Научная статья на тему 'Интернет как фактор ценностного самоопределения молодёжи'

Интернет как фактор ценностного самоопределения молодёжи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Южанинова Е. Р.

В статье рассматривается интернет как фактор, влияющий на распространение массовой культуры и пропаганду потребительского образа жизни, обуславливающий перестройку системы ценностей современного молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет как фактор ценностного самоопределения молодёжи»

11. Розин В.М. Психология судьбы: Программирование или творчество // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 74-79.

12. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. -478 с.

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

© Южанинова Е.Р.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматривается интернет как фактор, влияющий на распространение массовой культуры и пропаганду потребительского образа жизни, обуславливающий перестройку системы ценностей современного молодёжи.

Несмотря на то, что нынешний период истории всеми оценивается по-разному, общим для многих точек зрения является признание ведущей роли информационных технологий, многообразия и плюрализма информации. В данном обществе заметно усиление производства информации и её применение, т.е. преобладание информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Интернет, как и другие средства масс-медиа, обеспечивает свободное движение и производство информации и информационных услуг, неограниченный доступ к информации и использование её для стремительного научно-технологического прогресса, для научных инноваций, развития знаний, решения экологических и демографических проблем. Но помимо признания их несомненно позитивного вклада, эти явления требуют критического осмысления, поскольку способствуют распространению массовой культуры и пропаганде потребительского образа жизни, что, как будет показано ниже, сильно влияет на ценностное самоопределение современной молодёжи.

Переход к информационному обществу обусловливает необходимость существенных изменений в системе образования. Коэволюция информационного и образовательного пространства, а также образовавшийся в нашей стране после смены строя «ценностный вакуум», усиливается деструктивным и негативным влиянием социума. В последнее время, с распространением интернета и его общедоступностью, он становится одним из ведущих

* Доцент кафедры Социальной философии, кандидат философских наук.

каналов приобщения современной молодёжи к культуре и социуму. Именно в студенческие годы происходит интенсивное накопление знаний, опыта деятельности, осознания своих способностей, и для каждой личности существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с её собственными ценностями, т.е. проблема ценностного самоопределения, проблема «врастания» в духовную реальность общества. Всё выше перечисленное ставит перед современной наукой задачу изучения процессов ценностного самоопределения молодёжи в пространстве интернета.

Начиная примерно с середины XVII века, была создана и стала успешно функционировать инфосфера - коммуникационные каналы, посредством которых массовые и индивидуальные сообщения создавались и распределялись также эффективно, как сырьё, товары и услуги. Инфосфера стала жизненно важной частью общества, наряду с техносферой и социосферой. Инфосфера создаёт и распространяет информацию, обеспечивающую работу общества в целом. Однако с середины прошлого века инфосфера испытывает сильные преобразования, ведь, с одной стороны, сокращаются объёмы носителей информации, усложняются технологии, с другой, возникли новые уровни коммуникации. Самым ярким примером в этом списке является интернет (называвшийся сначала ARPANET), который изначально задумывался и создавался в союзе учёных и военных как коммуникационная система, неуязвимая для ядерного удара (исследовательский центр Advanced Research Projects Agency Министерства обороны США). А затем достаточно быстро перестал зависеть от государства, превратившись всего за 20-25 лет (начиная с 1969 г.) в глобальное явление.

Сегодняшний интернет - это конгломерат множества глобальных и локальных сетей, принадлежащих различным предприятиям и компаниям, связанных между собой линиями связи. В интернете используются все известные линии связи, начиная с низкоскоростных телефонных линий и заканчивая высокоскоростными спутниковыми каналами.

К сожалению, помимо очевидных плюсов, информационный рост и качественные сдвиги в производстве информации оказались направленными на то, чтобы расширить потребительские интенции производства, включая в сферу товарного обращения то, что в неё прежде не попадало. Общество достаточно быстро превратилось в общество потребления, жизнедеятельность которого организована таким образом, что при манипулировании культурными кодами инициируются потребительские психологические установки, причём потребление становится доминирующим его содержанием. Отсюда изменённая коренным образом система ценностей, иерархической верхушкой которой стали выбор, покупка и обновление вещей.

Процесс формирования потребительской зависимости в совокупности с использованием современных информационных технологий настолько быстр и прост, что становятся понятными и её пандемический масштаб и скорость

распространения не только в развитых странах Запада, но и в других регионах, и в частности в России.

Раскрытие и реализация способностей стали подменяться внешними атрибутами успеха, многие из которых немедленно получили культовое значение. В этом качестве могут выступать: употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, азартные и компьютерные игры, успешно отвлекающие от психологического дискомфорта, просмотр телепередач и представлений, экстремальные виды спорта, туристические поездки. Вместо того чтобы мучительно и долго реализовывать духовные способности, можно просто приобрести вещь - знак, атрибут успеха. А функции масс-медиа состоят как раз в непрерывном порождении и переработке раздражений, способствующих укоренению этой подмены.

Символизация консьюмеризма и появление не только вещного товара, но и такого, как престиж, статус, другой человек, модная профессия, одежда из каталога делает потребительское поведение страстной игрой. Как следствие, многое обесценивается, перестраивается в иерархии ценностей и в ряд потребительских товаров попадает теперь и сам человек и отношения с ним.

Целями и ценностями современной молодёжи стали материальная обеспеченность и успех. Но эти цели с трудом достигаются образованием и упорной работой. Молодой человек отказывается от самоограничения и тем более от аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днём, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более далёком будущем. Главным стимулом для него становятся профессиональный и финансовый успех. Причём этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого человек готов поступиться любыми принципами.

«Утрачивается внутренний мир, растёт неясная обеспокоенность, отсутствует самооценка и её заменяет восприятие индивида другими людьми, никогда не удовлетворяющее полностью. Добытое признание в знаковом мире (...) при отсутствии внутреннего мира не удовлетворяет и всё больше требует всё новых и новых подтверждений состоятельности этого симулирующего состоятельность индивида», - совершенно справедливо отмечает В.Г. Федотова [4, с. 13].

На современном этапе всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой СМИ предлагают обществу не только информацию, но и идеи и мировоззрение. Так, например, Дж. Гербнер считает изменения, происходящие в современной культуре, порождением культивируемых СМИ ценностей и стандартов [5, с. 68].

У телевидения и интернета есть уникальная способность менять фундаментальные представления о социальной реальности за счёт многократного преувеличения некоторых тенденций. Тузиков А.Р. утверждает, что они также способны программировать массовое сознание, задавая не только темы

для обсуждения, но и схемы их интерпретаций [3, с. 271]. Интернет уже соперничает с родителями, педагогами, психологами в качестве источника не только информации, но и источника ролевых моделей для подражания.

Информация, получаемая из интернета, обладает высокой зрелищностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием, часто не требует умственных усилий и легко воспринимается, однако нередко плохо встраивается в систему ценностей, транслируемых образовательной средой школы или университета. Постепенно наблюдается обесценивание поиска и нахождения истины (её поиск - лишь вопрос наличия интернета, и у студентов зачастую нет сколько-нибудь критичного отношения к получаемой информации). Подобное отношение отторгает сложное знание, всё более заметна тенденция подмены осмысления жизненно важных вопросов бытия простыми решениями, предлагаемыми массовой культурой. Растёт фрагментарность и противоречивость сознания, усиливается поляризация ценностей и интересов, частым становится явление «уживания» несовместимых идей, взглядов, представлений в сознании индивида.

Вместо прежнего человека возникает неукоренённый индивид, который с помощью СМИ и интернета превращается в массового неукоренённого индивида, не имеющего связи с прошлым, не контролирующего настоящее и не представляющего и планирующего будущее. Не надо быть великим прогно-стом, чтобы понять, что теряемая (а, скорее, разрушаемая) шкала ценностей и достоинств, функциональное упрощение человеческих отношений, перегрузка и стрессы вследствие бесконечной гонки за деньгами и удовольствиями, усиление одиночества, галопирующее потребление товаров и услуг, «отсутствие социальной сцены, где было бы нужно что-то, кроме товаров и изделий, товарных марок и знаков престижного потребления» [3, с. 271] рано или поздно породят кризис, который затронет все стороны жизни и все слои.

Молодёжь, в частности студенты, только находятся в процессе аксиологического самоопределения, могут ещё не иметь духовных «якорей», поэтому ценностный поиск, оценка, выбор и проекция, обеспечивающие восхождение личности к ценностям [1, с. 12], могут быть весьма затруднены.

Педагогический аспект проблемы состоит в том, чтобы широкий спектр позитивных ценностей интернета сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности. Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности, в них как бы концентрируется жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и, с точки зрения которой, решаются многие жизненные вопросы [2, с. 16]. Результатом ценностной ориентации является ценностное самоопределение, которое

в педагогической науке чаще всего понимается как способность личности к самостоятельному построению собственной жизни, к её осмыслению и регулированию в соответствии с выработанной системой ценностей. Основной характеристикой такой личности является соблюдение норм, принятых в обществе, ориентированность на определённые групповые, коллективные и общественные ценности, которые по своей сути должны быть духовными.

Неоспоримо, что в новых культурных и экономических условиях система ценностей нашего общества должна меняться, перестраиваться. И если отношения строятся на рыночной конкуренции, то здоровый прагматизм, рациональность, умение выстраивать чёткую стратегию поведения будут получать новый, более высокий ценностный статус. Но в процессе ценностно-смыслового самоопределения современного студенчества приоритетными должны оставаться ценности духовные, общекультурные, которые, с одной стороны, обеспечивают личности непрерывное общее и профессиональное развитие, а, с другой, являются не только сокровищем человечества, но и основой его выживания и развития.

Список литературы:

1. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ 2008. - 578 с.

2. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: автореф. дисс. ... д-ра педаг. наук. - Оренбург, 2003.

3. Тузиков А.Р. Западная теория идеологии: от критики «сложного сознания» к анализу масс-медиа. - М., 2002.

4. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 3-18.

5. Шепелева Е.В. Самоопределение старшеклассников под влиянием средств массовой информации: дисс. ... канд. педагог. наук. - Н.Новгород, 2006. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.