьютерной грамотности. Информационные технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Предлагая равноправное сравнение производителей, цифровая экономика сдвигает полномочия в сторону потребителей. Переход к цифровой экономике для бизнеса означает ориентацию на потребности клиента, формирование услуги и/или товара по требованию потребителя, мобильность и скорость удовлетворения потребности. В то же время, в круг основных проблем бизнеса входят такие проблемы, как технологическая некомпетентность пользователей, их недостаточная вовлеченность и заинтересованность. Анализ основополагающих навыков пользования компьютером в России показал, что эти навыки находятся на критически низком уровне и уже становятся препятствием для ускорения внедрения новых технологий. Россия отстает от многих стран мира по всем показателям цифровизации экономики. Значительно ниже и доступ к широкополосному Интернету, и количество пользователей Интернета. По целям использования Интернета лидирует участие в социальных сетях; цели, связанные с обучением, развитием компетентности и общим уровнем образования находятся на низком уровне; крайне невысока компьютерная грамотность населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian consumer in digital economy

The article discusses the transformation of the role of the consumer in the digital economy. It is noted that digital technologies not only open up new opportunities for the development of society, but also give rise to increased demands on the skills and skills of the population in the field of computer literacy. Information technology makes a dramatic change in the position of the consumer in the market. By offering a peer-to-peer comparison of producers, the digital economy shifts powers towards consumers. The transition to a digital economy for business means focusing on the needs of the client, the formation of services and / or goods at the request of the consumer, mobility and speed of satisfaction of needs. At the same time, the main problems of business include such problems as technological incompetence of users and their lack of involvement and interest. An analysis of the basic computer skills in Russia has shown that these skills are at a critically low level, and are already becoming an obstacle to accelerating the introduction of new technologies. Russia lags behind many countries in the world in all indicators of digitalization of the economy. Access to broadband Internet and the number of Internet users are significantly lower. For the purposes of using the Internet, participation in social networks is leading; objectives related to training, development of competence and general level of education are low; extremely low computer literacy of the population.

Текст научной работы на тему «Российский потребитель в цифровой экономике»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10004

Российский потребитель в цифровой экономике

Чернова В.Ю.

Рассматривается трансформация роли потребителя в цифровой экономике. Отмечено, что цифровые технологии не только открывают новые возможности для развития общества, но и рождают повышенные требования к умениям и навыкам населения в области компьютерной грамотности. Информационные технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Предлагая равноправное сравнение производителей, цифровая экономика сдвигает полномочия в сторону потребителей. Переход к цифровой экономике для бизнеса означает ориентацию на потребности клиента, формирование услуги и/или товара по требованию потребителя, мобильность и скорость удовлетворения потребности. В то же время, в круг основных проблем бизнеса входят такие проблемы, как технологическая некомпетентность пользователей, их недостаточная вовлеченность и заинтересованность. Анализ основополагающих навыков пользования компьютером в России показал, что эти навыки находятся на критически низком уровне и уже становятся препятствием для ускорения внедрения новых технологий. Россия отстает от многих стран мира по всем показателям цифровизации экономики. Значительно ниже и доступ к широкополосному Интернету, и количество пользователей Интернета. По целям использования Интернета лидирует участие в социальных сетях; цели, связанные с обучением, развитием компетентности и общим уровнем образования находятся на низком уровне; крайне невысока компьютерная грамотность населения.

для цитирования гост 7.1-2003

Чернова В.Ю. Российский потребитель в цифровой экономике // Дискуссия. - 2019. - Вып. 93. - С. 38-42.

Широкое освещение темы цифровизации зарубежными и российскими учеными неслучайно. По мнению экспертов, внедрение технологий, относимых к Industrie 4.0, в экономику вступило в активную фазу. Масштаб перемен и их неотвратимость способствовали тому, что концепции Industrie 4.0 стали быстро внедряться в государственные программы и стратегии бизнеса. Сегодня практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют государственные программы и стратегии развития цифровых технологий [1].

Россия также встает на этот путь. Поэтому важны изучение опыта технологически более развитых стран, анализ текущего состояния цифровизации российской экономики, в частности, того, насколько российское общество и бизнес готовы

ключевые слова

Цифровизация, индустрия 4.0, роль потребителя, цифровые навыки населения, пользователи Интернета, цифровые технологии.

к таким масштабным переменам, что в российской экономике в недостаточной степени соответствует цифровому вызову, какие препятствия и риски существуют, и какие меры необходимо выработать для их устранения.

Глобализация потребления в эпоху цифровой экономики. Открытия четвертой промышленной революции стали технологической основой цифровой экономики. По мнению М. Сафрончука, цифровую экономику, которая выросла из экономики информационной, можно определить как «продолжение информационной экономики в новом качестве после беспрецедентного технологического прорыва в результате четвертой промышленной революции, которая отличается нелинейной скоростью распространения инно-

Chernova V.Yu. Russian consumer in digital economy

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10004

Russian consumer in digital economy

Chernova V.Yu.

The article discusses the transformation of the role of the consumer in the digital economy. It is noted that digital technologies not only open up new opportunities for the development of society, but also give rise to increased demands on the skills and skills of the population in the field of computer literacy. Information technology makes a dramatic change in the position of the consumer in the market. By offering a peer-to-peer comparison of producers, the digital economy shifts powers towards consumers. The transition to a digital economy for business means focusing on the needs of the client, the formation of services and / or goods at the request of the consumer, mobility and speed of satisfaction of needs. At the same time, the main problems of business include such problems as technological incompetence of users and their lack of involvement and interest. An analysis of the basic computer skills in Russia has shown that these skills are at a critically low level, and are already becoming an obstacle to accelerating the introduction of new technologies. Russia lags behind many countries in the world in all indicators of digitalization of the economy. Access to broadband Internet and the number of Internet users are significantly lower. For the purposes of using the Internet, participation in social networks is leading; objectives related to training, development of competence and general level of education are low; extremely low computer literacy of the population.

for citation apa

Chernova V.Yu. Russian consumer in digital economy. Diskussiya [Discussion], 93, 38-42.

keywords

Digitization, industry 4.0, the role of the consumer, the digital skills of the population, Internet users, digital technology.

ваций, глубиной и масштабом проникновения цифровых технологий, силой влияния цифровых комплексов и систем» [2, с. 52]. В целом, влияние цифровизации на бизнес проявляется в изменении способов организации и ведения бизнеса; маркетинговых стратегий; обеспечения ресурсами; производственных и транзакционных издержек; эффекта масштаба [3, 4].

Цифровая экономика кардинально меняет способ производства и трансграничные рынки товаров и услуг для бизнеса, увеличивает его производительность и повышает конкурентоспособность. В 2016 году размер цифровой экономики в мире составил 17,1 трлн долл., или 22,8% от глобального ВВП. К 2021 году эти показатели вырастут до 21,2 трлн долл. и 24,7% соответственно (рис. 1) [5].

Присутствие человека в цифровом пространстве стремительно растет. Если в 1995 году было 15 млн пользователей Интернета (0,39% всех жителей земли), в 2007 году - 1,15 млрд (17,2%),

то к январю 2018 года насчитывалось 4,2 млрд (51,7%) [6].

Интернет и цифровизация создают специфические цепочки поставок во всех секторах глобальной экономики, которые с минимальными издержками преодолевают трансграничные барьеры. В настоящее время по каналам Интернета осуществляется до 12% международной торговли товарами и около 50% - торговли услугами. На платформе Facebook размещали информацию 50 млн мелких и средних предприятий (в 2013 году было 25 млн, то есть прирост за 2 года составил 100%), при этом 30% их потенциальных потребителей находятся за рубежом [7]. В 2016 году 361 млн человек сделали покупки за рубежом по каналам интернет-торговли, число пользователей социальных сетей, у которых был по крайней мере один иностранный «друг», составило 914 млн человек, 44 млн человек работали on-line за рубежом, 13 млн студентов обучались on-line и 5 млн - непосредственно в зарубежных университетах [8].

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

12,0

а 7,4 7,3 7 1 6 9 6 9

■ ■ ■ ■ 6,3 5,7 5,3 5,1 4 8

I I ■ ■ ■ ■ 3,0

к s а

к s ч и к ч и s

е

< в

и

к s а

к s и

я н s а \о о а S

ч

к s и

о с о?

к s и

я

s а

а и я а О

к s и

я

ч:

я ч я и

Рис. 1. Масштабы цифровой экономики в 2017году, % от ВВП

Роль потребителя в цифровой экономике.

Информационные технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Предлагая равноправное сравнение производителей, цифровая экономика сдвигает полномочия в сторону потребителей, что требует от компаний незамедлительного отклика в реальном времени, где бы они ни находились и где бы ни находились их клиенты или потребители [9].

Интересно, что главенствующую роль потребителей в будущем информационном обществе предсказывал Эдвин Тоффлер. Он ввел новый термин «протребитель», который получился путем соединения слов «производитель» и «потребитель» и означает активное влияние потребления на развитие экономики будущего. Э. Тоффлер отмечает, что протребительская экономика огромна, протребле-ние встряхнет рынки, изменит ролевую структуру общества и наши представления о богатстве [10].

На одну из важнейших предпосылок глобализации потребителей указывал Т. Левитт [11]. Он писал, что мощная сила толкает мир к сближению, и эта сила - технологии. Они приводят к изменению бизнес-моделей в направлении индивидуализации предоставляемых товаров и услуг, ускорения цифровой трансформации бизнес-процессов, выхода за рамки простой автоматизации [11].

Таким образом, переход к цифровой экономике для бизнеса означает ориентацию на потребности клиента, формирование услуги и/или товара по требованию потребителя, а не по предложению производителя; мобильность и скорость удовлетворения потребности, внедрение новых технологий, постоянные инновации; ориентацию на данные (получение новых данных из существующих, анализ, принятие решений).

Российский потребитель в цифровой экономике. По мнению некоторых представителей бизнеса, в России потребитель очень восприимчив к технологическим новшествам [12]. В то же время, в круг основных проблем, с которым сталкивается бизнес при внедрении цифровых технологий, входят отсутствие опыта реализации цифровых проектов, нехватка квалифицированных специалистов, дефицит инвестиционных ресурсов, проблемы технологической некомпетентности пользователей и их недостаточная вовлеченность [1, 13].

По данным Росстата и результатам исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [1,13], в 2017 году в России пользовались Интернетом более 76% населения страны в возрасте от 15 до 74 лет. Примечательно, что 96,3% российского населения пользуются Интернетом дома и только 40,5% используют Интернет на работе. В ряде европейских стран число пользователей Интернетом достигает 98% (Норвегия, Исландия). За период с 2010 года доступ домашних хозяйств к Интернету в России увеличился более чем в 1,5 раза. Но, тем не менее, доступ к широкополосному Интернету сегодня имеют 76,8% населения российских городов и только 59,6% сельского населения, тогда как во многих развитых странах доступ к Интернету имеет почти все население: в Республике Корея - 99%, Нидерландах и Исландии - 98%, Дании, Люксембурге, Японии - 97%, Швеции -95%, Финляндии, Великобритании - 94%, Германии - 93%.

Стремительные технические изменения, необходимость максимального использования новых возможностей, которые открывают цифровые технологии, повышают спрос на новые навыки.

chernova V.Yu. Russian consumer in digital economy

Рис. 2. Цели использования Интернета населением России в 2017 году

Цифровые навыки населения в России находятся на достаточно низком уровне: работать с текстовым редактором могут 41,7% населения, причем этот показатель практически не вырос с 2016 года (41,5%). Владеют навыками работы с электронными таблицами 22,7% населения, осуществить подключение и установку новых устройств могут 9,7%, а установить или переустановить операционную систему - только 3% населения в возрасте от 15 лет и старше. В среде сельского населения всеми перечисленными навыками и умениями обладает еще меньшее число пользователей. В разрезе возрастных групп максимальными цифровыми навыками обладает группа от 15 до 24 лет, в которую входят школьники и студенты высших и средних специальных учебных заведений, а в уже следующей возрастной группе (25-34 лет) наблюдается заметное снижение цифровых навыков.

Распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет способы доступа к различным услугам, информации, знаниям. Однако, подавляющее большинство пользователей Интернета в России (78,1%) используют его для участия в социальных сетях (рис. 2) и только 25% - для скачивания или чтения книг, газет и журналов, 3,6% - для дистанционного обучения, 2,5% - для участия в профессиональных сетях, форумах [1].

В зарубежных странах показатели такие: пользуются Интернетом для чтения и скачивания книг, газет, журналов 88% населения Люксембурга, 95% населения Исландии, 93% - Норвегии, 91% - Хорватии и Чехии, 88% - Швеции, 87% -

Республики Корея, 86% населения Дании, 85% -Венгрии, 77% - Испании, 74% - Германии [14]. Если говорить о видах услуг, то российские потребители чаще всего заказывают одежду, обувь, спорттовары, финансовые услуги, предметы домашнего обихода и телекоммуникационные услуги [1].

Используют Интернет для заказа товаров и услуг в городской местности 32,6% населения (в процентах от общей численности населения в возрасте от 15 до 74 лет), в сельской местности -18,4%; в 2015 году таких было 19,6% и 10,6% соответственно. В то время как в зарубежных странах эти показатели значительно выше. Так, больше всего заказывают товары и услуги через Интернет в Великобритании - 82% населения в 2017 году, в Швеции - 81%, Дании и Люксембурге - 80%, Германии - 75%, США - 55%.

Технологии цифровой экономики трансформируют традиционные отрасли и предоставляют бизнесу широчайшие возможности. Распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет способы доступа к различным услугам, информации. Цифровые технологии не только открывают новые возможности, но и рождают повышенный спрос на новые знания, умения и навыки. Потребителю в цифровой экономике отводится более значимая роль на рынке. Анализ основополагающих навыков пользования компьютером в России показывает, что эти навыки находятся на критически низком уровне и уже становятся препятствием для ускорения цифровизации экономики. Рост числа пользователей Интернетом в России находится на уровне существенно ниже уровня многих стран мира.

Список литературы

1. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика 2. Сафрончук М.В. Цифровая поступь революции (четвертая про-

российского бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: мышленная революция и цифровая трансформация) // Экономика

https://imi.hse.ru/pr2017_1 (дата обращения: 17.11.2018). и управление: проблемы, решения. 2017. № 11, т. 3. С. 52-56.

3. ЛитауЕ.Я. Информационная проблема как фактор, препятствующий эффективному развитию малых предприятий // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). С. 146-150.

4. Литау Е.Я. Методика повышения эффективности развития малых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11 (40). С. 918-924.

5. Knickrehm M., Berthon B., Dougherty P. Digital disruption: The growth multiplier [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.accenture.cOm/t00010101T000000__w__/br-pt/_ acnmedia/PDF-14/Accenture-Strategy-Digital-Disruption-Growth-Multiplier-Brazil.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

6. World Internet Users and 2018 Population Stats. Internet World Stats [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 25.03.2019).

7. Digital globalization: The new era of global flow. McKinsey [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/McKinsey%20 Digital/0ur%20Insights/Digital%20globalization%20 The%20new%20era%20of%20global%20flows/MGI-Digital-globalization-Full-report.ashx (дата обращения: 20.03.2019).

8. Digitolizotion, Trade and Development. Information Economy Report. UNCTAD [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

References

1. Cifrovaja jekonomika: global'nye trendy i praktika rossijskogo biznesa [Digital economy: global trends and the practice of Russian busines]. Access mode: https://imi.hse.ru/pr2017_1. (access date 17.11.2018).

2. Safronchuk M. V. Cifrovaja postup' revoljucii (chetvertaja promy-shlennaja revoljucija i cifrovaja transformacija) [The digital step of the revolution (fourth industrial revolution and digital transformation)]. Jekonomika i upravlenie: problemy, reshen-ija. 2017. № 11, T. 3. S. 52-56.

3. Litau E.Ja. Informacionnaja problema kak faktor, prepjatstvujush-hij jeffektivnomu razvitiju malyh predprijatij [Information problem as a factor hindering the effective development of small enterprise]. Biznes, menedzhment i pravo. 2013. № 1 (27). S. 146-150.

4. Litau E.Ja. Metodika povyshenija jeffektivnosti razvitija malyh predprijatij [Methods of improving the development of small enterprises]. Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 11 (40). S. 918-924.

5. Knickrehm M., Berthon B., Daugherty P. Digital disruption: The growth multiplier. Access mode: https://www.accenture.com/ t00010101T000000__w__/br-pt/_acnmedia/PDF-14/Accenture-Strategy-Digital-Disruption-Growth-Multiplier-Brazil.pdf (access date 20.03.2019).

6. World Internet Users and 2018 Population Stats. Internet World Stats. Access mode: www.internetworldstats.com/stats.htm (access date 25.03.2019).

7. Digital globalization: The new era of global flow. McKinsey. Access mode: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/ Business%20Functions/McKinsey%20Digital/0ur%20Insights/

Информация об авторе

Чернова В.Ю., кандидат экономических наук, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов (г. Москва, Российская Федерация); Государственный университет управления (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: veronika.urievna@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 15.03.2019

Дата принятия к публикации: 18.04.2019

© Чернова В.Ю., 2019.

unctad.org/en/Publicationsl_ibrary/ier2017_en.pdf?user=46 (дата обращения: 29.03.2019).

9. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Switzerland: World Economic Forum, 2016. 172 р.

10. TofflerE., TofflerH. Revolutionary wealth. United States: Knopf, 2006. 512 р.

11. Levitt T. The Globalization of Markets - 1983 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hbr.org/1983/05/the-global-izationofmarkets (дата обращения: 29.03.2019).

12. Государство, инновации, наука и таланты в измерении цифровой экономики (на примере Великобритании) / И.А. Соколов [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 6 (5). С. 33-48.

13. Bhattacharya A, Khanna D.K., Augustinraj R. Shaping your own growth in the new global era [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bcg.com/publications/2017/new-globaliza-tion-shaping-your-own-growthnew-global-era.aspx (дата обращения: 29.03.2019).

14. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровая экономика. Цифровые навыки населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issvek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/ DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 29.03.2019).

Digital%20globalization%20The%20new%20era%20of%20 global%20flows/MGI-Digital-globalization-Full-report.ashx (access date 20.03.2019).

8. Digitalization, Trade and Development. Information Economy Report. UNCTAD. Access mode: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ier2017_en.pdf?user=46 (access date 29.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Switzerland: World Economic Forum, 2016. 172 p.

10. Toffler E., Toffler H. Revolutionary wealth. United States: Knopf, 2006. 512 p.

11. Levitt T. The Globalization of Markets - 1983. Access mode: https://hbr.org/1983/05/the-globalizationofmarkets (access date 29.03.2019).

12. Sokolov I.A., Kuprijanovskij V.P., Namiot D.E., Drozhzhinov V.I. i dr. Gosudarstvo, innovacii, nauka i talanty v izmerenii cifro-voj jekonomiki (na primere Velikobritanii) [State, innovations, science and talents in the measurement of the digital economy (on the example of the UK)]. International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 6(5). S. 33-48.

13. Bhattacharya A., Khanna D.K., Augustinraj R. Shaping your own growth in the new global era. Access mode: www.bcg.com/pub-lications/2017/new-globalization-shaping-your-own-growth-new-global-era.aspx (access date 29.03.2019).

14. Abdrahmanova G.I., Kovaleva G.G. Cifrovaja jekonomika. Cifrovye navyki naselenija [Digital Economy. Digital skills of the population]. Access mode: https://issvek.hse.ru/ data/2017/07/05/1171062511/DE_1_05072017.pdf (access date 29.03.2019).

Author Info

Chernova V.Yu., PhD in Economic sciences, senior lecturer, RUDN

University (Moscow, Russian Federation); State University of

Management (Moscow, Russian Federation). Почта для связи с автором: veronika.urievna@mail.ru

Article Info

Received for publication: 15.03.2019

Accepted for publication: 18.04.2019

© Chernova V.Yu., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.