Научная статья на тему 'Интернет как новая форма политической коммуникации в России'

Интернет как новая форма политической коммуникации в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
903
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ / POLITICAL INTERNET / РЕСУРСЫ ВЛАСТИ / POWER RESOURCES / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ / NETWORK FORM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслова Анастасия Владимировна

В процессе движения к информационному обществу Интернет-технологии проникают во все сферы нашей деятельности. Это касается и политической жизни. Вследствие появления сети Интернет изменились способы и формы политической коммуникации не только за рубежом, но и в России. Основным фактором, свидетельствующим о том, что Интернет становится одним из самых важных ресурсов государства, является регулярная коммуникация власти с обществом в сети. В статье представлены наиболее популярные проявления сетевых форм политической коммуникации. Определяются их место и роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Маслова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет как новая форма политической коммуникации в России»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕРНЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ Маслова А.В. Email: [email protected]

Маслова Анастасия Владимировна — бакалавр, кафедра математического моделирования и информационных систем,

математический факультет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Аннотация: в процессе движения к информационному обществу Интернет-технологии проникают во все сферы нашей деятельности. Это касается и политической жизни. Вследствие появления сети Интернет изменились способы и формы политической коммуникации не только за рубежом, но и в России. Основным фактором, свидетельствующим о том, что Интернет становится одним из самых важных ресурсов государства, является регулярная коммуникация власти с обществом в сети. В статье представлены наиболее популярные проявления сетевых форм политической коммуникации. Определяются их место и роль.

Ключевые слова: политический Интернет, ресурсы власти, политическая коммуникация, сетевые формы.

INTERNET AS A NEW FORM OF POLITICAL COMMUNICATION IN

RUSSIA Maslova A.V.

Maslova Anastasija Vladimirovna — bachelor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL MODELLING AND INFORMATION SYSTEMS, FACULTY OF MATHEMATICS, BALTIC FEDERAL UNIVERSITY I. KANT, KALININGRAD

Abstract: in the process of moving to an Internet information society technologies are penetrating all spheres of our activity. This also applies to political life. Due to the emergence of the Internet has changed the ways and forms ofpolitical communication not only abroad but also in Russia. The main factor that testifies to the fact that the Internet is becoming one of the most important resources of the state, is a regular communication with the public authorities in the Network. The article presents the most popular manifestations of network forms ofpolitical communication. Their place and role. Keywords: political Internet, power resources, political communication, network form, political Internet, power resources, political communication, network form.

УДК: 32:316.772.5:004.738.5

Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, очень значимо в настоящее время их влияние и в политике. Поэтому Интернет является одним из важнейших ресурсов власти государства, в том числе и российского. Это подтверждается появлением таких терминов как «политический интернет», «цифровая дипломатия», «электронное правительство», «киберполитика» и др.

Ресурсы государственной власти — это совокупность потенциальных возможностей и всех тех средств, которую она может использовать для осуществления своих полномочий и функций, реализации и поддержания власти. Ресурсы власти многообразны. В настоящее время широко распространена классификация по основным сферам жизнедеятельности: социальные, экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные ресурсы. Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: СМИ, институты науки и образования и др.

В эпоху информационного общества коммуникативные процессы образуют, передают и оказывают содействие властным отношениям и политической общности. Интернет сейчас является одним из ведущих источников политической информации, заслонив традиционные средства массовой коммуникации на второе место, так как они главным образом работают в режиме информационного монолога, с помощью которых соответствующие органы

воздействуют на умы и поддерживают контроль над подвластными субъектами. Интернет же технологии выявили возможность многосторонней коммуникации. Все, кто имеет доступ к сети, может выступать как получателем, так и отправителем данных. В сравнении с традиционными СМИ, Интернет имеет ряд значительных преимуществ: мгновенность опубликования информации, отсутствие пространственно-временных граней взаимодействия, визуализация, быстрая связь для мониторинга, формирование вокруг темы или проблемы группу сторонников. Эффективность такого коммуникационного канала зависит от числа пользователей, участвующих в обмене информацией по данному каналу. Причем возможности сети увеличиваются с каждым днем. Это подтверждается количеством пользователей. Российский филиал исследовательского концерна Gesellschaft fur Konsumforschung Group, опубликовал 26.01.2017 отчет «Тенденции развития Интернет-аудитории в России» [3]. В 2016 году аудитория Интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше в России составляет 70,4% - 84 млн человек.

Среди ведущих политических ресурсов в Интернете можно назвать практически все платформы: информационные порталы, сайты, блоги, форумы, аккаунты, а также сообщества в социальных сетях. Каждый из упомянутых ресурсов создается с четкой целью, и вследствие набора определенных средств открывает для политических акторов свои исключительные возможности. Разница между ними заключаются в скорости обновления контента и степени интерактивности, что непосредственно связано с техническими характеристиками: простотой обновления и доступностью для пользователя.

К наиболее популярным формам политической коммуникации в сети Интернет относятся [1]:

• Веб-сайты — средство публичной коммуникации политических субъектов. Использование Интернета в политической деятельности дает возможность быстро реагировать на изменяющиеся социальные и политические условия, преобразить приемы и методы политической борьбы. Создание веб-сайта способствует увеличению базы потенциальных избирателей, последователей и единомышленников, увеличивает узнаваемость и популярность политического деятеля.

Необходимым элементом в системе политической информации стали веб-сайты органов государственной власти. Согласно федеральному закону РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», каждая политическая организация или субъект должны иметь собственный интернет-сайт. Например, на веб-сайте Администрации Президента России можно увидеть новости, стенограммы собраний, поручения, материалы о служебных поездках и официальных визитах, представленные в разных форматах. Интерактивное взаимодействие граждан с представителями Администрации проходит в отдельном разделе «Обращения». Российская многопартийная система также представлена в Сети. Все политические партии имеют свои официальные представительства в Интернете, которые отличаются явно выраженной динамичностью информации. Представители партии активно участвуют в информационном заполнении сайта.

• Блоги, микро-блоги — площадка для обсуждения общественно важных событий, вопросов политической идеологии и т. п. сквозь мнение автора.

В целях развития государственных электронных площадок, а также следуя возросшим запросам общественности, многие мировые политики, начиная с половины первого десятилетия XXI века, стали активно использовать средства обратной связи с общественностью.

На первом месте среди политических блогов - президентский, на втором - премьер министра. Третье место по популярности занимает блог Владимира Жириновского, председателя ЛДПР, четвертое - председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Пятое место получил дневник спикера Госдумы Бориса Грызлова [2].

• Форумы, чаты, социальные сети - места, которые позволяют широкой аудитории делиться текстовыми и голосовыми сообщениями в режиме онлайн. Это своего рода места для организации дискуссий, многостороннего обмена взглядами, а также источники информации.

Крупнейший политический форум России - «Политический форум». На нем обсуждаются насущные темы о политике, обществе и экономике в России, странах СНГ и в мире. Укрепились на российской политической платформе и такие форумы: «Неофициальный форум «Единой России», форум «Мыслящая Россия. Политика, экономика, культура», «Форум о политике», «Форум сторонников КПРФ».

В последнее время мировые политики активно используют социальные сети как основную коммуникативную площадку, ведь количество посетителей социальных сетей может составлять

несколько тысяч. Это позволяет сформировать интернет-сообщество единомышленников, поддерживающих политического деятеля во всех его начинаниях и высказывающих свое мнение по их поводу.

Важно отметить, что в Интернете политиками регулярно используется социальная сеть «Твиттер». Свои микро-блоги уже имеют большинство мировых лидеров. Посты, которые политики публикуют в «Твиттер», содержат как вопросы, затрагивающие государственные дела, так и вопросы личного характера. Для наглядности изобразим гистограмму (рис. 1), на которой отражено количество читателей микро-блогов российских политиков.

Количество читателей в млн.

6 4 2 0

Медведев Президент России Жириновский Навальный

■ Количество читателей в млн.

Рис. 1. Количество читателей микро-блогов российских политиков

Все эти формы политической коммуникации в Сети позволяют осуществить плодотворное виртуальное взаимодействие коммуникантов как друг с другом, так и с политическими структурами. Такое взаимодействие в некоторой степени способно создать ощущение возможности влияния на партийные и государственные организации. Это может проявляться в возможности контроля над ходом голосования на выборах, в содействие в работе форумов, в ответах на опросы, размещенных на веб-сайтах, в обмене электронными сообщениями с представителями политических сил.

Интернет в России, разумеется, стал реальной политической площадкой. Результат развития Интернет-технологий, как политического инструмента - это дальнейшее совершенствование информационных технологий. Во-первых, необходимость дальнейшего развития возникнет по причине того, что возрастет давление на правительство со стороны общественности с целью повышения эффективности деятельности государства на основе электронных технологий. Во-вторых, развитие вызвано стремлением политических лидеров использовать общественное мнение для своих же собственных интересов.

Список литературы / References

1. Морозова О.Н. Политическая лингвистика // Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы. [Электронный ресурс], 2011. №1. 159-160. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/politicheskaya-internet-kommunikatsiya-ee-rol-funktsii-i-formy#ixzz4YTxOb27O (дата обращения: 13.01.2017).

2. Российская газета RG.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2010/10/19/blog-president-site-anons.html (дата обращения: 24.01.2017).

3. GfK. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gfk.com/ra/msaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения: 3.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.