Научная статья на тему 'Педагогические парадигмы современной французской системы образования'

Педагогические парадигмы современной французской системы образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
590
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прозорова Наталья Геннадьевна

В статье представлен краткий обзор педагогических течений и направлений французской системы образования. Автор обращает внимание на структуру системы образования Франции, в которой выделяет следующие звенья: базовое образование (младшую, начальную, среднюю и старшую, высшую школы), непрерывную профессиональную подготовку, образование взрослых, включая «университеты третьего возраста». Система непрерывного образования во Франции это единый комплекс, действующий на основе субординации всех звеньев, взаимосвязи и координации различных видов образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические парадигмы современной французской системы образования»

УДК 316.77:316.614-053.6 ББК 60.524.224.1 З - 47

Зейтунян М. А.

Роль СМИ в процессе социализации молодежи

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы информационной социализации молодежи. Поскольку средства массовой информации - один из самых мощных передатчиков социального опыта, деятельность СМИ в процессе социализации молодежи чрезвычайно важна.

Ключевые слова:

Средства массовой информации и коммуникации, социализация молодежи, информационная социализация.

Значение средств массовой информации в обществе необыкновенно велико. Неслучайно для обозначения современной цивилизации используется термин «информационное общество». Функции СМИ сегодня весьма разнообразны. Средства массовой информации - это источник сведений, ориентирующий индивида в обществе. С помощью масс-медиа приобретается и удерживается власть, направляются финансовые потоки, строится экономика и политика, происходит информирование, организация, просвещение и рекреация населения. Существование современного человека немыслимо без телевидения, Интернета, прессы и других источников информации. Мировое сообщество в лице наиболее развитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государства находятся на пороге к ней. В этих условиях, как отмечает известный американский социолог О. Тоффлер [1], основанная на силе и богатстве власть утрачивает свое влияние, хотя и не исчезает полностью. По словам популярного современного психолога Андрея Курпатова, ничего дороже опыта и информации в современном мире просто не существует: «информация ценится теперь выше любых других капиталов - денег, производств и самих информационных технологий... Всякая ситуация - это кладезь опыта и информации» [2].

Явление приобретения социального опыта или социализация - стержневой процесс, определяющий социальную сущность человека. Средства массовой информации являются активным агентом приобщения индивида к обществу. Полноценное развитие личности возможно только во взаимодействии с другими людьми и обществом, при условии усвоения индивидом норм, ценностей и законов социума. СМИ - основной транслятор социального опыта, поэтому деятельность средств массовой информации в процессе социализации очень важна. А.Р. Тузиков утверждает, что СМИ «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий» [3].

Социализация протекает в течение всей жизни человека, однако на начальных этапах формирования личности ее значение первостепенно. Именно в детстве, юности и молодости закладывается основной интеллектуальный и нравственный потенциал человека, влияющий на все его дальнейшее существование. Формирование личности происходит под постоянным влиянием получаемой информации, оказывающей воздействие на ценностные ориентации, установки и поведение молодых людей. Среди многочисленных социальных факторов, определяющих процесс социализации молодежи, таких как семья, образование, среда сверстников, средства массовой информации имеют большое значение.

В силу возрастных особенностей молодые люди наиболее восприимчивы к получаемой информации, кроме того, молодежь в сравнении со старшими поколениями лучше усваивает новые информационные технологии и является их основным пользователем, поэтому проблемы влияния СМИ на молодежь активно исследуются учеными всего мира.

В современной России вопросы социализации молодежи особенно актуальны. Исключительно остро проблемы становления личности в нашей стране встают в связи с изменением структур воспитания и образования. Данная ситуация усугубляется отсутствием ясной государственной идеологии, неопределенностью приоритетов в воспитании молодежи. Кроме того, государство в последние десятилетия утратило контроль над большей частью СМИ, в результате воздействие средств массовой информации на аудиторию, в особенности молодежную, противоречиво и непоследовательно.

Проводимая средствами массовой информации ориентация молодежи на западные ценности, в основе которых лежит прагматизм и индивидуализм, коренным образом противоречит российской ментальности с ее гуманистическими общественными идеалами. Кроме того, воздействие радио, телевидения и печати на поведение молодых людей в такой полиэтничной, разнородной по национальному составу стране, как Россия, должно осуществляться с учетом культуры межнационального общения, идеалов толерантности и добрососедства. В настоящее время наряду с объективной информацией в СМИ допускается транслирование националистических и сепаратистских материалов, способных внести дестабилизирующее начало в жизнь регионов.

Влияние медиа-системы на социализацию молодежи сегодня имеет как положительные, так и отрицательные последствия, что обуславливает необходимость повышения эффективности деятельности института СМИ.

Особое значение средств массовой информации в обществе определяет широкий научный интерес и существование разнообразных трактовок деятельности масс-медиа.

Последователи М. Вебера: К. Ясперс. К. О. Апель, У. Эко и др. акцентируют значение коммуникации для достижения человеческой свободы, справедливости, солидарности, выстраивают систему значения рациональной составляющей в культурной деятельности.

Сторонники концепции разработанной Э. Дюркгеймом, Ю. Хабермас, Х. Аренд и др. занимались исследованием общественного восприятия содержания масс-медиа.

Основу теории массовой коммуникации заложили работы таких мировых ученых, как Ч. Кули, Г. Тард, У. Липпман.

Проблемы СМИ, с точки зрения теоретического анализа исследовали крупные теоретики Р. Мертон и Р. Миллс. Их идеи имели в целом бихевиористский характер, были непосредственно привязаны к эмпирическому анализу и изучали схемы функционирования масс-медиа.

Символические значения текстов средств массовой информации исследовалось в марксизме, СМИ здесь рассматривались в качестве надстройки к общественному базису.

В соответствии с неомарксистскими традициями Франкфуртской школы М. Хоркхаймера, Т. Адорно, концепцией А. Грамши изучалась проблема влияния масс-медиа на формирование и развитие культуры. Средства массовой информации рассматривались не только как средство власти для манипулирования массами, но и как характеристика культуры.

Ключевыми в современной западной социологии являются размышления об особенностях пропаганды социальных идей П. Лазарсфельда, теоретические построения Г.М. Маклюэна, анализ основных проблем социальной теории медиа Н. Постмана, Дж. Фиске, Ж. Бодрийара, Р. Барта, Н. Лумана, М. Кастельса и др.

Различные интерпретации критического анализа роли СМИ в современном обществе дают Э. Гидденс, И. Валлерстайн, Э. Сведенборг, Р. Инглардт, Дж.Стиглиц, Г. Дж. Уолтерс, Г. Тард и др.

Изучению социальной роли СМИ в обществе, в частности, телевидения и радиовещания, вопросам их эффективности, прослеживанию социальных процессов, обусловленных их функционированием, посвящено множество работ российских ученых: Г.М. Андреевой, В.В. Бойко, Б.А. Грушина, П.С. Гуревича, Б.З. Докторова, Е.Я. Дугина, А.В. Жаворонкова, В.Н. Иванова, Ю.А. Левады, О.М. Масловой, Б.М. Фирсова,

B.А. Ядова и др.

Интерес к проблемам социализации молодежи, определил обращение к работам таких классиков социологии и социальной психологии, как Т. Парсонс, Д.Г. Мид, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Н. Смелзер, В.А. Петровский и др.

На основе анализа изученной литературы и современных эмпирических данных нами сделан ряд общих выводов:

- сегодня происходит увеличение роли средств массовой информации в функционировании всех ключевых социальных институтов и в управлении обществом;

- СМИ могут воздействовать на восприятие окружающего мира, оценку событий и явлений, происходящих как в общественной, так и личной жизни;

- современные молодые люди более половины времени активного бодрствования тратят на использование средств массовой информации;

- глобальные изменения в мире, развитие сети массовых коммуникаций, экспансия западной либеральной культуры играют значительную роль в формировании мировоззрения российского молодежи.

В результате общественных перемен происходят изменения в реализации функций СМИ: образовательная и просветительская задачи практически не выполняются, воспитательная сводится к пропаганде идеалов общества потребления, функция информирования населения в России не всегда выполняется в соответствии с постулируемыми принципами демократического развития общества. Наряду с этим функции рекреационная, развлекательная, рекламная реализуются избыточно.

Изменяется само управленческое воздействие, оказываемое СМИ на общество. С одной стороны, оно сводится к пропаганде социально-нравственных императивов и установок потребительского общества, которые быстро и легко усваиваются молодым поколением, не имеющим еще четкой системы ценностей и жизненных ориентиров. Насаждение образцов западной цивилизации приводит к уничтожению самобытности русского народа, утрате им чувства идентичности.

Сегодняшнюю структуру российских СМИ отличают от советской три важнейшие особенности. Во-первых, изменились предпочтения аудитории: «читающая нация» превратилась в «нацию телезрителей». Самым мощным общедоступным средством воздействия на общественное сознание является телевидение. Социологическое исследование, охватывающее студентов 18-20 лет МГУ им. Ломоносова, МПГУ (Московского Педагогического Государственного Университета) и МГППУ (Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета), проведенное

C.С.Гришковой, показало, что на первом месте по количеству времени использования стоит телевидение (58% популярности), на втором - радио (23,3%). Интернетом часто пользуются 14% респондентов, печатную прессу (газеты, журналы) студенты не выделяют в качестве основного источника информации (4,7% популярности) [4]. Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального воздействия на индивида. Как результат, телевидение стало самым популярным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. По данным Д. Майерса, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки, сравните, на воспитание детей среднестатистический россиянин тратит 30 - 40 минут в сутки [5].

Во-вторых, изменилась структура российского печатного рынка. Прежняя советская вертикально-иерархическая структура газетно-журнального рынка уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям региональных местных рынков.

В-третьих, в каждодневную практику российской медиасистемы вошла реклама. Для исследования тематического и идейного содержания программ общероссийского телевидения нами был проведен контент-анализ телепрограмм. На протяжении шести месяцев (с 01.05.08 по 01.11.08) анализировались телепередачи девяти российских каналов, среди которых: «Первый», «Россия», «НТВ», «Культура», «ТВ-ЦЕНТР», ТНТ, НТК, REN-TV, 5-ый КАНАЛ. Согласно проведенному исследованию, открытая реклама товаров и услуг занимает от 20% до 40% от общего времени трансляций. Реклама служит самым наглядным примером информации как товара. Современная торговля невозможна без рекламы. Однако производители, заинтересованные в скорейшем сбыте, намеренно искажают характеристики продукции, представляемой по телевидению, радио и в специальной печати. В результате реклама содержит массу субъективной информации. Реклама подается более агрессивно, чем другие передачи; во время ее показов увеличивается громкость звука, видеоряд отличается яркостью, емкостью, динамизмом. Таким образом, несмотря на то, что явная реклама занимает лишь третью часть эфира, воздействие ее на зрителей не эквивалентно времени показа, а более значительно. За последние годы отмечается небывалый рост рекламы и продукции развлекательного характера, которые обеспечивают приток недостающих средств, поскольку у государства не хватает денег для финансирования СМИ. Реклама и информация низкого культурного уровня вытесняет из эфира не имеющие высокого рейтинга культурно-просветительские передачи. Подобная политика в деятельности российских СМИ ведет к упадку содержательных качеств информации, расцвету массовой потребительской идеологии, снижению уровня культуры и патриотических чувств молодежи. Так, согласно масштабному социологическому опросу, проведенному по инициативе правительства Москвы, деятельность средств массовой информации по гражданскому и патриотическому воспитанию граждан России большинство респондентов (78,8%) оценило неудовлетворительно, 13,9% оценили деятельность СМИ как хорошую, 36% -как удовлетворительную [6].

Определяя роль средств массовой информации в процессе социализации молодежи, можно сделать вывод, что СМИ являются средством формирования «моделей» социальной реальности, важнейшим источником нормативных образцов, циркулирующих в обществе, кроме того, СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения.

Актуальность информационной социализации молодежи определяется сложностью современной российской общественной ситуации. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.

Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по повышению качества социализации молодежи, воспитания ее культурных, интеллектуальных и гражданских свойств. Наиболее актуальным в этой связи является воспитание молодежи

в духе высокой нравственности и патриотизма, усиление духовной составляющей в общественном сознании общества в целом. Большое значение для решения этой проблемы отводится повышению образовательного уровня молодежи. В этой связи необходимы меры по организации обучающих ювенальных СМИ, способствующих решению насущных молодежных проблем: содействующих выбору профессии,

получению образования, развивающих и повышающих ее духовный и интеллектуальный уровень.

Средства массовой информации являются значимым фактором социализации молодежи. Молодежь как активно социализирующаяся категория остро нуждается в повышении эффективности работы институтов СМИ.

Примечания:

1. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991. С. 167.

2. Курпатов А.В. Получить то, что хочется. М., 2007. С. 106.

3. Тузиков А.Р. Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2003. С. 21.

4. Гришкова С.С. Социологический анализ роли средств массовой информации в жизни современной студенческой молодежи // Россия и СМИ: сб. ст. студентов. Ломоносовские чтения 2004 г. Ц^: lib.socio.msu.rU/l/library.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 517.

6. Экспертная оценка влияния СМИ на молодежь // Сайт правительства Москвы. Ц^: redactor@mos.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.